Город в котором никто не живет. Китайские города-призраки: почему в них никто не живет

08.08.2013

Поистине феноменальный строительный бум, захлестнувший Китай в начале XXI века, породил удивительное явление на рынке недвижимости – города-призраки, построенные «про запас».

Пустующие кварталы высотных домов и огромные комплексы из офисных небоскребов, безлюдные улицы с мигающими светофорами, гипермаркеты без товаров и покупателей, детские сады без детей, университеты без студентов, широкие проспекты без автомобилей, заброшенные парки развлечений, театры и музеи без посетителей – нет, это не антураж очередного постапокалиптического блокбастера. Это реалии современного Китая – города-призраки, число которых перевалило за два десятка, миллионы благоустроенных квадратных метров, на которых никто не живет.

В свое время Китай поставил перед собой ряд стратегических задач, решение которых является залогом существования государства: поддержание высоких темпов экономического роста; обеспечение населения работой; масштабная урбанизация; индустриализация и многоплановая модернизация экономики; утилизация свободных финансов, наводняющих страну за счет торгового профицита, недооцененного юаня и иностранных инвестиций.

Строительство оказалось той панацеей, которая позволяет одновременно решать все эти задачи. В свое время еще Джон Мейнард Кейнс предлагал «копать ямы, а потом засыпать их снова» в качестве лекарства от рецессии. Китай немного развил эту идею и, кроме рытья ям, стал сооружать города, мосты, дороги, заводы, превратив строительную отрасль в один из главных локомотивов экономики.

Однако щедрое «накачивание» инвестициями строительства, гигантские объемы свободных финансовых средств в конце концов привели к тому, что на китайском рынке образовался огромный переизбыток недвижимости. В 2011 году Государственная электросетевая компания КНР обнародовала данные по 660 городам. И оказалось, что в 65 млн квартир никто не пользовался электричеством, иными словами, они пустуют. Такого количества жилья было бы достаточно, чтобы переселить туда, как минимум, 200 миллионов человек - всех жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии, Молдавии, Украины, Франции и Великобритании вместе взятых.

Новые районы мегаполиса Сучжоу на востоке страны в низовьях Янцзы. Размаху градостроительного замысла позавидовали бы и знавшие толк в возведении новых городов советские архитекторы, однако обратите внимание на количество машин на этих широких и полностью безлюдных проспектах.

Город Синьян в провинции Хэнань. Центральная площадь со зданием городской администрации. Территория полностью благоустроена, вот только пользоваться ей некому.

Город Дунгуане на юге Китая. В 2005 году здесь открылся New South China Mall, второй по общей площади торгово-развлекательный комплекс в мире после знаменитого DubaiMall. Огромное сооружение, рассчитанное на 2350 магазинов, с момента своего открытия фактически полностью пустует. Тем не менее, комплекс не закрыт и продолжает поддерживаться в работоспособном состоянии.

Город Цяндучен близ Шанхая. Возведен в 2007 году и представляет собой уменьшенную копию Парижа даже с собственной Эйфелевой башней. Несмотря на живописное архитектурное окружение, столь непривычное для жителей страны, популярностью район, рассчитанный на 100 000 жителей, пользуется разве что у молодоженов, падких на красивую картинку для свадебных фотографий. Большая часть квартир в «парижских» жилых домах шанхайского предместья не нашла своих хозяев.

Чэнгун, город-спутник 6-миллионного Куньмина. Рассматривается как основной резерв для расширения соседнего мегаполиса. Здесь с успехом освоены гигантские средства, но зияющие оконными проемами жилые высотки пока не находят своих «льготников».

Канбаши, район города Ордос. Самый известный из китайских городов-призраков. Вырос за 6-7 лет прямо посреди пустыни во Внутренней Монголии, стоит на очень крупных месторождениях угля и природного газа. Способен вместить до 1 миллиона жителей, но сейчас заселен едва на 20%.

