Исследование ситуаций как этап психологического консультирования. Этапы и принципы психологического консультирования - реферат

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. В зависимости от того, какой из аспектов психологического консультирования становится главным для клиента, психологическое консультирование приобретает диагностическую, исследовательскую, информационную (просветительскую), развивающую, коррекционную, обучающую или психотерапевтическую направленность.

Как мы отмечали выше, каждый из этих аспектов, если он становится главным мотивом психологического консультирования, формирует определенную направленность психологического консультирования, тогда как другие аспекты становятся его подчиненными моментами. В то же время в любом психологическом консультировании присутствуют все его стороны, более или менее выражено, иногда латентно. Проиллюстрируем, какие этапы выделяют исследователи, ориентируясь на различные аспекты психологического консультирования.

Информационно-рекомендательный характер носит, на наш взгляд, модель консультирования, предлагаемаемая Р.С. Немовым , в которой выделяются следующие основные этапы проведения психологического консультирования (Р.С. Немов, 2001 ):

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч.


4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20-30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2-3 до 10-12 ч.

Психотерапевтическую направленность психологического консультирования можно отметить в модели консультирования, предложенной М.К. Тутушкиной и ее коллегами, отмечающими, что независимо от того, проводится ли разовая консультация или осуществляется пролонгированная работа в виде ряда психотерапевтических сессий, консультирование может рассматриваться как диалектический процесс, включающий в себя ряд стадий (Тутушкина М.К., 2001 ):

1 . Заключение контракта между клиентом, от которого поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом, дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и поддержку в ходе консультирования.

2 . Прояснение запроса и анализ проблемной ситуации . На этой стадии консультанту необходимо сориентироваться в проблеме клиента, внимательно слушая его, используя открытые вопросы перефразирование и переспрашивание для получения достоверной информации. В то же время консультант рефлексирует свои чувства и чувства клиента, помогая ему глубже погрузиться в проблему и подойти к постановке психотерапевтической цели.

3 .Переформулирование проблемы и постановка психотерапевтической цели, уточнение контракта. На данной стадии по мере выяснения условий и ситуации возникновения проблемы, анализа чувств и отношений клиента к ней определяется суть проблемы, то есть та психологическая трудность, которая мешает клиенту найти выход из сложившейся ситуации, При этом главным является осознание самим клиентом сути проблемы с психологической точки зрения.

4. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиск и принятие на себя ответственности за выбираемые решения.

В процессе консультирования у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благоприятнее для него окажутся последствия консультации, следовательно, ее эффективность.

Обучающий и коррекционный характер направленности психологического консультирования можно отметить, на наш взгляд, в подходе, предлагаемом А.Ф. Бондаренко, в связи с этим на каждом этапе процесса консультирования психолог решает соответствующие задачи (Бондаренко А.Ф., 2000):

1. Начальный этап. Этап вхождения в ситуацию психологической помощи.

Главные задачи психолога на этом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:

Поддержка мотивации клиента к совместной работе;

Разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий;

Выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь;

Пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы;

Проработка, при необходимости, собственных затруднений в работе, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.

2. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи.

Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами.

Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них:

Обеспечение эмоционального отреагирования;

Проработка и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;

Создание условий для инсайта и катарсиса ;

Подкрепление желаемого направления действий (переобучение);

Обеспечение условий для личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора.

3. Этап вхождения в новый опыт.

Это - стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем.

Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:

Эмоциональная и экзистенциальная поддержка;

Подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;

Помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;

Проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий.

4. Этап вхождения в повседневность с обогащенным новым опытом.

Это - заключительный этап работы.

Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом:

Подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и конца консультативного процесса;

Анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении самостоятельности и самодостаточности;

Переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;

Нахождение “золотой середины” между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоциональной отстраненности от клиента.

Каждый из этапов имеет свою длительность. Последствия консультирования можно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в личности клиента, и степени его удовлетворенности результатами консультирования.

