Федоров поэт биография. Василий Дмитриевич Фёдоров: биография

Василий Дмитриевич Федоров родился в городе Кемерове в рабочей семье. Его трудовая деятельность началась рано: работал в колхозе, на заводе мастером, технологом.

В 1944 году в заводской многотиражке были напечатаны его первые стихи. В 1950 году Федоров закончил Литературный институт имени М. Горького.

Поэт считал, что решающее влияние на формирование его как гражданина и художника оказала советская действительность, семья, в которой он вырос: "Старшим братьям и сестрам я обязан не только любовью к поэзии, но и постоянным интересом к общественно-политической жизни.

Наша семья дала восемь коммунистов. Меня приняли в партию в 1943 году. Не поступлюсь истиной, если скажу, что как поэт я родился из чувства социальной новизны, которым в огромной мере обладало старшее поколение. Тут нет моей личной заслуги. Просто это чувство не должно было пропасть. Все стоящее в моих стихах надо относить за счет этого чувства. И вообще, на долю поэтов - моих сверстников выпала нелегкая доля связующего звена двух поколений: того, что шло от революции, и того, что пришло за нами..."

Первые сборники стихов Федорова - "Лесные родники" (1955), "Белая роща" (1958) - содержали немало ярких произведений на гражданскую тему. Пейзажи в них были неотделимы от человека и его труда.

Лирический герой Федорова - это и крестьянин, любящий землю, и рабочий, закаленный заводской жизнью.

Талант поэта проявил себя в равной степени и в эпосе, и в лирике. Кроме многочисленных поэтических сборников, им созданы также лирико-философские поэмы "Проданная Венера" (1958), "Седьмое небо" (1968) и другие.

Федоров был удостоен Государственной премии РСФСР за 1969 год.

«ПО ГЛАВНОЙ СУТИ…»

Особенности лирики Василия Федорова
Любовь мне как блистание
звезды над миром зла.
В.Д.Фёдоров

Литературная общественность страны, любители и почитатели русской поэзии 23 февраля 2018 отмечают 100-летие выдающегося поэта Василия Дмитриевича Фёдорова.

Всё испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займёт наш враг,
Займёт, сводя всё те же счёты,
Займёт, засядет,
Нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.

* * *
«Ушло в прошлое и стало историей время нашей юности», — такими словами начала очередную встречу одноклассников бессменный комсорг нашего класса Нина Кострикина, достала из сумочки такую знакомую мне тетрадку в коричневой обложке. Неужели сохранила? Почти полвека прошло, когда в девятом классе мы решили завести такую тетрадь, в которой будут записаны самые лучшие стихи о любви. Позже мы записывали туда и разные умные мысли, и просто понравившиеся выражения, за что тетрадь получила название «Цитатник». Всякий раз при написании сочинений мы обращались к ней и всегда находили нужную цитату.

Не открывая тетради, Нина почитала стихотворение Фёдорова «По главной сути жизнь проста…». И в который раз! Эти простые строчки поразили меня своей глубиной, искренностью и нежностью. Во второй половине XX века имя Василия Фёдорова стало известно и популярно, а произошло это потому, что в своих стихах он писал о самом главном: о жизни и смерти, о добре и зле, о любви к Родине и любви к женщине. В нашей тетради было много стихотворений Федорова. Ведь все мы переживали время первой любви и первой влюбленности, а поэтические строки будили, подогревали, волновали наши чувства. С особым вниманием прочитали мы «Книгу любви» и стали размышлять о том, что музыканты и поэты, художники и писатели из года в год, из столетия в столетие обращаются к вечной теме любви, потому что это чувство связывает все живое на Земле, помогает в трудные минуты, согревает души. Романтичная и нежная, робкая и страстная, преданная и безответная… Какой разной бывает любовь… Она может дарить радость и причинять боль. А еще наполняет нашу жизнь смыслом. Без нее пусто даже самому благополучному и успешному человеку. Любовь — это то, с чего начинается человек. Любовь — это то, что составляет суть жизни:

По главной сути
Жизнь проста:
Ее уста…
Его уста..
Она проста
По доброй сути,
Пусть только грудь
Прильнет ко груди.

Как удивительно точно и удивительно просто сказано! Не надо лишних слов и движений: «Его уста, ее уста, а грудь прильнет ко груди…». Именно уста, это устаревшее слово раскрывает великое таинство поцелуя, который все объясняет без слов. А какое замечательное слово – «прильнет»! Ни один синоним – приблизиться, присоединиться – не может пояснить главного, что содержится в значении этого слова: теплоты и любви, бесконечного доверия и огромного желания слиться, стать единым существом. Читаешь, перечитываешь эти строки и думаешь о том, как было бы легко и счастливо жить нам всем, если бы все усвоили эту простую мудрость и cмысл жизни:

Весь смысл ее
И мудр, и прост,
Как стебелька
Весенний рост.
А кровь солдат?
А боль солдатки?
А стронций
В куще облаков?
То всё ошибки,
Всё накладки
И заблуждения
Веков.
А жизни суть,
Она проста:
Ее уста,
Его уста…

Любовь — это самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Она неповторима и вечна, как жизнь. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. «Любить,- писал Лев Николаевич Толстой,- значит жить жизнью того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо». Для любящего самое главное – счастье любимого существа. Всему этому есть подтверждение в стихах Фёдорова. Именно об этом его замечательная поэма «Седьмое небо».

