Есенин Сергей - О красном вечере задумалась дорога. Анализ стихотворения Есенина “О красном вечере задумалась дорога

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Анализ стихотворения С. А. Есенина "О красном вечере задумалась дорога"

Пожалуй, никто так не любил природу русской глубинки и так тонко ее не описывал, как Сергей Есенин. Воспитанный, взращенный Рязанской землей, поэт так и не прижился до конца в городской среде. Сердце его всегда принадлежало деревне. Прав был его отец, который говорил, что тянуть всегда будет к краю, где «пупок твой резан». Сам же Сергей Александрович оставил лишь свою краткую биографию, которую завершил строчкой о том, что всю другую информацию о нем хранят его стихи.

Есенин был непревзойденным мастером пейзажной лирики, истинным художником в поэзии, певцом России. Были даже современники, называвшие его поэзию «лубочной», но это не обижало поэта. Он и сам всегда отождествлял себя с природой, считая себя частью ее сложной, многогранной системы.

Тонкая душевная организация, способность чувствовать перемены, тянули поэта к межсезонью. Романтическая зелень, влажность весны пробуждали в нем жизнь, свежие чувства, надежду на светлое будущее. А сырая, яркая, терпкая осень заставляла грустить, думать, подводить итоги определенного этапа жизни. Образы природы, родного края тесно переплетаются с личными переживаниями в лирике, являясь не только фоном, а полноправным действующим лицом.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» появилось в 1916 году, но было опубликовано лишь через два года в поэтическом сборнике. Известно, что Есенин в год написания относил его в издательство журнала, но потом забрал обратно, передумав.

На тот момент автор жил и работал в Петербурге. Переезд в культурную столицу сулил большие перспективы в творчестве, обретение новых полезных, интересных знакомств. Но красивый, крупный город с его болезненным климатом и своеобразной атмосферой не приносил радости «крестьянскому сыну». Контраст был разительным. Человеку, привыкшему вставать с рассветом, к тишине, чистому воздуху, суетливый Петербург с его ночной жизнью, сыростью был неприятен.

Есенин мечтал снова ощутить прелесть крестьянского быта, народной жизни, вернуться к истокам. Но понимал, что сильно изменился сам. И в избе жить уже не сможет.
В этом произведении Сергею Александровичу, с присущем ему рефлексивным восприятием мира, удалось создать образ волшебницы-осени. Она изыскана в своем совершенстве и входит неспешным шагом в природу родной страны, заставляя задуматься о потерях. Это явление помогает передать образный язык автора, насыщенный средствами художественной выразительности.

Стихотворение наполнено светлой грустью, тоской по прошлому, по родному краю, деревенской жизни среди полей, лесов и рек. Оно относится к пейзажной лирике, храня элементы элегии и идиллии. Ведь рассказчик скучает по прошлому, создавая идеальную картины былого.

Любовь к родной земле, тоска по девственной природе, деревенской жизни – ключевая тема стихотворения. Природа и деревня одухотворены, становятся полноправными героями произведения наравне с лирическим героем, в роли которого выступает автор.
Увядание природы и уход близких людей из жизни героя становятся сторонами одной медали. Природные явления созвучны переживаниям автора. Автор не видит сейчас тех картин, которые описывает, он воспроизводит их по памяти.

Структурно стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» состоит из пяти катренов. Как ключевую, основополагающую можно выделить третью строфу. Здесь автор вспоминает события своего детства. Четвертая строфа идиллическая – это тоска по тому, чего уже нельзя вернуть повторить. А пятая замыкает композицию, делая ее кольцевой. Перекрестная рифмовка задает ритм стихотворению. Поэтический размер – пятистопный ямб.

Стихотворение оставляет светлую грусть после прочтения. Заставляет задумать о жизни, будущем, законах природы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

«О красном вечере задумалась дорога...» Есенина С.А.

С.А. Есенин — признанный мастер создания среднерусского пейзажа, характерной особенностью которого является органическая связь мира природы с крестьянской жизнью. Эта черта ярко проявилась в стихотворении « », где уже в первой строфе возникает запоминающийся образ избы-старухи.

В творчестве новокрестьянских поэтов (кроме С.А. Есенина, к этому поэтическому течению относят также Н. Клюева, С. Клычкова и ряд других авторов) изба предстает особым и, пожалуй, самым главным символом крестьянского жизненного уклада. Существует даже понятие «избяной космос», в котором с образом избы связано значение центра мироздания. Издревле в жизни деревенского человека изба занимала основополагающее место, вокруг которого и вращались все остальные жизненные ценности.

В есенинском стихотворении образ избы одухотворен. Это подчеркивает метафора: «Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины». В ней также проявляется еще один важнейший образ крестьянской жизни — образ хлеба, так как слово «мякиш» ассоциативно связано именно с ним. Создается впечатление, что в избе пахнет свежим хлебом.

Эти строки передают очарование тихого деревенского вечера, неповторимого уюта сельского жилья. Изба, двор, хлев окружены атмосферой покоя и дремы, но центральной темой в стихотворении становится не любование красотой пейзажа, хотя С.А. Есенин, безусловно, создает поэтичную картину вечерней природы. Однако образ красного вечера здесь подчеркивает и другую тему — тему ухода человека в мир иной («Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи», «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы»). При этом автор пишет об ушедшем неопределенно, завуалировано. Возможно, в данном случае это своеобразный прием создания типизации, ведь «каждый в мире странник» (как напишет С.А. Есенин через восемь лет в стихотворении «Отговорила роща золотая... (1924)). Образ белой дороги в связи с этим приобретает широкое символическое значение жизненного пути каждого человека, по мере которого вокруг сгущается хмарь, а в конце человека ждет тог самый скользкий ров. Этот образ подчеркивает зыбкую границу между жизнью и смертью. Неслучайно в четвертой строфе возникает образ совы (по древним поверьям это предвозвестник смерти).

Умиротворенная картина, таким образом, оказывается обманчивой. Осенний холод, вечер предвещают скорый закат жизни. Тем более дорогим и уникальным в есенинском миропонимании выглядит этот красный вечер. Определение «красный», помимо цветового образа заката солнца, имеет дополнительное значение — «красивый».

С.А. Есенин чрезвычайно любил цветовые эпитеты, а в этом стихотворении они становятся центральным изобразительно-выразительным средством («красный вечер», «синь стекла», «желтоволосый отрок», «зола зеленая из розовой печи», «золото травы» и, наконец, «дорога белая»). Поэт невольно любуется всем этим калейдоскопом жизни и сравнивает себя с желтоволосым отроком, вспоминая детский наивный взгляд на мир.

Туман, холод, «пахучий мякиш тишины» — все эти образы создают неповторимый художественный эффект восприятия картины мира, при котором оказываются задействованы практически все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Этот прием создает неповторимый эффект погружения в художественное пространство стихотворения.

При этом все детали пейзажа по-язычески обожествляются, наделяются душой и характером: дорога задумалась, изба жует «пахучий мякиш тишины», холод крадется, зола из печки обнимает трубу, ячменная солома нежно охает. И на фоне всей этой самобытной жизни вдруг слышится тягучий вздох. Может быть, это крик совы, а скорее — печальный вздох самого лирического героя, думающего о бренности всего живущего в этом прекрасном и гармоничном мире.

Художественное пространство в этом стихотворении представлено в разных ракурсах: лирический герой то смотрит на крестьянское хозяйство снаружи, то вместе с желтоволосым отроком пытается изнутри через синее стекло разглядеть «галочью игру».

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...» имеет тщательную звуковую организацию. В нем есть прекрасные аллитерации («Сквозь синь стекла...» (с), «Зола зеленая из розовой печи...» (з)) и ассонансы («Кусты рябин туманней глубины..» (у)).

О КРАСНОМ ВЕЧЕРЕ ЗАДУМАЛАСЬ ДОРОГА

…Ромадин - один из художников, умеющих жить в полном ладу со счастьем.

К. Паустовский

Николай Михайлович Ромадин (род. в 1903 г.) - действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственной премии.

Чтобы природу полюбить, ее надо заметить.

Но чтобы передать эту любовь на полотне, мало зоркости глаза и дара живописца - необходимо еще особое состояние души, вызывающее ответное чувство: ощущение травинки, дерева, реки, облаков…

Вот стоит у самой воды ольха ("Ольха"). Под порывами ветра и дождей перепутались ее тонкие, почти безлистные, осенние ветви. Бегут к ней по холмистому серо-синему водному простору "барашки", мечется над ней рассерженное небо, а она, такая тонкая, растревоженная, бесстрашная и доверчивая… Как приглянулась художнику? Как выбрал он ее? Или она его выбрала? Может, за то выбрала, что приходил со своим мольбертом и в роскошные солнечные, и в хмурые дни. Может, за то, что смотрит он на природу счастливыми глазами. У каждой поры года для него свой характер и настроение.

"Весна" (цикл "Времена года"). Большие деревья гулко устремляются к розовым лоскутьям облаков в голубеньком небе. Малые сосенки, как ребятишки, бредут по пояс в темном кипящем соке талой воды… Счастливая радость пробуждения!..

