К разработке трассы в обход всеволожска хотят привлечь девелоперов.

, члены градостроительного совета Ленинградской области одобрили предложения по строительству альтернативы перегруженной Дороги жизни. Речь идет о шоссе Санкт-Петербург - Морье, прежний номер которого - А128 - с начала года изменен в официальных документах на 41К-064. Учитывая важность темы, мы подробнее расскажем об этом инфраструктурном проекте.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Коммуна получит продолжение

Проект представил генеральный директор архитектурного бюро ООО «Студия 38» Константин Щербин. По данным www.kartoteka.ru , «Студия 38» зарегистрирована в 2010 году, гендиректор является единственным собственником компании. Предварительные материалы было доверено подготовить этой студии, так как она хорошо знает Всеволожский район.

По заданию заказчика - Дирекции комплексного развития территорий Ленинградской области - проект с учетом его масштаба был разбит на несколько этапов. В августе одобрили первый этап - «Северный транспортный обход поселка Романовка».

Транспортные проблемы Всеволожского района очевидны - постоянные пробки в любое время суток и в любой сезон. В обосновании идеи указано, что невозможно увеличить пропускную способность А128. Мероприятия по улучшению этой дороги, например, расширение ее отдельных отрезков, во-первых, сложно провести по финансовым причинам, а во-вторых, они все равно не дадут результата, даже в краткосрочном периоде. Кроме того, Дорога жизни как мемориальный объект включена в охранный перечень ЮНЕСКО, что осложняет ее реконструкцию.

В Генеральный план Санкт-Петербурга заложена пробивка шоссе Революции до Рябовского шоссе и строительство продолжения улицы Коммуны. Но даже при реализации данных мер пробки все равно будут неизбежны. «Мы видим, как растут жилые кварталы, увеличивая нагрузку на территорию. К тому же рядом находятся природные территории под охраной, рекреационная зона плюс статус Дороги жизни, - подчеркнул Константин Щербин. - Вопрос надо ставить так: когда и как строить дублер этой трассы в четыре полосы?»

Согласно предложенной концепции, новая трасса пройдет севернее А128. Таков результат проработки всех дорожных проектов в западной части Всеволожского района, а также перспектив его развития.

Вехи большого пути

Но вернемся к этапам будущей стройки. Первый - строительство участка 2 км с устройством развязки южнее усадьбы «Приютино». Этот участок находится у пересечения Дороги жизни с магистральным газопроводом. Проектом предусмотрено устройство левого поворота во втором уровне и выезда на магистраль в сторону Петербурга.

Второй - строительство участка городской улицы длиной 4 километра для подъезда к жилым комплексам, расположенным севернее Дороги жизни. Третий этап - строительство участка автодороги от Романовки до северного окончания Колтушского шоссе.

Основой транспортной системы должен стать новый участок автодороги, начинающийся от реконструируемой развязки на Кольцевой автодороге в створе Шафировского проспекта и заканчивающийся примыканием к автомобильной дороге А128 севернее деревни Проба с возможностью устройства в долгосрочной перспективе примыкания к северо-восточному обходу Санкт-Петербурга (КАД-2). Существующий участок Дороги жизни останется центральной улицей Всеволожска.

Строительство по этапам должно облегчить поиск финансирования. Каждый этап будет иметь собственную значимость, что сделает его более привлекательным для конкретных частных инвесторов.

«Когда дорога будет построена, мы получим скоростную магистраль непрерывного движения. Дорога жизни сейчас стоит, а не едет. Мы притормозили жилищное строительство во Всеволожске, пока не будут решены дорожно-транспортные вопросы», - сказал на заседании градсовета заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству Михаил Москвин . Он пояснил журналистам, что не хотел бы делать новую дорогу платной. Хотя закон это позволяет - ведь у скоростной трассы есть бесплатная альтернатива (та же А128).

«Федеральный бюджет охотнее идет на финансирование дорожного строительства, если предполагается возврат средств, опыт сбора платы за проезд по ЗСД оказался вполне успешным. Кроме того, для финансирования может быть использована схема государственно-частного партнерства. Мы ожидаем, что частные девелоперы, строящие здесь жилье, возьмут на себя проектирование», - заявил вице-губернатор.

