Илья муромец когда он родился. Илья Муромец: Богатырь силы и духа

2 августа в Киеве открыли памятник, посвященный богатырю Илье Муромцу. Виталий Кличко в свое речи назвал былинного персонажа украинским богатырем. Его слова вызвали большой резонанс в социальных сетях. разбирается, где на самом деле родился Илья Муромец и почему на него претендуют Россия, Украина и Белоруссия.

Что произошло?

Постамент знаменитому богатырю был открыт в одноименно парке «Муромец». Это бывший парк Дружбы народов, который переименовали власти столицы. Именно тогда и начался активный процесс «украинизации» богатыря.

Слова Виталия Кличко об украинских корнях мифологического персонажа вызвали широкий резонанс в интернете. Так, например, в России возмутились, что Украина «присвоила» себе русского богатыря. Блогер Рустем Адагамов написал в Facebook: «Офигеть, русский богатырь Илья Муромец из села Карачарово во Владимирской области, теперь оказывается, украинский герой из украинской мифологии. Господи».

При этом часть пользователей, которые оставили комментарии под этим постом, поддержали автора, а вторая часть возразила. Последние указали на то, что большинство былин о богатыре связаны с киевским князем Владимиром, а мощи Ильи Муромца находятся в Киево-Печерской лавре.

Кто такой Илья Муромец?

Илья Муромец появился на свет примерно между 1150 и 1165 годами. Согласно легенде, он до 33 лет пролежал на печи, так как страдал тяжелым заболеванием и не мог ходить. Одна его исцелили волхвы или же так называемые «калики перехожие». Это произошло когда они зашли в дом богатыря и попросили воды, однако он им ответил, что не может встать. После этого волхвы еще раз попросили воды, Илья смог с трудом подняться и подойти к сосуду с водой. После этого каклики приказали выпить воду Муромцу, и он полностью исцелился и обрел нечеловеческую силу. Действительно, эксперты рассмотрели на позвонках скелета следы заболевания спондилоартроза (воспалительное заболевание, которое ограничивает подвижность позвоночника), которое может приковать человека к постели и лечится костоправами.

После исцеления Илья принял православие. Он много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал абсолютно бескорыстно, только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Первое упоминание Ильи Муромца найдено в письме, которое в 1574 году оршанский староста Филон Кмита отправил смотрителю Тракайского замка. Послание написано на языке Великого княжества Литовского, который в зависимости от своего гражданства ученые сейчас называют «старобелорусским», «староукраинским» или «западнорусским».

Известно, что богатырь погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году.

Родина Ильи Муромца

Существует несколько научных теорий о происхождении богатыря Ильи Муромца. Первоначальная версия гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области (территория современной России).

Однако примерно в 19 веке исследователи выдвинули версию, что на самом деле Илья Муромец родился в селе Карачев, которое расположено рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.

«Первое упоминание об Илье Мурованине было не в российских источниках, а именно в украинских. Но немного под другим названием. То есть не Муромец на тот момент было, а Мурованин. И именно поэтому исследователи часто это связывали с Черниговщиной, где собственно и сейчас есть село Муромск», – рассказал журналист Александр Доний.

Интересно, что в народном эпосе персонаж Ильи Муромца слился с образом преподобного Илии Печерского. О последнем известно, что он жил примерно в 12 веке и скончался на территории Киево-Печерской лавры. Преподобный Илия, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской лавре, канонизирован в 1643 году под именем «Ильи из Мурома» и называется среди возможных прототипов богатыря.


Илия Печерский — предполагаемый прототип Ильи Муромца

В 1988 году провели экспертизу останков из лавры. Исследователи выяснили, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. На момент смерте Илье было примерно 40-55 лет, а погиб он от ранения в область сердца.

«В 1980-ых годах был сделан анализ останков. И учёные утверждают, что в детстве этот человек перенёс паралич нижних конечностей. То есть это достаточно схоже с былинным персонажем, который где-то до 30 лет не мог ходит. Здесь много схожего есть», – подчеркнул Доний.


Мощи Илии Печерского

В Беларуси также есть собственная версия происхождения Ильи Муромца. Главное объяснение – впервые о богатыре написал Кмит Чернобыльский – староста белорусского города Орши. Существует теория, сделанная на основе сведениях о путешествии Муромца в Киев. Так, например, Николай Чубрик считает, что в Киев богатырь ехал через Полесье, поскольку в легендах упоминаются «грязи великие», на которые он наткнулся, а других обширных болот на пути в Киев нет. Следовательно, сделал вывод исследователь, Илья Муромец ехал в Киев с территории нынешней Беларуси. Впрочем, большого распространения эта теория не получила.

«Но, тем не менее, это персонаж, за который могут соревноваться полноценно оба народа. Безусловно, это еще один повод для информационной войны. И не только лишь для информационной войны. Россияне вот, например, могут трактовать как общую историю. Таким образом они пытаются утверждать, что и Киев их. То есть здесь ситуация достаточно не однозначная. Но лучше забирать всё, что касательно правды истории Украины, чем разбазаривать её, разбрасываться украинскими персонажами, украинскими кадрами. Поэтому я ничего плохого в упоминании об украинских корнях Ильи Муромца не вижу. Тем более с исторической точки зрения такую версию можно доказать», – рассказал журналист.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец реальный человек, воин, служивший Киевскому князю.