Разумеется, в Поднебесной с ее бесчисленным населением найдется немало желающих улучшить свои жилищные условия. Так почему же пустуют города-призраки? Во-первых, многие из них построены вдали от оживленных торговых путей и крупных предприятий, вдали от цивилизации. Во-вторых, далеко не каждый китаец способен «поднять» кредит на покупку квартиры . В-третьих, зачастую решения по строительным проектам принимаются в ущерб экономической, а также экологической целесообразности. Одним из таких примеров может служить Циншуйхэ, поселок неподалеку от административного центра Внутренней Монголии. Строительство Циншуйхэ было начато в 1998 году и окончательно заброшено в 2008-м из-за отсутствия средств. Местные чиновники были привлечены к уголовной ответственности, а поселок остался незаконченным и абсолютно непригодным для жизни. Есть и примеры городов, отгроханных в непосредственной близости от гор фосфогипса - высокотоксичных отходов.

Отдельные эксперты предполагают, что наличие такого устрашающего количества пустующих квадратных метров – опаснейшая аномалия, тот мыльный пузырь, который обязан лопнуть, приведя к сильнейшему экономическому кризису. Однако в Китае, где ежегодный прирост городского населения составляет 10-12 миллионов человек, свято уверены в том, что города-призраки рано или поздно будут заселены, пусть даже кое-где простоят пустующими несколько лет. «Ведь это грандиозные убытки!» - скажете вы. Да, но у Поднебесной сегодня столько денег, что она может себе это позволить. К тому же в Китае уже есть примеры того, как безумные расходы, казалось бы, «в никуда» через некоторое время приносили впечатляющую отдачу. В частности, шанхайский район Пундун еще лет 10 назад напоминал безжизненную пустыню, утыканную небоскребами, а сегодня это цветущий и престижнейший уголок мегаполиса, вмещающий 5,5 млн. человек.

Несмотря на то, что Китай считается самым перенаселенным регионом мира, здесь находится огромнейший город, в котором никто не хочет жить. Ни жить, ни заниматься бизнесом. А ведь на строительство этого китайского мегаполиса потрачены огромные деньги, но город по-прежнему пугает своей пустотой. Какая же причина этому? По некоторой информации от туристов – около 50% территории Китая пустует из-за того, что там не хотят жить. Китайцы не любят холод, а в г. Ордос климат не очень хороший. Что придумает китайское правительство, чтобы привлечь туда на постоянное место жительство своих теплолюбивых граждан?

Теперь вопрос на засыпку. Так чем же тогда привлекает теплолюбивых китайцев наша Сибирь? А может быть и численность Китая сильно преувеличена для устрашения русских? Известное дело, один из видов лжи – статистика.

“Пост из прошлого”: Ордос в Китае – современный город-призрак. Район Кангбаши, рассчитанный на более чем миллион жителей, остается безлюдным даже спустя пять лет со дня начала строительства. Фото Майкла Кристофера Брауна.

1. Строительство района Кангбаши началось в рамках государственного проекта в Ордосе – городе, расположенном в провинции Внутренняя Монголия, источником благосостояния которого является добыча угля. Район застроен офисными зданиями, административными центрами, государственными учреждениями, музеями, театрами и спортивными площадками, а так же жилыми кварталами. Но существует одна проблема. В районе, рассчитанном более чем на миллион жителей, до сих пор практически никто не живет.

2. Несмотря на то, что большая часть недвижимости уже выкуплена и планировалось, что к 2010 году район будет заселен, Кангбаши до сих пор пустует.

3. Большая часть полутора миллионного населения Ордоса считает своим домом Дуншенг, находящийся в получасе езды от пустующего Кангбаши.

4. Двое рабочих убирают территорию вокруг здания публичной библиотеки. Доход на душу населения в Ордосе второй по величине в стране после Шанхая.

5. Сокровищница. Рабочие несут куски пенопласта вверх по лестнице, ведущей в музей Ордоса, который до сих пор еще не достроен.

6. Памятник. Пешеход идет по улице позади гигантской скульптуры изображающей двух лошадей на площади Линьюйнли, район Кангбаши.

7. Пустынное шоссе. Вид на пустующие дома.

