Физические иллюзии. Старт в науке

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

По утверждению исследователей, около 90% информации об окружающем мире человек получает посредством зрение. Однако далеко не все, что мы видим вокруг, достоверно отражает реальность, - это доказывают оптические или зрительные иллюзии, с которыми мы сталкиваемся гораздо чаще, чем нам кажется. Ошибки зрительного восприятия - это очень интересные примеры, раскрывающие особенности взаимодействия человека и окружающего мира.

Я заинтересовался изучением оптических иллюзий, потому что современные технологии, в том числе компьютерные, активно используют возможности «обмана» зрительного восприятия человека. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, такие технологии уже сейчас позволяют преобразовывать окружающее пространство, путешествовать по любым уголкам Земли и даже в придуманные художниками фантастические миры с помощью мобильных устройств, не покидая своего места. С другой стороны, привычка переноситься в мир оптических виртуальных иллюзий может обернуться для человека потерей связей с реальным миром, накладывающим на каждого определенные требования и обязательства. Как ни заманчив мир виртуальной реальности, человек вряд ли может стать в нем лучше.

Знание особенностей зрительного восприятия и возможностей современных технологий в искажении объективной реальности, в том числе посредством оптических иллюзий, необходимо современному человеку для здорового восприятия жизни.

Цель - исследовать возможности естественного и искусственного нарушения зрительного восприятия человека, искажающего ощущение реального пространства и получившего в научно-популярной литературе наименование «оптических иллюзий».

Задачи исследования:

Раскрыть содержание понятия «оптическая иллюзия»;

Изучить историю освоения этого явления в науке и в культуре от древности для наших дней;

Распределить оптические иллюзии по типам и видам, проанализировать характерные для каждой группы оптических иллюзий закономерности;

Провести эксперименты, подтверждающие возникновение оптических иллюзий при определенных условиях;

Подготовить наглядные пособия, демонстрирующие возможности создания оптических иллюзий;

Найти удобную, эффективную методику фокусирования взгляда для рассматривания стереоскопических (3D) картинок;

Выяснить, что знают об оптических иллюзиях учащиеся 3-х классов Одинцовской лингвистической гимназии;

Рассмотреть область применения технологий, связанных с оптическими иллюзиями, в современном мире, в городской культуре, шоу-индустрии, в сфере виртуальных технологий.

Гипотеза исследования.

Возникновение оптических иллюзий связано с нарушениями привычных, устойчивых механизмов зрительного восприятия окружающего пространства по причине изменений условий внешней среды или изменений работы зрительного аппарата.

Объект исследования: особенности зрительного восприятия окружающего пространства.

Предмет исследования: нарушения, обманы зрительного восприятия пространства, проявляющиеся в таких физических явлениях, современных технологиях и продуктах культуры, как миражи, оптические иллюзии, стереоскопическое кино (3D-кинотеатры), стереограммы (3D-картинки), объемный стрит-арт и др.

Методы:

Сравнение исторических свидетельств и документальных источников;

Изучение научной и научно-популярной литературы, информации, посвященной оптическим иллюзиям;

Анализ собственных зрительных впечатлений от просмотра оптических иллюзий (в том числе 3D-кино);

Опрос учащихся 3-х классов Одинцовской лингвистической гимназии;

Эксперименты по воссозданию условий возникновения оптических иллюзий.

Продукт исследования:

Наглядные пособия, иллюстрирующие особенности иллюзорного восприятия явлений действительности;

Презентация, представляющая оптические иллюзии разных типов и видов.

Часть 1. ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ

В ИСТОРИИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Научные явления интересно изучать, когда они связаны с личными жизненными впечатлениями.

Впервые с оптическими иллюзиями я познакомился года три назад во время летней поездки на дачу. В жаркий солнечный день мы с родителями ехали на машине по асфальтовой дороге, на которой вдалеке явственно виделись лужи (Рис. 1 ). Однако когда машина приближалась к лужам, они исчезали. Тогда родители объяснили мне, что причина обмана зрения - в горячем воздухе, который нагревается от раскаленного асфальта и особым образом преломляет солнечный свет.

Второе впечатление было связано со спиннерами. Как-то вечером, раскрутив спиннер на столе вблизи настольной лампы, я заметил, что во время его вращения образ спиннера, похожий на мираж, замедляясь, а потом снова разгоняясь, совершает плавные вращательные движения то в одну, то в другую сторону. Спиннер я раскручивал по часовой стрелке, а образ его попеременно вращался то по часовой, то против часовой стрелки. Папа сказал мне, что это непростое физическое явление и посоветовал сделать то же самое при дневном свете. Когда я раскрутил спиннер при дневном свете, миража, вращающегося в разные стороны, не было.

Папа поделился еще одним интересным опытом, который я хочу проверить летом. Если ночью в темноте опустить кончик длинной палочки в костер, дождаться, когда на нем образуется красный уголек, а потом начать размахивать им, в воздухе будут висеть круги, восьмерки и другие фигуры, передающие траекторию движения палочки. Глаз будет разом видеть всю траекторию, а не мелькание огонька (Рис. 2 ).

С папой тем же вечером мы провели эксперимент: взяли старый калькулятор со светодиодным дисплеем и в темноте стали им быстро размахивать. В воздухе повисли не связные линии, а ожерелья красных цифр - как наложенные друг на друга кинокадры. Не было никаких полос и линий. Это было удивительно.

Тогда же я узнал, что все эти явления - обманы зрения - относятся к области, которая называется оптическими иллюзиями. Мир оптических иллюзий оказался очень богатым и разнообразным. И мне захотелось в нем разобраться.

Выяснилось, что систематически изучать оптические иллюзии ученые начали примерно с середины XIX века, тогда же вошло в обиход это понятие. «Оптика» (от древне-греческого ὀπτική - появление или взгляд) - это раздел физики, изучающий природу света и взаимодействие света с веществом, в том числе с человеческим организмом. А слово «иллюзия» (от латинского illusio — заблуждение, обман) - указывает на искажение восприятия действительности, обман чувств.

Несмотря на то, что история научного изучения оптических иллюзий насчитывает около 150 лет, знакомы с этим явлением люди были еще в глубокой древности.

Великий греческий философ Аристотель в 350 году до нашей эры писал: «Нашим чувствам можно доверять, но их все же легко обмануть». Например, он заметил, что если долгое время смотреть на водопад, а затем перевести взгляд на неподвижный горный склон, может показаться, будто скалы движутся в направлении, противоположном потоку. Современные исследователи называют этот оптическое явление эффектом последействия движения или иллюзией водопада.

Известная со времен древнеримского астронома Птолемея иллюзия восприятия небесных светил в увеличенном объеме в момент их нахождения около линии горизонта и сейчас вызывает общий интерес.

Уже в древности путешественники и мореплаватели сталкивались с миражами в пустынях и на просторах морей. Тогда они пугались оптических иллюзий, так как думали, что это результат действия злых духов. Миражи отражали не только красивые замки или острова, как рассказывают об этом древние легенды, но и обычные лодки, корабли, здания.

Многие путники, введенные в заблуждение эфемерными видениями оазисов в пустыне, погибали от жажды. Даже сейчас, в XXI веке для путешественников составляют специальные карты с отметкой мест, где обычно наблюдаются миражи. На этих путеводителях указано, где могут привидеться колодцы, а где - пальмовые рощи и даже горные цепи.

Жертвами миражей нередко становятся караваны в пустыне Эрг-эр-Рави на Севере Африки. Перед людьми «воочию» на расстоянии 2-3 километров предстают оазисы, до которых в действительности не менее 700 километров.

Среди мореплавателей сотни лет назад ходили легенды о кораблях-призраках, «летучих голландцах» - иллюзиях, которые получили также название «фата-моргана» (по имени мифической феи Морганы, живущей на дне моря и обманывающей моряков).

А вот другие интересные исторические свидетельства.

Один человек в 1852 году с расстояния 4 километров увидел Страсбургскую колокольню совсем рядом. Изображение было гигантским, точно колокольня предстала перед ним увеличенная в 20 раз.

3 апреля 1900 года защитники крепости Блумфонтейн, в Англии, увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование, и через два дня крепость сдалась.

В 1902 году американский ученый Роберт Вуд сфотографировал двух мальчиков, мирно бредущих по водам Чесапикского залива между яхтами. Причем рост мальчиков на фотографии превышал 3 метра.

10 декабря 1941 года в 11 часов утра команда британского транспорта «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел ни обломков, ни пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер, атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 километров.

Важно отметить, что, сталкиваясь с разными природными иллюзиями, люди научились использовать в своих целях определенные оптические закономерности. Еще в Древней Греции эти закономерности целенаправленно применялись в архитектуре для создания желаемых пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Архитекторы иногда намеренно нарушали геометрию строения: изменяли пропорции, отклоняли элементы от вертикали или горизонтали, искривляли их контуры и т.п. С помощью таких приемов им удавалось «перехитрить» зрение.

Например, древними зодчими было подмечено, что светлые предметы на темном фоне по размеру кажутся больше, чем они есть на самом деле, а темные на светлом, наоборот, меньше. Римский архитектор и инженер Марк Витрувий, живший в I веке до нашей эры, свидетельствовал о своих впечатлениях: при сочетании темного и светлого свет «пожирает» мрак. Действительно, в белой одежде человек выглядит полнее, нежели в черной, а ветви деревьев в лучах солнца заметно «истончаются».

