И нет конца лесам сосновым. Мотив потерянной родины в творчестве И.А

Лирика И. А. Бунина восхищает своей патриотичностью. Ещё в ранних стихотворениях поэт выражал непреодолимую скорбь о России, о её обречённости на нищету и страдания.
Такую концепцию судьбы Родины Бунин выдвинул в первом напечатанном лирическом произведении «Деревенский нищий». Автор, сочувствуя истомлённому нуждой старику, переживает за всю Россию. Горькую долю нищего Бунин отождествляет с судьбой всей страны. Отчизна постепенно беднеет и изнемогает, но всё же борется. Тоска и нужда России тяготят автора. Он вводит образ нищего не только для того, чтобы подчеркнуть схожесть между судьбой России и судьбой её гражданина, но и чтобы выявить причину несостоятельности Родины: разве может быть счастливой и беспечной мать, чьи сыновья, не щадя сил, изо дня в день молят прохожих о милостыне?
Бунин прочит скорбную участь России и в будущем - мысль об этом скрыта в заключительных строках:
Он заснул... А потом со стенаньем
Христа ради проси и проси...
Страдания Родины не иссякнут - в том не вина, а беда страны, поэтому автор не указывает виновников, не предлагает пути избавления от несчастий, а лишь сочувствует старцу без крова и ломтика хлеба и всей стране, где существуют такие старцы и, главное, где есть люди, которые не слышат их мольбы.
Об обеднении и убогости России Бунин говорит и в стихотворении «Родине». Поэт выражает беспредельную любовь к Отчизне, искренне сочувствует её покинутости. Он сравнивает её участь с судьбою неоценённой матери, которой гнушается её собственный сын:
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей...
Россия выделяется «простотою, убогим видом чёрных хат». Но она отдаёт своим «сынам» все свои достояния - так покинутая мать «бережёт ко дню свиданья последний грошик ». А он отвечает неблагодарностью. В этом сравнении, помимо сочувствия, сквозит восхищение автора, уважение, поклонение. Родина слишком много добра и тепла отдала каждому человеку, слишком много, чтобы истинный её патриот мог позабыть об этом. Она всегда, даже в нищете, ему мила.
Бунин сравнивает Родину с самым дорогим человеком - Матерью. Он проводит параллель между этими образами и сочувствует обеим. Он показывает неблагодарность и бездеятельность «сына», который:
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела...
И «сын» («сын» - собирательный образ), стыдясь Родины в её нынешнем состоянии убогости, всё же осознаёт это. Он взирает на неё с улыбкой состраданья, подспудно чувствуя, что в увядании России его вина.
Да, Россия увядает, но всё же живёт. И её патриоты всегда будут ею любоваться. Любовь к родной природе отражена в стихотворении «В стороне далёкой от родного края...». Лирический герой восхищается необъятной и, к сожалению, недоступной для созерцания красотой природы: он живёт на чужбине. Сны и мечты, самое заветное, он обращает к Родине:
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая берёза,
Озими да пашни - и апрельский день.
«Изгнаннику» в сновидениях представляется русская природа, обитель тепла и света, исполненная гармонии, красоты и. умиротворённости. Поэта влекут белой зыбью плывущие облака, синеющее утреннее небо, воздушная вышина - родные, а оттого неповторимые; нигде человек не может узреть столь величественную красу Весну, ощутить поволоку лёгкого воздуха, кроме как на Родине. Лирическому герою видится «Девушка-Весна»; она является воплощённым сочетанием радости и мудрости, носителем эликсира молодости, вечностью и бесконечностью - и... она тоже преданна Родине:
Мил ей край родимый, - степь и тишина,
Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский,
И с приветом смотрит на поля она:
