Г. У

  1. Когда сложилась мифология индейцев Северной Америки? В чем ее особенность?
  2. Мифология индейцев Северной Америки отражает сложные процессы перемещения племен, влияние друг на друга оседлых и кочевых племен, земледельческих и охотничьих. Среди них самыми важными были племена ирокезов. В мифах все явления природы наделялись магической силой. Почти у всех племен есть мифы о сотворении мира. Человек в них, приобретая чудесные талисманы и реликвии, становится неуязвимым для сил зла.

  3. Кто такой Гайавата?
  4. Гайавата в мифологии ирокезов — легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых усобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайаваты полна бурь и невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.

  5. Каким изображен Гайавата у американского поэта Г. Лонгфелло в поэме «Песнь о Гайавате»?
  6. Какую миссию возложил Великий Дух Гитчи Манито на Гайавату?
  7. В главе «Трубка мира» Гитчи Манито обращается к враждующим племенам с призывом прекратить кровопролитие и остановить взаимную вражду. Великий Дух возложил на Гайавату миссию установить мир и согласие между индейскими племенами. Великий Дух сделал огромную трубку и закурил ее. Дым струился над людьми. Гитчи Манито говорил людям, чтобы они сделали из этого красивого камня трубки мира и никогда больше не поднимали томагавк или нож друг на друга.

  8. Какие мифы о пророке и учителе Манабозо были положены Лонгфелло в основу поэмы о Гайавате?
  9. При создании образа Гайаваты поэт использовал мифы о Манабозо, наделяя своего героя удивительными качествами этого пророка. Одна из легенд положена в основу главы «Гайавата и Жемчужное Перо». Манабозо сражается с Жемчужным Пером, убившим когда-то его деда, и одерживает победу над чудовищем, который жил среди мрачной трясины, охраняемой огненными змеями. В легенде сказано, что в критический момент дятел помогает Манабозо, говоря, что у врага есть уязвимое место: надо целиться в пучок волос на макушке головы.

  10. Какую цель преследовал поэт, воплотив в образе Гайаваты черты и Манабозо, и других мифологических героев?
  11. Основная мысль поэмы: человек — высшее создание природы. Его невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Он всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы — злодеями и волшебниками. Гайавата в поэме Лонгфелло — это человек, воплощающий честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа.

    В Гайавате поэт отразил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру.

  12. Расскажите о создании «Песни о Гайавате». Что легло в основу сюжета?
  13. Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор амери-канских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравствен-ным смыслом. Сам автор так сформулиро-вал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о «человеке чудесного проис-хождения, который был послан расчис-тить реки, леса и рыболовные места и на-учить народы мирным искусствам». Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. «Песнь о Гайавате» позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными ев-ропейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представления-ми. Европейцы поняли не только разни-цу, но и родство таких разных культур.

    Поэма служит сохранению знаний о ми-ре, культуре народа. Цель автора — со-хранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю.

  14. Каким рисует автор Гайавату? Какими каче-ствами наделен герой?
  15. В центре поэмы — образ народного ге-роя индейца Гайаваты. Гайавата — исто-рическое лицо, он жил в XV веке, проис-ходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказа-ниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под раз-личными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письмен-ности, врачеванию, помогает приручать зверей, открывает пользу растений, сра-жается и побеждает чудовищ — Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами.

  16. Что помогает нам составить представление о характере героя? Найдите в тексте художествен-ные средства (образные выражения, сравнения, метафоры, эпитеты), помогающие ярче предста-вить образ Гайаваты.
  17. Образ Гайаваты складывается из его ре-чей, действий и поступков. Герой помога-ет людям и бесстрашно защищает их. Он смел и решителен. Он отважный воин и в то же время яростный защитник мира.

    Эпитеты: бесстрашный, благородный, отважный, радушный, разумный.

    Сравнения :

    И, как уголь, разгорелось Гневом сердце Гайаваты.

    Метафоры :

    Позабыл он горечь гнева; Так в груди у Гайаваты сердце гневное стучало.

    Образные выражения :

    И родился сын печали, Нежной страсти и печали, Дивной тайны — Гайавата.

  18. Подумайте, с какими мифологическими пер-сонажами можно сравнить Гайавату. Обоснуйте свой ответ. Какие подвиги этих героев напомина-ют подвиги Гайаваты?
  19. Подвиги и образ Гайаваты напоминают образы мифологических героев — Герак-ла, Персея, Тезея, Антея. Сражение со страшными чудищами, помощь людям, совершение подвигов во благо людей — все это объединяет персонажей мифов и эпосов разных народов.

  20. Вспомните, с кем сражались былинные бога-тыри, герои русских народных сказок. Кто помогал им? Кто помогает Гайавате?
  21. Русские богатыри и герои народных сказок сражались с Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой. Им помогали животные, волшебные пред-меты — ковер-самолет, сапоги-скороходы. Гайавате помогают животные, лодка без весел.

  22. Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий.
  23. Произведение Г. У. Лонгфелло постро-ено на мифологическом сюжете. В нем на-шли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испы-тание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы. Древние люди описывали мир и рассказы-вали об этом своим детям. Для этого каж-дый народ придумывал свои мифы, кото-рые передавались из уст в уста. Поэтому мифы и сказки разных народов схожи между собой.

  24. Какую роль играет мир природы в «Песни о Гайавате»?
  25. Древнему человеку казалось, что все в мире живет своей жизнью и управляется могучей силой. Законов природы он еще не знал и думал, что всеми явлениями уп-равляют божества или духи. Эти пред-ставления о мире нашли отражение в «Песни о Гайавате».

    Мифологические представления индей-цев складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотде-лим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа да-ет ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям — Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу.

    Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода). В индейском эпосе один из центральных мифологиче-ских мотивов — мотив сотворения мира.

    Создание Вселенной связано с ее одушев-лением. Не случайно в основе многих ска-заний лежит прием одушевления. Сотво-рение мира — это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса и рыболов-ные места.

  26. Какое значение имеет образ певца (музы-канта Навадаги) в поэме? В каких произведениях вы встречались с образами певцов, ведущих по-вествование?
  27. С образами певцов, от лица которых ве-дется повествование, мы встречались в былинах, песнях, авторских произведени-ях. Это Боян в «Слове о полку Игореве», гусляры в «Песне про купца Калашнико-ва…» М. Ю. Лермонтова. Они являются но-сителями народного эпического сознания. С помощью таких образов авторы переда-ют народное восприятие происходящего. Материал с сайта

  28. Почему Лонгфелло назвал свое произведе-ние песнью? Найдите в тексте художественные особенности, характерные для песенного жанра (образы, изобразительно-выразительные средст-ва, музыкальность речи).
  29. Песнь — одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторические события, мифологические и легендарные представления людей, ге-роические деяния великих предков. На-род слагает песнь тогда, когда испытыва-ет сочувствие к герою. Песнь рассказыва-ет о реальных или легендарных событиях. У поэта появляется возможность с по-мощью этой формы создать иллюзию объ-ективного отношения к героям, потому что герои показаны как бы глазами наро-да.

  30. Бунин отмечал «редкую красоту художест-венных образов и картин» поэмы. Докажите это утверждение.
  31. Произведение насыщено живописными и поэтическими строками. Оно воскреша-ет перед нами красоту девственных лесов и прерий, очарование народных преданий, воссоздает цельные характеры первобыт-ных людей. Многочисленные эпитеты (в дивных грезах), метафоры (в пышном зареве заката), сравнения (опустился ли он тучкой, иль поднялся, как туманы) способствуют созданию ярких и поэтических картин.

  32. Если вы читали произведения о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей, то попробуйте сравнить эти книги с «Песнью о Гайавате».
  33. Ко времени создания «Песни о Гайава-те» немало романов было посвящено жиз-ни краснокожих жителей Америки — ро-маны Ф. Купера, М. Рида и др. Нередко индейцы в них выступают условными персонажами, лишь оживляющими при-ключенческий сюжет. Лонгфелло ставил перед собой другую задачу: он хотел вос-создать почти исчезнувший мир амери-канской старины, передать ощущение ут-раченного единства человека и природы, чувство органичности бытия. Описывая мир природы, поэт обращается к фольк-лорной образности, необычным метафо-рам, в которых отражено мировосприятие коренных жителей Америки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лонгфелло песнь о гаевате презентация
  • какое значение имеет образ певца в поэме
  • сочинение о гайавате характеристика о гайаваты
  • песнь о гайавате история создания
  • чем гайавата отличается от обычных людей

Настоящую известность американскому поэту Генри Лонгфелло принесла поэма "Песнь о Гайавате", которая была написана в 1855 году. Лонгфелло детально изучил множество преданий и легенд североамериканских индейцев, и на основе самых увлекательных сюжетов он решил написть поэму.