8. В городе полное отсутствие бизнеса. Пешеход идет мимо пустующих торговых площадей. Практически ни одна из компаний не захотела переехать в новый район.

9. Угнетающая тишина. Улицы безлюдны даже утром, когда жители должны ехать на работу.

10. Строительство новых объектов в Кангбаши продолжается несмотря на то, что район не заселен.

11. Пожилой мужчина толкает телегу, переходя через дорогу, разделяющую законченные здания от все еще находящихся на стадии строительства.

12. Незавершенное строительство. Рабочие ведут штробление стен будущего торгового центра для несуществующих жителей многоквартирного жилого комплекса.

Самый большой город-призрак находится в Китае (видео)

16412 0 03.04.2015, 14:27

Китайские города-призраки: почему в них никто не живет?

Города-призраки - категория населённых пунктов, которые слабо заселены или покинуты жителями по разным причинам. Будь то спад экономической активности, война, природные и техногенные катастрофы или другие факторы, которые делают некомфортным или невозможным проживание на данной территории. В отличии от исчезнувших городов, они порой сохраняют свой архитектурный облик и инфраструктуру. Вот три примера таких призраков.

Масштабная застройка жилой недвижимости в Китае началась около 17 лет назад, после внесения законопроекта, который разрешал гражданам покупать дома и квартиры в собственность. Плотность населения в Китае составляет 139 человек на один квадратный километр. Для сравнения, в России эта цифра равна 8, а в Соединенных Штатах Америки 33. Неудивительно, что коммерческие и государственные застройщики в погоне за «легким юанем» стали возводить гигантский жилые массивы и целые города,с заранее спланированной инфраструктурой, культурными объектами, общественными заведениями и торговыми центрами. Как итог - предложение значительно превысило спрос, и теперь на территории страны есть огромное количество городов-призраков, которые сложно назвать живыми.

Чэнгун

Чэнгун - город в провинции Юнань, строительство которого началось в 2003 году. Население провинции превышает 46 млн человек, а рядом с «призраком» находится 7-ми миллионный город. На территории Чэнгуна расположены здания, в которых больше чем 100 тысяч квартир. Один из районов города имеет развитую инфраструктуру: школу, больницы, кампусы двух университетов, большой стадион и скопление магазинов. Однако в городе по сей не живет никто, кроме охранников и рабочих.

Новый Хэби

Восточнее Чэнгуна, в провинции Хэньань, располагается специализирующийся на добыче угля город Хэби, который более двадцати лет назад получил младшего брата-призрака. В древнейшие времена в его округе правили четыре последние императора династии Инь, а когда-то рядом с ним располагалась столица вассального царства Вэй. По непонятным причинам в промышленный город Хэби российский тур-фирмы даже организовывают поездки, во время которых можно остановиться в одном из трехзвездочных отелей города. В отличии от своего старшего брата, Новый Хэби, который расположен всего в сорока километрах от исторической части «старого», не нужен абсолютно никому. Территория города занимает несколько сотен квадратных километров.

Кангбаши

Город Кангбаши в округе Ордос - населенный пункт, который рассчитан на 1 миллион человек. В строительство вложили более $200 млрд. за прошедшие 12 лет. На данный момент город не заселен даже на четверть, но в него перенесены правительственные учреждения из соседнего населенного пункта. Город полностью благоустроен и заполнен интересными архитектурными решениями. Площадь Чингисхана перед администрацией, удобная планировка улиц, городской музей, который внешне напоминает гигантскую металлическую картофелину, национальный театр, торговые центры и библиотека, которая имитирует заваливающуюся книжную полку. Только хочется напомнить: в городе почти никто не живет.


На самом деле, эти города не такие заброшенные, как может показаться на первый взгляд. Почти каждая квартира, здание и дом имеют своего владельца, который проживает в соседнем, перенаселенном городе. Проблема переезда заключается в нехватке рабочих мест, потере общения с семьей и близкими. Застройка используется гражданами Китая, как объект инвестиции. Так что рано или поздно города-призраки будут полезны как для государства (в финансовом плане), так и для обычных жителей Китая, которые хотят перебраться из гудящего города в новую, не особо заселенную территорию.