…Прошли годы. Мы давно уже стали взрослыми, вырастили детей, помогаем растить внуков. И в который раз, переживая вместе с детьми это волнующее чувство любви, мы снова и снова обращаемся к стихам Федорова. Совсем скоро вся литературная общественность и все любители русской поэзии будут отмечать сто лет со дня рождения Василия Дмитриевича Федорова. К юбилейной дате издаются новые сборники лучших произведений поэта. Несомненно, они пополнят городские и сельские библиотеки, займут свое достойное место среди любимых книг в домашних собраниях поклонников его творчества.

Василий Фёдоров — поэт, в лирике которого тема любви является одной из главных и сквозных. В любви он видел и «ловушку человеческого грешного характера, и дар небес». Фёдоров воспевает женщину, боготворит ее. Также он упоминает всем известную Еву, первую женщину, называя ее «той, первой, изгнанной из рая». В строчках « о, женщина, краса земная» он сравнивает её с красотой земли, с природой, в которой все создано для любви:

«Земля» — доброе слово,
Но оно для любви.
«Весна» — теплое слово,
Но оно для любви.
«Звезда» — дивное слово…
И оно для любви.
Все для любви:
И земля,
И весна,
И звезды.
Весь год
Трудилась вселенная,
Весь год хороводила,
Чтобы пришло
Великое противостояние
Наших сердец.

Любовь согревает, раскрывается наше сердце, любовь открывает ворота нам в жизнь. И если хоть немного в душе у нас любви, значит, наша жизнь продолжается. Фёдоров любовью называет звезду, которая непрерывно светит над нашим миром. Так же он отмечает, что любовь призывает творить добро: «Любовь мне — как призвание на добрые дела». По словам поэта, любовь вечно зовет человека вперед, толкает его на новые открытия. Чувство любви он сравнивает с правом на еду и питье: «Любовь — как жажда истины, как право есть и пить». И в заключительных строках Василий Федоров утверждает, что он умеет любить и что он один такой.

Любовь мне —
Как блистание
Звезды над миром зла.
Любовь мне —
Как призвание
На добрые дела.
Чтоб мир
Отмылся дочиста,
Душа тревогу бьет.
Любовь мне —
Как пророчество,
Зовущее вперед.
Любовь —
Как жажда истины,
Как право есть и пить.
Я, может быть,
Единственный,
Умеющий любить.

Это одно из самых замечательных стихотворений о любви, на наш взгляд, созданных Василием Фёдоровым. Стихи очень музыкальны, и поэтому многие композиторы обращаются к лирике Фёдорова и пишут на них прекрасные романсы. А на это стихотворение поэта существует несколько музыкальных вариантов: и романс, и лирическую песню.

Любовная лирика Василия Фёдорова занимает значительное место в его творчестве. По его стихотворениям о любви можно безошибочно определить ценностные ориентиры поэта, его нравственные принципы, понимание смысла человеческой жизни, назначение поэта и поэзии. Любовная лирика поэта — это его моральный кодекс, дающий представление о том, что ему в жизни дорого, какие чувства для него святы, что ему ненавистно в жизни.

Безусловно, читая и перечитывая стихи Фёдорова, открываешь новые грани его творчества, но несомненно одно — он сумел сказать свое, неповторимое слово о любви и совершенно прав, утверждая: «Своей любви я здание воздвиг…»

ВАЛЕНТИНА ПОНОМАРЁВА, учитель

Василий ФЁДОРОВ (1918-1984)

* * *
Себе сказал
И говорю другим,
Всем говорю
С упорством постоянным:
Язык любви
Не может быть нагим,
Язык борьбы
Не должен быть туманным.

***
Что пользы
Вечно
Малым пробавляться:
Бояться жить
И умереть бояться!

***
Великий Пушкин
Говорил когда-то:
Поэзия должна быть
Глуповата.
Раскрой же смысл
Загадки до конца
И отличать учись всегда ты
От глуповатого
Глупца.

***
Пусть недруги бранят,
Трудись, не споря.
Они тебя гранят,
Себе на горе.

***
Поэзией
Приписанный к векам,
К бессмертью слов,
Когда меня карают,
Как Будда,
Я не мщу своим врагам -
Они с годами
Сами умирают.

***
С любовью -
Хоть гроза!
А без любви, беднягам,
Нам небо как глаза,
Подёрнутые мраком.

***
Мне дорог смех,
Но всё же различай
Веселье глупости
И мудрости печаль.

***
До всенародного признанья
Пути заведомо трудны.
Поэт обязан
Жить в изгнаньи,
Хотя б
От собственной жены.

***
Всё выскажу,
Ни перед кем не струшу,
Не отступлю
Ни пред какими лицами.
Невысказанный,
Гнев убивает душу -
Не становитесь
Самоубийцами!

***
Известный спор
Меж школами и школками
Закончу я,
В сознаньи правоты.
Хоть наши Музы
И ходили голыми,
Поэзия не терпит наготы.

