Природные факторы в архитектуре. Солнце

В конце XIX века архитектор-новатор Антони Гауди нашел вдохновение для грандиозного Барселонского собора Саграда Фамилия, гуляя по лесу. Через сто лет после удивительных проектов Гауди в архитектуре появилось новое течение, называемое биометрикой — имитированием природы в сооружениях, созданных человеком.

Природа - лучший источник вдохновения для архитекторов

За несколько десятилетий своего существования в архитектуре биометрика изменила свое содержание и общее направление. В самом начале архитекторы руководствовались природными формами в чертежах своих проектов, сегодня их интересует не только внешняя красота; направление стремится «понять» природу, ее возможности и то множество путей, с помощью которых природа максимально использует минимальное количество ресурсов.

Сегодня человечество все чаще сталкивается с потребностью экономии ресурсов, от электроэнергии до территории, и биометрика предлагает имитировать не только природные формы, но и процессы и конструкции, с помощью которых здание становится активной частью природного мира, не отнимая ресурсов, а наоборот, прибавляя их. Понимая необходимость быть ближе к природе, архитекторы изучают термитники и муравейники, чтобы понять схему естественной вентиляции. Крыши, фасады и даже стены домов используются для выращивания растений, а иногда и живых организмов. Предлагаем вам познакомиться с наиболее яркими проектами биометрической архитектуры.

Саграда Фамилия, Барселона, Испания

Гауди всегда считал природу лучшим архитектором, и каждый его проект становился своеобразной одой естественным силам. Самым величественным произведением Антони Гауди является собор Саграда Фамилия, который планируется окончить в 2026 году, ровно через сто лет после смерти архитектора.

Внутреннее убранство собора, и особенно колоннада, воодушевлены образом тихого леса. Колонны, словно стволы гигантских деревьев, стремятся вверх, где их освещает солнечный свет, проникающий в собор через зеленые и золотые витражные окна.

Художественный музей, Милуоки, Висконсин, США

Самая замечательная черта элегантного здания Художественного музея Милуоки - солнцезащитная крыша, которая напоминает крылья птицы и регулируется подъемным механизмом, способным опускать и поднимать 90-тонную защитную конструкцию.

Архитектор, по проекту которого строили музей - Сантьяго Калатрава, черпал вдохновение, наблюдая за озером Мичиган, именно на его берегу стоит музей. Озеро навеяло архитектору образ крыльев и парусов, который нашел отражение в конструкции здания.

Кунстхаус, Грац, Австрия

Кунстхаус обладает биоморфной структурой и очень контрастирует с исторической частью города, в которой построен. Главные архитекторы искали вдохновение у природы, но не пытались что-либо сымитировать. Результатом их трудов явилось здание, которое местные жители и любители современной архитектуры окрестили «дружественный инопланетянин». Кунстхаус оснащен медиафасадом, что делает его больше похожим на живое существо, чем на конструкцию из железобетонных панелей.

Национальный театр, Тайчжун, Тайвань

Архитектор Тойо Ито был вдохновлен естественными пещерами, каменными насыпями и линиями водных течений. Все это ему удалось объединить в одну конструкцию, которая стала словно естественным островком плавных линий и округлых форм в шумном и «прямоугольном» городе Тайчжун.

Мэри-Экс, 30, или Корнишон, Лондон, Великобритания

Башня, по форме напоминающая огурец и расположенная в центре Лондона, является одним из первых зданий, переосмыслившим понятие имитации природы в архитектуре. В этом проекте экологичными являются не только форма и потребление дневного света и площадки для насаждений. Корнишон построен с помощью «экзоскелета», конструкции, по которой через все здание проходит вентиляция. На такое решение архитекторов вдохновил питательный процесс морской губки, которая пропускает через себя воду. Абсолютное отсутствие углов у здания не позволяет потокам воздуха уходить вниз, тем самым обеспечивая естественную вентиляцию.

Проект «Эдем», Корнуолл, Великобритания

Огромный ботанический сад площадью в 22 тысячи квадратных метров расположен на территории заброшенного и окультивированного карьера. На территории Эдема растут виды деревьев, трав и кустарников тропических широт и средиземноморского климата, а также флора джунглей. Сад состоит из нескольких куполов, по форме и внешнему виду напоминающих мыльные пузыри.