На устах улыбка, а в очах раздумье -
Юности и счастья первая весна!
Весна напоминает лирическому герою его молодость, проведённую в родной стороне, сближает его с недосягаемой Родиной.
Он завидует Весне, которую ничто не сковывает, которая имеет возможность наслаждаться привольем родимых просторов. Он хочет возвратиться и тешит себя смутной надеждой.
Мотив Родины, раскрытый в том же ключе, звучит и в стихотворении «Далеко за морем...». Подобно предыдущему, оно содержит переживания поэта, вынужденного находиться вдали от родного края. Судьба разлучила поэта с Отчизной, обрекла маяться на чужбине, где всё тускло, незнакомо: небо, волны, закат. Здесь - всё тоска. Всё вокруг напоминает ему о милой стороне:
И знакомой грустью
Сердце сладко ноет:
Кажется, что снова
По степи родимой
Еду я просёлком...
Бунина привлекают простота и естественность Руси, где и закат алеет ярче, и всё кажется прекраснее. Он любуется Родиной, превозносит её красоту. Эти чувства отразились и в стихотворении «Родина».
Это лаконичное (состоящее из восьми строк), но ёмкое лирическое произведение. Размышляя о Родине, автор в первую очередь думает об идеальном мире, чуждом суеты, о вечной составляющей бытия - природе. Он восхищается бескрайностью, неохватностью просторов родной страны:
Под небом мёртвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Поэт воспевает и эту угрюмость, и подобный кроткой печали молочно-синий туман, и мёртвенно-свинцовую пелену зимнего дня. Несмотря на изнурённость, угрюмость и мрачность, Россия красива и сильна.
И в стихотворении «Ночлег» показана красота родной природы, весь диапазон её изменений. Утро сменяет ночь, даёт возможность птице-душе вернуться на Родину. Для радующейся скорому слиянию с Родиной души всё вокруг преображается: небо, ранее сгустившееся во мраке, а теперь воссиявшее чистотой, росистое утро. Преображение наступило и в самой душе: накануне вечером она покорно замерла, скорбя, а утром расправила крылья. Бунин призывает: «Вернись на Родину, душа!», зная, как тяжело оставаться вдали от неё.
Ощущение оторванности от родного края Бунин описал и в аллегорическом стихотворении «Канарейка». Тоскуя по Родине, канарейка из зелёной превратилась в золотую. В этом угадывается намёк на золотую клетку, на неволю в «заморской» стороне, которая хотя и предвещает довольства, но всё равно тяготит. Ничто не мило канарейке - несвободной, заточённой на чужбине. Бунин сочувствует ей, отождествляя её со своей душой:
Птицей вольной, изумрудной
Уж не будешь, - как ни пой
Про далёкий остров чудный
Над трактирною толпой!
Ещё страшнее для Бунина - изгнание. Об этом он рассказывает в стихотворении « Магомет в изгнании». В разлуке с Родиной не способна морально выстоять даже сильная личность. Пророк вынужденно расстался со всеми, кого любил. Его печаль изливалась в «скорбные слова», он «жаловался скалам». И хотя для осуществления своей миссии пророку необходимо было сохранять самообладание, не сломиться перед участью изгнанника, он не смог побороть душевную боль.
Другое стихотворение об изгнаннике - «Князь Всеслав». Его сюжет заимствован из русской истории. «Не в час севший на княжьем месте» Всеслав малодушно бежал в Полоцк. Князь был «тёмным», трусливым и хитрым человеком, но в понимании Бунина патриотизм искупает все его отрицательные качества. Всеслав остался верен Родине, тосковал по ней:
Что теперь, вдали от мира, в схиме,
Вспоминает тёмный князь Всеслав?
Только звон твой утренний, София,
Только голос Киева!
Незабвенная Родина, по мнению Всеслава, во всём превосходит Полоцк: и в красоте зимних пейзажей, и в стройности панорамы города. Всё князю кажется окрашенным в серые тона. Он грезит Родиной - она видится ему как наяву:
