Географический прогноз
- 1. Виды и этапы прогнозирования
- 2. Методы прогнозирования
- 3. Особенности географического прогнозирования
- 4. Виды и методы географического прогнозирования
Виды и этапы прогнозирования
Практический смысл регионального природопользования в том, чтобы, используя знания о закономерностях развития ТПХС, делать правильные прогнозы возможных изменений в природной среде и обществе в результате реализации тех или иных событий. Например, что будет с природой Марий Эл, если глобальное потепление продолжится? По прогнозу через сто лет здесь будет лесостепь. А как это отразится на нашей жизни? А что будет с природой и экономикой республики, если через неё пройдут отрезки проектируемых магистралей - скоростной железнодорожной Москва-Казань и автомобильной до Китая?
Наиболее пригодны для ответов на подобные вопросы географические прогнозы, т. к. только эта наука накопила достаточное количество знаний и методов для решения комплексных проблем, возникающих на стыке природы и общества. Отсюда и полезность изучения этой темы Вообще говоря, полезен был бы и специальный курс по географическому прогнозированию, но, к сожалению, у нас его пока некому читать..
Как всегда начнём с определений.
Прогноз - вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем, основанное на специальном научном исследовании (прогнозировании) Новейший философский словарь 2009 г. //dic.academic.ru.
По предмету могут быть выделены прогнозирование естествоведческое и обществоведческое. Объекты естествоведческого прогнозирования характеризуются неуправляемостью или незначительной степенью управляемости; предсказание в рамках естествоведческого прогнозирования является безусловным и ориентированным на приспособление действий к ожидаемому состоянию объекта. В рамках обществоведческого прогнозирования может иметь место самоосуществление либо саморазрушение прогноза как результат его учета Там же.
В этом отношении географический прогноз отличается своеобразием, находясь на стыке естествоведческого и обществоведческого. Какие-то процессы мы направлять можем, а к каким-то должны только приспосабливаться. При этом не всегда очевидна разница между теми и другими. Ещё одна проблема в том, что все остальные науки имеют дело с довольно узким предметом исследований и процессы протекают там в однопорядковых интервалах времён. Например, геология имеет дело с процессами длящимися сотни и миллионы лет, метеорология с интервалами от часов до нескольких суток. Соответственно выглядят и горизонты прогнозирования. В географических системах сочетаются процессы с совершенно разными характерными временами. Поэтому трудности начинаются уже с определения разумной продолжительности, на которую можно давать прогноз.
Для целей регионального природопользования лучше всего подходят рекомендации по прогнозированию антропогенных ландшафтов. Здесь выделяют прогнозы.
Краткосрочные на срок 10-15 лет.
Среднесрочные на 15-25 лет.
Долгосрочные - 25-50 лет.
Дальнесрочные более 50 лет.
Срочность прогноза здесь привязана преимущественно к скорости процессов в общественной сфере, но учитываются только сравнительно медленные процессы, происходящие в материальной основе производства сопоставимые с динамикой длинных циклов Кондратьева. В специальных исследованиях региональных систем природопользования могут приниматься и другие сроки .
Успешность прогноза зависит и от сложности объекта, будущее которого мы хотим предвидеть. Из вышесказанного видно, что географический прогноз касается весьма сложных объектов. Но в некоторых случаях задачу удаётся упростить без значительной потери надёжности прогноза, а иногда нас интересует только поведение немногих параметров. В результате в зависимости от сложности и размерности объекта выделяют прогнозы.
Сублокальные с предсказанием по 1-3 переменным.
Локальные по 4-14 переменным.
Субглобальные 15-35 переменным.
Глобальные 36-100 переменным.
Суперглобальные более 100 переменным.
В зависимости от типа прогнозируемых процессов выделяют и два основных типы прогнозов.
Поисковые (генетические) . Они направлены от прошлого-настоящего в будущее. Мы изучаем то, что происходило ранее, находим закономерности и, предполагая, что они сохранятся или изменятся предсказуемым образом, делаем вывод о будущем поведении системы. Этот тип прогнозов является единственно возможным для естествоведческого прогнозирования. Примером могут служить всем известные прогнозы погоды. Естественное развитие природы от нашего желания не зависит.
Нормативные (целевые). Эти прогнозы идут от будущего к настоящему. Здесь определяют пути и сроки достижения возможного состояния системы, принимаемого в качестве цели. Изучается ситуация в настоящем, выбирается ее желательное состояние в будущем и строится последовательность событий и действий, которые могли бы это состояние обеспечить. Например, мы хотим избежать глобального потепления. Предполагаем, что его причиной являются выбросы парниковых газов. Задаём цель - через х лет обеспечить их содержание в атмосфере у % . Затем смотрим, какие меры могут обеспечить достижение этого результата и оцениваем реальность их осуществления при тех или иных условиях. На основе чего делаем вывод о вероятности достижения задуманного. Затем вносим изменения или в цели или в способы их достижения. Этот тип прогнозирования более приемлем в обществоведческих исследованиях.
Географический прогноз в силу выше обозначенных особенностей, как правило, имеет смешанный характер с элементами обоих типов.
Для повышения надёжности прогнозов важно соблюдать их процедуру, которая включает следующие этапы.
- 1. Постановка цели и задач. Это определяет все последующие действия. Если цель не сформулирована, то всё последующее окажется набором нескоординированных и нелогичных действий. К сожалению, далеко не всегда авторы прогнозов задают цель в явном виде.
- 2. Определение временных и пространственных границ прогноза. Они зависят от цели прогнозирования. Например, если целью является выявление последствий строительства вышеупомянутых магистралей для гидрологического режима, то прогноз может быть краткосрочный, а зона влияния ограничена первыми сотнями метров. Если же мы хотим предсказать социально-экономические изменения, то это будет означать и более длительный срок прогноза и более обширную территорию.
- 3. Сбор и систематизация информации. Очевидна зависимость от того, что было задано по 1 и 2 пп.
- 4. При использовании нормативного метода прогнозирования - построение дерева целей и ресурсов. В данном случае задаваемая цель и цель прогноза разные вещи. В приведённом примере нормативный метод может использоваться для любой цели прогнозирования. Но в случае с гидрологическим режимом в качестве генеральной цели должно быть задано какое-то нормативное состояние окружающей среды, а для социально-экономического прогноза какой-то уровень изменений в качестве жизни вовлеченного в зону влияния дороги населения. Генеральная цель в обоих случаях разбивается на подцели всё более низких уровней, пока мы не доходим до необходимых для их достижения ресурсов.
- 5. Выбор методов, выявление ограничений и инерционных аспектов. Здесь также очевидна зависимость от цели прогноза. В случае с гидрологией и краткосрочным прогнозом преимущественно будут использованы методы из геофизики ландшафта и инженерные расчёты. Во втором случае необходимо использование экономико-географических, экономических и социологических методов. Ограничения и инерционные аспекты тоже будут разные. Одним из ограничений при нормативном методе будет, например, объём средств, которые могут быть выделены для достижения цели. Инерционные аспекты увязываются со сроком прогноза. К ним относятся те, которые меняются за срок значительно больший, чем срок прогнозирования. Неучет инерционности часто приводит к необоснованным прогнозам. Характерный пример - это предсказания быстрого перехода на альтернативную энергетику. Это при том, что срок службы средней тепловой или атомной станции 50 лет, а ГЭС даже больше. Очевидно, что никто их уничтожать не будет, пока они свой ресурс не выработают.