Р. Кочунас, ссылаясь на В. Е. Gilland, предлагает структуру процесса психологического консультирования в виде системной модели, в которой делается акцент на исследовательском и обучающем характере психологической помощи (Кочунас Р., 2000 ):

Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем . На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем . На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив . На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование . На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность . На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь . На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Как видим, направленность психологического консультирования определяется не только структурными характеристиками (целями, предметом, ведущими видами деятельности клиента и консультанта, ролевой позицией психолога), но и процессульными, одной из которых является последовательность осуществления его этапов.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Этапы психологического консультирования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Психологическое консультирование является достаточно молодой областью профессиональной деятельности каждого психолога. Будучи активно развивающейся сферой психологии, психологическое консультирование активно изучается и совершенствуется. Процесс консультирования сложен и состоит из нескольких этапов.

Этапы консультирования

В современной науке предусмотрены три этапа психологического консультирования:

  • подготовительный,
  • настроечный,
  • диагностический этапы.

На подготовительном этапе психологического консультирования психолог собирает общую информацию о клиенте опираясь на запись в регистрационном журнале и собирает информацию от третьих лиц к которым относятся сотрудники психологической консультации, принимающие заявки на беседы и консультирование с психологом. Продолжительность этого этапа обычно не превышает 30 минут.

Следующим важным этапом несомненно можно назвать настроечный этап . На данном этапе происходит личная встреча психолога и консультируемого. Психолог настраивается на совместную работу с клиентом. Клиент также готовиться к совместной работе с психологом. Данный этап занимает от пяти до семи минут.

Затем происходит плавный переход к диагностическому этапу . Клиент делится наболевшим или просто говорит о проблемах и повседневности. Слушая исповедь клиента, психолог анализирует информацию и выделяет ключевую проблему пришедшего на консультацию. В случае если проблема не очевидна, психолог проводит психодиагностику. Кроме того, психодиагностика помогает в поиске оптимального решения возникшей проблемы или проблем. Данный этап обладает следующей особенностью: точное установление времени диагностического этапа не представляется возможным. Все зависит от особенностей характера клиента, глубины и серьезности его проблем и уровня желания преодолеть эти самые проблемы. Минимальное время диагностического этапа составляет один час.

Однако следует помнить, что время на проведение и организацию тестирования не входит в продолжительность диагностического этапа. Очень часто данный этап достигает шести часов.

В адекватном построении структуры психологического консультирования помогает ступенчатый план. В научной литературе его часто называют также "ступени консультирования".

Однако, важно помнить, что какими бы структурированными и проработанными не были взгляды на этапы психологического консультирования, ни одна из теоретических ориентаций не отражает все многообразие возможных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе психологического консультирования.

В известной работе Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования" процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно улавливаема. Р.Мэй пишет: "Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться"... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования".

Следующую главу книги Мэй начинает со слов: "Рассмотрим последнюю фазу консультирования – трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса". Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим 4 стадии консультативного процесса которые представлены на ниже.

Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и представитель австралийской школы телефонного консультирования Г. Хэмбли который пишет, что: "Первая цель любого консультирования – это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование. Установив отношения доверия... и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы... на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия". Схематично этапы консультирования по Г.Хэмбли представлен на рисунке ниже

Электическая модель Гилланда

В современном психологическом консультировании большое распространение получила эклектическая модель Гилланда. Она состоит из шести стадий консультирования. Каждая стадия необходима для получения положительного результата от консультаций. К этапам в рамках эклектической модели Гилланда относится следующее:

1. Исследование проблемы предполагает установление контакта с клиентом и достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают трудности, неясности в формулировке проблемы.

3. Идентификация альтернатив – стадия обсуждения возможных альтернатив решения проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения проблемы, консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список альтернатив.

4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению, интервала времени, степени уменьшения деструктивного поведения клиента. Предусматриваются средства и способы проверки реалистичности выбранного решения.

5. Деятельность – последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели, ориентируясь на конечные цели.

6. Оценка и обратная связь – оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Слово "Этап" обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.

Итак, каждый этап психологического консультирования является важнейшим элементом всей канвы консультирования клиента.