"Лето" - полновесное, вечное. Зрелые белые облака и река в расцвете сил и красок приносят ощущение природной густоты, даже сытости, если хотите…

У каждого природного явления замечен художником свой, наиболее характерный, поражающий наше воображение миг. Мы удивляемся невесомости рождающихся облаков ("Облака"). Видим нарисованный дождь и вдруг явственно понимаем - это след особенно яростного удара воды по воздуху - удара, высекающего дождевую искорку.

Кажется, нигде не увидишь столько прекрасных закатов. Час расставания природы с уходящим днем - драматичный, напряженный, волнующий час. Вот падает на дремучий лес последний луч, и выступают из синеватой мглы вольные раскидистые деревья - в красном зареве; а отсветы зарева торжественными складками парчи уходят в глубь озера или реки. Последний взгляд, час последней встречи и неминуемой разлуки, час радостный, жаркий, тревожный - гимн великому лесу, великой природе. И если бы ты вдруг оказался тогда на том берегу, у того далекого костерка, что уже загорелся желтым пятнышком встречь ночи, - то следил бы с замиранием сердца, с возрастающим душевным ликованием за столь интенсивной светомузыкой, а родившееся настроение надолго бы стало обновляющей радостью.

Перед нами земля, которая вспоила и вскормила художника. Земля, любимая навсегда. Исхоженная тропинками, дорожками, дорогами… Для Николая Ромадина дорога - спутница, неотъемлемая часть пейзажа, след человека, его путь к Добру и Красоте.

"О красном вечере задумалась дорога…" И мы действительно видим затихшую, провожающую день дорогу. Над густыми тенями машут "красные крылья заката…".

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманной глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Есенин, сказавший русскому пейзажу живые слова, - ; близок, дорог, священен для Ромадина. И мы находим в его картинах есенинские "розовость вод", "листву золотую", "алый свет зари"… Художник словно открывает истоки поэтического творчества поэта. "Есенин с дедом у костра", "Детство Есенина", "В родных местах Есенина"… Пестрый, богато и мягко изукрашенный лесной ковер; лошади, задумчиво стоящие в реке; дымка тумана - все это ликующее, утешающее, настраивающее на поэтический лад. Одна из последних картин - "Есенинская Русь" - приоткрытый заветный уголок души художника. Так любимое Ромадиным закатное солнце освещает деревенские избы на косогоре, лес, мальчишку на телеге, погоняющего лошадь… Есть в картине очарование загадки, проникновенность простоты и песенность поэзии.

Пабло Пикассо как-то сказал: "Не то важно, что художник делает, а важно, что он собой представляет…"

Картины Ромадина - это не только лирическое повествование о яркой красоте русской природы, но и "автопортрет" художника. Перед нами его настроения, переживания, радости - вся жизнь. Перед нами его трепетная и нежная душа. Побываете на выставке, обязательно остановитесь у "Новолунья": небольшое полотно, а сколько в нем прозрачной чистоты и свежести, какими чарующими видениями возникают в серо-голубоватом мире полузатопленные деревья!.. А в картине "Ночная тоска", где заколдована лунным светом призрачная деревня, угадываешь и иное состояние души художника.

Неоднократно пишет Ромадин распахнутое окно и свечу или лампу на подоконнике. И мы "видим", как он распахнул это окно, как смотрит в зыбкую синеву, где видны туманные очертания деревенских домишек, где пролегают пути-дороги, по которым ему шагать, наедине беседуя с природой. Не минуя ни золотого клена, ни рябины в снегу, ни простой дороги во ржи, ни прозрачного ручья, - потому что все открывается ему. И лесной ручей - простой, неказистый, но такой прозрачный и звенящий - журчит для него как одна из русских мелодий. "Общение с природой, - говорит художник, - просветляет сердце и голову, люди видятся добрее и ближе".

Его картины дарят нам именно это впечатление. Люди видятся добрее и ближе.

«О красном вечере задумалась дорога…» Сергей Есенин

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Анализ стихотворения Есенина «О красном вечере задумалась дорога…»

Мастер пейзажной лирики, Сергей Есенин всегда отождествлял себя с природой, считая, что является ее неотъемлемой частью. Именно поэтому в его стихах, посвященных родному краю, образы любимых с детства мест тесно переплетаются с личными переживаниями. Рано покинув ело Константиново, где прошло его детство, поэт в течение всей своей жизни возвращается туда мысленно, а его воспоминания находят отображение в очень ярки и образных стихах.

В 1916 году Есенин написал стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…», которое пополнило коллекцию произведений автора, посвященных родному краю. Поэту с присущей ему образностью и романтизмом удалось запечатлеть смену времен года и показать, как неслышной поступью приходит красавица-осень. Она нетороплива и изысканна в своем совершенстве, и с каждым мгновением окружающий мир буквально преображается, наполняя вечернюю тишину новыми звучанием. «Осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору», — отмечает поэт, восхищаясь опускающимися на землю сумерками, которые дарят непривычную свежесть и прохладу. Дни еще по-летнему теплые, однако вечера приносят с собой первые запахи осени. «Обняв трубу, сверкает по повети зола зеленая из розовой печи», — эта строчка указывает на то, что ночи уже холодны, и крестьяне вынуждены протапливать избы.

Между тем, жизнь в селе идет своим чередом, и уже мало кто вспоминает того светловолосого парнишку, который когда-то долгими осенними вечерами любил сидеть перед окном и наблюдать за «галочьей игрой». Однако сам сорванец, давно уже превратившийся в известного поэта, не только помнит то счастливое время, но и сожалеет ото, что уже не может ничего вернуть. «Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы», — с грустью констатирует Есенин, понимая, что детство прошло, а взрослая жизнь оказалась совсем не такой радостной, какой рисовал ее себе вчерашний сельский мальчишка.

Однако больше всего Есенина угнетает тот факт, что в его отсутствие жизнь в Константиново продолжает течь размеренно и спокойно, словно бы ничего и не произошло. Все так же «нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров», а в лесу «тягучий вздох, ныряя звоном тощим, целует клюв нахохленной совы». Но до золотоволосого мальчишки, который так любил рифмовать слова им слыл первым задирой на селе, никому нет дела. Лишь «тонкогубый ветер о ком-то шепчет, сгинувшем в ночи», и этот шепот отдается болью в душе поэта.

Признанный мастер пейзажной лирики, Сергей Александрович Есенин всегда с большой любовью описывал красоту русской природы. Одной из его ярких работ на эту тема стало стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «О красном вечере задумалась дорога» по плану, которой рекомендуется использовать при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1916 году, опубликован в 1918 году в сборнике «Голубень».

Тема стихотворения – Любовь к родной земле.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.

Метафоры – «узорит скользкий ров», «мякиш тишины».

Эпитеты - «тонкогубый», «тягучий», «нахохленный».

Олицетворения – «охает солома», «вздох целует».

Сравнения - «изба - старуха».

История создания

Переезд Есенина из деревни в Петербург сулил заманчивые перспективы, открывал необъятные горизонты для развития творчества. Однако молодой поэт всегда скучал по родной деревушке, ее незамысловатым, но таким любимым пейзажам.

Особенно сильным был контраст с шумным и суетным Петербургом, и Есенин часто испытывал потребность хотя бы на бумаге излить и вновь прочувствовать всю прелесть деревенского быта, природы своего родного края.

Так в 1916 году появилось стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Изначально поэт собирался опубликовать его вместе с другими пятью произведениями в газете «Биржевые ведомости», но в последний момент передумал и отменил публикацию. Стихотворение было напечатано позже, в 1918 году в сборнике «Голубень».

Тема

Центральная тема произведения - любовь к родной земле. Осенний вечер в деревне навевает дорогие сердцу воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и ясной.

Деревенский быт и пейзаж одухотворены и обладают чертами живых существ. Это говорит о том, насколько они любимы лирическим героем, который в каждой детали, в каждой мелочи видит необъяснимое очарование.

Мягко крадущаяся осень наталкивает на размышления о потерях. Увядание в природе и утрата близких людей являются звеньями одной цепи, однако нужно находить в себе силы, чтобы жить дальше, видеть прекрасное даже в увядании.

Композиция

Произведение состоит из пяти строф, в каждой из которых лирический герой описывает те картины, которые он мысленно видит перед собой, будто сам прохаживается по деревне.

В первой строфе - это дорога, кусты, обычная деревенская изба. Во второй картине мир показан глазами « желтоволосого отрока », рассматривающего двор. В этой строфе заключены воспоминания о детстве самого автора.

Третья строфа – ключевая, центральная, в которой сосредоточен весь уклад деревенской жизни. Главный образ - печь, символизирующая собой домашний очаг.

В четвертой строфе лирический герой выражает печаль по кому-то, кто по какой-то неведомой причине отсутствует в этой идиллической картине.

Пятая строфа создает композиционное кольцо, замыкаясь, таким образом, на первой строфе. Все та же бесконечная дорога, которая привела героя к избе, уводит его прочь из родных мест.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, однако в нем встречаются элементы элегии и идиллии. Это значит, что герой сожалеет о своей прошлой жизни в деревне, о тех временах, когда был молод и счастлив.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.

Средства выразительности

Для придания выразительности произведению Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры (« узорит скользкий ров», «мякиш тишины »), эпитеты (« тонкогубый», «тягучий», «нахохленный »), олицетворения (« охает солома», «вздох целует »), сравнения (« изба - старуха »).