- 6. Разработка частных прогнозов. Начиная с прогнозов локального уровня сложности, может понадобиться прогноз поведения некоторых входных параметров. Например, при оценке последствий строительства магистралей по нашей территории на размещение населения нужно предвидеть изменения естественного прироста и миграционной подвижности населения.
- 7. Разработка основных вариантов прогноза. Осуществляется путём сведения воедино и увязки частных прогнозов. Рекомендуется составлять несколько вариантов для разных возможных условий и сценариев развития событий.
- 8. Экспертиза разработанных вариантов и окончательный прогноз с учётом замечаний, поступивших в результате экспертизы.
- 9. Использование прогноза, отслеживание его соответствия фактическому течению событий и необходимые корректировки самого прогноза или мероприятий по его реализации, если это нормативный прогноз.
Прогнозирование в настоящее время приобрело очень большое значение почти во всех отраслях науки и хозяйства, и поэтому вполне закономерно, что прогнозированием заинтересовались и географы. В последнюю четверть XX столетия в географических изданиях постоянно публиковались работы по вопросам географического прогноза. Однако проблема прогноза чрезвычайно сложна, и говорить о сложившейся методике географического прогнозирования пока еще преждевременно. Скорее речь может идти о научном поиске в решении этой сложной и многоплановой проблемы.
В системе наук формируется особая отрасль - прогностика, или наука о прогнозе, которая обобщает опыт прогнозирования, накопленный в различных науках, разрабатывает общетеоретические вопросы и методы прогнозирования.
В настоящее время в прогнозировании используется до сотни различных методов, которые объединяют в несколько групп. Однако отбор методов, проверку их применимости производят в зависимости от целей и объекта прогнозирования, поэтому прогноз - неотъемлемая часть той науки, в компетенции которой находится объект прогноза. По сути дела, прогнозирование само служит методом научных исследований, особенности применения которого в разных науках определяются спецификой самих наук.
По мнению академика Б. М. Кедрова (1971), прогнозирование - характерная черта определенной стадии развития науки, которую он назвал прогнозной, а предшествуют ей еще две стадии - эмпирическая и теоретическая. Естественно, что различные науки достигают прогнозной стадии своего развития неодновременно.
Для прогнозирования какого-либо явления необходимо знать его сущность и основные закономерности его развития, а также характер взаимосвязи прогнозируемого явления с другими и условия, при которых оно проявляется (Ю. Г. Саушкин, 1972). Следовательно, ! лишь при достаточно высоком уровне развития теории науки ее познавательные возможности расширяются до изучения явлений, которые еще не осуществились, но вполне могут произойти.
Прогнозирование - одна из наиболее актуальных и сложных современных научных проблем. Ее разработка обеспечивается уровнем развития науки, а постановка прямо и непосредственно связана с запросами практики. Расширение и усложнение взаимодействия человеческого общества с окружающей средой поставили на пове-стку дня необходимость разработки географического прогноза.
Принципы географического прогнозирования вытекают из теоретических представлений о функционировании, динамике и развитии ПТК, включая и закономерности их антропогенной транс- \ формации. Основанием географического прогноза служат перемены в состоянии тех факторов, от которых могут зависеть предстоящие
изменения ПТК. Среди этих факторов есть природные (неотектонические движения, изменения солнечной активности, саморазвитие ПТК и др.) и антропогенные (хозяйственное освоение территории, гидротехническое строительство, рекультивация земель и т.д.).
В настоящее время антропогенное воздействие на природу по своей силе сопоставимо с самыми мощными природными факторами и может привести к необратимым изменениям природы. Предсказать направление и скорость изменения взаимоотношений природы, населения и хозяйства в их временном и территориальном аспекте - задача географического прогноза.
Географический прогноз тесно связан двусторонними связями с социально-экономическим прогнозом. Из социально-экономического географический прогноз черпает прогноз потребностей, а поставляет ему прогноз возможностей. Прежде всего это касается ресурсного прогноза. Однако и в отношении размещения отраслей хозяйства, в определении допустимой технологии производства географический прогноз, раскрывающий возможные изменения природной среды, служит своеобразным территориальным лими-татором для социально-экономического прогноза.
Сложность географического прогноза заключается в том, что он охватывает не только временные, но и территориальные изменения взаимоотношений между тремя очень сложными системами: природой, населением и хозяйством. Ю. Г. Саушкин (1976) отмечает, что главное в географическом прогнозе заключается «в научном предвидении видов и форм трансформации во времени пространственной неоднородности и пространственного сочетания и взаимодействия различных объектов (явлений, процессов) на земной поверхности».
Географический прогноз подразделяется на физико-географический, демогеографический и экономико-географический. Физико-географический прогноз - это прогноз изменения окружающей природной среды, «это научная разработка представлений о природных географических системах будущего, об их коренных свойствах и разнообразных переменных состояниях, в том числе обусловленных непреднамеренными и непредусмотренными результатами деятельности человека» (В. Б. Сочава, 1974). В зависимости от полноты охвата компонентов географической оболочки физико-географический прогноз может быть частным или комплексным.
Частные физико-географические прогнозы характеризуют пространственно-временные изменения одного какого-нибудь компонента или явления, либо группы тесно взаимосвязанных явлений. К частным прогнозам относятся прогноз изменения климата или стока, прогноз развития эрозионных процессов или засоления почв в связи с орошением, прогноз изменения растительного покрова или соотношения тепла и влаги и т.д. В климатологии и гидрологии прогнозные исследования проводятся давно, поэтому уже на-
коплен немалый опыт и отработана методика, хотя и не всегда еще достаточно надежная.
Задача комплексного (интегрального, по В. Б. Сочаве) физико-географического прогнозирования - выявление тенденций изменения географической оболочки Земли и отдельных ПТК разного ранга под воздействием разнообразных природных и антропогенных факторов.
Прогноз развития ПТК как целостных систем - наиболее сложный прогноз, поскольку он должен одновременно охватывать весь комплекс природных связей с учетом антропогенного воздействия на них.
Любой комплексный физико-географический прогноз - это многофакторный и многокомпонентный, а значит, и вероятностный прогноз, ибо изменение одного из факторов влечет за собой и изменение взаимосвязей, что неизбежно отражается на характере, направлении и скорости изменения всего ПТК в целом. Таким образом, будущие изменения ПТК зависят от сочетания множества условий и факторов, поэтому комплексный физико-географический прогноз должен быть многовариантным.