Взяв в расчет эту закономерность, архитекторы Древней Греции пошли на хитрость - они стали делать колонны своих построек разной толщины. Примером служит знаменитый Парфенон - главный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э. (Рис. 3 ). Его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных - темный фон, создаваемый святилищем храма. Поэтому они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

В архитектуре Парфенона таятся и другие оптические иллюзии: когда глаз «скользит» по колоннаде, заполненное ею пространство зрительно удлиняется, отчего здание кажется более протяженным, более величественным. По той же причине постройки, украшенные орнаментами и скульптурами, кажутся нам больше, чем не имеющие украшений.

Древние греки использовали также такой прием: отклоняли элементы верхней части постройки от вертикального положения. Например, фронтон устанавливался под углом, наклонялся немного вперед - примерно так, как вешают картины в галереях. Архитекторы уже знали о том, что вертикальные и горизонтальные прямые при значительной длине кажутся не параллельными. Чтобы колонны здания визуально не расходились, при установке их слегка наклоняли внутрь. А чтобы колонны не казались вогнутыми, их немного утолщали на уровне трети высоты. Прием этот получил название «энтазис» от греческого слова entasis (напряжение, усиление). Кроме того, колонны сужали кверху, зрительно удлиняя их и делая менее массивными.

Другое оригинальное архитектурное достижение греков состояло в том, что внутреннюю колоннаду в храмах они возводили иногда двухэтажной. В Парфеноне, например, это было сделано для достижения иллюзии большей высоты статуи богини Афины, установленной в святилище. На фоне двухэтажного сооружения она смотрелась крупнее, чем есть, и оттого выглядела более торжественно и величественно.

Оптические закономерности восприятия пространства были знакомы и древнерусским зодчим. Один из примеров - Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, сооруженный в 1422 году над гробом преподобного Сергия Радонежского (Рис. 4 ). Его наружные стены имеют заметный наклон к центру здания, благодаря чему усиливается впечатление устойчивости всего строения. Барабан со щелевидными окнами, на котором возвышается купол храма, сужается кверху. Этот прием зрительно вытягивает храм, он выглядит выше, чем есть на самом деле.

В православном храме возникает и другая иллюзия: внутри он кажется более высоким, чем есть в действительности. Достигается такой эффект не без помощи поправок в геометрии строения. При строительстве Троицкого собора, например, были наклонены внутрь стены выше арок порталов и столбы, служащие опорами свода. Еще больший эффект высоты создают крутые линии арок и сводов.

В XIX веке началось активное изучение закономерностей восприятия и особенностей органов чувств человека. Именно тогда исследователи стали классифицировать оптические иллюзии и анализировать причины их возникновения.

Вскоре оптическими иллюзиями увлеклись и художники - в 1950-х годах появилось целое направление в искусстве, посвященное оптическим иллюзиям - оп-арт (от английского optical art - «оптическое искусство»). Одним из основоположников оп-арта считается французский художник и скульптор Виктор Вазарели, - его работы часто приводят в качестве ярких примеров оптических иллюзий (Рис. 5 ).

В начале XXI века интерес к механизмам зрительного восприятия продолжает расти - появляются новые научные теории, с помощью которых ученые пытаются объяснить механизмы возникновения оптических иллюзий. Интерес к этой проблеме столь высок, что на протяжении вот уже десяти лет ежегодно проходят конкурсы на лучшую оптическую иллюзию.

Сегодня зрительные иллюзии активно используются в архитектуре, в дизайне, в искусстве (в том числе в популярном направлении стрит-арта), в цирковом искусстве, даже в военном деле. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, многих современных компьютерных (в том числе, виртуальных) технологий. Многие из них очень интересны и увлекательны. Тесно переплетаясь с действительностью, они оказывают на мировосприятие человека огромное воздействие. Однако, оставаясь иллюзиями, то есть зрительным обманом, они несут риск искаженного восприятия окружающего мира и его закономерностей. Для того чтобы не поддаваться обману, их необходимо изучать.

Часть 2. ТИПЫ И ВИДЫ

ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ

В этой части работы предлагается классификация оптических иллюзий по типам, а также поясняются возможные причины их возникновения.

Как можно заключить из материала 1 части работы, причина возникновения оптических иллюзий бывает связана с изменениями во внешней среде, через которую проходят световые лучи. Именно поэтому оптические иллюзии часто появляются там, где соседствуют или взаимодействуют разные среды: воздух и жидкость, потоки горячего и холодного воздуха; где соседствуют разные предметы: близкие и далекие, высокие и низкие.

Точно также причиной возникновения оптических иллюзии может стать нарушение механизмов зрительного восприятия, то есть изменение в работе зрительных органов и мозга человека. В этом случае искажения в восприятии объектов и картин вызваны не средой, через которую проходят световые лучи, а самими органами зрения. Поскольку видимые образы - результат длинной цепи анализа световых сигналов, в который вовлечен оптический аппарат глаза, сетчатка, множество мозговых отделов зрительной системы, очевидно, что разные зрительные иллюзии отражают особенности функционирования разных звеньев этого пути.

Другой критерий, который можно ввести для классификации оптических иллюзий - их естественная или искусственная природа. Ведь с какими-то оптическими иллюзиями человек спонтанно и часто неожиданно для себя сталкивается в природе и в жизни, а какие-то еще со времен Древней Греции используются намеренно для украшения окружающего мира или для развлечения.

Если учитывать оба критерия, получается, что оптические иллюзии можно разделить на 4 условные категории:

1. Естественные, вызванные преломлениями света в окружающей среде.

2. Естественные, связанные с особенностями механизма зрительного восприятия.

3. Искусственные, использующие возможности преобразования окружающего пространства.

4. Искусственные, использующие особенности зрительного восприятия.

Разберем некоторые примеры из научно-популярной литературы и из сети Интернет. Разные изученные источники показали огромное разнообразие мира оптических иллюзий.

1. Естественные иллюзии, вызванные изменениями в окружающей среде.

Мираж - это игра световых лучей. Слово «мираж» происходит от французского слова и обозначает «отражать, как в зеркале», причем в роли «зеркала» выступает воздух. Оказывается, воздух состоит из нескольких слоев, которые имеют разную температуру и плотность. Когда лучи переходят из одного слоя в другой, они начинают преломляться, а если разница температуры слоев большая, то лучи вообще начинают отражаться, при этом, создавая иллюзии, которые называют миражами. Так, например, в пустыне песок раскаляется под солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражать предметы, как зеркало. Нижние миражи можно, например, наблюдать на раскаленной солнцем асфальтовой дороге.

Фата-Моргана - миражи, которые видят моряки над водной поверхностью - выполняет сложные трюки: образ этого миража сложный, меняющийся. Оно может переворачиваться, сжиматься, растягиваться. Это красивое оптическое явление появляется вследствие того, что лучи солнца, проходящие через нагретые воздушные слои, преломляются.

Другая разновидность естественных иллюзий, вызванных изменениями во внешней среде, - гало (Рис. 8).

Если Солнце находится на малой высоте над горизонтом, а в атмосфере присутствуют микроскопические кристаллы льда, наблюдатели могут заметить несколько светлых радужных пятнышек справа и слева от Солнца. Эти причудливые солнечные гало следуют за светилом по небосводу, в какую бы сторону оно не направлялось.

Днем гало появляется вокруг Солнца, а ночью - вокруг Луны или других источников света, например, уличных фонарей. Существует множество разновидностей гало. Практически все гало вызваны преломлением света при прохождении через ледяные кристаллы. Вид гало определяется формой и расположением этих маленьких кристалликов.

2. Естественные иллюзии, вызванные особенностями зрительного восприятия.

К этому типу иллюзий можно отнести слепое пятно, явления иррадиации, инерции зрительного восприятия и ряд других.

Наличие слепого пятна , то есть участка на сетчатке каждого глаза, не воспринимающего свет, связано с тем, что в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, нет светочувствительных окончаний нервных волокон. Изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу. Казалось бы, слепое пятно должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Прежде всего, потому, что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно. Во-вторых, потому, что выпадающие части предметов заполняются образами соседних частей, находящихся в поле зрения.

Явление иррадиации часто встречается в жизни. Светлые предметы на темном фоне кажутся нам больше, чем темные на светлом (Рис. 9 ). В темной одежде люди выглядят тоньше, чем в светлой. Смотря на солнце через крону березы, листья кажутся нам меньше, чем они есть на самом деле. Глядя на молодой серп луны, может показаться, что его радиус больше радиуса самой луны.

Инерция зрения. Суть этой оптической иллюзии заключается в том, что сетчатка глаза (глазное дно) под действием световых лучей на некоторое время сохраняет полученное изображение. Эффект тем сильнее, чем выше цветовая контрастность и яркость наблюдаемого рисунка. Именно поэтому мы и получаем возможность в темноте «рисовать» палочкой с горящим угольком разные узоры.

