Все столицы руси. Древняя Русь: столица

Мемфис, Вавилон, Фивы – все они когда-то были крупнейшими центрами, но от них осталось только имя. Однако есть города, которые существовали на протяжении всей истории человечества, от каменного века до сегодняшнего дня.

Иерихон (Западный берег Иордана)

У самого подножья Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое море расположен самый древний город на земле – Иерихон. Здесь были найдены следы поселений, относящиеся к X-IX тысячелетию до н. э. Это была постоянная стоянка культуры докерамического неолита А, представители которой и построили первую иерихонскую стену. Оборонное сооружение каменного века было высотой в четыре и шириной в два метра. Внутри него находилась мощная восьмиметровая башня, которая, очевидно, использовалась в ритуальных целях. Ее руины сохранились и по сей день.

Название Иерихон (на иврите Йерихо) по одной из версий происходит от слова со значением «запах» и «благоухание» - «реах». По другой, от слова луна – «яреах», которую могли почитать основатели города. Первое письменное упоминание о нем мы встречаем в книге Иисуса Навина, где описывается падение Иерихонских стен и взятие города евреями в 1550 году до н. э. К тому времени город уже был мощной укрепленной крепостью, чья система из семи стен представляла собой настоящий лабиринт. Неспроста - Иерихону было, что защищать. Он располагался на перекрестке трех важных торговых путей Ближнего Востока, прямо посреди цветущего оазиса с большим количеством пресной воды и плодородной почвы. Для жителей пустыни – настоящая земля обетованная.

Иерихон стал первым городом, который захватили израильтяне. Он был полностью разрушен, а все жители перебиты, за исключением блудницы Раав, которая до этого укрыла еврейских разведчиков, за что и была пощажена.

Сегодня Иерихон, расположенный на Западном берегу Иордана – спорная территория между Палестиной и Израилем, остающаяся в зоне постоянного военного конфликта. Поэтому посещение самого древнего и богатого историческими достопримечательностями города не рекомендуется.

Дамаск: «око пустыни» (Сирия

За первое место с Иерихоном борется Дамаск – нынешняя столица Сирии. Самое раннее упоминание о нем найдено в списке покоренных городов фараона Тутмоса III, который жил в 1479-1425 до н. э. В первой книге Ветхого Завета Дамаск упоминается как крупный и хорошо известный центр торговли.

В XIII веке историк Якут аль-Хумави утверждал, что город был основан самими Адамом и Евой, которые после изгнания из Эдема нашли себе пристанище в пещере крови (Магарат ад-Дамм) на горе Касьюн на окраине Дамаска. Там же произошло и первое в истории убийство, описанное в Ветхом Завете – Каин убил своего брата. По легенде, самоназвание Дамаск происходит от древне-арамейского слова «демшак», что означает «кровь брата». Другая, более правдоподобная версия гласит, что название города восходит к арамейскому слову Darmeśeq, в переводе – «хорошо орошаемое место».

Доподлинно неизвестно, кто впервые основал поселение вблизи горы Касьюн. Но недавние раскопки в Тель-Рамада, пригороде Дамаска показали, что люди заселили здешние места около 6300 лет до н. э.

Библ (Ливан)

Замыкает тройку древнейших городов – Библ, известный сегодня как Джебейль. Он расположен на берегу Средиземного моря в 32 км от Бейрута, нынешней столицы Ливана. Когда-то это был крупный финикийский город, основанный в IV тысячелетии до нашей эры, хотя первые поселения на этой территории датируются поздним каменным веком – VII тысячелетием.

Древнее название города связывают с легендой о некой Библис, которая была без памяти влюблена в своего брата – Кавна. Она умерла от горя, когда ее возлюбленный бежал, чтобы избежать греха, а ее пролитые слезы образовали неиссякаемый источник воды, который поил город. По другой версии, библосом в Греции называли папирус, который экспортировался из города.