В современной науке многие ученые уделяли особое внимание этапам психологического консультирования. Отдельно хотелось бы выделить этапы по Р. Мэй и по Г. Хэмбли. В каждый этап психологического консультирования встроена процедура, направленная на повышение эффективности каждого отдельного этапа. Именно поэтому каждый психолог должен уделять большое вниманию процессу подготовки к консультациям и иметь определенный стиль ведения консультаций, включающий в себя определенные этапы.

Литература

  1. Ролло Мэй Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье – М.: Институт общегуманитарных исследований, Апрель-Пресс, 2015
  2. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать другим по телефону // [Электронный ресурс] Режим доступа:

Рассмотрим особенности этапов консультирования, предложенными Г.С. Абрамовой:

  • - Структурирование (до 10 минут). Особенностью этапа является то, что психолог определяет тему взаимодействия с клиентом, получает информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются проблемы установления контакта.
  • - Сбор информации в контексте темы. Этап выделения проблемы, решается вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента.
  • - Желаемый результат. Психолог помогает клиенту определить свой идеал. Если консультанту уже ясны цели клиента, то можно тут же дать рекомендации.
  • - Выработка альтернативных решений. Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью избежания ригидности.
  • - Обобщение предыдущих этапов. Осуществляется переход от обсуждения к действию.

Модель консультирования Бурнарда Филиппа:

  • - Начало работы. Встреча и знакомство с клиентом.
  • - Вводная беседа. Оказание психологической поддержки клиенту. Снятие психологических барьеров. Получение личных сведений о клиенте.
  • - Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах клиента.
  • - Принятие эмоций. Клиент начинает осознавать свои реальные проблемы. Задача консультанта на этом этапе дать клиенту возможность отреагировать данные эмоции (страх, гнев, раздражение и т.д.).
  • - Определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегий решения проблемы.
  • - Согласование плана действий. Утверждение плана достижения цели.
  • - Реализация плана. Данный этап процесса выполняется клиентом самостоятельно.

Таким образом, есть разные модели психологического консультирования. Все они отражают основные этапы консультирования, только на каждом этапе консультирования это происходит по-разному.

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

  • 1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.
  • 2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.
  • 3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психолог. консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч.
  • 4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.
  • 5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20-30 мин.

Консультирование необходимо начинать с планирования времени. Оптимальный временной режим работы позволяет консультанту выполнять его профессиональные обязанности на высоком технологическом уровне, поддерживать профессиональное мастерство и повышать свою профессиональную квалификацию.

Структурирование процесса консультирования начинается с планирования встречи с клиентом. Подготовка к ней состоит из ряда стадий:

  • 1. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме. Сведения, полученные консультантом перед началом работы с клиентом, помогут реализовать следующие этапы подготовки к консультации.
  • 2. Систематизация знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может просмотреть литературу по данной проблеме; проконсультироваться с коллегами; ознакомиться с новыми исследованиями.
  • 3. Разработка плана проведения консультации. Следует учесть, что наличие плана может иметь положительную и отрицательную стороны. Консультанту необходимо уметь изменять намеченный план в зависимости от ситуации, иначе можно упустить важные для клиента моменты, главные направления дальнейшей работы.
  • 4. Подбор психодиагностических средств.

Следование данному алгоритму позволит, особенно начинающим консультантам, чувствовать себя уверенно в процессе работы.

Процесс консультирования также возможно представить в виде последовательно сменяющих друг друга этапов. Ученые предлагают различные модели консультирования.

Большинством специалистов на практике используется пятиэтапная методика консультирования:

I этап. Установление и закрепление доверительных взаимоотношений с клиентом (поддержание консультантом доверительных отношений с клиентом должно осуществляться на протяжении всего процесса консультирования). Консультант поддерживает клиента, создает для него условия психологической безопасности и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

II этап. "Исповедь" клиента консультанту (субъективное эмоциональное словесное изложение клиентом его психологических и социально-психологических проблем). У консультанта возникает общее представление о внутренних и внешних причинах психосоциальных проблем клиента, и появляются первые рабочие гипотезы - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Благодаря консультативным гипотезам консультант может сформулировать тот ряд психосоциальных проблем, с которыми пришел к нему клиент. Специалист начинает формулировать предварительное профессиональное консультативное заключение.