***
Как мы пишем?
Как летаем мы?
Все по-разному смелы:
Воробьи летают стаями,
Одинокими - орлы.

***
В какие страны и края
Уходит молодость моя?
Когда бы знал туда я путь,
Пошёл бы я её вернуть.

***
Хочешь ведать,
Как писалось?
На душе
За жизнь мою
Всё скипелось,
Всё слежалось.
Отколю -
И выдаю.

***
Вам, девушки,
К семье идущим,
Желал бы я
Из благ земных -
Детей,
Не слишком озорных,
Мужей,
Не очень много пьющих.

***
Говорят,
Моя строка
Про любовь,
Что так горька,
Детям хуже яда…

Детям
Дайте Маршака,
А меня
Не надо.

***
Есть в дружбе
Доброе ядро,
Прекрасно слово - друг,
Но дружба -
Это не бюро
Приятельских услуг.

***
Любит совесть?
Нам не в новость
Доброта людей таких.
Негодяи любят совесть,
Когда совесть -
У других.

***
Я ваших сочувствий
Не слушаю,
Что из носу кровь потекла.
Борьба - это самое лучшее,
Что жизнь
Подарить мне смогла.

***
Различий нет,
А есть года,
Есть возраст -
Разница лишь в этом.
Наружностью
Земля - планета,
А в глубине
Она - звезда.

***
Моя любовь
Давно в годах.
Как яблоня на горке
В отяжеляющих плодах
Нуждается
В подпорке.

***
Бог любви,
Я снова в сердце ранен.
Огради от смертного одра,
Удержи меня на светлой грани,
Чистой грани
Мира и добра.

***
Милый друг,
Хочу сказать,
Чтобы знал ты наперёд:
Радость надо нам искать,
А печаль
Сама найдёт.

***
Берегите меня
До последнего дня,
Берегите меня
До последнего часа,
Берегите меня,
Как цыгане коня,
Чтобы гикнуть потом
И умчаться.

РУССКИЕ ПОЭТЫ

Они судьбу не выбирали,
Судьба их выбрала сама
За блеск таланта и ума,
В момент, когда они сгорали.
В их гордой жизни без кривуль
Страшит непонятая блажь их.
Увы, ни собственных, ни вражьих
Поэты не боялись пуль.
Они весь мир
Объять могли.
В них удивительно,
Как чудо,
Высот надземных амплитуда:
От Бога
До - щекой земли.
Они в судьбе своей большой
Непостижимые в размахе,
Глубокой думой -
Патриархи,
Гусары
Сердцем и душой.
Они у смерти на виду
Бывали пагубно охочи
Ходить по краю дня и ночи,
Чтоб видеть солнце
И звезду.
Как необъятное объять,
Затмить вражду
Своей судьбою?..
Вам, дальним,
Занятым собою,
Поэтов русских
Не понять.

Игорю Кобзеву

Жизнь потекла его
И вкривь и вкось:
В работе нелады, раздоры дома.
Раскритикованный насквозь,
В двенадцатом часу
Он вышел из райкома.

Весенний воздух был хмелён и свеж.
Он, как вино, впивал его глотками.
Не разбирая ни дорог, ни меж,
Шагал к реке
То полем, то лугами.

О берег волны полусонно бьют.
Волна отступит,
Прошумит и смолкнет…
А за рекою соловьи поют —
Один присвистнет,
А другой прищёлкнет.

Забыть бы о райкоме, и жене,
И «строгаче» своём,
Но отчего же,
Чем песня соловьиная нежней,
Тем на душе становится всё горше?

А соловьи смелей:
Мол, мы поём.
Чтоб радость пробудить,
Настроить мысли.
Мы, соловьи, настойчиво зовём
Не к отдыху души,
А к лучшей жизни.

Не развлекаем —
Помогаем жить,
Страдать, любить
Сильней и полновесней.
Вся ваша жизнь
Должна красивой быть,
Как наши песни.

* * *
В надежде робкой,
Как юнец,
Отдав себя
Любви и прочему.
Вернулся я к столу рабочему
С душой измученной вконец.
Ты снова будешь ли по мне,
Мой старый стол,
Пегаса пряслина?
Так возвращаются боязненно
К давно покинутой жене.
И было бы
Войти в настрой
Намного легче,
Будь бы грешница…
Мне улыбается столешница
Улыбкою, увы, пустой.

С.И.Шуртакову

Чужому
В мире прошлого,
Мне в годах, как в часу.
Я человек без прошлого,
Я всё с собой несу.
Я, ошалев от бремени,
И действием и сном
Весь в настоящем времени
И ни в каком ином.
Вы всё-то вспоминаете,
А мне с Душой сквозной
Не надо даже памяти,
Поскольку всё со мной.
Мне с мыслями нестарыми
И в пору седины
Не бегать с мемуарами
В издательства страны.
Мне времена,
Что времечко,
Хоть вышел из веков…
Вот так,
Мой милый Сенечка,
Дружище Шуртаков!

* * *
Не стол, а хаос
С музой в кабале…
— Не тронь! — кричу. —
В порядке мало проку,
Мне этот хаос
Нужен на столе,
Чтобы творить миры
Подобно богу!

* * *
Мой знакомый,
Захмелевши, тужит:
Говорит,
Что человек
Стал хуже.

