Гуманитарий технарь естественник тест. Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться? Есть преступления хуже, чем сжигать книги

Наверное, нет более древнего противостояния, чем борьба между физиками и лириками. Можно иметь отличные отметки по любимым предметам и верить в особый склад ума, но не стоит бояться экспериментировать и пробовать себя в различных сферах деятельности. Пройди лицейский «жартоўны тэсцiк» и узнай, на чьей ты стороне.

1 Какую книгу, по-вашему, выберет настоящий технарь?

Правильный ответ: Несомненно, Стивена Хокинга.

2 На столе лежит две пачки денег. В одной - 200 купюр по 10 рублей, во второй - в 4 раза меньше. Сколько денег во второй пачке?

Правильный ответ: Ну, такой задачей не напугать ни технаря, ни гуманитария ! На столе две с половиной тысячи рублей - 200 и 50 купюр по 10 рублей. Во второй пачке - 500 (10 купюр по 50).

3 Пытанне задаюць настаўнiкi беларускай мовы Лiцэя БДУ. На якой мове створаны гэты тэкст?

Правильный ответ: - Беларуская, - не сумняваюцца настаўнiкi Лiцэя БДУ. - Дадзены тэкст напісаны па-беларуску арабскімі літарамі. Аўтары кітабаў (ад арабскага «кнігі») - беларускія татары, продкаў якіх запрасiў у ВКЛ князь Вітаўт. Кітабы звычайна былі прысвечаныя апісанню рэлігійных і побытавых традыцый мусульман.

4 Белку, прижимающую к себе орехи, посадили на очень гладкий стол и слегка толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю, белка почувствовала опасность. Она знает законы физики и умело предотвращает падение со скользкого стола. Каким образом?

Правильный ответ: - Это, конечно, про закон сохранения импульса, - подтверждают преподаватели кафедры физики Лицея БГУ . - Не переживайте. Белка в порядке.

5 I зноў пытанее задаюць настаўнiкi кафедры беларускай мовы Лiцэя БДУ. Колькі прозвішчаў і псеўданімаў беларускіх пісьменнікаў можна адшукаць на гэтай карцінцы?

Правильный ответ: 7 прозвiшчаў i псеўданiмаў. Францыск Скарына, Мікола Гусоўскі, Мацей Бурачок (псеўданім Францішка Багушэвіча), Мацей Крапіўка (адзін з псеўданімаў Алаізы Пашкевіч, больш вядомай як Цётка), Якуб Колас (псеўданім Канстанціна Міцкевіча), Кандрат Крапіва (псеўданім Кандрата Атраховіча), Пятро Глебка.

6 Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их.

Правильный ответ: «451 градус по Фаренгейту» - прекрасная книга!

7 Вопрос задают преподаватели кафедры информатики Лицея БГУ. Как называется романтическое место в компьютере, где может причалить усталое и потрепанное бурями периферийное устройство?

Правильный ответ: В порту. Речь идет об устройствах, которые подключаются к системному блоку.

8 У любого источника электропитания два полюса - положительный и отрицательный. Вот и у троллейбуса два провода, один из которых играет роль «+», а второй «-». Почему у трамвая один провод, а у метро вообще нет?

Правильный ответ: Второй провод есть всегда, даже если это рельса или контактная шина.

9 Выберите фото выспавшейся панды.

Правильный ответ: Конечно, первая! Панд без кругов под глазами не бывает – это фотошоп.

10 Юный видеоблогер Петя нашел дома железные стружки и долго нагревал их для видео на YouTube в открытом огнеупорном тигле. И выяснил, что их масса существенно увеличилась!

Правильный ответ: Конечно, горение. А бесцветный газ - кислород.

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:
Поздравляем, вы - гуманитарий! Вы отлично разбираетесь во всем, что не касается формул. Причем не особенно важно, что это за текст - новости в «КП» или инструкция освежителя воздуха. Если решите узнать, как вы прекрасны, пройдите РИ в Лицее БГУ.

