Ханс кристиан андерсен и его русские иллюстраторы за полтора века. Художники и иллюстрации сказок андерсена

Сказки Ханса Кристиана Андерсена знают и любят дети и взрослые в каждом доме по всему миру. Иллюстраторы их тоже любят, поэтому разнообразие книг огромно.
Но для меня Андерсен навсегда останется таким, каким видел его Анатолий Кокорин, ведь даже его портрет я в детстве срисовывала несчетное количество раз с потрепанной книжки с любимыми иллюстрациями.
За рисунки к произведениям Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР и горячей любви нескольких поколений читателей.

«Он знал про Андерсена все. Семнадцать лет собирал и собрал специальную библиотеку, где на разных языках говорили про Андерсена, вспоминали про Андерсена, изучали Андерсена, в разном стиле и разной манере изображали его героев. Но художнику Кокорину не нужен был ничей стиль. К моменту встречи он обладал некой тайной, против которой, собственно, и не сумели устоять ни время, ни пространство, ни особенности другой культуры. Вид искусства, в котором работал художник Кокорин, нужно было бы назвать «импровизация профессионала», и результат этой импровизации, когда карандаш трогает бумагу буквально на лету, воистину сродни сказке, которая, как известно, прикасается к реальности только тогда, когда сама этого хочет». http://bibliogid.ru/articles/497

Вот что говорил о работе Кокорина его коллега и друг Виктор Цигаль: «В иллюстрациях Кокорина есть убедительность, которая покоряет мастерством, озорством, игровым моментом, фейерверком радостных красок. Глядя на его рисунки в альбомах и книгах, я поражался, как органично у него ложится рисунок на лист, как соседствует с текстом, шрифтом, как сама линия весело вьётся, а где и рвётся, как крошится угольный карандаш под напором темперамента».

А вот слова самого автора: «Когда я был маленьким мальчиком, мне подарили книгу в красном переплёте. На нём золотыми узорными буквами было написано: «Сказки Г. X. Андерсена». С замиранием сердца читал я эти удивительные сказки....и передо мной возникали необычные страны, старинные города, крестьянские домики, непохожие на наши. Я видел бегущие по волнам весёлые корабли с надутыми парусами и людей в необыкновенных одеждах....И мне захотелось сделать к ним рисунки.
Всякий раз, приступая к иллюстрированию новой сказки, я … тихонько говорю: Доброе утро, великий Андерсен! Я всегда стремлюсь делать рисунок ясным, предельно выразительным. Но такая простота легко не даётся и требует большой предварительной работы. Я люблю рисовать чёрным мягким карандашом. Также рисую пером и тушью. А красками раскрашиваю уже по готовому рисунку».






















Поэтому как же я обрадовалась, когда АСТ взялось переиздавать сказки Андерсена с любимыми иллюстрациями Кокорина. Долго выбирала, какую же книгу приобрести, и остановилась на "Любимых сказках". В книгу вошли три сказки Андерсена: Огниво, Свинопас и Картошка. Первые две - в переводе А. Ганзена, последняя - в пересказе А.Максимовой. И поскольку эти сказки не только знакомы всем, но и есть в каждой библиотеке, о тексте говорить не имеет смысла. Поэтому скажу об издании - большой квадратный формат, твердый переплет, плотная белая офсетная бумага, крупный шрифт, иллюстрации на каждом развороте (!), качество печати нормальное, краски яркие, иллюстрации четкие. Если придираться, то единственный минус - это тонкая белая полоска по центру на некоторых иллюстрациях на весь разворот (на сканах видно), видимо, из-за неграмотной сшивки.