Библ был одним из крупнейших портов античной эпохи. Он также был известен, благодаря распространению там культа Ваала – грозного бога Солнца, который «требовал» от своих приверженцев самоистязаний и кровавых жертв. Письменный язык древнего Библа до сих пор остается одной из главных загадок Древнего мира. Протобиблское письмо, распространенное во втором тысячелетии до нашей эры, до сих пор не поддается дешифровке, оно не похоже ни на одну из известных систем письменности Древнего мира.

Пловдив (Болгария)

Древнейшим городом Европы сегодня принято считать не Рим и даже не Афины, а болгарский город Пловдив, расположенной в южной части страны между Родопскими, Балканскими горами (домом легендарного Орфея) и Верхнефракийской низиной. Первые поселения на его территории датируются VI-IV тысячелетиями до н. э., хотя своего расцвета Пловдив, а точнее, тогда еще Эвмолпиада, достиг при народах моря – фракийцах. В 342 году до н.э. его захватил Филипп II Македонский – отец знаменитого Александра, назвавший его в свою честь Филиппополем. Впоследствии город успел побывать под римским, византийским и османским владычеством, что сделало его вторым культурным центром в Болгарии после Софии.

Дербент (Россия)

Один из топ пятерки древнейших городов мира расположен на территории нашей страны. Это Дербент в Дагестане, самый южный и самый древний город России. Первые поселения возникли здесь еще в эпоху ранней бронзы (IV тысячелетие до н. э.). Впервые о нем упоминает известный древнегреческий историк Гекатей Милетский в VI веке до н.э., который приводит наиболее древнее название города: «Каспийские ворота». Столь романтическим именем город обязан своему географическому положению – он растянулся вдоль береговой полосы Каспийского моря – там, где горы Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь трёхкилометровую полосу равнины.

В мировой истории Дербент стал негласным «блокпостом» между Европой и Азией. Здесь же пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути. Неудивительно, что он всегда был излюбленным объектом завоеваний соседей. К нему проявляла большой интерес Римская империя – главной целью походов на Кавказ Лукулла и Помпея в 66-65 годах до н.э. был именно Дербент. В V веке н. э. когда город принадлежал Сасанидам, здесь были возведены мощные фортификационные сооружения для защиты от кочевников, в том числе и крепость Нарын-калы. От нее, расположенной у подножья горного хребта, к морю спускались две стены, призванные защищать город и торговый путь. Именно с этого времени отсчитывается история Дербента как крупного города.

Замечено, что на тему «столица Руси», к сожалению, происходит немало спекуляций. К примеру, на Украине поддерживается теория о том что главной, исторической и чуть ли не единственной легитимной столицей Руси (имеются в виду и границы древнерусского государства, и его современные «наследницы»: Россия, Украина, Беларусь) является исключительно Киев. Аргументы этому приводятся разнообразные, основными из которых можно назвать, наверное, два:

  • Киев — это исконная и первоначальная столица Руси.
  • Киев очень долго был столицей.

Ну что ж… Давайте проверим хотя бы элементарно по Википедии:

Ладога (862 — 864) — это 2 года.

Возникшая в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Согласно данной версии, Рюрик сидел в Ладоге до 864 года, и лишь после этого основал Великий Новгород.

Ладога – не только один из самых древних городов в России, это еще и один из самых древнейших славянских форпостов, который постоянно подвергался атакам северных соседей. Крепость сжигалась, разрушалась, но снова и снова восставала из пепла, ставя заслон захватчикам. В IX веке деревянные стены ладожской крепости были заменены на каменные, выложенные из местного известняка, и Ладога стала первой каменной крепостью на Руси.

Новгород (862 — 882) — это 20 лет.

Согласно другим летописям, первой столицей Древнерусского государства стал Великий Новгород.

Великий Новгород — один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу».

Фото: strana.ru
Киев (882 — 1243) — это 361 год.

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. С принятием Русью христианства в конце X века Киев становится резиденцией русского митрополита.

