Как развить в аналитические способности. Развитие аналитических способностей руководителей с учетом индивидуальных особенностей

Маленькое стихотворение Василия Казанцева:

Таянье осеннего огня.

Ветер налетает, душу студит.

Было время - не было меня.

Будет время - и меня не будет.

Эхо откликается во мгле,

Горы оглашая все и реки.

Если нет кого-то на земле,

То его и не было вовеки.

Отдельное, врЕменное или временнОе, то, что приходит и уходит, и то, что есть и пребудет вечно, - эти содержания представляют собой все-таки разнородные системы отсчета.

Целое литературного произведения и его значимые элементы могут быть конкретизированы на основе порождающего по отношению к ним понятия «художественная целостность». Понятно, что произведение не рассказывает о целостности и не показывает ее, как какой-то изображаемый объект или заранее готовое целое, поскольку это принципиально невозможно. Оно – Лит. Произведение - творчески осуществляет и воссоздает эстетическое явление полноты бытия в строении произведения искусства. На таком воссоздании и основывается понятие «художественная целостность».

- «Автор, герой, читатель - три целостности или одна?» Сохраняя формулировки вопроса, я бы мог ответить так:одна целостность, но три целых . Единая целостность в трех целых - автора-героя-читателя - целых равнодостойных, равно- и взаимонеобходимых, не сводимых друг к другу, образующих поле интенсивно развертывающихся взаимодействий.

Ролан Барт в статье «Семиология как приключение» так противопоставлял текст литературному произведению: «…это не эстетический продукт, а знаковая деятельность; это не структура, а структурообразующий процесс». Но ведь эта характеристика не в меньшей мере, чем произведению в определенных его трактовках, противостоит итексту, когда он понимается как «особым образом организованная семиотическая структура». Я процитировал ставшее уже классическим определение из «Анализа поэтического текста» Ю.М.Лотмана.

А вот аналогичный пример в движении понятия «художественный мир». «Мир, - пишет А.П.Чудаков, - если его понимать не метафорически, а терминологически, как некое объясняющее вселенную законченное описание со своими внутренними законами, в число своих основных компонентов включает:

а) предметы (природные и рукотворные), рассеянные в художественном пространстве-времени и тем превращенные в художественные предметы;

б) героев, действующих в пространственном предметном мире и обладающих миром внутренним;

в) событийность, которая присуща как совокупности предметов, так и сообществу героев».

- Художественная целостность – это образ того, что Владимир Соловьев называл«положительным всеединством, в котором единое существует не за счет всех, или в ущерб им, а в пользу всех» . - !!! Истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них какполнота бытия. В строении произведения с неиерархическими отношениями целого и элемента воссоздаются такиесвязи универсальной индивидуальности, которые противостоят любым формам одностороннего возвышения, абсолютизации и обожествления, как любой человеческой общности, так и отдельно взятой индивидуальности

Честертон: «Люди теряют человеческий облик, если они недостаточно отделены друг от друга. Можно даже сказать, если они недостаточно одиноки, их труднее, а не легче понять. Чем ближе они друг к другу, тем дальше от нас. Когда говорят о человечестве, мне представляются пассажиры в переполненной подземке. Удивительно, как далеки души, когда тела так близки». Но наша современная действительность дает, по-моему, еще более остро ощутимые ассоциации на эту тему.

И.П.Смирнов предлагает разграничение первичных и вторичных художественных систем. Первые, первичные, склонны по преимуществу рассматривать текст как мир, а вторые - мир как текст. «Суть этой дихотомии в том, что все «вторичные» художественные системы отождествляют фактическую реальность с семантическим универсумом, т.е. сообщают ей черты текста, членят ее на план выражения и план содержания, на наблюдаемую и умопостигаемую области. Тогда как все первичные художественные системы, наоборот, понимают мир смыслов как продолжение фактической действительности, сливают воедино изображение с изображаемым, придают знакам преференциальный статус. Первичные стили - Ренессанс, классицизм, реализм, постсимволизм. Вторичные - готика, барокко, романтизм, символизм».

- «На литературоведа возложена особая миссия: не просто зеркально, предельно адекватно отразить, познать целостность произведения, но вернуть завершенный, вычлененный из жизненного потока результат встречи трех участников эстетического события в сферу реального ответственного поступка-дела. Только таким образом будет восстановлена и подтверждена «архитектоника действительного мира» или иначе«архитектоника целостного переживания мира» (Бак). Но ведь это резюмирующее заключение со ссылками на«философию поступка» М.М.Бахтина очень хорошо формулирует общечеловеческую задачу - это задача вообще всякого живущего здесь и сейчас человека.

Одним из самых перспективных направлений в связи с этим мне кажется теоретическая разработка идеи Бахтина о событийной полноте литературного произведения. Полнота произведения как художественной целостности потому, на мой взгляд, является событийной, что включает в себя и эстетически завершенный «образ мира, в слове явленный», и позитивное преодоление этой образной эстетической завершенности, приобщениеобразного единства эстетического бытия к единственности событийного свершения реальной личности .