Многомерность прогноза изменения ПТК - весьма существенная трудность, которую необходимо преодолевать в процессе прогнозирования. Т. В. Звонкова (1972) указывает несколько путей преодоления барьера многомерности: разбиение целого на части, которые легко изучать и просчитывать; использование простых показателей, отражающих сумму важных прогнозных факторов; объединение нескольких показателей в один и т.д. Все эти пути находятся в пределах соотношения анализа и синтеза в прогнозных исследованиях, но, чтобы их использовать, нужно найти такие группы тесно взаимосвязанных факторов и явлений, которые либо подчинены сходным закономерностям развития в пространстве и во времени, либо представляют собой единую причинно обусловленную цепь, либо вызваны одной причиной и т.д. Только такие группы могут выступать в качестве самостоятельных единств, в качестве подсистем ПТК.
В зависимости от характера воздействия антропогенного фактора все прогнозируемые изменения ПТК могут быть объединены в три типа (К.К.Марков и др., 1974). К первому типу относятся из менения природы, происходящие без всякого участия человека, под влиянием различных естественных факторов: неотектонических движений, гидроклиматических изменений, эволюционных изменений биогенных компонентов, как результат процесса саморазвития ПТК и т.д.
Ко второму и третьему типам относятся изменения ПТК под влиянием антропогенного фактора. Они подразделяются на целена правленные, т. е. такие, которые сознательно производятся или будут производиться человеком, и побочные, сопутствующие, непредвиденные изменения. Последний тип изменений вызывает особен-
но большое беспокойство, так как они возникают в результате хозяйственной деятельности, прекратить которую человечество не в состоянии, и могут привести к крайне нежелательным последствиям. Эти три типа изменений происходят с неодинаковой скоростью, в различных направлениях и характеризуются разными закономерностями, поэтому и прогнозируются самостоятельно, однако с учетом их взаимосвязей, а затем интегрируются для установления общей тенденции изменения природы.
Комплексный физико-географический прогноз, характеризующий пространственно-временные изменения ПТК, по территориальному охвату (масштабу) может быть глобальным, региональ ным и локальным, что соответствует трем уровням дифференциации географической оболочки (планетарному, региональному и топологическому).
Глобальные прогнозы не привязаны к конкретной территории, а ориентированы на изучение временных эволюционных тенденций развития Земли как среды обитания. Региональные ориентированы не столько на временные, сколько на территориальные различия и решения. Объектами их являются обширные территории в границах каких-то запланированных мероприятий. Региональный прогноз разрабатывают с учетом сочетания на одной территории разных отраслей хозяйства (видов использования территории) и различных генетических типов ПТК. Он помогает выявлять устойчивые тенденции изменения природы с учетом ее ландшафтной структуры и хозяйственного использования ее ресурсов. Локальный прогноз направлен на изучение возможных изменений природной среды при непосредственном воздействии различных крупных хозяйственных объектов: города, горно-рудных разработок, гидротехнического сооружения и т.д.
Что касается выбора временного отрезка для прогноза, то он определяется социальным заказом, возможностями географии (ее представлениями о допустимой точности определений) и продолжительностью явлений, лежащих в основе изменений ПТК. По срокам прогнозирования все прогнозы делятся на краткосрочные (5-10 лет), среднесрочные (15 - 30 лет) и долгосрочные (50 - 70 лет). Разделение географических прогнозов на обозримую перспективу по срокам прогнозирования на пять категорий, приведенное А. Г. Исаченко (1980, с. 233), на наш взгляд, недостаточно обосновано, так как не увязано со сроками социально-экономических прогнозов. Долгосрочные социально-экономические прогнозы составляют на 25 - 30 лет, этот же период служит расчетным сроком при разработке схем районных планировок, а географический долгосрочный прогноз должен служить предпроектной основой для их разработки, т. е. должен охватывать более длительный срок.
Наиболее актуальным считается прогноз в пределах ближайших десятилетий. Что касается краткосрочных прогнозов (до 5 лет), то
за столь короткий срок ПТК обычно не успевают заметно трансформироваться, а переживают межгодовые природные ритмы и временные флуктуации, зависящие от колебаний метеоусловий.
Краткосрочный географический прогноз призван обеспечивать первую очередь схем и проектов районной планировки (5 -7 лет), j среднесрочный прогноз - вторую очередь (10-15 лет). Оба этих прогноза должны давать более широкую перспективу, позволяющую увидеть хотя бы первые результаты изменения природы под воздействием планируемых мероприятий, поэтому их предельные сроки должны быть более отдаленными, чем сроки социально-экономических прогнозов.
Что касается сверхкраткосрочных прогнозов, то они обычно являются не интегральными, касающимися изменения всего комплекса в целом, а частными (прогноз урожайности, прогноз погоды и т.д.), либо предсказывают динамические сдвиги в современных процес сах, но не дают собственно прогноза (предсказания) ожидаемых направленных изменений природных комплексов, их развития.
В настоящее время наибольший опыт накоплен в разработке локальных прогнозов, связанных с проектированием крупных инженерно-технических сооружений. Менее разработаны вопросы регионального прогнозирования. Практически совсем не разработаны вопросы глобального комплексного физико-географического прогноза.
Прогнозирование изменений ПТК обычно обусловлено собственно природными факторами (К. Н. Дьяконов, 1972), наиболее динамичные из которых - климатические. При долгосрочном прогнозировании оказывается необходимым учет и такого фактора, как неотектонические движения.
Антропогенные воздействия как бы накладываются на тенденции естественных изменений природы, усиливая или ослабляя, а иногда и существенно видоизменяя их, однако предвидеть возможные антропогенные воздействия в отдаленном будущем трудно, поскольку они будут зависеть от уровня развития техники и технологии производства, от использования тех или иных ресурсов и создания новых синтетических материалов. Поэтому долгосрочный географический прогноз должен быть особенно гибким и многовариантным, должен предусматривать возможную заменяемость факторов и корректироваться в зависимости от уровня развития производительных сил. Долгосрочный географический прогноз должен стать предпрогнозной основой для разработки долгосрочных социально-экономических прогнозов.
При краткосрочном прогнозировании большинство естественных природных процессов не успевает за прогнозный срок внести в ПТК заметные изменения, поэтому ведущее значение приобретает прогноз изменений природы под воздействием антропогенного фактора. Именно он определяет грядущие изменения ПТК. Краткосрочный прогноз опирается на современный уровень раз-
вития производительных сил, на современный уровень антропогенного воздействия, поэтому может быть достаточно жестким.
Оптимальным при географическом прогнозировании представляется прогнозный срок 25 - 30 лет, так как он позволяет проследить тенденции естественного развития природы и использовать материалы долгосрочного социально-экономического прогноза для оценки влияния антропогенного фактора.
Чтобы географический прогноз был достаточно достоверным и мог служить основой для управления изменениями окружающей среды, долгосрочного планирования и принятия административных решений, он должен опираться на общие принципы прогнозирования, разработанные наукой: исторический, сравнительный, эволюционный и др. Прогноз должен базироваться на устойчивых взаимосвязях между явлениями природы и взаимодействиях природы и общества, быть гибким, многовариантным, а сам процесс прогнозирования - непрерывным.