Инерцией зрения можно объяснить и то, что зрение как бы «уравновешивает» одно яркое впечатление противоположным. Например, если долго и неотрывно смотреть на негативное изображение, то потом, закрыв глаза, можно увидеть это же остаточное, тающее изображение, но в позитиве. Черные цвета меняются на белые, красные - на зеленые, голубые - на желтые и наоборот.

Станция Московского центрального кольца «Деловой центр» покрыта изумрудно-зеленой прозрачной крышей - как в «Волшебнике Изумрудного города» (Рис. 10 ). Когда на поезде выезжаешь из под купола этой станции, все вокруг несколько секунд кажется красновато-розовым. Так проявляет себя инерция зрительного восприятия.

Относительность восприятия размеров природных объектов.

Когда полная Луна склоняется низко над горизонтом, она визуально имеет намного больший размер, чем когда находится высоко в небе (Рис. 11 ). Это явление волновало многих ученых, пытавшихся найти ему разумное объяснение. Сегодня принято считать, что это - обычная оптическая иллюзия. Известно, что визуальное восприятие размеров видимого человеком объекта определяется габаритами других предметов, наблюдаемых по соседству. Когда Луна находится низко над горизонтом, в поле зрения человека попадают дома, деревья и другие более мелкие и, как правило, более темные объекты. На их фоне ночное светило кажется большим, чем оно есть в действительности.

Этим же принципом относительности восприятия размеров природных объектов объясняется иллюзия Эббингауза (Рис. 12 ). Размеры оранжевых кругов одинаковы, но зрение обманывает нас: кажется, что в окружении маленьких шариков оранжевый круг больше. Предметы всегда будут казаться больше своей реальной величины на фоне более мелких предметов, и наоборот.

Не менее известной иллюзией восприятия размера является иллюзия Мюллера-Лайера (Рис. 13 ). Посмотрев на рисунок, многие скажут, что отрезок со стрелками наружу длиннее отрезка со стрелками, направленными внутрь. На самом деле отрезки равны.

Еще один пример такого вида иллюзии - иллюзия Понцо(Рис. 14 ). Всем кажется, что дальний отрезок больше ближнего. Однако они равны. Иллюзия создается из-за ошибки нашего мозга, потому что он привык, что, чем дальше предмет, тем он меньше.

Иллюзии искажения формы.

Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий (Рис. 15 ). Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий.

Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том, что резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных на этом фоне предметов.

3. Искусственные иллюзии, связанные с намеренным изменением (искажением) окружающего пространства.

Этот тип иллюзий включает большое количество находок человека по обману зрительного восприятия за счет изменения окружающего пространства. Этим методом активно пользуются фокусники-иллюзионисты. Иллюзии в цирке создаются за счет использования специальных приспособлений - двойное дно, специальные пружины, скрытые перегородки, определенная установка зеркал. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные «загадочные» исчезновения и появления вещей и людей, служат для парения предметов и людей в воздухе (Рис. 16 ), распиливания их или сжигания.

Но не только иллюзионисты намеренно искажают наше зрительное восприятие окружающего мира. Как мы видели, активно этим пользуются архитекторы (еще со времен Древней Греции), а также художники, дизайнеры.

Например, иллюзорный «Растаявший дом» (Рис. 17 ). Это лишь рисунок на брезенте, которым закрыли дом в Париже, находящийся на реконструкции. Идея и воплощение принадлежат художнику Питеру Давали.

Одним из лучших примеров оптической иллюзии в архитектуре является дом таможенной службы в Мельбурне, Австралия (Рис. 18 ). Каждый этаж дома одинаковой высоты, хотя создается впечатление, будто они то расширяются, то сужаются. Этот дом воспроизводит так называемую «иллюзию стенки кафетерия», которую заметили в 1979 году в одной из кофеен английского города Бристоль.

Не менее яркое впечатление производят сегодня на жителей городов обманные граффити в стиле стрит-арт: рисунки на стенах домов или на асфальте (Рис. 19-21 ). Под определенным углом просмотра они смотрятся очень эффектно!

«Невозможные фигуры». Интересные оптические иллюзии, вызванные попыткой нашего сознания представить видимое изображение в реальности, относятся к классу так называемых «невозможных» фигур (Рис. 22 ). Такие фигуры представляют собой двухмерное изображение трехмерных, объемных объектов. Но при внимательном их рассмотрении становится ясно, что такие фигуры нарушают привычные закономерности.

Запоминающимся примером комплексного искусственного преобразования окружающего пространства служит комната Эймса . Это помещение неправильной формы, используемое для создания трехмерной оптической иллюзии. Комната, спроектированная американским офтальмологом Альбертом Эймсом, построена так, что спереди выглядит как обычная комната кубической формы с задней стенкой и двумя боковыми стенами, параллельными друг другу и перпендикулярными к горизонтальным плоскостям пола и потолка. Однако истинная форма комнаты трапециевидная: стены наклонены, потолок и пол также находятся под наклоном, а один из углов находится гораздо ближе к зашедшему в комнату наблюдателю, чем другой.

В результате оптической иллюзии человек, стоящий в одном углу, кажется наблюдателю гигантом, в то время как человек, стоящий в другом углу, - карликом. Иллюзия настолько убедительна, что человек, идущий вперед и назад от левого угла в правый угол, «растёт» или «уменьшается» на глазах.

Принцип комнаты Эймса широко используется в кино и на телевидении для создания спецэффектов, когда человека на самом деле нормального роста необходимо показать в качестве гиганта или карлика.

4. Искусственные, нацеленные на изменение (обман) работы зрительного восприятия.

Примером иллюзий такого типа может служить оптическая иллюзия «Вращающиеся змеи» (Рис. 23 ), которую разработал японский ученый-врач Акиоши Китаока. Ощущение движения неподвижной картинки возникает, когда глаз цепляется за мелкие детали, как бы «ощупывает» изображение. Если взгляд остановить, иллюзия движения пропадает.

Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны. Большинство иллюзий движения неподвижных картинок построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. Разглядывая их, глаз совершает быстрые скользящие движения - саккады. Саккады играют ключевую роль в рассматривании иллюзий подобного типа. В ходе экспериментов ученые выяснили, что при взгляде на такие картинки активизируются те же нейроны, что и при взгляде из окна быстро движущегося поезда, когда кажется, что пейзаж «едет мимо», а не наоборот.

Стереоскопические картинки не только интересны и необычны (Рис. 24, 25 ). На первый взгляд они представляют собой неразборчивые узоры, но если посмотреть на картинку правильно, можно увидеть то, что на самом деле изображено на ней. Для этого следует попытаться перефокусировать взгляд на условную точку позади картинки, одновременно совместив схожие узоры, находящиеся поблизости. Тогда стереокартинка начнет раздвигаться вглубь и вширь, открывая глазу невидимое ранее объемное пространство с объемными фигурами.

Часть 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ

Для проверки гипотезы и воссоздания условий, при которых возникают оптические иллюзии, было проведено несколько практических экспериментов.

Эксперименты на преломление света в разных средах.

1. Было проведено наблюдение за цветным изображением, расположенным позади кастрюли с кипящей водой, и установлено, что поднимающийся пар искажает (преломляет) световые лучи, идущие от изображения к глазу.

2. Было проверено, что изображение позади банки с налитой в нее водой (например, стрелочки) меняется на зеркальное. Слои воды и стекла преломляют световые лучи.

3. Проведен эксперимент на визуальное восприятие стеклянного шарика в двух средах: в пресной воде и в подсолнечном масле. В стакане с водой шарик был хорошо виден, а масле - практически не виден (Рис. 26 ). Объяснение найдено в научно-популярной литературе: коэффициенты преломления света у стекла и масла практически одинаковые, а прозрачные объекты с одинаковым коэффициентом преломления света визуально сливаются.

Эксперимент, выявляющий механизм инерции зрительного восприятия.

1. Просмотр нескольких видеороликов, на которых негативное цветное изображение сменялось черно-белым, показал, что такое изображение визуально воспринимается как цветное - сетчатка «раскрашивает» его противоположными цветами: - черный заменяется белым, зеленый - красным; желтый - голубым, и наоборот.

2. Схожий эффект можно было наблюдать, выезжая на поезде из-под зеленого купола станции «Деловой центр» Московского центрального кольца (Рис. 10 ): все вокруг приобретало красновато-розоватые тона.

В научно-популярной литературе было найдено объяснение этому явлению. Колбочки (клетки-рецепторы) на глазном дне воспринимают три цвета: красный, зеленый и голубой. Если долго и пристально смотреть на зеленый цвет, рецепторы, отвечающие за него, перегружаются, и вместо них активно начинают работать красный и голубой рецепторы.

3. Механизм инерции зрительного восприятия проверялся на быстро сменяющихся картинках с помощью специальной быстро вращающейся картонки, на одной стороне которой был нарисован аквариум, а на другой - рыбка. Картинки совмещались - рыбка попадала в аквариум. Также был приобретен и изучен альбом «Синематографика». Было установлено, что перемещение специальной разлинованной пластины визуально связывает отдельные «кадры» и создает иллюзию оживления картинок.

4. Еще одним ярким экспериментом стало создание волчка или диска Бэнхема (Рис. 27 ). Черно-белые полосы при вращении создавали иллюзию цвета. Можно было разглядеть и фиолетовый, и зеленоватый, и коричневый цвета, которых в действительности не было. Интересно, что точного и окончательного объяснения этой иллюзии у ученых нет до сих пор.

Эксперимент, выявляющий стробоскопический эффект.

Загадка вращающегося поочередно то в одном, то в другом направлении миража спиннера, о котором речь шла в начале работы, связана с тем, что называют стробоскопическим эффектом. И причина возникновения этой иллюзии, как было установлено, вызвана быстрым, незаметным глазу мерцанием искусственных источников освещения. Это мерцание «покадрово» высвечивало разные положения лепестков спиннера, так что глазу казалось, что он кружится то в одном, то в другом направлении. Дневной свет не мерцает, поэтому в естественных условиях этой иллюзии не наблюдалось.

Глазу кажется, что спиннер вращается в противоположном направлении, когда в каждой последующей высвеченной мерцающей лампой позиции лепесток спиннера «не успевает» достичь той точки, в какой он находился в момент предыдущей вспышки.

Стробоскопический эффект объясняет иногда наблюдаемое в кинематографе явление, когда, например, колеса начинают вращаться в обратном движению транспортного средства направлении. Кадры кинопленки поочередно «схватывают» такие позиции вращающегося колеса, которые создают иллюзию обратного вращения.

«Ожерелья» цифр на калькуляторе также объяснялись мерцанием светодиодных ламп дисплея; при быстром движении калькулятора в воздухе каждая «вспышка» «повисала» своим отдельным «кадром». А вот накладывались кадры друг на друга в силу инерции зрения. Интересно здесь то, что мозг человека как бы задерживает на несколько мгновений отдельные зрительные образы, из-за чего быстро сменяющиеся впечатления сливаются в связную целостную картину. Именно поэтому в темноте горящим угольком-точкой можно рисовать в воздухе разные линии и другие фигуры.

Оказалось, что еще в 1765 году французский физик Шевалье д’Арси предоставил в Академию наук доклад об опыте с вращением в темноте колеса, на обод которого прикреплялись раскаленные угли. На основании этого опыта д’Арси утановил, что длительность «персистенции сетчатки человеческого глаза», то есть задержки зрительного образа, длится примерно тринадцать сотых секунды. По современным представлениям - около 0,06 секунды.

Анкетирование учащихся 3-4-х классов Одинцовской лингвистической гимназии.

Проведенное анкетирование среди учащихся 3-4-х классов Одинцовской лингвистической гимназии (см. Приложения №№ 1, 2) показало, что учащиеся начальной школы в целом слабо ориентируются в оптических иллюзиях, легко покупаются на зрительные обманы. В четырех ключевых тестовых вопросах только 39% участников опроса (чуть больше 1/3) дали верные ответы. А стереоскопическую картинку, приведенную в самом конце теста, правильно распознать не смог никто из 44 участников опроса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы пришли к выводу: осознанию процесса собственного зрительного восприятия нужно уделять внимание, нужно учиться контролировать собственные впечатления, проверять себя и не доверять всему подряд на глаз. Следует подключать логику и производить необходимые измерения.

В процессе проведения исследования и практических экспериментов было найдено подтверждение тому, что возникновение оптических иллюзий связано с нарушениями привычных, устойчивых механизмов зрительного восприятия окружающего пространства, а также по причине изменений (нарушений) в работе механизмов зрительного восприятия. Более того, изучение научно-популярной литературы показало, что большую роль в возникновении оптических иллюзий играет работа не только зрительного аппарата (глаза, сетчатки), но и работа мозга, в том числе, воображения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. - М., 1969.

Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Дёмин П. Физические эксперименты и психологические иллюзии. - М., 2006.

Луизов А.В. Цвет и свет. - М., 1989.

Перельман Я.И. Занимательная физика. - М., 2010.

Пирожников Л.Б. Что такое голография? М., - 1982.

Рутерсвард О. Невозможные фигуры. - М., 1990.

http:/noviten.Com N. // Зрительные иллюзии и феномены.

http:/basik.ru. // Зрительные иллюзии и феномены

http://illuzi.ru/node/633#ill_info // сайт, посвященный оптическим иллюзиям

http://proglaza.ru/stroenieglaza/setchatka.html // Строение сетчатки глаза человека

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Физика - источник вдохновения философов, материал для обобщений, а также повод для нескончаемых иллюзий. Вообще, в мире трудно отделить иллюзии от реальности. Многое зависит от точки зрения. В этой статье она научная, хотя и в науке есть немало ожесточенных споров.

Пожалуй, более всего повлияли на философов три достижения в физике: термодинамика с ее тепловой смертью Вселенной, расщепление атома и теория относительности. Причем наиболее шумным также и для самой физики оказалось деление атома...

Физическое тело построено из пищи. Поэтому именно для него качество питания (структурированная вода, свежие, цельные продукты, соблюдение физиологических механизмов пищеварения и усвоения пищи и продукты, насыщенные биоплазмой будет иметь решающее значение.

Но это упрощенный взгляд на такой сложный «механизм», каковым является физическое тело. Оно имеет множество интересных особенностей, сопряженных с более тонкими телами. Так, физическое тело состоит из биогенных элементов, процентное...

Хорошая физическая форма - это не только залог привлекательности, но и отличного настроения, здоровья и удачи. Специальная тренировка поможет избавиться от стресса и накопить энергию, необходимую для успешной жизни.

Освоив несложный комплекс упражнений, вы сможете улучшить качество жизни, найдя для себя неиссякаемый источник энергии. Жизнь без перенапряжения - это возможно. «Комплект антикризисных мер» поможет расслабиться, забыть о чувстве стресса, стать бодрее, удачливее и успешнее...

Физическая зависимость от алкоголя или наркотиков у крыс развивается в результате потери пластичности мозга - утраты способности его клеток регулировать интенсивность взаимодействия между собой, это открытие поможет создать методы лечения зависимости у людей, сообщается в статье французских исследователей, опубликованной в журнале Science в пятницу.

Крысы, как выяснилось совсем недавно, так же, как и люди, могут попасть под физическую зависимость от наркотических веществ. У грызунов возникают...

Современная философская наука определяет пространство и время как всеобщие формы существования, координации объектов. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему.

Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от сознания.

По этому определению время - ещё одна форма существования объектов. Вторая форма.

Но может ли быть вторая форма существования? Может ли существовать кусок древесины и...

Вот и стало ясно – что в физическом мире – в нашей вселенной – материя неоднородна.

Поскольку образовалась разными способами.

Два - из которых – достаточно понятны.
И мы можем их назвать - условно говоря – духовным и ментально-витальным.

Вот и рассмотрим – в этом аспекте – разницу материальностей звезды по имени солнце, и планеты по имени земля.

Полагая – что она существует – и между всеми звёздами – и их планетами.

Много раз (и не мной одним, и не только тут) говорилось...

По поводу вегетарианства (все нижесказанное в равной степени относится и к сыроедению) мне бы хотелось сразу сделать два важных заявления.

Во-первых, вегетарианство (отказ от потребления животных белков) является иллюзией, и человек в любом случае будет продолжать употреблять животные белки, а во-вторых, вегетарианство вовсе не так безобидно, как кажется.

Сначала я хочу показать, что вегетарианство - это иллюзия.

Давайте подумаем, чем, по большому счету, отличается вегетарианец от...

Аксиомы и аксиоматизация - это важные инструменты познания. Им сопутствуют иллюзии, знание которых, возможно, избавит исследователей от попыток применения инструментов там, где от них нет никакой пользы.

При слове "аксиома", обычно вспоминаются аксиомы геометрии Эвклида как образец для подражания и как убедительная причина введения такого понятия. Однако для других наук попытки подражания закончились крахом (есть, правда, и иные мнения). А один из постулатов Эвклида, якобы не требующий...

Пришедшее с латинского языка слово «иллюзия» переводится как обман или заблуждение. Это и остается самым точным описанием этого термина. Яркий красочный мир иллюзии - не всегда вымысел, но всегда это обманчивое ощущение, которое вырывает из реальности и мешает жить обычной жизнью. Причин возникновения иллюзий много, равно как и ее видов.

Что такое иллюзия?

Подобное явление может создать умелый фокусник или сама мать - природа, но случается, что человек сам вводит себя в обман. Иллюзия это, когда реальный объект ли явление воспринимаются в искаженном виде и понимаются неоднозначно. Считается, что иллюзия спутник каких-либо , но это не совсем верно, здоровый человек так же способен на себе ощутить иллюзию. Как можно увидеть иллюзию?

  1. Вследствие оптического обмана.
  2. Находясь в непривычном для человека состоянии (наркотическое опьянение, при патологии или стояния аффекта).

В житейском понятии, под иллюзией подразумевают надежды и мечты. Нереальный мир, который создает иллюзия, является миром самообмана, и служит как средство, которое облегчает человеку жизнь или вовсе является полётом его фантазии. Человеческое сознание всегда стремится оградить себя от потрясений и стремиться к иллюзии, побуждает мечты о чуде, создает образы «красивой жизни» или идеальных людей.

Чем иллюзии отличаются от галлюцинаций?

Жизненные ситуации могут создавать такие условия, при которых у людей будут наблюдаться расстройства восприятия. Вызывать подобные расстройства могут иллюзии и галлюцинации, от них не огражден даже здоровый человек. Как отличить одно от другого:

  1. Вследствие иллюзии можно увидеть реальные вещи совершенно с другой стороны или с большим искажением действительности. Обычные ошибки, с которыми человек может что-то увидеть, к примеру, в сумраке принять одни вещи и предметы за другие, яркий лист с дерева принять за грибную шляпку, могут быть у вполне здоровых людей. Следует отличать подобные ошибки от болезненного восприятия действительности.
  2. Галлюцинации появляются там, где ничего нет. Преследующие образы могут возникнуть на фоне психоза. У здоровых людей возникают, если они находятся в состоянии, когда их сознание изменено.

Иллюзии восприятия

Восприятие человека несовершенно, и порой можно увидеть образ, услышать звук, почувствовать вкус не такой, каким он является на самом деле. Нормальное явление, что на фоне искаженного восприятия головной мозг выстроит образы не соответствующие реальности. Человек способен создать видимость того, чего нет в реальности или напротив не заметить очевидность. Иллюзия восприятия в психологии - это наблюдение явлений, даже если человек понимает, что это на грани возможного. Так можно увидеть мираж, искажение объекта в воде и многое другое.

Какие бывают иллюзии?

На каждый орган чувств найдется минимум одна иллюзия, их очень много. Виды иллюзий, которые может переживать человек имеют свое подразделение:

  • оптические – это ошибочное зрительное восприятие;
  • звуковые – сбой в слухе;
  • физиологические – периферические или центральные звенья органов чувств заработали не правильно;
  • осознаваемости – ощущение присутствия, относят и к формам галлюцинации;
  • физические – связаны с явлениям природы;
  • аффективные – могут появиться при резкой смене настроения;
  • органические – ошибочное восприятие цветов, размеров и форм;
  • парейдологические – создание при помощи мысли картин.

Парейдолические иллюзии

Иллюзорные восприятия реальных объектов называются парейдологической иллюзией. Такие иллюзии могут возникнуть, когда человек рассматривает рисунок обоев, ткани, пятна или трещины, облака. Можно увидеть не только лица или предметы, но и фантастические образы. Происходит это в результате эффекта двойственного изображения, когда иллюзия возникновения глубины или распознавательных образов создана специально, для провокации. Такой вид может наблюдаться у нескольких людей сразу при рассмотрении, какого-то общеизвестного предмета, например культурного достояния.

Аффективные иллюзии

Находясь в определенном эмоциональном состоянии души, и при этом, оказавшись в незнакомом месте, человек способен увидеть почти невероятное. Яркий пример – ночное посещение кладбища. Находясь под действием страха и в ожидании чего-то недоброго, любой человек способен увидеть аффективную иллюзию. Или при боязни пауков, и наличии нового, незнакомого места, человек будет опасаться их появления отовсюду. Многие люди способны увидеть разные разновидности иллюзий. Аффективная иллюзия может появиться даже у здорового человека.


Физические иллюзии

Некоторые летчики в своих рассказах акцентируют внимание, что если лететь над морем, когда в нем отражаются звезды, то возникает ощущение перевернутого полета. Основная особенность физических иллюзий, это их зависимость от психического состояния. Иллюзии физиологические или физические - это кратковременные явления, они эпизодичны. Если человек способен критически оценить ситуацию, понять, что это иллюзия, то это свидетельствует о его .

Как создаются физиологические иллюзии? Яркий пример – это нарушение глазомера, когда «на глаз» очень сложно определить расстояние от человека до объекта. Реальные показатели и ложное восприятие расстояния и порождают такой тип иллюзии. Почти все люди сталкиваются с подобным типом иллюзии и зная, что это иллюзия, легко корректируют ее. Подобный тип иллюзий это особенность строения глаза и световые эффекты.

Когнитивные иллюзии

Возникают такие явления благодаря тому, что человек начинает строить предположения о мире, которое приводит к анализу, порой бессознательному. Когнитивные иллюзии это ошибочное мышление, оно складывается в результате ментального поведения. Такая иллюзия человека - это пример быстрого мышления, если бы человек изначально провел анализ своих мыслей, то она бы не возникла. Когнитивные искажения активно изучает психотерапия потому, что они несут в себе последствия личностного и социального характера.

Иллюзии - психология

Все люди склонны к переживаниям, принятию сложных решений, ищут ответы на вопросы. Иллюзий у людей возникают, что бы снять неопределённость в некоторых вопросах. Что такое иллюзия в психологии? Это формирование собственного образа видения и подмена его, взамен настоящему и реальному. Иллюзии могут помочь человеку снять беспокойство и напряжение. Даже если в иллюзиях образ будет негативно окрашен, то человек будет предупрежден, чего ему следует опасаться.

Такое мышление изначально ошибочно и может ничего общего с реальностью не иметь. Психологи не относят такие иллюзии к болезням человека, но рекомендуют перестать жить в иллюзорном мире. Жить иллюзиями постоянно, по меньшей мере, глупо. Если человек живет и питает постоянно иллюзии в отношении других людей, то ему необходимо обратиться к психологу.

Причины иллюзий

Когда человек наблюдает, как ложка согнулась при погружении в стакан с водой, то это не нарушение психики. Это иллюзия, которая может возникнуть у любого здорового человека. Иллюзии чаще возникают у человека с бурной , посещают людей творческих. От напряжения или усталости люди могут увидеть и услышать что-либо неправильно. Но если иллюзия уже верная подруга и наведается с завидной периодичностью, то это скорее уже заболевание психики.

Значение имеет и какая конкретно иллюзия приходит к человеку. Звук капающей воды из закрыто крана, это еще не повод бежать к врачу, куда серьезнее, если периодически слышатся голоса. О причинах многих иллюзий не известно и по сегодняшний день, научного объяснения они не имеют. Жить в мире иллюзий - это осуществлять строительство своей жизни так, как будто существование человека происходит в другом мире. Не имеет значения, лучше иллюзорный мир или хуже, главное то, что он другой.


Как перестать жить в иллюзиях?

Поведение человека в тех или иных ситуациях и его решения приводят всегда к определённым последствиям. Человек, который выбрал для себя путь жить иллюзиями, начинает использовать правила вымышленного мира в реальном. Он выбирает для себя ту модель поведения, которая могла бы быть эффективной в его иллюзорном мире, но не в действительности. Питать иллюзии в легкой форме, даже иногда полезно, а вот жить в них опасно, поэтому нужно знать, как избавиться от иллюзий.

  1. Стоит совершить попытку прогнуть мир иллюзии под самого себя. С ним надо начать войну в своем подсознании и выжечь все те представления, которые далеки от реальности. Люди, которые продолжают жить в придуманном мире, это будущее демонстранты. Они готовы излить свой гнев на всех, кто под рукой. Они жалуются на жизнь случайным людям, попутчикам, в .
  2. Человеку следует понять, что реальность такая, какая есть, другой она не будет. Все неудачи вызваны не тем, что плох человек, а тем, что он неправильно действует, оглядываясь на свои иллюзии. Человеку стоит повзрослеть. Стать взрослым это не отказаться от своих целей и перестать хотеть видеть свою жизнь лучше, это значит принять правду, познать мир, научиться его правильно понимать.

Хотя полагаться на него на сто процентов нельзя. В природе есть такие явления как зрительные иллюзии. Они обманывают наш глаз, и мы воспринимаем картинку не верно.

Вообще иллюзия - искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию .

Зрительные иллюзии делятся на три типа: физические, которые возникают благодаря световым явлениям, психологические, связанные с индивидуальным восприятием каждого человека и особенности зрения, которые выявляются из – за строения нашего глаза.

Итак, Вы уже немного знаете, что такое иллюзия. Теперь мы предлагаем Вам изучить этот вопрос более подробно…

Глава 1. Физические иллюзии.

Явление преломления света.

Мы начнем наш рассказ с физических иллюзий. Иллюзий, которые возникают благодаря особенностям распространения света.

К таким иллюзиям можно отнести и явление преломления света, и миражи, и иллюзии интерьера многое другое.

Прозвучало интересное сочетание слов – явление преломления света, что же это?

Явление преломления света – при переходе из одной среды в другую, например, из воздуха в стекло или в воду , а также и наоборот, свет резко отклоняется от прямолинейного направления на границе раздела этих сред.

Чтобы определение стало более понятным, проведем такой опыт.

Опыт 1. Преломление света (для большей эффективности опыт лучше проводить в плохо освещенном помещении).

Возьмем лазерную указку, маленькое зеркальце и небольшой аквариум, наполненный водой.

Опустим зеркало на дно аквариума, зеркальной поверхностью вверх. Затем выключим свет в комнате. А теперь светим лазерной указкой в аквариум так, чтобы его свет попадал на зеркало. Что должно произойти? А Вы взгляните на потолок. Если опыт был проделан правильно, без ошибок, то на потолке должно появиться отражение лазерного луча. Это и есть явление преломления света.

Причина преломления лучей при переходе света из одной среды в другую – неодинаковая скорость распространения света в различных средах. В оптике принято при сравнении двух различных сред называть оптически более плотной ту среду, в которой свет распространяется с меньшей скоростью. А менее оптически плотной называют ту среду, в которой свет распространяется с большей скоростью.

В нашем случае, ориентируясь на опыт, получается, что в воздухе и в воде скорость распространения света неодинакова, иначе преломления света не произошло бы.

Для любознательных.

На рисунке изображена установка, на которой можно наблюдать преломление светового пучка при переходе из воздуха в воду и после отражения от зеркала на дне в воздух (α – угол падения луча, γ – угол преломления луча). Если преломленный луч в данной среде приближается к перпендикуляру (угол падения больше угла преломления), то это значит, что скорость света в этой среде меньше, чем в той, из которой луч входит в данную среду. Если преломленный луч удаляется от перпендикуляра (угол преломления больше угла падения), то скорость света в этой среде больше, чем в той, из которой луч выходит.

Зеркала. Камера обскура. Калейдоскоп.

Очень много интересных опытов можно проделать с зеркалами. Можно подглядеть за угол, увидеть того, кто стоит позади Вас и это только самое простое !...

Свет, падающий на поверхность тела, частично или полностью отражается от этой поверхности в ту же среду, из которой он шел. Такое явление и называют отражением света.

Поверхности тел могут быть гладкими или шероховатыми с мельчайшими неровностями. Опыт показывает, что отражение света от таких поверхностей происходит по – разному.

Глядя на освещенную неровную поверхность любого тела, мы видим эту поверхность. Но когда мы смотрим на чистое плоское зеркало, то не видим его поверхности, а видим свое отражение в зеркале. Если постепенно запылить поверхность зеркала, то изображение предметов в нем начнет тускнеть, а при сильном запылении или замазывании зеркала, изображение вообще исчезнет. Мы будем видеть лишь слой пыли и мела, потому что этот слой образует поверхность с мельчайшими неровностями. Путем шлифовки и полировки негладкую поверхность можно сделать зеркальной. Но есть и природные зеркала – гладь озера, реки, залива и т.д.

Изучая явление преломления света, мы сами того не подозревая обратились к двум законам отражения. Здесь такой же принцип. Эти законы гласят:


  1. Угол падения равен углу отражения.

  2. Луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча.
Опыт 2.

Возьмем два зеркала и поставим их напротив друг друга. Встанем между ними. Что Вы видите в зеркале напротив Вас? Если все сделать правильно, то в обоих зеркалах Вы отразитесь бесконечно много раз. А все потому, что Ваше отражение в первом зеркале отразилось во втором.

Очень интересным примером являются и кривые зеркала. Из – за неровной поверхности изображение искажается, и нам кажется, что мы превращаемся в монстра.

Чтобы понять, что такое камера обскура проведем такой опыт.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ. ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

Восприятие является вторым этапом любого познавательного процесса и характеризуется интегральным обобщенным отражением предметов и явле-

ний в совокупности всех свойств, получаемых посредством ощущений (то есть раздражения соответствующих рецепторов).

Понятие восприятия связано с феноменом целостного отражения окру­жающей действительности. Согласно представлениямП.К.Анохина физиоло­гической основой восприятия (формирования образа) выступает слаженная работа многих психофизиологических систем, объединенных в процессе ра­боты в единую функциональную систем у , куда как часть входит и схема формирования условнорефлекторных связей.

Воспритяие связано с согласованной деятельностью нескольких или всех органов чувств и осмысливанием целостной информации. Например, «суммируя» многие ощущения: твердый, тяжелый, холодный, характерного цвета и формы, - и соотнося эти ощущения с имеющимся опытом, мы можем сделать общее заключение, что перед нами какой-то минерал или металл.

В современном понимании восприятие представляет собой активный познавательный процесс с двигательными компонентами, процесс трансфор­мации физической стимуляции в психически оцениваемую информацию, с по­мощью которой сенсорные стимулы превращаются, переводятся на осознава­емый уровень.

Вместе с тем возможно и так называемое «подпороговое восприятие» информации, когда сигналы обрабатываются в подпороговой зоне: промежу­ток между «порогом восприятия» (порогом осознанного узнавания) и «фи­зиологическим порогом» (уровнем рецепторов), когда еще не происходит сознательной обработки и оценки соответствующих сигналов.

По мере своего развития человеческое восприятие становится все менее конкретным, чувственным и все более разумным, наблюдательным: последовательное (сукцессивное) восприятие контура внешнего объекта уступает место одновременному (симультанному) восприятию обобщенных свойств внешнего раздражителя.

В процессе познания доминирующее место занимает восприятие произ­вольное, преднамеренное, заменяющее непроизвольное и закономерно пере­ходящее в наблюдение. Именно наблюдение как наиболее развитая форма преднамеренного восприятия, как целенаправленное планомерное восприя­тие объектов и ситуаций, в познании которых заинтересована личность, способствует активному усвоению материала в процессе обучения и позна­ния мира в целом.

Выделяют индивидуальные типы восприятия и наблюдения, такие, как:

    синтетический;

    аналитический;

    аналитико-синтетический;

    и эмоциональный.

Виды восприятия различаются по ведущему анализатору:

    зрительное;

    слуховое;

    тактильное и др).

Виды восприятия различаются в зависимости от объекта, который от­ражается в восприятии; в этом случае восприятие отражает пространс­твенно-временные отношения между предметом и явлениями (форма, величи­на, объемность, удаленность внешних объектов, отражение длительности и последовательности событий и т.д.).

Выделяется несколько общих свойств восприятия:

    избирательность (возможность выделения из огромного числа воз­действий на человека лишь некоторых, с большей отчетливостью и осмыс­ленностью);

    структурность (наличие в поле восприятия "фона" и "фигуры", ко­торые обнаруживают, кстати, возможную взаимозаменяемость и взаимопере­ходы);

    константность (относительное постоянство, устойчивость восприни­маемого объекта при изменениях ракурса, освещенности, расстояния);

    осознанность (обобщенное обозначение воспринимаемых раздражите­лей соответствующим понятием, словом);

    предметность (отнесение наглядного образа восприятия к опреде­ленному предмету внешнего мира), и целостностью (каждая составляющая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при со­отнесении ее с целым и им же определяется).

Восприятие характеризуется скоростью, точностью и объемом. Харак­теристики восприятия определяют, как правило, с помощью тахистоскопа, который позволяет предъявлять субтесты на короткие промежутки времени. Например, на экране на десятые доли секунды вспыхиваю т изображения предметов, которые испытуемый долженопознать.

Патология восприятия

Патология восприятия включает в себя иллюзии и галлюцинации.

Ж.Эскироль (1838), четко разделивший иллюзии и галлюцинации, считал, что иллюзии - это «извращенные восприятия». При всех видах иллюзий обязательно наличие объективно существующего реального предмета или явления, его ошибочное или искаженное восприятие, чувственный характер феномена и субъективная оценка иллюзорного образа как реально сущест­вующего.

Иллюзорное восприятие можно отнести к обманам восприятия, стоящие на границе с галлюцинациями, хотя некоторые иллюзии встречаются и у здоровых людей.

Различают:

    физические;

    физиологические;

    патологические иллюзии.

Физические иллюзии. Из физических иллюзий наиболее демонстративны оптические иллюзии, обусловленные преломлением светового пучка в сре­дах различной плотности. Одной из разновидностей оптических иллюзий является известный оптический феномен - мираж. При мираже воспринима­ется реально существующий в природе предмет, неправильно оценивается только расстояние до него и его размеры.

Широкую известность получил, благодаря описанию К.Фламмариона, ми­раж, наблюдавшийся в июне 1815 года жителями бельгийского города Вервье. Однажды утром они увидели в небе сражающиеся войска, и так яс­но, что можно было различить костюмы артиллеристов, пушку со сломанным колесом, готовым вот-вот отвалиться... Это было утро сражения при Ва­терлоо. Между тем, расстояние от Ватерлоо до Вервье по прямой линии составляет 105 км.

На вершинах некоторых гор, например Брокен в Германии, Пилатусе в Швейцарии, иногда наблюдается еще один своеобразный оптический фено­мен, который в метеорологии носит название гало . Изображение наблюда­телей в определенные моменты разрастается в колоссальные теневые фигу­ры, проецируемые на облака, иногда окруженные радужным ореолом. Тене­вые фигуры повторяют все жесты присутствующих: раскланиваются, снимают шляпы и т.д. Оптические закономерности, лежащие в основе возникновения гало, до конца еще не изучены.

Известны физические иллюзии, встречающиеся при некоторых видах профессиональной деятельности: например полетами над морем в звездную лунную ночь, когда звезды отражаются от спокойной глади моря и у лет­чика возникает иллюзия, что он летит в перевернутом положении.

Для физических иллюзий характерно, что они воспринимаются одинако­во всеми присутствующими независимо от их психического состояния.

Физиологические иллюзии. К физиологическим относятся иллюзии, воз­никающие у психически здоровых людей. В соответствии с имеющимися ви­дами восприятия можно выделить:

    зрительные;

    слуховые;

    обонятельные;

    вкусовые;

    тактильные иллюзии.