III этап. Анализ (осмысление, обдумывание) социально-психологической проблематики клиента; проверка генеральной рабочей консультативной гипотезы.

IV этап. Всесторонняя профессиональная проработка консультантом значимых проблем клиента, поиски осуществление консультантом вместе с клиентом оптимальных решений проблем клиента и нахождение ресурсов (с целью разрешения социально-психологических сложностей клиента и выхода из его трудной жизненной ситуации).

V этап. Рекомендации клиенту и завершение консультативного процесса, краткое обобщение консультантом того, что происходило в течение всего процесса консультирования, повторное "проговаривание" (для клиента) выбранных совместно с клиентом вариантов решения проблемы.

В завершающей части процесса консультирования также обговаривается, если это необходимо, последующее общение (профессиональное взаимодействие) консультанта с клиентом.

В социальной работе консультант помогает клиенту в решении конкретной проблемы. В этой связи стадии консультирования удобно рассматривать с помощью модели Дж. Эгана. Данная модель рассматривает консультирование как "менеджмент проблем", что означает управление, а не решение, так как не все проблемы могут быть окончательно решены. Центральными стадиями модели являются:

  • 1) определение проблемы (помощь клиенту в изложении его истории; фокусировка; активизация);
  • 2) формирование целей (разработка нового сценария и набора целей; оценка целей; выбор целей для конкретных действий) ;
  • 3) осуществление действий (выработка стратегий действий; реализация стратегий).

Первая стадия, на которой устанавливаются доверительные отношения, направлена на создание картины "текущего сценария", т.е. проблемной ситуации. На второй стадии консультант совместно с клиентом формирует "новый сценарий", с помощью которого ситуация может быть улучшена. На третьей стадии вырабатываются стратегии достижения целей, действий, необходимых для перехода от "текущего сценария" к "желательному".

Существуют культурные и индивидуальные проблемы, которые возникают на разных стадиях (этапах консультирования), которые консультанту необходимо учитывать. Некоторые из них приведены в прил. 3.

Нельзя следовать жестким нормам в проведении консультативной беседы, однако необходимо структурировать процесс консультирования. Начинающему консультанту особенно следует учиться планировать консультацию и консультативный процесс в соответствии с этапами консультирования.

4.5. Техники консультирования

Базовой основой любого вида консультирования являются коммуникативные техники. Как известно, коммуникация происходит как на вербальном, так и на невербальном уровнях.

Владение консультантом знаниями невербального языка и навыками рефлексии собственного невербального поведения помогает созданию доверительных отношений и более глубокому пониманию клиента. Одна из основных функций невербальной коммуникации - с помощью внешнего поведения проявлять эмоции. Сигналы тела сообщают об эмоциональном состоянии человека и делают это более эффективно, чем слова, оказываясь более убедительными из-за своей природной спонтанности и устойчивости к фальсификации (обману). Как правило, речь сопровождают невербальные вокальные (интонация, паузы, вокализации и т.д.) и кинестетические элементы (позы, жесты, мимика, взгляд).

Когда то, что человек выражает с помощью языка (вербальный канал коммуникации), не соответствует тому, что он выражает с помощью тела (невербальный канал коммуникации), его партнер по взаимодействию обращает больше внимания на невербальные "сообщения". Это связано с тем, что за языком тела можно непосредственно наблюдать, он находится на поверхности, и его сложнее скрыть.

Движения тела многое говорят о человеке, порой даже то, что он не может выразить словами. Способность консультанта с помощью знания невербального языка озвучивать переживания клиента является важным инструментом консультирования. Учитывая, что коммуникация - это двухсторонний процесс, консультант должен осознавать, что его невербальное поведение также "читается" клиентом. Когда консультант спокоен и контролирует ситуацию, то передает клиенту ощущение благополучия, соответственно, не остаются не замеченными и переживаемые консультантом стрессы или неловкость. С помощью языка тела консультант непроизвольно сообщает о своем отношении к клиенту.