Совпадение политического и церковного центра в сочетании с длительным периодом единовластия киевских князей привело к формированию на Руси устойчивого института столицы, что было не типичным для большинства европейских стран того времени.

В древнерусской литературе понятию столицы соответствовали выражения «старейший стол» и сохранившие своё значение до сегодняшнего дня «стольный город» и эпитет «первопрестольный». Киев получил наименование «Матери городов русских», что являлось калькой с греческого слова «метрополия» и уподобляло город Константинополю.

Своей княжеской династии в Киеве не сложилось, контроль над ним был предметом постоянной борьбы, что с одной стороны вело к неуклонному падению его реальной роли, а с другой делало объектом, вокруг которого переплетались интересы всех русских земель.


С 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол, связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские - чаще правили лично. Тем не менее, к князьям, когда-либо в течение жизни побывавшим в Киеве, продолжал прилагаться титул князей «всея Руси». Как в древнерусских источниках, так и в глазах иностранцев город продолжал восприниматься как столица.

В 1240 году Киев был разрушен монголами и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за него прекратилась. Старейшими на Руси были признаны владимирские великие князья Ярослав Всеволодович (1243) и Александр Ярославич Невский (1249), и Киев был передан им. Однако своей резиденцией они предпочли оставить Владимир. В последующую эпоху, вплоть до завоевания Киева Литвой (1362), в нём правили провинциальные князья, не претендовавшие на общерусское главенство.

Владимир (1243 — 1389) — это 146 лет.

Владимир-на-Клязьме, основанный в 1108 году Владимиром Мономахом, стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157, когда сюда из Суздаля перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский.

Признание старейшинства в княжеском роде, действительно, оказалось оторванным от киевского стола, но оно прилагалось к личности князя, а не его городу и далеко не всегда принадлежало владимирским князьям.

Временем максимального влияния княжества стало правление Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Его главенство признавалось князьями всех русских земель, кроме Чернигова и Полоцка, и отныне владимирские князья стали именоваться «великими».


Панорама Владимира — Золотые ворота и Троицкая церковь Фото: bestmaps.ru

После Монгольского нашествия (1237-1240) все русские земли оказались под верховной властью Монгольской империи, в подчинении её западного крыла - Улуса Джучи или Золотой Орды. И именно великие князья Владимирские были номинально признаны в Орде старейшими во всей Руси. В 1299 году во Владимир перенёс свою резиденцию митрополит. С нач. XIV века владимирские князья стали носить титул «великих князей всея Руси».

Москва 1.(1389 — 1712) — это 323 года

Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. В 1263 году Москву получил в удел младший сын Александра Невского - Даниил Александрович. Не претендуя на великое княжение Владимирское, он смог значительно расширить территорию своего княжества за счёт соседних смоленских и рязанских волостей. Это позволило Даниилу привлечь к себе на службу большое количество служилых людей, которые составили основу мощного московского боярства. В современной историографии данный фактор рассматривается как важнейший в процессе успешного возвышения Москвы.

В 1325 году в Москву из Владимира переехал митрополит.

В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства - Государства Российского.

Измерить культурное значение того или иного города достаточно сложно. Некоторые города оставили свой след в искусстве или архитектуре, другие имели влияние на политическую ситуацию своего региона или страны в целом. Есть города, которые имеют важное значение для всех творческих натур или занимают особое место в истории литературы. В некоторых случаях, города оказывали огромное влияние на целый регион в свое время, но это влияние уже не ощущается сегодня.

Если принять во внимание все перечисленные факторы, то можно выделить следующие десять городов в качестве наиболее важных культурных столиц древнего мира.

✰ ✰ ✰
10

Куско, который сейчас находится на территории Перу, когда-то был столицей империи инков, которая достигла своего расцвета в XV веке. Использовав Куско в качестве основной базы, инки завоевали территорию от Кито до Сантьяго, что сделало эту империю крупнейшей в мире на то время. Всего лишь 40 тысяч человек контролировали около десяти миллионов поверженного населения, что было явно выше их возможностей, чем позже и воспользовались в своих интересах испанские конкистадоры.