Руководитель Дирекции комплексного развития территорий Ленинградской области Даниил Федичев сообщил нашей газете, что пока нет проекта, лишены оснований финансовые выкладки, появившиеся в СМИ. Коллеги подсчитали: по данным Минтранса, один километр скоростной дороги в четыре полосы стоит 42 млн рублей. Значит, новая 21-километровая дорога обойдется в 882 млн рублей.

«Все это без учета стоимости передачи земли, строительства развязок, - сказал Федичев. - Также, пока нет цифры стоимости, нельзя говорить о долях в финансировании проекта - сколько возьмет на себя федеральный центр, сколько область, сколько частные инвесторы. Дело может осложнить и необходимость выкупа отдельных участков. Половина земель, где пройдет будущая трасса, относится к Минобороны, переговоры с этим ведомством тоже дело непростое».

Что касается сроков реализации, то «если удастся выполнить проектирование к концу 2019 года, то это уже будет хорошо», сообщил наш собеседник. Говорить же о сроках непосредственно строительства пока и вовсе рано.

По данным www.kartoteka.ru , автономная некоммерческая организация «Дирекция комплексного развития территорий Ленинградской области» учреждена в 2017 году. Участники: ГАУ «Леноблгосэкспертиза», комитет по строительству Ленинградской области, Ленинградская областная торгово-промышленная палата.


Комментарии

Самое читаемое

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Вчера на градсовете Ленобласти состоялось утверждение эскиза схемы Северного транспортного обхода поселка Романовка, который должен стать дублером Дороги жизни. Стоимость 21-километровой трассы чиновники назвать отказываются, однако уже заявляют, что в разработке проектной документации новой магистрали во Всеволожском районе должны участвовать компании-застройщики. Тем, кто не согласится, обещают не выдавать разрешения на строительство.


Эскиз строительства дороги "Северный транспортный обход поселка Романовка", которая должна пойти в обход Дороги жизни во Всеволожском районе, был утвержден вчера на градостроительном совете Ленобласти. Проект разработало архитектурное бюро "Студия 38" по заказу дирекции комплексного развития территории Ленинградской области.

По словам гендиректора ООО "Студия 38" Константина Щербина, разгрузка Дороги жизни является приоритетной темой, для этого было предложено проложить новую скоростную магистраль, которая пройдет параллельно и будет иметь несколько развязок, в том числе и с КАД.

"Новая дорога планируется четырехполосной, без светофоров и левых поворотов, она будет выполнять практически ту же функцию, что и Дорога жизни сейчас. Это позволит разгрузить транспортный поток и сделать хорошие смычки в местах наиболее интенсивных по дорожному движению участков",— сказал господин Щербин.

Также он подчеркнул, что постройка дороги будет разделена на несколько этапов, каждый из которых будет синхронизирован с застройкой тех или иных участков. Всего будет построен 21 км дорожного полотна.

Новая автодорога начнется в створе Шафировского проспекта и закончится примыканием к автомобильной дороге А128 Санкт-Петербург — Морье севернее деревни Проба. Там предусмотрена возможность примыкания к северо-восточному обходу Санкт-Петербурга (КАД-2). Но это пока, как говорят разработчики проекта, долгосрочная перспектива.

Как отметил заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству Михаил Москвин, разработку проектно-сметной документации нового обхода должны взять на себя компании-застройщики.

"Застройщики, которые имеют интересы в этом районе, уже могут начинать закладывать в свои проекты дорожные участки, необходимые для обеспечения транспортной доступности территории, ориентируясь на представленный проект",— добавил Михаил Москвин.

По словам вице-председателя правительства Ленобласти, многим застройщикам, особенно тем, кто планировал строиться в районе деревни Романовка, уже было отказано именно по причине отсутствия подъездных путей в проекте.

Среди компаний, на финансирование которых рассчитывают в администрации Ленобласти, была названа компания "Петрострой", которая планирует сдать первую очередь ЖК "Северный вальс" в районе Всеволожска. Проектом предусмотрены кирпично-монолитные высотные дома (до 16 этажей) общей площадью 279 тыс. кв. м. Как сообщили в правительстве Ленобласти, застройщик про планы чиновников получить с компании финансирование знает.

