Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Д–3» («Красногвардеец») I серии.

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 989/1384,6 т.
Размеры: длина - 76,6 м, ширина - 6,4 м, осадка - 3,8 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 11,3/8,7 узлов.
Дальность плавания: над водой 4700 миль при 8,9 уз, под водой 125 миль при 2,8 уз.
Силовая установка: дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 2х525 л.с.
Вооружение: 6 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппаратов (14 торпед), 1 102-мм, 1 45 мм орудия.
Глубина погружения: до 90 м.
Экипаж: 53 человека.

История подлодки:
Подводная лодка класса "Декабрист"

К разработке проекта первой советской подводной лодки приступили в январе 1926 г. и уже 19 сентября представили на рассмотрение начальника Морских Сил Республики два варианта. Выбор был остановлен на первом варианте c с водоизмещением 890 т, как наиболее предпочтительном для Балтики, где лодкам предстояло участвовать в оборонительных действиях в Финском заливе и пользоваться извилистыми фарватерами.

Сразу же, не дожидаясь официального утверждения Реввоенсоветом, документы передали на Балтийский завод для постройки. 5 марта 1927 г. там произвели официальную закладку первых трех подводных лодок 1 серии, впоследствии отнесенных к типу "Д" по первой букве названия головного корабля - "Декабрист".

Первенцы советского подводного судостроения создавались двухкорпусными, клепаной конструкции. Для корпусных работ была выделена высококачественная сталь из дореволюционных запасов, предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Прочный корпус (максимальный диаметр 4,76 м), рассчитанный на предельную глубину погружения 90 м, имел сложную веретенообразную форму с плавными переходами от одного диаметра к другому. Поэтому листы его обшивки пришлось изготовлять способом горячей выколотки по пространственным шаблонам. Шпацию приняли равной 500 мм. Впервые в отечественном кораблестроении корпус подлодки разделялся на водонепроницаемые отсеки. Пять сферических и одна плоская водонепроницаемые переборки подразделяли прочный корпус на семь отсеков, наибольшим из которых оказался первый, где помещались большая часть торпедного вооружения и основные жилые и бытовые помещения рядового состава. В переборках были прорезаны круглые лазы диаметром 800 мм с дверями, закрывающимися с помощью кремальерного устройства. Прочность переборок со стороны вогнутости рассчитывалась на давление 9 кгс/см, что соответствовало предельной глубине по­гружения. Отсеком-убежищем стал четвертый - центральный пост (ЦП), где былии сосредоточены средства управления лодкой и борьбой за живучесть. Здесь же в подводном положении располагался и главный командный пункт (ГКП), а цилиндрическая прочная руб­ка небольших размеров с верхним и нижним люками служила только для обеспечения выхода из подводной лодки.

Система погружения и всплытия включала две концевых, шесть пар междубортных и среднюю цистерны главного балласта (ЦГБ), прочную цистерну быстрого погружения, воздушные маги­страли систем высокого и низкого давления. Работа последней обеспечивалась трубовоздуходувками фирмы "Броун-Бовери". Клапаны вентиляции ЦГБ снабжались пневматическими и ручными приводами, кингстоны ЦГБ - только ручными. Для удобства плавания в позиционном положении служили две палубные цистерны, Посты аварийного продувания ЦГБ воздухом высокого давления имелись, кроме ЦП, также в I и VII отсеках. Также впервые цистерны главного балласта заполнялись водой самотёком, а не с помощью насосов, что позволило сократить время срочного погружения с 3 минут у ПЛ типа "Барс" до 30 секунд. Некоторые балластные цистерны могли использоваться как топливные.

Разобщение дизелей от гребных валов производилось с помощью фрикционных муфт фирмы "Бамаг". Из общего запаса дизельного топлива (128 т) только 39 т размещалось в цистернах внутри прочного корпуса, а остальное - в бортовых балластных цистернах (в перегрузку). Для достижения максимально возможной дальности подводного хода создали двухякорный электродвигатель ПГ-20 - один якорь, на 500 л.с., обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся для экономического хода. В подводном положении двухъякорные главные гребные электродвигатели типа питались от аккумуляторной батареи, четыре группы которой размещались в герметичных ямах. Обитаемость лодок соответствовала уровню своего времени: командный состав помещался в каютах, половина краснофлотцев - в самом большом первом отсеке. Впервые установленная на отечественных лодках система регенерации воздуха позволяла лодкам находиться в подводном положении в течение 72 ч.

Главное вооружение включало 8 торпедных аппаратов с запасом из 14 торпед типа 53-27 (скорость 45 уз при дальности хода 3,7 км, масса ВВ - 265 кг). Подлодки получили на вооружение 533-мм торпедные аппараты, но самих торпед к моменту вступления их в строй еще не существовало, и корабли для боевой подготовки применяли 450-мм торпеды, вставляя в торпедные аппараты специальные решетки.

В ограждении рубки были установлены 102-мм орудие Б-2 (длина ствола 45 калибров, угoл возвышения 60°) и 37-мм зенитный автомат. Для 102-мм орудия имелось 118 снарядов, из них 91 хранился в кранцах на мостике. Артиллерийское вооружение первоначально должно было состоять из двух 102-мм орудий, расположенных за специальными щитами-обтекателями на верхней палубе перед и за ограждением рубки. Однако в ходе обсуждения проекта высказывались опасения снижения боеспособности подлодки из-за заливания орудий волной. После этого приняли решение носовое орудие поднять до уровня ходового мостика, прикрыв его фальшбортом, а кормовое орудие заменить на 37-мм зенитный автомат, также установив его в ограждении рубки.

Впоследствии выяснилось, что такое размещение 102-мм орудия неудачно, так как оно значительно стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой вахте, особенно при швартовках. Поэтому в ходе капитального ремонта с модернизацией в 1936-1941 гг. носовое орудие, заменив его на 100-мм установку Б-24 (120 снарядов), вернули на верхнюю палубу, улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового мостика. Также было заменено кормовое орудие на 45-мм установку 21К (500 снарядов). Все это, наряду с удобством несения верхней вахты, улучшило остойчивость подводной лодки и несколько уменьшило размах бортовой качки.

Подводная лодка Д-5 была заложена 14.04.1927 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве под наименованием "Спартаковец", спущена на воду 28.09.1929 г., вступила в строй 05.04.1931 г. и 17.05.1931 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав МСЧМ. С 11.01.1935 г. входила в состав ЧФ.