Пример «прибыльности» Кангбаши, на фоне других китайских «призраков» наиболее прозрачен. Город построен вблизи крупных месторождений природных ресурсов, и чем быстрее их начнут осваивать, тем быстрее город будет заселен под завязку. Район Шанхая - Пудун, двадцать лет назад тоже больше напоминал декорации, которые возвели на месте рисовых полей. Сейчас количество жителей города составляет более 3 млн. человек, а сам он стал финансовым и деловым центром страны.

Пустующие Китайские города - это некий план на будущее, который не имеет ничего общего с безлюдной после аварии на ЧАЭС Припятью, Детройтом, который пустеет из-за закрытия заводов, «исчезнувшим» после распада СССР Кадычаном и разрушенным городом на острове Хасима. Они просто ждут своих жителей.

P.S: Напоследок предлагаем прогуляться по острову Хасима, и понять, что «призраки» везде абсолютно разные. Хорошо, что благодаря «корпорации добра» вам не придется туда ехать.

Бесконечные кварталы высотных домов, в которых никто никогда не жил, заброшенные парки развлечений, пустующие гигантские торговые моллы, безлюдные авангардные театры и музеи, широкие проспекты без автомобилей - за последнее десятилетие в Китае появилось сразу несколько новых городов и районов, где, создается такое впечатление, не ступала нога человека. Что это? Стратегическая ошибка властей страны, раздувших грандиозный «пузырь» на рынке недвижимости, или просчитанные на несколько лет вперед инвестиции в жилую инфраструктуру, которые позволят Китаю в будущем сохранить небывалые темпы роста экономики? Onliner.by попытался разобраться в феномене китайских «городов-призраков» и понять, есть ли у них светлое будущее.

Около 15 лет назад правительство Китая разрешило гражданам страны покупать в собственность дома и квартиры. С тех пор рынок жилой недвижимости вырос в разы, чем попытались воспользоваться девелоперы, причем как коммерческие, так и государственные. Во многих китайских городах началось активное строительство новых жилых районов. Кварталы типовых домов и целые «леса» высоток заняли место «хутунов», малоэтажной исторической, часто трущобной застройки, и пока пустующие городские окраины.


Активное строительство, причем не только жилищное, стало одним из локомотивов экономики Китая. Государство, щедро его кредитуя, «разогревало» и многие смежные отрасли экономики, что в конечном итоге оказывало прямое влияние и на рост ВВП.


Однако щедрое «накачивание» инвестициями строительства в конце концов вызвало и определенный негативный обратный эффект. Китайцы возводят так много жилья, что на рынке появился очевидный его переизбыток. В некоторых городах страны целые районы построены фактически «про запас», с опережением спроса, а квартиры и дома в них не могут на протяжении довольно долгого времени найти своего жителя.


В средствах Китай не ограничен, а потому, на зависть белорусам, строит с истинно азиатским размахом. Любой минский жилой район, даже такой крупный, как пресловутая Каменная Горка, покажется небольшой уютной деревушкой в сравнении с гигантскими «человейниками» нашего главного восточного стратегического партнера. Однако, надо отдать должное, вместе с жильем практически одновременно в эксплуатацию сдается и практически вся необходимая инфраструктура, начиная от дорог, школ, больниц и даже университетов и заканчивая новыми крупномасштабными административными и общественными центрами с правительственными зданиями, музеями, театрами и огромными торговыми моллами.

Так, например, выглядит новый общественный центр города Синьяна в провинции Хэнань. Как хорошо видно на фотографии из сервиса Google Earth, вместе с жилыми кварталами был построен и целый комплекс зданий административно-культурного назначения.

Но если инфраструктурные объекты еще кое-как используются жителями расположенных по соседству старых городских районов, то новые жилые дома стоят почти полностью пустыми.


ентральная площадь Синьяна со зданием городской администрации. Территория полностью благоустроена, вот только пользоваться ей некому.