- Художественный мир - это образ такого бытийно-жизненного целого, которое не может быть выявлено и осуществлено ни в каком объекте, иботребует внутреннего преодоления бытийной объективизации событийной сопричастностью . И если художественный мир бытиен, то литературное произведение в своей полноте событийно как конкретно осуществляемое событие его создания, созерцания, понимания.

- «Образ мира, в слове явленный» не дан в литературном произведении как готовый предмет или готовый смысл, а лишь задан в перспективе своего возможного осуществления, внутренне включая в себя выбор и ответственность за характер встречи языка и человеческой личности.Язык и личность находятся в отношении диалогической сопричастности, и если каждый человек, безусловно, нуждается в языке как основе своего самоосуществления, то и язык не меньше нуждается в каждом говорящем человеке, усилиями которого только язык и живет, реализуя свою творческую сущность.

- Заключенный в границах произведения процесс смыслообразования проявляет себя в снова и снова возобновляемыхпопытках интерпретировать, выразить этот образующийся смысл. В анализе взаимосвязи этих процессов - еще одна очень актуальная перспектива изучения литературного произведения как художественной целостности.

Теория литературы

Пастернак «Август»

Понятие о художественном мире

Худ.мир – это то понятие которое существует как метафорическое обозначение неко-рых вещей, обозначает не очень понятные и внятные вещи чтобы формализовать мысль искусства.

В центре эстетических отражений стояла т.н теория отражения, когда создавалось впечатление что существует некий реальным мир, а искусство отражает этот реальный мир, создает его некую копию. Меняет пространственные знаки и делает их диаметрально противоположными.

Однако прежде всего любая система отражения это система условная, и зеркало все отражает далеко не так как это происходит в действительности. Тем более искусство. Как только мы начинаем сопоставлять то что нам дает искусство с тем что сущ-т в окр действительности мы не можем не заметить насколько это не совпадает. В искусстве искажено то что свойственно реальному миру. (*Пастернак)

Есть внутренние созвучия и крайние созвучия, есть рифмующиеся между собой слова, и то что мы здесь видим, когда пытаемся представить данную нам картину, то мы видим что она не соответствует действительности.

(мир у пастернака – в последних двух строчках)

^ Любое искусство это не отображение действительности а преображение действительности.

«Произведение искусства есть преображение мира, попытка пересоздать его..»

1)художник пользуется образами заимствованными из обычной реальности. То есть реальность до известной степени сохраняется, каким бы выдуманным не казался изображенный мир.

2) художественный мир не равен миру реальному а является лишь его образу, весьма отличающегося от его прототипа. Перед нами не действительность а образ этой действительности.

3) художественный мир порождается в виде творчества и каждый раз по-новому. Художник является «творцом», так же как Бог

4)в своих произведениях человек совмещает несколько точек зрения сразу.

5) нет искажения; это лишь попытка воссоздать действительность. Мир который порождает художник это мир который уже существует. Художник преображает действительность даже если он как будто ничего не делает. (г.р. державин)

6) абстрактность

«художественный мир произведение… вы число своих компонентов включает:

Предметы расселенные в худ. Пространстве и тем превращенные в худ предметы

Героев действующих в пространственно-предметном мире и обладающих миром внутренним

Событийность которая присуща как сов-ности предметов так и сообщности героев (с предметами и героями происходят какие-то события)

Чудаков: Худ мир писателя есть система всех образов и мотивов присутствующих в данном тексте, каждое сущ-ное с определяющим его прилагательным является образом, а каждый глагол с наречием является его потенциальным мотивом.

Настоящий худ мир с самого начала захватывает человека

Творчество:

По природе творчество религиозно и отражает отношение мира к богу. Нет полностью сакрального отношения однако могут быть случаи абсолютной сокрализации. (* слова ЛНТолстого одно время воспринимались как попытка десакрализации)

^ Художественный текст и его признаки.

Текст далеко не всегда может быть текстом художественным. Текст определить чрезвычайно трудно.

«в основу понятия текста видимо будет удобно положить след. Определение:

Текст зафиксорован в миллионах знаках и следовательно зафиксирован в этих структурах

Ограниченный. С одной стороны он противостоит всем материальным знакам не входящих в его состав,с другой стороны – всем структурам с невыделенным признаком структурности.

Тексту присуща внутренняя организация превращающая его в структурное целое.

Тексты с нулевой выраженностью:

Структурность .

Градация художественного мира.

Минимальной единицей худ. Мира является отдельное произведение (общий принцип).

Достаточно очевидно что худодественный мир может быть составлен не только из одного произведения а из группы произведений. Все творчество представляется как единый художественный мир. В состав худмира входят не только художественные произведения но и иногда даже научные.

^ Понятие интерпретации

Интерпретация – (лат) истолкование, объяснение. Глагол «интерпрето» значит «перевожу».