18-21.10.1933 г. нанесла визит в Стамбул (Турция). 15.09.1934 г. получила литерно-цифровое обозначение "Д-5".

Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Румынии, Болгарии и Турции, артиллерийский обстрел позиций противника в районе Алушты 19.11.1941 г., навигационное обеспечение Керченско-Феодосийской 25.12.1941 г. - 02.01.1942 г. десантной операции. Оборона Севастополя в июне 1942 г. - за три рейса доставила в осажденый город 120,2 т боеприпасов, 71 т бензина, эвакуировала на Кавказ 177 человек.

Совершила 16 боевых походов и произвела 1 атаку с выпуском 1 торпеды, потопив 08.12.1942 г. артиллерийским огнем турецкую парусно-моторную шхуну "Kociboglu" (100 брт).

23.03.1942 r. при стоянке в Туапсе от близких взрывов авиабомб получила серьезные повреждения корпуса и механизмов, выйдя из строя на длительный срок.

С 15.10.1946 г. находилась в распоряжении научно-исследовательского минно-торпедного института ВМФ и 02.10.1948 г. переформирована в опытовую подводную лодку, 12.01.1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок, а 29.12.1955 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

Д-3 «Красногвардеец»

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

История создания

Предпосылки к созданию

В мае 1928 года состоялось расширенное заседание Реввоенсовета СССР совместно с командующими ряда округов и флотов. На нём была определена общая направленность развития флота.

Обновление корабельного состава советского флота началось со строительства подводных лодок.

Сдаточные испытания

Ходовые приемо-сдаточные испытания «Красногвардеец», как и другие первые подводные лодки типа, прошёл в мае 1930 года под комиссией уполномоченного Постоянной комиссии Я.К.Зубарева.

По результатам приёмо-сдаточных испытаний в конструкцию п/л были внесены следующие изменения:

  • Была установлена раздельная вентиляция, разобщавшую цистерны по бортам и не позволявшую воздуху, а следовательно, и воде перетекать с одного борта на другой.
  • В местах присоединения труб продувания цистерн к обшивке установили невозвратные клапаны, что исключало пропуск воздуха с борта на борт по трубам.
  • Была изменена конструкция кингстона .
  • В подшипники попадал песок от формовочной земли с камер литого корпуса подшипников. Дефект был устранен.

Наконец программа приемо-сдаточных испытаний была полностью выполнена, результаты соответствовали проектным данным. Это дало комиссии право 1 октября 1931 года подписать приемный акт.

Проектирование

Огромная роль в разработке «Красногвардейца» принадлежит инженеру Б.М.Малинину , а также ученым-кораблестроителям А.Н.Крылову , П.Ф.Попковичу и Ю.А.Шимановскому.

Строительство «Красногвардейца», как и других лодок типа, велось серийно, без предварительной отработки головного образца. Одновременно с постройкой разрабатывались рабочие чертежи.

«Красногвардеец» предназначался для действий на открытых морских театрах, ему отводилась активная роль ударных сил флота. Это нашло отражение в конструктивных особенностях подводного корабля.

Постройка и испытания

Энергетическая установка и ходовые качества

Надводный ход со скоростью до 14,5 уз обеспечивали два отечественных дизеля 42-Б-6 мощностью по 810 кВт, подводный со скоростью до 9 уз - два электродвигателя ПГ-20 мощностью по 500 кВт. Валовые линии соединялись с двигателями с помощью фрикционных муфт. Не пополняя запасов, «Красногвардеец» мог пройти в надводном положении до 7000 миль с экономической скоростью 9,5 уз и находиться в море до 40 суток. Была предусмотрена цистерна быстрого погружения. Уход на глубину с надводного положения занимал 1,5 минут.

Экипаж и обитаемость

Экипаж п/л составляли 53 человека, среди них 10 офицеров, 15 старшин и 28 матросов. Обладала хорошей обитаемостью и большой автономностью плавания, на лодке имелись средства регенерации воздуха. Подводная автономность достигала 3 суток, надводная 40 суток.

Вооружение

Вспомогательная/зенитная артиллерия

В ограждении рубки были установлены 102-мм орудие Б-2 (118 снарядов) и 37-мм зенитный автомат 11-К . Впоследствии выяснилось, что такое размещение 102-мм орудия неудачно, так как оно значительно стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой вахте , особенно при швартовках . Также на лодке имелся 7.62-миллиметровый пулемёт.

Минно-торпедное вооружение

Основным оружием п/л были торпеды. На вооружении имелось восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 миллиметра (боезапас 14 торпед). К началу постройки п/л в СССР еще не было торпед 533 мм, их начали проектировать одновременно с п/л. Этих торпед не было и к концу постройки п/л, которая долго плавала с решетками в торпедных аппаратах, позволявшими пользоваться для учебных стрельб торпедами калибра 450 мм. Первой использовавшейся торпедой 533 мм стала 53-27 , однако в мае 1941 года их отправили на тыловые склады с последующим полным снятием с вооружения. На смену им пришли новые торпеды 53-38 .

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Наблюдение и связь в подводном положении обеспечивались двумя перископами: командирским и ночным зенитным, шумо-пеленгатором и приборами звукоподводной связи. Гарантирован​ная дальность действия радиостанции составляла около 200 миль. В состав штурманского вооружения входили гирокомпас типа Сперри и лаг Форбса.

Модернизации и переоборудования

Во время капитального ремонта с модернизацией в 1936-1941 годах носовое орудие, заменив его на 100-мм установку Б-24 (120 снарядов), поместили на верхнюю палубу, улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового мостика. Также было заменено кормовое орудие на 45-мм установку 21-К (500 снарядов). Все это, наряду с удобством несения верхней вахты, улучшило остойчивость подводной лодки и несколько уменьшило размах бортовой качки. Были установлены более современные образцы радиовооружения.

После прихода на Север сменили ферменные антенные стойки на одну капитальную одиночную в носовой части п/л - очевидно, старая конструкция оказалась слишком хрупкой при ударах штормовых волн. Для того, чтобы не мешать ведению огня прямо по курсу, стойку сместили к правому борту.

