Где каренина бросилась под поезд. Последняя тайна анны карениной

Вперед, в прошлое!

Больше всего в России топонимов, образованных от имен собственных – Михайловка, Николаевка, Александровка. И название «Никольское» — одно из самых популярных в России. Сел и станций с этим нехитрым наименованием несколько сотен; только в Московской области их восемнадцать. Свое Никольское есть и на востоке Подмосковья. Никольско-Архангельское, вотчина графьев Долгоруковых, ныне – скромная платформа «Никольское», где останавливается не всякая электричка.

Пруды серебряные и золотые

В императорской России усадьба Никольское-Архангельское была шикарной. Особенно интенсивно Долгоруковы взялись ее обустраивать, когда рассчитывали женить юного царя Петра II на своей Маше Долгоруковой. Тогда-то в имении появился знаменитый каскад прудов. Водным путем было легко добираться из царского Измайлова в Горенки и к Долгоруковым – примерно, как сейчас по Москве на речном трамвайчике. Прудов было больше десятка: Крестьянский, Княжий, Серебряный, Стерляжий, Желтый, Тарелочкин и Степан Степанович и т.д. На сегодня более-менее сохранились лишь некоторые пруды - например, Желтый. Из всего каскада он был самым красивым.

Размер угодий равнялся без малого пятистам десятинам. Десятина чуть больше гектара, и, нарубив мысленно владения Долгоруковых на садоводства, получим примерно штук десять средних садоводческих товариществ на пятьсот участков, и единого князя-владельца над всей многотысячной командой крепостных. Простите – дачников.

Эти места часто рисовал Левитан 150 лет спустя. На большей части известнейших его картин рубежа XIX-XX веков изображены как раз восточные дачные окраины – Владимирская дорога и Салтыковка, соседствующая с Никольским.

Времена, меж тем, были антисемитские, и некоторых патриотов очень возмущало, что русские поля смеет рисовать некто Исаак Ильич. Причем, если присмотреться, то даже не Ильич, а Эльяшевич-Лейбович! Левитана возмущения не трогали – ему нужно было зарабатывать на жизнь, творить, а больное сердце намекало, что времени на это немного. У художника, родившегося в Мариампольском уезде (нынешней Литве) в местечке, где жили еврейская и шотландская общины, вдруг оказались самые русские пейзажи - не чудно ли! Пожелтевшие поля, небо всех оттенков серого и голубого, озера с кувшинками и темные сказочные леса – все это осталось с нами на его полотнах.

Прикажете до Обираловки?

Владимирский тракт и параллельная ему Носовихинская дорога, чуть помельче размахом, были очень популярными торговыми трассами. Путь связывал Москву и Нижний Новгород. Но густые леса и разливные речки Мещёры (именно на Мещёрской низменности расположен весь подмосковный восток) скрывали не только соловьев и зайцев. Жители окрестных деревень таились по канавам в большим удовольствием, ожидая проезда по дороге купеческого возка.

Этот гибрид таможни, рэкета и службы ГИБДД в 17-18 веке работал исправно. Купцов обирали и отпускали, нередко выпрягая и бесценную лошадь. Обходить Носовиху было долго и муторно, поэтому волей-неволей купцы считали риск благородным делом. Местность получила название Обираловка. Усилия графа Румянцева-Задунайского, именовавшего угодья Сергеевкой, по имени младшего сына, успеха не принесли. Традицию удалось переломить лишь решительным большевикам. В тридцатые годы они назвали станцию и городок «Железнодорожный» — теперь он вместе с Салтыковкой, Никольским и Кучино входит официально в почти полумиллионную подмосковную Балашиху.

А в девятнадцатом веке, несмотря на мрачноватое название, Обираловка росла и ширилась. Стратегически удачное место обрастало приметами цивилизации – железнодорожная станция, почта, водокачка, торговый двор и, наконец, телеграф. Обираловка уже не слыла забубенной лесной деревенькой, теперь это был полноценный остановочный пункт с залами I и II класса и четырьмя железнодорожными стрелками.