Сам город Куско является одним из старейших городов в Западном полушарии. Наиболее древние сохранившиеся постройки находятся в крепости Саксайуаман. Она построена из камней, которые весят суммарно около 300 тонн, и потребовалось 80 лет, чтобы 20 тысяч рабочих смогли закончить ее строительство.

Куско пришел в упадок даже до того как сюда прибыли первые европейцы. Это произошло из-за эпидемии некоторых европейских болезней, например, оспы (в результате погибло 65-90% населения).

✰ ✰ ✰
9

Ксанаду (Занаду, Шанду)

«В стране Ксанад благословенной
Дворец построил Кубла Хан»

Так начинаются бессмертные строки Кольриджа, написанные, как и многие хорошие произведения, в разгар опиумного сна. Но когда мы лишим Ксанаду этой романтической привлекательности, что нам останется? Шанду, Китай.

В конце XIII века Хубилай, внук Чингисхана, сделал Шанду своей резиденцией. Поэма Кольриджа и длинное описание города, которое сделал Марко Поло после того как посетил его в 1275 году, сделали Шанду олицетворением богатства. Это, вероятно, преувеличивает настоящую историческую важность города. Хубилай вскоре перенес свою резиденцию в Жонгду, хотя еще некоторое время Шанду оставался летней столицей монгольских императоров Китая.

«Ксанаду» как романтическая идея, тем не менее значительно повлиял на западную культуру.

✰ ✰ ✰
8

Бухара

Регион вокруг Бухары, в настоящее время это место современной столицы Узбекистана, был заселен, по крайней мере, в течение 5000 лет, а сам город просуществовал около половины этого времени. Он стал известен благодаря своему стратегическому положению на Шелковом пути, движение торговцев по которому началось около 2000 лет назад.

Бухара, наряду с близлежащими городами — Самаркандом и Ташкентом, была главным перевалочным пунктом на этом торговом маршруте. В эпоху саманидов, Бухара стала центром арабского образования, с которым мог соперничать только Багдад. С 900 г. н.э. и далее сюда массово съезжались художники, поэты и ученые. Один ученый, который был свидетелем той эпохи, назвал город «местом встречи уникальных фигур всей эпохи, местом взращивания литературных звезд мирового значения, а также форумом для выдающихся деятелей того времени».

Тем не менее, вкусы путешественников отличались даже 1000 лет назад. Другой поэт того периода назвал Бухару «анусом мира».

✰ ✰ ✰
7

Хотя его историю можно проследить, по крайней мере, до 2000 до н.э., Вавилон не был действительно важным культурным центром, пока не пришло время правления Навуходоносора II (605-561 до н.э.). В это время Вавилон был самым крупным городом в мире.

Сердцем города был Эсагила, храмовый комплекс, посвященный богу Мардуку, и Этеменанки — зиккурат, который, вероятно, стал основой для библейской истории о Вавилонской башне. Висячие сады Семирамиды считались одним из семи чудес света (хотя некоторые недавние исследования показывают, что сады находились в соседнем городе Нинивех).

Во времена правления персов город потерял свое влияние и пережил кратковременное возрождение при Александре Великом, который сделал его образовательным и торговым центром своей недолгой империи.

✰ ✰ ✰
6

Багдад

Багдад не был значимым городом пока в 762 г. до н.э. Аббасид халиф аль-Мансур не сделал его своей столицей. Аббасид контролировал огромную империю, которая простиралась от современного Марокко на западе до Афганистана на востоке, и Багдад быстро стал самым богатым городом в мире.

Багдад был также культурным и научным центром. Здесь на арабский язык переводились древнегреческие тексты, произведениям Аристотеля, Галена, и многих других обеспечивалась сохранность. Такие ученые, как Рази и аль-Кинди сделали существенный прорыв в области медицины, философии и астрономии. Обсерватория, созданная халифом Мамуном была, по всей видимости, первым в мире крупномасштабным научным проектом, финансируемым государством.