Величие древней легенды о Гайавайте

Он сумел придать этим историям художественное единство, которое придало мифам большую эпичность. Героический народный эпос Лонгфелло превратил в большое произведение, в единую поэтическую поэму, и благодаря этому его творческое наследие ценится так высоко.

А на художественную форму поэмы повлияло впечатление американского поэта от эпоса народов Северной Европы. Он использует белый стих, которые представляет собой четырехстопный хорей с женскими окончаниями.

Кто же является главным героем знаменитой поэмы Лонгфелло? Это - Гайавата, исторический персонаж, который жил в XV веке и являлся вождем племени онондага.

Это выдающийся человек оставил о себе память, как о великом учителе и заботливом вожде, который переживал за свое племя и пытался сделать его по-настоящему процветающим, а своих людей - счастливыми. Помимо изображения этого героя, песня посвящена картинам быта и культуры индейцев.

Таким образом, Лонгфелло пытался обратить внимание на культурное наследие этих племен и на их верования. Так как поэма повествует о жизни Гайаваты, о его детстве и его подвигах, читателей узнает обо всех особенностях культурной жизни этого народа.

Гайавата обучил свой народ ремеслам, врачеванию, письменности и многим искусствам. Подвиги этого героя говорят о нравственных ценностях народа индейцев, Гайавата побеждает жадного Меджисогвона и преступнка По-Пок-Кивиса, также он спасает народ от различных чудовищ.

В подобный сюжет заложены основы верований индейцев, Логфелло изображает борьбу одного человека с природой,и помимо этого Гайавата правильно использует богатства природы и обрегает своих соплеменников от врагов.

Лонгфелло сделал неоценимый вклад в развитие эпической литературы, ведь в основу поэмы "Песнь о Гайавате" легли истинные сюжеты мифов и легенд индейцев.

И поэту удалось сохранить их дух и их ценности, в поэме раскрыта истинная культура индейцев. Ведь он показывает Гайавата не просто, как сказчного героя, полного сил и могущества, но и как мудрого, доброго и трудолюбивого человека.

Мастерство переводчика И. Бунина

Существует три перевода "Песни о Гайавате" на русский язык, но наилучшим признан мастерский перевод выдающегося писателя и поэта Ивана Бунина. Впервые "Песнь о Гайавате" на русском языке была издана в 1896 году.

Сам Бунин говорил о том, что он стремился сохранить простоту и музыкальность речи подлинника максимальным образом и то, что это было нелегким делом. Будучи талантливым переводчиком и поэтом, Бунин пытался сохранить и число расположения стихов и повторения слов.

Основные задачи урока:

  1. познакомить учащихся с биографией и творчеством Г. Лонгфелло; определить основные темы и мотивы произведения «Песнь о Гайавате»; показать значение поэмы «Песнь о Гайавате» для мировой литературы, раскрыть фольклорную природу произведения, его идейно-художественные особенности на примере отрывка из поэмы, раскрыть особенности образа Гайаваты как национального индейского героя;
  2. развивать навыки идейно-художественного анализа, характеристики героя, навыки выразительного чтения;
  3. способствовать пониманию значения мира, единства народа для счастливой жизни.


«10 класс Урок №14 Генри Лонгфелло и его поэма»

10 класс

Урок №14

Поэма Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» - призыв к...

Мифы североамериканских индейцев и их воплощение в поэме. Элементы фольклора в произведении (песни, сказки, легенды и прочее). Образ Гайаваты. Идеи мира, национального единства, служения народу.

Цели:

    познакомить учащихся с биографией и творчеством Г. Лонгфелло; определить основные темы и мотивы произведения «Песнь о Гайавате»; показать значение поэмы «Песнь о Гайавате» для мировой литературы, раскрыть фольклорную природу произведения, его идейно-художественные особенности на примере отрывка из поэмы, раскрыть особенности образа Гайаваты как национального индейского героя;

    развивать навыки идейно-художественного анализа, характеристики героя, навыки выразительного чтения;

    способствовать пониманию значения мира, единства народа для счастливой жизни.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают ключевые факты о жизни и творчестве Г. Лонгфелло; определяют ведущие темы, идеи и мотивы поэмы «Песнь о Гайавате»; характеризует образ главного героя поэмы.

Оборудование:

презентация , тексты поэмы «Песнь о Гайавате», карточки с информацией о Г. Лонгфелло

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент.

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя.

    Мотивация учебной деятельности. Целеполагание .

    Вступительное слово учителя, постановка проблемных вопросов.

В 1855 году американский поэт-романтик Генри Лонгфелло издал поэму по мотивам мифов североамериканских индейцев. В этом произведении действуют герои древних индейских легенд и сказок, которые олицетворяют силы природы: огромный медведь Мише-Моква, Кагаги (Царь-ворон), Уабассо (царь кроликов) и многие другие; герои встречают колдунов, миром правит Жизнь Владыка Гитчи Манито.

Познакомившись с данным произведением, американский писатель Марк Твен так сказал о поэте, переводчике, знатоке фольклора Лонгфелло: «До мистера Лонгфелло американская поэзия представляла собой жалкое зрелище, смесь церковной проповеди с туманным бредом. После мистера Лонгфелло мы можем уверенно говорить: у нас есть поэзия».

После выхода в свет поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате» ее автора стали называть индейским Гомером, а саму поэму - «индейской Илиадой».

Почему Лонгфелло заинтересовал индейский фольклор? О чем поэт рассказал в своем произведении? Почему «Песнь о Гайавате» стала одним из самых известных произведений мировой литературы?

Поищем ответы на эти вопросы во время нашего урока.

    Запись темы, постановка задач урока.

Записывают тему урока и эпиграф.

Эпиграф урока.

Все мы вылеплены из одного глины, поэтому нам необходимо быть милосердными и справедливыми.

Г. Лонгфелло

Формулируют цели и задачи урока.

    Актуализация опорных знаний.

    Составление ассоциативной карты «Индейцы»

    Сообщение учеников об открытии Америки (с обращением к карте).

Материал для сообщения

ХV - ХVII века называют иногда еще эпохой великих открытий.

В этот период многое изменилось в жизни людей. Благодаря сделанным в это время так называемым Великим географическим открытиям усилились контакты между различными народами. Возникли совершенно новые искусство и культура.

Великими географическими открытиями можно считать все наиболее значительные открытия в истории человечества. Но традиционно к ним относят только те, что были сделаны европейцами с XV века до середины XVII века - за 300 лет (этот период и называют эпохой географических открытий).

Причин для возникновения этих экспедиций было несколько. В первую очередь это был, конечно, поиск новых торговых путей, особенно в Индию - страну, по мнению европейцев, самую богатую в мире. К тому же появились крепкие корабли, которые уже можно было использовать для океанских плаваний. Но главной причиной, наверное, было то обстоятельство, что человечество, наконец, созрело для того, чтобы ознакомиться с Землей и ее неизвестными мирами - ведь в то время на карте нашей планеты было еще много так называемых «белых пятен» (то есть неизвестных европейцам земель). Все это и побудило европейцев совершать путешествия, во время которых путешественники находили новые, не известные ранее мира - и заносили их на карту. Так были открыты Америка, Австралия, Берингов пролив, разделявшая Азию и Северную Америку, морской путь вокруг Африки в Индию и Индокитай.

Открытие Америки Христофором Колумбом.

В конце XV века некоторые ученые пришли к выводу, что Земля имеет форму шара. Впрочем, многие люди не воспринял эту информацию. Христофор Колумб (1451-1506) решил это проверить. «Итак, если все время плыть не на восток, а на запад, все равно приплыл туда, куда тебе нужно?» - Так подумал Христофор Колумб и на основе этой идеи разработал свой проект кругосветного путешествия в Индию. Весь его экипаж состоял из 90 человек (в основном, преступников). Через несколько месяцев плавания Колумб пристал к неизвестному острова - это был один из Багамских островов. Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Именно этот день - 12 октября 1492 - и считается днем открытия Америки. Впрочем, Колумб ни был первооткрывателем Америки: за сотни лет до него сюда неоднократно заплывали викинги. А самыми первыми европейцами, побывавшими здесь, были Эйрик Рауди и его сын Лейф Эриксон - викинги, которые достигли этих берегов еще в X - XI веках. Но об их путешествие в Европе еще не знали.