Слышит князь: опять зовут и млеют
Звоны как бы ангельских высот!
В Полоцке звонят, а он иное
Слышит в тонкой грёзе... Что года
Горестей, изгнанья! Неземное
Сердцем он запомнил навсегда.
Сладостны для «тёмного» князя воспоминания о родной земле, где прежде бушевала его трусливая, но всё же благородная кровь.
Иная грань мотива Родины раскрывается в стихотворении «За измену». Эпиграфом к нему служит мудрое изречение из Корана: «Вспомни тех, что покинули страну свою ради страха смерти». В стихотворении описана судьба предателей Родины:
Их Господь истребил за измену
Несчастной Отчизне,
Он костями их тел, черепами усеял поля.
Изменники оказались справедливо покараны Богом, но пророк смилостивился над ними: он умолил Всевышнего воскресить их, и тот выполнил просьбу - возвратил им жизнь, отпустил грехи. Но не приняли изменники прощения от земли, ибо, по её законам, искупить такую вину можно только ценой собственной жизни, отданной во имя Отчизны. Об их дальнейшей участи сложились две противоречащие друг другу легенды, одна гласила: «Воскрешённые пали в бою», - другая возражала: они «...до гроба... жили в пустынном и диком краю». Бунин презирает предательство, он считает, что преступление повлекло заслуженное наказание - испытывать муки, будучи «склонёнными долу в печали». Смерть для них - облегчение, а героическая гибель - незаслуженный удел. Родина достойна того, чтобы быть отмщённой, и Богом, и пророком (он смягчил наказание, ниспосланное Господом, но отнюдь не отменил его), и человеком.
Бунинская философская концепция бытия тесно переплетается с темой Родины. Эта тема пронизывает стихотворение «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий...». В нём Бунин выстраивает простой образный ряд: старинный голубец, лубочная почерневшая иконка, берёзовый корец. Автор утверждает, что он противник русской «несмелой, тысячелетней рабской нищеты», но:
...этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!
Намечается параллель: «смиренные черты» и смирение поэта по отношению к убогости и нищете Руси. Он принимает её такой, какая она есть, - несмелая рабыня, униженная, подмятая и «покорёженная», однако не утратившая живой естественности. А именно естественность завораживает поэта.
«В Москве» - своеобразные дифирамбы родной столице. Автор восхищается всем: и ростепелью, и лунным светом, пеленающим небо, и дремотной негой, навеянной ночным воздухом. Всё, принадлежащее любимой стране, поэт принимает, любуется природой:
Днём - ростепель, капели, греет солнце,
А ночью подморозит, станет чисто,
Светло - и так похоже на Москву,
Старинную, далёкую.
В стихотворении есть и ностальгия: поэт тоскует по старой Москве («старые переулки за Арбатом», «кресты на древней церковке»). Стихотворение кажется оборванным, вывод чётко не обозначен, но он легко угадывается: Москва - «...совсем особый город», она нежна и спокойна ночью, ярка и солнечна днём. А Москва является частицей той самой России, Родины, которую любил Бунин, нищей и богатой (богатство природы, истории, духовной силы) одновременно.
Россия, по Бунину, - удивительное сочетание величия и беспомощности. То, что заложено издавна, Родина сохранила во всей широте. Однако то, что сотворили с ней люди, - печально, несостоятельно, скудно. Это беда страны.
В своей лирике Бунин отразил беззаветную, преданную любовь к Родине. Видя социально-политическое положение России, он сочувствовал ей, стране с великими возможностями. Его как истинного патриота притягивали, а не отталкивали «убогие хаты», равно как - величие природы, сила духа страны, её богатая история. И сохранившаяся на века живая естественность.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Родина"