Говорит,
Что против жизни прежней,
Той, ещё не брошенной в разбег,
Человек стал
Несравненно грешней,
Стал порочней
Новый человек.

Морщась,
Заключает он устало:
- Страха божьего
В душе не стало.

Страх ему?!
Да пропади он прахом!
Средь людей,
Не знающих оков,
Праведность,
Внушаемая страхом,
Во сто крат
Позорнее грехов.

Так легко
Дойти до разделенья:
Бог - одним,
Другим - товарищ Ленин.
А ведь помню,
До большой удачи
В службе, в дружбе
И в других делах,
До машины,
До богатой дачи
Был ему не нужен
Божий страх.

Видно, хочет он,
Чтоб божьи страхи
Выполняли роль
Цепной собаки.

Васи́лий Дми́триевич Фёдоров (1918-1984) - русский советский поэт.

Биография

«Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла реки Яя . Под нею - озеро, за озером - заливные луга, за лугами - быстрая пескарёвая река Яя, за рекой - лес и далёкий туман…» .

В 1929 году закончил в Марьевке четырёхлетнюю школу. Потеряв год дальнейшей учёбы, работал в колхозе, пока не поступил в 1930 году в 5-й класс семилетней Жарковской ШКМ, что находилась в 12-ти верстах от деревни. Там был принят в 1931 году в комсомол. В 1932 году окончил шесть классов, но из-за административно-бытовых трудностей учебного процесса дальнейшая учёба в седьмом классе была приостановлена, вынужден вернуться в колхоз, где вновь продолжил свою трудовую деятельность. Станет комсомольским вожаком колхоза, затем членом правления колхозной артели. Научится пахать поля, сеять и убирать хлеб.

В 1934 году Фёдорову, с шестью классами образования, чудом удалось поступить учиться в Новосибирский техникум машиностроения. В январе 1937 года техникум был переименован в авиационный. В 1935 году на литературном конкурсе техникума Василий Фёдоров за свои стихи получил первую премию и по совету друзей отправил их в газету «Большевистская смена», под семейным прозвищем: Василий Лёхин.

Однако в обзорной статье газеты « Задачи литературной консультации» от 11 января 1936 года ему посоветовали «… для его же пользы, убедить упорно учиться и на время оставить писание стихов…»

После окончания Новосибирского авиационного техникума, в июле 1938 года, Фёдоров был направлен по распределению на авиационный завод в городе Иркутске . В 1939-1940 годах в заводской многотиражке Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение, «К матери», в областной комсомольской газете.

25 июля 1940 года многотиражная заводская газета «Сталинец» напечатала знаковое стихотворение «Надо видеть».

В 1957 году Фёдоров написал стихотворение «Рабская кровь», - одно из любимых, - которое стало запрещённым для публикации. Впервые оно появилось в газете «Литература и жизнь» 20 сентября 1959 года, а в книге поэта «Седьмое небо» - в 1962 году.

Василию Фёдорову в литературных сетях ошибочно приписывают авторство баллады о звенящем солнце «Зови, гитара…», в 1973 году посвящена памяти чилийского поэта-революционера Виктора Хары. Автор - однофамилец - писатель Владимир Фёдоров.

В 1960-80-е Василий Фёдоров участвовал в руководстве журнала «Молодая гвардия», был членом редсовета издательств «Художественная литература», «Современник», «Советская Россия».

В. Д. Фёдоров умер от сердечного приступа 19 апреля 1984 года в санатории города Ессентуки, на третий день после приезда на лечение. 24 апреля 1984 года Москва прощалась с Василием Дмитриевичем Фёдоровым.

Лучшие поэты и писатели России, его сподвижники и товарищи были единодушны в этот горький час:

Творческий путь поэта и прозаика Василия Фёдорова, на протяжении своей земной жизни, составил - 50 лет, начиная с 1935 года...

Награды и премии

  • Государственная премия СССР (1979) - за лирические стихи и поэмы последних лет. Такая унизительная формулировка, данная цекистами, больно отдалась в сердце поэта. Точнее: за книгу стихов "Как цветы на заре" (1974) и ироническую поэму в семи песнях "Женитьба Дон-Жуана" (1977). Лауреатская книга вышла в издательстве "Советский писатель" в 1982 году именно с этими названиями...
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1968) - за книгу стихов «Третьи петухи» (1966) и романтическую поэму «Седьмое небо» (1967)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971)

Творчество

Оценки поэзии Фёдорова сильно разнятся. Так немецкий литературовед Вольфганг Казак утверждал:

В стихах, обладающих равномерно-поступательной ритмикой, непостоянством размера и незамысловатостью рифмы, Фёдоров подробно высказывает широко распространённые мысли, почти не оставляя недоговорённости.

Совсем в другой тональности писал о творчестве Василия Фёдорова поэт-фронтовик Дмитрий Ковалёв .

Он нетерпим к тем, кто приспосабливается к миру капитали­стической продажности, миру гангстерской демократии. Этот мир резким диссонансом врывается в его привыч­ный деревенский быт. Цинизм чистогана особенно непри­емлем в наиболее сокровенном, в понятии красоты.