Внутри сферы разделены на биомы - территории, объединенные общими климатическими условиями и растительностью. В центе "Эдема" находится образовательный центр, имитирующий спираль Фибоначчи - форму, которую повторяют сосновые шишки, ананасы, подсолнухи и панцири улиток.

Дом из водорослей, или Зеленый дом, Гамбург, Германия

Уникальный дом в Гамбурге включает в свою конструкцию живые организмы - микроводоросли, которые живут в аквариумах, расположенных в стенах здания. Эти водоросли растут в десятки раз быстрее любых других организмов на поверхности Земли, их регулярно собирают и используют в качестве биомассы для производства топлива. Жильцы такого дома используют стопроцентно экологичную энергию. Кроме энергетической функции водоросли регулируют освещение здания. В солнечную погоду они быстро размножаются и покрывают стенки аквариума зеленой полупрозрачной пеленой, выполняя функцию естественного фильтра. В непогоду стекло остается прозрачным и пропускает максимум дневного света.

Офисный центр "Истгейт", Хараре, Зимбабве

Главному архитектору этого офисно-торгового центра удалось спроектировать дом, используя ту самую естественную вентиляцию термитников. Идея пришла ему в голову во время просмотра документального фильма о термитах. Внешняя конструкция здания, его фасад покрыты отверстиями, словно кожа порами.

Архитекторы называют "Истгейт" лучшим на сегодняшний день примером биомимикрии, причем не только в строительстве и проектировании. Результатом идеи Мика Пирса стало понятие пассивной вентиляции, концепции, при которой здание не нуждается в системе обогрева или кондиционирования, что позволяет сэкономить на энергии.

Даунлэнд Гридшелл (DownlandGridshellBuilding), Чичестер, Великобритания

Это легкое и воздушное здание является частью одноименного музея под открытым небом. Его строительство завершилось в 2002 году, основным материалом стали тонкие дубовые планки, изогнутые таким образом, чтобы создать двойной изгиб, имитирующий форму ракушки.

Кроме природной формы, конструкция здания напоминает процесс строительства гнезда, путем переплетения тонких веточек. Таким образом, создается очень легкая, но крепкая конструкция. Использование возобновляемых природных ресурсов и расположение здания в самом центре леса делают его еще ближе к природе.

Социальная и общественная значимость профессии архитектора. Три формы коммуникаций в архитектуре. Градостроительство Москвы

контрольная работа

Природные факторы в архитектуре. Солнце

Есть ли разница между Египтом и Европой? Да, конечно. Различия в архитектуре тоже существенные. На юге круглый год солнце даёт резкие тени на постройках, это отметили древние зодчие и подбирали архитектурные детали, усиливавшие этот эффект; об этом можно сказать, глядя на культовые сооружения, зиккураты, пирамиды, скальные храмы в Абу-Симбеле. В древних царствах был распространен культ солнца, например в египетской мифологии. Угол золотого сечения, по которому делали обелиски и стремились делать пирамиды, и даже есть примеры пирамид в Новом царстве ~ 30 градусов. Этот угол 27 грдусов 18`, 34``. Этот же угол восприятия человеком окружающего мира. Отношение золотого сечения выражено в цифрах: 0,618 - 1,000 - 1,618, иными словами «целое относится к большему, также как большее к меньшему».

Солнечный луч врубается в скалу, в трапециевидной нише он в определённое время освещает четырёх фараонов. Это символизирует власть фараона над всеми четырьмя сторонами света.

Египетские храмы ориентировали алтарём на восток. Когда верхушки обелисков начинали светиться в лучах утреннего солнца, жрец подавал сигнал к началу культового действия. Луч солнца пробивал центральную ось храма из алтаря через центральный повышенный ряд колонн Гипостильного зала. Возможно, эффект усиливал блестящий металл на осевой перспективе алтаря. Солнце рождалось в храме. Время восхода и движение солнца по небу древнеегипетские жрецы умели вычислять по специальным таблицам.

