Послышалось как где то далеко. Композиционная особенность чеховского рассказа

Главные герои сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца» — брат и сестра, Митраша и Настя. Митраше было десять лет, а Настя была на два года старше его. Брат и сестра были сиротами, отец у них погиб на войне, а мать умерла. Люди помогали детям, как могли, но Митраша и Настя быстро привыкли жить самостоятельно. Настя ухаживала за домашней живностью и вела хозяйство, а Митраша в свое время от отца научился ремеслу бондаря, он умел делать бочки и деревянную посуду.

Однажды весной ребята решили пойти за клюквой, которая всю зиму лежала под снегом и теперь была гораздо слаще, чем осенью. Когда-то отец рассказывал им, что знает место, где клюквы очень много. Он называл это место палестинкой. Но путь туда лежал через Блудово болото, в котором было гиблое место под названием Слепая Елань. Митраша уговорил сестру пойти за клюквой на заветную палестинку. Он хорошо помнил, как отец объяснял дорогу до этого места.

С собой Митраша взял отцовское наследство – компас и ружье. Ребята знали, что на болоте живет матерый волк по кличке Серый Помещик, и ружье в пути было не лишним. Настя взяла с собой большую корзину под клюкву. В нее она положила хлеб и картошку.

На болоте тропинка разделялась, и между Настей и Митрашей разгорелся спор, по какой тропинке идти. Одна тропинка была широкой и натоптанной, а другая – узенькой, по ней редко кто ходил. Митраша настаивал, что идти надо по узкой тропинке, которая вела прямо на север. Об этом пути и рассказывал отец. Настя боялась угодить в Слепую Елань и хотела обойти опасное место.

В результате дети поссорились и пошли разными дорогами. Они не знали еще, что обе тропинки приводят к заветной палестинке. Настя успешно добралась до места и с увлечением стала собирать клюкву, которой тут было видимо-невидимо. Она забыла обо всем на свете и ползала по кочкам, пока не наткнулась на большой пень, который облюбовала гадюка. Змея зашипела на девочку, но нападать не стала.

От испуга Настя опомнилась и поняла, что совсем забыла о брате и стала звать его. А Митраша, который пошел по узкой тропинке, попал в беду. Он не сумел распознать вовремя Слепую Елань и по грудь провалился в трясину. На поверхности он держался только благодаря ружью, которой успел положить плашмя и теперь держался за него.

На счастье Митраши, неподалеку от болота обитала охотничья собака по кличке Травка. Когда-то у нее был хозяин, сторож Антипыч, но он умер от старости, и теперь Травка жила вдали от людей. Травка была охотничьей собакой и часто гонялась за зайцами, которые водились на болоте. В погоне за очередным зайцем она выбежала к тому месту, где Митраша провалился в трясину.

Мальчик узнал собаку Антипыча и стал подзывать ее. Травка осторожно подползла к нему, и Митраша схватил ее за задние лапы. Испуганная собака рванулась и вытащила мальчика из трясины.

Обрадованная тем, что у нее появился новый хозяин, Травка продолжила охоту на зайца. Митраша, умевший охотиться, понял, чем занята собака и, затаившись в кустах, стал поджидать, когда загоняемый Травкой заяц выскочит прямо на него. Митраша понимал, что близится вечер и подстреленный заяц мог спасти ему жизнь.

Так случилось, что под тем же кустом затаился и оголодавший за зиму волк Серый Помещик, для которого сейчас даже собака была желанной добычей. Когда волк и мальчик столкнулись нос к носу, Митраша не растерялся и выстрелил. Он убил волка, который доставлял много неприятностей местным жителям.

На выстрел прибежала Настя, и брат с сестрой встретились. А вскоре и Травка принесла им в зубах пойманного зайца. К тому времени уже стемнело, и ребята развели костер. Они приготовили еду и заночевали в лесу.

Утром следующего дня соседи обнаружили, что дети не ночевали дома и отправились на их поиски. У болота они встретили Митрашу и Настю, которые несли на шесте большую корзину с клюквой. Вместе с ребятами была и Травка, пропавшая собака Антипыча.

Когда люди услышали, что Митраша застрелил матерого волка, они сначала этому не поверили. Но после того, как несколько человек привезли на санках тушу Серого Помещика, Митрашу стали называть героем.

Всю собранную клюкву Настя отдала в детский дом, для эвакуированных ленинградских детей. А на Блудовом болоте были найдены большие запасы торфа. Торф образуется из погибших растений и в нем запасена солнечная энергия, которую люди научились использовать. Блудово болото оказалось настоящей кладовой Солнца.