«То артельщики подбегали к ней, предлагая ей свои услуги; то молодые люди, стуча каблуками по доскам платформы и громко разговаривая, оглядывали ее, то встречные сторонились не в ту сторону», — писал граф Толстой об Обираловке, глядя на нее глазами измученной Анны Карениной, и добавлял: «Две горничные, ходившие по платформе, загнули назад головы, глядя на нее, что-то соображая вслух о ее туалете: «Настоящие», – сказали они о кружеве, которое было на ней. Молодые люди не оставляли ее в покое. Они опять, заглядывая ей в лицо и со смехом крича что-то ненатуральным голосом, прошли мимо. Начальник станции, проходя, спросил, едет ли она. Мальчик, продавец квасу, не спускал с нее глаз».

Даже сделав скидку на специфическое восприятие реальности морфинистки Карениной, которой чудится, что весь мир недоброжелательно обступает ее, картина выходит живая и насыщенная. Платформа в двадцать с лишним верст от Москвы – и, пожалуйте: горничные, обсуждающие моды, услужливые артельщики, продавцы кваса. Через несколько минут на глазах у всей этой разномастной толпы Анна бросится между вагонами лязгающего паровоза и останется там навсегда.

Кстати, с Обираловкой Лев Николаевич Толстой был знаком не понаслышке. Рядом, в деревне Кучино, было поместье его родственника Николая Рюмина. Туда Толстой довольно регулярно ездил, именно там был представлен юной Прасковье Щербатовой, ставшей прообразом Кити Щербацкой.

«Со скукой и сонливостью поехал к Рюминым, ― пишет граф в дневнике, ― и вдруг окатило меня. П. Щ. ― прелесть. Весело целый день». Именно у Рюмина работал крепостной паренек Савва Морозов, выкупившийся с сыновьями за легендарные семнадцать тысяч рублей (по современному курсу - около 280 тысяч долларов).

А Прасковья Щербатова, миленькая Кити, выросла в графиню Уварову, председателя Московского археологического общества, профессора шести университетов – Дерптского, Казанского, Харьковского, Московского, Петербургского археологического и Лазаревского института восточных языков.

Прасковьей Николаевной, обираловской принцессой, была в 1906 году инициирована работа по созданию полного каталога отечественных древностей. Работе этой сто десять лет, и она идет до сих пор. Внуков, правнуков и пра-правнуков Прасковьи Уваровой, археологической красавицы и матери семерых детей, зовут Доминик-Уильям, Люк-Джерард, Каспар-Серж и Лара-Александра. Они живут в Европе.

Остров Кучино

Деревенька Кучино упоминается еще в грамотах Ивана Калиты. Было это, получается, семьсот лет назад. Сменилось двадцать восемь поколений – а у Москвы-столицы все стоит маленький пригород, уже не деревенский, вполне мало-городской, сосед бывшей Обираловки.

После помещика Рюмина, толстовской родни, имение спустя несколько лет выкупили Рябушинские. И двадцатидвухлетний Дмитрий Рябушинский не стал выкраивать из имения сплошные дачи – как делал, скажем, оборотистый и такой же юный Александр Торлецкий, владелец имения по соседству – Рябушинский задумал идею другую, прогрессивную. На правом берегу местной речки Пехорки он построил первый в мире Аэродинамический институт под управлением профессора Московского университета Николая Жуковского. Профессор преподавал юному Дмитрию Павловичу механику в училище коммерции и влюбил юношу из купеческой семьи в науку.

Еще и года не прошло с того момента, как братья Райт подняли в воздух первый самолет, а в конце 1904 года в Кучино уже функционировал Аэродинамический институт. Строительство начали в июле, к ноябрю институт был готов. Жуковский лично следил за материально-техническим оснащением лаборатории, доказывая важность постройки аэродинамической трубы определенной длины.

Дмитрий Рябушинский ухнул в строительство сто тысяч рублей – это почти два миллиона долларов по нынешнему курсу. Еще 36 тысяч в год (около 600 тысяч современных долларов) он определил на ежегодное довольствие института.

В 1918 году Рябушинский, уже серьезный предприниматель и меценат, отдал институт Стране советов с личной просьбой национализировать учреждение на благо народа.

«Вся продуктивная работа в это время в России сделалась невозможной. В Петрограде были убиты виднейшие артиллерийские техники — Н.А.Забудский, генералы Матафанов и Дубницкий. Я […] остался в Москве, чтобы защитить Аэродинамический институт от разрушений, которые уже начались, и чтобы обеспечить положение работающих в нем» , – это из его собственных воспоминаний.