Работа по комплексному физико-географическому прогнозированию начинается с детального изучения существующих на изучаемой территории ПТК, их современных свойств, устойчивых связей и степени антропогенного изменения. Особенно большое значение имеет изучение пространственной структуры ПТК, которая служит своеобразным территориальным лимитатором прогнозируемых изменений. Необходимо также собрать материалы по прогнозируемым изменениям в составе населения и структуре хозяйства изучаемой территории для оценки влияния антропогенных факторов в будущем.
Изменение природы под воздействием естественных факторов прогнозируется на основе анализа процесса развития ПТК. Анализ прошлого, т.е. палеогеографический анализ, позволяет установить устойчивые тенденции развития ПТК и дает возможность прогнозировать эти изменения на будущее. Такой прогноз в значительной мере основан на сравнительно-географическом анализе. Сравнивая сходные ПТК, находящиеся на разных ступенях развития, мы устанавливаем природные тенденции их развития. Сравнение комплексов, сходных по природным условиям, но в разной степени измененных человеком, дает возможность судить о направлении, характере, степени и скорости антропогенных изменений, устанавливать тенденции развития ПТК под влиянием антропогенного фактора.
Рассматривая будущее как продолжение прошлого и настоящего, установленные тенденции развития можно распространить на прогнозируемый период. Для этого используются методы экстра поляции. Правда, используя метод исторических экстраполяции при прогнозировании, нужно постоянно помнить о значительном ускорении природных процессов под влиянием антропогенного фактора и о качественных изменениях природной среды в результате взаимодействия природы и общества.
Установленные на основе анализа прошлого и современной» состояний ПТК тенденции дальнейшего их развития на протяжен нии прогнозируемого периода будут изменяться в результате спон-Я танных изменений отдельных факторов или под воздействием хо-Я зяйственной деятельности человека. Учесть такие изменения ПТК позволяет метод «цепных реакций», дающий возможность просле-Я дить всю цепочку связей между различными процессами и явле-Я ниями и составить представление обо всем их комплексе.
При разработке географического прогноза для обоснования раз-1 личных инженерно-технических проектов используется метод «пе-Ш ребора вариантов», позволяющий путем анализа и просчета раз-Я личных вариантов воздействия на природу выбрать из них оптиШ мальный.
Одним из популярных и довольно простых методов прогнози-1 рования является метод экспертных оценок. Специфика его приме-1 нения в географическом прогнозировании заключается в подборе экспертов, которые должны быть не только специалистами своего! дела и иметь большой опыт, но и хорошо знать региональные осо- | бенности той территории, для которой разрабатывается прогноз. I
Таким образом, в процессе географического прогнозирования а широко используются методы географических исследований, а из Я обширного арсенала методов прогностики применяются в настоя- I щее время лишь те, которые по своему существу наиболее близки 1 методам исследования самой географической науки. Прежде всего щ это касается сравнительного метода, который в литературе по прогностике получил название компаративного. В физико-географическом прогнозировании этот метод особенно важен, так как он позволяет использовать территориальные и исторические аналогии.
К сравнительному методу тесно примыкают методы экстра поляции, позволяющие распространять выводы, полученные при изучении нескольких элементов множества, на все множество. Географы в своих исследованиях издавна применяли территориальные экстраполяции, а при прогнозировании центр тяжести переносится на исторические экстраполяции, экстраполяции во времени.
Развитие методов моделирования в комплексных физико-геогра- " фических исследованиях сопровождается одновременным внедрением их в географическое прогнозирование. Прежде всего это касается логического и математического моделирования.
Постепенное совершенствование методов научного прогнозирования и накопление опыта по разработке разнообразных географических прогнозов позволят создать достаточно надежную и хорошо отработанную методику комплексного физико-географического прогнозирования - составной части общего географического прогноза, потребность в котором возрастает по мере дальней-шего усложнения взаимодействия природы и общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача данного пособия - познакомить с методами комплексных физико-географических исследований, в первую очередь полевых, поскольку поле для географа-ландшафтоведа - это основная лаборатория для получения новых научных данных.
Не имея возможности из-за ограниченного объема пособия рассказать обо всем, мы остановились на главном. Из традиционных методов выбрали сравнительно-географический и картографический, реализуемые в виде полевых описаний и карт ПТК, отражающих их пространственное распространение и структуру, без чего невозможны сколько-нибудь серьезные дальнейшие исследования природных геосистем.
Из новых методов рассмотрены ландшафтно-геохимический и ландшафтно-геофизический, позволяющие раскрыть внутреннюю сущность процессов, определяющих функционирование и динамику ПТК. Из новейших методов коснулись лишь компьютерных. Однако компьютерная техника развивается столь стремительно, что сказанное будет очень скоро (и постоянно) требовать обновления. Впрочем, в какой-то мере это относится ко всем методам. В третьем тысячелетии перед географической наукой встали новые задачи, связанные с глобальными экологическими проблемами и разработкой проектов устойчивого развития на всех уровнях организации общества. В связи с этим сейчас, как никогда ранее, остро ощущается необходимость интеграции науки.
А. Г. Исаченко на X съезде Русского географического общества (1995) говорил о большой разобщенности в системе отраслей физической географии, отмечая вместе с тем, что связи физической географии с естественными науками все же теснее, чем со своей «сестрой» - экономической географией. И этот разрыв опасен. Нужны совместные комплексные работы - «двуединая» география должна быть единой.
В настоящее время усилились тенденции экологизации и гуманизации географии. Несомненно, что будут изменяться и методы географических, в том числе комплексных физико-географических
исследований.
Развитие географии шло от «арифметики» (сугубой конкретики) к «алгебре» (классификация, типизация). Долго длилась экспедиционная эпоха, для которой хватало неисследованных земель.
1 1 Жучком 305
После ее завершения настало время перехода к стационарным исследованиям, к «дифференциальному и интегральному исчисле- 1 нию», рассмотрению скоростей и ускорений, анализу временных! и пространственных приращений. Теперь осуществляется переход к кибернетическим системным, нелинейным (фрактальным) яв- 1 лениям. В последние десятилетия открыты формальные законы, I описывающие унифицированное поведение разнообразных природных и антропогенных систем, найдены универсальные ко- 1 эффициенты, определяющие условия перехода в новое качество для любых процессов: роста популяции, перехода от ламинарного движения к турбулентному, перехода ритма сердца к фибрилляции, химических реакций, вплоть до поведения человека, экономики и политики (X.О.Пайтген, П.Х.Рихтер, 1993). На этой основе грядет новый пересмотр методов, возникает проблема преемственности.
Мы видим только то, что знаем. Человек при восприятии стремится к «разложению» сложных конфигураций на более простые и к постоянному синтезу. Восприятие есть воссоздание реальности (Г.Хакен, М.Хакен-Крель, 2002). Из этого следует, что научить видеть, значит, научить воссоздавать образы из деталей. Психофизиологи установили, что восприятие, во-первых, подчиняется | формальным законам, общим для всех систем (кибернетическим), во-вторых, постоянно самоорганизуется.