в "Лабиринте"
Другие варианты изданий Андерсена с иллюстрациями Кокорина: (в первой помимо трех сказок Андерсена еще и "Кот в сапогах" Перро, а в двух последних отличается только обложка и формат (уменьшенный)):
Недавно АСТ выпустило целых три варианта сказки Шарля Перро "Кот в сапогах" с иллюстрациями Кокорина. То есть вариант по сути один, просто, как обычно, обложки разные - на любой вкус, и твердая, и мягкая. Сказка в замечательном переводе Валентина Берестова, как и в издании семидесятого года, рисунки и цветные, и черно-белые.
Также в продаже есть прекрасно оформленное издание "Севастопольских рассказов" с потрясающими иллюстрациями Кокорина. Это цикл из трёх рассказов Льва Толстого, где описана оборона Севастополя. "Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны".
По просьбе Марины немного расскажу напоследок о сборнике сказок Андерсена "Суп из колбасной палочки и другие сказки" от издательства "Московские учебники". В книге собраны редко издаваемые сказки, что весьма актуально, при наличии и в продаже невероятного количества Русалочек, Дюймовочек и Снежных королев с самыми разнообразными иллюстрациями.
В сборнике шесть сказок, четыре из которых в классическом переводе Ганзен: Суп из колбасной палочки, Цветы маленькой Иды, Маленький Клаус и большой Клаус, Оле-Лукойе, Иб и Христиночка, Волшебный холм.
Иллюстрации Елены Абдулаевой - легкие и дымчатые, на любителя. И хотя я к таковым себя не отношу, очень рада наличию этой книги в Шкапу, благодаря ее содержанию и качеству исполнения. Оно просто превосходное: большой формат, твердая обложка (с милой шрифтовой композицией в виде мышки))), плотная мелованная бумага, отличная печать, крупный шрифт, подходящий для самостоятельного чтения. Берешь книгу в руки, и не хочется отпускать.

НОУ СОШ «РОСИНКА»

«В поисках прекрасного» (художники-иллюстраторы детских книг) »

информационно-исследовательский проект

Степанова Полина, 7 «а» класс

Руководитель работы:

Манохина Галина Константиновна


Введение 2Глава 1. «То, что я изображаю, я всегда люблю…» 51.1 Плеяда русских художников-иллюстраторов сказок Г.Х. Андерсена. 51.2 «Фея карандаша и кисти» (творчество художницы Ники Гольц). 91.3 «Бесконечная радость открытий» (встреча с творчеством Бориса Аркадьевича Диодорова) 13Глава 2. Исследование «волшебных превращений» (через картинку к пониманию замысла и художественного толкования автора) 162.1 Организация и описание методов исследования «Всё, к чему прикасалась их кисть – становилось волшебным» (авторское прочтение Андерсена разными художниками – иллюстраторами) 162.2 Описание и анализ результатов исследования 19«Живопись – поэзия, которую видят» (Тексты – описания иллюстраций к сказкам Андерсена – попытка приобщиться к миру искусства слова) 192.3 Описание продукта 25

Введение

Детская книга является так же памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства.

В. Пивоваров

Наступившее 21 столетие унаследовало одну из главных закономерностей: в пору чрезвычайного взлёта технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие у нас любовь к прекрасному, к красоте, добру и справедливости. Детская книга, детские писатели, детские сказки. Как бедна была бы наша жизнь, если бы с первых лет пребывания на земле, ребёнок не видел, не держал в руках это чудо - книгу нашего детства. Она открывала что-то новое, неизведанное и удивляла тем, что из слов рождались образы, картины, события. С детства вошли в нашу жизнь народные сказки, сказки А.С.Пушкина, братьев Гримм, Ш.Перро и, конечно, Г.Х.Андерсена – самого издаваемого сказочника в мире. Сколько художников, графиков, иллюстраторов во всех странах были вдохновлены героями великого датчанина. В своей работе я попыталась прикоснуться к миру высокого искусства через творчество лучших русских иллюстраторов, которые признаны таковыми в мире. Их работы развивают авторский замысел, дают ему своё художественное толкование, усиливают остроту эстетического зрения, раскрывают окружающий мир, формируют творческие способности и, что наиболее важно, делают нас, читателей, свидетелями того, как из оттенков и полутонов рождается чудо – произведение великого искусства.Тема проектной работы: «В поисках прекрасного…» (Творчество художников – иллюстраторов детских книг)Актуальность данной работы определяется необходимостью нахождения способов изучения и анализа иллюстраций книги для постижения основной идеи произведения и понимания замысла автора, созданию собственных текстов, в возможности через творчество лучших художников-иллюстраторов детских книг прикоснуться к миру высокого искусства. Проект реализуется в рамках уроков литературы. Он может быть квалифицирован как исследовательский, индивидуальный, долгосрочный.Объектом исследования является творчество художников – иллюстраторовПредмет исследования : художники-иллюстраторы сказок Г. Андерсена.Гипотезой исследования стала предположение о том, что изучение творчества лучших художников-иллюстраторов детских книг станет ключом к пониманию авторского замысла и возможностью создания собственных текстов-описаний как возможности прикоснуться к великому искусству книги.Цель данной работы заключается в возможности прикоснуться к миру высокого искусства через изучение творчества лучших художников – иллюстраторов детских книг и развитию творческих способностей.Для реализации цели мы поставили следующие задачи :