Если бы не было Багдада, вполне возможно, что связь между древним миром и нами была бы гораздо менее прослеживаемой.

✰ ✰ ✰
5

Основанная Александром Македонским в 331 г. до н.э в дельте реки Нил, Александрия в свое время считалась самым крупным городом в мире.

Огромный маяк, построенный на острове Фарос в Александрии, имел высоту более 110 метров и смог простоять почти тысячу лет. Мусейон, в котором разместились знаменитая библиотека Александрии, часто посещали величайшие ученые той эпохи. Среди них были Евклид (отец геометрии), Птолемей (знаменитый географ), Плотин (философ) и Архимед, человек, известный своим восклицанием «Эврика!».

После падения Западной Римской империи, многие древние тексты сохранились в Александрии в оригинале до их перевода на арабский язык. В этот мрачный период упадка Рима и подъема ислама, Александрия была островом здравомыслия в море фанатизма.

Кстати, именно в Александрии был сделан перевод Ветхого Завета с еврейского на греческий язык — Септуагинта.

✰ ✰ ✰
4

Этот список был бы неполным без Рима, который, несомненно, был огромной частью западного культурного развития. Все мы знаем историю Республики, ее завоевания Европы, и ее постепенного погружения в декаданс под управлением, в основном, жестоких и бездарных императоров.

Едва ли существует такая отрасль знаний, которая не испытала бы на себе влияния римских мыслителей. Искусство, архитектура, право, политика, языки – ничего из этого не было бы таким как сейчас, если бы Рима не существовало.

✰ ✰ ✰
3

Афины

Если бы вы родились в аристократической афинской семье в 480 г. до н.э., вы бы провели свои юношеские годы, смотрели пьесы Эсхила в исполнении самого «отца трагедии». В зрелом возрасте вы бы встретили двух молодых драматургов Софокла и Еврипида. Король комедии Аристофан, а также историки Геродот и Фукидид, присутствовали бы на ваших попойках. Сократ приставал бы к вам на рынке. Вся карьера Перикла, великого полководца, который всего на 15 лет старше вас, прошла бы перед вами.

И, наконец, в старости вы бы увидели, как Афины потерпели поражение от Спарты и ее союзников, а Сократ был умерщвлен своими согражданами. В одной жизни вы бы смогли увидеть всю золотую эру этого города и развитие западной цивилизации.

✰ ✰ ✰
2

Кносс

Кносс был образован около 2000 г. до н.э. минойцами, которым в конце концов удалось образовать единую цивилизацию на острове Крит. Минойцы были отличными торговцами и художниками, их достижения в керамике и архитектуре вскоре распространились и в другие регионы в Средиземноморье. Это была самая ранняя цивилизация такого типа в Европе, и можно утверждать, что Кносс является родиной европейской «высокой культуры».

Кносс также является местом рождения нескольких важных этапов в истории письменности. Линейное письмо А (система записи) было изобретено минойцами. Микенцы, которые впоследствии вторглись на Крит, приспособили этот режим записи в линейное письмо B, о чем свидетельствуют самые ранние документы на древнегреческом языке.

✰ ✰ ✰
1

Этот город может быть спорным выбором для первого номера подобного списка, но кто сможет отрицать влияние Варанаси на культурную и религиозную историю Азии?

Один из старейших непрерывно населенных городов в мире (начиная, по крайней мере, с 2000 до н.э.),

Варанаси является религиозной столицей индуизма. Он также является одним из самых важных мест для буддистов: Гаутама Будда, как говорят, провел свою первую в истории проповедь недалеко от этого города. Джайны почитают Варанаси как место паломничества, и город также играет важную роль в развитии сикхизма.

Культурное влияние Варанаси продолжается и по сей день. Многие индусы предпочитают умереть здесь, в надежде, что такой конец жизни, встреченный на берегах Ганга, освободит их от нового цикла перерождений. Также Варанаси остается важным центром искусства и музыки.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья 10 культурных столиц древнего мира . Спасибо за внимание!