Вербальная активность всегда происходит параллельно с теми или иными телодвижениями: позой, жестами, мимикой, взглядом.

Поза - это положение тела, которое человек принимает сознательно или неосознанно. Она может иметь диагностический смысл, сообщая консультанту об эмоциональном состоянии и личностных особенностях человека. Кроме того, поза имеет огромное прагматическое значение и может влиять на поведение других людей. Различают открытую и закрытую позы, позу-доминирование и позу-подчинение.

Жесты - это безмолвное действие, которое не прерывает речь и не служит для нее помехой. С помощью жеста как одного-единственного движения человек может:

  • o передать такое количество информации, которое он не смог бы передать с помощью одного слова, а лишь с помощью достаточно большого количества слов;
  • o выразить обратную связь отправителю сообщения, не прерывая его и не претендуя на право высказываться;
  • o прояснить потенциальную неоднозначность высказывания, разъясняя, о чем именно идет речь;
  • o выразить элементы опыта или переживания, которые трудно адекватно передать словами.

Существующие классификации различают символические, иллюстрирующие, экспрессивные, регулирующие жесты, жесты адаптации или управления собой.

С помощью символических жестов пожимают руку в знак приветствия или указывают на объект или направление.

Движения тела, в особенности рук, с помощью которых человек разъясняет, дополняет то, что он выражаете словах, расставляет акценты, подчеркивает главное или усиливает вербальное высказывание, относят к иллюстрирующим жестам.

Экспрессивные жесты являются индикаторами эмоционального состояния. Например:

  • - переживание грусти и скуки выражается в медленной и "тяжелой" жестикуляции, часто при этом плечи человека согнуты, а руки сложены на груди;
  • - радость, как правило, проявляется в оживленной жестикуляции;
  • - человек, прикрывающий лицо руками, часто испытывает стыд и смущение.

Примерами регулирующих жестов могут быть:

  • - поднимание рук как знак для собеседника, чтобы он прервал свою речь;
  • - кивание головой, стимулирующее собеседника продолжать свою речь.

Жесты адаптации или управления собой помогают человеку совладать с волнением, напряжением, управлять телом в ситуациях взаимодействия.

Простые, иногда почти незаметные жесты могут сообщить очень многое. Примерами позитивного языка тела консультанта могут служить:

  • o небольшой наклон туловища в сторону клиента;
  • o расслабленная, но внимательная поза;
  • o положение ног, которое не бросается в глаза;
  • o ненавязчивые и плавные жесты;
  • o минимизация других движений;
  • o выражение лица консультанта соответствует его чувствам или чувствам клиента.

Большую роль в понимании клиента играет мимика. По мимическим движениям, взгляду консультант может провести гораздо более глубокий анализ истории клиента, нежели ориентируясь только на содержание его рассказа. Посредством мимики человек неосознанно демонстрирует то, что он переживает, делая это явным для других.

Направление взгляда, движения глаз передают огромное количество информации. Характеризуя взгляд, используют прилагательные: добрый, веселый, злой, открытый, недоверчивый, грустный. Можно говорить, что это описание эмоционального состояния человека в данный момент времени. Давая характеристику взгляду, консультант способствует осознанию клиентом своего состояния и возможности обсудить это. О готовности продолжать беседу свидетельствует длительность визуального контакта. Устойчивый контакт глаз не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет клиента продолжать речь, а консультанту помогает слушать более внимательно. Вместе с тем пристальный взгляд может поставить говорящего в неловкое положение, а иной раз и вызвать агрессию, может восприниматься как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Для большинства клиентов естественно поддерживать более стойкий визуальный контакт, когда говорят они, и менее стойкий, когда говорит консультант. Идеальным считается взаимное стремление к естественному и приятному для обеих сторон контакту, который должен соответствовать обстановке и обсуждаемому вопросу.