Большевики порыв не оценили и слегка помариновали Дмитрия Павловича в своих знаменитых подвалах. Рябушинский вскоре вышел оттуда, живой и здоровый, но сразу в Данию. Из Дании он уехал во Францию, и там прожил еще сорок лет, до самой смерти. Всю жизнь Рябушинский жил по «нансеновскому» паспорту русского эмигранта, отказывался от всех почетных гражданств, читал лекции по воздухоплаванию и аэродинамике, защитил диссертацию в Сорбонне, стал членом-корреспондентом французской Академии наук. Он стоял у истоков создания парижского Общества охранения русских культурных ценностей за рубежом.

«За 27 лет пребывания вне пределов нашей Родины, я неизменно преследовал две цели: 1 - участие, по мере моих сил, в увеличении русского вклада в мировую науку, 2 - хранение, отстаивание значения и содействие увеличению, несмотря ни на какую преходящую обстановку, наших отечественных культурных ценностей» , — писал меценат президенту французской Академии наук.

В СССР тем временем сняли патриотическую киноленту о биографии Жуковского. На экране алчного и недалекого купчишку Рябушинского сурово прерывает резкий, но принципиальный профессор Жуковский, родом из простых небогатых инженеров - образ очень соответствующий времени.

Дмитрий Павлович Рябушинский похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Внуки создателя первого в Европе аэродинамического института живут во Франции, США и Швейцарии.

Оригинал взят у nawepodmoskovie в Станция в Подмосковье, на которой «бросилась» под поезд Анна Каренина



На фото: станция Железнодорожная Горьковского направления МЖД
Платформа Железнодорожная Горьковского направления МЖД описана в романе Льва Толстого «Анна Каренина». В 19 веке станция называлась Обираловка и через нее проходило всего 25 пассажиров в день - сегодня же пассажиропоток составляет несколько тысяч человек. Как выглядит станция полтора века спустя и подтверждает ли свою печальную славу, узнал корреспондент Железнодорожненского Информагентства.



Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: место, где предположительно героиня романа Толстого бросилась под приближающийся поезд
Станция была построена в 1861 году. Первоначально ветка была однопутной, а станция - конечной, поэтому здесь был разворотный круг для локомотивов, а также стояла водокачка, упомянутая в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: пассажиры на платформе Железнодорожная
К счастью, последователей Анны Карениной среди современных жителей нет. За прошедшие годы не зафиксировано ни одного случая самоубийства в районе станции.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: вокзал станции Железнодорожная (вид с привокзальной площади)
История города Железнодорожный тесно связана с историей Московско-Нижегородской железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в 1862 году. Возле Кучино была построена одноименная платформа, а станция в трех верстах от нее получила название Обираловка. В 1866 году она имела 4 стрелки, одно пассажирское и одно жилое здание. Внутри деревянного станционного здания располагались служебные помещения, телеграф, товарная и пассажирская кассы, небольшой зал 1-го и 2-го класса и общий зал ожидания с двумя выходами на платформу и привокзальную площадь, по обе стороны которой у коновязей пассажиров «стерегли» извозчики. Среднее число пассажиров - 25 человек в день.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: турникетный павильон станции Железнодорожная
В 1877 году дорога от Москвы до Коврова стала двухпутной, на ней появились «дачные» поезда. Участки на прилегающих землях массово раскупались у помещиков под дачи. Вблизи станции Обираловка возникли поселки, названные по именам землевладельцев - Афанасьевка и Ивановка, в 1909 году появился поселок Ольгино.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА

После прокладки ветки на Муром к названию Московско-Нижегородская добавилось слово Муромская. В 1885 году начала действовать Богородская ветка. А 1 января 1894 года МНЖД была выкуплена у строившего ее частного Общества российских железных дорог и перешла в казенное управление.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: путевые работы на станции Железнодорожная
После революции путевое хозяйство активно развивалось. В 1933 году состоялся пуск первого электропоезда до Москвы, а в 1939 году, после ходатайства жителей посёлка, станция была переименована из Обираловки в Железнодорожную.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: платформа станции Железнодорожная
В настоящее время станция состоит из вокзального здания и четырех платформ, объединённых пешеходным мостом. Также имеется пешеходный мост через железнодорожные пути, без выхода на платформы, оборудованный пандусом для инвалидов и детских колясок. Восточнее станции находится депо.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: прибывающий поезд на станции Железнодорожная
За сутки через станцию Железнодорожная проходят десятки пассажирских и грузовых поездов, пригородных электричек. Также здесь курсируют скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка», соединяющие Москву с Нижним Новгородом. Пассажиропоток с каждым годом растет и составляет несколько тысяч человек в день. Современное электронное табло позволяет без труда определить, с какой платформы и в какое время отправится электропоезд.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: электричка направлением Москва - Петушки
Помимо Толстого, Горьковское направление МЖД также прославил Венедикт Ерофеев - автор псевдо-автобиографической поэмы в прозе «Москва - Петушки». Его герой Веничка Ерофеев едет из Москвы в подмосковный районный центр под названием Петушки. Там живет зазноба героя, восхитительная и неповторимая, к которой он ездит по пятницам.В 2013 году часть жителей города выступила с инициативой об установке на привокзальной площади памятника героине романа Льва Толстого Анне Карениной. Первоначально идея была поддержана администрацией городского округа, но дальше разговоров дело не пошло.

Несколько лет назад российские феминистки дружно "приняли в свои ряды" героиню романа Льва Толстого Анну Каренину, считая, что она была одной из первых женщин на Руси, восставших против своеволия и единоначалия мужчин. Отмечают даже годовщину со дня гибели этой литературной героини. В этом году в мае (хотя точную дату вроде бы установить невозможно) исполнится 123 года со дня трагической кончины Анны Карениной...

Зимний студеный день. Станция Железнодорожная (в 1877 году вокзал IV класса) небольшого города с одноименным названием в 23 километрах от Москвы (до 1939 года - Обираловка). Именно в этом месте произошла, по Л. Толстому, жуткая трагедия. Сегодня здесь тихо. Я спускаюсь с платформы и приближаюсь к рельсам. Сверкая на солнце, они слепят глаза. Невольно представляю тот момент: как Каренина стоит, оглушенная отчаянием, готовая в любую секунду броситься под колеса грохочущего товарного поезда. Она уже все решила и только выжидает, когда откроется проем между тяжелыми колесами вагона...
- Нет! Все было не так! - останавливает мои размышления Владимир Сарычев, местный житель, по профессии инженер, ныне коммерсант и к тому же давний исследователь истории железных дорог России. - Она вовсе не бросалась под поезд. И даже не могла этого сделать так, как рассказал об этом Толстой. Прочитайте внимательнее сцену гибели Анны Карениной: "...Она не спускала глаз с колес проходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав голову в плечи, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена".
- Она не могла оказаться под поездом, падая в полный рост, - объясняет Владимир. - Это легко увидеть на схеме.
Он берет ручку, рисует человеческую фигуру, стоящую рядом с товарняком. Потом изображает траекторию падения: фигура и в самом деле, падая, упирается головой в обшивку вагона.
- Но даже если бы она умудрилась очутиться между колес, - продолжает Владимир, - то неизбежно уперлась бы в тормозные штанги вагона. Единственный способ, на мой взгляд, подобного самоубийства - встать, пардон, на четвереньки перед рельсами и быстро сунуть голову под поезд. Но вряд ли бы это стала делать такая женщина, как Анна Каренина.
История свидетельствует: как только появились поезда, так к ним тотчас потянулись самоубийцы. Но в мир иной они уходили обычным способом - прыгали на рельсы перед идущим составом. Вероятно, таких самоубийц было немало, поскольку даже изобретались специальные приспособления для паровозов, которые цеплялись к ним спереди. Конструкция должна была мягко поддеть человека и отбросить его в сторону.
Кстати, товарный поезд, "переехавший" Каренину, был сделан на Александровском литейном заводе, весил он до 6000 пудов (около 100 тонн) и передвигался со скоростью примерно 20 километров в час. Рельсы, на которых упокоилась ее мятежная душа, были чугунными, высотой 78 миллиметров. Ширина железнодорожной колеи в то время составляла 5 футов (1524 миллиметра).
Несмотря на сомнительную (не касаясь, конечно, художественной стороны) сцену самоубийства, писатель тем не менее выбрал Обираловку не случайно, считает Владимир. Нижегородская дорога была одной из основных промышленных магистралей: здесь часто ходили тяжело груженные товарные поезда. Станция была одной из крупнейших. В XIX веке эти земли принадлежали одному из родственников графа Румянцева-Задунайского. По справочнику Московской губернии за 1829 год в Обираловке было 6 дворов с 23 крестьянскими душами. В 1862 году здесь была проложена железнодорожная ветка. В самой Обираловке протяженность запасных путей и разъездов составляла 584,5 сажени, имелось 4 стрелки, пассажирское и жилое здание. Ежегодно станцией пользовались 9 тысяч человек, или в среднем 25 человек в день. Пристанционный поселок появился в 1877 году, когда был опубликован и сам роман "Анна Каренина". От прежних построек на нынешней станции ничего не осталось...
Признаться, я покидал бывшую Обираловку несколько обескураженный. С одной стороны, "порадовался" за Анну Каренину. Если бы она действительно существовала, то судьба ее не оборвалась бы столь трагически. С другой стороны, стало немного обидно, что классик нас слегка как бы ввел в заблуждение. Ведь в немалой степени именно благодаря трагической финальной сцене романа стала популярной "в массах" Анна Каренина. У кого из местных я ни спрашивал: "А знаете ли вы, что в вашем городе Анна Каренина...", то неизменно слышал ответ: "Это та, что под поезд бросилась?". И надо сказать, что большинство из опрошенных книгу в руках толком не держали.
- А у вас здесь под поезда в последнее время никто не бросался? - на всякий случай спросил я Владимира, имея в виду некую трагическую ауру данной местности.
- Сколько здесь живу, ни одного случая не припомню, - ответил собеседник.
Почудилось мне или нет, но в его голосе я услышал разочарование. Наверное, он уже пожалел, что так неосмотрительно стал разрушать легенду.