Чтобы «переделать образ», например, при обучении, нужно передать умение видеть детали (анализировать) и умение «собирать» из этих деталей целое. Одно время характеристика террито-рии давалась методом покомпонентного анализа. Впоследствии этот метод так долго порицали, противопоставляя комплексному, ландшафтному видению территории (которое, собственно, и заключается в способности воссоздать целое из частей), что он почти ушел из школьных учебников и уходит из вузовских. Наступила другая ".] крайность. Но ведь это двуединый процесс: без анализа не может быть синтеза. Надеемся, что данное пособие поможет в этом, т. е. поможет «видеть».
Осваивать или разрабатывать новое, осуществлять совместные работы с представителями родственных или отдаленных научных направлений можно только хорошо усвоив азы собственной дисциплины, наращивая на этом фундаменте все, что потребуется для достижения поставленной цели.
В заключение еще раз о полевых исследованиях. Они ничем не заменимы. Сколько бы мы ни читали литературы, сколько бы ни, изучали самых прекрасных карт, аэрофото- и космоснимков, фотографий, мы не получим полного, всестороннего географического представления об объекте исследования. Только благодаря полевым работам и последующей тщательной обработке материалов (разумеется, с использованием опыта предшественников) мы до-
бьемся того, что наши модели (графические, текстовые, мысленные и прочие) будут более или менее адекватны географической действительности.
Поле формирует начинающего исследователя. От того, в какой ландшафтной обстановке будущий ученый начинал свои полевые исследования или в каких ландшафтах он большей частью работал, в большой степени зависит характер его научного мышления, теоретических взглядов, концептуальных построений. Вот почему, отдавая преимущественное внимание изучению какого-либо региона, всегда полезно поработать и в других. Это расширяет географический кругозор и позволяет освободиться от ограниченных (иногда не совсем правильных) представлений.
>>География: Мы узнаем о глобальных прогнозах, гипотезах и проектах
Мы узнаем о глобальных прогнозах,
гипотезах и проектах
1. Глобальные пpoгнозы: два подхода.
Ученые разработали нeмало глобальных пpoгнозов развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. В них про слеживаются два принципиально разных подхода, которые можно назвать пессимистическим и оптимистическим. Пессимистический подход особенно ярко проявился в глобальных сценариях, разработанных в 70-x гг. участниками так называемого Римского клуба 1 . Из них вытекало, что уже в середине ХХI в. полностью истощатся многие природные ресурсы Земли, а загрязнение окружающей среды достигнет катастрофическoгo уровня. В результате наступит глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис, словом, «конец света», и население нашей планеты начнет постепенно вымирать. Таких ученых стали называть алармистами (от франц. alarme - Tpeвoгa). На Западе появилась масса алармистической литературы.
В этом смысле характерны сами названия книг буржуазных ученых-футурологов: «Пределы роста», «Стратегия выживания», «Человечество на поворотном пункте», «Замыкающий круг», «Впереди бездна», «Бомба перенаселенности» и др. Общий настрой этих работ нашел отражение в следующей пародии, опубликованной в одном из западных изданий: «Скоро последний человек использует последние капли нефти для тoгo, чтобы сварить последнюю щепотку травы и поджарить последнюю крысу».
1 Римский клуб - неправительственная международная организация по прогнозированию и моделированию развития всемирной системы и изучению глобальных проблем человечества. Был основан в 1968 г. в Риме представителями 10 стран. Ученые, общественные деятели публикуют свои исследования в форме докладов Римскому клубу.
В 80-x гг. в мировой футурологии произошел сдвиг в пользу более оптимистической оценки будущего. Ученые, придерживающиеся такогo подхода, не отрицают, что глобальные проблемы человечества очень сложны. В 1987 г. Международная комиссия по проблемам окружающей среды в своем докладе «Наше общее будущее» высказала серьезное предупреждение относительно возможности экологического кризиса и кризиса развития.
Но тем не менее ученые исходят из тoгo, что недра Земли и Мировой океан таят в себе еще мнoгo неиспользованных и нeоткрытых богатств, что на смену традиционным придут новые ресурсы, что НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв - отнюдь не вечное явление. Главный путь решения глобальных про6лем они видят не в сокращении населения и производства, а в социальном прогрессе человечества в сочетании есо с научно-техническшw прогрессом, в потеплении мирового политического климата и разоружениии для развития.
Mнoгo зкологических и экономических прогнозов появилось и в 90-x гг. Согласно экономически м прогнозам. В течение первых полутора десятилетий XXI в. увеличится число постиндустриальных стран. Страны «золотого миллиарда» по-прежнему будут обеспечивать наиболее высокий уровень жизни. «Поезд» стран Юга ускорит свой ход, и при этом произойдет дальнейшая их дифференциация на более богатые и более бедные, которая наметилась уже в наши дни. Coответственно несколько уменьшится экономическая пропасть между Севером и Югом, особенно если иметь в виду абсолютные и долевые показатели. Но разрыв в душевых показателях ВВП останется очень значительным. Составляются и геополитические прогнозы. .
2. Глобальные гипотезы: о чем спорят ученые?
Некоторые аспекты будущего развития человечества находят отражение и в глобальных научных гипотезах.
Вы уже знаете о научной гипотезе парникового эффекта, выдвинутой отечественными и зарубежными учеными, которые прогнозируют глобальные изменения климата в результате прогрессирующего eгo потепления.
Действительно, за последние сто лет средняя температура на Земле поднялась на 0,6 О С. Pacчеты показывают, что при развитии парникового эффекта она может увеличиваться на 0,5 О С каждые десять лет и это приведет ко многим отрицательным последствиям.
Если бы произошло повышение глобальной температуры даже на 3-4 О С, климатические зоны сместились бы на сотни километров, границы земледелия продвинулись бы далеко на ceвер, на oгpoмных пространствах исчезла бы вечная мерзлота.
Северный Ледовитый океан в летнее время был бы свободен ото льдов и доступен для судоходства. С другой стороны, климат Москвы уподобился бы нынешнему климату Закавказья. Экваториальная зона в Африке переместилась бы в район Сахары. Произошло бы таяние ледников Антарктиды и Гренландии, в результате чего Мировой океан, «выйдя из берегов» (eгo уровень поднялся бы на 66 м), затопил бы прибрежные низменности, где теперь живет 1/4 человечества.
Такие алармистские прогнозы делались в 60- 70-x гг. Согласно современным прогнозам, до середины XXI в. среднеглобальная температура не повысится так сильно, а подъем уровня Миpовoгo океана будет, по-видимому, измеряться десятками сантиметров. Впрочем, даже такое повышение уровня Океана может оказаться катастрофическим для целого ряда стран, особенно развивающихся. . (Задание 9.)
Другая интересная научная гипотеза - это гипотеза стабилизациии численности населения Земли. Такая стабилизация (или простое замещение поколений), соответствующая четвертой стадии демографического перехода, должна произойти при условии, что cpeдняя продолжительность жизни мужчин и женщин составит около 75 лет, а показатели рождаемости и смертности сравняются на уровне 13,4 человека на 1000 жителей. В настоящее время этой гипотезы придерживается большинство демографов. Но между ними нет единства в вопросах, на каком уровне и когда наступит такая стабилизация. По мнению крупного советcKoгo демографа Б. Ц. Урланиса (1906- 1981), она про изойдет на уровне 12,3 млрд человек, Haчиная с середины XXI В. (Eвропа, Северная Америка) и кончая первой четвертью ХХII в. (Африка). Суждения других ученых образуют «вилку» от 8 до 15 млрд человек.