История службы

Экспедиция по оказанию помощи дрейфующей полярной станции "Северный полюс"

Вечером 5 февраля 1938 года вышла из Полярного в Кольский залив для определения магнитной девиации . На борту лодки находились командир бригады подводных лодок СФ капитан 1 ранга К.Н.Грибоедов, дивизионный штурман 2-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок СФ лейтенант Ф.В.Константинов, флагманский механик бригады подводных лодок СФ военинженер 3 ранга В.И.Рыбаков и группа лучших радистов Северного флота . Утром 6 февраля 1938 года вышла из Кольского залива к острову Ян-Майен. Лодке поручалось обеспечение радиосвязи между главной базой флота и ледокольными судами, которые должны были снять со льдины полярников.

12 февраля 1938 года около полудня, следуя в Гренландское море , пересекла нулевой меридиан и стала первой советской подводной лодкой, вышедшей в Западное полушарие. Поход проходил в тяжелейших условиях полярной ночи и шторма , достигавшего 10 баллов.

13 февраля 1938 года в 12.55 достигла острова Ян-Майен. В этот же день впервые в истории подводного плавания в течение 30 минут прошла под арктическим льдом путь около 5 кабельтовых на глубине 50 метров. Командир лодки записал в походном дневнике: «Все механизмы работают отлично». Субмарина продолжила движение по Датскому проливу к берегам Гренландии. До полярной станции оставалось менее 100 миль, когда через радиостанцию гидрографического судна «Мурман » поступил приказ командующего Северным флотом о возвращении в базу.

В ночь на 14 февраля 1938 года начала возвращение в базу. 15 февраля 1938 года в 12.20 радировала о выходе из строя гирокомпаса . В условиях 9-балльного шторма крен лодки доходил до 60°, что вызвало выплескивание из аккумуляторных батарей электролита. В последующие дни штормовые волны оторвали дверь ограждения рубки, повредили трап и унесли в море шлюпку-тузик. 18 февраля 1938 года в 19.28 возвратилась в Полярное, пройдя за поход 2410 миль.

Боевые походы

  • 22 июня - 4 июля 1941 года первый боевой поход в Великой Отечественной войне. Начало войны встретила в губе Мотка по плану боевой подготовки. В 19.43 22 июня 1941 года вышла на позицию в район мыса Нордкин. 25 июня обнаружила перископ вражеской субмарины, но атаковать её не смогла, и уклонилась от неё срочным погружением и маневрированием. Больше встреч с противником не было. Лодка благополучно вернулась на базу.
  • 17 июля - 28 июля 1941 года находилась во втором боевом походе. Имели место технические неполадки: поступление воды, поломки лага . Была отозвана на базу в связи с планируемой операцией британской авиации в Норвегии.
  • 16 августа - 7 сентября 1941 года третий боевой поход в ВОВ. 19 августа выходила в атаку по транспорту, шедшему в составе конвоя, но торпеда прошла мимо, так как пришлось стрелять вслепую, из-за погружения перископа. 25 августа снова обнаружила транспорт противника, но выйти в атаку не смогла из-за временной неисправности рулей. Лодка благополучно вернулась на базу.

После шестого похода

  • 22 февраля - 16 марта 1942 года шестой боевой поход в ВОВ. Выход на позицию в районе Тана фьорда. 27 февраля лодка обнаружила конвой противника, но атака из-за ошибки командира сорвалась. Не удалось выйти в атаку по вражеским тральщикам и 3 марта. 8 марта 1942 года «Д-3» отзывают с позиции для прикрытия союзного конвоя «PQ-12», а 11 марта «Красногвардеец» следует на выручку «Щ-402 », которая осталась без топлива у побережья противника. Быстрее всех на помощь «Щ-402 » пришла «К-21 », а «Д-3» 13 марта получила приказ следовать на прежнюю позицию. На следующий день лодка атакует соединение немецких кораблей в составе минных заградителей Brummer и Cobra , в охранении четырех тральщиков . Командир лодки заявил об уничтожении сторожевого корабля противника, но торпеда прошла в нескольких метрах от тральщика «М-1504». Враг сбросил на лодку 36 глубинных бомб , от взрывов которых начал пропускать кингстон уравнительной цистерны и через водомерное стекло в отсек стала поступать вода. Вечером 14 марта 1942 года командир лодки получил "добро" на возвращение на базу.

Позиции № 4 и № 5

  • 1 мая 1942 - 18 мая 1942 года седьмой боевой поход в ВОВ. Вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё. Обеспечивал поход начальник штаба бригады подводных лодок капитан 2 ранга Б.И. Скорохватов. Вечером 2 мая восточнее мыса Харбакен «Д-3» атаковала транспорт, водоизмещением в 6000 брт, из состава конвоя. На лодке слышали взрывы, а спустя 10 минут командир лодки в перископ наблюдал судно с креном на правый борт и дифферентом на нос. По данным противника атаке подвергся конвой в составе транспортов Algol (972 брт) и Iris (3.323 брт), шедших в охранении сторожевых кораблей «V-5902», «V-5904» и «V-5906». Конвой прибыл на место назначения без потерь. Следующая атака «Красногвардейца» состоялась 16 мая у мыса Маккаур. Спустя 75 и 90 секунд после пуска торпед на подводной лодке слышали взрывы, но и в этот раз, по данным противника, атакованный «Д-3» конвой в составе теплохода Knute Nelson (5749 брт), пароходов Kaupanger (1584 брт) и Frigga (557 брт), танкеров Algol (972 брт) и Oleum (476 брт) под эскортом

Подводные лодки класса «Декабрист » были первенцами советского подводного кораблестроения . Их конструкция оказалась весьма совершенной для своего времени, и по основным тактико-техническим данным они не уступали зарубежным образцам.

«Красногвардеец » - так назывался один из первенцев советского подводного флота , закладка которого вместе с двумя однотипными подводными лодками «Декабрист » и «Народоволец » состоялась 5 марта 1927 года в Ленинграде согласно утвержденной программе военного судостроения руководством морского ведомства. Спуск корабля с бортовым номером "Д-3" на воду со стапелей верфи был произведен 12 июля 1929 года, а уже 14 ноября 1931 года присоединился к другим субмаринам в строю.

Субмарины класса «Декабрист » предназначались для действий на открытых морских театрах, им отводилась активная роль ударных сил флота. Это нашло отражение в конструктивных особенностях подводного корабля.