Новые районы мегаполиса Сучжоу на востоке страны в низовьях Янцзы. Размаху градостроительного замысла позавидовали бы и знавшие толк в возведении новых городов советские архитекторы, однако обратите внимание на количество машин на этих широких и полностью безлюдных проспектах.

Китайские строительные компании и местные власти вовсю пользуются «дешевыми» деньгами центрального правительства. Под ключ сдаются инфраструктурные объекты, которые никому оказываются не нужны. Нет, это не парк культуры и отдыха Припяти, города-спутника Чернобыльской АЭС, а заброшенный развлекательный комплекс под романтическим названием «Медовое озеро» рядом с Шэньчжэнем.



В 2005 году в городе Дунгуане на юге Китая открылся New South China Mall, второй по общей площади торгово-развлекательный комплекс в мире после знаменитого DubaiMall. Огромное сооружение, рассчитанное на ни много ни мало 2350 магазинов, с момента своего открытия фактически полностью пустует.


В комплексе, архитектура различных секторов которого стилизована под Амстердам, Париж, Венецию, Египет, Калифорнию и другие города и страны, с репликами парижской Триумфальной арки и колокольни венецианского собора св. Марка, работают лишь несколько сетевых ресторанов быстрого питания и трасса для картинга, занявшая никому не нужный паркинг.


А все потому, что гигантский торговый центр построили на труднодоступной окраине города вдалеке от активно использующихся автомобильных магистралей. Каким образом была допущена подобная градостроительная ошибка и не являлось ли основной целью девелопера простое и такое понятное даже белорусам освоение денег, до сих пор не до конца ясно. Тем не менее комплекс не закрыт и продолжает поддерживаться в работоспособном состоянии.

Недалеко от Шанхая в середине 2000-х годов было построено сразу несколько районов, каждый из которых был стилизован под европейскую архитектуру. Судя по всему, увидеть нашу часть света своими глазами для среднего китайца по-прежнему удовольствие малодоступное, поэтому они создают свою Европу прямо у себя в стране. Например, городок Цяндучен возведен в 2007 году и представляет собой уменьшенную копию Парижа даже с собственной Эйфелевой башней.


Несмотря на живописное архитектурное окружение, столь непривычное для жителей страны, популярностью район, рассчитанный на 100 000 жителей, пользуется разве что у молодоженов, падких на красивую картинку для свадебных фотографий. Большая часть квартир в «парижских» жилых домах шанхайского предместья не нашла своих хозяев.


Та же самая ситуация и в Thames City, китайской реплике стереотипного (с их точки зрения) английского городка.



Впрочем, куда больше в Китае не заселенных пока районов с более традиционной для современной страны застройкой. Чэнгун, город-спутник 6-миллионного Куньмина, рассматривается как основной резерв для расширения соседнего мегаполиса.


Правда, и тут государство опередило реальную потребность в этом жилье. Чэнгун фактически уже готов, а желающих в нем постоянно жить пока немного, хотя сюда уже и вынесены некоторые государственные учреждения, включая администрацию Куньмина.




Но самым широко известным примером китайского «города-призрака» является Канбаши в северокитайской провинции Внутренняя Монголия. Здесь в 2003 году китайские власти объявили о строительстве в черте городского округа Ордос фактически нового населенного пункта, рассчитанного на население в 1 миллион человек.


За прошедшее десятилетие в эту великую стройку китайского социализма, прозванную «Дубаем северного Китая», было вложено, по оценкам агентства Bloomberg, около $161 млрд, сумма поистине фантастическая, учитывая, что жилья пока возвели треть от запланированного (на 300 000 жителей), а живут в новом городе сейчас более 100 000 человек.


Канбаши на картах сервиса Google Earth. В центре города одновременно с жилыми кварталами выстроен общественно-административный центр, от которого широкий бульвар ведет к водоему, где создана рекреационная зона. Китайцам надо отдать должное: в отличие от белорусских реалий, инфраструктурным объектам уделяется столько же внимание, сколько и массовому жилью.

Сюда уже перенесены правительственные учреждения городского округа Ордос из соседнего Дуншэна.