Еще одна научная гипотеза - это гипотеза Ойкуменополиса (или мирового города), который возникнет в результате слияния мегалополисов. Ее выдвинул известный греческий ученый К. Доксиадис.
3. Глобальные проекты: необходима осторожность!
Существует также немало инженерных проектов перестройки природы крупных регионов Земли - так называемых глобальных (мировых) проектов. В большинстве своем они связаны с Мировым океаном.
Пример. Еще в начале ХХ в. был выдвинут проект сооружения плотины в Гибралтарском проливе длиною в 29 км. В середине ХХ в. были предложены проекты строительства плотин в Беринговом проливе. Американские инженеры разработали проект энергетического использования и даже поворота Гольфстрима. . Есть проект создания искусственного моря в бассейне Конгo.
Часть из этих проектов и в наши дни можно назвать научной фантастикой. Но некоторые из них в эпоху НТР технически, очевидно, выполнимы. Однако нельзя не учитывать и возможные экологические последствия подобного вмешательства современной технической мощи в природные процессы.
Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений
География за 10 класс бесплатно скачать , планы конспектов уроков, готовимся к школе онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиВ данном документе представлена работа по формированию умения прогнозировать у учащихся на уроках и во вне урочной деятельности. Представлены этапы реализациии умения прогнозировать, анлиз результатов, методические средства развития прогностической деятельности, этапы и приемы решения прогностических заданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Маленкова Л.А., учитель географии МБОУ« СОШ №6», г. Нефтеюганск
Выступление на МО географии по теме
: «Формирование умения прогнозировать у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»
.
Все мы сегодня принимаем участие в реализации концепции модернизации российского образования. Поэтому при определении своей роли, своих целей и задач я исходила из социального заказа, заявленного в Концепции.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,
прогнозируя
их возможные последствия…»
Умение прогнозировать помогает ученикам почувствовать значительность работы, предвидеть развитие географических явлений, планировать исследование, осуществляя его по этапам (формировать гипотезу, высказывать предложение), приобщает к пониманию глобальных проблем, способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности.
Отвечая на вопрос: «Что я, как учитель географии, могу сделать, выполняя социальный заказ?» - я определила
задачу:
«организовать образовательный процесс, позволяющий сформировать у учащихся умение прогнозировать». Таким образом,
цель
моей работы:
ученик
, владеющий умением прогнозировать.
За счет чего я реализую эту цель?
-использование методики решения прогностических заданий;
-применение интернет - технологий;
-организация внеурочной деятельности в НОУ, факультатива;
-применение умения сравнивать.
Как это выглядит на практике?
Для формирования умения прогнозировать у учащихся я создала систему мер, включающую следующие этапы.
Этапы реализации умения прогнозировать:
1 этап
– анализ ситуации (сентябрь)
2 этап
– разработка системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь)
3 этап
– практическое внедрение системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь-май)
4 этап
– диагностика уровня сформированности данного умения (2 раза в год)
На 1 этапе
определяю условия, при которых возможно достижение цели, изучаю состояние и качество умения прогнозировать у учащихся (провожу 1 срез по темам)
На 2-3 этапе:
1 – мотивация (заинтересованность), анализ заданий, их разбор (срез)
2 – осмысление сути прогнозирования и правил его реализации (составление алгоритма)
3 – выявление уровня сформированности умения прогнозировать у учащихся (дидактические приемы: задания в письменной форме, эвристическая беседа).
Умение прогнозировать зависит от уровня развития учащихся, сложности заданий, их характера.
4 – создание условий для практики (дается задание: н-р, в группах) применение умения прогнозировать в классной и домашней работе, в устных ответах и письменных работах; при решении познавательных задач
5 – накопление опыта прогнозирования
6 – перенос с одного предмета на другой и на внеурочную деятельность (применение умения прогнозировать в различных условиях для решения задач)
1-2 четверть
– все этапы
3-4 четверть
– практика, диагностика
Анализ результатов внедрения
(май):
- какие новые идеи, трудности, ошибки, условия ее наиболее эффективного применения;
Н-р:- способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности
- готовность отдельных учащихся к формированию умения прогнозировать
- осуществлять переход от теоретического уровня к практическому.
Самый сложный для усвоения уровень требований предлагает ученику составить прогноз развития географического события или явления. Категория «прогнозировать» выражена через конкретные учебно-познавательные действия, которые ученики выполняют во время текущего и итогового контроля.
Прогностическая деятельность – это особый, специфический вид когнитивной (познавательной) деятельность человека, требующего определенной подготовки (исходной умелости), мыслительных усилий, волевого, эмоционального напряжения, психологической устремленности на поиск.
Итак, для выяснения
особенностей
прогностической деятельности школьников и условий эффективного
управления
ее развитием в процессе обучения школьной географии я ввожу основные
понятия и термины
, употребляемые в теории прогностики.
Прогноз – вероятностное суждение о состоянии какого-либо изучаемого объекта или явления в будущем.
Прогноз как видовой термин определяется через более общие термины:
предвидение и предсказание
. При
предвидении
прогноз строится на неизвестных многим широким кругам теориям.
Предсказание
проще, чем предвидение, базируется на таких процедурах умственной деятельности, как:
описание и объяснение
предполагаемого состояния объекта или явления.
Предвидение
имеет несколько
форм конкретизации:
1) предчувствие (простое предвосхищение); 2) предугадывание (сложное предвосхищение); 3) прогнозирование (исследование)
Географический прогноз – предвидение изменений в развитии разнообразных природных, производственных, социальных, природно- общественных систем.
В зависимости от целей исследование прогнозирование бывает: прогноз в природопользовании – это предсказание динамики изменения природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах; и прогноз воздействия на среду – это предсказание изменений в природной среде, происходящих в результате прямого и косвенного воздействия на нее хозяйственной деятельности.
Прогноз является результатом прогнозирования : это совокупность приемов, позволяющих вынести достоверное суждение о будущем состоянии географического объекта или процесса.
При составлении географического прогноза я использую следующие
методы
:
1)
Ретроспективное прогнозирование
– предсказание будущего на основе детального изучения прошлого состояния системы
2)
Географическая аналогия
. Для прогноза используется возможное сходство одной, лучше изученной системы, с другой – хуже изученной.
3)
Экспертные оценки
. При составлении прогноза учитываются мнения экспертов-специалистов.
4) Моделирование . Основан на создании пространственно-временной модели системы с применением методов математической статистики.
Для обеспечения
прогностической деятельности
школьников в процессе обучения географии я:
1) Осуществляю прогнозирование на разных уровнях сложности, поэтапно.