ГДЕ ТЕПЕРЬ МОСКВА-СТОЛИЦА, ЖИЛИ РАНЬШЕ ЗВЕРЬ ДА ПТИЦА

Читатель мой, бывал ли ты

На башне университета?

Видал ли с этой высоты

Столицу нашу в час рассвета?

Когда за дымкой голубой,

А в летний зной - совсем лиловой

Москва-река перед тобой

Лежит серебряной подковой.

Всё видно с высоты такой -

Бульвары, площади и парки,

Мосты повисли над рекой,

Раскинув кружевные арки.

Ты ищешь Кремль? Вон холм крутой

Игрушечный Иван Великий,

На луковке его златой

Играют солнечные блики…

Давай займёмся стариной!

Представь себе, читатель мой,

Что там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда-то,

Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата,

Полянки вместо площадей,

А вместо улиц - перелоги,

И стаи диких лебедей,

И рёв медведицы в берлоге,

И на заре на водопой,

Где плещет свежесть ключевая,

Шли лоси узкою тропой,

Рогами сучья задевая…

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал

С десятого, быть может, века,

Тот люд Москвою называл

Глубокую, большую реку.

Природы щедрые дары

Ценить уже умели люди.

Для них заботливо бобры

Вели хозяйство на запруде.

Для них копили пчёлы мёд,

Растила птиц трава густая,

В глубинах москворецких вод

Икру метала рыбья стая.

Они пасли в лугах стада,

Пахали землю под пшеницу,

Купцам сбывали в города

И лён, и воск, и мёд, и птицу.

Из года в год богатый сбыт

Мехам бобра, медвежьим шкурам.

Водой и сушей путь открыт

В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.

Всё это были города

Руси лесистой и огромной.

Столицей Киев был тогда,

Была Москва деревней скромной.

Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном - тын, за домом - дом

Росло на берегу твоём

Начало будущей столицы.

Ты отражала в глади вод

Тот первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой…

Вот этот первый городок

На перекрёстке всех дорог.

О ЦЕРКВАХ, МОНАСТЫРЯХ И О ТОМ, КАК ЖИЛ МОНАХ

Под Москвою, на дорогах,

Средь лесов и пустырей,

В старину стояло много

Сторожей-монастырей.

В них всегда монахи жили,

Пили, ели, не тужили,

Всё давала им земля -

Огороды и поля.

Монастырские угодья

Сразу видны издали -

Так и пышет плодородьем

От монашеской земли.

Монастырская пшеница

Выше роста колосится,

Выше пояса - овёс,

По колена - сенокос.

А работает в полях

Не звонарь и не монах -

Пашут поле батраки,

Крепостные мужики.

Для монаха всё готово:

И от рыбного улова,

И от пчельника доход

В монастырь несёт народ.

Скот разводят для монаха,

Сосны рубят для монаха.

На крестьянских на кормах

Тунеядцем жил монах.

За крестьян молил он бога,

От крестьян дохода много…

Всё, что видно вдаль и вширь, -

Всем владеет монастырь.

Но когда заметят в страхе

Вражий стан со стен монахи

Иль блеснут издалека

Копья вражьего полка,

Тотчас в Кремль гонец-монах

Мчится, стоя в стременах,

Объявить, что под Москвою

Показалась вражья рать,

Чтоб готовы были к бою:

Стольный град оборонять!

А крестьяне между тем

С монастырских крепких стен

Путь в столицу защищали,

Метко били их пищали,

И частенько под Москвой

Закипал горячий бой.

Много раз за стены эти

Укрывались бабы, дети, -

Как объявится беда,

Весь народ бежит сюда…

Сохранились и поныне

Древнерусские твердыни.

Поезжай да посмотри

На Москве монастыри:

Новодевичий, Данилов,

И Андроньев, и Донской.