Природа нашей родины способна вызвать у русских писателей и поэтов самые разнообразные эмоции и впечатления, её многоликость и своеобразность никогда не оставляли их равнодушными, подталкивая к созданию неповторимых художественных образов, берущих нас всех за душу и пробуждающих глубокие, трепетные чувства к месту, где родился и вырос, к своей Родине.

В двух небольших четверостишиях, написанных Буниным еще в 1896 году, до того как он покинул русскую землю навсегда в 1920 году, четко, ясно и без всяких прикрас описана та Россия, которую он увез в своем сердце навсегда далеко на чужбину: старая и мрачная, еще не запятнанная кровью братоубийственной гражданской войны, унылая и лишенная радости, однако такая настоящая и самобытная, не лишенная своей определенной прелести, родная и поэтому все же любимая и дорогая.

Стихотворение начинается унылой и мрачной картиной одного зимнего дня, идущего к закату. Бунин очень точно с помощью цветовых эпитетов передает настроение этого дня, помогая читателям представить небо мертвенно-свинцового цвета, «сине-молочный» туман, пустыню из снега и даль, таящуюся в сумраке. Перед нами появляется унылая и мрачная картина зимнего дня на Руси, с её бескрайними и необъятными просторами, которые тянутся бесконечно и куда не взглянешь «нет конца лесам сосновым и далеко от деревень».

Если первая часть произведения поневоле вызывает тоску и уныние, когда все вокруг мрачно и уныло, на психику давит ощущение «мертвенно-свинцового неба», отсутствие людей и признаков жизни, то второе четверостишие уже не наполнено таким депрессивным настроением и художественные описания природы становятся более мягким и даже «человечными». Например, это чувствуется в сравнении молочно-синего тумана с чей-то кроткою печалью, которая «смягчает призрачную даль». В этом сравнении поэт объединяет природу с духом русского человека, делая их едиными в их кроткой печали. Вообще покорность всегда была присуща русскому крестьянству, та печаль, которую замечал Бунин во время своих поездок по российской глубинке в глазах детей и взрослых, была, по его мнению, предвестником тех страшных исторических событий, выпавших на долю русского крестьянства в дальнейшем. Природа и русский человек в этом стихотворении становятся одним целым, ведь как туман «смягчает сумрачную даль», так и светлая печаль делает лицо человека более мягким и беззащитным, смывает с него унынье и безысходность, добавляя черты одухотворенности и возвышенных чувств. Прочитав стихотворение Бунина, испытываешь бурю противоположных чувств, сначала это уныние и даже депрессия, а затем просветленность и светлая печаль. Для Бунина его Родина была и оставалась страной противоречий, в которой уживались разбитые колеи грязных дорог с завораживающей красотой пейзажей вокруг, невежество и бедность с красотой русской души. И хотя чувства к ней у него бывали весьма спорны и противоречивы, он всегда хранил её в своем сердце даже на далекой чужбине.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Анализ стихотворения «Родине» Бунина

В творчестве Ивана Алексеевича Бунина тема Родины занимает ключевое место. Русская культура и история — источники его вдохновения.

Уже стало традицией в каждом подобном стихотворении видеть влияние некрасовской поэзии, однако «Родине» написано настолько взволнованно и афористично, что до сих пор является одной из вершин творчества И. Бунина. По жанру — патриотическая лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые. «Они» и «ты, Родина» — главные действующие лица этого произведения. Здесь читатель видит патриотизм не с парадной стороны, не как набор трескучих фраз, а как идущее из глубины сердца соучастие, сопереживание всем бедам России. Дневниковая запись И. Бунина за этот год содержит признание в его любви, кровном родстве с древней историей страны, с богатством русского языка.

Родина как мать — типичное сравнение для мировой художественной культуры, однако у И. Бунина это не просто абстрактный образ матери, зовущей, например, к подвигам, а до боли милые черты обыкновенной провинциальной русской старушки, смиренной и любящей. Она любуется своим «нахальным сыном», уехавшим в город, он кажется ей таким важным, умным, добрым. Она радуется, что вокруг него так много хорошо одетых друзей. Ей даже немного совестно, что она такая старомодная да неуклюжая, глупая. Радуясь встрече, она ждет момента, когда, оставшись наедине, можно будет протянуть сыну сбереженные грошики. Поэт не употребляет сильных эпитетов, всего три слова передают его возмущение, но какое они производят действие: глумятся, нахальный, стыдится. У каждого читателя сразу отзывается в сердце воспоминание, когда и он сам был таким же, как этот «сын». Восклицаний нет, только многоточие в первой строфе, да горькое обращение во второй строке. Этот развернутый образ неблагодарного сына и его робкой матери — отклик на общественные и политические воззрения на Россию тех лет, бездумные требования революционных преобразований.