Таково краткое содержание сказки-были.

Главная мысль сказки-были Пришвина «Кладовая солнца» заключается следующем: несмотря на то, что дети, Настя и Митраша, пошли разными дорогами, они встретились, и мир восторжествовал между ними. Обретение мира, гармонии в человеческих отношениях (пусть даже и детских) — это дело сложное. Для этого люди должны отыскать в себе силы для преодоления разногласий, недомолвок. Только в конце пути дети смогли достичь примирения, понимания.

Сказка «Кладовая солнца» учит: нельзя указания других людей воспринимать буквально. Митраша по рассказам отца помнил, что к палестинке надо идти все время на север. Когда он дошел до места, где надо было обойти Слепую Елань, то не стал этого делать, а пошел прямо и завяз в трясине, чуть не погибнув.

Сказка-быль учит никогда не ссориться и всегда действовать сообща, особенно в опасных местах. Митраша и Настя поссорились и пошли разными дорогами. Эта ссора едва не закончилась трагедией.

Сказка «Кладовая солнца» мне понравилась тем, что несмотря на все сложности, которые пришлось преодолеть детям, у них всё закончилось хорошо, и Митраша стал героем, и клюква досталась эвакуированным ленинградским детям, и главные герои вновь обрели гармонию и счастье.

В сказке мне понравилась собака Травка, которая спасла Митрашу от гибели, и поймала для ребят зайца.

Какие пословицы подходят к сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»?

Один в поле не воин.
Гнев – плохой советчик.
Все хорошо, что хорошо кончается.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «послышалось»

Мы нашли 80 предложений со словом «послышалось». Также посмотрите синонимы «послышалось» .
Значение слова