Гипостильный зал имел суммарную площадь стен и колонн в плане такую же, как и площадь свободного пространства. Поэтому пространство Гипостильного зала - равновесное пространство. В планировке можно найти много сакральных значений. Например, количество колонн в боковых рядах - 8. В главном ряду алтарной перспективы 12 колонн. Числа 12 и 8 сакральные. 12 - двенадцать месяцев в году. 8 - тоже, что и миллион, бесконечность, (символ горизонтальной восьмерки). ~«Да будь ты славен в миллионах лет» - в тексте «здравницы» фараону.

Культ солнца «Ра» отражён в других египетских гимнах: ~«Ты высоко, твои лучи на земле, пред людьми твое движенье».

Некоторые исследователи Древнего Египта считают, что завершия египетских пирамид были отделаны белым золотом (сплав золота и серебра). Египетские обелиски символизируют солнечный луч, выпуклый наконечник обелисков также отделывался белым золотом. Европейцы вывозили обелиски из Египта и устанавливали на площадях европейских городов один из них установлен на площади перед собором Св. Петра в Риме. В северных городах, том числе в Петербурге, какое-то бессознательное чувство подсказывало закрепить небольшой золотой игольчатый шарик на вершине обелиска, можно сказать, что он символизирует солнце. Советский архитектор Г.П. Гольц учитывал характер освещения при решении цветовой композиции фасадов. Так как «свет разрушает цвет» т.е. делает его невидимым при ярком освещении, южный фасад здания может оформляться естественным камнем, а детали окрашиваться металлической краской, которая сверкает на солнце.

Благоустройство и реконструкция д. Петькино Манского района Красноярского края

Климат района резко-континентальный с холодной зимой и коротким жарким летом. Основная часть территории расположена в прохладном, умеренно-прохладном и умеренно-влажном климатическом поясе...

Двухэтажный двухквартирный блокированный жилой дом с 4-х комнатными квартирами

Существуют и особые природные условия, которые особенно сильно влияют на конструктивные решения зданий и сооружений. К таким условиям относят: сейсмичность, вечная мерзлота, просадочные грунты, подрабатываемые территории...

Звукопоглощающие конструкции

Акустический дискомфорт, создаваемый транспортом, испытывают до 40% городского населения. Шум воздействует на центральную нервную систему, приводя к ее расстройству, хроническому переутомлению, гипертонии и язвенной болезни...

Материаловедение и технология конструкционных материалов

Морозостойкость - свойство насыщенного водой материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание. Морозостойкость материала количественно оценивается маркой по морозостойкости...

Монтаж строительных конструкций

Основными факторами, влияющими на выбор типа монтажного крана являются: 1. Объёмно-планировочные характеристики здания (конфигурация в плане и размеры) 2. Вес и габариты монтируемых конструкций 3. Объёмы и сроки работ 4...

Озеленение больницы и благоустройство территории для здоровья и комфорта пациентов

озеленение больница...

Организация работ по проведению технической экспертизы конструкций и объектов недвижимости

Действие на здание факторов можно разделить на 2 группы: · внешние воздействия (природные и искусственные); · внутренние воздействия (технологические и функциональные). К внешним относят: Радиация. Температура (солнце). Воздушный поток...

Планировка населенного пункта п. Краснозерное Емельяновского района Красноярского края

Климат. По природно-климатическим условиям район относится к умеренно-прохладному и прохладному агроклиматическому району. Климат резкоконтинентальный, с господствующим юго-западным направлением ветров, с холодной зимой и жарким летом...

Планировка сельских населенных мест

Территория района входит в область умеренных широт, которая характеризуется сменой направлений воздушных потоков от зимы к лету...

Последствия деформаций земной поверхности на застроенной территории

Наряду с этим должны учитываться факторы хозяйственной деятельности человека...

Проект планировки поселка Звезда Новоселовского района

Новосёловский район можно условно разделить на две части с немного различающимся климатом. Это -- более прохладный и влажный юго-восток и более тёплый и сухой северо-запад. Вся территория района расположена в умеренном климатическом поясе...

Проектирование малоэтажного жилого здания

Природные условия - это совокупность естественных условий существования человечества, важнейшие компоненты окружающей его среды, как то: солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные ресурсы, минеральные ресурсы...