    Создать пособие по развитию речи для учащихся 5 класса «В поисках прекрасного»; изучить литературу по данной теме; рассказать о творчестве самых известных художников – иллюстраторов сказок Г. Х. Андерсена; провести анкетирование учащихся и педагогов школы; провести книжную выставку «В поисках прекрасного».
В исследовании будут использованы следующие методы и методики :
    Метод словесного рисования
Практическая значимость работы : проект даст дополнительную информацию о творчестве лучших русских иллюстраторов детских книг, чьи работы составляют славу искусства книги, обогатит читательскую компетенцию, откроет «дверь» в мир словесного творчества и фантазии.

Глава 1. «То, что я изображаю, я всегда люблю…»

1.1 Плеяда русских художников-иллюстраторов сказок Г.Х. Андерсена.

Детская книга, детские писатели, детские сказки.… Как бедна была бы наша жизнь, если бы с первых лет пребывания на земле ребенок не видел, не держал в руках это чудо – книгу нашего детства. Она открывает что-то новое, неизведанное и удивляет, что из слова рождаются образы, картины и события.

С детства вошли в нашу жизнь народные сказки, сказки А.С. Пушкина, братьев Гримм и, конечно, Ганса Христиана Андерсена – самого издаваемого сказочника в мире.

Можно себе представить, сколько художников книги, графиков, иллюстраторов* во всех странах были вдохновлены героями великого датчанина.

Попытаемся прикоснуться к этому миру через творчество лучших русских иллюстраторов, которые признаны таковыми в мире.

Иллюстраторы Андерсена – это плеяда замечательных художников. Рассказать обо всех трудно, остановимся на самых значительных именах, на художниках, которых любят дети.

О дин из старейших художников Владимир Михайлович Конашевич 1 (1888 – 1963), стоявший у истоков детской книги в России, не раз обращался к сказкам Андерсена. Его рисунки декоративные, узнаваемые и яркие.

Художник создал индивидуальный, узнаваемый стиль оформления сказок, в котором яркость образов, витиеватые узоры и виньетки сочетаются с ироничным взглядом художника, умением увлечь ребёнка игровыми, живыми композициями, поэтичностью фантазии и красочной декоративностью рисунка.

Рассказывая о том, как он придумывает рисунки, Конашевич признавался: «есть художники, которые изобретают и думают с карандашом в руке… Я художник другого склада. Раньше, чем я возьмусь за карандаш, я должен выяснить всё заранее, представить себе мысленно уже готовый рисунок во всех деталях…» Творчество Конашевича воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Его живопись - добрая, в каждом егоштрихе, в каждом блике всегда чувстуется талант доброты - огромное, в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно его доблестное служение детям.

О собо следует отметить работы художника-иллюстратора Валерия Сергеевича Алфеевского – классика европейской сказки: Гофман, Гауф, Кэрролл, Колоди, и, конечно, Андерсен. Рисунки его замечательны соединением сказочности и таинственности с достоверной реальностью. Иллюстрации к сказкам Андерсена – самый яркий цикл его работ. В больших многокрасочных изданиях и в небольших черно-белых штриховых рисунков художник сумел создать искрометную феерию, волшебный праздник рисования.

Валерий Григорьевич Траугот (1931) и Александр Григорьевич Траугот (1936) . У братьев Трауготов особая манера: они не делают эскизов, зато выполняют много различных вариантов иллюстраций. Когда рисунков набирается много, они садятся рядом и, деликатно выслушивая друг друга, отбирают лучшее. Они являются одними из лучших иллюстраторов Андерсена. Когда братья рисовали для книг, то старались сделать так, чтобы в иллюстрациях сверкало белое, словно они сделаны из фарфора.

Валерий Траугот и Александр Траугот являются лауреатами Всероссийских конкурсов «Искусство книги» 1988, 1990, 1991, 1992 годов. Рассказать обо всех работах художников Трауготов трудно, и мы остановились на самых значительных, запоминающихся и любимых юными читателями.