Для русского человека имя писателя Льва Николаевича Толстого было синонимом нравственной чистоты и правдоискательства. А для нас жителей г. Железнодорожного, оно интересно еще и тем, что благодаря появлению романа "Анна Каренина", наша Обираловка (так раньше назывался наш город) вошла в мировую литературу.

Возникновение замысла
романа

8 января 1872 года в "Тульских губернских ведомостях" появилось следующее сообщение: "4 сего января в 7 ч. вечера неизвестная молодая женщина, прилично одетая, прибыв на ст. Ясенки Московско-Курской ж.д. в Крапивенском уезде, подошла к рельсам и во время прохода товарного поезда, перекрестясь, бросилась на рельсы под поезд, которым она была перерезана пополам. О происшествии этом производится дознание". Вскоре выяснилось, что женщина, покончившая с собою,- Анна Степановна Зыкова, проживавшая в доме помещика Бибикова, чье имение находилось в трех верстах от Ясной Поляны. Бибиков был вдов, Анна Степановна была его экономкой и сожительницей. И Толстой, и его жена бывали у Бибикова и хорошо знали Анну Степановну. Причиной самоубийства явилось желание Бибикова оставить Анну Степановну и жениться на гувернантке своего сына. Лев Николаевич присутствовал на судебно-медицинском вскрытии. Все это произвело на него ужасное впечатление. Софья Андреевна, жена Толстого, утверждала, что самоубийство Анны Зыковой "навело" Льва Николаевича "на мысль" о финале романа и дало имя героине (хотя в первой редакции "Анны Карениной" героиня носила имя Татьяны). Сюжет будущего романа складывался у писателя в течение трех лет. О начале работы над ним в марте 1873 года Софья Андреевна писала Т.А.Кузминской: "Вчера Левочка вдруг неожиданно начал писать роман из современной жизни. Сюжет романа - неверная жена и вся драма, происшедшая от этого". Надо сказать, что Софья Андреевна трудилась над романом не меньше автора. Как вспоминал сын Толстого Илья Львович, "почерк у отца был плохой. И мама, сидя в гостиной, у своего маленького письменного стола, ночами переписывала все начисто".
В письме к Н.Н.Страхову, литературному критику и философу, Толстой так отозвался о своей новой работе: "Роман этот - именно роман, первый в моей жизни, очень взял меня за душу, я им увлечен весь...".
Образ главной героини романа был собирательным. А вот во внешности героини были переданы Толстым черты Марии Александровны Гартунг, дочери А.С.Пушкина. Однажды, в Туле на званом вечере у генерала А.Тулубьева, распахнулась дверь и вошла незнакомая молодая дама в черном кружевном платье. Толстой пристально разглядывал ее, а когда узнал, кто это, то сказал: "Теперь я понимаю. Какие у нее арабские завитки на затылке. Удивительно породистые".
Но давайте все-таки обратимся к роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