  • В первый же вечер сверху послышалось дружное хоровое пение.
  • Тотчас послышалось резкое и частое хлопанье австрийских ружей, и равномерно, то сливаясь вместе, то разделяясь, затрещали пулеметы.
  • Но мне с той минуты, как мне послышалось «Николай» вместо «Михаил», все не по себе.
  • В эту минуту послышалось как бы шуршанье крыльев большой птицы.
  • Голос приближался все больше и больше, вслед за ним послышалось ржание лошади и мычанье коров.
  • И вскоре послышалось аппетитное сербание и крепкие челюсти заработали.
  • Послышалось ойканье, и она поняла, что угодила прямо в цель.
  • Хрущеву послышалось не Успенского, а Усенко.
  • Сторонись!» Глухому генералу послышалось «Становись!», и он так же громко скомандовал: «Становись!» Весь корпус встал в ружье.
  • Где-то через час со стороны ул. Ленина послышалось гудение народа и какие-то выкрики.
  • Изнутри послышалось ворчанье, и я попросил так зычно, как только мог, разрешения войти.
  • Она ясно сказала «поведёт», но почему-то всем послышалось «повезёт».
  • Сквозь завывание ветра Дефанту послышалось в его словах скрытое уныние.
  • Едва были произнесены эти слова, как послышалось жужжание пропеллера.
  • Неожиданно сзади послышалось дыхание бегущего человека.
  • Послышалось еще несколько залпов из орудий, началась ожесточенная стрельба.
  • Правильно ли мне послышалось в новостях, что теракт (когда автобус врезался в группу солдат) произошел в вашем Холоне?
  • Отчего не идут?» И вот послышалось : «Звезда».
  • Пару минут спустя послышалось удалявшееся тарахтение мотоцикла.
  • Может быть, мне действительно послышалось ?
  • Как-то в один из дней ноября 1917 года, когда мы сидели в классе, вдруг послышалось гудение самолета и звуки выстрелов.
  • В толпе послышалось хихиканье и почувствовалось некоторое замешательство.
  • Наконец, около полуночи прискакал фельдъегерь, и послышалось отдаленное “ура”.
  • При появлении моем со всех сторон послышалось шушуканье.
  • Затем послышалось глухо: «Ротмистр, установите опять немедленно наблюдение за Бородиным!» После чего трубка была повешена.
  • Послышалось шуршание платков и тихое всхлипывание.
  • Наивному Родзянко в царских словах послышалось сожаление.
  • Послышалось звяканье шпор и незнакомый мужской голос.
  • Послышалось , как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше.
  • За входной дверью послышалось странное движение.
  • Послышалось серебристое «а-ах!», и Наташа, испугавшись, как была, присела в воду.
  • Господи!..» В это время вдруг послышалось громкое победное «ура», и стрельба мгновенно прекратилась.
  • Я подумал, что это мне послышалось , ведь никто меня в Париже не знает.
  • За окном начали мелькать семафоры, шлагбаумы, в коридоре послышалось движение.
  • Снова послышалось ворчание в мой адрес, но мне было не до этого.
  • Однажды, когда отец был на службе, а мать с тетками и знакомыми весело болтали за какой-то работой, на дворе послышалось тарахтение колес.
  • Доносились крики: «Танк противника впереди!» Слева послышалось русское «Ура!».
  • В гуле машин на улице Ульянову послышалось что-то потустороннее.
  • Вдруг в зарослях послышалось копошение: мимо меня легким ходом прошли двое неизвестных.
  • Пока возились с одеялом, с лентами, со стола послышалось капризное кряхтенье, а потом раздался обиженный плач младенца.
  • Ей послышалось как скрипнула дверь в комнате.
  • Назвал скорость, на которой следовало выполнять глубокие виражи, и мне послышалось 250 км/ч.
  • В ответ мне послышалось что-то вроде: “Собака миссис Лэднер вернулась”.
  • Я только успел снять пальто, как послышалось шелковистое шуршание подъезжающих машин, хлопанье дверей и шум голосов.
  • Наконец в коридоре послышалось движение и первою вошла в залу матушка, вся в черном.
  • Вдруг откуда-то снизу, с улицы, послышалось пение и музыка.
  • Оттуда немедленно послышалось подкрепление в виде умелого шепота.
  • Наконец послышалось мерное журчанье и плеск молока о стенки бидона.
  • Справа от них выстрелили еще два танковых орудия, послышалось и несколько выстрелов из скорострельной пушки.
  • Наконец послышалось гудение, а дальше, прошу великодушно прощения, цитирую по моему рассказу «В июне, посреди войны».
  • Через мгновение послышалось характерное шипение продуваемой средней цистерны.
  • У меня хватило тогда сил пронзительно заорать, и в квартире послышалось шевеление: меня ждали с концерта и не спали.
  • Вскоре он повернулся лицом к спинке дивана и легкое всхрапывание послышалось в комнате.
  • С первых же строк в зале послышалось хихиканье, а на лице Раймона Жирара расплылась улыбка.
  • Я от неожиданности даже не сразу поверила, что мне не послышалось .
  • Однажды ему послышалось , что кто-то обратился к нему не «Боря», а «Борух», и он бежал.
  • Как только фашисты втянулись в квадраты под этим условным наименованием, послышалось резкое урчание ракет.
  • Водила залез за ширму и минут через пять послышалось его довольное ухание, а над КамАЗом взметнулось облачко пара.
  • Где-то послышалось «ура!», оно волной перекинулось по всей линии.
  • И в мертвом говоре волн послышалась речь живая и значительная.
  • Впереди виднелась толпа, послышалась духовая музыка.
  • Вслед за наступившей тишиной послышалась брань.
  • Послышалась запоздалая команда, и все бросились кто куда.
  • Из-за двери, ведущей в зал, послышалась музыка.
  • Вот послышалась команда: «Отцепи вагон!» Все ясно.
  • И, наконец, на улицах городов снова послышалась русская речь.
  • За Шерегейешем поднялись огромные клубы дыма, следом послышалась душераздирающая канонада.
  • Снаружи послышалась украинская и немецкая речь.
  • Печаль послышалась мне в голосе сестры Мари-Анж.
  • В это время в наушниках послышалась команда ведущего: «Разворот на сто восемьдесят».
  • Вскоре из-за лесистого пригорка послышалась автоматная стрельба и мотоциклетный стрекот.
  • И вот вечером, когда мы шли в сторону нашего поста, на шоссе послышалась канонада.
  • Скоро вдали послышалась глухая артиллерийская стрельба.
  • Было часов девять утра, когда, со стороны заставы, послышалась частая ружейная стрельба и, почти сразу, разорвался первый снаряд.
  • Когда голова 35-й дивизии вошла в село Вербковице, западнее нее послышалась артиллерийская стрельба.
  • Вскоре послышалась стрельба вражеских пулеметов, появились и первые потери.
  • В ответ послышалась ругань вперемешку с матом.
  • Разве на станции сообщают номер охранного отделения (и в голосе его послышалась тревога)?
  • Вернувшись назад, Дим оглядел все еще дрыхнувших ребят и что-то бормотавшего во сне ротного и обернулся на послышавшийся за спиной шорох.
  • В стороне Алексина послышалась гармошка, потом песни.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Упражнение 211. Исследуйте фонику отрывков; определите виды звуковых повторов и покажите их стилистическую функцию в речи.
I. Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезнувшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели… Герасим не мог их слышать, и не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев (Т.).
II. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо (Ч.).