2) При проектировании прогностической деятельности в системе уроков учитываю разные виды географического прогнозирования.
3) В процессе решений прогностического задания ориентирую ученика на выбор адекватного содержания задания метода прогнозирования.
При
проектировании процесса обучения
я ориентируюсь на
выделенные уровни
прогностической деятельности в структуре обучения.
1)
Предваряющий уровень
осуществляется в форме
предугадывания
; достижение этого уровня требует от учащихся меньших умственных усилий, но в то же время способствует развитию познавательного интереса к предмету изучения.
2)
Первый основной уровень
осуществляется в форме
предсказания
; достижение этого уровня требует от учеников больших
умственных усилий
, связанных с поиском убедительных
теоретических положений
, на основе которых выстраивается прогностическое суждение. В данном случае используем методы
экспертных оценок
и
ретроспективных
.
3)
Второй основной уровень
осуществляется в форме
конкретизации предвидения
; это наиболее сложный уровень деятельности, который требует не только умственных усилий, но и интуиции. На 2 уровне используем методы
аналогии
и
моделирования
.
Максимальный познавательный и развивающий эффект обеспечивает обучение, где все уровни рассматриваются во взаимосвязи, расположенные от простого к сложному. При таком подходе реализация этой технологии на практике способствует целенаправленному развитию прогностической функции географического мышления.
Основным
методическим средством
развития прогностической деятельности школьников являются
учебные задания
, которые различаются по степени сложности и обеспечивают развитие действий предугадывания, предсказания и собственно прогнозирования (предвидения)
При конструировании заданий такого рода я использую следующий
алгоритм деятельности
.
Алгоритм конструирования и использования в процессе обучения учебного задания прогностического типа.
1.Членение, структурирование теоретического знания учебной темы, уже изученной в учебном процессе.
2.Подбор, разработка учебной ситуации, в которой будет использоваться та или иная часть теоретического знания.
3. Деформация ситуации (разрыв определенной географической связи) с целью создания неопределенности, касающейся соответствующего знания.
4. Формулирование вопроса относительно деформированной ситуации.
5. Предложение задания ученику.
6. Вовлечение учащихся в процесс решения прогностической задачи.
7. Контроль правильности решения задачи; выявление затруднений в самостоятельном поиске или коллективной мыследеятельности; выявление потребности в подсказке.
Кроме этого учитываю этапы и приемы решения учащихся прогностического задания.
На
первом этапе
я сообщаю условия задачи, анализируя которые учащиеся включаются в ее решение. Приступая ко
второму этапу
решения задачи, ученики, пользуясь тематическими картами, текстом учебника, другими источниками информации, собирают
данные
по решению задачи, затем формулируют
гипотезы
. После четкой формулировки гипотез организую
третий этап
решения задачи – проверка правильности гипотез (аргументы), где предлагаю найти ученикам дополнительные фактические данные в заранее подготовленных текстах, схематических рисунках и объяснить теоретически наблюдаемую картину. На третьем этапе решения задачи стараюсь избегать у учащихся репродуктивного изложения дополнительных данных; интерес вызывает сообщение «специалистов» или
анализ
разных
текстов
в группах. Обсуждение новых дополнительных сведений убеждает учащихся в правильности верного предположения, на основе которого и
формулируется итоговое прогностическое суждение
.
Успешность решения
прогностической учебной ситуации
зависит во многом от умения учащихся сравнивать, обобщать, систематизировать ранее изученный материал так, чтобы сформировать прогностическое
суждение
.
При построении прогностических заданий я имею в виду, что перестройка географической оболочки и региональных геосистем измеряется геологическими масштабами и составляет тысячелетия. И зменение же локальных геосистем могут происходить на глазах человека (например: формирование карьерно - отвальных комплексов, зарастание болот и др.). Поэтому они и выбираются мною в качестве важных объектов прогнозирования.
Я определяю
три
возможных
уровня
сформированности умения прогнозировать:
1 уровень
– ученик затрудняется при выдвижении гипотезы и поиске аргументов
2 уровень
– выдвигает аргументы, частично доказывающие гипотезу
3 уровень
– выдвигает аргументы, доказывающие правильность гипотезы
Контрольные срезы
на уровень сформированности умения прогнозировать провожу
один раз в полгода
, например:
В
6
классе
Задание 1 по теме «Литосфера»
- Что произойдет, если Уральские горы расположились широтно на севере Евразии?
Задание 2 по теме «Гидросфера»
- Составьте прогноз возможных изменений внутренних вод ХМАО-Югра в результате хозяйственной деятельности человека.
В
8
классе
Задание 1 по теме «Высотная поясность»
- Ваш прогноз: если Хибины и Кавказ поменять местами, как бы выглядел набор высотных поясов?
Задание 2 по теме «Природопользование и охрана природы»
- Как вы думаете, уменьшится или увеличится по сравнению с настоящим временем зависимость человека от природных условий. Приведите доводы и аргументируйте свой ответ.
в
10
классе
Задание 1 по теме «Население мира»
- Подумайте, как изменится доля трудоспособного населения в странах экономически развитых и развивающихся через 20-30 лет. Обострение каких проблем вызовет такое изменение количества трудовых ресурсов?
Задание 2 по теме «Африка»
- Составьте прогноз экономического развития стран Северной Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Как вы думаете, какие из североафриканских стран имеют наибольшие перспективы успешного развития? Почему?
Классы | Задание 1 | Задание 2 | ||||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
|
При решении прогностических заданий использую
компьютерные технологии
для:
- демонстрации материалов: наглядных пособий и карт;
- самостоятельной работы учащихся.
Например: для урока по теме «Реки» в 6 классе я подготовила презентацию при решении задания «Возможно ли в будущем построение ГЭС на реке Обь?»
По теме «Вулканы» в 6 классе – «Как вы думаете, могут ли на территории ХМАО быть вулканы в будущем?»
Исследования
Исходя из Концепции образования, предусматривающей формирование навыков исследования на основе систематизации знаний, анализа и
прогнозирования
, я развиваю у учащихся умение прогнозировать тенденции развития экологической ситуации в городе во внеурочной деятельности в рамках НОУ. Несколько лет мы с учащимися НОУ работаем над темой «Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения»:учащиеся выступали на городской конференции «Шаг в будущее» по теме «Загрязнение атмосферы над г.Нефтеюганском и влияние на здоровье населения» (3 место); принимали участие в конференции в г.Сургуте; по теме «Влияние качества питьевой воды на здоровье населения г.Нефтеюганска». Сейчас работаю над темой «Санитарное состояние почвы и здоровье населения г.Нефтеюганска». Результатом работы учащихся будет составление
экологического прогноза развития города
.
Формированию умения прогнозировать способствует
факультатив по теме «Страноведение»
При изучении природы, населения, хозяйства крупных стран, особенностей жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях учащиеся выполняют различные прогностические задания: раскрывают изменения практики природопользования, динамику нарастания экологических проблем отдельных стран и решениях их в будущем, прогнозируют основные тенденции развития природных, социально-экономических и экологических процессов применительно к конкретным странам.