"Прикажите до Обираловки?"

Прислушаемся, о чем говорят Анна и Петр, ее слуга, у "низкого строения Нижегородской станции" города Москвы. "Прикажете до Обираловки?- сказал Петр. - Да, - сказала она ему, подавая кошелек с деньгами, и, взяв в руку маленький красный мешочек, вышла из коляски". Она решает ехать "до первого города и остаться там". Местом гибели своей героини Толстой не случайно избрал Обираловку. С 1869 по 1878 г. Л.Н.Толстой 8 раз проезжал по Нижегородской железной дороге от Москвы до Нижнего Новгорода мимо станции Обираловки. В 1869 г.- в Пензенскую губернию для покупки имения Ильмино, а в остальные годы - в самарские степи на кумыс для поправки здоровья.
Пока Анна будет ехать до Обираловки, обратим внимание на слова слуги о Вронском: "Графа не застали. Они уехали на Нижегородскую дорогу". Имение Вронского писатель тоже расположил близ Обираловки. Поиск подтверждения этого позволил обнаружить интересные связи и знакомства Л.Н.Толстого с родом Рюминых - владельцами усадьбы Кучино. Москвич Николай Гаврилович Рюмин с 30-х годов XIX столетия в Кучино имел великолепную усадьбу в сосновом лесу, с широкими дорогами, цветниками, оранжереями. Сегодня, к сожалению, о былой роскоши могут напомнить только разрушающиеся строения фонтана, корпуса конного двора и величественная когда-то лестница, спускающаяся от здания сегодняшнего Гидрометеоколледжа к речке Пехорке. Толстой бывал у Рюминых в Москве, где однажды на балу познакомился с юной княжной Прасковьей Сергеевной Щербатовой, которая произвела на него огромное впечатление. В его дневнике есть записи: "Щербатова не дурна очень. Со скукой и сонливостью поехал к Рюминым, и вдруг обкатило меня. П.Щербатова прелесть. Свежее этого не было давно". Именно ее Лев Николаевич вывел в образе Кити Щербацкой в "Анне Карениной". Но самое интересное то, что Л.Н.Толстой был в родстве с Рюмиными через свою жену Софью Андреевну Берс. Ее сестра Елизавета Андреевна в 1868 году вышла замуж за племянника Н.Г.Рюмина, флигель-адъютанта Гавриила Емельяновича Павленкова. Их совместный портрет приводится в книге Т.А.Кузминской "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне". Таким образом, прослеживается разносторонняя многолетняя связь Л.Н.Толстого с Рюминым. Очевидно, писателю была известна и кучинская усадьба Рюминых. Само мрачное название Обираловка, многократные поездки писателя через эту станцию - все это убедительно подтверждает ассоциацию мыслей писателя.