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:
Поздравляем, вы - сбалансированная личность! У вас нет проблем ни с вычислением стоимости вещи после скидки в 20%, ни с тем, чтобы сразить всех в интернете (или репетиционных испытаниях в Лицее БГУ) своей грамотностью. Приятно иметь с вами дело!

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:
Поздравляем, вы - технарь! Прикинуть, сколько трубок обоев купить в комнату с нишами? Не вопрос! Не нужен ни калькулятор, ни транспортир – они уже у вас в голове (что особенно удобно на РИ в Лицее БГУ). Что и говорить, быть вами очень удобно.

Сегодня родителям, подыскивающим подходящее учебное заведение для своего ребенка, предоставляется богатейший выбор. Языковые лицеи, физико-математические гимназии, масса специальных развивающих программ… И это, конечно, прекрасно. Однако есть одно «но» - программа, даже самая прогрессивная и распрекрасная, должна, прежде всего, нравиться самому ученику. Но ведь бывает и так, что честолюбивые родители выбирают школу для своего ребенка, руководствуясь исключительно собственными соображениями насчет того, что лучше и престижнее.

А потом ребенок годами мучается, без особого успеха зубря несколько иностранных языков и отдыхая душой лишь на уроках математики, где вместо скучных и тяжелых текстов ему предлагают схемы и формулы - такие ясные, простые и интересные. Или тупо смотрит на диковинные значки всяких синусов, косинусов и похожих на собачьи хвосты интегралов, которые ежедневно вбивают ему в голову, и читает под партой сборник стихов.

Только «физмат»!

Конечно, я слегка утрирую. На самом деле таких детей - одаренных гуманитарно и при этом совершенно не способных к точным наукам, или, наоборот, прирожденных «технарей», не умеющих связать двух слов, очень мало - всего один–два процента. Чаще бывает по-другому: талантливый ребенок, как правило, показывает хорошие способности к изучению любых предметов. Но все-таки в какой-то из областей он одарен больше. В какой?
В прошлом году школа, в которой учится мой ребенок, «выросла» в статусе - из обычного среднего учебного заведения она стала физико-математической. А в конце учебного года мой сын-семиклассник огорошил меня новостью: их класс расформировывают, а ученикам нужно выбрать, где им учиться дальше. Предлагались специализированные физико-математический и природоведческий классы или учеба по стандартной общеобразовательной программе. Перед тем, как решить, какой же класс выбрать, мы сравнивали программы. В природоведческом - поменьше математики, чем в физико-математическом, но побольше, чем в обычном. Зато там каждый день урок английского. И мощная программа по химии. На чем остановиться?
Детей не рассортировывали по классам насильно - родители были вольны выбрать программу для своего ребенка. Тем временем школьный психолог работала с семиклассниками: с помощью развернутых тестов и проективных методик выясняла уровень интеллекта, способности к обучению и индивидуальные склонности ребенка. А затем советовала каждому из них, на какой программе лучше остановиться. Выбор моего ребенка - природоведческий класс - меня, в общем, не удивил. Мне казалось, что сын всегда больше тянулся к естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. А математика… Да ну ее, скучищу такую! Каково же было мое удивление, когда сказали, что по результатам тестов моему ребенку следовало бы пойти в физико-математический класс: у него оказались «на высоте» логика и способности к абстрактному мышлению. А одному из его одноклассников, которому, по словам сына, родители категорически заявили: «Только физмат!», порекомендовали выбрать более мягкую программу. Но физико-математический класс - он ведь самый престижный… Как узнать, кто же ваш ребенок - технарь или гуманитарий? В каком возрасте обычно проявляются способности к точным или гуманитарным наукам?

Наш консультант - психолог Киевской физико-математической школы № 185 Елена Смирнова: «Раньше с ребенком старались дополнительно заниматься по тем предметам, по которым он не успевает, чтобы «дотянуть» его хотя бы до среднего уровня. Сейчас психологи пришли к тому, что нужно максимально развивать его сильные стороны. И они «паровозом» будут тащить за собой все остальное».

Не читать и считать, а думать и пересказывать
Случаи, когда направление способностей ребенка можно просмотреть очень рано, в дошкольном и младшем школьном возрасте, крайне редки. Конечно, если малыш хорошо рисует или поет, читает с выражением стихи, можно говорить об артистичности, художественной или музыкальной одаренности. Но когда в детском саду маме говорят о том, что ребенку непременно нужно идти в физико-математический класс, это еще вилами по воде писано. Ребенок хорошо считает и умеет прибавлять-отнимать? Это замечательно. Но это еще совершенно не говорит о том, что у него есть математическое мышление. Примерно до 7–8, а то и до 9 лет мышление детей - наглядно-образное. Математическое же предполагает способности к анализу. А что такое анализ? Это умение, пользуясь предыдущим опытом, прогнозировать ситуацию, строить новые конструкции. Оно приходит позже, после 9 лет.

В принципе, все мы появляемся на свет с потенциальными задатками к любому виду деятельности. Другими словами, мы способны ко всему. Вопрос только в том, разовьются ли эти наши задатки в способности? Специалисты Киевского НИИ логопедии выяснили, что между задатками и способностями есть две буферные системы, называющиеся «симультанная» и «сукцессивная». За этими «страшными» названиями кроются способности нашего мозга мыслить последовательно и умение мысленно «схватывать» весь массив информации одновременно. Если ребенку в возрасте от 3 до 6 лет давать упражнения на развитие этих двух форм мышления, то, придя в школу, он будет знать, что делать с любым материалом и играючи справляться с самыми сложными заданиями. Только вот вопрос, что это за упражнения? Не секрет, что многие родители, желающие как можно лучше подготовить своего малыша к школе, стараются, в первую очередь, научить его читать и считать. Так вот, НЕ НУЖНО с трех лет учить ребенка читать. Этому он и так научится. И четыре действия арифметики он выучит, никуда не денется.
Что же тогда нужно? Общее, базовое развитие. Учите его говорить, пересказывать, давать развернутые ответы на вопросы. Рассказывая ему сказки, не ленитесь спрашивать: «А как бы ты сам поступил на месте героя? Давай придумаем для сказки новый конец».

Нужно максимально способствовать любым проявлениям детского творчества. Рисует ребенок на обоях - не ругайте его, а, наоборот, дайте ему побольше бумаги и карандашей, развесьте листы ватмана на стенах. Лепите с ним из пластилина, собирайте конструкторы. Замечательная вещь - песочная терапия. На берегу речки или моря стройте замки из песка (на взрослых это занятие, между прочим, тоже хорошо влияет). Водите его в театр, на экскурсии. И общайтесь, общайтесь, общайтесь! А занятия с репетитором перед первым классом принесут больше вреда, чем пользы. Что обычно делают репетиторы? «Прогоняют» с дошкольником программу первого класса. Потом такой «натасканный» ребенок приходит в школу, и поначалу ему просто не интересно учиться - он уже и так все знает. А позже, когда идет новый материал, и ребенок что-то не понимает, ему становится страшно и обидно. И интерес к учебе пропадает.

Выбирая школу для своего первоклассника, ищите не хорошую программу, а хорошего учителя - для него это сейчас самое важное. Для того, чтобы успешно учиться, младшему школьнику, в первую очередь, нужна ситуация успеха. Психологический комфорт - это среда, в которой развиваются все способности. Поэтому не скупитесь на похвалы: «Ты молодец, у тебя все получится». И ни в коем случае не ругайте за двойки, а ищите причины неудач. Ребенок что-то не понял - ему нужно объяснить. А то ведь бывает, что при самой распрекрасной программе учитель просто «затюкивает» ученика и гасит в нем интерес к учебе.

Учим физику - подтягиваемся… по языкам?
Не случайно в большинстве учебных заведений все специальные программы начинаются примерно с пятого класса. Именно в этом возрасте уже более-менее определяются склонности ребенка, видно, справится ли он с более сложной программой. Кроме того, в середине переходного возраста (в среднем, лет в 10–13) в мозгу уже сформированы центры, отвечающие за аналитическое мышление.

В старые советские времена родителям было проще определить наклонности ребенка - существовала масса кружков и секций, в которые можно было за символическую плату (а то и вовсе бесплатно) водить ребенка. Оптимальный вариант - дать ему попробовать как можно больше занятий. Тот кружок, в котором он останется, - это его. А как определяют слабые и сильные стороны ребенка профессиональные психологи? Для этого существует масса специальных тестов. В нашей школе для определения способностей ребенка мы используем тест Кеттелла. Он хорош тем, что может быть адаптирован для ребенка в возрасте от 6 до 16 лет и базируется на общей способности человека к адекватной оценке соотношений между объектами. Сюда входят умение продолжать логические цепочки, умение находить лишнее, абстрактное мышление. Первый блок заданий теста выявляет склонность к точным наукам, второй - к гуманитарным.
В первом классе мы просто просматриваем деток. В четвертом, пятом и седьмом они проходят тесты. Процент детей, у которых направление способностей четко определяется к четвертому классу, очень мал, в пятом уже можно с большей уверенностью говорить о склонностях ребенка. Профильное обучение в нашей школе начинается только с восьмого класса, поэтому мы еще раз тестируем семиклассников, поднимаем результаты тестов за предыдущие годы, и тогда уже составляем рекомендации.
В среднем, примерно 5–7 процентов детей показывают очень высокие способности и к точным, и к гуманитарным наукам. 12 процентов очень способных детей имеют узконаправленные наклонности, однако все равно это не «чистые» технари или гуманитарии. Чаще всего сочетаются в паре математические и естественнонаучные или естественнонаучные и гуманитарные способности. Дети средних способностей показывают неплохие результаты и в точных, и в гуманитарных науках. А вот дети, математически одаренные и гуманитарно бездарные (или наоборот), встречаются крайне редко: таких всего 1–2 процента.
Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев нельзя говорить об узконаправленных способностях. Они развиваются комплексно. Раньше как было? Например, у ребенка слабое место - математика. Значит, будем усиленно заниматься математикой, чтобы с грехом пополам подтянуть его хотя бы к среднему уровня. Сейчас уже в психологической практике приходят к тому, что нужно максимально развивать не слабые, а именно сильные стороны. И они «паровозом» будут тащить за собой все остальное.

«Правый уклонист» с большой головой
Тесты - это, конечно, хорошо. Но и они не дают стопроцентный результат. Случается, что дети волнуются и боятся отвечать на задания. Бывает и так, что у потенциально умного ребенка занижена самооценка. Не будучи уверенным в собственных силах, он старается подсмотреть ответы соседа.
Поэтому мы применяем и другие методики. Например, рисунок - как проявление нашего подсознательного. Если в тесте можно подогнать результат, то с рисунком так не получится: подсознание все равно будет гнуть свое. И по тому, что изображено, можно сделать много интересных выводов. Скажем, просим мы детей нарисовать человека. Сфера, которая отвечает за интеллект, - это голова. И то, насколько она большая или маленькая, показывает… нет, не ум ребенка, а его отношение к интеллектуальной деятельности. Это может быть ребенок с очень низким интеллектуальным потенциалом. Но большая голова на его рисунке говорит о том, что он жаждет воспользоваться этим потенциалом по максимуму. С другой стороны, для ребенка с огромным потенциалом основными могут быть физическая сила или красота - и голова человека на его рисунке будет маленькой. Одним словом, рисунок показывает не наличие способностей, а желание их развивать и ими пользоваться.
Как по рисунку можно определить склонность к точным или к гуманитарным наукам? Если изображение отклоняется в правую сторону, то с большой долей вероятности можно сказать, что ребенка влечет к точным наукам. Если в левую - то перед нами, скорее всего, гуманитарий. Но это, разумеется, всего лишь один из критериев. Для того, чтобы четко построить профиль ребенка, нужно комплексное исследование. К счастью, сейчас в каждой школе есть психолог. Кроме того, есть множество психологических центров, и неравнодушные родители могут обратиться туда.

«Бунтари», «подпольщики» и «беглецы»
Самое интересное в тестах - они не привязаны к школьным оценкам. Более того, по результатам тестов очень хорошо видно, когда оценки заслуженные, а когда нет. Довольно часто случается, что у отличника плохие результаты, а отпетый двоечник демонстрирует очень высокий уровень интеллекта и способностей. Стало быть, двойки ребенок получает не потому, что он глуп, а потому, что у него просто не сложились отношения с учителем. Либо наоборот, хороший ученик «берет» старательностью и исполнительностью, а не интеллектом.

Многие учителя имеют совершенно ложные представления об уровне одаренности учеников. Мы часто убеждались в том, что учителя часто ставят знак равенства между интеллектом и школьными отметками. Они видят в оценках главный критерий одаренности - одним словом, смотрят на следствие, а не на причину. Давая характеристику ученику, учителя, по большей части, руководствуются такими признаками:

Дисциплинированность;
- успешность;
- способности (не уточняя, какие именно способности - «способный», и все!);
- скрупулезность, настойчивость в достижении учебных целей;
- интерес к учебе;
- исполнительность;
- авторитет среди товарищей;
- внешний вид.

Как видите, в этом списке не указаны ни истинная мотивация обучения (только «интерес», который стоит далеко не на первом месте), ни интеллект, ни самооценка и уровень притязаний, ни коммуникабельность. Учителей не интересуют степень внутренней свободы ученика, его чувство ответственности. Наконец, они не разделяют общие и специальные способности ученика.

Школьный статус ребенка вовсе не отражает истинного уровня его способностей. По-настоящему умный и одаренный ребенок может быть в школе как отличником, так и «третьесортным» учеником. Это зависит не от интеллекта, а от психологических особенностей школьника.

Существует несколько «школьных типов» одаренных детей
1. «Лучший ученик». Все его любят, сам он делает то, что и как ему говорят. Любит нравиться.
2. «Бунтарь». Спорит со всеми, с ним тяжело общаться. Когда что-то мешает достижению его целей, у такого ребенка часто возникает состояние фрустрации - эмоционально-волевого напряжения.
3. «Подпольщик». Знает, что за одаренность не платят, а, наоборот, требуют. Поэтому он стремится «не высовываться» и «быть как все».
4. «Беглец». Выпадает из школьной системы, не может приспособиться к требованиям школы и учителей.
5. «Двуликий». Отстает, имеет физические недостатки. Его все считают слабым и не замечают одаренности.
6. «Целеустремленный». Независимый и автономный. Знает себе цену и знает, что хочет. Наилучший тип для разработки индивидуальной программы.

У каждого из этих типов свой стиль поведения, свои потребности, своя система отношений, свой эмоционально-волевой статус. И, конечно же, к каждому нужен свой подход как в школе, так и в семье.
А родители должны помнить об одной вещи. Ребенок - это не их продолжение. Это отдельная личность со своими мыслями, желаниями, образом мышления. Насколько это жутко - выучиться и понять, что всю оставшуюся жизнь предстоит заниматься тем делом, которое тебе не по душе. Но пока ребенок учится в школе, еще не поздно что-то изменить. Выбирая программу для ребенка, помните об этом и не заставляйте его силой заниматься тем, что ему не нравится.

7 СИСТЕМ СПОСОБНОСТЕЙ

ЛОГИЧЕСКИ-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ. Умение обобщать, способность к последовательному мышлению, оперирование системой символов, легкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей, гибкость мыслительных процессов. Такому ребенку в будущем подойдет сфера деятельности философа, математика, ученого.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ. Умение видеть мир в образах, визуальная креативность, умение создавать собственные образы. Черчение, дизайн, пиктографическое проектирование - вот те области, в которых пространственно одаренному человеку будет интересно.

СОЦИАЛЬНЫЕ. Людям с этим типом одаренности лучше всего дается общение с окружающими. Они умеют определять и оценивать характерные черты других, понимать их чувства. Одарены «социальным интеллектом», т. е. способностями, необходимыми для будущих учителей, политиков, продавцов.

ОЦЕНИВАЮЩИЕ. Способность оценивать характерные черты личности, понимание мотивов поведения других, рефлексивность - все это черты ведущего интеллекта психологов, врачей, социальных работников, юристов.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ. Кинестетический интеллект присущ тем, кто работает в движении - это, в основном, спортсмены, танцовщики, ткачи. И, между прочим, талантливые хирурги тоже наделены высокими кинестетическими способностями.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ. Вербальный (лингвистический) интеллект, необходимый для развития способностей поэтов, переводчиков, писателей, историков, предусматривает красочность образов памяти, чувство языка, развитие эстетического чувства, творческое воображение.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ. Чувство ритма, размера, тона, интонации - вот интеллект, присущий музыкантам.

Конечно, ни один из типов интеллекта не существует отдельно. Но справедливо и то, что способности одаренных людей, как правило, определяются такими комбинациями:
- интеллектуалы-аналитики;
- художественно одаренные;
- лидеры, организаторы;
- психомоторно одаренные;
- способные к специфическому обучению.

7 советов родителям, желающим развивать способности своих детей
1. Избегайте однобокости в учебе и воспитании.
2. Не лишайте ребенка игр, забав, сказок, создавайте условия для выхода детской энергии, подвижности, эмоциональности.
3. Помогайте ребенку в удовлетворении основных нужд, поскольку человек, энергия которого скована решением повседневных проблем, менее способен к достижению высот самовыражения.
4. Оставляйте ребенка в одиночестве, позволяйте ему самому заниматься своими делами. Помните - если вы хотите своему ребенку добра, научите его обходиться без вас.
5. Поддерживайте любые творческие проявления ребенка, сочувствуйте его неудачам. Избегайте критики и низкой оценки творческих способностей ребенка.
6. Уважайте любознательность ребенка, его новые идеи. Отвечайте на любые вопросы, даже на те, которые, по вашему мнению, выходят за рамки дозволенного.
7. Учите ребенка не тому, что может он сам, а лишь тому, что он может осилить только с помощью взрослого.

Измеряем уши
Российские ученые разработали метод, который дает возможность определить потенциальную склонность ребенка к точным или гуманитарным дисциплинам еще в раннем возрасте.
Они установили, что творческие способности человека зависят от размера его… ушей.

Если, к примеру, ваше левое ухо больше правого, то, скорее всего, вы больше одарены в точных науках. Если же правое ухо больше, перед вами - типичный гуманитарий. Разница в размерах ушей может быть незначительной - всего лишь 2–3 миллиметра. Но даже этой разницы достаточно для того, чтобы определить ведущее полушарие головного мозга.

Выбор дальнейшей профессии стоит перед каждым школьником. Сегодня система образования подразумевает, что в определенный момент ваш ребенок должен четко понимать профиль своего дальнейшего обучения.

Практически с младших классов заботливые родители пытаются помочь своим детям раскрыть способности и таланты. Стоит признать, что бывает достаточно трудно дать совет своему ребенку. В таких ситуациях определиться помогает тип мышления.

Преподаватели, обучающие ребенка, знакомы с его талантами. Для них не составит труда подсказать гуманитарий он или технарь. Так что же означают данные понятия?

Сегодня в обществе существуют примерные разделения. Например, если ваш ребенок отдает предпочтение точным наукам, таким как математика, физика, то он технарь. А если у него развивается интерес к языкам, изучению художественной или исторической литературы – гуманитарий. Но на практике, все не так-то просто, поскольку встречаются дети со смешанным типом.

Интересно, что можно определить склад ума ребенка по определенным критериям: манера запоминания информации, признании в социуме, жизненным ценностям и целям.

Человек-технарь

Детей с техническим мышлением отличает энергичность, настойчивость и целенаправленность. Их мозг работает с большой скоростью и четкостью. Еще в школе, у них проявляется склонность к алгебре, геометрии и физике, такой ребенок может поладить с любой техникой.

Но, несмотря на свою активность, технари не любят живое общение. Новые открытия, изобретения, след в истории – это участь технарей. Люди с техническим складом ума в своей работе сталкиваются с каким-либо материалом, оборудованием, точными науками.

На практике, это профессионалы своего дела. У человека-технаря всегда все четко и по плану , никаких сторонних размышлений быть не может. Телефоны, компьютеры, автомобили, дома и сооружения – то, без чего мы не мыслим нашу жизнь, заслуга этих людей.

Человек-гуманитарий

Учеными давно определено, что склонность ребенка к различным наукам можно выявить еще с раннего детства. О гуманитарном типе мышления может говорить сильно выраженное тактильное и обонятельное чутье. Среди множества увлечений такие дети отдают предпочтение рисованию или рукоделию.

Основные черты характера гуманитария:

  • коммуникабельность
  • интерес к искусству, традициям, истории, философии
  • желание постоянно развиваться и совершенствоваться

Можно назвать целый ряд общественных наук – лингвистика, филология, юриспруденция, политология. Человек – гуманитарий прекрасно в них разбирается, так как благодаря типу мышления способен владеть языком слов и букв

Дети, которые прекрасно адаптируются в социуме, смело могут найти для себя соответствующую профессию.

Способности и интересы

Говоря о выборе профессии, необходимо учитывать не только возможности ребенка, но и его интересы , склонности. В действительности, это различные вещи. Часто случается так, что ребенку может быть очень нравится определенная школьная дисциплина, но он ее до конца не понимает и не во всем разбирается.

Или наоборот, преподаватель не вызвал у школьника интерес к своему предмету, поэтому ребенок не хочет разбираться в “неинтересном” материале.

Не стоит судить ребенка, опираясь только лишь на школьные оценки. Если мы попытаемся составить соотношение интересов и способностей, то получим различные варианты.

Первый : интересно направление и присутствуют способности – идеальный вариант, который не подразумевает размышлений о выборе профессии. Второй : ребенок не проявляет интерес к направлению, но обладает четко выраженными способностями. Тут стоит задуматься, почему ребенок не хочет заниматься в этой сфере. Быть может проблема в том, что преподавать не разбудил интерес к дисциплине? Или же ребенку просто интересно что-то другое?

Третий: интересно направление, но нет особых способностей. Подумайте, стоит ли в данном случае развивать того, чего нет? Или же просто не было возможности себя проявить? Четвертый: нет интереса к направлению и нет способностей. Здесь все просто – задумайтесь о других направлениях.

И пятый : если присутствует средний интерес как гуманитарным, так и к техническим наукам, обратите внимание на другие направления, например, творческие.

Важно, чтобы именно за ребенком оставалось последнее слово. Это его выбор, и только его. И не нужно ему мешать, даже если вдруг он решит сменить направление.

Помощь родителей и преподавателей заключается только в том, чтобы предоставить ребенку полную информацию обо всех возможных сферах знаний. А уже определиться с областью поможет психологическое тестирование, своего рода профориентационное.

Один человек может писать хорошую прозу, стихи, красиво рисовать, но разобраться в устройстве даже сравнительно простого прибора для него – тяжелая задача. А другой при всем желании не срифмует пары строчек, зато с техникой «на ты». Это понятно и естественно, ведь один из них – «гуманитарий», а другой – «технарь».

Человек гуманитарного склада ума при рассмотрении какого-то вопроса, явления в основном обращает внимание на наиболее запоминающиеся, бросающиеся в глаза признаки. Он способен к логическому мышлению, но до определенного предела. При запоминании какой-то новой информации гуманитарий использует такие признаки, как частичное совпадение по нескольким наиболее значимым характеристикам, а иногда и всего лишь по одному наиболее характерному признаку. Второстепенные признаки гуманитарий, как правило, относит к разряду незначительных мелочей, и поэтому не уделяет им должного внимания.

Именно поэтому ярко выраженному гуманитарию трудно добиться успеха в таких сугубо технических дисциплинах, например, таких, как физика, математика, химия и т.п. Ведь там необходимо тщательно учитывать абсолютно всю известную информацию, вплоть до самой незначительной.

Как мыслит человек-«технарь»

Для ярко выраженного «технаря» сама мысль, что можно пренебречь какой-то информацией, просто потому что она не слишком значима, практически невозможна. Разумеется, человек с техническим складом мышления тоже умеет отличать главное от второстепенного, но он рассматривает и учитывает абсолютно все, вплоть до мелочей. Пытаясь разобраться в чем-то новом или запомнить какую-то информацию, «технарь» не может ограничиться формальным совпадением некоторых наиболее значимых признаков, как это сделал бы гуманитарий. Он обязательно проверит, совпадают ли и второстепенные признаки, и только после этого запомнит информацию или сделает вывод. Один-единственный факт, признак, выбивающийся из общего ряда, заставит технаря заново все проверить и обдумать.

Технарь может показаться слишком дотошным, медлительным (особенно с точки зрения гуманитария). Но это всего лишь естественное следствие особенностей его мышления и поведения.

Поэтому извечный спор, кто важнее – «физики» или «лирики» (то есть, технари и гуманитарии) не имеет смысла. В жизни одинаково важны и те, и другие.

Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим:
- «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».
- «Гуманитарный или технический склад ума - это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»

Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением - биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?

«Откуда дровишки?»

Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.

Бытовое Научное
Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи - значит, «гуманитарий». Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства.

Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп - это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:

Кто выглядит более наивным?

Кто выглядит умнее?

У кого лучше получается найти подход к ребенку?

Источник иллюстраций: AdMe.ru

Границы мешают развиваться - пора развенчивать мифы!

Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:

  • Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.
  • Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
  • Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям.
  • Довольно много людей успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.

Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.

Льюис Кэрролл , преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, - гуманитарий или технарь? :)

ЛогикЛайк - за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей - первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.

Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.

А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?

Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:

  • В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать , что мозг, как мышцу, можно накачать. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью - способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.
  • Исследователи не остановились на достигнутом и , что человек обладает еще одной суперспособностью - нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом - чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки - «не ваше».
  • Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.
  • Исследователи из Стэнфорда доказали , что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.

Как стереотипы влияют на наших детей

Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам). На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро. Фактически же скорость прихода к решению - это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.

Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.

Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».

Успевать по школьной математике могут все

Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.

Математика - один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но - аналогично изучению иностранных языков - не дается «с лету» почти никому.

Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.

Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик , и сможете научить этому своего ребенка.

На стыке дисциплин

Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример - программист. Еще более яркий - профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».

Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»). Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха - способности, 99% - труд. Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.

Так к чему готовить ребенка?

Учите его думать! А именно - рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.

Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:

  • Не вешайте ярлыки (особенно в присутствии ребенка - дети очень внушаемые).
  • Не торопите ребенка, ответ о способностях и склонностях может прийти не сразу (и прийти совсем не таким, как вы ожидали - «междисциплинарным»).
  • Помните про нейропластичность - стремитесь создать новые связи в мозге ребенка. Постоянно предлагайте ему решать разные виды задач и проблем.

При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а