Например
:
- Предположите, будет ли меняться возрастной состав населения Германии?
- Составьте прогноз экономического развития Бразилии на базе рационального использования природных ресурсов.
Формирование умения прогнозировать
у учащихся как в урочной так и во внеурочной деятельности происходит на основе
умения сравнивать
. С этой целью я составила программу педагогического поиска «
Формирование метапредметных умений у учащихся: сравнение
». Данный прием направлен на изучение существенных признаков, но посредством сопоставления объектов друг с другом. Он помогает углублять и уточнять изучаемый материал. Т.о., изучаемые объекты познаются гораздо более полно. Данный прием обеспечивает оптимальный результат в формировании мышления школьников, в том числе при прогнозировании. Я использую различные виды
заданий на сравнение
:
а) –
самостоятельные работы
после прохождения тем; 7 класс – сравнение ПЗ по 40
°
параллели в Евразии и Северной Америке
б) –
познавательные работы
на сравнение: 6 класс – «По физической карте мира определите, площадь какого материка или материков изменилась бы меньше всего, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 метров. Приведите аргументы.»
8 класс: - Как изменится численность населения РФ в 2020 году по сравнению с настоящим временем?
- Предположите, будет ли меняться состав трудовых ресурсов в нашем округе?
в) –
упражнения на сравнение
по образцу (алгоритму): 6 класс – Объясните, чем различаются магматические и осадочные горные породы. Пользуясь необходимыми картами, определите черты сходства и различия в местоположении Миссисипской низменности и Западно – Сибирской равнины. Предложите, изменится ли их местоположение через 250 млн. лет. Аргументируйте свой ответ.
г) –
несложные исследовательские работы
; например, по теме «Климат своей местности» (сравнение по месяцам: сентябрь и февраль).
Ежегодно учащиеся НОУ принимают участие в конференции « Шаг в будущее », имеют дипломы и грамоты.
Дорогие ползователи! В этой главе вы узнаете, что такое прогноз, прогнозирование, географический прогноз и прогнозирование, методы прогнозирования, глобальные, региональные и местные географические прогнозы.
В процессе своей хозяйственной деятельности человек интересуется не только существующими на данный момент природными условиями, его также заботят изменения, которые могут произойти в будущем. А следовательно, изучение и предварительное прогнозирование природных условий имеют также большое значение с точки зрения удовлетворения нужд человека. Изучая главы данной темы, вы ознакомитесь с понятием географический прогноз, его методами, видами и вопросами оценки изменений природных комплексов Узбекистана.
Понятие о географическом прогнозе
Прогнозирование состояния географической оболочки в будущем, научное обоснование вопросов предупреждения пагубного влияния человеческой деятельности на природную среду в условиях научно-технической революции являются одной из приоритетных задач современной географии.
В науке способность предвидеть и предсказывать явления или изменения состояния какого-либо объекта, могущие иметь место в будущем, называют прогнозом.
На современном этапе развития существуют понятия прогнозирования и прогноза. Прогнозирование - это процесс сбора данных об изменениях состояния изучаемого явления или объекта. Прогноз представляет собой заключительный итог исследований, полученных в результате прогнозирования. В принципе, под прогнозом понимают характеристику будущего состояния изучаемого объекта или явления.
Географическое прогнозирование представляет собой процесс сбора и накопления сведений о развитии и изменении природной и социально-экономической среды.
Под географическим прогнозом понимают научно обоснованное предсказывание основных направлений в изменениях природной среды и территориальных производственных структур.
В последнее время, в результате ускорения темпов научно-технического развития, научные изыскания в области прогнозирования ведутся также интенсивно. Резко сократилось время, необходимое для внедрения научных идей в практику, что конечно увеличило и масштабы влияния на окружающую среду. В итоге изменилось и время обратного влияния окружающей среды на человека. И это влияние обычно носит негативный характер. И тем более важное значение приобретает теперь умение предсказывать подобные причинно-следственные процессы в природе. В противном случае, экологические катастрофы из разряда локальных переходят в региональные и глобальные. В качестве примера приведем трагедию Арала.
Географические прогнозы осуществляются несколькими вариантами. Например, проект по изменению русел Сибирских рек и направлению их в Центральную Азию и Казахстан разрабатывался в нескольких вариантах с учетом возможных экологических последствий. Существовало 5-6 вариантов, из них впоследствии был отобран самый оптимальный, на основе которого и велись все расчеты.
Географические прогнозы составляются на периоды разной продолжительности, соответственно различают следующие группы: оперативный прогноз (составляется на один месяц), кратковременный (от одного месяца до одного года), прогноз средней длительности (от 1 года до 5 лет), длительный (от 5 лет до 15 лет), сверх-длительный (свыше 15 лет).
Для проведения природного географического прогноза определяют свойства компонентов природных комплексов, подлежащих оценке. Рельеф, горные породы, почва, вода, растительность и животный мир каждого региона - строго специфичны. Все сведения, отражающие эти свойства компонентов природных комплексов, широко используются в процессе географического прогнозирования.
Рельеф . Впадины скапливают в себе техногенные продукты (отходы). Возвышенности, наоборот, способствуют их рассеиванию. Склоны предгорий способны оказывать положительное или отрицательное влияние на плотность этих продуктов, способность расщепляться, а также их поведение при попадании в подземные воды.
Горные породы . Водопроницаемые и водонепроницаемые породы, их толщина влияет на состояние внешней среды.
Вода. Имеют значение количество растворенных в ней органических веществ, годовой объем и скорость течения. Чем больше скорость течения, соответственно, тем быстрее уносятся загрязняющие воду вещества. Растворенные в воде органические вещества способствуют быстрому растворению тяжелых металлов.
Почва. Окислительно-восстановительные, кислотно-щелочные условия. Они определяют способность почвы к самоочищению.
Растения. Виды, поглощающие вредные (загрязняющие) вещества. Учитывая вышеуказанные свойства, можно прогнозировать изменения внешней среды.
Запомните!
Под географическим прогнозом понимают научно обоснованное предсказывание основных направлений в изменениях природной среды и территориально-производственных комплексах.
Географическое прогнозирование представляет собой процесс сбора и накопления сведений о развитии и изменении природной и социально-экономической средьи.
А знаете ли вы?
Представим себе, что будет, если средняя температура поднимется на 3-4°С. Произойдет сдвиг климатических регионов на сотни километров, границы земледелия достигнут северных районов, произойдет таяние ледников. Льды Ледовитого океана летом сойдут на нет, что создаст благоприятные условия для навигации. С другой стороны, климат Москвы и близлежащих территорий будет сходен с настоящими климатическими условиями Закавказья. Экваториальная зона сдвинется к северу, к Сахаре. Растают льды и Антарктиды, и Гренландии, что повлечет за собой увеличение уровня океана на 66 м, и, следовательно, это обстоятельство станет причиной того, что 25% суши уйдет под воду.
По оценкам экспертов ООН, население Земли к 2010 г. достигнет 7 млрд, к 2025 г. - 8,5 млрд, а к 2040 г. может достигнуть цифры в 10 млрд чел .
Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации.