Шапка невидимка в какой сказке. Русские сказки

    Народный фольклор богат сказками про шапку-невидимку. Этот волшебный атрибут встречается в таких сказках как Царевна-лягушка, Вещий сон, поэтоме А.С. Пушкина Руслан и Людмила, повести Незнайка в Солнечном городе писателя Носова и в других произведениях.

    В русских народных сказках и в рассказах колдовского содержания нередко встречается этот волшебный атрибут шапка-невидимка . А кто из нас в детстве не мечтал обладать этой неординарной вещью, с помощью которой можно было бы очутиться в невидимом виде в любом уголке планеты?

    Волшебную шапку можно обнаружить в поэме Александра Пушкина Руслан и Людмила, в русской народной сказке Вещий сон, а также у Кира Булычева в Девочке с Земли. Существует еще множество произведений, в которых имеется в наличии шапка-невидимка, например, ее можно найти в таких русских народных сказках, как Заколдованная королевна и Царевна-лягушка.

    Шапки-невидимка является сказочным волшебным предметом и ни раз она в разных сказках выручала главных героев.

    Шапку-невидимку вы можете встретить вот в таких произведениях:

    1) Руслан и Людмила - написал Пушкин;

    2) Безногий и слепой богатыри - это русская народная сказка;

    3) Вещий сон - также является русской народной;

    4) Заколдованная королева - также русская народная;

    5) Ночные пляски - сказка русская народная;

    6) Царица духов и змей - а вот это уже арабская народная сказка;

    Шапка-невидимка - это магический предмет, который воспевается во многих сказках и былинах.

    С ее помощью персонажи прятались, проникали в темницы, кладовые, убегали из замков и прочее.

    Это удивительный предмет, наподобие магической палочки, башмачков-скороходов и тому подобного.

    Несколько сказок, где используется шапка-невидимка:

    Затем в современных сказках стал использоваться плащ-невидимка - это схожий предмет, который позволял спрятаться.

    Интересно, что такой волшебный предмет, как шапка-невидимка, встречается как в народных, так и в авторских сказках (причем в разных странах). Не исключено, что под видом шапки на самом деле имелось в виду нечто другое, при этом всем знакомое. Или же людям всегда грезилось о том, чтобы быть невидимым и вместе с тем мочь делать все, что пожелается.

    Вот список произведений:

    • Руслан и Людмила (Пушкин);
    • Девочка с Земли (Булычев);
    • Царица духов и змей (арабская народная сказка);
    • Шапка-невидимка (Постников, а также под таким же названием есть бурятская народная сказка);
    • Сказка о том, кому нужна шапка-невидимка (Зубкова);
    • Сказка о Иване Царевиче (Жуковский);
    • Царевна-лягушка (русская народная);
    • Ночные пляски (русская народная);
    • Безногий и слепой богатыри (русская народная);
    • Заколдованная королевна (русская народная);
    • Вещий сон (русская народная).
  • Какой хороший, добрый вопрос, возвращающий во времена далкого детства! И несмотря на то, что почти уже вс сказано, мне бы тоже хотелось кое-что добавить. Ведь многие из нас воспитывались на русских народных сказках, а подрастая, с упоением впитывали в себя массу волшебной детской литературы, смотрели слегка наивные, но чрезвычайно душевные советские фильмы, и всегда радовались очередной победе Добра над Злом!

    Я как и многие мальчишки мечтал о магических предметах, в том числе и о шапке-невидимке, чтобы можно было бесплатно прошмыгнуть мимо сурового контролра в кинотеатр, и в очередной раз посмотреть фильмы, где встречается сия необыкновенная вещь, например, Там, на неведомых дорожках..., поставленный по книге Эдуарда Успенского Вниз по волшебной реке или Царевич Проша - сказка по мотивам русского фольклора.

    Как жаль, что детство так быстро проходит, а во взрослой жизни иногда так не хватает волшебства!

    Такой волшебный предмет как шапка-невидимка встречается во многих наших сказках. Среди них такие как Вещий сон, Руслан и Людмила А.С. Пушкина, Заколдованная королевна, Шапка-невидимка. В некоторых арабских сказках тоже встречается магическая шапка.

    Шапка-невидимка не самый популярный магический предмет в народных сказках, хотя казалось бы становиться невидимым это так здорово. Именно это качество шапки-невидимки и оценили писатели-фантасты, у которых этот предмет встречается гораздо чаще, достаточно упомянуть классический роман Понедельник начинается в субботу братьев Стругацких. Однако возвращаясь к сказкам отмечу, что шапку невидимку используют в сказке Вещий сон, Безногий и слепой богатыри, Ночные пляски и Заколдованная королевна. Есть этот атрибут и в замечательной сказке Александра Пушкина Руслан и Людмила - принадлежала она злому волшебнику Черномору.

    Удалось вспомнить что шапка-невидимка присутствует в ряде сказок, которые читать очень занятно, особенно это интересно конечно же для тетей, но при этом их нужно увлечь именно этим действием, так как все мы знаем что практически все дети не слишком любители почитать, им бы побольше погулять да попрыгать.

    Вот перечень сказок:

    1. Алиса и привидения.
    2. Шапка-невидимка.
    3. Незнайка в Солнечном городе.
    4. Куклаваня и К.

    Все эти экземпляры поучительны даже для взрослых, а для детишек это просто шедевры, и огромная область где они могут помечтать, и придаваться сказочным действиям, так как именно в таком возрасте и присутствует волшебство.

    Такой замечательный и волшебный предмет, как шапка - невидимка, встречается в таких сказках, как:

    1). Незнайка в солнечном городе.

    2). Заколдованная королевна.

    3). Руслан и Людмила.

    4). Вещий сон.

    5). Понедельник начинается в субботу.

    6). Ночные пляски.

    Как же иногда в жизни хочется себе шапку - невидимку, спрятался когда это необходимо и появился, когда время пришло. Легко и просто было бы всем.

  • Этот волшебный предмет можно встретить в следующих сказках:

    • Руслан и Людмила Александра Сергеевича Пушкина;
    • Девочка с Земли Кира Булычева;
    • Царевна-лягушка (русская народная сказка);
    • Заколдованная королевна (русская народная сказка).

Сказка погружает человека в волшебный мир, полный сказочных героев, совершающих подвиги во имя справедливости и противостоящих силам зла. В этом персонажам помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Кто, например, не слышал о ковре-самолете или скатерти-самобранке, которые встречаются во многих русских народных сказках?

Сюжеты русских народных сказок можно разделить на две большие группы. В одних главный герой прилагает усилия к тому, чтобы раздобыть волшебный предмет, обладающий чудодейственной силой. В других историях персонаж сказки получает в свое распоряжение магическое средство, чтобы осуществить достойную цель, например спасти похищенную колдуном возлюбленную, а затем с триумфом возвратиться домой.

Скатерть-самобранка

Чудесная скатерть, способная накормить множество людей, фигурирует в самых разных сказочных сюжетах. Чтобы плотно подкрепиться, достаточно взмахнуть скатертью и развернуть ее на столе или на земле. После такого простого приготовления хлебосольная скатерть немедленно будет уставлена самыми разнообразными яствами. После трапезы героям достаточно свернуть скатерть вместе с объедками, чтобы они без следа исчезли.
Исследователи фольклора связывают образ скатерти-самобранки с вековой мечтой народа о постоянном изобилии.

Ковер-самолет

Встречается в русских сказках и чудесное средство передвижения в виде ковра, способного летать. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений.

Шапка-невидимка

Немало добрых дел героям сказок удается совершить, используя чудесный головной убор – шапку-невидимку. Этот волшебный предмет встречается еще в старославянских сказочных повествованиях. Чтобы стать невидимым, герою не всегда достаточно надеть на себя волшебную шапку. Иногда ему приходится особым образом повернуть головной убор, чтобы скрыться от посторонних глаз.
Кстати, у шапки-невидимки из славянских сказок была интересная особенность: пока она надета правильно - выглядит как обычный головной убор. Но стоило перевернуть ее задом наперед, как чары вступали в силу и герой становился невидим. Словом, наши далекие предки прекрасно отдавали себе отчет в том, что невидимость -противоестественное, неправильное состояние, таящее в себе большую опасность из-за способности служить не только защитой, но и оружием, независимо от поставленных целей.

Сапоги-скороходы

Обладая «семимильными» сапогами, сказочные персонажи получали способность в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. Подобная обувь встречается и в сюжетах, возникших в странах Востока и Западной Европы. Сапоги-скороходы, как правило, хранились в запертом ларце и до поры вели себя спокойно. Но стоило герою надеть волшебную обувь, как он устремлялся к цели с неимоверной скоростью, которой вполне могли бы позавидовать некоторые современные технические средства передвижения.

Для многих сказок, и русских, и европейских, характерно использование волшебных предметов, предназначение которых - помогать героям в осуществлении задуманных свершений и великих подвигов. К примеру, делать их невидимыми, неуязвимыми для зла, придавать силу и бесконечные возможности организма. К таким артефактам можно с уверенностью отнести и сапоги-скороходы. В какой сказке встречается данное приспособление, элемент одежды, придающий персонажу, его надевающему, огромную быстроту перемещения в пространстве? Или, может, таких произведений несколько? На эти и другие, не менее интересные вопросы отвечает наша статья.

Из Древней Греции

Суть и предназначение атрибута более чем ясны. Понятное дело, что подобной обуви в те времена не существовало, да и не существует, наверное, и по сей день (исключение - специализированные разработки разве что для Джеймса Бонда или выдумки сумасшедших изобретателей). Но упоминание о ней можно с довольной регулярностью встретить в различных сказках некоторых народов мира и авторских, которые написали конкретные сказочники. Откуда же пошло такое чудо и в какой сказке есть сапоги-скороходы, откуда, так сказать, ноги растут? Первое из нам известных упоминаний подобной обувки - в древнегреческих мифах. Конечно же, не сапоги, а специальные сандалии с крыльцами, которые имел Гермес, по совместительству - божественный почтальон. Они помогали ему, когда надо было разнести вести и преодолеть при этом огромные расстояния в считаные минуты. Конечно, это будет не совсем верный ответ на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы. Поскольку миф - это не совсем сказка (а некоторые ученые даже считают, что совсем не сказка). Но все же первопричина появления самого магического предмета становится ясна, как и его суть: многократно ускорить перемещение в пространстве.

В какой сказке есть сапоги-скороходы

А теперь займемся непосредственно сказками. Русские и европейские, авторские и народные, они также содержат в себе упоминания о такой полезной вещи, как сапоги-скороходы. Из какой сказки название прижилось в народе - трудновато сказать. Уделим внимание сразу нескольким наиболее популярным.

«Вещий сон»

В ней главный герой - Иван, сын купца. Сказка - русская, представленная в обработке известного собирателя устного творчества народа Афанасьева. Повествует о русском парне, ослушавшемся воли отца. За это он был привязан нагишом к столбу и брошен посреди дороги. Ему помогает царевич, но вскоре Иван разгневал и его, за что был брошен в каменный мешок. Затем царевич все же освобождает его с целью использовать вместо себя в одном важном деле. А Иван отправляется в путешествие, снарядив небольшую дружину, одетую в похожие кафтаны, числом в 12 человек. В лесу юноша встречает старцев, получивших в наследство от своего отца: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы. И обманом завладевает могущественными артефактами. Впоследствии с помощью них он совершает добрые дела. Таким образом, на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы, один из ответов - «Вещий сон».

Сказка «Заколдованная королевна»

В ней солдат отставной - главный герой - осуществляет женитьбу на королевне, что временно приняла образ медведицы. Здесь он тоже путем обмана завладел теми же тремя волшебными приспособлениями, но почему-то не использует сапоги-скороходы - этот предмет. В какой сказке упоминается артефакт? На данный вопрос можно ответить: «Заколдованная королевна».

Шарль Перро

В одной из авторских сказок этого знаменитого сказочника (безусловно, базирующихся на народных материалах) - «Мальчик-с-пальчик» - встречается прямое упоминание о семимильных сапогах. В некоторых вариантах переводов они озвучены даже как сапоги-скороходы. Главный герой похищает их у Людоеда. К тому же Мальчик-с-пальчик устраивается на службу к королю гонцом и при помощи этого волшебного атрибута зарабатывает много денег, помогая в нужде семье.

Другие произведения

Еще в какой сказке есть скатерть, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и другие Можно отметить из русских народных: «Марья Моревна», «Шапка-невидимка, волшебный кнут и семимильные сапоги». В последней атрибуты предлагает черт, что говорит о несколько негативном отношении народа к подобному волшебству. Еще можно отметить такие, как «Дивка», где волшебным сапогам пришлось сгореть, «Ночные пляски», «Торбочка-самобранка», где обувь достается солдату. А, к примеру, в авторской сказке Носова про Незнайку также есть упоминание о чудесах.

Из зарубежных: в сказке Гауфа про Маленького Мука героя волшебные туфли перемещают на большие расстояния, что он использует с успехом для своих собственных целей. У Андерсена есть сказка «Калоши счастья», где героя волшебная обувь также перемещает - только во времени. А у Баума в «Волшебнике страны Оз» магия туфелек переносит главную героиню из странствий на чужбине домой!

Подводим итоги

Вот такие они - многоликие и разномастные сапоги-скороходы. В какой сказке встречается волшебный атрибут (да и не одной!) мы с вами проанализировали. Но как бы ни выглядела волшебная обувь, основное ее предназначение остается неизменным во всех произведениях: быстрое перемещение. Кстати, и у знаменитого Санта-Клауса также, несомненно, по некоторым данным, есть сапоги-скороходы: как-то же он успевает за ночь облететь всех-всех детишек и одарить их заказанными в письмах подарками!

В народных сказках присутствует множество волшебных предметов: ковер-самолет, сапоги-скороходы, меч-кладенец, шапка-невидимка, клубочек, выступающий в роли навигатора. От некоторых из них не отказались бы и современные люди. Любая хозяйка обрадовалась бы, например, скатерти-самобранке. Не надо идти в магазин за продуктами, стоять у плиты. Расстелил ее на стол - и обед готов. В каких сказках есть скатерть-самобранка? Какой глубокий смысл скрывается за этим символом изобилия? Давайте разбираться.

С катерть-самобранка: в какой сказке встречается впервые?

Во многих легендах Европы фигурируют волшебные предметы, способные быстро и вкусно накормить своего хозяина. В античных мифах эту функцию выполнял рог изобилия, принадлежащий богам. Он наполнен цветами и плодами. У братьев Гримм есть история о горшочке, варящем сладкую кашу. В какой сказке название "скатерть-самобранка" употребляется впервые, невозможно сказать. Но она стала еще одним символом богатства.

Слово самобранка имеет два корня: "сам" и "бран". Последний из них можно трактовать двояко. Возможно, он произошел от слова "брать". Или связан с понятием "браная скатерть". Так на Руси называли нарядную, узорчатую ткань, которой накрывали столы для пиршеств. Впервые упоминание о ней мы встречаем в летописях 12-го века.

Мечта о легкой жизни или подарок из мира мертвых?

Жизнь русского крестьянина была тяжела. С рассвета люди работали в поле, ухаживали за домашней скотиной, топили печи, готовили пищу. Не было отопления, водопровода, стиральных машин, пылесосов и микроволновок. Возможно, скатерть-самобранка - это мечта об устройствах, облегчающих труд домашних хозяек? Когда не надо месить тесто, стоять у плиты, убирать со стола?

Другую версию выдвинул русский фольклорист В. Я. Пропп. Он считает, что скатерть-самобранка - явление из загробного мира. Ее дарят герою, когда он испытывает сильный голод, т. е. находится на пороге смерти. Волшебный предмет символизирует переход в мир иной, где человеку воздается по делам его. Добрый персонаж может отдохнуть от трудов и наслаждаться вкусными яствами. Злой остается ни с чем.