Сторонники и
противники романа

В декабре 1874 года Толстой поехал в Москву. Здесь он заключил условие с Катковым о печатании "Анны Карениной" в журнале "Русский вестник". Секретарь и биограф Л.Толстого Николай Николаевич Гусев писал в материалах к биографии писателя: "Толстой передал свой роман в "Русский вестник" не потому, чтобы сочувствовал направлению этого журнала, а только потому, что в отношении гонорара он сошелся с "Русским вестником". В 1875 году в январском номере журнала были напечатаны первые главы романа. Читатели нового произведения Толстого сразу разделились на два лагеря: одни с восторгом приняли роман, другие резко его отвергали. Друзья и почитатели таланта писателя сразу же откликнулись восторженными отзывами. Н.Н.Страхов писал Толстому: "Это великое произведение, роман во вкусе Диккенса и Бальзака, далеко превосходящий все их романы", затем сообщил, что "Достоевский машет руками и называет Вас богом искусства". Афанасий Фет, прочитав роман, написал Толстому: "Утоляет сознание, что на Руси сидит в Ясной Поляне человек, способный написать "Каренину".
Иначе оценили роман, взволновавший российского читателя, другие известные люди. Петр Ильич Чайковский так отозвался о нем в письме к своему брату Модесту: "После твоего отъезда я еще кое-что прочел из "Карениной". Как тебе не стыдно восхищаться этой возмутительно пошлой дребеденью, прикрытою претензией на глубокость психологического анализа. Да черт его побери, этот психический анализ, когда в результате остается впечатление пустоты и ничтожества". Однако спустя пять лет, Чайковский высказывает уже иное мнение. Брату Алексею он советует: "…прочти "Анну Каренину", которую я недавно прочел с восторгом, доходящим до фанатизма".
Иван Сергеевич Тургенев очень высоко оценивал творчество Льва Николаевича, и после "Войны и мира" поставил его "на первое место между всеми нашими современными писателями". Однако он совершенно не принял новый роман. "Прочел "Анну Каренину" - и нашел в ней гораздо меньше, чем ожидал. Что будет дальше - не знаю; а пока - это и манерно и мелко - и даже (страшно сказать!) скучно". Свое мнение Тургенев часто сверял с мнением известного критика В.В.Стасова. И хотя их взгляды на многие произведения искусства порой диаметрально расходились, в оценке толстовского романа они совпали.
Сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин своим мнением делится с Анненковым: "…Ужасно думать, что еще существует возможность строить романы на одних половых побуждениях. Ужасно видеть перед собой фигуру безмолвного кобеля Вронского…". Вослед великому сатирику Н.А.Некрасов разразился эпиграммой:

"Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер - юнкером, ни с флигель - адъютантом,
Когда она жена и мать".

"Анна Каренина" была завершена в 1877 году. Писатель приблизился к пятидесятилетнему рубежу, стоял на вершине творческой славы.
В 1914 году была осуществлена первая экранизация романа Л.Н.Толстого.
Журнал "Искры" в мае этого года сообщал своим читателям: "Роман Толстого инсценирован почти целиком. Роль Анны Карениной играла артистка Художественного театра М.Н.Германова. Многие сцены сняты в Москве. Сцена самоубийства Анны Карениной - на одной из Подмосковных станций Савеловской железной дороги. Последняя сцена потребовала большого труда, так как г-жу Германову очень долго укладывали на рельсы, пока не нашли нужной позы".

Лев Толстой и
железные дороги

Лев Толстой - один из первых русских писателей, подробно описавший многие станции российских железных дорог. Развитие интриги в романе "Анна Каренина" происходит именно на железнодорожном вокзале. Толстой описывал то, что видел сам, чувства, пережитые им - на страницах романа. В своем романе Толстой добрался от Николаевского вокзала Петербурга до маленькой станции Обираловка.
К сожалению, Толстой не мог описать историю своего ухода из родного имения - Ясной Поляны. Жизнь в родном гнезде стала для него невыносимой, и он решил уйти из дома. Случилось это в ночь с 27 на 28 октября 1910 года, за несколько дней до его смерти. Нездоровье вынудило Толстого сойти на безвестной станции Астапово. Здесь, в пристроенном к небольшому вокзалу домике начальника станции, 7 ноября скончался великий русский писатель. Этот вокзал теперь знает весь мир.

Наталия Сотникова

Вторая часть железнодорожно-филологического анализа

Подбирая материалы для поста, я встретила мнение, что самоубийство Анны Карениной убедительно с художественной – но сомнительно с, так сказать, «технической» точки зрения. Однако подробностей никаких не было – и мне захотелось самой разобраться.

Как известно, прообраз Анны Карениной – это сочетание внешности Марии Гартунг, дочери Пушкина, судьбы и характера Марии Алексеевны Дьяковой-Сухотиной, и трагической смерти Анны Степановны Пироговой. О последней мы и поговорим.