Но если Илья Муромец — историческая личность, то почему он не упоминается ни в одной летописи? На это может быть несколько причин.

Во-первых , не так много письменных источников тех лет дошли до нас. И это не удивительно. Татары постоянно совершали набеги на землю русскую и сжигали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Киево-Печерской Лавры.

Во-вторых , Илья был из простой крестьянской семьи. В то время постоянное войско князя — его дружина, набиралось из знатных людей. Возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика не мог оставить равнодушными родовитое боярство и опиравшихся на него князей золотого века Киевской Руси.

Поэтому имя народного героя было стерто со страниц истории. Но его невозможно было стереть из доброй памяти благодарного народа.

После смерти Илья был захоронен в пределе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской . Там находилась великокняжеская усыпальница, в которой и князей-то не всех хоронили. А Илья Муромец делами своими мирскими был удостоен такой чести. Бояре о таком снисхождении и мечтать не могли.

Возможно, именно по этой причине позднее гробница Ильи Муромца при набеге была разрушена, а гробница его товарища — Добрыни Никитича , сына древлянского князя Мала, чудом уцелела.

Об этом упоминает в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота , который с 7 по 9 мая 1594 года был проездом в Киеве.

В то время Киево-Печерская лавра взяла на себя заботу о мощах богатыря. Там, в Ближних пещерах, его тело и покоится поныне.

№2 Илья Муромец — герой не только русского эпоса

Хотя в русских летописях не упоминается имя самого знаменитого героя русских былин, зато он является главным действующим лицом в одной из германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях.

Там говорится о нем как о могучем витязе, и называют его Ильей Русским .

№3 Великан

№4 Потомки Гущины

Сейчас село Карачарово стало частью современного города Мурома. На месте дома Ильи Муромца стоит новый дом с табличкой, мол жил на этом месте народный любимец и герой былин Илья Муромец. Жильцы этого дома утверждают, что они являются потомками богатыря. Из поколения в поколение они собирают всю информацию о их знаменитом предке. После воссоздания портрета Ильи Муромца, они показали фотографию своего прадеда. Сходство действительно наблюдается.

Они говорят, что феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

№5 «Сиднем сидел на печи тридцать лет и три года…»

Из сказаний нам известно, что Илья до 33 лет не мог ходить.

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и отказывался признавать христианство. Однажды он взял топор и разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род. Все мальчики должны были рождаться калеками.

И вот через 10 лет родился внук, у которого был паралич ног. Но тот не отчаивался, а развивал остальные части тела. 33 года он не мог и шагу ступить по земле. Как-то раз в дом зашли «калики перехожие » – народные целители. Они и излечили богатыря с помощью заговоренной воды. Об этом говорят сказания старины глубокой.

Но самое интересное в том, что после изучения мощей Ильи Муромца, анатомы обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это означает, что этот человек действительно долгое время не мог ходить вследствие ущемления нервов спинного мозга.

№6 Возраст

Ученые до сих пор спорят о дате рождения и дате смерти героя, но по останкам удалось определить, что прожил богатырь 45-50 лет. Для того времени он был стариком .

№7 Первое исследование тела

Впервые тело Ильи Муромца исследовали советские ученые в 1963 году. В то атеистическое время ученые в своем заключении написали, что тело принадлежит человеку монголоидной расы , а ранения имитированы монахами лавры.

Между тем, монголоидные черты лица русского витязя отмечают и современные ученые.

№8 Дорожка прямоезжая

Помните начало былинных сказаний про Илью Муромца? «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова… » Казалось бы, все понятно. Вот город Муром. Село Карачарово теперь часть этого города, хотя и сохранило свое название. Но сомнения по поводу места рождения русского витязя были и в прошлом веке, есть и сейчас.

Имя былинного героя знали и на Черниговщине . Там есть года Карачев и Моровийск, названия которых созвучны селу Карачарову и городу Мурому.

Но если взглянуть на обычную географическую карту, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. И говорить о «Моровийском селе Карачеве» как-то странно. А вот если на карте отметить Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев, то можно провести одну линию. Вот и знаменитая «дорожка прямоезжая».

Именно по ней Илья едет в Киев, проезжая «через те леса, Брынские, через речку Смородинную », через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. Все населенные пункты сохранили свои прежние названия и существуют до сих пор. Даже речка Смородинная течет там по сей день.

Кроме того самый известный подвиг богатыря — бой с бандитом Соловьем-разбойником. Как известно, разбойник контролировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал спокойно пройти «ни конному, ни пешему ». Примерно в 1168 году Илья приехал в Киев. На тот момент на престоле восседал князь Мстислав , который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов, которые постоянно подвергались грабительству половцев. Вероятно, князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище, как можно предположить, приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил грабителя и освободил «дорогу прямоезжую». Это событие, без сомнения, имело не только большое экономическое значение для княжества, но и сделало жизнь простых людей спокойнее.

Освобождение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

№9 Тайна смерти

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь » в исполнении сказителя Щеголенкова : «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана ». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.

На данный момент времени официальные источники говорят, что родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами. А погиб он, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

№10 Святой

Существует легенда о том, почему Илья решил стать монахом. В очередном очень жестоком сражении богатырь был сильно ранен и чуть не был убит, но чудом выжил. В той битве он дал обет впредь никогда не поднимать меч, поселиться в монастыре и посвятить себя служению Богу. Илья Муромец подошел к стенам Лавры и скинул с себя все доспехи. Однако, бросить на землю меч не смог.

Так он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Оставшуюся часть своей жизни он провел в келье в постоянных молитвах.

Русский герой оставил после себя не только нетленную память . Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине.

Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, то это дар свыше, поэтому человека можно считать святым.

Существует поверье, что мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Русский витязь и после смерти продолжает служить людям…

Сегодня у большинства людей, проживающих в России, немного исковеркано понимание кем был непобедимый «русский богатырь», и жил ли в действительности былинный герой Илья Муромец?

Факты и расследования

В ближних пещерах Киево — Печерской Лавры ученые нашли доказательства того, что похороненный там монах преподобный Илья и былинный богатырь Илья Муромец одно и тоже лицо.

Но, даже если Илья Муромец существовал в реальной жизни, почему он неожиданно оставил ратную жизнь и ушел в монастырь? Какие причины заставили богатыря никогда больше не брать в руки меч?

До этого времени доказательствами существования Ильи Муромца были только догадки. Летописи и другие исторические документы ни одним словом не упоминают о существовании легендарного богатыря. Неужели за какую-то провинность его могли вычеркнуть из летописи Киевской Руси?

Оказывается, в 1718 году страшный пожар уничтожил все оригиналы книг Киево — Печерской лавры.

Единственное упоминание об Илье Муромце сохранилось в случайно уцелевших записях монаха Киево-Печерского монастыря Анастасия Кальнофойского. Они датированы XYII веком. И это первое достоверное упоминание о святом Илье Печерском.

Монах записал: «В народе этого святого считали богатырем и великим воином, одним словом храбрецом». Именно таким словом ‘храбр’ тогда называли богатырей.

А слово ‘богатырь’ появилось намного позже. Поэтому сочетание ‘храбрый богатырь’ является просто тавтологией как масло масляное или ветер ветрянный.

XII век. Киевскую Русь разрывают междоусобицы. А с южных границ государству угрожает новый страшный враг — половцы. Это были невысокие ростом, желтокожие и очень жестокие кочевники. Они не строили городов и поселков, не вели хозяйство, а только убивали, грабили и угоняли пленных в рабство.

Обескровленная Русь была для них легкой добычей. Полчища половцев захватывают города и земли и быстро приближаются к Киеву. В этот угрожающий момент Киевский князь приглашает в город богатырей — избранных воинов с исключительной физической силой.

Кем в действительности были богатыри?

Люди приписывают богатырям сверх человеческие возможности. Согласно народных представлений это были очень сильные мужчины, которые ездили на огромных лошадях и в руках держали тяжелое оружие, которое не в силах был поднять обычный смертный.

После нападения половцев в Киев начали съезжаться десятки таких богатырей. Среди них был и скромно одетый крестьянин очень мощного телосложения по имени Илья Муромец.

Он родился в деревне возле русского города Мурома. Именно фамилия Муромец указывает на происхождение богатыря.

Но есть некоторая нестыковка исторических фактов.

Русский город Муром находится в тысяче пятистах километрах от Киева. Сейчас этот город территориально находится во Владимирской области.

Возникает естественный вопрос: за какое время в XII веке человек мог преодолеть это расстояние на лошади? Точно неизвестно. Но абсолютно все былины утверждают, что Илья Муромец прибыл в Киев по зову князя за пять часов.

Мало кто знает, что в Черниговской области недалеко от Киева есть поселок Муровск. И оба небольших города — русский Муром и украинский Муровск ныне считают себя родиной былинного героя Ильи Муромца.

В этом нет ничего странного. На право называться родиной мифического героя Геракла претендуют сразу шесть греческих городов.

Черниговская область, примерно 70 километров от Киева, селение Муровск. В XII веке здесь был город и назывался он Муровийск. Вокруг густые леса и болота и до Киева всего один день на лошади. Многие историки считают, что богатырь Илья на самом деле родился здесь, в Муровийске. Но в современном Муровске (сейчас городок называется так) никто и не догадывается, что девять столетий назад здесь родился будущий былинный герой.

Дни рождения в то время праздновать было не принято и этому событию особого внимания не придали.

Ведь вполне вероятно, что на каком-то этапе при пересказывании былин произошел сбой: кто-то что-то недослышал и передал далее новую, несколько измененную версию. В результате Илья с Муровска превратился в Илью Муромца.

Илья Муромец и страшное проклятие

Действительно ли Илья просидел на печи 30 лет и 3 года? За какую провинность мальчик получил страшное родовое проклятие — паралич ног?

Середина XII века, Муровийск. Непокорные язычники, которые жили в этом городе, противились принять христианство много веков.

Когда в Киеве уже давно отреклись от Перуна, в Муровийске продолжали поклоняться древним языческим богам. Пока на один из местных родов не упало тяжелое проклятие.

Когда-то отец Ильи, который был заклятым язычником, в одной из битв разрубил на части православную икону. За это его род был проклят: «Отныне все мальчики в роду будут рождаться инвалидами». Проклятие начало сбываться через 10 лет, когда у богохульника родился мальчик Илья и у него сразу после рождения отказали ноги.

Чего только ни делали его родные. Но все заговоры не помогали. Мальчик рос сильным, веселым, но абсолютно беспомощным. Целыми днями Илья сидел на лавке и смотрел в окно на детей, которые играли на улице. В эти моменты мальчик не по-детски сжимал кулаки и обещал себе, что когда-то он станет здоровым и ни для кого больше не будет в тягость.

Так прошло 30 лет. На лавке возле окна сидел уже сильный мужчина. Он и теперь не мог встать и не чувствовал ног. Но никто из его родных не знал, что Илья каждый день, упрямо сжав зубы, тренирует руки: поднимает тяжести и разгибает подковы. Он может все, тело слушается каждого его приказа, но ноги и теперь как бы принадлежат другому человеку.

Когда Илье исполнилось тридцать три года, он был готов смириться с судьбой и дома на печке искупать богохульство своего рода. Что и того, что в руках он чувствовал богатырскую силу? Ведь взрослый мужчина оставался беспомощным ребенком.

Но все изменилось в один день, когда возле его дома появились странствующие старцы. Они зашли в дом и попросили подать им воды. Илья пояснил, что не может этого сделать, потому что никогда не мог вставать. Но гости как будто не слышали его и повторили свою просьбу. В этот раз просьба звучала как приказ. 33-летний мужчина едва не расплакался от обиды. Но неожиданно почувствовал в ногах неведомую силу.

Отныне он мог ходить. Кем были эти старцы, Илья так и не узнал. Откуда они узнали о нем и почему помогли? Современные доктора не могут дать этому случаю объяснение. Единственное в чем они убеждены, так это в том, что этот мужчина действительно начал ходить только лишь в зрелом возрасте.

Феномен исцеления

Что произошло на самом деле никто не знает, но многие склоняются к тому, что психология здесь может сыграть решающую роль.

Современная медицина еще не дошла до того уровня знаний, чтобы пояснить этот феномен исцеления.

Старцы ушли, но перед уходом дали Илье наказ искупать дедовский грех и защитить свою землю от полчищ врагов, которые тучей сунут на Русь. Исцеленный Илья согласился, а потом дал старцам обет посвятить свою жизнь Богу.

Став на ноги он берется за самую тяжелую физическую работу: за день выкорчевал целое поле могучих дубов, на своих плечах легко переносит колоды, которые не под силу сдвинуть двум лошадям. Старые родители радуются выздоровлению сына, но еще больше они удивлены его нечеловеческой силой. Они не подозревали, что Илья годами тренировал руки. Счастливые родители надеялись, что теперь их сын будет им помощником и опорой.


Надпись на табличке: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки. Этому дубу около 300 лет, он рос ещё во времена Ивана Грозного, а потом ещё 300 лет в оке пролежал. Его диаметр около 1.5 м., обхват около 4.6м. В 2002 году дуб был поднят муромскими речниками со дна Оки на Спасском перекате, в 150 км. от устья»

Но Илья не захотел оставаться дома. Годы, проведенные в параличе, изменили его тело.Руки стали необыкновенно сильными, в такие руки меч сам просится.

Он помнит свой обет старцам: защитить свою родину от врагов и посвятить свою жизнь служению Богу.

А когда услышал о страшном нашествии половцев и призыв князя к защите родины, то едет в Киев добывать военную славу и защищать землю.

Самый короткий путь от Муровийска в Киев идет через опасный лес. Там, возле могучего дуба, жило огромное чудище, которое своим свистом убивало каждого спутника. Это чудище называли Соловей Разбойник.

Былины рассказывали: Илья Муромец заехал в лес и громко вызвал чудище на ратный бой. Соловей засвистел так, что конь под богатырем присел. Но Илья не испугался. Бой между ними был коротким. Илья с легкостью победил Соловья Разбойника, связал и повез его в Киев в подарок князю.

Но как эта встреча могла выглядеть в действительности?

Соловей ли, разбойник ли?

Ученые считают, что Соловей Разбойник действительно мог жить в Черниговских лесах. И это было не мифическое чудище а вполне реальный человек. О нем даже воспоминание в летописи осталось.

Разбойника звали не Соловей, а Могита. Он разбойничал в лесах под Киевом. Возможно именно его победил реальный Илья Муромец. Как и былинный Соловей, Могита был пойман и привезен на суд в Киев.

Там, если верить былине, Илья встретился с князем Владимиром — Красное Солнышко. Но просто одетый крестьянин не понравился надменному князю. Вместо обещанной награды за Соловья Разбойника Владимир бросил к ногам Ильи свою поношенную шубу, бросил как какому-то нищему.

Богатырь рассердился не не шутку и начал угрожать князю. Охране с трудом удалось его схватить и бросить в темницу. Перепуганный Владимир велел тридцать дней не давать наглецу хлеба и воды.

Тем временем Киев окружает орда врагов. Их Хан предлагает сдать город и снять с церкви кресты. Иначе он уничтожит город, выжжет церкви и потопчет лошадьми святые иконы. С самого князя он грозится живьем содрать кожу. Тогда-то Владимир вспомнил о богатыре, который сидит в темнице. Он просит Илью Муромца забыть обиду и стать на защиту Киева.

Так повествуют древние былины. Но на самом деле Илья Муромец не мог встретиться во времени с князем Владимиром, т.к. жил на сто лет позже него.

Почему былины это припрятали? И мог ли Илья Муромец на самом деле помогать защищать Киев?

Былины сдвинули во времени людей из двух эпох. В этом нет ничего странного. Ведь народные рассказы из поколения в поколение дополнялись новыми подробностями и персонажами. В былинах они часто перемешивались и свои героические поступки совершали вместе.

Три легендарных былинных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович никогда не могли встретиться друг с другом в реальном времени ибо их разделяет три столетия.


Картина В. М. Васнецова «Богатыри»

Богатырь Добрыня Никитич жил в X веке и на самом деле был дядей князя Владимира Великого. Богатырь Алеша Попович дрался с чудищем — змеем в XI веке, а Илья Муромец защищал Русь в XII веке. Но кому из князей служил Илья?

Когда Илья Муромец приехал в Киев, на престоле был князь Святослав, правнук Владимира Мономаха. Он не мог пренебрежительно отнестись к богатырю.

Первый военный поход Ильи Муромца

Святослав был здравомыслящим и уравновешенным политиком. Он во времена своего правления пытался объединить русских князей против половцев. Уже в своем первом походе под руководством Святослава русичи разбили полчища половцев.

Именно в этом походе, как считают историки, впервые принял участие богатырь Илья Муромец. Они предполагают, что он входил в дружину князя и принимал участие во всех битвах, которые происходили в тот промежуток времени.

В военных походах прошло десять лет. Илья стал прославленным богатырем, о котором начали слагать легенды.

Тем временем сам он не торопился исполнять обещание, которое дал своим исцелителям. Он не готов был уйти от мирской жизни в монастырь и считал, что впереди у него еще много ратных подвигов. Но воевать ему оставалось недолго.

В 1185 году сын Святослава князь Игорь собирает свою дружину в поход на половцев. Семь тысяч русских воинов, возглавляемых Игорем, идут просто в сердце половецкой земли.

Тогда они еще не знали, что этот поход закончится для них поражением, самым жестоким в истории Киевской Руси. Именно эта битва была описана неизвестным летописцем в произведении «Сло́во о полку́ И́гореве «.


В. М. Васнецов. После побоища князя Игоря Святославича над половцами

Решающий бой русичей с кочевниками

Их было столько, что пыль из-под копыт закрыла землю. Силы были неравными и ряды русичей танут. Князь Игорь видит, что половцы прижимают русичей к берегу реки.

На Илью нападают сразу несколько кочевников. Тяжелый удар сбрасывает его с лошади. Половец заносит кривой ятаган над головой богатыря. Еще мгновение и все…

И тут на Илью как бы снисходит прозрение. Только теперь, перед лицом смерти он вспомнил свое обещание искупить старый дедовский грех служением Богу. Илья Муромец мысленно просит старцев, исцеливших его, о помощи в последний раз. Если он выживет в этом бою, то больше никогда не возмет в руки оружие.

Илья Муромец в этой битве с половцами получил очень тяжелые ранения. И это стало причиной его отхода от ратных дел. А жизнь ему спасла стрела русича, успевшая пронзить половца.

Илья уже не помнил, как верный конь вынес своего всадника с поля боя. А когда сознание вернулось ему, первое, что увидел Илья, были православные кресты на церкви.

Киево-Печерский монастырь

Сюда на лошади приехал израненный мужчина лет сорока. Возле стен монастыря он расседлал и отпустил коня, а затем снял с себя доспехи. В Лавре богатыря принял иегумен Василий. Он был не просто монахом, а главным защитником главной русской святыни. Нового послушника он встретил гостеприимно и надеялся, что Илья Муромец поможет монахам защищать Лавру от частых набегов. Поэтому иегумен разрешает Илье взять с собой в келью меч.

Но Муромец сразу говорит монахам, что больше он никогда не возмет в руки меч, никогда и никого не станет убивать, а будет исполнять обет, который когда-то дал святым старцам.

Он принял постриг в честь пророка Ильи. В келье вел аскетический образ жизни и ни с кем не общался.

В рукописи XYII века были найдены воспоминания о необычайном смирении бывшего богатыря, который дал обет никогда не поднимать руку на ближнего своего. За время пребывания в монастыре к нему пришел дар предвидения и исцеления. Но довелось ли Илье умереть в мире и молитве? Летописные источники утверждают, что нет.

В 1203 году в Киев ворвались полчища князя Рюрика Ростиславовича. Для того, чтобы изгнать из города своего племянника, князь привел с собой жадных к грабежам и разбою половцев, а после осады отдал им Киев на растерзание.

И случилось великое зло на земле русской. Ничего подобного не было со времени крещения Руси. Эти печальные события описаны в «Повести временных лет».

Половцы сожгли Подол, ограбили Софию Киевскую и Десятинную церковь и уничтожили всех монахов и священников. Мирное население беспощадно уничтожили. А потом подошли к воротам Киево-Печерской Лавры.

К бою с ними встали все, кто был в монастыре. Единственный, кто не вышел со всеми, был инок Илья. С кельи он слышал отголоски битвы. Но он помнил, что пришел в монастырь и дал обет никогда не брать в руки оружие.

Муромец выходит с кельи, готовый склонить голову перед мечом половца. Но неожиданно он видит иегумена Василия, который в руках держит икону. С ней он медленно идет через поле битвы навстречу врагу. А потом Илья увидел, как иегумен упал, а разбитая икона стала красной от крови. И тогда иегумен Илья в последний раз нарушает обещание. Он поднимает меч чтобы, как когда-то, одним ударом снести головы врагам но неожиданно чувствует сильнейшую слабость в ногах. Он не может сделать ни одного шага.

Через мгновение он видит видение — поруганную его делом икону. Окруженный врагами, Муромец собрал последние силы, но стать на ноги он уже не смог, а только почувствовал, как его ударило вражеское копье.

В тот день все монахи Киево-Печерской Лавры приняли мученическую смерть. Среди них был и инок Илья. Его похоронили вместе с остальными.

А когда через пол столетия монахи открыли его захоронение, они были сильно удивлены. К телу Ильи Муромца не прикоснулось тление. Пальцы правой руки были сложены так, как будто он осенял себя крестом.


Гробница преподобного Илии Муромца. В серебряном ковчеге находится часть левой руки преподобного.
Объяснения этому феномену ученые до сих пор не нашли. И точных обстоятельств Ильи Муромца не знает никто. Известно только, что погиб он, получив смертельный удар копьем, когда защищал святой монастырь. В последний момент жизни Илья Муромец был и богатырем-воином и преподобным монахом одновременно.

В 1643 году его канонизировали под именем Преподобного Ильи. Так монахи на много веков спрятали правду о настоящем Илье Муромце. К мощам Преподобного Ильи до сих пор приходят за исцелением, особенно люди с болезнью ног.

Они молятся не былинному герою, который стал героем сказок и анекдотов, а тому, кто нашел в себе силу преодолеть неизлечимую болезнь и навсегда отказаться от мирской жизни.

Заключения специалистов судебной медицины

В 1990 году группа киевских ученых получила беспрецедентную возможность. Им поручили исследовать святые Киево-Печерские мощи. Эти тела хранились нетленными на протяжении почти тысячи лет в пещерах Лавры. Люди, которые приходят в эти пещеры, убеждены, что эти мощи обладают бесценным даром исцеления. Но кем они были в реальной жизни и откуда получили такую силу?

Специалисты судебной медицины посетили ближние пещеры Лавры и там провели полную экспертизу пятидесяти четырех тел. Среди них были исследованы и мощи преподобного Ильи Муромца. Результаты несказанно удивили и просто поразили.

«Это был высокий сильный мужчина, который умер в возрасте 45 — 55 лет. Он был высотой один метр семьдесят семь сантиметров.»

Здесь следует понимать, что десять веков тому назад человек такого роста действительно считался и являлся великаном, ибо средний рост мужчин того времени был значительно меньшим. Но исследователей поразило не только это.

Они пришли к обоснованному выводу, что имя монаха не просто совпадает с именем былинного богатыря и вот почему. На костях преподобного Ильи ученые обнаружили отголоски многих битв в виде различных повреждений. На костях преподобного Ильи ученые обнаружили и следы ударов копьем, саблей, мечом и поломанные ребра. Но не эти повреждения стали причиной гибели.

Описание Ильи Муромца по результатам экспертизы:

Специалисты утверждают, что этот человек при жизни имел сильно развитые мышцы, необычайно толстый череп и значительно длиннее, чем у обычных людей, руки.

Но более всего поразило другое. Оказалось, что при жизни этот монах страдал тяжелым недугом позвоночника и очень длительный промежуток времени не мог двигаться вообще.

Стало известно, что действительно он имел большие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, что собственно и подтверждает версию о былинном герое Илье Муромце, который до тридцати трех лет не мог двигаться.

Что могло явиться причиной недуга такого физически крепкого мужчины?

Директор музея медицины В. Шипулин утверждает, что изначально у экспертов была версия о том, что умерший перенес туберкулез костей. Но после детального анализа мощей выяснилось, что этот человек практически от рождения страдал полиомиелитом.

Полиомиели́т (от др.-греч. πολιός - серый и µυελός - спинной мозг) - детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом и характеризующееся преимущественно патологией нервной системы.

Эта болезнь и вызвала полный паралич. Это были две основные версии причин неподвижности. То есть, Илья Муромец, описанный в былинах и преподобный Илья, похороненный в пещере Киево-Печерской Лавры является одним и тем же человеком!

И 800 лет назад он завершил свою жизнь в этом монастыре.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛИЯ ПЕЧЁРСКИЙ

Илья Муромец

Илья Муромец, или Илья Муровец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана, или Илья Муровец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Российскими историками считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова...».

Прототипом былинного персонажа считается исторический богатырь по прозванию «Чоботок» («Чибато»), родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи.



Поклонный крест, часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово

Предполагают, что родился он около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

Специалисты по останкам установили, что мужчина обладал сильно развитой мышечной системой. Рентгеноскопические исследования показали, что на ключице и ребрах имеются следы сросшихся прижизненных переломов. Это свидетельствует о том, как нелегко было богатырю добывать свои победы. В поясничном отделе - искривление позвоночника вправо, дополнительные отростки на позвонках, ущемлявшие нервы спинного мозга. Этот недуг и вынудил богатыря «сиднем сидеть на печи», как говорят былины, «тридцать лет и три года»:
Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет,
Не имел при себе он как ведь рук-ле, ног».
По мнению экспертов, в молодости мужчина перенес паралич конечностей.
Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног. Недуг проявлялся и в зрелом возрасте: забодевание, видимо, ограничивало подвижность. Ростом был 177 см.


Скульптурный портрет Илии Печёрского

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - калик перехожих (нищих странников), - которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана».
После чудесного исцеления он переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья. Предположительная фамилия - Гущин.
Взяв родительское благословение, -
«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град (стольным градом был в это время Владимир) -
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира (?),
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», -
Заложиться - поступить на службу.

Илья много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Возможно, что Илья поступил на службу не киевскому князю (Великий князь киевский: 1113 - 1125 гг.), который умер в 1125 г., а владимирскому князю (1155-1169 гг. - князь суздальско-ростовский, 1169 - 1174 гг. - князь Владимирский).

Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества.
Гнездо Соловья-разбойника Одихмантьева сына, что у реки Смородины, у камня Леванидова, по древней традиции, было устроено в черте современного города Москвы, более того: в древнем бору, что некогда шумел на Боровицком холме, а именно - на месте Кремля. Москва расположена на болоте («у грязи чёрной»). Есть свидетельство и того, что саму Москву-реку в древности именовали Смородиной. Часто в былинах и народных песнях реку Москву называют Смородинкой. Именно такое её древнее имя приведено в рукописи «Пантеон Российских государей», где сказано о том, что князь Олег Вещий приезжал к реке Смородинке или Самородинке и основал (или обустроил) город Москву. Леванидовым камнем можно считать знаменитый камень Велеса, что находился с древнейших времён на Боровицком холме и почитался москвичами вплоть до XIX века. Возможно, что «сырой бор», в котором сидел Соловей-разбойник, и находился тогда на Боровицком холме. См. .

8 марта 1169 г. войска союзных князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом овладели Киевом. В это время в Киеве правил князь Мстислав Изяславович. Город был разгромлен и сожжён. Учавствовавшие в походе половцы не щадили даже церковные сокровища. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «се же здеяся за грехи их, паче же за митрополичью неправду». Город был взят приступом «на щит», чего прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Киевский князь Мстислав бежал. Победители два дня грабили его, не было ничему и никому помилования. «Были в Киеве тогда,- говорил летописец,- на всех людях стон и тоска, плач неутешный и скорбь непрестанная».
Вполне возможно, что и Илья Муромец, исцелившись, принимал участие в этом походе, после чего остался в Киеве.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182 гг.).

Скончался Илья около 1188 г. в возрасте 45 лет.
С. Хведченя, ученый из Киева, считает, что тот жил с 1143 по 1203 гг.
Исследователи выявили и признаки, характерные для болезни Ильи: увеличение некоторых частей тела, как, например, размеров кисти руки по сравнению с длиной плеча, широкое лицо. Последнее вызвало трудности в определении расовой принадлежности, поскольку измененные болезнью пропорции черепа могут быть отнесены как к монголоидному, так и к европеоидному типу. Следует заметить, что «широколицесть» напоминает и о финно-угорских народах. На теле мужчины обнаружили несколько прижизненных колотых ран. Серьезными были две: пробитая ладонь левой руки и колотая рана в области сердца, которая и стала причиной смерти богатыря.

В былинах же богатырь погибает по-разному: или в битве с татарами, или усмиряя взбунтовавшихся язычников. В некоторых вариантах сказаний богатыри не умирают, а уходят из жизни временно, превращаясь в камни. Когда же в тяжелый час в них возникает нужда, они оживают и помогают людям. Этот мотив часто встречается в мировом фольклоре. В русском народном творчестве он, как правило, имеет морально-религиозную оценку. Илья Муромец, например, окаменевает после того, как, уйдя в киевские пещеры, раздает найденное богатство на строительство храмов:
И воздвигнул живот во славный Киев
И построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.

По иной версии богатырь стал жертвой междоусобных войн. Во второй половине XII в. вокруг киевского «великого престола» развернулась жестокая борьба. Достаточно сказать, что с 1169 по 1181 гг. поменялось восемнадцать князей!

С. Хведченя попытался реконструировать последний бой богатыря.
Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног - видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а второй сверху пронзил грудь Ильи копьем. Былины, кстати, отмечали, что Илью Муромца ноги не раз подводили в бою:
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю.
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал кинжалище булатное.

По некоторым сведениям, первоначально Илья Муромец был захоронен в приделе главного храма Киевской Руси - Софии. Посол австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в 1594 г. отметил в путевых дневниках: «В другом приделе (Софийского собора) была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или как говорят богатырь, гробница эта ныне разрушена». Позже прах его перенесли в Ближние пещеры Киево-Печёрской лавры, где он находится и сейчас. Хотя по данным комиссии 1990 г. по изучению останков святого, тело могло мумифицироваться только будучи изначально захороненным в лаврских пещерах.
Преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом - яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

Был причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец - Илия Печерский .

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Память по церковному календарю - 1 января по н.с.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.


Мощи Илии Печерского


Киево-Печёрская лавра

«Надгробный» комплекс Ильи Муромца создан в муромском Спасо-Преображенском монастыре.


Трапезная церковь Покрова Богородицы в

В трапезной церкви Покрова Богородицы в гробнице под сенью находится резная фигура из дерева, выполненная муромским художником С.А. Субботиным при консультации С.А. Никитина. Святой изображен в монашеских ризах. Рядом лежит новодельный меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей, привезенная из Киева. Рака преподнесена в дар Попечительским советом Муромского Спасского монастыря 2 августа 2006 г. и в тот же день освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.



Образ Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы Спасо-Преображенского Монастыря


Спасо-Преображенский собор в Муроме

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем. В 1998 г. на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.


Храм во имя преподобного Ильи Муромца при Главном штабе ракетных войск

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».


Орден преподобного Илии Муромца

«Былинный камень» у въезда в Муром

У въезда в город поставлен «Былинный камень» с изображением Ильи Муромца (скульптор С. Н. Николаев, архитектор Н. А. Беспалов). Прообразом его стал сувенир, изготовленный в подарок члену президиума ЦК КПСС Д. Ф. Устинову.


Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова был поставлен в 1999 г. в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой - крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен - здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.


«Грифон» - фрагмент памятника Илье Муромцу

Своеобразная «иллюстрация» к одному из его деяний в Муроме лежит во дворе местного музея. Это гигантский дубовый пень, у которого стоит табличка: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.


В.M. Васнецов. Три богатыря.

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.
Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам, латышам, чувашам, якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.
Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.
Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским.

Образ небесного воина

До рубежа XVII-XVIII вв. икон Ильи практически нет. Исключением является гравюра к изданию Киево-Печерского патерика 1661 г., не вошедшая в него. Илья изображен на фоне входа в Антониевы пещеры. Он стоит с воздетыми руками, полуобнаженный, с непокрытой головой. На плечах - плащ пустынника. А по иконописным подлинникам (правилам, предписывающим, как писать святых) XVIII в. его полагалось изображать иначе:
«Надседъ, брада Феодосиева, разсохами. Власы с ушей на плечах. Клобукъ чернъ. Риза преподобн. Исподь вохра».
Так Илья предстает на ряде гравюр XVII-XIX вв. с киево-печерскими святыми.
Образцом для всех последующих является гравюра на меди Иосифа Гошемского. Здесь Муромец подобен другим преподобным «дванадесяти муровщикам Киево-Печерским». Известны схожие иконы и складни XVIII-XIX вв.
Образ Ильи Муромца размещен над гробницей с мощами в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.



Copyright © 2015 Любовь безусловная

Все знают о былинном русском богатыре Илии Муромском, а уж после выхода одноименного мультфильма не остается сомнения, что о нем знаем каждый ребенок. Хочу подчеркнуть, что для православного человека, особенного работающего с детьми, тот мультфильм стал самым большим миссионерским открытием. Ведь на его основе у нас есть реальная возможность рассказать о великом святом войне Илии Муромском память которого мы празднуем в начале года.

Илия Муромец — 1 января православные чтут память этого святого воина-монаха, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения России).

Он прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чоботок, родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом (сейчас микрорайон города Мурома) во Владимирской области в семье крестьянина, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, известным, как Илья Муромец, о котором пелись русские былины.

В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.

С детства и до 33 лет Илья Муромец был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.

Однажды, когда немощный мо́лодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».

Получив исцеление от болезни, Илья Муромец посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха . Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре . В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Скончался Илья Муромец около 1188 году (на 45-м году жизни).

Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря.

По кончине своей преподобный Илья Муромец был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси - Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей. Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне. Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья - богатыри духовные Святой Руси.

В 1926 году Лавру закрыли и на ее месте организовали музей, мощи преподобных вскрывали, освидетельствовали, изучали. Атеисты потратили немало сил и средств, пытаясь объяснить феномен сохранности тел монахов в пещерах.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены.

Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи - фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях.

По методу реконструкции антрополога М.М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII – XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.

К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илья Муромец Печерский и былинный богатырь Илия - одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.

Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).

Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» - это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.

Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие - чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илья Муромец на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».

С благословения родителей, собирается Илья Муромец в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илья Муромец попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри - не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин , Иван - купеческий сын. Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам - племянник. Илья Муромец - единственный из русских богатырей - крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Илья Муромец - крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Русские богатыри, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », « », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином », «Святогор и Илья Муромец », «Илья Муромец и разбойники », «Илья Муромец на Соколе-корабле », «Илья Муромец и сын » и др.

Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.

В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника. Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.

На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ ИЛИИ МУРОМЦУ

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.