Чтобы понять, какая из этих версий верна, вспомним, в каких сказках есть скатерть-самобранка. Проанализировав их содержание, мы сможем прийти к правильному выводу.

Какие события происходят в сказке "Скатерть-самобранка"?

Этот волшебный предмет можно найти в русском, немецком и французском фольклоре. При попытке припомнить, в какой сказке встречается название "скатерть-самобранка", первой на ум приходит история, которая так и называется. В ней говорится о трех братьях, которые отправились искать счастье и набрели на гору драгоценных камней. Двое старших набили полные карманы и отправились домой. А младший брат последовал дальше, совершая по дороге добрые дела и получая за них скатерть-самобранку, ранец с ротой солдат и волшебный рог.

По возвращении домой он при помощи подарков смог жениться на дочери царя, но та оказалась жадной, выкрала ранец с солдатами и велела им заковать мужа в темницу. Спасли парня старики, которым он помог в первой части сказки "Скатерть-самобранка", и волшебный рог. В итоге добрый герой вместе со своими спасителями ушел от нечестных людей куда глаза глядят.

Сюжеты других сказок

Продолжим вспоминать, в каких сказках есть скатерть-самобранка. В истории про двух Иванов бедняк, семья которого голодает, обращается за помощью к жадному богачу. Тот дарует ему горсть муки, блюдце киселя и вчерашние щи. Но по дороге домой Ветер, Солнце и Мороз уничтожают драгоценную ношу. В качестве возмещения ущерба они преподносят пострадавшему волшебные предметы, в том числе скатерть-самобранку. Но богач обманом забирает их. Так продолжается до тех пор, пока у бедного Ивана не оказывается сума с дубинками. Жадный тезка получает по заслугам.

Похожие сюжеты встречаются в сказках "Скатерть-самобранка, кошелек и двое из сумы", "Столик-сам-накройся, золотой осел и дубина из мешка". В них идет речь о восстановлении справедливости. Есть этот волшебный предмет и в сказках "Королевич и его дядька", "О богатыре Иване-Царевиче и его супружнице Царь-девице".

Страх перед голодом

Во всех сказках герои радуются удачному приобретению. Однако их мало волнует, что скатерть-самобранка облегчает процесс готовки. Важнее становится уверенность в сытом будущем. Крестьянин всегда боялся голода. Даже самый трудолюбивый и обеспеченный хозяин мог оказаться у разбитого корыта из-за набегов врага или неурожая.

Скатерть-самобранка - гарантия того, что в самый голодный год на столе будет еда. Обладание этим чудом дарит герою уверенность в завтрашнем дне.

Справедливая награда

Вспомнив, в каких сказках есть скатерть-самобранка, обратим внимание и на схожесть их сюжетов. Этот предмет достается добрым, умным, отзывчивым героям. Чаще всего это подарок за бескорыстную помощь, хотя иногда его получают при помощи хитрости. Скатерть-самобранка спасает от голода в тот момент, когда человек испытывает нужду. Добрый герой щедр, он приглашает отобедать с собой каждого встречного.

За это его ждет расплата. Как правило, скатерть-самобранку крадет жадный человек. Но счастье, полученное обманным путем, быстро уходит. Так или иначе, но алчного героя ждет справедливое возмездие, а волшебный предмет возвращается к законному владельцу.

В. Я. Пропп увидел за этим сюжетом рассказ о загробном мире, где каждому воздается по заслугам. В некоторых русских сказках действительно присутствует царство мертвых, метафорическим олицетворением которого выступают Кощей, Баба-яга с костяной ногой. Но в данном случае мы не видим ничего подобного.

Сказки о скатерти-самобранке учат нас быть честными, трудолюбивыми и отзывчивыми. Тогда, даже оказавшись в беде, мы получим помощь от самой Вселенной. Это произойдет уже в этой жизни, где есть место чудесам и добрым людям. Счастье же, обретенное нечестным путем, быстро разрушается. Русский народ мудр, и в который раз призывает нас не отчаиваться, верить в добро и отказаться от зла.