Особое внимание следует уделять значению улыбки. Искренняя улыбка отличается от напряженной, вынужденной, которую иногда называют желательной улыбкой. В отличие от спонтанной желательная улыбка асимметрична. Она не отражает пережитые эмоции, статична и остается на лице очень долго или возникает и исчезает очень быстро, задействуя при этом лишь мышцы рта. Мышцы глаз остаются при этом неподвижными, чего не происходит при спонтанной улыбке. Говоря об улыбке, часто используют прилагательные: благожелательная, добрая, печальная, скромная, сдержанная. Однако есть и такие характеристики улыбки, как: злая, ехидная, ироническая, отталкивающая. Но самое главное - уместность улыбки. Если клиент рассказывает о печальных событиях, а консультант при этом продолжает благодушно улыбаться, это нарушает взаимопонимание, и контакт прерывается.

Консультант должен уметь анализировать невербальное поведение клиента, но не менее важно знать и свои особенности, владеть своим телом. Как правил о, человек не может без специальной тренировки дать себе отчет в том, насколько он в данный момент свободен или нет. Внешним показателем, критерием свободы от напряжения является пластичность движений. Мерой мышечной свободы может служить ощущение того, приятно ли смотреть на позу, движения человека. Если приятно - тело свободно, если что-то смущает - мышечной свободы нет. Научиться видеть себя "со стороны", иметь представление о мере свободы собственного тела является важной задачей при освоении профессии консультанта.

Умение вести себя адекватно ситуации, выглядеть естественно, свободно, владея невербальными составляющими коммуникации, способствует формированию желаемого представления о себе при взаимодействии с клиентом. Кроме того, способность "читать" невербальный язык помогает стать компетентным в понимании психического состояния и поведенческих намерений клиента.

Особого внимания заслуживает техника молчания, или паузы. Для начинающего консультанта эта техника представляет большую сложность. В светском общении молчание партнера означает либо игнорирование, либо обиду. Это всегда вызывает напряжение и желание прервать тягостное ощущение, возникающее при длительном молчании. В консультативном процессе молчание - важнейшая техника психологической помощи, которая может быть признаком сопротивления, самоанализа, выражения отчаяния и безысходности, канун инсайта. Понимая, что паузы необходимы в работе с клиентом, необходимо освоить наиболее общие приемы реагирования в ситуации молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента); перефразирование последнего высказывания (своего или клиента). Если клиент продолжает молчать, можно помочь ему выразить свое состояние. Для этого подойдут фразы: "вам сейчас трудно говорить"; "возможно, вы не знаете, какна это отреагировать" или "возможно, вас это расстроило" . Если же молчание продолжается и носит упорный характер, консультант должен уважительно отнестись к поведению клиента и постараться завершить консультацию интерпретацией - предположением о том, что, очевидно, для клиента такое поведение сейчас наиболее приемлемо.

Основным инструментом работы консультанта является слушание, которое значительно отличается от того, как мы слушаем партнера по общению в обычной жизни. Приемы слушания можно разделить по группам: нерефлексивное слушание; рефлексивное слушание; активное слушание (расспрашивание); эмпатическое слушание.

Нерефлексивное слушание определяется как простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения. Особенно полезно применять приемы нерефлексивного слушания в начале беседы, а также при выражении клиентом таких глубоких чувств, как гнев или горе. Задачи такого слушания: понимать текст; побуждать продолжение разговора; запоминать сказанное; управлять собственным вниманием. Консультант использует при этом:

  • o минимальные поощряющие реплики, к которым относят междометия или нейтральные, по существу малозначащие фразы: " Да!"," Понимаю вас. .", "Продолжайте, пожалуйста, я Вас слушаю...";
  • o комментарии к невербальным посланиям клиента (открывающие реплики), которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале, а также снимают напряженность. Например: "У Вас вид счастливого человека"; "Вы выглядите очень усталым".

Следует отметить некоторые ошибки при применении нерефлексивного слушания:

  • 1) попытка имитировать внимание. Консультант все время улыбается и кивает головой в знак согласия, постоянно говорит: "Угу", но не включается полностью в то, что говорит рассказчик;
  • 2) реплики-несогласия, принуждения: "это почему же?"; "почему бы и нет?"; "ну, не может быть, чтобы так уж плохо"; "приведите мне хотя бы одну причину, по которой Вы так расстраиваетесь!"

Рефлексивное слушание направлено на понимание рационального компонента сообщения, в порядке возрастания их силы: пауза, молчание; подбадривание, поддержка; непонимание; отражение (эхо); парафраза (переформулирование); резюмирование; прояснение.

Задачами рефлексивного слушания являются: проверка правильности понимания консультантом слов и высказываний клиента; поддержка рассказа клиента; проявление заинтересованности по отношению к клиенту. При этом консультант не должен управлять темой разговора.

Техники рефлексивного слушания:

  • o Непонимание -техника, используя которую консультант старается лучше понять клиента. Использовать ее необходимо только в том случае, если консультант действительно не понимает что имеет в виду клиент. При этом исключено проявление раздражения или неудовольствия. Примеры таких высказываний: "Я не понимаю, что Вы имеете в виду". "Я пока действительно не понимаю, что у Вас случилось. Но мне хотелось бы Вас понять. Может, расскажете поподробнее?..".
  • o Отражение (эхо) - повторение слов или фраз собеседника дословно или с незначительными изменениями. Отражаются не любые фразы, а высказывания, значимые для клиента, сопровождающиеся выраженными эмоциями. Рекомендуется применять данную технику там, где смысл высказываний собеседника оказался не вполне ясным; где высказывания клиента несут эмоциональную нагрузку, а также при отражении последних слов фразы клиента во время продолжительных пауз в качестве приглашения продолжить рассказ. Не стоит применять слишком часто, чтобы у партнера не сложилось впечатление, что его передразнивают.
  • o Перефразирование (парафраза) - формулирование высказывания клиента так, как понял его консультант. Целью данной техники является проверка точности собственного понимания сообщения. Применять ее следует именно тогда, когда речь клиента кажется нам понятной.

Исполнение этой техники можно начать следующими словами: "как я понял Вас, Вы считаете, что..."; "как я понимаю, Вы говорите о том, что..."; "по Вашему мнению..."; "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но..."; "другими словами, Вы считаете..."; "правильно ли я понимаю?".

o Резюмирование - подведение итога значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки - простота и понятность.

Вступительными фразами техники резюмирования могут быть: "итогом сказанного Вами..."; "из Вашего рассказа я сделал следующие выводы...".

Резюмирование может оказаться эффективным в случаях, когда клиент "ходит по кругу", возвращается к уже сказанному. Такое поведение клиента часто связано с тем, что он опасается, что его не поняли или поняли неправильно.

  • o Прояснение - применяется:
  • - при обращении к клиенту за уточнениями: "не повторители Вы еще раз?"; "что Вы имеете в виду?";
  • - для прояснения ситуации; "не объясните ли Вы поподробнее?"; "может быть, Вы что-нибудь добавите?.."; "не могли бы Вы развить Вашу мысль?.."; "что случилось потом?.. "Вы говорили, что... Вы могли бы рассказать об этом подробнее?";
  • - для устранение логических противоречий в материале: "Я не уверена, что поняла Вас правильно. Вы говорили, что..., а теперь говорите, что... Нет ли здесь противоречия? ";
  • - для того, чтобы сменить тему разговора: "Мне кажется, что Вы хотите рассказать о чем-то другом..."; "Вы хотите поговорить со мной о... ? "; "поясните, пожалуйста, мне следующий момент..."

Активное слушание позволяет консультанту занять активную позицию, задавать клиенту вопросы. Следует отметить особенности применения различных видов вопросов. Так, закрытые вопросы применяют при налаживании взаимопонимания. При этом закрытыми вопросами лучше не злоупотреблять, так как это может вызвать у клиента ощущение давления, проверки, экзамена. Необходимо помнить, что, используя вопросы закрытого типа, консультант находится в директивной позиции и практически управляет темой разговора. При использовании открытых вопросов клиент предоставляет много информации, которую консультант может систематизировать позднее. Консультант в этом случае занимает не директивную позицию, остается "ведомым" по отношению к содержанию разговора. Он следует за клиентом, оставаясь на шаг позади него. Расширяющий вопрос позволяет получить более подробные сведения о проблеме. Примерами таких вопросов могут быть следующие: "хотите рассказать об этом поподробнее?"; "...и что случилось потом? "

С помощью проясняющих вопросов консультант максимально однозначно, без "додумывания" понимает то, о чем рассказывает клиент; подвергает сомнению искажения, ограничивает необоснованные преувеличения и восстанавливает игнорируемый клиентом материал; клиент точнее осознает то, что с ним происходит, может более корректно сформулировать свои мысли.