Перед администрацией создана огромная площадь Чингисхана, которую сразу, не откладывая на потом, украсили и произведениями монументального искусства, подчеркивающими этническое своеобразие региона.


А к государственным учреждениям добавились и прочие общественные здания, каждое из которых представляет собой отличный образец современной архитектуры. То, что город расположен в глухой провинции, вовсе не повод лишать его актуального и потенциально интересного даже туристам облика. Городской музей, созданный известной китайской мастерской MAD Architects, своим внешним видом должен напоминать о пустыне, на месте которой выстроен Канбаши.

Рядом с музеем расположилась и библиотека, похожая на стопку огромных книг.

Национальный театр с концертным залом в меньшей пристройке.

Жилые кварталы нового города по-прежнему безлюдны, а дороги пустынны. Целые в привычной для нас терминологии «микрорайоны» не заселены, причем не только многоэтажные высотки, но и индивидуальные дома довольно симпатичного вида.



Так есть ли перспективы у Канбаши и прочих китайских «городов-призраков»? Или они останутся постепенно дряхлеющим памятником искусственно вызванному государственному инвестиционному буму и пресловутому «пузырю» на рынке недвижимости?

На самом деле, как отмечают эксперты, большинство «городов-призраков» не такие уж и призраки. Многие китайцы, получив возможность приобретать недвижимость, используют ее как объект инвестиций. Проживая в уже состоявшихся городах и районах, они часто владеют дополнительной квартирой, а порой и не одной, в районах-новостройках, т. е. значительная часть жилья в безлюдных «призраках» все-таки имеет вполне определенного владельца.



К тому же существование такого количества пустующего жилья легко объясняется тем, что китайское государство по своему обыкновению просто задало грандиозный темп строительству. Имея в своем распоряжении гигантские объемы свободных финансовых средств, оно предпочитает вкладывать их в инфраструктурные проекты и возведение недвижимости, понимая, что рано или поздно отдача от этих безумных, на первый взгляд, расходов будет. Именно поэтому в стране в настоящее время идет такая активная работа по строительству автомобильных и железных дорог, фантастических деловых кварталов, над которыми работают лучшие мировые архитекторы, и зачастую даже новых городов.


И здесь весьма показателен пример вышеописанного Канбаши. Город буквально стоит на богатейших месторождениях природного газа и угля, которые в свое время начнут активно разрабатываться, и чем ближе этот момент, тем больше жителей будет в Канбаши. Если в 2007 году там проживало около 30 тысяч человек, то сейчас уже более 100 тысяч, и пусть город до сих пор производит впечатление безлюдного, динамика увеличения количества его жителей сугубо положительная. Ордос, частью которого Канбаши является - самый богатый город Китая, с ВВП на душу населения в два раза большим, чем в столичном Пекине.



Одной из основ китайской социально-экономической политики является сознательная урбанизация страны. Ежегодно около 10 миллионов человек переселяется там из деревень в город, всем им нужно где-то жить. И если не сегодня, то завтра в абсолютном большинстве местных «городов-призраков» забурлит обычная жизнь. Десятилетие назад и шанхайский Пудун напоминал декорации для какой-нибудь антиутопии, а сейчас это знаменитый на весь мир район с десятками небоскребов, витрина нового Китая.

Города становятся призраками не только, когда их покидают все жители. Иногда в новые города просто никто не приезжает. Власти стран с быстрорастущей экономикой одобряют мегаломанские проекты по строительству новых городов и районов, но очень часто просчитываются. В джунглях, степях и пустынях Азии и Африки вырастают города, обреченные превратиться в руины.

Лидер по строительству городов-призраков - Китай. Из-за строительного бума страна оказалась заполнена пустующими спальными районами и никому не нужными аэропортами. Но остальные развивающиеся страны не отстают от Поднебесной, и все восточное полушарие заполняется мрачными памятниками глобализации и экономическому росту.