Эти стены вражью силу

Оттесняли под Москвой.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

О нашествии Батыя

Написал он в грозный час,

И слова его простые

Сквозь века дошли до нас.

РАЗОРЯЯ ГОРОДА, ШЛА МОНГОЛЬСКАЯ ОРДА

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя - внука Чингис-хана,

Своё соседство с ним кляня.

«Баты-ы-ый!» - пронзающие стрелы,

«Бату!» -как палицы удар.

Его ослушаться не смела

Орда монголов и татар.

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

Жестоких воинов раскосых

Батый собрал со всей земли,

Быки их юрты на колёсах

С детьми и жёнами везли.

И по Батыеву веленью

За войском следом шли стада,

Как будто бы в переселенье

На запад двинулась орда.

И скрип колёс, и свист нагайки,

И рев быков, и плач детей,

И птиц испуганные стайки

Из-под копыт у лошадей…

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

Не молодица любовалась,

Играя зеркальцем в руке,

А в день погожий отражалась

Рязань-красавица в Оке.

В зеркальные гляделись воды,

Сбегая весело с холма,

Крылечки, башни, переходы -

Князей рязанских терема.

На площади собор богатый,

За ним раскинулся базар,

Вокруг хоромы и палаты

Купцов рязанских и бояр.

За ними слободы людские,

Дворы, часовни городские…

В тот день морозный, день короткий,

Под снегом спали зеленя,

В тот день у проруби молодки

Смеялись, вёдрами звеня;

У ребятишек шло катанье

На разметённом окском льду,

Когда на поле, под Рязанью,

Батый привёл свою орду.

Которой была очень красивым городом, имела высокий авторитет в мире. Началом первого государства восточных славян принято считать Киевскую Русь, а посему первой столицей именуется славный город Киев. Однако стольный град князя Кия не был единственным, который носил этот титул. Их было намного больше, о них и причинах их существования мы поговорим в нашей статье.

Немного о государстве

Прежде чем говорить о столицах славянского средневекового государства, уделим ему немного времени и места на странице. Древняя Русь - это государственное образование восточных племен с централизованной княжеской властью, существовавшее с 862 года по 1240 (монгольское нашествие). Оно отличалось высоким развитием культуры, во многом заимствованной из Византии. Зодчие, книгописцы, переводчики, богословы, стекловары прибывали из Константинополя и принадлежащих ему земель. Но многие ремесла также были знакомы славянам (ювелирное дело, ковка, гончарство, художественное дело, деревообработка и так далее), они усовершенствовали свое мастерство, перенимая опыт мира, но сохраняли свою самобытность. На Руси писались летописи, закладывались монастыри, которые становились духовными центрами государства, чеканились монеты, существовал собственный свод законов. Также великими князьями практиковались династические браки, помогавшие укрепить репутацию Руси и благоприятствующие внешнеполитическим отношениям с другими высокоразвитыми странами.

Зачем несколько столиц?

Если следовать официальной версии истории, то первая столица Древней Руси - это, конечно же, Киев. Мать городов русских стала главной в 882 году, когда на берег Днепра высадился с Игорем и, убив Аскольда и Дира, захватил власть. Именно он, согласно летописи, предрек городу большое будущее. Зачем же могущественному государству нужна была другая столица? Древняя Русь, как известно, пережив расцвет при Владимире-крестителе и Ярославе Мудром, пришла в упадок. В первую очередь из-за распрей и междоусобиц. Многочисленные сыновья и внуки, братья и дяди великих князей получали свой удел - город с соседними деревнями, в котором правил каждый из них. Вскоре правителей оказалось больше, нежели земель, также некоторые из них были недовольные тем, какой удел ему назначили. Вот между ними и начиналась борьба за лучшее место под солнцем, за киевский престол, который давал больше прибыли и влияния. Но одни княжества (уделы) были сильнее, другие послабее, князья заключали между собой сделки и нередко шли войной друг на друга.