Революция 1917 года разлучила писателя И. Бунина с Россией. Вынужденный эмигрировать, он в своем дальнейшем творчестве пытался сохранить утраченный дух и дорогие его сердцу черты русского прошлого.

«Родина» Иван Бунин

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Анализ стихотворения Бунина «Родина»

Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на такой поступок автору многочисленных произведений, который к тому моменту уже был признанным поэтому, писателем и публицистом, было непросто. Однако год, проведенный в Одессе, где Бунин стал очевидцем постоянно меняющейся власти, что сопровождалось кровавыми бойнями, вынудил известного литератора пересмотреть свое отношение к эмиграции. В 1920 году Иван Бунин навсегда покинул Россию и перебрался во Францию, время от времени сожалея о своем решении, но не предприняв ни одной попытки вернуться домой. Россия в восприятии Бунина так и осталась мрачной, неухоженной страной, которой он еще в 1896 году посвятил стихотворение «Родина». Два коротких четверостишья, лишенные попыток приукрасить суровую русскую действительность, впоследствии стали для автора своего рода заклинанием . Ту, старую и лишенную цивилизации Россию, которая еще не погрязла в кровавых распрях, поэт запомнил именно такой – мрачной, унылой и безрадостной. Однако это была подлинная родина Бунина, не лишенная самобытности и некоего очарования.

Создавая образ России, поэт использует множество эпитетов. Так, небо в его восприятии выглядит «мертвенно-свонцовым», напоминая лицо покойника не только своим цветом, но и той безучастностью, которая характерна для абстрагированных или же неодушевленных предметов. Сам по себе зимний день, по определению автора «угрюмо меркнет», не добавляя радостных мироощущений. При этом «нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень». Эта строчка свидетельствует о том, что перед нами – путеводные заметки автора в стихотворной форме. Вероятно, Бунину пришлось совершить путешествие по российской глубинке, которое настолько врезалось ему в память, что легло в основу стихотворения «Родина».

Вторая часть этого произведения уже лишена столь мрачной окраски и уныния, свойственных для первых строк . В частности, Иван Бунин обращает внимание на «молочно-синий» туман, который скрашивает неприглядность пасмурного пейзажа и добавляет ему некоторую таинственность. Его поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью, и в этом нет ничего удивительного. Ведь покорность – одна из национальных черт русского народа, жизнь которого Бунин воспринимает через призму общения с простыми крестьянами во время своих многочисленных путешествий по селам. При этом автор считает что печаль, которая таится в глазах не только взрослых, но и детей, связана с особым состоянием души славян, которые словно бы предвидят, какой будет их жизнь, поэтому заранее оплакивают многочисленные утраты и беды. Таким образом, Иван Бунин воспринимает русский народ и родную природу, как две части единого целого, которые находятся в гармонии и могут откладывать глубокий отпечаток друг на друге. Ведь туман, придающий русскому зимнему пейзажу особую красоту, который «смягчает сумрачную даль», имеет много общего с вековой русской печалью. Она разглаживает угрюмые лица людей, словно бы смывая с них выражение безысходности, делает их более одухотворенными и возвышенными. Но при этом в восприятии Бунина Россия остается весьма противоречивой страной, где великолепно уживаются совершенно несовместимые явления и понятия, которые при этом великолепно дополняют друг друга. Невежество соседствует с высокими моральными качествами, грязь российских дорог – с сумрачными и восхитительными в своей первозданной красоте пейзажами. И все это автор именует одним словом - Родина, к которой испытывает весьма противоречивые чувства.