Упражнение 212. Рассмотрите звуковую организацию речи; обратите внимание на художественное значение фоники в прозе.
Направо от огорода, тихо пошептывая и изредка вздрагивая от невзначай налетавшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек ‹…›… Заря еще не совсем погасла, а летняя ночь уж охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу.
Все замирало в первом, глубоком сне, лишь какая-то неизвестная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу: «Ты Ни-ки-ту видел?», и тотчас же отвечала сама себе:
«Видел! видел! видел!» ‹…›
Наступило молчание… Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры. Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились все ярче, лучистее… Меланхолически-однообразная трескотня кузнечиков, Дерганье коростеля и крик перепела не нарушали ночной тишины, а, напротив, придавали ей еще большую монотонность. Казалось, тихо звучали и чаровали слух не птицы, не насекомые, а звезды, глядевшие на нас с неба… ‹…›
В потемках глухо зазвучали робкие шаги, и из рощи показался силуэт женщины. Я узнал ее, несмотря даже на то, что было темно, - это была Агафья Стрельчиха. Она несмело подошла к нам, остановилась и тяжело перевела дыхание. Запыхалась она не столько от ходьбы, сколько, вероятно, от страха и неприятного чувства, испытываемого всяким при переходе в ночное время через брод.
(А.П. Чехов.)

Упражнение 213. Охарактеризуйте фонику стихотворения; покажите звуковую близость слов, тематически связанных с образами утеса и тучки.


Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана:
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне
(М.Ю. Лермонтов.)

Упражнение 214. Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи.


1. Только ночью видишь ты вселенную.
Тишина и темнота нужна,
Чтоб на эту встречу сокровенную,
Не закрыв лица, пришла она.
2. Замерзший бор шумит среди лазури,
Метет ветвями синеву небес.
И кажется, - не буря будит лес,
А буйный лес, качаясь, будит бурю.
3. Без музыки не может жить Парнас.
Но музыка в твоем стихотворенье
Так вылезла наружу, напоказ,
Как сахар прошлогоднего варенья
(Из произведений С.Я. Маршака.)

Упражнение 215. Укажите звуковые повторы; рассмотрите грамматические связи слов, сходных в звучании; определите стилистическую функцию звукописи; проиллюстрируйте примерами из поэтической речи звуковое сближение грамматически зависимых членов предложения.
1. Волшебник страшный Черномор, ревнивый трепетный хранитель замков, безжалостных дверей, он только немощный мучитель прелестной пленницы своей. 2. Руслан на мягкий мох ложится. 3. Очнулась, пламенным волненьем и смутным ужасом полна. 4. Дробясь о мраморны преграды, жемчужной, огненной дугой валятся, плещут водопады. И ручейки в тени лесной чуть вьются сонною волной. 5. Оно умрет, как шум печальный волны, плеснувшей в берег дальный, как звук ночной в лесу глухом. 6. И, озарен луною бледной, простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущем коне. 7. Разумный муж уехал вскоре в свою деревню… 8. Он был простой и добрый барин. 9. Почтил он прах патриархальный. 10. Владимир тут же начертал ему нагробный мадригал. 11. Запутанный в сетях судьбы суровой…
(Из произведений А.С. Пушкина.)

Упражнение 216. Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определенной звуковой окраски.


I. 1. Любви печальную тревогу
Я слишком, может быть, узнал.

1. Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.

2. Услышишь суд глупца
И черни смех холодный…

2. Услышишь суд глупца
И смех толпы холодной…

3. Твори, питая жар глубоких,
чистых дум.

3. Усовершенствуя плоды
любимых дум (П.).

II. 1. Убит!.. К чему теперь рыданья,
Похвал и слез ненужный хор…
Не вы ль сперва так долго гнали
Его свободный, чудный дар…
Отравлены его последние
мгновенья
Коварным шепотом
(презрительных)
бесчувственных невежд…

1. Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор…
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар…
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом
насмешливых невежд…

2. Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.

2. И снится ей все, что в пустыне далекой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

3. Слова надежды повторяя,
Чужда тоски душа твоя.

3. Слова разлуки повторяя,
Полна надежд душа твоя (Л.).

III. 1. Начал на лодке кататься с Ульяшей да восхищаться природою нашей.

1. …да над природой подтрунивать нашей.