Проектирование одноэтажного промышленного здания с применением сборных железобетонных элементов

Разработка оборудования для гостиницы

При нормировании размеров предметно-пространственной и бытовой среды центром, или отправной точкой, является человек, поэтому при установлении размеров мебели необходимо знать основные антропометрические признаки человека...

Строительные нормы и правила

В оценке городских земель должны учитываться все основные факторы, влияющие на оценку с позиций различных видов функционального использования: 1. Локализационные факторы...

Пользовательского поиска

ПРИРОДА В АРХИТЕКТУРЕ

Архитектура с рождения несет идею доминирования над родным окружением. Первый дошедший до нас тип сооружения каменного века, с которого ведет отсчет времени история архитектуры, - менгир, вертикально поставленная каменная глыба. Она гордо заявляет о себе в окружающем ландшафте, подчеркнуто противопоставляя горизонтали земли свою устремленность к небу. Это может показаться наивным, но именно отсюда, от менгира, ведет прямая дорога к русским колокольням, готическим соборам и небоскребам Манхаттана.

Начиная с той архаической поры архитектура всегда стремилась овладеть ландшафтом, занять в нем самые выгодные позиции, стать его доминантой. Крепость, церковь, усадьба неизменно находят свое место на возвышенной точке рельефа, как бы овладевая природной ситуацией и распространяя вокруг специфическое поле своего архитектурного влияния. Время мало изменило существо такого подхода. Один из создателей современной архитектуры - Ле Корбюзье так и сказал, комментируя свой замысел: архитектура распространяет свои волны в окружающем природном ландшафте подобно звучащему колоколу.

Изменилось другое - сама ситуация архитектурного сооружения, отдельно стоящего в природе, стала уникальной и в высшей степени нехарактерной. Наиболее распространенным случаем стала постановка здания в городе, в близком соседстве с другими зданиями. Город формирует особый тип искусственного ландшафта, в котором, если пользоваться аналогией Корбюзье, происходит многократное наложение и сложное преломление архитектурных «волн». Тут уж едва ли разберешь «звук», исходящий от отдельного сооружения, - он тонет в общем гуле.

Поначалу, пока город был сравнительно небольшим, городской ландшафт еще воспроизводил основные характерные черты природной ситуации. Доминанты сооружений фиксировали главные точки естественного рельефа, застройка подчеркивала склоны холмов и речную пойму. Но город рос, росли его сооружения, расползаясь на все новые и новые территории, нивелируя неровности рельефа, загоняя в подземные трубы ручьи и даже реки. Теперь это был уже целый мир, почти полностью утративший визуальную связь со своей естественной подосновой, - вторая природа, похоронившая под собой первую, настоящую.

Постепенно становилось неясно, чего здесь больше - открытого уличного пространства или перекрытых пространств, заключенных в стены сооружений. Во всяком случае, последние оказались более защищенными от гари, шума и других последствий урбанизации.

И тогда природа, отступившая далеко за пределы города, изгнанная с его улиц, заключенная в жалкие резервации городских парков, неожиданно стала возрождаться внутри самих сооружений. Здания раздвинули свои стены, убрали перекрытия, презрели все каноны утилитаризма, чтобы принять в себя - нет, пока еще не природу, но по крайней мере - символы природы.

Листва деревьев и струи фонтанов шумят внутри зданий. Таких сооружений уже немало. Огромный, на высоту нескольких этажей, холл с зимним садом и фонтаном стал почти обязательным элементом большой современной гостиницы или административного здания. Это можно видеть в Международном торговом центре в Москве. Есть и более скромные примеры - здание проектных организаций в Минске.

Природа вошла в архитектуру. Ценой немалых издержек - тут и финансовые, и энергетические затраты (лишняя кубатура!), и сложные конструкции, и специальное инженерное оборудование. В чем причина подобного расточительства? Социально-психологические факторы? Стремление удивить, реклама? Возможно, отчасти и это. Но почему именно таким путем? Ведь в каждом, даже по виду совсем случайном капризе моды есть своя глубинная закономерность. Может быть, за всем этим просматривается определенная тенденция, которая дает возможность забежать вперед, правильно предвосхитить объективное развитие надвигающихся событий?