Американские индейцы - коренное население Америки (с обращением к фотоматериалам).

Считается, что первые люди начали поселяться в Америке примерно 11 тыс. Р. До н. е. Эти люди пересекли Берингов пролив, разошлись с далекого Севера и расселились по всей территории Северного и Южного Американского континента. Эти люди известны нам как американские индейцы, коренные американцы или коренное население Америки. Они развили большое разнообразие культур и стилей жизни.

Мореплаватель Христофор Колумб назвал их индейцами, поскольку считал, что открытый им континент - Индия.

Американские индейцы - преимущественно невысокого роста, физически развитые, смуглые, черноволосые и темноглазые люди - не были в то время единственным народом: жили отдельными племенами, говорили на разных языках, имели разные традиции и верования, особые военные союзы для защиты интересов племени. Индейцы - дети природы - прекрасные охотники и воины в те времена были далеки от современного понимания цивилизации в жизни и быту.

Подбирают ассоциации к слову.

Вспоминают информацию об открытии Америки Колумбом.

Читают карточки с дополнительным материалом или прослушивают информацию подготовленного учащегося.

    Восприятие нового материала

Изучение биографии Лонгфелло и истории написания «Песни о Гайавате».

    Работа с карточками, просмотр презентации

    Составление вопросов, проведение взаимоопроса.

    Беседа

1. Что вам стало известно об американском поэте Г. Лонгфелло?

2. Назовите произведения поэта, которые вы запомнили.

3. Что можно сказать об идейных убеждениях Г. Лонгфелло?

4. Какое произведение принесло поэту популярность?

5. Какое произведение Г. Лонгфелло называют «индейской Илиадой» и почему?

6. Как относятся к творческому наследию поэта в современной Америке и Англии?

* Материал к слову учителя

Слава к Лонгфелло (1807-1882) пришла еще при жизни. На родине его книги издавались миллионными тиражами - для издательской практики XIX века это было невероятно! Стихи Лонгфелло были переведены восемнадцатью языками

Генри Уодсворт Лонгфелло родился в 1807 году в Портленде, небольшом портовом городке на северо-восточном побережье Америки. В истории его рода по материнской линии были предки, 1632 одними из первых прибыли к берегам Новой Англии (как называли тогда Америку) и стали ее учредителями. Художник получил прекрасное образование в частных школах и одном из лучших колледжей того времени - Боудойнському. В студенческие годы Лонгфелло обнаружил необычайные способности по гуманитарным наукам.

Сразу после окончания колледжа ему предложили место профессора кафедры иностранных языков! К тому времени писатель свободно владел шестью языками и читал еще четырьмя! Тогда же он впервые посетил Европу, которая издавна привлекала его как сокровищница древней культуры, мудрости и красоты.

В Соединенных Штатах, в отличие от Европы, не было ни многовековой традиции, насыщенной политическими событиями истории, ни древнего фольклорного наследия. Поэтому Лонгфелло взял на себя миссию «заполнить пробелы» в культурном пространстве своего народа. Настойчиво исследуя исторические, этнографические и фольклорные материалы, общаясь с индейскими общественными деятелями, писатель собирал материалы для будущей поэмы, которая принесла ему мировую славу, - «Песни о Гайавате». «... Я написал, - вспоминал Лонгфелло, - на основе легенд, которые царят в среде североамериканских индейцев. В них идет речь о человеке удивительного происхождения, который был послан к ним, чтобы расчистить их реки, леса и рыболовные места и научить народы заниматься мирным ремеслом. В разных племенах о была известен под разными именами... Наиболее распространенное - Гайавата, что означает - пророк, учитель... В этот старый рассказ я вплел другие индейские легенды. Описываемые события происходят в стране оджибвеев, на южном берегу Верхнего озера, между живописных скал и крупного песка ».

Гайавата в мифологии ирокезов - легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых междоусобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайавата полна невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.

Изучают материал информационных карточек, просматривают информацию презентации, составляют по 2 тонких и толстых вопроса, проводят взаимоопрос.

    Аналитическое чтение поэмы

    Выразительное чтение отрывка «Трубка Мира».

    Беседа

    Кто такой Гитчи-Манито? (Это верховный бог индейцев, отец всех народов.)

    С какой целью Гитчи-Манито созвал все индейские племена? (Чтобы навечно прекратить вражду между ними.)

    Какие племена пришли на зов Гитчи-Манито? (Чоктосы, Команчи, Гурон, Мэндэны, Делавэр, Могок, Шошоны, Омогой, Пони, черноногие, Оджибвеи, Дакоты.)

    С какими чувствами индейцы пришли на общее собрание? (В их сердцах горела ярость и ненависть к представителям тех племен, с которыми они враждовали.)

    Какими аргументами Гитчи-Манито убедил всех индейцев жить в согласии? Зачитайте соответствующие отрывки из текста.

    Как изменились индейцы после речи верховного бога? (Они закопали в землю свое оружие, смыли с себя боевые краски и выкурили общую Трубку Мира.)

    Символом чего выступает Трубка Мира? (Символом добровольного примирения и единения.)

    Самостоятельная работа учащихся (решение кроссворда).

    Давайте проверим, насколько внимательно вы читали произведение.

* При заполнении кроссворда слова-ответы необходимо записать в именительном падеже!

1) Гайавата - это... .. племени оджибуеив. (вождь)

2) Гитчи-Манито сделал чубук для трубки с.... (камыш)

3) Индейцы украшали себя перед боем.... (краска)

4) Лодка индейцев, на котором Гайавате отток в Царство вечной жизни.... (пирога)

5) Гитчи-Манито дал людям.... (жизнь)

6) Невеста Гайаваты.... (Миннегага)

7) Мать Гайаваты звали.... (Венона)

8) Какого цвета стала река после того, как народы смыли с себя краску боя? (красная)

9) Гитчи-Манито призвал народы стать.... (братья)

Какое слово стало ключевым в кроссворде? (Вражда.)

Почему Лонгфелло выступает в своем произведении против человеческой вражды?

Объясните фразу из поэмы, которая может служить ключевой мыслью данной главы «ВАША СИЛА ТОЛЬКО В СОГЛАСИИ, А БЕССИЛИЕ - ВО ВРАЖДЕ»

Знакомятся с отрывком из поэмы, отвечают на вопросы учителя.

Прорешивают кроссворд, определяют ключевое слово, отвечают на вопросы по «ПОПС - формуле».

    Подведение итогов

    Прием «Свободный микрофон»

Почему поэт обратился в поэме к индейскому фольклору?

Почему поэма Лонгфелло стала популярной во всем мире? Можно ли считать ее современным произведением?

О чем поэт рассказал в «Песне о Гайавате»? Допишите слова, которых не хватало в теме урока.

    Заключительное слово.

Основная мысль поэмы: человек - высшее создание природы, его невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Он всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы - злодеями и волшебниками. Гайавата в поэме Лонгфелло - это человек, олицетворяющий честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа. В образе Гайавата поэт воплотил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру. Именно о нем мы и поговорим на следующем уроке.

Отвечают на проблемные вопросы.

Формулируют тему урока, дописывая ключевые слова.

Домашнее задание.

Сообщение о главном герое поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Просмотр содержимого документа
«Генри Уодсворт Лонгфелло»

Генри Уодсворт Лонгфелло - Биография

Генри Уодсворт Лонгфелло (Henry Wodsworth Longfellow, 1807-1882) - американский поэт. Вырос в богатой буржуазной семье. Отец Л. был видным юристом и депутатом Конгресса. Еще молодым человеком Л. совершил два путешествия по Европе. По возвращении занял кафедру новых языков в Гарварде, которую не оставлял до 1854. Свою литературную деятельность начал двумя сентиментально-романтическими книгами путевых очерков («Outre Mer», 1833, и «Hyperion», 1839), заслужившими автору прозвище «ирвингианца». С конца 30-х гг. и до последних лет своей жизни Лонгфелло выпускает сборники стихов, обеспечивающие ему прочный успех в широких читательских кругах Америки и Англии. Все произведения Лонгфелло можно разбить на три группы. Первая: оригинальные стихотворения, медитативная лирика с сильным философско-дидактическим налетом («Voices of the Night» - «Голоса ночи», 1839; «Birds of Passage» - «Перелетные птицы», 1858; «The Seaside and the Fireside» - «У моря и у очага», 1849; «Flower de Luce» - «Ирис», 1867, и др.). Вторая - произведения, в разной степени связанные с образцами западноевропейской литературы; в некоторых из них Л. использовал сюжеты и черты общего колорита памятников средневековья («The spanish Student» - «Испанский студент», 1843; «The golden Legend» - «Золотая легенда» и др.), другие несут отпечаток непосредственного влияния поэзии англо-германских романтиков XIX в. («Ballads and other Poems» - «Баллады и поэмы», 1841 и др.); сюда же относятся многочисленные переводы Л., из которых самым значительным является перевод «Божественной комедии» Данте. Наконец для третьей группы характерны произведения, относящиеся к попыткам Л. создать национальный эпос («Evangeline», 1847; «The Courtship of Miles Standish» - «Сватовство Майльза Стэндиша», 1858; «The Song of Hiawatha» - «Песнь о Гайавате», 1855).

Лирика Лонгфелло, беспретенциозная и не лишенная некоторого изящества, была поэтическим выражением того умеренного оптимистического идеализма, который был приспособлен Эмерсоном для нужд пуритански настроенной буржуазии американского Севера под кокетливым названием «трансцендентального индивидуализма». Евангелие давило на философию. Борьба против несправедливостей общественного строя подменялась проповедью нравственного совершенствования. Певец примирения с судьбой и тихих радостей домашнего очага, Л. дал ряд классических образцов прекраснодушно-мещанской лирики («Psalm of Life» - «Псалом жизни», «Footsteps of Angels» - «Поступь ангела», «Excelsior» - поэма беспредметного стремления ввысь и др.). Особенно четко и выпукло идеалы буржуазно-мещанского практицизма сформулированы Л. в стихотворении «The Building of the Ship» (Постройка корабля). Некоторые критики не без основания сравнивали исключительную буржуазную благонамеренность этого стихотворения с идеями глубоко мещанской «Песни о колоколе» Фр. Шиллера. Лонгфелло отразил идеологическую бескрылость буржуазной верхушки Сев. штатов. В конфликте Севера с рабовладельческим Югом Л. отражал то архиумеренное буржуазное течение, которое не шло дальше antislaver’изма (в противовес куда более последовательному аболиционизму революционной мелкой буржуазии во главе с Линкольном). Характерным для этого течения произведением и явились «Песни о рабстве» (Poems of Slavery, 1842) Л. - единственная его дань antislaver’скому движению, - к-рые носят элегический характер и не содержат сколько-нибудь значительного социального протеста. Негры-рабы для Л. только объект сожаления и благочестивых пожеланий. Он славословит некую плантаторшу, добровольно освободившую своих рабов (см. стих. «The good part that shall not be taken away») и одновременно с этим приходит в ужас от одной мысли, что рабы могут взять в собственные руки дело своего освобождения. При этом возможное восстание рабов сравнивается с местью «бедного слепого Самсона» филистимлянам (см. стих. «The Warning» - «Предостережение»). - Протекционистски и патриотически настроенная буржуазия Сев. штатов стремилась обзавестись своей собственной национальной культурой. Осуществление этого стремления и составило задачу консервативной интеллигенции университетских городов. Л. был одним из апостолов этого движения и практическим его проводником. Механическое перенесение на американскую почву реквизита англо-немецкой романтической школы, противоестественный ренессанс не существовавших в Америке традиций средневековой литературы, импонировавший нац. снобизму буржуа, был в сущности проявлением того же стремления, которое в наивной форме выражали нажившиеся бутылочные фабриканты, скупая в Старом Свете оскудевшие дворянские замки с фамильными привидениями. Некоторые из баллад Л. («The Skeleton in Armour» - «Скелет в кольчуге», «The Wreck of the Hesperus » - «Гибель Гесперуса ») имели шумный успех. Драматические произведения Л., разрабатывающие средневековые сюжеты, представляют очень малый художественный интерес. Чрезмерно свободное обращение с европейскими образцами дало повод двум видным критикам эпохи, Эдгару По и Маргарет Фуллер, обвинять Лонгфелло в плагиате. В общем ничего особенно значительного в этой области Л. не сделал, однако его роль в деле ознакомления американской читающей публики с европейской литературой значительна. Задачей, параллельной делу создания своей литературы «не хуже европейской», было воссоздание задним числом ее корней - национального эпоса. Казалось, здесь возможности были ограничены самым фактом позднего появления колонистов на материке. «Евангелина» - пастораль в гекзаметрах, написанная под несомненным влиянием гётевского «Германа и Доротеи», - воспевала жизнь ранних французских поселенцев. «Сватовство Майльза Стэндиша» в тех же тонах идиллии говорило об англичанах. Но наиболее значительным опытом Лонгфелло в области эпоса была «Гайавата», эпическая поэма, построенная на материале индейского фольклора. В поисках корней своего генеалогического дерева «брамины» (университетская группа поэтов, возглавляемая Лонгфелло) натолкнулись на поэзию уничтожаемых их соотечественниками индейских племен и использовали ее с грубым цинизмом завоевателей. Основываясь на «Алгических изысканиях» Скулкрафта, правительственного агента по индейским делам, «человека с недостаточным образованием, узкими предрассудками и неточного в изложении фактов», по отзыву позднейшего исследователя, Л. перемешивает элементы мифологии двух различных индейских племен. Со своей стороны, Л. ставит героем этих преимущественно космологических мифов Гайавату, полулегендарного индейского политического деятеля эпохи основания так называемой «лиги ирокезов», т. е. XV в. (Морган), с очевидной целью (даже ценой натяжки) довести повествование до появления белого человека и торжествено установить преемственность традиции в форме «предуказанной выше» мирной капитуляции индейской идеологии перед христианством. Заключительная песнь «Гайаваты», где этот индейский вождь призывает своих соплеменников приветствовать «старших братьев - белых», является бесстыдным надругательством над историей и индейским эпосом. Общий колорит поэмы определяется цензурой ханжеско-пуританской морали и эстетики. Преобладают сентиментально-идиллические тона. Тщательно вытравлены все эротические, жестокие, смешные и унизительные для героев эпизоды, имеющиеся даже у Скулкрафта. Из сказанного не трудно заключить, что укоренившееся за «Гайаватой», с легкой руки автора, звание «индейской Эдды», является не более как смелой метафорой. Поэма не может считаться памятником индейского фольклора, хотя, имея образцом «Калевалу», Лонгфелло и создал произведение, не лишенное известного формального значения. Поэма имела громадный успех в Америке и Европе. Через 4 месяца она уже вышла в немецком переводе. В настоящее время она переведена на все европейские языки (полный русский перевод принадлежит Бунину).

Популярность Л. остается очень значительной до наших дней и в Америке и в Англии. Собрание его стихов наряду с Библией - обязательная принадлежность домашней библиотеки в буржуазной семье. Ряд его стихотворений вошел в хрестоматии и заучивается в школах наизусть. Полная благонамеренность, религиозно-нравственная направленность и изящная банальность поэзии в соединении с доступностью формы сделали его классиком англо-американского мещанства. Вскоре после его смерти Россетти, сам далеко не поклонник творчества Л., свидетельствовал, что за последнюю четверть века Л. был наиболее читаемым поэтом англо-саксонских литератур.

Источник - Литературная энциклопедия

Просмотр содержимого документа
«Краткая биография»

Краткая биография - ЛОНГФЕЛЛО ГЕНРИ УОДСУОРТ (1807-1882)

Генри Уодсуорт Лонгфелло - американский писатель, поэт-романтик, филолог, переводчик, знаток фольклора, прославился как автор «Песни о Гайавате». Появился на свет в маленьком городе Портленд (штат Мэн) 27 февраля 1807 г. Был потомком старинного йоркширского рода, выходцев из Англии, родился в пуританской семье, главой которого был депутат Конгресса, известный юрист. В детском возрасте Генри увлекался чтением, сочинять первые стихи начал очень рано. Когда газета впервые опубликовала его стихи, Генри был 13-летним подростком.

После получения начального образования в Портленде Лонгфелло поступил в Гарвардский университет, Боудойнский колледж. По окончании учебного заведения ему предложили остаться и работать профессором новых языков. Чтобы основательно подготовиться к вступлению в должность, Лонгфелло три с лишним года провел на европейском континенте, был в Испании, Италии, Германии, Франции, где углубился в изучение языков и литературы. Впечатления, полученные за границей, стали основой для будущего сборника путевых заметок-очерков «За океаном».

На протяжении 1829-1835 гг. Лонгфелло работал в Боуден-колледже. На аналогичную должность его в 1835 г. пригласили работать в Гарвардский университет. И снова Лонгфелло уезжает путешествовать в Европу. Во время поездки поэт переживает личную трагедию: скончалась его супруга, с которой они поженились в 1831 г. В конце 1836 г. Генри Уодсуорд возвращается в Америку и приступает к преподаванию, заняв кафедру новых языков. В Гарварде ему предстояло работать до 1854 г.

Начав деятельность на поприще литературы с прозы – книги «За океаном» (1835), Лонгфелло затем полностью отдает себя поэтическому творчеству; с конца 30-ых гг. оно становится делом всей его жизни. Популярным его сделало уже одно из первых опубликованных стихотворений; в 1839 г. увидел свет первый поэтический сборник «Ночные голоса». Последовавший за ним роман, в котором Лонгфелло излагает свою биографию, публика встретила прохладно – в отличие от очередных поэтических сборников - «Баллады и другие стихи» (1842), «Стихи о рабстве» (1842) и др.

Лирические стихотворения стали для поэта ступенькой для написания эпических поэм, принесших ему статус национального поэта, ставших вершиной его славы. Мировую известность Лонгфелло принесла «Песнь о Гайавате» - эпическая поэма, в основу которой легла индейская мифология. Произведение быстро стало невероятно популярным не только в Америке, но и на европейском континенте, буквально спустя 4 месяца увидела свет издание на немецком языке, а сегодня «Песнь о Гайавате» можно прочитать на любом европейском языке (на русский его полностью перевел И. Бунин).

В свою очередь, сам Лонгфелло сделал немало для того, чтобы обогатить национальную культуру приобщением к европейской поэзии. Его переводы стихов поэтов Италии (в частности, он перевел «Божественную комедию» Данте ), Германии, Франции пользовались огромным успехом как у литературных критиков, так и простых читателей. Звезда популярности произведений Генри Уодсуорта Лонгфелло не закатилась в США и Великобритании до сих пор.

Последние годы жизни поэта были омрачены физическими страданиями (его мучил ревматизм), однако он по-прежнему находился в писательском строю и был бодр духом. Точку в его биографии поставило 24 марта 1882 года: в этот день Лонгфелло скончался, находясь в Кембридже.

Просмотр содержимого документа
«Трубка мира»

На горах Большой Равнины,
На вершине Красных Камней,
Там стоял Владыка Жизни,
Гитчи Манито могучий,
И с вершины Красных Камней
Созывал к себе народы,
Созывал людей отвсюду.

От следов его струилась,
Трепетала в блеске утра
Речка, в пропасти срываясь,
Ишкудой, огнем, сверкая.
И перстом Владыка Жизни
Начертал ей по долине
Путь излучистый, сказавши:
«Вот твой путь отныне будет!»

От утеса взявши камень,
Он слепил из камня трубку
И на ней фигуры сделал.
Над рекою, у прибрежья,
На чубук тростинку вырвал,
Всю в зеленых, длинных листьях;
Трубку он набил корою,
Красной ивовой корою,
И дохнул на лес соседний,

От дыханья ветви шумно
Закачались и, столкнувшись,
Ярким пламенем зажглися;
И, на горных высях стоя,
Закурил Владыка Жизни
Трубку Мира, созывая
Все народы к совещанью.

Дым струился тихо, тихо
В блеске солнечного утра:
Прежде - темною полоской,
После - гуще, синим паром,
Забелел в лугах клубами,
Как зимой вершины леса,
Плыл все выше, выше, выше,
Наконец коснулся неба
И волнами в сводах неба
Раскатился над землею.

Из долины Тавазэнта,
Из долины Вайоминга,
Из лесистой Тоскалузы,
От Скалистых Гор далеких,
От озер Страны Полночной
Все народы увидали
Отдаленный дым Покваны,
Дым призывный Трубки Мира.

И пророки всех народов
Говорили: "То Поквана!
Этим дымом отдаленным,
Что сгибается, как ива,
Как рука, кивает, манит,
Гитчи Манито могучий
Племена людей сзывает,
На совет зовет народы".

Вдоль потоков, по равнинам,
Шли вожди от всех народов,
Шли Чоктосы и Команчи,
Шли Шошоны и Омоги,
Шли Гуроны и Мэндэны,
Делавэры и Могоки,
Черноногие и Поны,
Оджибвеи и Дакоты
Шли к горам Большой Равнины,
Пред лицо Владыки Жизни.

И в доспехах, в ярких красках,
Словно осенью деревья,
Словно небо на рассвете,
Собрались они в долине,
Дико глядя друг на друга.
В их очах - смертельный вызов,
В их сердцах - вражда глухая,
Вековая жажда мщенья
Роковой завет от предков.

Гитчи Манито всесильный,
Сотворивший все народы,
Поглядел на них с участьем,
С отчей жалостью, с любовью,
Поглядел на гнев их лютый,
Как на злобу малолетних,
Как на ссору в детских играх.

Он простер к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб смирить их пыл безумный
Мановением десницы.
И величественный голос,
Голос, шуму вод подобный,
Шуму дальних водопадов,
Прозвучал ко всем народам,
Говоря: "О дети, дети!
Слову мудрости внемлите,
Слову кроткого совета
От того, кто всех вас создал!

Дал я земли для охоты,
Дал для рыбной ловли воды,
Дал медведя и бизона,
Дал оленя и косулю,
Дал бобра вам и казарку;
Я наполнил реки рыбой,
А болота - дикой птицей:
Что ж ходить вас заставляет
На охоту друг за другом?

Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила - лишь в согласье,
А бессилие - в разладе.
Примиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!

И придет Пророк на землю
И укажет путь к спасенью;
Он наставником вам будет,
Будет жить, трудиться с вами.
Всем его советам мудрым
Вы должны внимать покорно
И умножатся все роды,
И настанут годы счастья.
Если ж будете вы глухи,
Вы погибнете в раздорах!

Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь как братья!"

Так сказал Владыка Жизни.
И все воины на землю
Тотчас кинули доспехи,
Сияли все свои одежды,
Смело бросилися в реку,
Смыли краски боевые.
Светлой, чистою волною
Выше их вода лилася
От следов Владыки Жизни.
Мутной, красною волною
Ниже их вода лилася,
Словно смешанная с кровью.

Смывши краски боевые,
Вышли воины на берег,
В землю палицы зарыли,
Погребли в земле доспехи.
Гитчи Манито могучий,
Дух Великий и Создатель,
Встретил воинов улыбкой.

И в молчанье все народы
Трубки сделали из камня,
Тростников для них нарвали,
Чубуки убрали в перья
И пустились в путь обратный
В ту минуту, как завеса
Облаков заколебалась
И в дверях отверстых неба
Гитчи Манито сокрылся,
Окружен клубами дыма
От Йокваны, Трубки Мира.


«Генри Лонгфелло Вступление»


Генри Лонгфелло

«Песнь о Гайавате»


Угадайте, куда будет совершено второе путешествие?

Произошла однажды странная история с географией. Один моряк по имени Христофор Колумб отправился в Индию, а вместо этого попал…



Какие народы населяли Америку, ещё до завоевания её европейцам?

Да, это были индейцы, умелые и мудрые люди, талантливые и справедливые. Они за много веков накопили богатейшую культуру: до сих пор не разгаданы тайны инков – детей Солнца, как они себя называли.


Представьте себе индейский посёлок. Тишина. Только откуда-то с краю тянет дымком. Женщины готовят еду, ребятишки снуют под ногами, мужчины сидят чинно, изредка перебрасываясь короткими фразами.

Как называется жилище индейцев?

Какую обувь носят жители посёлка?