Советские подводные лодки были двухкорпусными, с клепаным корпусом. Одна плоская и пять сферических переборок разделяли прочный корпус на семь отсеков, причем прочность переборок рассчитывалась на максимальную глубину погружения до 90 м. Отсеки сообщались между собой круглыми лазами с быстро закрывающимися люками специальными приводами. Входные люки имели двойной запор и выступающий внутрь отсека удлиненный . Когда возникали аварийные ситуации, и дизельная подводная лодка затоплялась водой, такая шахта позволяла создавать воздушную подушку, облегчавшую выход экипажа через люк.

Впервые в советском подводном кораблестроении была применена централизованная система погружения и управления дизельной подводной лодкой . Клапаны вентиляции цистерн с пневматическими приводами, управление рулями и приборы сосредоточивались в центральном посту. Нововведением являлась установка в средней части легкого корпуса цистерн быстрого погружения. Междубортное пространство разделялось на шесть цистерн главного балласта, кингстоны которых располагались в нижней части легкого корпуса по диаметральной плоскости.

Более полутора лет советская подводная лодка «Красногвардеец » находилась на Балтике, отрабатывая задачи боевой подготовки, а с образованием Северной военной флотилии под командованием К. Н. Грибоедова в период с 26 июля по 21 сентября 1933 года по Беломорско-Балтийскому каналу совершила переход из порта Кронштадт в порт Мурманск.

Дизельная подводная лодка «Д-3» навсегда вошла в историю советского подводного флота. Отправленная командованием в феврале 1938 года к острову Ян-Майен для обеспечения связью кораблей экспедиции по снятию с льдины папанинцев, подводная лодка «Д-3» под командованием старшего лейтенанта В. Н. Котельникова первой из подводных лодок в течение тридцати минут осуществила плавание подо льдом.

В первый же день второй мировой войны «Д-3» под командованием капитан-лейтенанта Ф. В. Константинова вышла в Баренцево море для проведения боевых действий на вражеских коммуникациях между мысами Нордкап и Нордкин. В четвертом походе она открыла боевой счет, потопив 26 сентября 1941 года у Тана-фьорда неприятельский транспорт. Утром следующего дня торпедными атаками дизельной подводной лодки «Д-3» был отправлен на дно противника, а три дня спустя - еще один транспорт. Последняя победа в этом походе была одержана советской подводной лодкой 11 октября около Конгсфьорда, где было потоплено вражеское транспортное судно водоизмещением около 5000 тонн.

Боевой счет советской подводной лодки «Д-3» рос с каждым походом. Выйдя 22 ноября 1941 года в пятый боевой поход, где за восемь дней уничтожила еще три неприятельских транспорта. За отличное выполнение боевых заданий по нарушению судоходства противника и проявленные при этом мужество и героизм экипаж подлодки «Д-3» был награжден орденом Красного Знамени, а подводный корабль был удостоен гвардейского звания. Это был первый боевой корабль в составе ВМФ СССР, удостоенный таких высоких отличий.

Воодушевленные наградами подводники еще и еще проводили успешные атаки по транспортам противника в период до 1942 года.

Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Д–3» («Красногвардеец») I серии

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Д–3» («Красногвардеец») I серии

Заложена 5 марта 1927 г. на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. 12 июля 1929 г. спущена на воду и 14 ноября 1931 г. вошла в состав МСБМ. Водоизмещение надводное 932,8 т, подводное - 1353,8 т; длина 76,0 м, ширина - 6,4 м, осадка 3,81 м; мощность дизелей 2200 л.с., электромоторов 1050 л.с.; скорость хода максимальная надводная 14 уз., подводная - 9 уз.; дальность плавания надводная 7500 миль, подводная - 132 мили (экономическим ходом); глубина погружения максимальная - 90 м; автономность 40 сут.; вооружение: 8 (6 носовых и 2 кормовых) 533–мм торпедных аппаратов, 1 - 100–мм и 1 - 45–мм орудия, 1 - 7,62–мм пулемет; экипаж 53 человека.

Летом 1933 г. лодка в составе экспедиции особого назначения (ЭОН–2) по только что построенному Беломорско–Балтийскому каналу совершила переход с Балтики на Север, став ядром зарождающегося Северного флота. 21 сентября 1933 г. «Красногвардеец» вошел в состав Северной военной флотилии. В 1937 г. «Д–3» совместно с подводной лодкой «Д–2» совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, пройдя в общей сложности 3673 мили. В феврале 1938 г. подводная лодка участвовала в снятии полярной станции «СП–1» во главе с Д И. Папаниным. «Красногвардеец» находился рядом с «папанинской» льдиной и обеспечивал связь между ледокольными судами и главной базой флота. В октябре 1938 г. «Красногвардеец» перешел на Балтийский завод, где прошел капремонт и модернизацию. В 1940 г. лодка вернулась на Север.

Начало Великой Отечественной войны «Д–3» встретила под командованием капитан–лейтенанта Ф.В. Константинова в составе 1 –го дивизиона бригады подводных лодок СФ в губе Мотка. Вечером 23 июня 1941 г. «Д–3» вышла в район Порсангер–фьорда. На борту лодки в качестве обеспечивающего в море вышел командир дивизиона капитан 3–го ранга М.И. Гаджиев.

Несколько раз пришлось срочным погружением уклоняться от самолетов противника. Все время нахождения на позиции подводная лодка была в достаточном удалении от берега, тогда как маршруты судов противника проходили в прибрежных водах. В итоге сигнальщики подводной лодки только однажды наблюдали на горизонте мачты, сблизиться с которыми не представлялось возможным. Вскоре подводная лодка была отозвана с позиции и вечером 4 июля ошвартовалась в Полярном.

Вечером 17 июля «Д–3» снова вышла в море. На этот раз на ее борту находился командир 3–го дивизиона подводных лодок, в состав которого был переведен «Красногвардеец», капитан 3–го ранга И.А. Колышкин. Все время нахождения на позиции в Лоппском море «Красногвардеец» преследовала череда поломок. Утром 25 июля подводная лодка была отозвана на базу, где 28 июля встала на навигационный ремонт. Днем 12 августа, когда «Д–3» стояла в бухте Оленья, она подверглась налету авиации противника. Огнем из 45–мм орудия подводной лодки был сбит один из самолетов.

Утром 16 августа «Красногвардеец» вышел в третий боевой поход в район Вардё. Вечером 19 августа «Д–3» обнаружила конвой противника в составе пяти транспортов в охранении двух эсминцев и сторожевика. Готовя очередное наступление на Мурманск, противник перебрасывал части 6–й горнострелковой дивизии в Киркинес. Техническое состояние корабля было таково, что, несмотря на только что проведенный ремонт, при выходе в атаку подводная лодка с трудом удерживала глубину. Перед залпом горизонтальщик все же «утопил» перископ, и выстрел одиночной торпедой был сделан вслепую. Противник атаки не заметил, торпеда прошла мимо. 25 августа «Д–3» обнаружила конвой противника, но выйти в атаку не смогла, так как не успела лечь на боевой курс из?за временного выхода из строя вертикального руля. 7 сентября 1941 г. лодка вернулась в базу.

Четвертый боевой поход «Д–3» обеспечивал командир дивизиона И.А. Колышкин. Вечером 22 сентября подводная лодка вышла в район Тана–фьорд - Бос–фьорд. Первый контакт с противником состоялся утром 26 сентября в Конгс–фьорде. Подводная лодка выпу–стила две торпеды по одиночному судну. Через две минуты после того как торпеды вышли, на «Д–3» услышали сильный взрыв. Спустя семь минут подводники в перископ попытались увидеть результат атаки, но налетевшие снежные заряды не дали этого сделать. На следующий день в районе Гамвика подводная лодка обнаружила одиночно идущий танкер. Лодка потопила его одной торпедой. Днем 30 сентября у входа в Тана–фьорд «Д–3» обнаружила два одиночных транспорта, расходящихся контркурсами. Над ними кружил самолет. Для атаки было выбрано судно водоизмещением 2000–3000 тонн, идущее в восточном направлении, по которому подводная лодка выпустила три торпеды. Через пять минут после атаки в перископ наблюдался всего один транспорт, движущийся в западном направлении. По не вполне проверенным данным, второй транспорт был потоплен.

Через несколько часов подводная лодка пыталась атаковать конвой, состоящий из двух транспортов и танкера, под охраной двух сторожевиков и двух охотников. Выходя на боевой курс, «Д–3», следуя под перископом, села на мель, хотя согласно карте глубина в этом месте составляли 26 м. «Д–3» всплыла в позиционное положение, развернулась и снова погрузилась. К счастью, подобный маневр остался незамеченным для противника, но момент для атаки был упущен.

Днем 11 октября в районе Конгс–фьорда «Д–3» обнаружила транспорт, шедший под охраной двух миноносцев. Подводная лодка выпустила три торпеды буквально вдогонку по судну, оцененному командиром в 5–6 тысяч тонн. Через полторы–две минуты на лодке услышали два взрыва и посчитали цель пораженной.

13 октября в Тана–фьорде «Красногвардеец» попал в сеть, освободиться от которой смог только через час 14 октября на «Д–3» вышел из строя шумопеленгатор - внутрь вибраторов попала вода. В этот же день из?за внезапного ухудшения видимости подводная лодка не смогла атаковать конвой, состоящий из двух транспортов под охраной эсминца и двух тральщиков. В ночь на 16 октября «Д–3» была отозвана на базу и на следующий день прибыла в Полярный.

Ф.В. Константинов был снят с должности, а на его место назначен капитан–лейтенант (затем капитан 3–го ранга) М.А. Бибеев.

11 ноября «Д–3» завершила ремонтные работы и днем 22 ноября вышла в район мыса Нордкап. В этом боевом походе на борту лодки находились командир дивизиона И.А. Колышкин. Вскоре после выхода в море подводники смогли оценить качество проведенного ремонта. Уже вечером 22 ноября вышли из строя носовые горизонтальные рули, затем оборвался проволочный подвес гирокомпаса Если рули были введены в строй уже 24 ноября, то ремонт гирокомпаса в походных условиях был невозможен. Командир рискнул продолжить плавание по магнитному компасу. Утром 24 ноября «Д–3» заняла указанный район, имея невязку в 60 миль к западу. Наконец подводная лодка прибыла к устью Порсангер–фьорда, где могла уточнить свое место по береговым ориентирам «Красногвардеец» со второй попытки проник во фьорд. 28 ноября в бухте Хоннинсвог подводная лодка обнаружила конвой и тремя торпедами атаковала судно водоизмещением 6000 т из его состава. Спустя минуту на подводной лодке зафиксировали взрыв и посчитали цель пораженной. Сама «Д–3» не могла в перископ наблюдать за результатом своей атаки, так как в момент выстрела в уравнительную цистерну было принято слишком много воды, и подводная лодка провалилась до глубины 66 метров.

Днем 5 декабря северо–восточнее мыса Сверхольт–клуббен были обнаружены два транспорта и миноносец. В момент выхода лодки в атаку на транспорт миноносец пошел прямо на нее и вынудил уйти на глубину. При повторной атаке с дистанции 8–10 каб «Д–3» произвела залп четырьмя торпедами. Спустя минуту после пуска торпед прогремели два взрыва, был потоплен транспорт водоизмещением 10 000 т.

Спустя сутки в этом же районе атаки «Д–3», двигаясь под перископом, обнаружила судно в сопровождении тральщика, вышла в атаку и выпустила три торпеды. Был услышан взрыв. Тральщик атаковал лодку и заставил ее погрузиться. Когда тральщик удалился, лодка всплыла под перископ. Наблюдая за результатом атаки, командир, по его словам, видел, как корабль эскорта снимает людей с гибнущего судна, которое ушло под воду, перевернувшись кормой вверх. Как выяснилось позднее, был потоплен танкер «Абрахам Линкольн» (9570 брт). 15 декабря 1941 г. «Д–3» вернулась на базу.

По итогам 1941 г. «Д–3» заняла первое место по количеству потопленных судов среди советских подводных лодок (7 транспортов в 36 000 тонн). Командир лодки был награжден орденом Красного Знамени, комдив И.А. Колышкин, неоднократно выходивший на «Красногвардейце» в море, был первым среди подводников СФ представлен к званию Героя Советского Союза. 21 декабря «Красногвардеец» перешел на мурманский завод Нарко–мата рыбной промышленности, где подводную лодку ждал текущий ремонт.

17 января 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР подводная лодка «Д–3» награждена орденом Красною Знамени. К началу февраля ремонтные работы были завершены, и лодка вновь вступила в строй.

22 февраля 1942 г. «Красногвардеец» вышел в шестой боевой поход в район Тана–фьорда. Возможность атаковать представилась не сразу. 24 февраля подводная лодка дважды упустила цели. Утром из?за плохой видимости «Д–3» не сумела атаковать неустановленное судно. Днем из?за внезапного изменения курса цели не удалось выпустить торпеду по группе тральщиков или охотников. Днем 27 февраля «Красногвардеец» обнаружил конвой в составе двух транспортов и танкера под охраной трех сторожевиков и тральщика. Подводная лодка не успела выйти на боевой курс, и на глазах командира караван зашел в Мехамн.

8 марта 1942 г. «Д–3» отозвана из района Тана–фьорда для прикрытия союзного конвоя «PQ–12». Проведя на позиции прикрытия двое суток, 11 марта «Красногвардеец» направился на выручку «Щ–402», которая осталась без топлива у побережья противника. Быстрее всех на помощь «щуке» пришла «К–21», а «Д–3» 13 марта получила приказ следовать на прежнюю позицию в район Тана–фьорда. Днем 14 марта восточнее Гамвика подводная лодка двумя торпедами атаковала транспорт из состава конвоя. Спустя минуту был зафиксирован взрыв. Барражировавшая над конвоем летающая лодка обнаружила присутствие «Д–3» и сбросила на нее три бомбы. Обнаруженная подводная лодка подверглась двухчасовому преследованию охотников, которые сбросили на лодку 34 глубинных бомбы, от близких разрывов которых «Д–3» получил повреждения. К счастью, вскоре преследование прекратилось. Вечером 14 марта командир лодки получил «добро» на возвращение на базу. 16 марта «Д–3» прибыла в Полярный, и вскоре встала на ремонт в Мурманске.

3 апреля 1942 г. приказом наркома ВМФ подводная лодка «Д–3» была удостоена звания гвардейской.

1 мая 1942 г. «Красногвардеец» вновь вышел на позицию в районе северо–западнее Вардё. На его борту находился начальник штаба бригады подводных лодок СФ капитан 1 –го ранга Б.И. Скорохватов. Уже вечером 2 мая восточнее мыса Харбакен «Д–3» обнаружила кон–вой (транспорт, танкер, 4 сторожевых корабля). Лодка выпустила две торпеды по транспорту водоизмещением 6000 т. На лодке слышали взрывы, а спустя 10 минут командир лодки в перископ наблюдал судно с креном на правый борт и дифферентом на нос.

Следующая атака «Красногвардейца» состоялась 16 мая у мыса Маккаур. В 11.27 был обнаружен конвой (транспорт, танкер, 6 сторожевых кораблей).

Лодка вышла в атаку, но в 11.50 по характеру маневрирования кораблей противника командир предположил, что лодка обнаружена, и увел ее на глубину 20 м. В 12.17 был обнаружен транспорт, выходивший из Бос–фьорда. «Д–3» с дистанции 12 каб. произвела по нему трехторпедный залп. По неподтвержденным данным, транспорт был потоплен.

На следующий день восточнее мыса Маккаур «Д–3» атаковала конвой в составе двух транспортов, шедший под довольно сильным эскортом - пять сторожевиков и три охотника. Лодка вышла в атаку и с дистанции 8 каб. произвела по самому крупному транспорту залп тремя торпедами. Транспорт был поврежден. Группа охотников развернулась для поиска лодки, но он ничего не дал, поэтому бомбометания не было. Тем временем «Д–3» сумела покинуть опасный район. 18 мая подводная лодка прибыла в базу.

В свой последний боевой поход с задачей патрулирования района Тана–фьорда Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Д–3» («Красногвардеец») вышла 10 июня 1942 г. К этому времени лодка имела полностью орденоносный экипаж. Больше «Д–3» на связь не выходила и на базу не вернулась. Вместе с лодкой погибли и 53 члена ее экипажа.

Возможно, подводная лодка погибла на мине заграждения «Бантос А» у входа в Кольский залив, которое поставили 20 марта 1942 г. Не исключено, что причиной гибели «Д–3» стала мина заграждения «Spree III», которое было выставлено севернее бухты Берлевог 24 мая 1942 г. минным заградителем «Ульм».

«Д–3» была первым кораблем ВМФ СССР, добившимся одновременно гвардейского звания и ставшим Краснознаменным. «Д–3» совершила 8 боевых походов, 11 торпедных атак, в результате которых, возможно, потоплено 4 судна и 1 повреждено.

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейская подводная лодка «К–22» XIV серии Заложена 5 января 1938 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), 3 ноября 1938 г. спущена на воду. 7 августа 1940 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение: надводное 1490 т, подводное 2104 т; длина 97,65 м, ширина 7,41 м, осадка 4,06 м;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–171» XII серии Заложена 10 сентября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–87». 10 июля 1937 г. спущена на воду, а 11 декабря 1937 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение надводное 206,5 т, подводное - 258,1 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–174» XII серии Заложена 29 мая 1937 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–91». 12 октября 1937 г. лодка была спущена на воду, а 21 июня 1938 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «М–171».19 мая 1939 г. «М–91» ушла по

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–205» («Нерпа») V–бис 2–й серии Заложена 5 января 1934 г. в Николаеве на Заводе № 200 им. 61–го коммунара 6 ноября 1934 г. она спущена на воду и 2 сентября 1936 г. вошла в состав ЧФ.Водоизмещение надводное 617,5 т, подводное - 721,1 т, длина 58,8 м, ширина 6,2 м,

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–303» («Ерш») III серии Заложена 5 февраля 1930 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод), 6 ноября 1931 г. спущена на воду и 25 ноября 1933 г. вошла в состав МСБМ.Водоизмещение надводное 578 т, подводное - 704,5 т; длина 57,0 м, ширина 6,2 м, осадка 3,8 м;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–309» («Дельфин») V–бис 2–й серии Заложена 6 ноября 1933 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово»), 10 апреля 1934 г. спущена на воду. 20 ноября 1935 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «Щ–205».«Щ–309» участвовала в Советско–финляндской войне 29 ноября

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка (подводный минный заградитель) «Л–3» «Фрунзевец» 2–й серии Заложена 6 сентября 1929 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод), 8 марта 1931 г. спущена на воду. 9 ноября 1933 г. вошла в состав МСБМ.Водоизмещение надводное 1051 т, подводное - 1327 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–35» XII серии Заложена 22 февраля 1939 г. в Горьком на Заводе № 112 «Красное Сормово», 20 августа 1940 г. была спущена на воду и 24 февраля 1941 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см. «М–171».22 июня 1941 г. «М–35» встретила под командованием старшего лейтенанта

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Щ–402» X серии Заложена 4 декабря 1934 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод) под обозначением «Щ–314», 28 июня 1935 г. спущена на воду. 29 сентября 1936 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение надводное 590 т, подводное - 707,8 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–422» X серии 15 декабря 1934 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово») была начата сборка корпуса лодки под обозначение «Щ–314», из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева, 12 апреля 1935 г. лодка была

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «М–172» XII серии Заложена 17 сентября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–88». 23 июля 1937 г. спущена на воду, а 25 декабря 1937 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «М–171».19 мая 1939 г. лодка

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–215» X серии Заложена 27 марта 1935 г. в Николаеве на Заводе № 200 (имени 61 коммунара). 11 января 1937 г. спущена на воду. 10 апреля 1939 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см. «Щ–402».22 июня 1941 г. «Щ–215» встретила под командованием капитан– лейтенанта В.Я.

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–62» XII серии Заложена 20 января 1938 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово»), 5 октября 1939 г. спущена на воду и 31 августа 1940 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см «М–171».22 июня 1941 г. «М–62» встретила под командованием старшего лейтенанта А.А.

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «С–33» IX–бис серии Заложена 16 ноября 1937 г. в Николаеве на Заводе № 198 (им. А. Марти), 30 мая 1939 г. спущена на воду и 18 декабря 1940 г. вошла в состав ЧФ.Водоизмещение надводное - 856 т, подводное -1090 т; длина 77,75 м, ширина 6,4 м, осадка 4,0 м; мощность

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «С–56» IX–бис серии Заложена 24 ноября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 194 (Адмиралтейском), а затем секциями перевезена во Владивосток на Завод № 202 («Дальзавод»), где производилась её сборка. 25 декабря 1939 г. лодка была спущена на

Из книги автора

Гвардейская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «К–22» (с 1993 г. - «Б–22») пр. 675 Она была заложена 14 октября 1963 г. на Северном машиностроительном предприятии. 22 октября 1964 г. лодке присвоено гвардейское звание, она унаследовала Гвардейский Военно–морской флаг

Современный статус пропала без вести Награды и почести Основные характеристики Тип корабля Большая подводная лодка Обозначение проекта Д - «Декабрист» Главный конструктор Б. М. Малинин Скорость (надводная) 11,3 узла Скорость (подводная) 8,7 узла Предельная глубина погружения 90 м Автономность плавания 40 суток Экипаж 53 человека Размеры Водоизмещение надводное 933 т Водоизмещение подводное 1 354 т Длина наибольшая (по КВЛ) 76 м Ширина корпуса наиб. 6,5 м Средняя осадка (по КВЛ) 3,8 м Силовая установка двухвинтовая, дизель-электрическая
Дизели: 2 x 1100 л.с.
Электромоторы: 2 x 525 л.с. Вооружение Артиллерия 1 102-мм орудие, 1 45 мм орудие, 1 пулемёт Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты/калибр:
6/24"(носовые)
2/24"(кормовые)
Боекомплект (торпед): 14 Д-3 «Красногвардеец» Д-3 «Красногвардеец»

В июне-июле 1942 года не вернулась из боевого похода.

История корабля

Подводная лодка «Красногвардеец» была заложена 5 марта 1927 года на стапеле завода № 189 . 12 июля 1929 года лодку спустили на воду, 1 октября 1931 года подписан приёмный акт. 14 ноября на лодке поднят флаг, она вошла в состав морских сил Балтийского моря. С 26 июля по 21 сентября в составе ЭОН-2 «Красногвардеец» перешёл из Ленинграда в Мурманск , где вошёл в состав Северной военной флотилии.

21 августа 1934 года лодке присвоили обозначение «Д-3». В 1934-1936 годах «Д-3» совершила ряд походов в высоких широтах. В 1937 году при возвращении из очередного плавания «Д-3» попала в британскую противолодочную сеть времён Первой мировой войны. В течение часа лодке удалось освободиться, при всплытии были обнаружены остатки сети и зафиксировано повреждение рулей. Через торпедный аппарат за борт выходил боцман Нещерет и резал сети.С этим сюжетом была выпущена стенгазета.

5 февраля 1938 года «Д-3» с группой связистов на борту вышла в направлении полярной станции «Северный полюс-1». Во время этого плавания посетила район острова Ян-Майен, став первой из советских подводных лодок, вышедших в Западное полушарие, и преодолела пятикабельтовую ледовую перемычку, став первой подводной лодкой, совершившей подлёдное плавание. В том же году встала на ремонт и модернизацию, работы завершились в 1940 году.

Боевые действия

  • 23 июня 1941 года «Д-3» вышла в боевой поход с командиром 1-го дивизиона подводных лодок капитаном 2 ранга М. И. Гаджиевым на борту. 4 июля вернулась в Полярный .
  • C 17 июля по 28 июля находилась во втором боевом походе. Имели место технические неполадки: поступление воды, поломки лага. Была отозвана на базу в связи с планируемой операцией британской авиации в Норвегии.
  • 12 августа во время авианалёта на губу Оленья, расчёт 45-мм орудия «Д-3» сбил вражеский самолёт Fw-200. Информация не подтверждена немецкой стороной, погибшим в тот день числится лишь один самолёт типа Мессершмит Bf-110.
  • 16 августа вышла в третий боевой поход. 19 августа безрезультатно атаковала немецкий конвой близ Персфьорда. 25 августа обнаружила конвой, но не смогла выйти в атаку из-за временной неисправности рулей. 7 сентября вернулась на базу.
  • 22 сентября вышла в боевой поход с обеспечивающим действия командиром 3-го дивизиона И. А. Колышкиным. 26 сентября близ Конгсфьорда атаковала транспорт, через две минуты был зафиксирован взрыв, германской стороной потери не подтверждаются, предположительно было атаковано норвежское судно. 27, 30 сентября и 11 октября совершила ещё три атаки. По немецким данным все три закончились безрезультатно. 17 октября вернулась на базу, было заявлено о потоплении вражеского танкера и трёх транспортов. По возвращении из похода стала на докование в Мурманске. За время докования переведена в 3-й дивизион подводных лодок, командир Ф. В. Константинов снят с должности.
  • с 22 ноября по 15 декабря совершила боевой поход с обеспечивающим действия командиром 2-го дивизиона И. А. Колышкиным . По результатам похода командование посчитало два транспорта потопленными.
  • 17 января 1942 года подводная лодка «Д-3» награждена орденом Красного Знамени
  • с 20 февраля по 16 марта совершила боевой поход.
  • 3 апреля 1942 года подводная лодка «Д-3» удостоена звания «Гвардейская».
  • с 2 мая по 18 мая совершила боевой поход, с обеспечивающим действия начальником штаба бригады подводных лодок Б.И. Скорохватовым . По возвращении командир доложил о потоплении трёх транспортов суммарным водоизмещением 26 000 брт.
  • в июне 1942 года вышла в боевой поход, из которого не вернулась. 9 июля истёк срок автономности, 8 августа исключена из списков кораблей флота. Предполагаемыми причинами гибели специалисты называют подрыв на мине, ошибку личного состава или отказ техники. Все 53 члена экипажа пропали вместе с лодкой.

Командиры лодки

Напишите отзыв о статье "Д-3 «Красногвардеец»"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Д-3 «Красногвардеец»

– Идите! – еще раз проговорил дрожащий голос. И князь Василий должен был уехать, не получив никакого объяснения.
Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности.

Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе. Пьер, на которого смотрели снисходительно, покровительственно, когда он был незаконным сыном, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи, после своей женитьбы, когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, сильно потерял во мнении общества, тем более, что он не умел и не желал заискивать общественного благоволения. Теперь его одного обвиняли в происшедшем, говорили, что он бестолковый ревнивец, подверженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец. И когда, после отъезда Пьера, Элен вернулась в Петербург, она была не только радушно, но с оттенком почтительности, относившейся к ее несчастию, принята всеми своими знакомыми. Когда разговор заходил о ее муже, Элен принимала достойное выражение, которое она – хотя и не понимая его значения – по свойственному ей такту, усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж есть крест, посланный ей от Бога. Князь Василий откровеннее высказывал свое мнение. Он пожимал плечами, когда разговор заходил о Пьере, и, указывая на лоб, говорил:
– Un cerveau fele – je le disais toujours. [Полусумасшедший – я всегда это говорил.]
– Я вперед сказала, – говорила Анна Павловна о Пьере, – я тогда же сейчас сказала, и прежде всех (она настаивала на своем первенстве), что это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века. Я тогда еще сказала это, когда все восхищались им и он только приехал из за границы, и помните, у меня как то вечером представлял из себя какого то Марата. Чем же кончилось? Я тогда еще не желала этой свадьбы и предсказала всё, что случится.
Анна Павловна по прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, вечера, на которых собиралась, во первых, la creme de la veritable bonne societe, la fine fleur de l"essence intellectuelle de la societe de Petersbourg, [сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества,] как говорила сама Анна Павловна. Кроме этого утонченного выбора общества, вечера Анны Павловны отличались еще тем, что всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое нибудь новое, интересное лицо, и что нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твердо градус политического термометра, на котором стояло настроение придворного легитимистского петербургского общества.
В конце 1806 года, когда получены были уже все печальные подробности об уничтожении Наполеоном прусской армии под Иеной и Ауерштетом и о сдаче большей части прусских крепостей, когда войска наши уж вступили в Пруссию, и началась наша вторая война с Наполеоном, Анна Павловна собрала у себя вечер. La creme de la veritable bonne societe [Сливки настоящего хорошего общества] состояла из обворожительной и несчастной, покинутой мужем, Элен, из MorteMariet"a, обворожительного князя Ипполита, только что приехавшего из Вены, двух дипломатов, тетушки, одного молодого человека, пользовавшегося в гостиной наименованием просто d"un homme de beaucoup de merite, [весьма достойный человек,] одной вновь пожалованной фрейлины с матерью и некоторых других менее заметных особ.
Лицо, которым как новинкой угащивала в этот вечер Анна Павловна своих гостей, был Борис Друбецкой, только что приехавший курьером из прусской армии и находившийся адъютантом у очень важного лица.
Градус политического термометра, указанный на этом вечере обществу, был следующий: сколько бы все европейские государи и полководцы ни старались потворствовать Бонапартию, для того чтобы сделать мне и вообще нам эти неприятности и огорчения, мнение наше на счет Бонапартия не может измениться. Мы не перестанем высказывать свой непритворный на этот счет образ мыслей, и можем сказать только прусскому королю и другим: тем хуже для вас. Tu l"as voulu, George Dandin, [Ты этого хотел, Жорж Дандэн,] вот всё, что мы можем сказать. Вот что указывал политический термометр на вечере Анны Павловны. Когда Борис, который должен был быть поднесен гостям, вошел в гостиную, уже почти всё общество было в сборе, и разговор, руководимый Анной Павловной, шел о наших дипломатических сношениях с Австрией и о надежде на союз с нею.
Борис в щегольском, адъютантском мундире, возмужавший, свежий и румяный, свободно вошел в гостиную и был отведен, как следовало, для приветствия к тетушке и снова присоединен к общему кружку.
Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку, познакомила его с некоторыми незнакомыми ему лицами и каждого шопотом определила ему.
– Le Prince Hyppolite Kouraguine – charmant jeune homme. M r Kroug charge d"affaires de Kopenhague – un esprit profond, и просто: М r Shittoff un homme de beaucoup de merite [Князь Ипполит Курагин, милый молодой человек. Г. Круг, Копенгагенский поверенный в делах, глубокий ум. Г. Шитов, весьма достойный человек] про того, который носил это наименование.
Борис за это время своей службы, благодаря заботам Анны Михайловны, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера, успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел весьма важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером. Он вполне усвоил себе ту понравившуюся ему в Ольмюце неписанную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала, и по которой, для успеха на службе, были нужны не усилия на службе, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только уменье обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, – и он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие могли не понимать этого. Вследствие этого открытия его, весь образ жизни его, все отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее – совершенно изменились. Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга. Сближался он и искал знакомств только с людьми, которые были выше его, и потому могли быть ему полезны. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и о его детской любви к Наташе – было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны, в которой присутствовать он считал за важное повышение по службе, он теперь тотчас же понял свою роль и предоставил Анне Павловне воспользоваться тем интересом, который в нем заключался, внимательно наблюдая каждое лицо и оценивая выгоды и возможности сближения с каждым из них. Он сел на указанное ему место возле красивой Элен, и вслушивался в общий разговор.