Однако иллюзорное восприятие у здоровых людей возникает лишь при наличии определенных сопутствующих условий. Прежде всего к ним отно­сятся нарушения в эмоциональной сфере. Состояния сильного душевного волнения, гнев, напряженное ожидание способствуют появлению иллюзий. Иллюзия в этих случаях в своем содержании отражает то, что человек очень хотел или очень не хотел бы увидеть или услышать. Такие иллюзии описаны военными психиатрами, когда солдаты стоящие ночью на посту принимали за противника кусты, коряги и другие предметы.

Не менее важной является неотчетливость чувственных восприятий (Штерринг), обусловленная как объективными помехами (шум, недостаточ­ная освещенность), так и слабостью зрения и слуха. Достаточно вспом­нить, как легко возникают слуховые иллюзии у тугоухих, способствуя в отдельных случаях формированию идей отношения.

Большую роль в возникновении иллюзий может играть недостаточная сила реальных раздражителей, слабость концентрации внимания при восп­риятии, утомление, кратковременность впечатления. В последние годы в процессе изучения особенностей космического полета проводились наблю­дения над здоровыми добровольцами, находившимися в условиях почти пол­ной сенсорной изоляции. В сурдокамеру передавались слабые монотонные шумы. Если испытуемый не был предупрежден о характере этих шумов, он часто оценивал их неправильно: например, один из них принял приглушен­ный шум мотора за песню в исполнении Робертино Лоретти (О.Н.Кузнецов и В.И.Лебедев, 1966).

Американский космонавт Гордон Купер рассказал, что во время космического полета вокруг Земли он видел невооруженным гла­зом на Тибете дома и другие строения - явление, совершенно невозможное при столь значительной высоте полета корабля. По-видимому, здесь также имела место зрительная иллюзия . При отсутствии коррекции подобные ис­каженные восприятия обладают убедительной силой живой реальности и служат причиной ошибочных суждений, иногда трудно дифференцируемых с бредом.

Особую категорию физиологических иллюзий составляют так называе­мые психологические иллюзии, где искажение восприятия достигается пу­тем особого построения тестовых фигур. Некоторые люди, обычно из числа художественно одаренных, обладают врожденной способностью к фантасти­ческому зрительному иллюзорному восприятию. В пятнах плесени или щер­бинах каменных стен, в плывущих облаках и в солнечных бликах, в дре­весных сучьях и корнях они различают причудливые образы: пейзажи, очертания зверей, замков, фигур. Такому виду искаженного восприятия, которое носит название парэйдолий, не сопутствует душевное волнение или плохая освещенность, можно отметить только своеобразное мечтатель­ное настроение, отрешенность в эти моменты от всех житейских забот.

Патологические иллюзии. Патологические иллюзии - это иллюзии, возникающие у психически больных. Ряд психических заболеваний сопро­вождается выраженными эмоциональными нарушениями: немотивированной тревогой, резким страхом, патологическим повышение настроения или беспричинной тоской. Эти неадекватные эмоции вызывают появление мно­жественных иллюзорных восприятий.

Особенно характерны иллюзии в делириозных состояниях, где они по­являются в числе самых ранних симптомов. Развитию этих проявлений предшествует появление патологических зрительных парэйдолий, хотя в отличие от физиологических они не были присущи больному до заболева­ния. Часто наблюдаются слуховые иллюзии (особенно при бреде ревности) у алкоголиков: подслушивая беседу жены с посторонними лицами, больной опасается услышать подтверждение предполагаемой измены и начинает слы­шать это в неясном говоре собеседников.

Галлюцинации

Галлюцинациями называют мнимые восприятия или восприятия без объ­екта (Морель). Почти всегда галлюцинации являются признаком психичес­кого заболевания. Первая попытка научного анализа галлюцинаций была предпринята в начале XIX века. В изучении их можно выделить три основ­ных направления:

    психологическое;

    психоморфологическое;

    клинико-физиологичес­кое.

Психологическое направление в изучении галлюцинаций имеет истоки в работах Мюллера (1826) и Эскироля (1838). Галлюцинаторные пережива­ния последователями этого направления рассматривались исключительно в рамках психологических категорий восприятия и мышления.

Приверженцы другого направления, психоморфологического, рассмат­ривали галлюцинации как симптом локального поражения нервной системы: головного мозга и проводящих путей. Одна из первых теорий такого рода была предложена Фови в 1829 году, а затем появился целый ряд аналогич­ных теорий (интенсификации образов; центрифугальная; сосудодвигатель­ная и др). Всредине 20-х годов прошлого века весьма расхожей была теория немецкого физиолога Пфлюгера, который считал основной причиной этого явления –накопление в головном мозгу неодокисленных продуктов (молочная и пировиноградная кислоты). В настоящее время эти теории оставлены, хотя локальное по­ражение мозга следует рассматривать как частичный механизм галлюцина­торного процесса.

Третьим направлением в развитии учения о галлюцинациях явилось клинико-физиологическое , берущее начало в работах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева и др.

Наиболее распространенным и традиционным является разделение гал­люцинаций по органам чувств, точнее говоря, по анализаторам. Можно различать галлюцинации:

    зрительные;

    слуховые;

    тактильные;

    обонятельные;

    вкусовые;

    вестибулярные;

    моторные;

    интероцептивные (или соматические).

Галлюцинации могут:

  • ограничиваться пределами одного анализатора;

    распространяться на несколько, носить комбинированный характер.

Например, при алкогольном делирии больной не только видит чертенка, ползущего у него по ноге, но чувствует царапанье ногтей, слышит его голос.

По структуре галлюцинации могут подразделяться на:

    элементарные;

К элементарным относят акоазмы (шум, стук, шипенье) и фотопсии (искры, вспышки света, цветные полосы).

Сложные зрительные галлюцинации могут носить сценический характер или напоминать панорамы (панорамические галлюцинации).

Различают также:

    истинные галлюцинации;

    ложные галлюцинации или псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации неотличимы в сознании больного от реальных восприятий и локализуются им в «объективном пространстве», вне преде­лов собственного тела. Больной, например, видит давно умерших людей, стоящих вокруг его кровати, слышит голоса, доносящиеся из-за стены, обвиняющиее его во всех грехах и др.

Особой разновидностью истинных галлюцинаций являются так называемые «рефлекторные галлюцинации», (термин предложен Кальбаумом в 1866 г.) и означает те случаи, когда раздражение в одном анализаторе вызывает галлюцинаторное восприятие в другом. Например, шум на улице, вызванные проезжающим транспортом, приводит к появлению фотопсий или даже более сложных зрительных или слуховых галлюцинаций и др.

При псевдогаллюцинациях объект мнимого восприятия находится в пределах тела больного в его «субъективном пространстве». Голос звучит у него внутри головы, в животе, зрительные образы воспринимаются «внутренним оком, внутренней мыслью» и др. Псевдогаллюцинации, по оп­ределению выдающегося русского психиатра В.Х.Кандинского , вперые их описавшего, «лишены характера объективности. Псевдогаллюцинации-это как бы видение внутренним взором».

Весьма показательным является описание панорамитических галлюци­наций, взятое из истории болезни обного из больных, лечившегося в пси­хиатрической клиники: «...Началось все с того, что вечером, вытряхивая мусор из пылесоса, я услышал, как из пылесоса тоненький и ехидный го­лосок с придыханием сказал: «Витя, это я, здравствуй, Витя. От страха мне сдавило виски, стало останавливаться дыхание, про­тивный воющий свист исходил из трех точек: из висков и затылочной час­ти. И сразу же со всех сторон замельтешили отвратительные рожи: с птичьими клювами, выпученными глазами, крысинными оскалами, глумли­во-ехидными ухмылками.

Потом визуальные картины исчезли. И все мое существо наполнила музыка. Я был словно магнитофон, а музыка рождалась и рождалась во мне.... Потом я попал в какую-то цветную спираль, а в ней канал, и я устремился по нему.

Я увидел себя как бы со стороны. Я превратился в пламя, причем пламя было разноцветное. Золотистые и фио­летовые, голубые, малиновые, зеленые, розовые, и алые кольца перепле­тались в ажурную, тончайшую сеть. И все это на фоне музыки, которая лилась из моего мозга.

Потом нечто ужасное, с огромными когтями с лицом-черепом и не­большими крыльями, бесшумно вспорхнуло ко мне на плечо, как бабочка. Зеленые, круглые, выпученные, злые глазки, оскал черепа, покрытый ко­ричневой волосатой шерстью, парализовали мою волю. Дикий ужас вселился в меня, мне хотелось убежать и спрятаться где-нибудь, выпрыгнуть в ок­но..»

Патогенетические механизмы галлюцинаций. Относительно механизмов патогенеза галлюцинаций до настоящего времени нет общей теории. Существуют несколько взглядов на причины и механизмы возникновения галлюцинаций. По мнению французского невропатолога Лермитта (1922) в основе возникновения галлюцинаций может лежать причины динамического рассогласование в деятельности мозговых структур. В частности, взаимоотношения между структурами среднего мозга и таламуса, когда снижаются тормозные функции последнего. То есть, нервные импульсы от верхних (зрительных) и нижних (слуховых) бугорков крыши среднего мозга, «прорываясь» в затылочные и височные доли вызывают панарамические зрительные или слуховые галлюцинации. Особенно это отмечается в случаях острых или хронических интоксикаций, когда молекулы токсических веществ (в том числе и этилового спирта) блокируют синаптические передачи в нейронах мозговых структур. Это достаточно хорошо иллюстрируют 2 диагностические пробы, хорошо известных в психиатории и применяемых в ходе диагностики и лечения больных в состоянии алкогольного психоза («белой горячки»).

Проба Ашшафенбурга . Больному дается чистый лист бумаги и просят его рассказать, что он видит на листе (чистом) бумаги. И больной начинает рассказывать о рисунках, которые он «видит» на листе бумаги (или начинает читать несуществующие тексты).

Проба Рейтхарта . В ходе беседы с больным ему дают телефонную трубку (мобильный телефон), со словами: «..Это Вам звонят. Ответьте, пожалуйста». И больной начинает разговаривать с несуществующим собеседником, отвечает на «его вопросы», дебатирует с ним и др.

Некоторые галлюцинации возникают при особых условиях, в которых они проявляются. С давних времен известны случаи, когда люди видели приведения. Церковь объясняла наличие приведений- неприкаенными душами людей, которые были коварно убиты и требуют отмщения (Шекспировский отец Гамлета).

В последние годы появляются научные гипотезы, которые объясняют происхождение галлюцинаций (особенно зрительных) с позиции существова­ния материальных субстратов, например биополей. Существуют технические устройства, газоразрядные визуализаторы (аппараты Короткова), которые способны «видеть» биополя человека. Эта сложная аппаратура работает на принципе «эффекта Кирлиана», описанного в 30-40-х годах прошлого века отечественными учеными-супругами Кирлианами. Подобный эффект, видимо, и лежит в основе так называемых хрономиражей. Этот эффект наблюдается на местах боев, где погибло и осталось незахороненными большое коли­чество солдат. Эффект хрономиражей часто наблюдают «черные» и «крас­ные» следопыты, когда в предутреннем тумане видят смутные очертания фигур солдат, которые идут в атаку.

Суть этого эффекта, с позиций современной физики, заключается в том, что элементарные частицы биообъектов с достаточно высокими энер­гиями, двигаясь в насыщенном водным паром воздухе, оставляют след из капелек воды. На этом принципе основана работа известного из школьной физики прибора для их регистрации-камеры Вильсона. Можно предположить, что эти материальные остатки биообъектов (души людей) состоящие из че­го-то вроде «холодной плазмы», каких-то элементарных частиц (может быть не известных еще науке), возможно, способны ионизировать воздух и «проявляться» перед тем как выподает роса,-как раз ночью или под утро.

Есть и другая гипотеза, предложенная биохимиком Марией Вильчихи­ной . Суть этой гипотезы заключается в том, что человек, находящийся в состоянии сильного психического напряжения способен излучать когерент­ное (по сути инфракрасное) излучение. При некоторых условиях с его по­мощью, например на слое невысохшей штукатурке или на слое непросохшей краски может быть записана галограмма, которую затем другой человек, тоже находящийся в состоянии выраженного нервно-психического напряже­ния, может «проявить», спроецировав на тоже туман или дождливую мо­рось. Получается приведение-своего рода разновидность хрономиража.

В последние годы пользуется известностью теория Кеннета Ринга американского профессора психологии. Он считает, что галлюцианации связаны с нахождением человека в местах где отмечается повышенное нап­ряжение электромагнитного поля. Это повышенное напряжение генерируется естественными геологическими процессами, связанными с механической де­формацией земной коры и представляют собой преобразованную форму меха­нических энергий в электрические, магнитные, звуковые и другие формы энергий.

Когда человек находится в электромагнитном поле у него на коже появляются элементарные нарушения, относящиеся к сфере ощущений и про­являтся в виде: гипестезий, гиперестезий, сенестопатий и парестезий. Затем появляется признаки нервного напряжения, которые могут трансфор­мироваться в психосоматические и соматические проявления.

Наиболее чувствительна к электромагнитному напряжению височная доля мозга. Неропсихологами давно известно, что стимуляция височных долей и в особенности двух структур лимбической системы: гиппокампа и миндалевидного тела,- вызывает интенсивные галлюцинации, которые представляются человеку совершенно реальными картинами окружающего ми­ра.

Среди впечатлений, вызванных такими образом галлюцинаций, чаще всего наблюдались: ощущение чьего-то присутствия, появляющиеся тени людей и призраки, чувство парения или кружения, внутренние голоса, ам­незии или чувство провалов во времени. При этом, в результате нейрофи­зиологических исследований установлено, что люди, страдающие галлюци­нациями, отличаются повышенной возбудимостью височных долей, а в ходе психологического обследования у них установлена склонность к повышен­ной внушаемости, сензитивности, наличие богатого воображения и частых фонтазий.

Слуховые вербальные галлюцинации (СВГ): голоса, реплики и вполне связанные монологи возникают и у здоровых людей, которые находятся в состоянии переутомления. Но чаще всего слуховые галлюцинации являются признаком некоторых психических заболеваний и, в первую очередь-симп­томов шизофрении. При этом, источником звуков является сам мозг.

В тяжелых и запущенных случаях могут слышаться не отдельные сло­ва, и реплики, но и вполне осмысленные комбинации слов и фраз. В этих случаях СВГ могут создавать полную иллюзию беседы с кем-нибудь. Как это было, например, у Жанны д" Арк, которая свято верила в то, что она разговаривает с архангелом Михаилом. Интересным фактом является то, что в головах больных (впрочем и здоровых) людей звучат, как правило, мужские голоса, и практически очень редко-женские. Профессор Майкл Хантер (Шиффилдский университет, Англия) объясняет это тем, что женс­кий голос звучит в более широком диапазоне частот, по сравнению с мужским голосом. Чтобы «сконструировать» его внутренний аналог мозго­вым структурам нужно расходывать больше нервной энергии. Мозг же выби­рает самый простой и легкий путь путь: синтезирует наиболее знакомые частоты. Поэтому люди часто слышат свои собственные голоса, которые не узнают.

Феномен слуховых вербальных галлюцинаций (СВГ) был не так давно объяснен группой ученых из США, Канады и Японии, которые провели целую серию нейрофизиологических исследований. Ученые считают, что в феноме­не появления СВГ участвуют по крайней мере две области мозга:слуховая кора (корковый конец слухового анализатора, расположенный в височной доле) и лобные доли. Первая может самостоятельно генерировать нервные импульсы, воспринимаемые в дальнейшем как звуки. Предполагается, что большая роль в появлении СВГ остается за структурами среднего мозга. Нейрофизиологическй механизм этого феномена заключается в том, что вследствии болезни (или переутомления) снижается «фильтрационные» и тормозные функции таламуса и коры больших полушарий, вследствии чего лобные доли реагируют на этот поток нервных импульсов (звуков) так, будто бы звуки исходят извне.

Зрительные и слуховые галлюцинации возникают и при употреблении многих фармакологических и других препаратов-галлюциногенов. Галлюци­ногенами называют вещества, способные при их приеме даже в малых дозах вызывать галлюцинации. Иногда их еще называют психомиметиками, то есть средством, при действии которых могут возникать кратковременные (так называемые «модельные») психозы.

К этим препаратам относятся производные лизергиновой кислоты (LSD ), псилоцибин (содержащйся в некоторых видах грибов, произростаю­щих на территории Мексики и Ленинградской области.

Галлюциногенным действием обладают каннабиноиды (действующие на­чала гашиша), атропин, атропиноподобные вещества, содержащие в некото­рых видах грибов-мухоморе, например, а также ингалянты (бензин, аце­тон, клей «Момент» и др.).

Употребление галлюциногенов известно с давних пор: американские индейцы во время религиозных ритуалов использовали высушенные верхушки одного из видов кактусов. В дореволюционной России в некоторых сектах использовался для этих целей (вызывание галлюцинаций) порошок из мухо­моров и других растений.

Известны случаи отравления целого городка хлебом, выпеченным из муки, пораженным одним из видов спорыни, содержащнй алкогоиды лезирги­новой кислоты. В течении суток у многих жителей городка отмечались красочные зрительные галлюцинации с явлениями деперсонализации и дере­ализации.

В 1943 г. в лаборатории швейцарской фарм.фирмы «Сандос» было син­тезировано вещество в тысячу раз активнее чем псилоцибин. Это вещество получило название LSD-25. С конца 60-х годов злоупотребление LSD расп­ространилось в США.По данным I.Weiner в 1972 г. до 14% американских школьников испытали на себе действие этого препарата.

Начиная со средины 80 г. LSD стал активно распространятся в нашей стране и в странах СНГ.

При применении галлюциногенов галлюциноз начинается с того, что окраска окружающих предметов кажется невероятно яркой,звуки-громкими и насыщенными, появляется чувство обострения всех органов чувств («Ин­тенсификация перцепции»).

Возникают синэстезии, слышимые звуки сопро­вождаются цветовыми ощщущениями, появляются клейдоскопические зритель­ные галлюцинации, возникает чувство «распухания» тела, отделения его частей, в дальнейшем присоединяются зрительные и слуховые иллюзии, му­зыка воспринимается как «цветомузыка», а также в ряде случаев- явления дереализации и деперсонализации . Характерны ощущения раздвоения лич­ности с возможностью наблюдать себя со стороны как другого человека.