Какое украшение можно увидеть на индейцах?

Чем вооружены мужчины посёлка?


Культура инков затерялась во времени. Её следы ищут и любители материальных благ – спрятанное золото инков не даёт им покоя, и почитатели духовного богатства.

«Литературный следопыт» -

американский поэт

Генри Лонгфелло, который

жил в 19 веке.


Генри Лонгфелло был потомком первых переселенцев в Новый Свет. В 18 лет он окончил колледж, в котором потом преподавал. Лонгфелло увлекался народной культурой, поэзией Древней Греции, которая стала для него образцом.

Не раз он задавался

вопросом: «Станет ли

поэзия на нашей земле

дышать тем очарованием,

которым дышит она на

островах Греции?»


Поэт решил собрать истории индейских племён, объединить их образом главного героя и, соблюдая простой язык индейских преданий, написать целую книгу.

Гайавата –

  • На русский язык перевёл поэму Иван Алексеевич
  • Бунин.

В России «Песнь о

Гайавате»

была переведена

И.А.Буниным.

Этот перевод

до сих пор

остаётся

непревзойдённым.


  • Что такое «трубка мира»?
  • Выражение отражает обряд: курение трубки мира с целью улаживания конфликтов и противоречий.
  • Что символизирует «трубка мира»?
  • Это знак согласия и дружбы.
  • Как преобразились воюющие племена?
  • Воины вошли в реку, смыли с себя боевые краски и пятна крови, закопали в землю луки.

Просмотр содержимого презентации
«Генри Лонгфелло»



Генри Лонгфелло - американский поэт, потомок первых переселенцев в Новый Свет. В 18 лет он окончил колледж, в котором потом преподавал. Он увлекался народной культурой, поэзией Древней Греции, которая стала для него образцом.

Поэт решил собрать истории индейских племён, объединить их образом главного героя и, соблюдая простой язык индейских преданий, написать целую книгу. Так появи­лась «Песнь о Гайавате», самый замечательный труд Лонгфелло, поэма, написанная в 1855 году. Центральное место в произведении занимают индейцы, их верования, предания, быт.

Лонгфелло в 1887 году


Сказание о Гайавате (Гайавата значит - пророк, учитель) - собрание рассказов о демиурге, «человеке чудесного происхождения, который был послан расчистить реки, леса и рыболовные места и научить на­роды мирным искусствам».

Действие поэмы происходит в стране оджибуэев, на южном берегу Верхнего Озера, между Живописными Скалами и

Великими Песками. В «Песни о Гайавате» отражено множество обрядов: труд, молитва, пост, курение трубки мира с целью улаживания конфликтов и проти­воречий.

Лонгфелло открывает повествование главой «Трубка Мира». Глав­ная мысль этой главы и всего труда Лонгфелло: только живя в мире и согласии, можно совершать подлинно великие дела. За обрядовым курением трубки как знаком взаимного согласия стоит не просто че­ловеческий договор, который можно и расторгнуть, но примирение людей в Боге. Трубка Мира стала общемировым образом, символом мира.



Как вы понимаете название произведения - «Песнь»?

(Песнь - одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторически значимые события, мифологические и легендарные представления людей, героические деяние великих предков.)

Где происходит действие поэмы?

(Действие поэмы происходит в стране оджибуэев, на южном берегу Верхнего Озера, между Живописными Скалами и Великими Песками.)



Какие мифологические мотивы мы видим в поэме?

(Мифология североамериканских индейцев складывалась в условиях родоплеменного строя и его разложения. Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода), о четырех сторонах света. И в индейском эпосе один из центральных мифологических мотивов - мотив творения мира.)


Каким представляют индейцы Творца? Чем он занимается?

(Все явления природы подчинялись невидимой магической силе - Мани-

ту. Духи Маниту вездесущи: они обитают на земле, над ней и под ней. Образ Маниту понимался европейскими пришельцами как «великий дух», аналогичный христианскому богу.)


Какое значение имеет этимология (происхождение слов, понятий) в эпосе?

(Обустройство мира связано с приданием каждой вещи некоего назначения, смысла, соответствующего имени. Обнаружение этимологического истока для названий мест, предметов интересно и с точки зрения изучения представлений народа, его способа видения мира, и с точки зрения самого народа, которому важно сохранить смысловые нити, связующие понятия. Когда все в мире упорядочено, каждый выполняет свое предназначение и помогает в этом другому.)


Какие наиболее важные обряды отражены в «Песни о Гайавате»?

(Наиболее важные обряды - труд, пост и молитва, связанные с обеспечением и ожиданием урожая маиса (кукурузы), и курение трубки мира как способ улаживания конфликтов и противоречий.)

Почему Лонгфелло открывает повествование главой «Трубка Мира»?

(Главная мысль этой главы и всего труда Лонгфелло: только живя в мире и согласии, можно совершать подлинно великие дела. За обрядовым курением трубки как знаком взаимного согласия стоит не просто человеческий договор, который можно и расторгнуть, но примирение людей в Боге.)








Заключение

Сам Генри Лонгфелло сделал подобное: его «Песнь» служит сохранению ценных знаний о мире, о культуре народа, перениманию векового опыта. Цель автора - сохранить чужую, новую для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и, вместе с тем, сделать ее доступной, понятной и близкой читателю. Это являлось целью и переводчика «Песни о Гайавате» на русский язык - И.А. Бунина.

Поэму завершает эпилог, в центре которого - сцена встречи представителей двух культур: архаической и современной. Гайавата, исполнивший унаследованный им долг, передает эстафету новой эпохе, новой культуре.

Просмотр содержимого презентации
«Генри Лонгфелло»


Генри Уодсворт Лонгфелло

«Песнь о Гайавате»



Происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII в. и жившей в строгих пуританских традициях. Поэт воспитывался сначала в маленьком родном городе своем, Портленде, много читал, увлекался Вашингтоном Ирвингом и под его влиянием стал писать стихи.

Руины замка


Университетское образование Лонгфелло получил в Bowdoin College, в Брунсвике, и после годичного пребывания в Европе сделался профессором новых языков сначала в Брунсвике, потом в гарвардском университете; составил целый ряд ценных курсов по европейским литературам, издал несколько переводов с испанского, рассказал свои путевые впечатления в интересной книге «Outre-Mer».

Гарвардский университет





Песнь о Гайавате

Статуя Гайаваты, несущего Минехаху в Парке Минехахи Миннеаполис, Миннесота




Бунин перевёл «Песнь о Гайавате» на русский язык. Его перевод до сих пор считается лучшим и непревзойденным. Впервые была напечатана в газете «Орловский Вестник» в 1896 г. В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой.

Ива́н Алексе́евич Бу́нин


Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски -

Тучи, дождь и непогоду.



Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №20 им.А.А.Хмелевского» г.Курска

Мальцева Ольга Николаевна

Значение слова ЛОНГФЕЛЛО в Литературной энциклопедии

ЛОНГФЕЛЛО

Генри Водсворт — американский поэт. Вырос в богатой буржуазной семье. Отец Л. был видным юристом и депутатом Конгресса. Еще молодым человеком Л. совершил два путешествия по Европе. По возвращении занял кафедру новых языков в Гарварде, которую не оставлял до 1854. Свою литературную деятельность начал двумя сентиментально-романтическими книгами путевых очерков («Outre Mer», 1833, и «Hyperion», 1839), заслужившими автору прозвище «ирвингианца». С конца 30-х гг. и до последних лет своей жизни Лонгфелло выпускает сборники стихов, обеспечивающие ему прочный успех в широких читательских кругах Америки и Англии. Все произведения Лонгфелло можно разбить на три группы. Первая: оригинальные стихотворения, медитативная лирика с сильным философско-дидактическим налетом («Voices of the Night» — «Голоса ночи», 1839; «Birds of Passage» — «Перелетные птицы», 1858; «The Seaside and the Fireside» — «У моря и у очага», 1849; «Flower de Luce» — «Ирис», 1867, и др.). Вторая — произведения, в разной степени связанные с образцами западноевропейской лит-ры; в некоторых из них Л. использовал сюжеты и черты общего колорита памятников средневековья («The spanish Student» — «Испанский студент», 1843; «The golden Legend» — «Золотая легенда» и др.), другие несут отпечаток непосредственного влияния поэзии англо-германских романтиков XIX в. («Ballads and other Poems» — «Баллады и поэмы», 1841 и др.); сюда же относятся