Природа - в архитектуре. Вдумаемся в парадоксальный смысл этой формулы, которая ставит с ног на голову традиционную концепцию архитектурного пространства. То, что по определению должно быть снаружи, оказывается внутри. Среда входит внутрь дома. Все перемешивается, грани теряют четкость. Интерьер сооружения становится его лицом, фактически - его фасадом. Сооружение как бы выворачивается наизнанку. Собственно говоря, оно перестает быть домом и становится отгороженной частью городского пространства. Отгороженной - пока. Пространство сооружения готовится стать пространством города.

И средоточием, кульминацией этого пространства являются зеркало воды, крона дерева, клочок земли - частицы природы, пусть небольшие, но настоящие. Начав с идеи вторжения в природу, архитектура отдает святая святых - свои внутренние пространства - для живительного вторжения природы. Вот уж поистине - гони природу в дверь, она войдет в окно.

В пестром и обильном потоке архитектурных поисков сегодняшнего дня не всегда просто различить за случайной шелухой действительные, здоровые зерна будущего. Но одно ясно - новое отношение к природе во многом трансформирует природу самой архитектуры. Зримое свидетельство этого - сад, который расцветает внутри дома.

Главная мысль: великая эстафета

Архитектура пришла к людям из глубокой древности.

Не один раз сбрасывала она свое привычное обличье, чтобы предстать перед ними обновленной и полной сил. Античный ордер, готический свод, зеркальная стена небоскреба... Кажется, что общего - каждый раз приходится начинать заново, учиться всему с самого начала. Вот и теперь, когда книга подошла к концу, мы вглядываемся в переменчивый лик архитектуры, в который раз пытаясь разглядеть ее будущее.

Сбрасывая с себя фасад, сплавляясь в единое целое пространственной структуры, приспосабливаясь к динамичному ритму жизни, к конкретным потребностям всех и каждого, раскрывая себя навстречу природе, архитектура вновь готовится стать другой. Такой, которой нам трудно ее себе представить. И все-таки - как всегда, архитектурой.

Потому что, как бы ни менялась архитектура, как бы ни казалась она похожей на свое собственное недавнее прошлое, суть ее остается неизменной. Всякий раз она являет собой попытку организовать человеческое пространство. Попытку внести в бездуховный физический мир то, что свойственно природе человека, - разум и чувство, логику и красоту. Там, где ей это удавалось, остались ее шедевры. Там, где нет, она начинала новую попытку.

Рассказ об архитектуре будет продолжен в следующей книге. Речь в ней пойдет о тех подмостках, на которых разыгрывается драматический спектакль архитектуры, - о городе. Перелистывая страницы этой книги, всматриваясь в знакомые черты того настоящего, некнижного города, в котором живет каждый из нас, даже привычно погружаясь в его повседневную суету, давайте всегда помнить о том, что рядом с нами по улицам и площадям Города несет свою великую эстафету Архитектура. Искусство, в котором математика и поэзия продолжают свой неразрешимый спор, уходящий в вечность.

Органическая архитектура - течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е - 1950-е гг.

Органика (Бионика) (от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий) - это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что же такое органический стиль.


Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще Антонио Гауди . И это был прорыв! Парк Гуэля, или как говорили раньше "Природа, застывшая в камне" - ничего подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир, еще не видели.Эти шедевры великого мастера дали толчок к развитию архитектуры в органическом стиле.

В 1921 году бионические идеи нашли отражение в сооружении Рудольфа Штайнера Гетеанум , и с этого момента зодчие всего мира взяли органику на "вооружение".

Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в органическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто .

Особенности стиля:


● Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на геометрии. Они динамические, неправильные , возникающие как результат контактов с реальностью. Вместе с тем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм , который развивается в соответствии с законом своего собственного существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые организмы.


● В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления были загородные особняки.

В своей сущности бионика, как архитектурный стиль, стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В органическом доме спальня будет спальней, гостиная - гостиной, кухня - кухней. Рудольф Штайнер говорил: "Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как "место", где раскрывается смысл человеческого бытия".

Попытки в начале XXI века перенести принципы органической архитектуры на более крупномасштабные сооружения и гармонично вписаться в природу, создав в городских условиях психологически комфортную среду породили такой стиль как Bio-tech (Био-Тек) . Этот стиль пока находится на стадии разработки манифестов, но уже начинает активно захватывать позиции .