По мнению прозаика И. Шевцова , в историю русской литературы ХХ века Фёдоров вошел как звезда первой величины. Федоров - необыкновенный лирик, певец любви, вознесший культ женщины до вселенских высот:

«О, женщина,
Краса земная,
родня по линии прямой той,
изгнанной из рая,
ты носишь рай в себе самой».

Перу поэта принадлежит ряд поэм, в числе которых «Бетховен», «Проданная Венера», «Седьмое небо», «Аввакум». Многие стихи Фёдорова отличаются афористичностью.

«И я когда-то думал, что седые
не любят, не тоскуют, не грустят.
Я думал, что седые, как святые,
на женщин и на девушек глядят…»

Широкую известность приобрело его стихотворение:

«По главной сути
Жизнь проста:
Её уста…
Его уста…»

Не теряют актуальности строки о назначении поэзии:

«Все испытав, мы знаем с вами,
что в дни психических атак,
сердца, не занятые нами,
не мешкая, займет наш враг.
Займет, сводя все те же счеты,
займет, засядет, нас разя…
Сердца, ведь это же - высоты,
которых отдавать нельзя.»

Память о поэте

На родине поэта, в селе Марьевка Яйского района открыт литературно мемориальный музей Василия Дмитриевича Фёдорова. Основной фонд музея состоит из личных вещей и книг. С 1985 года ежегодно проводятся литературные праздники, посвященные поэту - «Фёдоровские чтения». Решением губернатора Кемеровской области утверждены литературные премии имени В. Д. Фёдорова. Их лауреатами стали известные сибирские поэты - В. М. Баянов, В. В. Махалов, Б. В. Бурмистров, Л. М. Гержидович, Сергей Донбай.

Сочинения

Поэзия

  • Лирическая трилогия, Новосибирск, 1947
  • Лесные родники, М., Молодая гвардия, 1955
  • Марьевские звёзды: Стихи и поэмы. Новосибирск, 1955; 112 с., 3 000 экз.
  • Белая роща, М., Молодая гвардия,1958; 2-е изд. 1961
  • Дикий мёд. - М., Советский писатель, 1958
  • Не левее сердца. Стихи и поэмы. М., Советская Россия, 1960. 193 с., 8 000 экз.
  • Лирика. М., Гослитиздат, 1961
  • Седьмое небо. Стихи и поэмы. М., Советский писатель, 1962. 281 с., 15 000 экз.
  • Книга Любви. М., Московский рабочий, 1964. 216 с., 30 000 экз
  • Стихотворения. Поэмы. - Новосибирск, 1964
  • Второй огонь. М., Художественная литература, 1965. 574 с., 25 000 экз.
  • Третьи петухи. М., Молодая гвардия, 1966. 144 с., 100 000 экз.
  • Стихотворения. М., Художественная литература, 1967;
  • Седьмое небо, М., Советский писатель, 1968
  • Книга Любви. Второе, дополненное издание. М., Московский рабочий. 1968. 239 с., 35 000 экз.
  • Третьи петухи. Седьмое небо. [Стихи и поэма]. М., Советская Россия, 1970
  • Крылья на полдень, М., Воениздат, 1971
  • Седьмое небо. Романтическая поэма. Новосибирск, 1971. 190 с., 50 000 экз.
  • Избранные стихотворения. Кемерово, 1972
  • Седьмое небо. М., Современник, 1972
  • Книга Любви. Третье, дополненное издание. М., Молодая гвардия, 1973. 255 с., 100 000 экз.
  • Книга Любви и Веры. М., Современник, 1974. 431 с., 50 000 экз.
  • Как цветы на заре. - М, Советский писатель, 1974
  • Женитьба Дон-Жуана. Ироническая поэма в семи песнях. М., Современник, 1977. 223 с. (журнальная публикация: «Москва», 1978, №1-3)
  • По главной сути. М., Современник, 1978. 575 с., 100 000 экз.
  • Избранное. М., Советская Россия, 1978. 495 с., 100 000 экз.
  • Стихи. М., Художественная литература, 1978
  • Стихотворения. Поэмы. Мурманск, 1978
  • Золотая жила. Поэма. М., Современник, 1979. 86 с., 10 000 экз.
  • Седьмое небо. - Омск, 1981
  • Женитьба Дон-Жуана. Ироническая поэма в семи песнях. М., Советская Россия, 1982. 239 с., 75 000 экз.
  • Как цветы на заре. Стихотворения и поэма "Женитьба Дон-Жуана". М., Советский писатель, 1982. 415 с., 50 000 экз.
  • Поэмы. М., Художественная литература, 1983. 446 с., 75 000 экз.
  • Душа еще полна заботы. Кемерово, 1986
  • Стихотворения. М., Детская литература, 1987
  • На Родине моей повыпали снега. Стихотворения и поэмы. Новосибирск. 1988. 263 с., 25 000 экз.
  • И верою, и правдою. Кемерово, 1988
  • Человек. Стихотворения и поэмы. М., Молодая гвардия, 1989. 191 с., 100 000 экз.
  • Сны поэта. Кемерово, 1989
  • Судьба мне подарила Русь. Кемерово. Сибирский писатель, 1998. 591 с.

Проза

  • Зрелость: Повесть. - М.: Молодая гвардия, 1953. - 136 с.: ил., 15 000 экз.
  • Добровольцы: Повесть. - М.: Молодая гвардия, 1955. - 263 с.: ил., 90 000 экз.
  • Наше время такое… О поэзии и поэтах, М., Современник, 1973
  • Сны поэта // «Москва», 1979, № 8-10, 1982, № 7 (отд. изд.: М.: Советский писатель, 1988)
  • Светлый залив: Повесть // «Молодая гвардия». - 1986. - № 6

Издания

  • Стихотворения и поэмы. Т. 1-2. М., Художественная литература, 1970., 75 000 экз.
  • Собрание сочинений в трёх томах. М., Молодая гвардия, 1975-1976. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в пяти томах. М.,Современник, 1987-1989. - 50 000 экз.
  • Собрание сочинений в одном томе: стихотворения, поэмы, проза. М., Современный писатель, 1998. - с.495, 4 200 экз.
  • Судьба мне подарила Русь: Стихотворения.Поэмы.Терцины. Новеллы. Статьи. Кемерово: Сибирский писатель, 1998. - с.591
  • По главной сути жизнь проста... - Сборник стихотворений, прозы, статей, очерков, писем и воспоминаний Василия Федорова. М., 2009.
  • Фёдоровское троекнижие 21 века: "Книга Любви", "Книга Веры", Неоконченная "Книга Души". Кем.ГУКИ. - 2012.

Напишите отзыв о статье "Фёдоров, Василий Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Еремин В. Василий Федоров. М., 1969;
  • Денисова И. За красоту времен грядущих. Поэзия В. Федорова. М., 1971.
  • Денисова И.В. Беззаветно служить красоте: Поэзия В.Фёдорова. - Москва.: Современник. 1978. - 190 с.
  • Пудалова Л.А. Чувство своего мира. О лирике Василия Фёдорова. - Кемерово.: 1979. - 120с.
  • Прокушев Ю.Л. Память века // Прокушев Ю.Л. Даль памяти народной. - М., 1983.- с.185-198
  • В. В. Сорокин. Из книги Благодарение. Поэт о поэтах: Портреты писателей, очерки, литературная критика. – 304 стр. / Вст. ст. Евг. Осетрова. М., 1986.
  • В. В. Сорокин. Из кн. Обида и боль: Очерки, М., 2002.

Ссылки

  • Д. М. Ковалёв . . Статья о творчестве Василия Фёдорова, написанная поэтом.
  • Сайт Музея Федорова В.Д. в Марьеке. fedorovliter.ucoz.ru/

Отрывок, характеризующий Фёдоров, Василий Дмитриевич

– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.

23.2.1918 - 19.4.1984

Страна: Россия

Василий Дмитриевич Фёдоров (1918-1984) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член ВКП(б) с 1945 года.
В. Д. Фёдоров родился 23 февраля 1918 года в селе Щеглово на левом берегу реки Томи, ныне в черте города Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребёнком. Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевка Яйского района Кемеровской области. «Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла реки Яя. Под нею - озеро, за озером - заливные луга, за лугами - быстрая пескарёвая река Яя, за рекой - лес и далёкий туман…».
В 1929 году закончил в Марьевке четырёхлетнюю школу. Потеряв год дальнейшей учёбы, работал в колхозе, пока не поступил в 1930 году в 5-й класс семилетней Жарковской ШКМ, что находилась в 12-ти верстах от деревни. Там был принят в 1931 году в комсомол.В 1932 году окончил шесть классов, но из-за административно-бытовых трудностей учебного процесса дальнейшая учёба в седьмом классе была приостановлена, вынужден вернуться в колхоз, где вновь продолжил свою трудовую деятельность. Станет комсомольским вожаком колхоза, затем членом правления колхозной артели. Научится пахать поля, сеять и убирать хлеб.В 1934 году Фёдорову, с шестью классами образования, чудом удалось поступить учиться в Новосибирский техникум машиностроения. В январе 1937 года техникум был переименован в авиационный. В 1935 году на литературном конкурсе техникума Василий Фёдоров за свои стихи получил первую премию и по совету друзей отправил их в газету «Большевистская смена», под семейным прозвищем: Василий Лёхин. Однако в обзорной статье газеты « Задачи литературной консультации» от 11 января 1936 года ему посоветовали «... для его же пользы, убедить упорно учиться и на время оставить писание стихов..."
После окончания Новосибирского авиатехникума, в июле1938 года, Фёдоров был направлен по распределению на авиационный завод в городе Иркутске. В 1939-1940 годах в заводской многотиражке Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение, «К матери", в областной комсомольской газете. В апреле 1941 года вернулся в Новосибирск, где работал в годы Великой отечественной войны на авиационном заводе №153 имени В.П.Чкалова, в цехе №42 в качестве технолога, мастера и старшего мастера. Одновременно писал стихи, был членом литературного объединения при Новосибирской писательской организации.Затем стихотворения Фёдорова появились в журнале «Сибирские огни». Девять стихотворений вошли в коллективный сборник молодых поэтов «Родина», изданный в Новосибирске в 1944 году. В 1944 году поступил на заочное отделение Литературного института, а в 1947 году перевёлся на очное отделение сразу на второй курс, окончив его в 1950 году. С этого времени жил в Москве. Член редколлегии журнала «Молодая гвардия» с 1959 года.В 1947 году увидела свет первая книга Фёдорова «Лирическая трилогия». На Первом совещании молодых писателей в 1947 году Фёдоров был хорошо принят семинаром Н.Н. Асеева. Знакомство с А.Т. Твардовским и положительная оценка последним его поэмы «Марьевская летопись», помогло Фёдорову перевестись с заочного, на очное отделение. В 1949 году женится на прозаике и поэтессе Ларисе Быковой, написавшей девять книг: «Ветер в лицо», «Анатольевна и сын», «Катя Уржумова», «Из чужого гнезда», «На том стою», «Виноватых прощаю», «Золотая нитка», «Не лги себе» и другие, а также два сборника стихов: «Ветка шиповника», «Танец стрижей. В 1957 году Фёдоров написал стихотворение «Рабская кровь", которое стало запрещённым для публикации. Впервые оно появилось в книге поэта «Седьмое небо» в 1962 году. В.Д. Фёдоров умер от сердечного приступа 19 апреля 1984 года в санатории города Ессентуки, на третий день после приезда на лечение.

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ:

ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ?
ВО ВСЕ ВРЕМЕНА - ЭТО ПОИСК СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ,
МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ВЕЩАМИ, МЕЖДУ МИНУВШИМ И БУДУЩИМ....

СУЩНОСТЬ ЦЕННОГО ПОЗНАНИЯ - ЭТО В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ, ПОЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ЭНЕРГИИ.
ПОЭЗИЯ, КАК ОДНА ИЗ ЕЁ ФОРМ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧЕНИЕМ.
РАЗНИЦА ЛИШЬ В ТОМ, ЧТО ЭНЕРГИЮ СТИХА НЕЛЬЗЯ ИЗМЕРИТЬ ПРИБОРОМ,
А ЧУВСТВА И РАЗУМ ЛЮДЕЙ СЛИШКОМ РАЗЛИЧНЫ.

ПО СУЩЕСТВУ, ЧТО ТАКОЕ СТИХИ?
ЭТО ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПЕРЕДАЧИ ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ.
СНАЧАЛА ОНА ПОЗНАЁТСЯ ПОЭТОМ, А ЧЕРЕЗ НЕГО И ДРУГИМИ.
ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ - СЛОВО...

ДЛЯ МЕНЯ ПОЭТ НЕ ТОТ, КОТОРЫЙ ПИШЕТ СТИХИ, А ТОТ,
КТО ИМЕЕТ КАКОЙ-ТО СВОЙ ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР;
НЕ ТОЛЬКО ВЗГЛЯД, НО И МИР, ДОРОГИ К ЭТОМУ МИРУ -
ЕЩЁ ЛУЧШЕ В НЁМ, ПОЭТЕ, - ЕСЛИ ОН ДАСТ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ
ХОТЯ БЫ ПРИКОСНУТЬСЯ К ТАЙНЕ ЖИЗНИ ПОЭТА,
К ТАЙНЕ МИРОСОЗДАНИЯ...

НЕ ПОСТУПЛЮСЬ ИСТИНОЙ, ЕСЛИ СКАЖУ, ЧТО КАК ПОЭТ Я РОДИЛСЯ
ИЗ ЧУВСТВА СОЦИАЛЬНОЙ НОВИЗНЫ, КОТОРЫМ В ОГРОМНОЙ МЕРЕ
ОБЛАДАЛО СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ. ТУТ НЕТ МОЕЙ ЛИЧНОЙ ЗАСЛУГИ.
ПРОСТО ЭТО ЧУВСТВО НЕ ДОЛЖНО БЫЛО ПРОПАСТЬ. ВСЁ СТОЯЩЕЕ
В МОИХ СТИХАХ НАДО ОТНОСИТЬ НА СЧЁТ ЭТОГО ЧУВСТВА...

ЕСЛИ ПЕРЕДО МНОЙ ТОЛЬКО ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ,
НАПИСАННОЕ С ЧУВСТВОМ СВОЕГО МИРА,
Я УЖЕ МОГУ СУДИТЬ О ПОЭТЕ, ОЦЕНИВАТЬ ЕГО,
КАК ПО ОБЛОМКАМ КАКОЙ-НИБУДЬ СТАТУИ
МЫ ОЦЕНИВАЕМ КУЛЬТУРУ МИНУВШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ...

К МЫСЛЯМ ПРИВОДЯТ ЧУВСТВА...

ЛЮБИТЕ ПОЭЗИЮ! ОНА ЕЩЁ НИКОГО НЕ ИСПОРТИЛА...

МНЕ КРИТИК МИЛО УЛЫБАЕТСЯ,
БРАКУЯ МОЙ ЛЮБИМЫЙ СТИХ.

Я НЕ СТОРОННИК РАБОТАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
НАДО СТРЕМИТЬСЯ ТАК ЖИТЬ, ЧТОБЫ НИ ДНЯ БЕЗ ВДОХНОВЕНИЯ!
РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО НЕ ПРИНЕСЁТ РАДОСТИ И БОЛЬШОГО УСПЕХА.

ДОБРОСОВЕСТНОЕ УЧЕНИЧЕСТВО НА ОПРЕДЕЛЁННОМ УРОВНЕ СТАНОВИТСЯ ОПАСНЫМ.
К ПОСЛЕДНИМ МАЗКАМ, ЧТО СОСТАВЛЯЮТ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН ПРИЙТИ САМ.
У КЛАССИКОВ МОЖНО УЧИТЬСЯ КРИСТАЛЬНОЙ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ К ЛЮДЯМ.

ПОЭТУ ВРЕДНО ЗАМЫКАТЬСЯ В САМОЙ ПОЭЗИИ. ВСЯКИЙ ВЫХОД ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛЫ ДЛЯ НЕГО БЛАГО.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ТАКИХ ВЫХОДОВ, ТЕМ ОН БОГАЧЕ...

ВСЁ ИСКУССТВЕННОЕ ПРИВОДИТ К ПЕЧАЛЬНОМУ КОНЦУ,
ИБО ОНО «ТРЕБУЕТ ПРОСТРАНСТВА ЗАКРЫТОГО»,
А НА ПУТИ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ СВОЯ ГАЛАТЕЯ...

КНИГА ПОЭТА - НЕ КОРОБОЧКА НЕКРАСОВСКОГО КОРОБЕЙНИКА, ИЗ КОТОРОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛУЧАЯ МОЖНО ВЫТЯНУТЬ ИЛИ ЯРКУЮ ЛЕНТУ, ИЛИ ТЁМНУЮ ШАЛЬ. ОНА БОЛЕЕ ПОХОЖА НА МАГАЗИН БЕЗ ПРОДАВЦА, С ТОЙ ЛИШЬ РАЗНИЦЕЙ, ЧТО ЗДЕСЬ ПЛАТЯТ ЗА ВХОД. ПОСЛЕДНЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОБЯЗЫВАЕТ К СТРОГОМУ ОТБОРУ ВЕЩЕЙ, НО КТО ЗНАЕТ, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЕЩЬ САМА ПО СЕБЕ И НЕКАЗИСТАЯ, А ЧЕЛОВЕКУ В ДАННУЮ МИНУТУ ВСЕГО НУЖНЕЙ.

ПОСЛЕ СМЕРТИ ПОЭТА ЕГО СТИХИ НАЧИНАЮТ ЗВУЧАТЬ ПО-НОВОМУ. ОНИ ПЕРЕСТАЮТ
БЫТЬ ТОЛЬКО СОЧИНЕНИЯМИ, В КОТОРЫЕ МОЖНО ВНОСИТЬ ПРАВКУ,
А ПРИОБРЕТАЮТ ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА: ТАК БЫЛО!

Я НИКОГДА НЕ ПРИБЕГАЛ К ЧЬЕЙ-ТО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОМОЩИ.
И не сторонник слишком большой опёки молодых. Время от времени я встречаюсь со студентами Литературного института, веду семинары, меня приглашают на Высшие литературные курсы, на Всесоюзные писательские конференции,
мне пишут письма.
И я всегда предупреждаю молодых поэтов, чтобы они не огорчались, если их ругают.
Поэты часто походят друг на друга, потому что учителем бывает не жизнь, а литературные ассоциации.
Надо больше доверять себе, даже в своих ошибках, и не сбивать себя с пути, который у тебя есть.
И ещё надо воспитать в себе способность удивляться, воспринимать мир всё время, как первозданный,
чтобы душа не обрастала роговиной.
1977 год.

У КАЖДОГО ПОЭТА ЕСТЬ СВОЙ ЧИТАТЕЛЬ.
Некоторые поэты уже заранее адресуют свои стихи определённому кругу людей,
имея в виду или их возраст, или профессию, или образование.
Для меня подобный подход никогда не имел значения.
Своими стихами я всегда обращался только к сердцу и уму того, кто встретится с ними,
независимо от возраста, образования и общественного положения.

ДЛЯ ПОЭТА НЕ СТОЛЬ ВАЖНО, ГДЕ, КОГДА И СКОЛЬКО ЖИЛ, А ЧТО ДУМАЛ И ЧУВСТВОВАЛ,
ЧТО ЛЕГЛО В ЕГО СТИХИ. В НИХ - ЕГО ЖИЗНЬ...

Я НЕ СМОТРЕЛ НА ТВОРЧЕСТВО КАК НА ЛИЧНОЕ ДЕЛО...
НЕ СТРЕМИЛСЯ СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМ...
ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ НЕИЗБЕЖНЫМ.

Я НИКОГДА НЕ ПИСАЛ С ОГЛЯДКОЙ НА РЕДАКЦИИ.

Всем желающим -
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ ФЁДОРОВСКОГО ТРОЕКНИЖИЯ ХХI ВЕКА.
Второе дополненное издание. 2017.:
*КНИГА ЛЮБВИ*, *КНИГА ВЕРЫ*, *НЕОКОНЧЕННАЯ КНИГА ДУШИ*.

А также новая работа -
ЛАРИСА ФЁДОРОВА *ЧАС ТВОИХ ВОЗВРАЩЕНИЙ*. 2016.
(стихи, воспоминания, фотодокументы о В.Д.Фёдорове...)

*
Картина Кемеровского художника Германа Порфирьевича Захарова
*НЕБЕСНЫЙ* написана в 1985 году...

*
Страничка Поэта открыта 16.06.2011 в Сибири...