Ордос, Китай

Крупнейший город-призрак Китая Ордос находится среди степей провинции Внутренняя Монголия. В 1990-х в регионе нашли обширные запасы угля, и местные жители быстро разбогатели, продав свои земли крупным компаниям. В провинции начался экономический бум, символом которого должен был стать огромный город Ордос. Но проект переоценили. В городе есть свой аэропорт, мечеть и центр современного искусства, но новых жителей это не привлекает. В поселении, рассчитанном на несколько сот тысяч человек, заселенными оказались только 2 % площадей. Оптимисты покупают в Ордосе квартиры в качестве инвестиций, хотя многие эксперты предрекают рынку недвижимости Китая скорый крах; пока одни районы Ордоса продолжают застраивать, другие превращаются в руины.




Тэмз Таун, Китай

Недалеко от Шанхая есть руины английского города. В 2006 году в районе Сунцзянь в составе Шанхая закончилось строительство Тэмз Тауна, деревни, стилизованной под небольшой английский город. В ней есть краснокирпичные дома, готическая церковь и красные телефонные будки, но нет жителей. В создание города вложили около 800 миллионов долларов США и в итоге получили далеко не то, что хотели. Средний класс, на который был рассчитан Тэмз Таун, использует его не как место для жизни, а в качестве декорации для свадебных фотографий. Улицы и площади города постоянно заполнены молодоженами, которые фотографируются на фоне поддельной викторианской архитектуры и китчевых скульптур вроде бронзового Джеймса Бонда.



Финансовый район короля Абдуллы,Эр-Рияд, Саудовская Аравия

Переезжать в новый финансовый центр Саудовской Аравии некому. Власти арабского государства объявили о планах по созданию делового района в Эр-Рияде в 2006 году. Он состоит из 42 зданий с общей площадью офисов 900 тысяч квадратных метров. Однако за полгода до открытия первых офисных центров только 10 % помещений смогли сдать в аренду. Саудовцы построили слишком много: в новом районе в три раза больше офисных помещений, чем во всём Эр-Рияде. Даже если все предприятия города переехали бы в новые здания, район не смогли бы заполнить даже наполовину. К тому же там очень дорого: крупные саудовские банки даже решили, что им будет выгоднее построить собственные небоскребы в других районах. Надежды нет и на иностранцев. В отличие от Дубая, банки Эр-Рияда в основном работают с местными компаниями.




Масдар, Объединённые Арабские Эмираты

«Зелёный» город Масдар в ОАЭ еще не достроили, но в СМИ уже говорят о проблемах с заселением. В город, который сам обеспечивает себя энергией благодаря почти 90 тысячам солнечных панелей, пока приехали только студенты нового Института науки и технологий. В Масдаре нельзя ездить на автомобилях и почти нет магазинов, так что за многими товарами приходится ездить в другие города. Принцип роскоши, по которому живут Абу-Даби и Дубай, заменили ответственностью, и, видимо, местным жителям это не по душе. Власти ОАЭ планируют, что за 15 лет население города увеличится до 100 тысяч человек. Но Масдар стоит пустым, даже несмотря на то что проект почти завершен.




Нова Сидаде
де Киламба, Ангола




Нейпьидо, Мьянма

Новая столица Мьянмы Нейпьидо была основана в 2005 году. Военная хунта, которая управляет страной, решила перенести столицу из Янгона совершенно внезапно для всего мира. Среди версий: страх военных перед большим скоплением людей и возможными акциями протеста в бывшей столице и указания астрологов, к которым бирманцы активно прислушиваются. Несколько лет строительства и миллиарды вложенных долларов привели к тому, что среди джунглей вырос город с роскошными правительственными зданиями, восьмиполосными шоссе, полями для гольфа, торговыми центрами и зоопарком. По слухам, госслужащим было приказано переехать в город не позднее чем через 48 часов после его открытия, но мало кто последовал совету. В течение нескольких лет город, рассчитанный на несколько миллионов человек, стоял полупустым: бедным бирманцам не было смысла уезжать из родных городов; и только в последние годы благодаря демократизации политического режима и открытию границ население хлынуло в новую столицу. Сейчас в Нейпьидо живут больше миллиона человек, и он входит в десятку самых быстрорастущих городов планеты.