Приведем примеры таких вопросов: Клиент: Я боюсь.

Консультант: Чего или кого Вы боитесь?

Клиент: Меня никто не любит. Консультант: Кто именно Вас не любит?

Клиент: Мои родные выводят меня из себя. Консультант: Что конкретно они делают, когда Вы выходите из себя?

Консультант может структурировать разговор с помощью вопросов, помогающих изучить проблему:

  • o факты (каковы факты, относящиеся к данной ситуации; это действительно факты или догадки?);
  • o чувства (что клиент чувствует по отношению к данной ситуации в целом; что чувствуют другие?);
  • o желания (что клиент хочет в действительности; он действительно этого хочет или пытается кому-то угодить; каковы желания других участников ситуации; знает он это наверняка или догадывается; в чем конкретно будет выражаться исполненное желание?);
  • o смыслы (зачем ему это?);
  • o действия (делает клиент что-то, чтобы исправить положение; если да, то что именно?);
  • o препятствия (что ему мешает действовать эффективно?);
  • o средства (как клиент может добиться того, чего хочет?). Эмпатическое слушание направлено на понимание чувств

или желаний, испытываемых клиентом, сопереживание ему. Следует отметить, что клиенту бывает трудно словами выражать свои чувства. Это связано с тем, что если даже есть осознание желаний и чувств, в активном словаре не хватает нужных слов. Кроме того, о чувствах говорить непривычно, так как в светском общении это не принято, а иногда чрезмерная открытость может быть опасна. Некоторые чувства в обществе не одобряются. Например, считается, что, если человек злится, завидует, плачет, испытывает гнев, неприлично показывать это на людях. Существуют также "родительские" запреты и предписания: "мальчики не плачут", "девочки должны быть сдержанны" и т.д., что накладывает отпечаток на поведение клиента во время консультации. Вместе с тем выражать истинные чувства необходимо, чтобы быть правильно понятым. Эмоции, не находящие выхода, оказывают разрушающее действие на поведение и организм. Выражение эмоций - важный способ вернуть утраченное душевное равновесие.

Поэтому задачи эмпатического слушания заключаются в оказании помощи клиенту в выражении чувств и желаний, демонстрации понимания их со стороны консультанта и проверке правильности этого понимания. Для этого используется две группы техник:

  • 1) эмоциональное присоединение к состоянию партнера;
  • 2) вербализация его чувств. Эмоциональное присоединение включает:
    • o внимательное наблюдение за невербальным состоянием;
    • o повторение невербального поведения клиента - отзеркаливание эмоционального состояния.

Вербализация чувств заключается:

  • - в назывании чувств клиента словами;
  • - акцентировании внимания клиента на употребляемые им слова, отражающие чувства, например: печаль, гнев, радость и т. д.;
  • - присоединении к невербальным проявлениям клиента, стремлении понять, что он чувствует.

Консультанту необходимо анализировать, насколько сообщение клиента конгруэнтно его невербальному поведению, эмоциональному состоянию, и при несоответствии сообщений эмоциональному состоянию обращать на это внимание клиента.

Вводными фразами в эмпатическом слушании могут быть следующие: "вероятно, Вы чувствуете..."; "мне показалось, что Вы..."; "похоже, Вы..."; "мне кажется, Вы..."; "я почувствовал, что..."; "в Ваших словах я ощутил..."; "если я правильно понял, Вы ощущаете...".

Таким образом, приемы слушания помогают консультанту глубже понять суть проблемы клиента. Однако не менее важно, что данные приемы помогают и клиенту лучше разобраться в своих чувствах, мыслях и желаниях.

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.