Семиотика - ?

*Gun – Пушка, ружье, ствол, пистолет.

^ Художественная речь в прозе и поэззии
Тропы
Должны производить эмоциональное впечатление. Если бы не было тропов не было бы художественной речи в принципе.
^ Метафора – не имеет никакого отношения к предмету переносного значения, но имеет сходственные черты. Чем больше сходственных черт, тем троп выразительнее.
Олицетворение - антропоморфизм. – когда неживому придаются живые характеристики.

^ Метафоры используются в разговорном стиле.

Полисемия – многозначность.

Бумага – лист (по аналогии с листом дерева)

Стрелять из огнестрельного оружия - стрелять - стрела (для стрельбы из лука)
Катахреза – распространение значение на новый предмет. + злоупотребление, уродливая, преувеличенная метафора. (*Носик чайника)
«Это только цветочки, а настоящие фрукты – впереди» Достоевский

Метонимия – перенос значения.


  • Называть писателя вместо его произведения

Маяковский: с помощью метафоры устанавливается грань между Я и миром. (*Нате)

Пастернак - Охранная грамота

Мир литературного произведения - это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное - его самого как душевно-телесное единство. Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную». В литературных произведениях эти два начала неравноправны: в центре находится не «мертвая природа», а реальность живая, человеческая, личностная (пусть лишь потенциально). Мир произведения составляет неотъемлемую грань его формы (конечно же, содержательной). Он находится как бы между собственно содержанием (смыслом) и словесной тканью (текстом). Заметим, что слово «мир» используется в литературоведении и в ином, более широком значении - как синоним творчества писателя, своеобразия того или иного жанра: мир Пушкина, Лермонтова, рыцарского романа, научной фантастики и т. д. Художественный мир произведения следует отличать от самого художественного произведения. Произведение - явление действительности; «мир» - событие духовной реальности; он может существовать только в сознании писателя или читателя. Как явление духовной реальности художественный мир неповторим и индивидуален, его неповторимость связана с личностью творца - автора произведения. Духовный мир, лишенный оригинальности и неповторимости, не может быть миром художественным. Художественный мир обладает целостностью, это сложное, многозначное, многоуровневое целое. Художественный мир не завершен и открыт для взаимодействия с другими мирами . Мир произведения - это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Важнейшие свойства мира произведения - его нетождественность первичной реальности, участие вымысла в его создании, использование писателями не только жизнеподобных, но и условных форм изображения. В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы . Мир включает в себя то, что правомерно назвать компонентами изобразительности (художественной предметности):

· акты поведения персонажей;

· портреты;

· явления психики;

· факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы - пейзажи).

При этом художественно запечатлеваемая предметность предстает и как обозначенное словами внесловесное бытие, и как речевая деятельность, в виде кому-то принадлежащих высказываний, монологов и диалогов. Наконец, малым и неделимым звеном художественной предметности являются единичные подробности (детали) изображаемого, порой четко и активно выделяемые писателями и обретающие относительно самостоятельную значимость. Основными качествами художественного мира являются целостность и автономность от мира реального (художественный мир живет по законам, им самим установленным), принципиальная незавершенность и открытость в другие художественные миры, а также в миры автора и читателя. Структура художественного мира в ряде моментов аналогична структуре реального мира; художественный мир создается при помощи принятого в данной культуре художественного языка; он «похож» на мир реальный, но не тождествен ему и не является его отражением . Художественный мир всегда содержит некий смысл, содержащий объяснение мира, - он выражает определенный закон, понятый его создателем - творцом произведения искусства. В художественном мире мы предлагаем выделять две стороны - художественную реальность и принципы организации художественного мира (позволяющие художественному миру «осуществляться» в сознании читателя). Принципы организации художественного мира включают в себя не только способы воздействия на читателя, но и то, что Д. Лихачев называл «строительным материалом» мира. Понятие «художественный мир» направлено на описание не того, что обычно называется «действительностью», а на «пространство» духовной культуры, которое связывает единым художественным переживанием автора и читателя. Следует учитывать, что «художественный мир» не существует как целостная художественная реальность, характерная для литературы определенного периода, которая складывается из многих непохожих друг на друга художественных миров писателей и внутренних миров их произведений. Мы можем сделать вывод о том, что художественная реальность - это осуществленное в сознании читателя бытие художественного мира. Художественная реальность - это та сторона художественного мира, которая придает ему черты мира действительного, имитирует его физические характеристики (время и пространство, развитие событий, жизнь действующих лиц, социальное устройство мира) и процессы (она может быть статичной и динамичной, может обладать способностью к саморазвитию). Внутренний мир - это художественный мир отдельного произведения. Внутренние миры литературных произведений - основная реальность литературного процесса. Художественные миры писателей - абстракция, созданная литературоведами на основании анализа внутренних миров, принадлежащих одному писателю, и существующая только как результат этого обобщения.