569 многочисленные переводы Л., из которых самым значительным является перевод «Божественной комедии» Данте. Наконец для третьей группы характерны произведения, относящиеся к попыткам Л. создать национальный эпос («Evangeline», 1847; «The Courtship of Miles Standish» — «Сватовство Майльза Стэндиша», 1858; «The Song of Hiawatha» — «Песнь о Гайавате», 1855). Лирика Лонгфелло, беспретенциозная и не лишенная некоторого изящества, была поэтическим выражением того умеренного оптимистического идеализма, который был приспособлен Эмерсоном для нужд пуритански настроенной буржуазии американского Севера под кокетливым названием «трансцендентального индивидуализма». Евангелие давило на философию. Борьба против несправедливостей общественного строя подменялась проповедью нравственного совершенствования. Певец примирения с судьбой и тихих радостей домашнего очага, Л. дал ряд классических образцов прекраснодушно-мещанской лирики («Psalm of Life» — «Псалом жизни», «Footsteps of Angels» — «Поступь ангела», «Excelsior» — поэма беспредметного стремления ввысь и др.). Особенно четко и выпукло идеалы буржуазно-мещанского практицизма сформулированы Л. в стихотворении «The Building of the Ship» (Постройка корабля). Некоторые критики не без основания сравнивали исключительную буржуазную благонамеренность этого стихотворения с идеями глубоко мещанской «Песни о колоколе» Фр. Шиллера. Лонгфелло отразил идеологическую бескрылость буржуазной верхушки Сев. штатов. В конфликте Севера с рабовладельческим Югом Л. отражал то архиумеренное буржуазное течение, которое не шло дальше antislaver’изма (в противовес куда более последовательному аболиционизму революционной мелкой буржуазии во главе с Линкольном). Характерным для этого течения произведением и явились «Песни о рабстве» (Poems of Slavery, 1842) Л. — единственная его дань antislaver’скому движению, — к-рые носят элегический характер

570 и не содержат сколько-нибудь значительного социального протеста. Негры-рабы для Л. только объект сожаления и благочестивых пожеланий. Он славословит некую плантаторшу, добровольно освободившую своих рабов (см. стих. «The good part that shall not be taken away») и одновременно с этим приходит в ужас от одной мысли, что рабы могут взять в собственные руки дело своего освобождения. При этом возможное восстание рабов сравнивается с местью «бедного слепого Самсона» филистимлянам (см. стих. «The Warning» — «Предостережение»). — Протекционистски и патриотически настроенная буржуазия Сев. штатов стремилась обзавестись своей собственной национальной культурой. Осуществление этого стремления и составило задачу консервативной интеллигенции университетских городов. Л. был одним из апостолов этого движения и практическим его проводником. Механическое перенесение на американскую почву реквизита англо-немецкой романтической школы, противоестественный ренессанс не существовавших в Америке традиций средневековой лит-ры, импонировавший нац. снобизму буржуа, был в сущности проявлением того же стремления, которое в наивной форме выражали нажившиеся бутылочные фабриканты, скупая в Старом Свете оскудевшие дворянские замки с фамильными привидениями. Некоторые из баллад Л. («The Skeleton in Armour» — «Скелет в кольчуге», «The Wreck of the „Hesperus“» — «Гибель „Гесперуса“») имели шумный успех. Драматические произведения Л., разрабатывающие средневековые сюжеты, представляют очень малый художественный интерес. Чрезмерно свободное обращение с европейскими образцами дало повод двум видным критикам эпохи, Эдгару По и Маргарет Фуллер, обвинять Лонгфелло в плагиате. В общем ничего особенно значительного в этой области Л. не сделал, однако его роль в деле ознакомления американской читающей публики с европейской лит-рой значительна. Задачей, параллельной делу создания своей литературы «не хуже европейской», было воссоздание задним числом ее корней — национального эпоса. Казалось, здесь возможности были ограничены самым фактом позднего появления колонистов на материке. «Евангелина» — пастораль в гекзаметрах, написанная под несомненным влиянием гётевского «Германа и Доротеи», — воспевала жизнь ранних французских поселенцев. «Сватовство Майльза Стэндиша» в тех же тонах идиллии говорило об англичанах. Но наиболее значительным опытом Лонгфелло в области эпоса была «Гайавата», эпическая поэма, построенная на материале индейского фольклора. В поисках корней своего генеалогического дерева «брамины» (университетская группа поэтов, возглавляемая Лонгфелло) натолкнулись на поэзию уничтожаемых их соотечественниками индейских племен и использовали ее с грубым цинизмом завоевателей. Основываясь на «Алгических изысканиях» Скулкрафта, правительственного агента по индейским делам, «человека с недостаточным

571 образованием, узкими предрассудками и неточного в изложении фактов», по отзыву позднейшего исследователя, Л. перемешивает элементы мифологии двух различных индейских племен. Со своей стороны, Л. ставит героем этих преимущественно космологических мифов Гайавату, полулегендарного индейского политического деятеля эпохи основания так называемой «лиги ирокезов», т. е. XV в. (Морган), с очевидной целью (даже ценой натяжки) довести повествование до появления белого человека и торжествено установить преемственность традиции в форме «предуказанной выше» мирной капитуляции индейской идеологии перед христианством. Заключительная песнь «Гайаваты», где этот индейский вождь призывает своих соплеменников приветствовать «старших братьев — белых», является бесстыдным надругательством над историей и индейским эпосом. Общий колорит поэмы определяется цензурой ханжеско-пуританской морали и эстетики. Преобладают сентиментально-идиллические тона. Тщательно вытравлены все эротические, жестокие, смешные и унизительные для героев эпизоды, имеющиеся даже у Скулкрафта. Из сказанного не трудно заключить, что укоренившееся за «Гайаватой», с легкой руки автора, звание «индейской Эдды», является не более как смелой метафорой. Поэма не может считаться памятником индейского фольклора, хотя, имея образцом «Калевалу», Лонгфелло и создал произведение, не лишенное известного формального значения. Поэма имела Иллюстрация: Ремингтон. Иллюстрация к «Песне о Гайавате»

Лонгфелло

572 громадный успех в Америке и Европе. Через 4 месяца она уже вышла в немецком переводе. В настоящее время она переведена на все европейские языки (полный русский перевод принадлежит Бунину). Популярность Л. остается очень значительной до наших дней и в Америке и в Англии. Собрание его стихов наряду с Библией — обязательная принадлежность домашней библиотеки в буржуазной семье. Ряд его стихотворений вошел в хрестоматии и заучивается в школах наизусть. Полная благонамеренность, религиозно-нравственная направленность и изящная банальность поэзии в соединении с доступностью формы сделали его классиком англо-американского мещанства. Вскоре после его смерти Россетти, сам далеко не поклонник творчества Л., свидетельствовал, что за последнюю четверть века Л. был наиболее читаемым поэтом англо-саксонских литератур. Библиография: I. Самое полное собр. сочин., не включающее однако ряда статей и художественных произведений, Riverside edition of Prose and Poems 11 vv., Boston, 1886—1890; «Песнь о Гайавате», перевод в отрывках Д. Л. Михаловского («Отеч. записки», 1868, №№ 5, 6, 10, 11, и 1869, № 6, отдельно — СПБ, 1890, и ряд перепечаток); полностью — И. Буниным, Орел, 1896; второй перев., СПБ, 1903, и много переизданий; последнее изд., Гиз, М. — Л., 1931 (ср. отзыв Ломова И. К. на издание 1928, «Молодая гвардия», 1929, № 16); Эвангелина, перев. П. Вейнберга, «Отечествен. записки», 1869, № 5, и анонимный прозаический пересказ, Москва, 1912; Золотая легенда, перев. в отрывках И. Бунина, сб. «Знание»; Иуда Макавей , обработка по Вейнбергу, Одесса, 1910; Стихи о рабстве, полностью перевед. М. Л. Михайловым, «Современник», 1861, и в Собр. сочинений; Песни неволи, П., 1919. См. еще в общих антологиях: Избранные поэты Англии и Америки, СПБ, 1864; Гербель Н. В., Английские поэты, СПБ, 1875; Песни Англии и Америки, М., 1895. Огромное количество стихотворений разбросано по журн. — «Отеч. записки», «Вестник Европы», «Современник», «Изящная литература» и т. д. — 60—80-х гг. В числе переводчиков, помимо упомянутых, — А. Майков, К. Случевский и др. В большинстве случаев это не переводы, но вольные вариации, иногда только напоминающие подлинник. II. Основной биографич. источник: Longfellow S. (брат поэта), Life of H. W. Longfellow with Extracts from His Journals and Correspondence, 3 vv., 1891; Robertson E. S., H. W. Longfellow, 1907. Оценка русской критики: (Михайлов М. Л.), «Современник», 1860, XII; Крюков П. (Лавров П.), «Отеч. записки», 1882, VII; Его же, Этюды о западной литературе, П., 1923; Святловский В. В., Гайавата как историческая личность и как герой поэмы Лонгфелло, «Записки неофилол. об-ва», V, СПБ, 1911; Иохельсон Вл., Гайавата и источники вдохновения Лонгфелло, при сабашниковском переизд. бунинского перев., Москва, 1916; Lengler Н. Е., Longfellow’s Hiavatha: Bibliographical Notes, 1904 (литературная полемика вокруг поэмы); Knortz К., Folkloristisches in Longfellows Evangeline, Lpz., 1907; Spielhagen F., Edgar Poe gegen H. Longfellow, Westermanns deutsche Monatshefte, 1882—1883; Goebbel J., Longfellow als Vermittler deutscher Geisteskultur, Leipzig, 1914. Общая сводка: Morin P., Les sources de H. W. Longfellow, Paris, 1913. III. Многочисленные русские перев. из Лонгфелло перечислены в «Библиографическом указателе переводной беллетристики», с предисл. Н. А. Рубакина, СПБ, 1897. А. Старцев