"Пока не будет дороги — дальнейшего развития проекта мы не дадим",— пообещал господин Москвин. На градостроительный совет представители компании вчера не пришли. Вчера телефоны компании "Петрострой" не отвечали.

Глава дирекции комплексного развития территорий Ленинградской области Даниил Федичев рассказал, что, помимо застройщиков, в разработке проекта было предложено поучаствовать и другим заинтересованным компаниям. Например, дирекция вела переговоры с компанией "Меликон Полар", которая расположена во Всеволожске, и Энергомашбанком, который имеет в собственности участок в этом районе.

"У компании "Петрострой" скоро ввод домов ЖК "Северный вальс" в эксплуатацию. А у них с транспортной доступностью сейчас все очень плохо. Сейчас есть решение этой проблемы, но весь вопрос в том, что мы предложим свое видение застройщику, а он уже решит — соглашаться ему или нет,— поясняет господин Федичев.— Застройщикам предложено поучаствовать в этом инвестиционном проекте, заключить гражданско-правовой договор, на основании его дирекция будет аккумулировать денежные средства. Будет определен проектировщик, согласовано техническое задание на проектирование".

По его словам, после утверждения ТЗ на новую дорогу в обход Всеволожска, а также после прохождения экспертизы на строительство магистрали будут выделены федеральные средства. Их объем региональные чиновники называть затруднились, как и сроки реализации проекта.

"Гипотетически это может быть платная дорога, но мы против этого. Этот вопрос серьезно можно будет рассматривать, когда уже будет проектно-сметная документация. Но замечу, что федеральный бюджет более охотно софинансирует платные проекты, которые строятся на возмездной основе. Например, опыт с ЗСД показал себя как успешный",— добавил господин Москвин.

По данным Минтранса, один километр скоростной дороги в четыре полосы стоит примерно 42 млн рублей. Таким образом, не считая развязок и съездов, строительство 21 км асфальтированного полотна дублера Дороги жизни обойдется примерно в 882 млн рублей. Однако в данном случае речь идет о строительстве в "чистом поле".

В случае с дублером Дороги жизни дело осложняется тем, что около половины земель трассы сейчас являются территориями рекреационного назначения: участки Ржевского полигона ранее принадлежали Министерству обороны, а позже были переданы в ведение Всеволожска. Изменение функционального назначения земель не только удорожает проект в несколько раз, но и затягивает время, необходимое для начала строительства. Строительство Восточного скоростного диаметра аналогичной протяженностью (21 км) экспертами оценивается в 150 млрд рублей.

В понедельник, 27 августа, градостроительный совет Ленобласти рассмотрит концепцию строительства обхода Всеволожска, а также поселков Ковалево и Романовка. Новая дорога станет дублером трассы СПб - Морье, известной как Дорога жизни. Разработкой концепции занимается ООО "Студия 38". Если документ будет одобрен, региональный приступит к разработке поправок в генплан Всеволожска и в схемы терпланирования Ленобласти.

Как ляжет

Трасса СПб - Морье проходит от Петербурга к Рябовскому шоссе, через Всеволожск и ряд небольших поселков до поселка Морье на Ладожском озере. Общая протяженность дороги - более 30 км. Согласно описанию проекта, длина обхода составит около 20 км. На первом этапе планируется построить участок от Шафировского пр. до Приютино с развязкой. Далее будет построен участок 4 км для подъезда к зонам жилищного строительства. Третий этап - от Колтушского шоссе до поселка Проба.

Основным якорем для обхода может стать планируемое строительство кампуса СПбГУ на территории бывшего Ржевского полигона, говорит глава ООО "Студия 38" Константин Щербинин.

Деньги и земля

При строительстве возникнут две основные проблемы, отмечают чиновники. Первая - длительная процедура по изъятию земель для строительства. Они находятся в частной собственности, а также в ведении

Вторая и, пожалуй, главная сложность - стоимость проекта. По оценкам экспертов, 1 км трассы может стоить до 1 млрд рублей с учетом землеотвода и развязок. Таким образом, стоимость всей дороги может достигать 20 млрд рублей. В областном бюджете таких средств нет, весь дорожный фонд в 2018 году составляет 9,5 млрд рублей. Приходится рассчитывать на поддержку федерального бюджета.

Областные власти говорят о планах по привлечению в проект частных инвесторов. Финансирование со стороны частников может идти через Дирекцию развития территорий Ленобласти. Такая схема уже работает, например, в Кудрово, при строительстве Европейского пр. Размер взноса зависит от числа возводимых девелопером квадратных метров.

Долгожданный проект

Дорога жизни уже давно не справляется с транспортной нагрузкой, особенно в выходные дни. Строительство дублера станет долгожданным событием не только для жителей района, но и для расположенных вдоль Дороги девелоперских проектов, уверена , руководитель маркетинга и аналитики АН "Лаборатория метров". "Трасса–дублер станет стимулом для развития малоэтажной застройки во Всеволожском районе", - говорит эксперт.

Дмитрий Сперанский, глава Экспертного бюро "Сперанский", подсчитал, что вдоль Дороги жизни возводится 19 коттеджных поселков (2150 лотов). Более 1300 этих лотов уже распродано: семьи там строятся, делают ремонт, заселяются. Также вдоль Дороги жизни находится 14 проектов (1500 лотов), продажи в которых приостановлены.

По расчетам , вдоль Дороги строятся 300 тыс. м2, из которых половина выставлена на продажу. "Проекты выиграют от улучшения транспортной ситуации, их продажи, скорее всего, подрастут. А у замороженных проектов появится веская причина возобновить продажи", - говорит Дмитрий Сперанский.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Платный дублер может появиться у Дороги Жизни, ведь из-за круглосуточных пробок не въехать во Всеволожск. Так архитекторы Ленобласти заманивают на Ржевский полигон кампус СПбГУ, раз премьер Медведев думает. Строительный Михаил Москвин цитирует Остапа Бендера.

Градостроительный совет в понедельник, 27 августа, рассмотрел проект дублера Дороги Жизни. Официально он называется "Северный транспортный обход поселка Романовка", а представил его архитектор "Студии 38" Константин Щербин . Это известный в профессиональной среде Всеволожского района человек и, как заметил вице-губернатор Михаил Москвин , он является самым частым докладчиком на этих встречах. Возможно, потому что обычно государство в лице Москвина ему же, Щербину, и доверят подобные презентации.

По словам Щербина, с Дороги Жизни давно пора снять существующую нагрузку, потому что "пробки здесь всегда, в любое время суток". Все из-за разросшихся жилых комплексов и того, что трасса является памятником истории "и ее давно пора перевести в статус городской магистрали". Кстати, сам Щербин знает, что говорит, он местный, всеволожский. Его бывшая супруга Мария Подольская тоже архитектор и проходит свидетелем по делу о мошенничестве с землями во Всеволожске.

Архитектор Щербин, выйдя к слайдам, рассказал, что пробивка новой скоростной магистрали начнется с реконструируемой развязки в створе Шафировского проспекта. Далее пройдет по территории бывшего Ржевского полигона, обойдет озеро Большое, выйдет к жилому комплексу "Северный вальс" и упрется в автомобильную дорогу А-128 "Санкт-Петербург - Морье" севернее деревни Проба. Протяженность всей трассы будет не менее 21 километра.

Зачем-то обозначил на своих схемах он и территорию, потенциально отданную под кампус СПбГУ, хотя итоговое решение, где его расположат, должен принять премьер Дмитрий Медведев , а он еще не определился. Хотя, может, для того и обозначил.

Ни метрополитена, ни легкорельсового трамвая в ближайшую жизнь здесь не предвидится, потому "один из вариантов развития - это создание транспортно-пересадочного узла", сообщил, а, скорее, размечтался Щербин. Председатель Градсовета Москвин, кстати, посоветовал присутствующим не обращать внимание на условное обозначение кампуса, а по поводу возможного ТПУ оказался совсем не в курсе.

Тут нарисовано виртуальное будущее, - заметил он.


Взяв слово и шариковую ручку в правую руку (на левой - часы с надписью "Губернатор"), Михаил Москвин заметил, что хотел бы переложить финансирование документов территориального планирования на плечи застройщиков, из-за которых, собственно, во Всеволожск и в Романовку теперь толком не въехать. Тоже, видимо, увлекшись фантазиями, между делом заметил, что обсуждаемая дорога, раз она дублер, может стать и платной. Тем более, федеральный центр обычно лучше выделяет средства на государственно-частное партнерство. Хотя, лично он против такого развития событий.


На этом теоретически можно было бы и остановиться, но не таков творческий мир архитектуры. Со всех углов зала посыпались идеи, как раскритиковать представленное на карте. Обструкции подверглась, собственно, сама мысль делать трассу именно параллельно Дороге Жизни, а предложили обойтись локальными вкраплениями.

Локальные участки ничего не решат, к тому же, мы залезем на территорию Румболовского парка и озера Длинное, - только и успевал отвечать Москвин.


Возникла и мысль, что предложенный вариант и вовсе не решит проблему пробок, поскольку образуются они как раз начиная с деревни Проба и, не разгрузив тот узел, ничего не получится сделать. Завязался спор, есть ли пробки в районе Пробы сейчас, и уже выходило, будто и нет их там. "Это сейчас нет, а представьте, что будет потом", - заметил заместитель начальника Леноблэкспертизы Евгений Бредихин .


Невооруженным взглядом было видно, что самому Бредихину представленный проект очень нравится и он, как мог, его защищал от нападок. Точнее, активно поддакивал Москвину, которому проект тоже очень нравился. Мы уже рассказывали, что эти двое знакомы лет двадцать, сошлись во время жизни во Всеволожске, дружат семьями вплоть до ужинов по выходным. Когда-то Бредихин чуть не стал зятем вечного директора петербургского "Водоканала" Феликса Кармазинова, но настоящим зятем, пусть ненадолго, как известно, стал нынешний советник губернатора Ленобласти Александр Габитов. Иногда они могут пересекаться в здании правительства.

С другого конца зала крикнули, что дублер не будет пользоваться спросом, ведь до него придется делать крюк. "Сколько ехать от Васильевского острова до Всеволожска? 35 километров. А по ЗСД до Всеволожска 65 километров. Но сравните время, какое вы потратите там и там. Здесь человеку лучше потратить лишние 15 минут, чем стоять в пробке",-продолжал Москвин защиту Щербина. Кстати, так детально он в курсе, потому что на Ваське у него квартира.


С самым замечательным заявлением выступил архитектор Михаил Киреев . "Любые дороги - это хорошо", - заметил он, чем вызвал небольшую бурю оваций. В его видении выходило, что дорога обязательно должна иметь выход на проспект Непокоренных, "иначе эта штука не будет работать".


Кажется, единственный из тех сидящих в зале, кто должен был понимать суть, внутренне съеживался председатель комитета по архитектуре и градостроительству Вячеслав Шибаев . В какой-то момент он наклонился к Москвину, что-то нашептал ему и удалился. Потеря оказалась незамеченной.

Молодой мужчина в костюме, отрекомендовавшийся представителем некой строительной компании, спросил у Москвина, как он собирается синхронизировать процесс жилой застройки и появления новой дороги. И уточнил, не перепадет ли бизнесу каких бонусов за участие в судьбе транспортно-дорожной сети. "Вы можете заниматься своими эскизами, пока мы будем заниматься дорогой", - пробурчал Евгений Бредихин.

Вы с одной стороны хотите синхронизировать, а я с другой. Но я вспомню Остапа Бендера: "Торг здесь неуместен". Мы пока не торгуемся, а вы уже торгуетесь, - проговорил Москвин. И, кстати, это был добрый признак, ведь обычно он цитирует на публике только Булгакова, и то - одну фразу про разруху в головах.

У нас что, нет другой территории для кампуса? Зачем его обязательно было сюда втыкать. И вообще, не должно быть иллюзий у застройщика, что этот проект реализуется завтра. Может, через двадцать лет появится дорога, - остудил пыл присутствующих зампред комитета по архитектуре и градостроительству Владимир Демин.

Отвечая на вопросы журналистов, Михаил Москвин признал, что сейчас нет понимания, ни сколько стоит воплощение в жизнь идеи по строительству дублера Дороги Жизни, ни сколько нужно на нее времени.

—Знаю только, что это надо было делать еще вчера. Это очень затратный и дорогой проект, проходит по болотистым землям Ржевского полигона. Половина земли принадлежит военным, и много времени придется потратить, чтобы с ними согласовать,-отметил он.

Надо полагать, и в СПбГУ, и в Москве насчет готовности проложить дорогу для Университета заметят.

Юлия Гильмшина,

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.

Ольга Берггольц, «Ленинградская поэма».

Единственная дорога, связывавшая блокадный Ленинград со страной — Дорога жизни — проходила через Ладожское озеро. По Ладоге, под бомбёжками и обстрелами, днём и ночью везли грузы для осаждённого города и эвакуировали людей. В период навигации движение шло по воде, а зимой по ладожскому льду. От Ладоги до Ленинграда движение продолжалось по автодороге, которая и в наши дни называется «Дорога жизни», и по железной дороге.
У станции Ладожское озеро установлен памятник: паровоз «Комсомолец», который в годы блокады водил составы с продуктами, топливом и боеприпасами и эвакуировал ленинградцев.


Мемориальный комплекс с установленной на постамент полуторкой и памятниками. Кроме памятников погибшим в Великой Отечественной войне есть здесь и другие: жертвам чернобыльской катастрофы и воинам, погибшим в Афганистане и Чечне.

Монумент «Катюша». Во время войны на этом месте находилась одна из зенитных батарей, защищавших Дорогу жизни от вражеских самолетов.

На берегу Ладожского озера находятся мемориал «Разорванное кольцо», Осиновецкий маяк и музей «Дорога жизни».

Мемориал «Разорванное кольцо».

Потомок, знай! В суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели Дорогу Жизни
Чтоб жизнь не умирала никогда.
Эти стихи Бронислава Кежуна высечены здесь на каменной плите.
Среди возложенных к Вечному огню живых цветов можно разглядеть оставленные кем-то листы бумаги со стихами:
«Здесь мы жили тогда с тобой.
Был наш дом не домом, а дотом.
Окна комнаты угловой
Амбразурами пулемёта.»

«Друг, я слышу твои шаги
Рядом, здесь, на местах боёв.
Друг мой, сердце моё, оглянись,
Мы с тобой идём не одни.»
Это отрывки из пронзительного стихотворения Ольги Берггольц «Я иду по местам боёв…».

Внизу, под арками монумента, увековечен след от автомобиля.


Два больших железобетонных шара символизируют осветительные прожекторы на Дороге жизни, а чуть в стороне от основного монумента расположено зенитное орудие.

Ладожское озеро в сентябре.

Музей «Дорога жизни» в том виде, в каком он сейчас, начал существовать совсем недавно. В течение долгих лет он был в полузаброшенном состоянии, и лишь в 2016 году полностью восстановлен, отреставрирован и отремонтирован. Сейчас музей состоит из открытой парковой территории, где находятся самолет «Ли-2», пароход «Ижорец», артиллерийские орудия и другие крупные экспонаты, крытого павильона и основного здания.
Напротив музея находится берёзовая роща, где на каждую берёзу повязан пионерский галстук в память о пионерах и школьниках, погибших в блокаду.


На территории музея.

"Ижорец"

Внутренняя сторона артиллерийской установки.

Вид на маяк Осиновец.

В закрытом павильоне находятся автомобили времён Великой Отечественной войны—полуторка, трёхтонка, автобус АТУЛ АЛ2, полевая кухня, мины и торпеды, осколки снарядов, фотографии, документы, газеты, плакаты времён Великой Отечественной войны.

Трёхтонка. На заднем плане на стене видна проекция, создающая ощущение, будто эта трёхтонка едет по Дороге жизни, а за ней движутся другие автомобили.

Полуторка и автобус АТУЛ АЛ»

Полевая кухня.

В основном здании музея также много фотографий, документов, плакатов, представлено оружие, инструменты, обмундирование времён Великой Отечественной войны.
Звучат позывные «Говорит Москва» и сообщение Левитана о прорыве блокады Ленинграда. Как раз в этот момент мой взгляд падает на размещённый под стеклом репродуктор.

Пулемёт «Максим».

Впечатляющая мини-реконструкция Дороги жизни.

«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам»

Небольшая скульптура: регулировщица, солдаты и укутывающая ребёнка мать.

Конечно же, сказать, что путешествие по Дороге жизни производит очень сильное впечатление — значит не сказать ничего. Сердце замирает, когда представляешь себе то, что происходило здесь в годы войны. Вот именно здесь, на том месте, где прямо сейчас стоишь ты…


Никто не забыт, ничто не забыто.