Евгений Григорьевич Монин (1931 – 2002) – один из недавно ушедших иллюстраторов, народный художник России, член – корреспондент Российской академии художеств. Всего он оформил более ста книг, причем 24 из них отмечены разнообразными наградами, в том числе международными. Искусствоведы отмечают в творчестве Монина пристрастие ко всяким архитектурным сооружениям и средневековым замкам. Персонажи Андерсеновских сказок, нарисованные художником, отличаются от других персонажей. У всех практически – особенные «выдающиеся» носы. Если мы посмотрим на картинке к сказке «Стойкий оловянный солдатик», то легко увидим, что правы искусствоведы. Вся страница, весь разворот – это дома, окошки, двери, только в самом низу едва заметный солдатик на бумажном кораблике. Самые сильные стороны творчества Монина – цвет и безупречный вкус. Все со вкусом и шармом

Е ще один художник-иллюстратор Анастасия Ивановна Архипова родилась в Москве в семье художников - отец и дед книжные графики. В 1978 году окончила Московский государственный институт имени В.И. Сурикова. Уже в 1980 году художница работает над оформлением тома русских сказок в серии "Библиотека всемирной детской литературы" для издательства "Детская литература".

В 80 - 90-е годы выходят книги сказок Андерсена с иллюстрациями А.И. Архиповой "Дикие лебеди и другие сказки", "Снежная Королева", "Стойкий оловянный солдатик" и др. Нежные, выразительные, пронизанные светом картинки хочется разглядывать и разглядывать. В 2003 году издательство Эгмонт переиздает сказки Г.Х. Андерсена вместе с иллюстрациями А. Архиповой.

Ее работы известны в Норвегии, Италии, Дании, Швеции и Германии. В 2001 году "Девочка со спичками" Архиповой было отмечено как лучшее издание Андерсена в Скандинавских странах.

В 2003 году Анастасия Архипова стала лауреатом премии "Лучший иллюстратор года" конкурса "Книга года" в России.

Книга "Г.Х. Андерсен. Лучшие сказки" - это 200 страниц действительно лучших сказок. А лучшие сказки, по версии издательства, те, которые нарисовала художница Архипова. Здесь и "Русалочка", и "Девочка со спичками", и "Снежная королева".

Иллюстрации к "Снежной королеве" отличаются от любых других рисунков к этой сказке. Герда не похожа ни на одну девочку из других иллюстраций. В этом талант, мастерство, свой взгляд истинного художника. Его почерк индивидуален. Нежнейшие краски, дымчатые пейзажи, много белого цвета в иллюстрациях.

Архипова выбирает для своих рисунков ключевые моменты сказки: Кай и Герда среди своих цветов, Кай и Снежная королева, Герда в лодке подплывает к дому старушки-колдуньи и т. д.

Пожалуй, взрослые будут рассматривать эти картинки даже с большим интересом, чем дети. Взрослым есть с чем сравнить, они могут сравнивать творческий почерк художника, в то время как для ребенка его книжка будет самой лучшей.

Сказки Андерсена являются сказками на любой возраст. Для взрослых – это притча, для детей – волшебство.

Издательство Московские учебники в 2012 году выпустило в свет огромную уникальную книгу - Ханс Кристиан Андерсен и его русские иллюстраторы за полтора века .

Книга потрясающая - и по качеству издания, и по глубине подхода к теме, и, конечно, по тем ИЛЛЮСТРАЦИЯМ, которые в книге в огромном количестве представлены! Великолепнейшее издание, которое можно рекомендовать в подарок всем, кто интересуется графикой, живописью, книжной иллюстрацией, историей, и сказками.

Книга рассказывает о лучших отечественных иллюстраторах сказок Андерсена за полтора века. Книга очень большая, твёрдый переплёт, формат 220х290 мм, 352 страницы (мелованная бумага), весит книга почти полтора килограмма - в руках не удержишь, раскладываем на столе.

Сказки великого датчанина с их таинственным романтизмом, уникальным соединением бытового и фантастического, всеискупающей добротой, глубокой философией и оригинальной символикой оказались близки русским художникам. И многие из них откликнулись выдающимися произведениями книжной графики, удостоенными международного признания. В книге представлены работы разных художников, в разных стилях.

В книге приведены также уточнённые биографические данные о первых переводчиках и издателях Андерсена в России. Здесь проанализирована глубокая связь между словом и изображением.

Расширенное и дополненное издание уже не носит характера альбома-энциклопедиии, как это было в предыдущем издании Л. Звонарёвой и Л. Кудрявцевой "Н.С.Andersen и русские иллюстратора" (М: Арбор.2005).

Издание предназначено всем, кто интересуется отечественным искусством книги, его прошлым и настоящим. Это настоящая энциклопедия иллюстраторов Андерсена.

Книгу можно открыть на любой странице - и погрузиться в волшебный мир, потрясающий, по-настоящему сказочный и удивительный.

Ниже в галерее представлены некоторые страницы этой замечательной книги; очень рекомендуем - редкое и уникальное издание, тираж всего 3000 экземпляров.

Издательство: Московские учебники и Картолитография.

Презентацию подготовила гл. библиограф Ситникова В.И.

Художникииллюстраторы сказок Андерсена Г.Х. Библиотечный урок

Что толку в книжке, – подумала Алиса – если в ней нет ни картинок, ни разговоров? «Приключения Алисы в стране чудес» Л. Кэрролл Удивительно, но у детской иллюстрации России есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались.

Кто такие иллюстраторы? Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут... По рисунку художника-иллюстратора сказки вы можете догадаться, даже не прочитав ее, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. Читая сказки, рассматривая иллюстрации к ним, вы совершите увлекательное путешествие в Страну сказок и красок.

Вильхелм Педерсен (1820-1859) был первым иллюстратором сказок и историй Ханса Кристиана Андерсена. Его иллюстрации отличаются плавностью, мягкость и округлостью форм, лаконичным исполнением. Интересно заметить, что часто лица детей, нарисованные художником, имеют совершенно недетское выражение, и в тоже время взрослые выглядят просо большими детьми.

Мир иллюстраций Педерсена - это мир неторопливых историй в которых вещи и предметы могут вдруг начать говорить и вести себя как люди, а дети - герои сказок Андерсена - оказываются в удивительном мире.

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.

Свою, особою, сказочную страну создал художник Владимир Михайлович Конашевич.

Сказка интересовала его всю жизнь. Он легко и с наслаждением фантазировал, одну и ту же сказку мог иллюстрировать несколько раз и каждый раз по-новому.

Книги, которые оформлял Конашевич, были яркими, праздничными и доставляли детям огромную радость.

Валерий Сергеевич Алфеевский (23.06.1906 - 04.09.1989) - известный художник, иллюстратор, график. Алфеевский родился 23 июня 1906 года в Москве. Рисованию обучался в студиях М. Леблана и И. Машкова, затем с 1952 по 1930 годы учился в Высших художественнотехнических мастерских. В 1930 году Алфеевский начинает иллюстрировать книги для детей.

«Женщина эта, необычайно прекрасная, была изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира».

«Снежная королева» - одна «из первых сказок Г. Х. Андерсена и вообще одна из первых книг, которую проиллюстрировал художник»

Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом.

«Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. И к солдатам своим выходил, и в театр выезжал либо в лес на прогулку не иначе как затем, чтобы только в новом наряде щегольнуть. На каждый час дня был у него особый камзол, и как про королей говорят: "Король в совете", так про него всегда говорили: "Король в гардеробной".

Анастасия Архипова – мастер книжной иллюстрации. Нежными, прозрачными акварельными красками она рисует картинки к сказкам Андерсена, Уайльда, Гофмана, братьев Гримм. Разглядывая эти иллюстрации, сразу хочется прочитать или перечитать эти сказки, чтобы узнать или вспомнить все подробности удивительных историй. Анастасия Архипова Родилась в семье художников - и отец, и дед были книжными графиками.

Вот иллюстрация к сказке Х. К. Андерсена «Ель»: «Разодетый слуга зажигает свечки на празднично убранной ёлке. Золочёные яблоки, куклы, орехи, сладости… Скоро возле ёлочки соберутся дети, будут веселиться, танцевать, а потом снимут с её ветвей все украшения, которыми она так гордится».

"Однажды в старой Дании... По сказочному адресу, В одном старинном здании Придумал сказку Андерсен. И грустную и дерзкую, И острую и нежную, И взрослую и детскую Про Королеву Снежную..."

«Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…»

“Вот бы мне такую жену! …- Да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет!.. А мой дом простая коробка, да еще набилось нас туда чуть не целая рота двадцать пять штук. Нет, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не мешает...”

Ника Георгиевна Гольц родилась 10 марта 1925 года в художественной семье. Отец - Георгий Павлович Гольц, академик архитектуры, театральный художник и график. «Я занялась книжной иллюстрацией ради заработка, - говорила Ника Георгиевна,но вскоре поняла, что это мое. Даже когда у меня не было заказов, я рисовала «для себя». На мой взгляд, книга - это маленький театр, в котором иллюстратор сам ставит спектакль. Он одновременно и автор, и актер, и режиссер, и осветитель, и костюмер, и декоратор…

Нужно рисовать сцены, продумывать их последовательность, писать мизансцены, это очень увлекательно! Так появились иллюстрации к «Гадкому утенку», «Снежной королеве»,«Оле Лукойе», «Золушке», «Коту в сапогах», «Свинопасу», и многим другим всемирно известным сказкам.

"Новое платье короля" самая необычная сказка Х. К. Андерсена, в ней нет ни капли волшебства. Эта история могла бы произойти в любой стране, где подданные во главе с королём забыли, что значит быть честными. И тогда явились настоящие обманщики, которые, если бы не один малыш, обвели бы вокруг пальца всё королевство…

Художник Ника Георгиевна Гольц более 50 лет занималась детской книжной иллюстрацией, и является автором более ста книг. Её работы находятся в музеях России, в том числе в Третьяковской галерее, и частных коллекциях по всему миру. Рисунки Ники Гольц притягивают взгляд, запоминаются и навсегда остаются в памяти читателей. Сегодня большинство книг с иллюстрациями Ники Гольц становятся предметом коллекционирования.

Борис Аркадьевич Диодоров (родился в 1934 году) – народный художник России, президент российского фонда Ганса Христиана Андерсена. В 1954 году окончил Московскую художественную школу, в 1960-м Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова

«Со сказками Андерсена меня знакомили дедушка, родители, - вспоминает Диодоров. - „Снежную королеву“ почему-то запомнил с тех ранних пор. Мне было небезразлично, как эта злодейка терзает чистую душу Герды».

Диодоров говорит, что каждую сказку Андерсена он иллюстрировал по пять лет. «Я книгу делаю годами. Я страдаю». Когда работал над макетом к «Русалочке» и дошел до момента, когда Русалочка, отказавшись убивать принца, обрекает себя на гибель, - незаметно для себя горько плакал. «В переводе Ганзенов, - говорит Борис Аркадьевич, - в этот эпизод была заложена энергетика верующих людей, поверивших в эту ситуацию. А у других переводчиков, выстроивших этот отрывок, может быть, красивее, - нет веры. И им - не веришь. Я считаю, что неверующий человек не может адекватно переводить то, что написал или сказал верующий человек. Это разные миры».

Рисунки Бориса Диодорова поражают красотой тонких линий. Большинство из них создано в технике офорта. Стальной иглой рисунок процарапывают на покрытой лаком металлической пластине. Хотя подобная техника и сложна, но зато она позволяет добиться необычайной тонкости и воздушности линий: ведь ни одно перо не сможет рисовать так тонко, как игла.

Борис Диодоров – выдающийся книжный график. Он проиллюстрировал более 300 книг, которые затем были изданы миллионными тиражами в России и за рубежом. Его работы можно встретить в Третьяковской галерее, Музее Г.К. Андерсена в Дании, Музее Чихиро в Японии и в частных собраниях по всему миру. Он единственный в России и шестой в мире обладатель Гран-при Г.Х. Андерсена.

Антон Яковлевич Ломаев (р. 1971, Витебск, Белоруссия) – русский художник-иллюстратор. Учился в Санкт-Петербургском Государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, занимался в мастерской книжной графики под руководством А. А. Пахомова. Начал работать в качестве художникаиллюстратора во время учебы. Создал обложки к серии книг Марии Семёновой «Волкодав».

Иллюстрировал произведения Андерсена, Гауфа, Перро, братьев Гримм, Дианы Уинн Джонс, Шекспира, Кафки, Бунина, Набокова, Булгакова, Мелвилла, Бабеля, Державина, Толкина. В 2001 году Ломаеву была присуждена премия "Странник", отмечающая достижения фантастического жанра. Он победил в номинации "Лучший художник".

Название этой сказки начинается и заканчиваетс я на одну и ту же согласную букву.

Отдельно хочется показать иллюстрации «Стойкого оловянного солдатика», так как в этой книге художник нарисовал свою семью. Иллюстрации для сказки художник придумывал на море, рядом с семьёй… и ему хотелось, чтобы сказка была в большей степени не о солдатике, а о том доме, в котором он живет, о детях и семье вообще…

На страницах этой книги живёт своей особой жизнью не только множество забавных игрушек, но и целое симпатичное семейство, за сказочными буднями которого так интересно наблюдать.

«В открытом море вода совсем синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там! Ни один якорь не достанет до дна; на дно моря пришлось бы поставить одну на другую много-много колоколен, только тогда самая верхняя могла бы высунуться из воды».

«Убейте меня!» - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало воде? Своё изображение».

Наверное, из всех историй, написанных датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном, у "Гадкого утёнка" - самый счастливый конец. Может быть, поэтому её так любят и дети, и взрослые. Ведь не только мальчикам и девочкам хочется верить, что Золушек ждут Прекрасные Принцы, а из Гадких Утят вырастают Прекрасные Лебеди! Иллюстрации замечательного художника Антона Ломаева помогли известной сказке Андерсена стать особенно яркой, живой и современной.

"Принцесса на горошине" одна из самых известных сказок Ханса Кристиана Андерсена. Небольшая и изящная, она затрагивает очень важную и непростую тему: как отличить настоящее от подделки? И в ответе великого сказочника - улыбка, добрая и чуть-чуть ироничная.

Владислав Ерко – известный мастер книжной графики. Член Союза художников. Владислав Ерко победитель ряда престижных художественных и книжных выставок, обладатель титула "Человек книги" как лучший художник 2002 года по версии московского "Книжного обозрения». Всеобщее признание получили его иллюстрации к книгам Пауло Коэльо и Андерсеновской «Снежной Королевы».

Отличительной чертой творческой манеры художника является то, что технически свои произведения он выполняет ВРУЧНУЮ, не прибегая к ухищрениям и возможностям компьютерных программ. Единственным техническим приспособлением на рабочем столе В. Ерко является большое увеличительное стекло, позволяющее прорабатывать сложные детали и фрагменты произведений.

«Шел солдат по дороге. Раз- два? Раз-два? Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма».

Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса.

«Ну, начнем? Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил он зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже».

Картина находится в замке Грестен, Дания.

Имеется огромное количество иллюстраций к сказкам и другим произведениям Андерсена.

Вильхелм Педерсен (Vilhelm Pedersen 1820-1859)

был первым иллюстратором сказок и историй Ханса Кристиана Андерсена. Его иллюстрации отличаются плавностью, мягкость и округлостью форм, лаконичным исполнением. Интересно заметить, что часто лица детей, нарисованные Педерсеном, имеют совершенно недетское выражение, и в тоже время взрослые — выглядят просто большими детьми. Мир иллюстраций Педерсена — это мир неторопливых историй в которых вещи и предметы могут вдруг начать говорить и вести себя как люди, а дети — герои сказок Андерсена — оказываются в удивительном и иногда жестоком мире, где за все приходится платить, и где и добро, и зло получают то, что заслуживают.

Лоренц Фрюлих (Lorentz Frolich 1820-1859)

был вторым иллюстратором сказок и историй Ханса Кристиана Андерсена. Его иллюстрации довольно похожи на работы первого иллюстратора сказок Андерсена — Вильхельма Педерсена. Возможно поэтому он и был выбран.

Эдмунд Дюлак (Edmund Dulac)

родился в 1882 г. в Тулузе, Франция. Его артистические способности проявились в раннем возрасте, имеются наброски, сделанные им, когда он был подростком. Многие из них сделаны акварелью - стилем, который он предпочитал в течение всей своей жизни. В течении двух лет он изучал право в Университете Тулуза, пока занимался в Школе Изобразительных Искусств. Получив там приз на конкурсе, он понял куда проложать свой путь. С этого момента он занимается только в Школе. В 1901 и 1903 гг. он получил Гран-при за работы, посланные на ежегодные конкурсы. В 1904 г. под покровительство школьного друга, он проучился две недели в Париже в Академии Жильен и затем отправился в Лондон, где началась его головокружительная карьера. Это был период, когда цветная печать иллюстраций только-только стала технологически доступной и широко распространенной.Первая книга со вклееными иллюстрациями вышла в 1905 г.

Первой работой Э. Дюлака была серия из 60 иллюстраций к сборнику работ сестер Бронте. Это было свидетельство его высокого уровня, что он, молодой 22-летний иностранец, не имеющий громкого имени, получил закакз на такую работу.

Интересным аспектом этих ранних иллюстраций было то, что они не имели карандашных линий, как границ между различными цветами. Это стало возможным благодаря новым технологиям печати, позволявшим точно совместить границы разных цветов. Для Э. Дюлака, работавшего на бумаге именно в таком стиле, не пришлось возвращаться к старомодному стилю карандашных линий, скрывающих неточности наложения красок.

Благодаря большому успеху нового типа иллюстраций, все больше издателей становились заинтересованными в художниках, способных рисовать в новом стиле. Поэтому в 1907 г. Э. Дюлак получил новый заказ на иллюстрации к "Тысяче и одной ночи". Затем заказы посыпались один за другим. "Буря" В. Шекспира 1908 г., "Рубайи" Омара Хайяма 1909 г., "Спящая Красавица и другие сказки" 1910 г., "Сказки" Х.К Андерсена 1911 г., "Колокола и другие поэмы" Э. А. По 1912 г., "Принцесса Бадура" 1913 г.,

В 1913 г. случилась интересная вещь: его палитра стала более яркой, благодаря использованию более сочного, романтического голубого цвета,... и более восточной, что стало потом постоянным в его подходе. 1914 год увидел публикацию "Синбад-мореход и другие истории из Тысячи и одной ночи" и начало Первой мировой войны. Война сразу вошла в его тврочество. "Книга Короля Альберта", "Книга-подарок Принцессы Мери" и его собственная книга "Книга картин из Французского Красного Креста Э. Дюлака" были оформлены одним единственным автором. Книга "Сказки Э. Дюлака" вышли в 1916 г. Когда война окончилась, увидело свет последнее из его роскошных изданий "Сказки Тангельвудского леса". В этот момент, в возрасте 35 лет, он оказался в ситуации, когда его профессия стала ненужной.

Это было бы правдой, если бы только изготовление иллюстраций к книгам было бы всем, что он мог делать. Несмотря на то, что остаток его жизни прошел под знаком бедности (он жил от зарплаты к зарплате, как мы бы сказали), он смого зарабатывать деньги и стал известным во многих областях. Он был выдающимся карикатуристом и втечение полутора лет снабжал рисунками еженедельник "The Outlook". Он рисовал портреты. Он иллюстрировал "Царство Жемчуга" - историю 1920-ых гг. Он создавал костюмы и декорации в театре. Он был дизайнером марок и банкнот Британии, и затем, во время Второй мировой войны, Свободной Франции. Он разрабатывал дизайн игральных карт, упаковок шоколада, медалей, графику для Театра Меркури, экслибрисов для книг и многое, многое другое.

В 1924 г. он начал сотрудничество с еженедельником "The American Weekly", субботнему приложению в газетной сети Хёрста, где он создавал серии цветных рисунков на заранее заданную тему. Первая серия "Библейские сцены и герои" была начата в октябре 1924 г. и издавалась в течение 12 выпусков. Вплоть до 1949 г. он снова и снова возвращался к этому рынку, как к источнику доходов.

Осенью 1942 г. вышла серия его иллюстраций к "Кентерберийским рассказам". Он не остался доволен полученным качеством. Дешевая бумага и сгибы иллюстраций никак не удовлетворяли его тенденцию к префекционизму.

А книги! Среди всех великих иллюстраторов подарочных изданий Э. Дюлак оставался самым активным в течение всей свойе жизни. "Зеленый лаковый павильон" 1925 г., "Остров сокровищ" 1927 г., и другие его работы, созданные вплоть до начала 50-ых годов превосходили все, созданное современниками.

Эдмунд Дюлак умер в 1953 г.