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛОНГФЕЛЛО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛОНГФЕЛЛО в Высказываниях великих людей:
    Когда природа оставляет прореху в чьем-нибудь уме, она обычно замазывает ее толстым слоем самодовольства. Г. Лонгфелло - Музыка - универсальный …
  • ЛОНГФЕЛЛО в Большом энциклопедическом словаре:
    (Longfellow) Генри Уодсуорт (1807-82) американский писатель. Поэт-романтик. В эпических поэмах, балладах, лирике, часто афористически-дидактичных, сентиментальных (по настроению), сочетавших как песенно-фольклорную, …
  • ЛОНГФЕЛЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Лонгфелло (Henry-Wadsworth Longfellow) - знаменитый амер. поэт (1807- 1882), происходил из старинной йокширской семьи, переселившейся вАмерику в XVII в. и …
  • ЛОНГФЕЛЛО в Современном энциклопедическом словаре:
    (Longfellow) Генри Уодсуорт (1807 - 82), американский поэт-романтик, ученый-филолог. В эпических поэмах, балладах, лирике часто афористически-дидактических, сентиментальных, сочетавших как песенно-фольклорную, …
  • ЛОНГФЕЛЛО в Энциклопедическом словарике:
    (Longfellow) Генри Уодсуорт (1807 - 82), американский поэт-романтик, ученый-филолог. В эпических поэмах, балладах, лирике часто афористически- дидактических, сентиментальных, сочетавших как …
  • ЛОНГФЕЛЛО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОНГФ́ЕЛЛО (Longfellow) Генри Уодсуорт (1807-82), амер. писатель, поэт-романтик, филолог. В эпич. поэмах, балладах, лирике, часто афористически-дидактич., сентиментальных (по настроению), сочетавших …
  • ЛОНГФЕЛЛО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Henry-Wadsworth Longfellow) ? знаменитый американский поэт (1807-1882), происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII в. и жившей …
  • ЛОНГФЕЛЛО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Longfellow) Генри Уодсуорт (1807-82) , американский писатель. Поэт-романтик. В эпических поэмах, балладах, лирике, часто афористически-дидактичных, сентиментальных (по настроению), сочетавших как …
  • ГЕНРИ ЛОНГФЕЛЛО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-19 Time: 14:38:13 * У заблуждения можно порой научиться большему, чем у правоты. * Музыка - универсальный язык человечества. …
  • ЛОНГФЕЛЛО, ГЕНРИ УОДСУОРТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1807 - 1882) - американский …
  • ЛОНГФЕЛЛО, ГЕНРИ УОДСВОРТ в Словаре Кольера:
    (Longfellow, Henry Wadsworth) (1807-1882), американский поэт. Родился 27 февраля 1807 в Портленде (шт. Мэн). В 1825 одновременно с Н.Готорном окончил …
  • МИЛОСЕРДИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-27 Time: 11:47:37 * Быть милосердным — значит делать все, что в наших силах. (Джон Донн) * …
  • ГАЙАВАТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Хайонвата, в мифологии ирокезов легендарный вождь и пророк, ученик и союзник Деганавиды. Согласно мифам, Г. выступал против родовых усобиц племени …
  • ЧУМИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (В ОРИГИНАЛЕ ЧЮМИНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Чумина (Ольга Николаевна, по мужу Михайлова) - талантливая поэтесса и переводчица. Родилась в 1862 г. в Новгороде, в семье военного. …

Какую роль играет мир природы в «Песни о Гайавате»?

Древнему человеку казалось, что все в мире живет своей жизнью и управляется могучей силой. Законов природы он еще не знал и думал, что всеми явлениями уп­равляют божества или духи. Эти пред­ставления о мире нашли отражение в «Песни о Гайавате».

Мифологические представления индей­цев складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотде­лим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа да­ет ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям - Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу.

Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода). В индейском эпосе один из центральных мифологиче­ских мотивов - мотив сотворения мира.

Создание Вселенной связано с ее одушев­лением. Не случайно в основе многих ска­заний лежит прием одушевления. Сотво­рение мира - это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса и рыболов­ные места.

Какое значение имеет образ певца (музы­канта Навадаги) в поэме? В каких произведениях вы встречались с образами певцов, ведущих по­вествование?

С образами певцов, от лица которых ве­дется повествование, мы встречались в былинах, песнях, авторских произведени­ях. Это Боян в «Слове о полку Игореве», гусляры в «Песне про купца Калашнико­ва…» М. Ю. Лермонтова. Они являются но­сителями народного эпического сознания. С помощью таких образов авторы переда­ют народное восприятие происходящего.

Почему Лонгфелло назвал свое произведе­ние песнью? Найдите в тексте художественные особенности, характерные для песенного жанра (образы, изобразительно-выразительные средст­ва, музыкальность речи).

Песнь - одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторические события, мифологические и легендарные представления людей, ге­роические деяния великих предков. На­род слагает песнь тогда, когда испытыва­ет сочувствие к герою. Песнь рассказыва­ет о реальных или легендарных событиях. У поэта появляется возможность с по­мощью этой формы создать иллюзию объ­ективного отношения к героям, потому что герои показаны как бы глазами наро­да.

Бунин отмечал «редкую красоту художест­венных образов и картин» поэмы. Докажите это утверждение.

Произведение насыщено живописными и поэтическими строками. Оно воскреша­ет перед нами красоту девственных лесов и прерий, очарование народных преданий, воссоздает цельные характеры первобыт­ных людей. Многочисленные эпитеты (в дивных грезах), метафоры (в пышном зареве заката), сравнения (опустился ли он тучкой, иль поднялся, как туманы) способствуют созданию ярких и поэтических картин.

Если вы читали произведения о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей, то попробуйте сравнить эти книги с «Песнью о Гайавате».

Ко времени создания «Песни о Гайава­те» немало романов было посвящено жиз­ни краснокожих жителей Америки - ро­маны Ф. Купера, М. Рида и др. Нередко индейцы в них выступают условными персонажами, лишь оживляющими при­ключенческий сюжет. Лонгфелло ставил перед собой другую задачу: он хотел вос­создать почти исчезнувший мир амери­канской старины, передать ощущение ут­раченного единства человека и природы, чувство органичности бытия. Описывая мир природы, поэт обращается к фольк­лорной образности, необычным метафо­рам, в которых отражено мировосприятие коренных жителей Америки.

На этой странице искали:

  • какую роль играет мир природы в Песне о Гайавате
  • бунин отмечал редкую красоту художественных образов и картин поэмы докажите это утверждение
  • почему лонгфелло назвал своё произведение песней
  • мифологические представления каких народов отражает песнь о гайавате
  • песнь о гайавате по ролям