Пропасть между княжествами росла, Киев постепенно утрачивал свое значение столицы. Зато на арену выходили и другие поселения, которые были главными городами сильных древнерусских княжеств. Это и Великий Новгород, и Чернигов, и Владимир, и Суздаль, и Галич, а позже и Москва. Поэтому в государстве восточных славян была не одна столица: Древняя Русь имела их много, не зря именовалась «Гардарикой», то есть Страной городов.

Первый стольный град

Так какой город считала главным Древняя Русь? Столица под номером один - это Киев, величественный город на Днепре, резиденция митрополита с десятого века. Основанный легендарным князем Кием (или только усиленный им), он стал главным городом Вещего Олега, его преемника Игоря и его потомков до Владимира Мономаха. После этого он считался главным лишь формально и передавался великим князем только второстепенным родственникам. А после вторжения монголо-татар превратился в провинцию, которой потом овладели сначала а затем Речь Посполитая, Московское царство.

Древняя Русь, столица которой, как известно, Киев, заботилась о развитии городов. В главном граде возводились каменные храмы (после принятия христианства), укреплялись крепостные стены, возводились новые ворота, действовали школы и книгохранилища. Многие достопримечательности золотой эпохи государства и сегодня можно увидеть в украинской столице. Это в первую очередь Золотые ворота, Софийский собор, Успенский и Златоверхий Михайловский собор, Троицкая церковь,

Ладога Старая

Есть еще один город, заслуживающий внимания историков - Старая Ладога. Древняя столица Руси номер два возникла в середине восьмого века, а в 862 - 864 годах была резиденцией Рюрика. Согласно летописям, после этого легендарный князь отбыл в Новгород, город, который в будущем получил титул «Великий». Сегодня здесь можно увидеть Успенский собор и Георгиевскую церковь, возведенные во второй половине двенадцатого века.

Старая Ладога сегодня - это небольшая деревня, возраст которой около двенадцати веков. Последние археологические исследования дают возможность предполагать, что поселение основали выходцы из североевропейских стран. Это была стоянка, где ремонтировались суда и строились новые корабли,

Рюриково городище в Новгороде

Столица Древней Руси Ладога утратила свой титул, поскольку Рюрик уехал в новый град, расположенный примерно в двух километрах от центральной части современного города. Сейчас он привлекает уникальными памятниками архитектуры княжеских времен, ведь не был тронут монгольской ордой, а, следовательно, не был разграблен и разрушен. Это Николо-Дворищенский, Софийский, Георгиевский соборы, Антониев монастырь, церкви Спаса, Рождества Богородицы, Благовещенья, Петра и Павла, Параскевы-Пятницы.

Расцвет града пришелся на период Новгородской республики, когда все важные решения о жизни государства принимались не вече. Существовала она с 1136 по 1478 год, а ее территория простилалась на сотни километров - от Уральских гор до Балтийского (или Варяжского) моря. В нем развивались ремесла, велась оживленная торговля, строились каменные здания, писались летописи и книги.

Сегодня Новгород (столица Древней Руси и Новгородской республики) можно смело называть туристической Меккой России, поскольку сохранил свое лицо сквозь тысячелетие.

Владимир-на-Клязьме

Еще одной столицей древнерусского государства считается Владимир, который был главным в период 1243 - 1389 годов. Град основал Владимир Мономах в 1108 году, а через полвека в него перенес свою резиденцию Андрей Боголюбский. Расцвет поселения пришелся на правление Всеволода Большое гнездо, которому подчинялись все земли, кроме Полоцка и Чернигова. О той славной эпохе во Владимире напоминают Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.

Заключение

Под ударами нукеров хана Батыя, к сожалению, прекратила свое существование Древняя Русь. Столица ее утратила свое влияние и на много лет оказалась в руинах, забывались ремесла, которые были невостребованными в Золотой Орде. Но страна постепенно оправлялась от тяжелого удара, росли новые поколения людей, которые сначала подчинялись монгольскому игу, а потом и сбросили его. Таким образом, Русь снова возродилась и вошла в новое время с новым лицом.