В первоначальном замысле Каренину звали Татьяной, и расставалась она с жизнью в Неве. Но за год до начала работы над романом, в 1872 г., в семье соседа Толстого, Александра Николаевича Бибикова, с которым они поддерживали добрососедские отношения и даже вместе затевали строительство винокуренного заводика, произошла трагедия. Вместе с Бибиковым в качестве экономки и гражданской жены проживала Анна Степановна Пирогова. По воспоминаниям, она была некрасивой, но приветливой, доброй, с одухотворённым лицом и лёгким характером.

Однако в последнее время Бибиков начал отдавать предпочтение немецкой гувернантке его детей и даже принял решение на ней жениться. Когда Анна Степановна узнала о его предательстве, её ревность перешла все границы. Она убежала из дому с узелком одежды и в течение трех дней бродила по местности вне себя от горя. Перед смертью она послала письмо Бибикову: «Ты – мой убийца. Будь счастлив, если убийца вообще способен быть счастливым. Если желаешь, то можешь увидеть мой труп на рельсах в Ясенках» (станция недалеко от Ясной Поляны). Однако Бибиков письма не прочитал, и посыльный вернул его. Отчаявшаяся Анна Степановна бросилась под проходящий товарный поезд.

На следующий день Толстой отправился на станцию, когда в присутствии полицейского инспектора там производилось вскрытие. Он стоял в углу комнаты и видел во всех деталях лежавшее на мраморном столе женское тело, окровавленное и искалеченное, с размозженным черепом. А Бибиков, оправившись от потрясения, вскоре женился на своей гувернантке.

Это, так сказать, предыстория. А теперь давайте перечитаем ещё раз описание самоубийства несчастной героини.

Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда. Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее.

«Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».

Она хотела упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда, купаясь, готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знамения вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со всеми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи, прости мне все!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла.

То, что Анна Каренина бросилась под товарный, а не под пассажирский поезд – абсолютно правильно с технической точки зрения. Сыграла ли тут свою роль толстовская наблюдательность или он специально обратил внимание на устройство вагонов – неизвестно, но факт остаётся фактом: броситься под дореволюционный пассажирский вагон было исключительно сложно. Обратите внимание на подвагонные ящики и железные распорки для прочности. Незадачливого самоубийцу скорее бы покалечило и отшвырнуло на платформу.

А вот товарный вагон. Примерно под такой, если верить описанию, и бросилась несчастная героиня. Здесь нет никаких подвагонных ящиков, много свободного места и достаточно легко можно «отсчитать» середину. Если учесть, что Анна успела «поднырнуть» под вагон, упасть на руки, встать на колени, ужаснуться тому, что она делает, и попробовать приподняться – то становится понятным, что поезд ехал очень медленно.

…упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена .

Но вот тут я с классиком не соглашусь: упасть можно между вагонами, а под вагон всё-таки придётся «поднырнуть», то есть наклониться, податься вперёд и только потом упасть на рельсы. Для дамы в длинном платье с турнюром (по моде того времени), в кружевах и в шляпе с вуалью (дамы с непокрытой головой на улицу не выходили, да и выше в тексте упоминается, что «на её лице под вуалью отразился ужас») дело трудновыполнимое, но в принципе возможное. Кстати, обратите внимание – «мешочек» она сняла и отбросила, а шляпу – нет.

«Что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину » – тут уж Толстой сжалился над читателями и постарался избежать излишнего реализма. Безымянное «что-то» – это тяжёлое чугунное колесо (вернее, колёсная пара). Но я тоже не буду углубляться, потому что представлять это на самом деле страшно.

– Но почему же она просто не бросилась под паровоз? – спросила я у С. – Зачем было нырять под вагон?
– А как же передний отбойник? Именно для этого его и устанавливали – чтобы в случае необходимости сталкивать с путей коров, коз и прочих Карениных… Её бы просто отшвырнуло в сторону, и была бы вместо романтической смерти глубокая инвалидность. Так что способ технически правильный, хотя и не очень удобный для дамы, одетой по моде того времени.

Словом, никаких «технических» ляпов в описании гибели Анны Карениной мы не нашли. Видимо, Толстой не просто наблюдал за вскрытием погибшей Анны Пироговой, но и беседовал со следователем, собирая жутковатый, но необходимый для описания самоубийства материал.