Затыкать пробоины деньгами. новые и дорогие корабли нато не готовы к бою

January 19th, 2018

Подобные новости про немецкий флот, (вмерзают в лед и не могут отойти от берега ) - это не повод поржать над высокотехнологичными странами. Это просто напоминание тем, кто не считается с Россией и считает, что все ее уже далеко опередили в техническом плане, отличном от смартфонов.

Новейший фрегат ВМС Германии "Баден-Вюртемберг" стоимостью три миллиарда евро провалил испытания и вернулся в судоверфь для доработки. Исправление всех недостатков, появившихся, судя по всему, из-за ошибок при проектировании, займет несколько лет, сообщает Wall Street Journal.

Кроме прочих недочетов - судно постоянно кренится на правый борт.

Первая проблема корабля связана с его электроникой, которой фрегат буквально напичкан. По замыслу, она должна было стать одним из важных преимуществ "Баден-Вюртемберга", ведь благодаря автоматизированным системам управления военному кораблю длиной 150 метров и водоизмещением семь тысяч тонн требуется всего 120 человек экипажа. Однако испытания показали, что программное обеспечение постоянно сбоит, из-за чего некорректно работает бортовая радиолокационная станция, без которой фрегат становится легкой мишенью для противника.


Еще большее удивление вызывает тот факт, что и корпус "Баден-Вюртемберга" выполнен с серьезным дефектом — судно постоянно кренится на правый борт.



Даже если корабль удастся отремонтировать, неясно, сможет ли он себя защитить от террористических групп, вооруженных противокорабельными ракетами, — сообщает Wall Street Journal. — Кроме того, ему будет сложно противостоять российским подводным лодкам на Балтике, так как на фрегате не предусмотрена установка сонара и торпедных аппаратов.


Судя по всему, корень всех бед кроется в том, что Германия давно не строила крупных военных кораблей, стране элементарно не хватает опытных в таких проектах инженеров. Примечательно, что в настоящее время в производстве находятся еще три судна того же типа, их ввод в строй в назначенные сроки вызывает большие сомнения.

Можно еще вспомнить, как в декабре Лучший американский корабль снова вышел из строя

Строительство корабля DDG-1000 Zumwalt велось с 2010 года американской компанией General Dynamics, а в конце октября 2013 года его спустили на воду. Футуристичный 180-метровый эсминец спроектирован с применением технологий малозаметности и вооружён 20 пусковыми установками Mk. 57 VLS на 80 ракет, двумя 155-миллиметровыми пушками и двумя зенитными орудиями Mk. 110 калибром 57 миллиметров. Также на корабле будет базироваться вертолёт SH-60 Sea Hawk и три беспилотных летательных аппарата MQ-8 Fire Scout.

DDG-1000 оборудован комбинированной силовой установкой нового поколения, представляющей собой два газотурбинных двигателя Rolls-Royce, которые используются для выработки электроэнергии, обеспечивающей как движение судна, так и электроснабжение всех корабельных систем. Благодаря современным асинхронным электродвигателям эсминец развивает скорость в 30 узлов (около 55 км/ч).

Ввод корабля в эксплуатацию планировалось осуществить 15 октября 2016 года в городе Балтимор штата Мэриленд, после чего Zumwalt должен был отправиться в порт постоянного базирования в городе Сан-Диего штата Калифорния. Однако 21 сентября, по пути в Балтимор с верфи Bath Iron Works в штате Мэн, экипаж обнаружил морскую воду в системе смазки двигателя одного из гребных валов эсминца. После этого Zumwalt немедленно отправился на ремонт в порт города Норфолк в штате Вирджиния.

Но и после этого многострадальный американский эсминец DDG-1000 не смог добраться до порта постоянного базирования в Сан-Диего: спустя два месяца корабль сломался во время прохождения Панамского канала. На сей раз, по словам пресс-службы ВМС США, возникли некие «инженерно-технические проблемы» с теплообменниками, в результате чего у корабля вышла из строя силовая установка и он оказался обездвижен.

Аварийный эсминец пришлось отбуксировать на американскую военно-морскую базу Родман, расположенную в Панаме. Дальнейший график движения судна, по словам военных, будет гибким, чтобы дать инженерам возможность как следует проверить работоспособность всех бортовых систем и обеспечить безопасную эксплуатацию корабля. Но и второму экземпляру корабля DDG-1001 Michael Monsoor тоже не везёт с надёжностью!

Через день после выхода в море с верфи Bath Iron Works в штате Мэн у эсминца отказали фильтры гармоник, которые защищают чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности. Так ультрасовременное судно лишилось возможности использовать сложную электрическую сеть при высоких нагрузках. В результате DDG-1001 вернулся на ремонт. Кстати, из-за гигантской стоимости корабля в 4,4 миллиарда долларов ВМС США сократили план закупок эсминца с 28 до трёх экземпляров.

Вот тут мы подробно

Фрегат типа "Баден-Вюртемберг" ВМС Германии

Полковник С. Корчагин

В июне 2007 года был заключен контракт на строительство четырех фрегатов (ФР) типа "Баден-Вюртемберг" для ВМС ФРГ между федеральным управлением оборонных технологий и закупок (BWB) и консорциумом "Арге" (ARbeitsGEmeinschaft Fregatte 125 - ARGE) в составе компаний "Тиссен-Крупп марине системз/Блом унд Фосс нэйвэл" (г. Гамбург) и "Фридрих Люрссен верфт" (города Гамбург и Бремен). Его общая стоимость составит более 2 млрд евро. Это крупнейший проект германского кораблестроения. Головной ФР - "Баден-Вюртемберг" (F222) - оценивается в 650 млн евро. Дополнительные работы по устранению недостатков (на корпусе корабля разошлось огнестойкое покрытие) обойдутся примерно в 100 млн евро. Эти расходы покроет консорциум.


Принятие фрегатов проекта F125 на вооружение станет одним из основных этапов модернизации ВМС бундесвера. Эти корабли предназначены как для обеспечения национальных интересов в длительных морских операциях низкой и средней интенсивности на удаленных ТВД, так и для участия в многонациональных операциях по поддержанию мира, предотвращению кризисов, поддержке гуманитарных операций, а также операций по эвакуации.

К данному проекту предъявляются следующие требования:
- пригодность к интенсивной эксплуатации в любом районе Мирового океана;
- оснащение АСУ обороны корабля от "асимметричных угроз";
- способность оказания огневой поддержки действиям сухопутных войск на приморских направлениях;
- способность обеспечить ведение боевых действий силами специальных операций (ССО).

Пригодность фрегата F125 к интенсивной эксплуатации является основным требованием и инновационной задачей программы строительства кораблей данного класса. Она во многом определяет конструкцию корабля, график эксплуатационных периодов и основывается, в частности, на следующих принципах:
- продолжительность пребывания в назначенной оперативной зоне в течение 24 месяцев или 5 000 ходовых часов в год;
- обеспечение ресурса главной энергетической установки (ГЭУ) до проведения капитального ремонта в 30 000 ч;
- возможность планового обслуживания систем и механизмов с продолжительностью эксплуатационного периода 68 месяцев и интервалом между доковыми ремонтами пять лет;
- высокая степень автоматизации общекорабельных систем, различных приводов и исполнительных механизмов, ГЭУ и средств борьбы за живучесть.

Решение задач, предусмотренных концепцией интенсивней эксплуатации, по мнению зарубежных экспертов, выводит военное судостроение Германии на новый уровень. Целью интенсивной эксплуатации является достижение максимального непрерывного пребывания корабля в районе проведения операций. Так, если при задействовании предыдущих фрегатов (проекты F124 и F123) требовалось три корабля, чтобы достичь постоянного присутствия одного в оперативной зоне, то при реализации концепции интенсивной эксплуатации (в том числе благодаря использованию сменных экипажей) непрерывно находиться в передовой зоне будут два из четырех фрегатов проекта F12S.

Согласно норме соотношения периодов эксплуатации и технического обслуживания (Betriebs-und Erhaltungs-periodennorm-BEPN) в качестве основы для планирования режимов оперативного использования и обслуживания техники для F125 определен общий цикл продолжительностью 68 месяцев. Он начинается с 33 месяцев первого эксплуатационного периода, включающего три месяца планового технического обслуживания и необходимого ремонта. Далее следует второй период эксплуатации в течение 27 месяцев, после чего предусмотрен восьмимесячный ремонт в доке. Затем начинается очередной, одинаковый по времени и содержанию, общий эксплуатационный цикл.

Достижение этой сложной и впервые поставленной в германских ВМС цели требует от членов экипажа в дополнение к их прямым обязанностям готовности и способности к проведению планового обслуживания техники в процессе эксплуатации. При этом издержки по обслуживанию систем корабля на время его пребывания в море предполагается свести к минимуму с учетом степени их сложности (от отдельных компонентов, имеющих конструктивные особенности с низким уровнем обслуживания, до оборудования с максимальной степенью автоматизации).

ФР проекта F125 способен принять на борт до 50 военнослужащих сил специальных операций (ССО) с полной экипировкой. Для этого на нём предусмотрены зоны (отдельные помещения) для размещения личного состава, а также для складирования вооружения, снаряжения и материальных средств. Альтернативно эти помещения могут использоваться для обеспечения проведения операций по эвакуации или работы штабных групп управления (Commander Task Group - CTG). В последнем случае развертывается центр управления, оснащенный связным оборудованием, интегрированным в сети связи многонациональных сил.

Для обеспечения ССО на фрегате имеются четыре штатных рабочих катера (длина 11 м). Они могут применяться для досмотровых операций, патрулирования, высадки на берег, а также для поиска и спасения терпящих бедствие. В зависимости от решаемых задач катера могут вооружаться 12,7-мм пулеметами или автоматическими гранатометами.

В боевую информационно-управляющую систему (БИУС) фрегата проекта F125 входят как состоящие на вооружении и выпускаемые серийно, так и новые системы. В частности, в состав комплекта включены: впервые реализованные две последовательные взаимно перекрывающиеся сети, модернизированная автоматизированная система управления кораблем и боевого управления оружием (Ftihrungs-und WaffenEinsatzSystem -FtiWES), а также новая многофункциональная РЛС (TRS-4D/NR).

Особенностью конструкции БИУС является распределенная архитектура, состоящая из вычислительных блоков общего назначения и интерфейсных пользовательских компьютеров. В отличие от фрегата проекта F124 конфигурация аппаратуры и программного обеспечения вычислительных блоков и интерфейсных компьютеров практически идентична. Основное предназначение пользовательского компьютера - реализация соответствующего "интерфейсного приложения", при этом он получает все необходимые дополнительные каналы и программные ресурсы для связи с подсистемами. По мнению германских специалистов, независимость от специальных компьютеров и центральных серверов обеспечивает высокую живучесть и надежность этой системы. При сбоях вычислительных блоков общего назначения происходит автоматическое перераспределение программных ресурсов между пригодными к работе компьютерами.

Впервые в ВМС ФРГ БИУС обеспечивает широкую интеграцию оптоэлектронных датчиков с автоматическими управлением, анализом изображения, а также связь потока цифровых данных с видеоданными в интерфейсе "человек-машина".

В боевой информационно-управляющей системе предусмотрена функция "ведения асимметричной войны" (Anti-Asymmetric Warfare - AAsyW) для защиты корабля от нападений террористов. В основу положен принцип непрерывного (без "мертвых зон") контроля окружающей обстановки. Для гарантированного обнаружения и заблаговременной классификация "угроз" применяется непрерывное сличение данных, получаемых от оптических и оптоэлектронных датчиков, с заложенными в память ЭВМ "портретами" (формулярами) типовых потенциально опасных объектов. При этом назначается последовательность применения систем оружия на самооборону по эшелонам.

Основные характеристики фрегата проекта F125

Полное водоизмещение, т Более 7 000
Длина, м 149,52
Ширина, м 18,8
Осадка, м 5
Главная энергетическая установка, тип КДЭПУ (CODLAG)
Газовая турбина, тип GE 7 LM2500 PF/MLG
количество, единиц 1
мощность, л. с. 26820
Дизельные генераторы, тип MTU20V4000
количество, единиц 4
мощность, л. с. 3 875
Количество гребных электродвигателей, единиц 2
Мощность гребных электродвигателей, л. с. 6 300
Движитель, тип Пятилопастной винт регулируемого шага
Скорость хода, уз:
полного 26
экономического 18
Дальность плавания, миль 4000
Экипаж, человек 120 (дополнительно 20 человек авиагруппа и 50 военнослужащих ССО)

Вооружение

Ракетное 2 х 4 ПУ ПКР "Гарпун" (RGM-84); 2 ПУ Мк 49 3РК "Рам" мод.2
Артиллерийское, единиц:
127-мм АУ 1
27-мм MLG 27 с ДУ 2
12,7-мм пулемет с ДУ 5
12,7-мм пулемет 2
Авиационное, штук: многоцелевые вертолеты NH-90 2
Радиоэлектронное: системы передачи данных L ink 11,-16 и -22

В состав радиоэлектронного вооружения также включены: система передачи данных типа "Лише" (Link 11/16/22), интегрированная бортовая сеть (работает в режиме реального времени) и мультисервисная бортовая сеть (не в реальном времени), а также фильтры ИТ-безопасности.

В состав вооружения фрегата проекта F125 входят: две четырехконтейнерные ПУ противокорабельных ракет "Гарпун", две ПУ Мк 49 ЗРК "Рам", 127-мм артиллерийская установка (АУ) 127/64 LW (итальянской фирмы "ОТО Мелара"), две 27-мм АУ MLG-27, пять 12,7-мм пулеметов, четыре ПУ постановки ложных целей, а также системы радиоэлектронного противодействия (Syste-me fur Elektronische GegenmaBnah-men - EloGM).

По сравнению с 76-мм орудиями германских фрегатов и корветов других типов АУ ФР проекта F125 имеет наибольший калибр среди кораблей ВМС страны. Орудие предназначено для поражения всех видов целей (морских, воздушных и наземных) и огневой поддержки действий сухопутных войск на приморских направлениях. Установка позволяет вести огонь всеми стандартными типами боеприпасов калибра 127 мм со скорострельностью 35 выстр./мин. В боекомплекте четыре барабанных магазина по 14 выстрелов, что позволяет применять боеприпасы различного типа. В боезапас корабельной АУ планируется включить подкалиберный боеприпас "Вулкано" в неуправляемом и управляемом вариантах (по данным КРНС "Навстар" или полуактивной лазерной ГСН). В неуправляемом варианте его максимальная дальность стрельбы составит до 70 км, а в управляемом - до 100 км.

По мнению зарубежных специалистов, возможность эффективной защиты от асимметричных угроз, таких как малоразмерные и быстроходные катера и лодки, является одной из отличительных особенностей нового фрегата. Корабельная система мониторинга, наблюдения и навигации "Симоне" (Shiplnfrared Monitoring, Observationand Navigation Equipment - SIMONE) включает 14 опте электронных датчиков, позволяющих осуществлять раннее выявление "асимметричных угроз" в реальном масштабе времени (круговой мониторинг обстановки вблизи борта). Она в комплексе с РЛС TRS-4D/NR и системой датчиков обнаружения факта применения противником средств РЭБ обеспечивает своевременное обнаружение и поражение различных целей.

Кроме того, в комплект радиоэлектронных средств корабля входят: РЛС С-диапазона (4-Flachen C-BandRadar), станция Х-диапазона, система опознавания "свой-чужой" (Freund/FeindErkennung- IFF), средства связи F-диапазона "Инмарсат", СВЧ- и УВЧ-диапазонов "Сатком" (INMARSAT F, SHF/UHF-SATCOM), лазерные системы предупреждения, две электронно-оптические системы обнаружения целей, а также дистанционно управляемые подводные аппараты "Си Фокс" (Sea Fox) и ГАС, обеспечивающая решение противоподводнодиверсионных задач (laucherdetektionssonar -MTDS) тапа "Церберус" мод. 2 (Cerberus Mod. 2). ГАС может управляться дистанционно с ходового поста (с пульта оператора) или работать в автономном режиме. Широкополосная станция "Церберус" обеспечивает освещение подводной обстановки вокруг фрегата. Она также предназначена для выявления атак боевых пловцов либо автономных необитаемых подводных аппаратов с зарядом ВВ.

Навигационное оборудование включает: интегрированный ходовой пост, по две навигационных РЛС Х- и С-диапазо-нов, аппаратуру для работы с электронными морскими картами (ECDIS), аппаратуру приема данных с метеоспутника, автоматическую систему идентификации (AIS).

Корабль оснащается комбинированной дизель-электрогазотурбинной энергетической установкой (схема GODLAG). Ее особенностью является использование на экономических скоростях хода (до 20 уз) системы электродвижения, включающей четыре дизель-генератора мощностью по 2,9 МВт и два гребных электродвигателя (по 4,7 МВт), что позволит снизить расход топлива и уровень акустических шумов. На режимах полного хода предусматривается подключать к валолиниям газотурбинный двигатель (мощность 20 МВт).

Работы между подрядчиками распределены следующим образом. Предприятия "Фридрих Люрссен верфт" (города Бремен и Вольгаст) строят носовую секцию корабля и проводят ее предварительное оснащение. "Блом унд Фосс" (г. Гамбург) занимается строительством кормовой секции, обеспечивает окончательное дооснащение ФР, сборку секций корпуса, выполняет весь комплекс испытаний и передачу готовых фрегатов заказчику.

В настоящее время завершается оснащение головного корабля в серии - ФР "Ба-ден-Вюртемберг" (Baden-Wurttemberg, F222), который планируется передать национальным ВМС в 2017 году. Второй корабль - "Северный Рейн-Вестфалия" (Nord Rhein-Westfalen, F223), проходящий сборку на верфи "Блом унд Фосс" (г. Гамбург), должен войти в состав флота в октябре того же года. Поставка третьего ФР - "Саксония-Анхальт" (Sachsen-Anhalt, F224) - ожидается в июле 2018-го. Закладка четвертого -"Рейнланд-Пфальц" (Rheinland-Pfalz, F225) - намечалось в текущем году, а передача ВМС - в июне 2019-го.

Новые фрегаты заменят восемь кораблей типа "Бремен" (проект F122).

ФР типа "Баден-Вюртемберг" обладают улучшенными тактико-техническими характеристиками, включая повышенную автономность, по сравнению с аналогичными кораблями. Впервые в истории ВМС Германии фрегаты будут комплектоваться сменными экипажами. Их ротация должна происходить каждые четыре месяца. Для реализации намеченного планируете! расширить инфраструктуру ВМБ Вильгельмсхафен. С целью комплексной подготовки экипажей, включая отработку задач в обстановке, максимально приближенной к боевой, а также изучения ими систем вооружения фрегата типа "Баден-Вюртемберг" с ноября 2011 года ведется строительство учебного корпуса, двух казарм и здания для размещения сменных экипажей кораблей, а также учебно-тренировочного и крытого спортивного комплексов.

Таким образам, в Германии успешно реализуется программа строительства четырех фрегатов типа "Баден-Вюртемберг" проекта F125. При этом предусматривается реализация ряда инноваций как инженерно-технического, так и оперативного характера. Корабли данного типа существенно усилят боевой потенциал военно-морских сил ФРГ и расширят их возможности в ходе операций, проводимых как самостоятельно, так и по планам ОВМС НАТО.

Начались морские испытания головного фрегата класса F-125 ВМС Германии

ЦАМТО, 13 апреля. Компания «ТиссенКрупп мэрин системз» (ThyssenKrupp Marine Systems) 6 апреля приступила к заводским морским испытаниям первого фрегата проекта F-125, «Баден-Вюртемберг».

По информации «Джейнс нэви интернэшнл», испытания будут проходить в акваториях Северного и Балтийского морей. Их программа включает проверку силовой установки и других систем корабля.

Как ранее сообщал ЦАМТО, в июне 2007 года Федеральное ведомство оборонных технологий и закупок (BWB) Германии подписало с консорциумом ARGE F-125 контракт на строительство четырех фрегатов F-125 для ВМС страны. Ориентировочная стоимость программы составляет 2,69 млрд. евро. Новые фрегаты будут поставлены с 2017 по 2020 гг.

В состав консорциума ARGE F-125 (Arbeitsgemeinschaft Fregatte 125) входят «ТиссенКрупп мэрин системз» и судостроительное предприятие «Люрсен верфт». Носовые секции строит «Люрсен верфт» в Бремене и Вольгасте. Постройка кормовых секций, окончательная сборка и оснащение оборудованием осуществляется на предприятии «Блом унд Восс шипъярдс» в Гамбурге.

Закладка киля головного фрегата серии, «Баден-Вюртемберг», состоялась 2 ноября 2011 года, крещение корабля прошло в декабре 2013 года. ВМС Германии он будет передан в середине 2017 года. Закладка киля второго фрегата серии состоялась 24 октября 2012 года, крещение – в апреле 2015 года. Как планируется, фрегат «Нордрейн-Вестфален» будет поставлен заказчику в середине 2018 года. Третий корабль, «Саксония-Анхальт», будет передан Федеральному ведомству по вооружению, информационным технологиям и эксплуатации Германии (BAAINBw) в начале 2019 года, четвертый «Рейнланд-Пфальц», – в начале 2020 года.

Четыре фрегата класса F-125 заменят восемь состоящих на вооружении фрегатов класса F-122 («Бремен»). Фрегат F-125 специально разработан для выполнения боевых задач в условиях современных и возможных будущих конфликтов и предназначен как для обеспечения национальной обороны, так и для участия в многонациональных операциях по поддержанию мира, предотвращения кризисов, противодействия терроризму и асимметричным угрозам, поддержки гуманитарных операций. Кроме того, фрегат способен обеспечить огневую поддержку силам на побережье, поддержку действий сил специальных операций и операций по эвакуации.

Фрегат класса F-125 представляет собой корабль длиной 149 м, шириной 18 м и водоизмещением около 7000 т. Он оснащен силовой установкой типа CODLAG и способен развивать максимальную скорость более 26 узлов. В состав вооружения войдут 127-мм орудие, две 27-мм скорострельные пушки, пять 12,7-мм пулеметов, восемь управляемых ракет «Гарпун» класса «поверхность-поверхность», две ПУ Mk.49 ЗРК RAM, РЛС обнаружения морских и воздушных целей TRS-4D/NR и др. Корабль будет оборудован вертолетной площадкой.

В начале двадцатых чисел декабря прошлого года из Германии пришло интереснейшее сообщение. По данным немецких средств массовой информации, командование военно-морских сил страны впервые в решило вернуть уже принятый корабль предприятию-изготовителю, допустившему множество ошибок при его строительстве. Головной фрегат проекта F125 под именем Baden-Württemberg сможет вернуться в состав ВМС Германии только после исправления всех недоработок. Это решение также должно повлиять на дальнейшую судьбу трех других кораблей типа F125.

Головной боевой корабль нового проекта F125 – Baden-Württemberg – был построен сравнительно недавно, и в конце 2016 года его передали военно-морским силам Германии. В течение нескольких следующих месяцев немецкие моряки осваивали фрегат и готовились к началу полноценной службы. Летом 2017-го его планировалось принять в боевой состав флота. Однако вскоре последовали самые серьезные выводы о неготовности корабля к нормальной эксплуатации. Уже весной прошлого года стало известно, что «Баден-Вюртемберг» имеет ряд самых серьезных недостатков.

В середине мая зарубежная пресса со ссылкой на засекреченный доклад командованию военно-морских сил Германии сообщила о выявлении целого списка серьезных недоработок. Головной фрегат нового проекта F125 оказался перетяжелен, что могло помешать дальнейшим модернизациям. У него присутствовали проблемы с балансировкой: из-за ошибок при строительстве корабль имел постоянный крен 1,3° на правый борт. Необходимость проведения тех или иных работ и исправления подобных недостатков привела к срыву планов. Корабль не достиг оперативной готовности в ранее определенные сроки.

Чуть позже средства массовой информации Германии и других стран сообщали о наличии других проблем. В ходе испытаний удалось выявить определенные недостатки радиоэлектронного оборудования и программного обеспечения. В частности, недостатки мешали нормальной работе центрального поста, с которого ведется управление всеми корабельными системами.

Согласно первоначальному графику, в первой половине прошлого года ВМС Германии должны были провести необходимые проверки, после чего Baden-Württemberg смог бы пополнить боевой состав флота и приступить к полноценной службе. Тем не менее, этого не произошло. Доработки, проверки и новые исправления недостатков продолжались до конца года, вплоть до появления нового принципиального решения командования.

В декабре стало известно, что немецкие адмиралы были вынуждены прибегнуть к самым серьезным мерам. На тот момент головной фрегат типа F125 все еще сохранял массу проблем с электроникой, бортовыми системами, конструкцией и т.д. Для разрешения сложившейся ситуации командование решило вернуть корабль построившему его заводу. Именно судостроительное предприятие теперь должно будет провести все необходимые доработки и ремонты, после чего фрегат можно будет возвращать флоту. Ранее немецкие ВМС ни разу не возвращали судостроителям уже принятый корабль, что показывает исключительный характер текущей ситуации.

Строительство двух проекта F125 из четырех заказанных осуществлялось заводом Blohm + Voss (г. Киль). Теперь ему, возможно при участии других участников проекта, предстоит осуществить доработку головного фрегата и избавить его от выявленных проблем. По всей видимости, в будущем заводу придется обновить и второй новый фрегат, уже находящийся на испытаниях. Только после завершения таких работ военно-морские силы смогут получить желаемую серию новейших кораблей с выдающимися характеристиками.


Схема фрегата типа F125

Разработка проекта перспективного фрегата для ВМС Германии осуществлялась консорциумом ARGE F125, в состав которого вошли все ведущие судостроительные предприятия страны. Создание проекта, соответствующего современным требованиям флота, завершилось на рубеже прошлого и текущего десятилетий. Уже в 2007 году появился контракт на строительство серии из четырех фрегатов. За поставку кораблей ВМС были готовы заплатить 2,2 млрд евро. Впоследствии понадобилось дополнительное финансирование, и стоимость отдельного фрегата достигла 650 млн евро.

Перспективный проект фрегата F125 разрабатывался для замены устаревающих кораблей типа F122 / Bremen. C начала восьмидесятых годов флот ФРГ получил восемь подобных фрегатов с ракетным, артиллерийским и торпедным вооружением. Несколько лет назад военно-морские силы начали отказываться от фрегатов проекта «Бремен» ввиду их морального и физического устаревания. С 2014 по 2017 годы из состава флота вывели шесть кораблей, построенных до середины восьмидесятых кораблей. Более новые фрегаты Augsburg и Lübeck пока продолжают службу.

В начале ноября 2011 года в Киле состоялась церемония закладки головного корабля нового проекта, получившего имя «Баден-Вюртемберг». В октябре следующего года в Бремене заложили первый серийный фрегат Nordrhein-Westfalen. В июне 2014-го в Киле запустили строительство третьего корабля серии Sachsen-Anhalt. Четвертый фрегат типа F125, Rheinland-Pfalz, заложили в Бремене в конце января 2015 года. Дальнейшее строительство не планировалось – для замены 6-8 фрегатов типа «Бремен» предполагалось построить всего четыре новых корабля.

Строительство перспективных фрегатов не сталкивалось с серьезными проблемами, что позволило завершить его в соответствии с установленным графиком. В середине декабря 2013 года на воду спустили головной Baden-Württemberg. В апреле 2015-го состоялся спуск первого серийного «Северного Рейна-Вестфалии». В марте 2016 года началась достройка у стенки «Саксонии-Анхальта». В мае прошлого года на воду спустили четвертый фрегат проекта – «Рейнланд-Пфальц».

Из четырех кораблей к настоящему времени военно-морским силам передали только один – головной Baden-Württemberg. ВМС провели собственные испытания, в ходе которых были выявлены самые серьезные недостатки. Для избавления от имеющихся проблем его передали судостроительному заводу, ранее допустившему ошибки. Одним из последствий этого является смещение сроков сдачи трех других кораблей. По-видимому, достройку и испытания новых фрегатов придется приостановить на неопределенное время. Когда завод Blohm + Voss и другие участники консорциума ARGE F125 смогут завершить доводку головного корабля, появится возможность обновить и улучшить оставшиеся фрегаты, которые могут иметь те же недостатки.


"Баден-Вюртемберг", вид на корму. 30 апреля 2017 г.

На требуемые работы понадобится определенное время, из-за чего сроки сдачи всех четырех фрегатов заметным образом сдвинутся вправо. В соответствии с изначальным графиком, головной фрегат Baden-Württemberg должен был войти в состав флота в конце 2016 года. На лето 2019-го назначили приемку последнего Rheinland-Pfalz. Очевидно, что теперь всю серию удастся сдать не ранее 2020-22 годов. Впрочем, сроки начала полноценной службы кораблей зависят, прежде всего, от объема требуемых доработок и наличия необходимости в обновлении второго, третьего и четвертого фрегатов.

Проект F125 предлагает строительство сравнительно крупного надводного корабля, способного решать широкий круг боевых задач. Фрегаты, по проекту, должны иметь длину около 150 м при максимальной ширине 18,8 м и нормальной осадке 5 м. Полное водоизмещение – 7200 т. Экипаж включает 110 человек, но может быть увеличен для решения особых задач. При разработке использовались некоторые идеи и решения, касающиеся сокращения заметности для средств обнаружения противника, однако в целом корабли не отличаются необычным внешним видом.

Фрегат нового типа должен оснащаться энергетической установкой типа CODLAG – комбинация дизель-электрических и газотурбинных систем. Предусматривается использование 4 дизельных генераторов мощностью по 2,9 МВт, двух электродвигателей мощностью по 4,7 МВт и 20-мегаваттного газотурбинного двигателя. Также имеется одно носовое подруливающее устройство с двигателем мощностью 1 МВт. При помощи двух коробок передач мощность электродвигателей распределяется на два вала гребных винтов. Третий подобный агрегат отвечает за подключение газотурбинного двигателя.

Использование только дизель-электрических агрегатов, по расчетам, позволяет фрегату типа F125 развивать скорость до 20 узлов. Подключение газотурбинной силовой установки доводит максимальную скорость до 26 узлов. Дальность плавания при оптимальном расходе топлива определена в 4000 морских миль.

Корабль нового типа оснащается развитым комплексом радиоэлектронного оборудования разного назначения. Основным средством наблюдения и поиска целей являются радиолокационные станции Cassidian TRS-4D и KORA-18. Также предусматривается установка нескольких РЛС управления вооружением. Имеется гидроакустическая станция, способная искать боевых пловцов противника. Гидроакустическая аппаратура для поиска подводных лодок при этом отсутствует. Для защиты от возможного нападения фрегат может использовать систему оптико-электронной и радиоэлектронной борьбы MASS.


Артиллерийская установка и надстройка головного фрегата

Главным ударным средством фрегатов F125 в существующей конфигурации являются противокорабельные ракеты RGM-84 Harpoon. На борту имеются пусковые установки для восьми таких изделий. Следует отметить, что ракеты «Гарпун» считаются временным решением, поскольку для новых немецких кораблей разрабатывается перспективная ПКР RBS 15 MK4. После ее появления «Баден-Вюртемберг» и однотипные корабли будут модернизированы с заменой ударного ракетного комплекса.

Ракетное вооружение также может использоваться для отражения атак с воздуха. Проект предусматривает использование двух пусковых установок ракет RIM-116 RAM Block II с 21 ячейкой на каждой.

Фрегаты F125 должны нести развитый комплекс ствольного вооружения разного назначения. В носовой части палубы монтируется артиллерийская установка итальянской фирмы Otobreda с орудием калибра 127 мм. Для атаки сухопутных целей на дальностях до 100 км эта система может использовать управляемые снаряды Vulcano. Имеется несколько дистанционно управляемых боевых модуля с автоматическими пушками и пулеметами. Два модуля MGL 27 оснащены 27-мм автоматическими пушками. По периметру корабля располагается пять изделий Hitrole-HT с крупнокалиберными пулеметами. Еще два подобных пулемета монтируются на тумбовых установках и управляются непосредственно стрелком.

Любопытной особенностью фрегатов типа F125 является отсутствие каких-либо средств противолодочной обороны. Корабли не оснащаются гидроакустическими системами поиска подводных лодок, а также не имеют вооружения для их уничтожения. Для сравнения, на заменяемых фрегатах проекта F122 / Bremen имелись и гидроакустические комплексы, и торпедные аппараты.

В тех или иных ситуациях корабль может использовать дополнительные образцы техники. Так, в корме надстройки имеется ангар для двух вертолетов NH-90. По бортам надстройки расположены четыре лацпорта для выгрузки жестко-корпусных надувных лодок. Также на борту корабля имеются безэкипажные подводные аппараты, способные вести разведку и наблюдение.


Фрегат Nordrhein-Westfalen на испытаниях, май 2017 г.

Предложенный набор бортового оборудования и вооружения позволяет фрегатам типа F125 искать и атаковать надводные, воздушные и наземные цели разного рода. При этом заказчик отказался от использования кораблей в противолодочной обороне. В итоге проект предусматривал строительство кораблей с достаточно широким кругом решаемых задач, хотя и имеющих определенные ограничения.

В соответствии с изначально существовавшими планами, в 2016-2019 годах военно-морские силы Германии должны были получить четыре новых фрегата, названные в честь разных земель. Головной корабль даже успели передать флоту и отправить на новый этап испытаний. Как стало известно прошлой весной, эти проверки завершились рядом более чем неприятных выводов. Главный – необходимость доработки корабля в условиях судостроительного завода. Как следствие, первый фрегат нового типа Baden-Württemberg был возвращен на верфь для выполнения необходимых работ.

Впервые в истории немецкого флота построенный и принятый корабль пришлось возвращать судостроителям для переделки. Сколько будут продолжаться необходимые работы – пока не уточнялось. На доводку корабля может уйти как несколько месяцев, так и несколько лет. Возможно, в дальнейшем понадобится схожая перестройка других кораблей серии.

Когда «Баден-Вюртемберг» вернется в строй – неизвестно. В то же время, уже сейчас понятно, что весь проект F125 столкнулся с самыми серьезными проблемами, и теперь его будущее оказывается под вопросом. Вряд ли командование решит полностью отказаться от четырех новых кораблей, но программа их строительства явно затягивается. Ранее предполагалось, что четвертый фрегат серии поступит на службу до 2020 года. Теперь, после ряда особых новостей, есть все основания считать, что к этой дате не удастся сдать даже головной корабль.

Когда консорциум ARGE F125 получал заказ на строительство новых фрегатов и начинал строительство головного, в составе ВМС Германии имелось восемь кораблей типа F122 / «Бремен». За прошедшие годы флоту пришлось списать шесть таких фрегатов, а от оставшихся могут отказаться в обозримом будущем. Текущие проблемы нового проекта F125 уже помешали своевременной замене устаревающих кораблей и теперь могут ударить по боеспособности военно-морских сил. Удастся ли Германии решить актуальные проблемы и получить желаемые корабли, в полной мере соответствующие техническому заданию, – станет известно только через несколько лет.

По материалам сайтов:
https://navaltoday.com/
http://marine.de/
http://naval-technology.com/
https://wsj.com/

МОСКВА, 17 янв — РИА Новости, Андрей Коц. Сырая электроника, глючное программное обеспечение, перегруженность конструкции и постоянный крен на правый борт — новейший корабль "Баден-Вюртемберг" военно-морских сил Германии с треском провалил морские испытания и вернулся на судоверфь для устранения многочисленных неполадок. Обозреватели западных СМИ уже назвали проект фрегата F125 стоимостью три миллиарда евро крупнейшим фиаско немецкой оборонной промышленности. Впервые в истории страны военная приемка завернула уже построенный корабль. По мнению немецких экспертов, на то, чтобы довести его до ума, уйдут годы.

Это далеко не первый случай за последнее время, когда дорогие и амбициозные военно-морские проекты западных держав оказываются под угрозой провала из-за посредственной реализации, неподъемных требований заказчика или повышения стоимости. О проблемах новейших и перспективных кораблей и подводных лодок ведущих стран Североатлантического альянса — в материале РИА Новости.

Кособокий немец

Четыре суперсовременных фрегата проекта F125 должны заменить в ВМС Германии устаревающие корабли класса "Бремен". Визитная карточка фрегатов — высокая степень автоматизации. Экипаж F222 "Баден-Вюртемберг" — всего 120 человек, что для 150-метрового корабля водоизмещением семь тысяч тонн действительно очень мало. Этого удалось достичь за счет создания на борту сложного командного центра, оснащенного специальным программным обеспечением и способного при минимальном участии человека управлять всеми корабельными системами — от двигательной установки до систем вооружения.

Все бы ничего, но электронный мозг, как показали испытания, страшно сбоит. Отмечается, в частности, что инженерам так и не удалось наладить стабильную работу бортовой радиолокационной станции. А без нее современный боевой корабль слепнет и становится уязвимым даже для гораздо более слабого противника. Если проблемы с программным обеспечением еще можно решить сравнительно быстро, то непонятно, что делать с другой родовой травмой фрегата. "Баден-Вюртемберг", как выяснилось, откровенно кособок и дает постоянный крен на правый борт. По мнению экспертов, этот недостаток — результат ошибок в проектировании корабля. Для исправления ситуации может потребоваться тотальная переработка конструкции фрегата. На этом фоне другие выявленные проблемы — например, недостаточная пожаробезопасность топливных отсеков — выглядят мелочью.

"Даже если корабль удастся отремонтировать, неясно, сможет ли он себя защитить от террористических групп, вооруженных противокорабельными ракетами, — сообщает американское издание Wall Street Journal. - Кроме того, ему будет сложно противостоять российским подводным лодкам на Балтике, так как на фрегате не предусмотрена установка сонара и торпедных аппаратов. Все это говорит о том, что немецкое военное руководство в свое время не смогло четко сформулировать собственные требования к новому кораблю".

Издание подчеркивает, что Германия давно не строила крупных кораблей и успела отстать от жизни. Целое поколение немецких военных инженеров и конструкторов не занималось масштабными оборонными проектами. Им просто не хватает опыта. "Баден-Вюртемберг", по мнению WSJ, слишком сложный, амбициозный и бестолковый корабль. И неизвестно, как фиаско головного фрегата скажется на судьбе трех последующих, которые уже строятся.

Авианосец без эскорта

В конце прошлого года столкнулись с серьезными проблемами и ВМС Великобритании. Как сообщает The Times, в ноябре в Персидском заливе вышел из строя новейший эсминец HMS Diamond — один из шести кораблей проекта Daring стоимостью миллиард фунтов стерлингов каждый. По информации издания, у "Бриллианта" сломалась силовая установка. Матросам не удалось своими силами починить двигатель, и корабль отбуксировали домой. Примечательно, что на сегодня в составе британского флота нет ни одного работоспособного эсминца. Остальные пять кораблей находятся на базе в Портсмуте из-за планового ремонта, дефицита матросов и все тех же проблем с двигателями, которые плохо работают в теплом климате.

Таким образом, бывшей владычице морей не из чего собрать группу прикрытия для своего единственного авианосца — HMS Queen Elizabeth, переданного флоту 7 декабря 2017 года. Как сообщил на прошлой неделе член парламента Великобритании от острова Уайт Роберт Сили, в случае полномасштабной войны плавучий аэродром не сможет выйти в море, если только американцы не пришлют в помощь несколько эсминцев и крейсер.

Эксперт об авианосце "Королева Елизавета": говорить о красоте неуместно В Минобороны назвали новый британский авианосец "удобной морской целью". Эксперт Олег Пономаренко в эфире радио Sputnik отметил, что у Великобритании нет оснований ощущать превосходство, даже имея новый корабль.

Вдобавок, "Королева Елизавета" не защищена системами ПВО, за исключением нескольких зенитно-артиллерийских установок, что только добавит хлопот эскорту. И, как вишенка на торте, 19 декабря грозный авианосец стоимостью более трех миллиардов фунтов стерлингов дал течь прямо у причала. На устранение неисправности уйдет несколько недель. Не смертельно, но осадочек останется.

"Золотая" субмарина

Даже американцы, обладающие сильнейшими военно-морскими силами в мире и самым большим военным бюджетом, стали более скептично относиться к чересчур дорогим и амбициозным проектам. Самый яркий пример — "невидимые" эсминцы Zumwalt. Напомним, Пентагон рассчитывал получить 32 корабля этого типа и уложиться в 40 миллиардов долларов. Однако стоимость росла астрономическими темпами. Заказ снизили до 24 эсминцев, потом до семи. В итоге флот решил ограничиться всего тремя кораблями стоимостью 4,4 миллиарда долларов каждый.

© AP Photo / Robert F. Bukaty


© AP Photo / Robert F. Bukaty

Головной эсминец серии DDG-1000 был спущен на воду 16 октября 2016 года и уже успел заглохнуть в Панамском канале. А в декабре прошлого года во время ходовых испытаний сломался его младший брат DDG-1001. Кроме того, Пентагон до сих пор не предложил альтернативы дорогостоящим 155-миллиметровым снарядам LRLAP (800 тысяч долларов за единицу), которыми должна была стрелять артиллерийская установка "Замволта".

Мытарства с дорогим, технологически продвинутым, но абсолютно непрактичным кораблем привели к тому, что под угрозой оказалась программа перспективных атомных подводных лодок класса Columbia. Эти стратегические субмарины призваны заменить крейсера типа Ohio в качестве носителей баллистических ракет морского базирования. Всего Пентагон планирует построить 12 лодок, и первая должна войти в состав флота в 2028 году. Если, конечно, на программу выделят деньги.

В начале января аудиторы Счетной палаты США сообщили, что Пентагон недооценил риски, связанные с новейшими подлодками. Аудиторы поставили под сомнение заявленные технические характеристики кораблей, а также стоимость производства и сроки принятия их на вооружение. В частности, специалисты не уверены, что новая разработка отвечает стандартам научно-технического прогресса. Скепсис аудиторов можно понять: по самым скромным прикидкам головной ракетоносец обойдется американской казне минимум в 10 миллиардов долларов.