2. Я почему-то вспомнил вдруг о яблоне красивой в моем саду: там жил паук, паук трудолюбивый.
Я отвечал ему не вдруг, я вспомнил клен красивый…
Я отвечал ему не вдруг, припомнил я рябину…

2. Встречаясь с ним, я вспоминал невольно дуб красивый в моем саду: там сети ткал паук трудолюбивый.

3. Княгиня просит, чтоб живей перепрягали лошадей.

3. Выходит путница: «Скорей перепрягайте лошадей!»

4. Приехал сам митрополит… Прощенье царское сулит.

4. Явился сам митрополит… «Покайтесь, братия!» - гласит.

5. Между тем расплатились бы с прачкой.
Право, лучше б разделаться с прачкой.

5. Рассчитайтесь, сударыня, с прачкой (Н.).

IV. 1. Пальцы огромной руки идут на Питер.

1. Пальцы корявой руки прут на Питер.

2. И красные мчались на юг эскадроны.

2. И красные скакали на юг эскадроны (Маяк.).

4.3. Устранение недочетов в звуковой организации речи


Упражнение 217. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты фоники. Устраните их, если звуковая организация речи мешает ее восприятию.
1. Три принципа русской пунктуации и их единство в языке… 2. В ораторской речи употребляется и ирония как один из стилистических приемов. 3. Нельзя не отметить и такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье. 4. Эту проблему мы обсуждали с учеными с мировым именем. 5. Система «Старт» содержит регулирующие, управляющие, функциональные и вычислительные устройства, приборы контроля, регистрирующие и показывающие, - всего более тридцати наименований. 6. Все устройства построены на элементах универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики. 7. Журавлев - прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы. 8. Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 9. Председатель студсовета выражал еще надежду, что одежду можно будет вешать хоть на… гвоздики. 10. Справки по отправке грузов можно получить по телефону.

Упражнение 218. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и устраните их.
1. Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. 2. Работа хозяйства оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли. 3. Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным свойственна в разной мере. 4. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. 5. Над двадцатигектарной территорией училища вздымаются дымы костров. 6. Основным методом изучения положений уставов, не связанных с практическими действиями обучаемых, обычно является беседа с разъяснением уставных положений при помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 7. Это позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации. 8. В экспериментах измерение импульсов вторичных частиц часто четко не удается выполнить. 9. Преподаватель дает учащимся ряд контрольных вопросов для уяснения усвоения материала. 10. Речь прерывалась слушателями шумными и долгими аплодисментами.

Упражнение 219. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, смежная и раздельная анафора, эпифора), обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи. Устраните недостатки фоники, если они наносят ущерб стилю письменной речи, а также лексические ошибки.
1. Проблем предостаточно, и главная - сюрприз капризной природы. 2. Успешно выдержавшие экзамены в ГАИ получают удостоверения водителя автомобиля-любителя. 3. После экспедиции, по традиции, состоится отчет любителей подводного спорта. 4. Местком принял решение об улучшении выдвижения на награждение премиями. 5. Этот дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 6. После прохождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20%. 7. На клавиатуре, словно пианисты, работали линотиписты. 8. Одетые в национальные костюмы алькадессы привлекали внимание прессы. 9. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематически тематические выставки. 11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12. Обычно распоряжение на выполнение задания и распоряжение на вознаграждение за затраченный труд отдаются одновременно. 13. Увеличение объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации. 14. Отсутствие данных документов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осуществляется интуитивно, в связи с чем координирование малоэффективно. 15. Запуск в производство насосов перенесен из-за задержки с поставкой нержавеющей стали.

Упражнение 220. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты; исправьте предложения.
1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, которые, по милости своего бездарного правительства, становятся жертвами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация - это регистрация какой-либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организованно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физическом состоянии молодого поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малышей. 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать. 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со многими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения занятий мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к берегам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях. 13. Автору указано на нанизывание одинаковых падежных форм, наносящее ущерб стилю. 14. Своевременно ли полили лилии? 15. Молодой балет Алма-Аты заставил зрителей заговорить о себе. И, конечно же, ждать непринужденных и живых встреч с ним. 16. Мы довольны деятельностью детской комнаты. 17. Токует глухарь на окраинах топких моховых болот, затерянных в глухой лесной глухомани. 18. Первое место в первенстве заняла группа гимнасток города Гомеля.

Упражнение 221. Проанализируйте правку А.М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках даны слова, которые он заменил); укажите способы стилистической правки, используемые при исключении из речи неблагозвучных причастий.
1. Челкаш презрительно сплюнул и (прервал свои вопросы, отвернувшись) отвернулся от парня. 2. И можно было, глядя на небо, думать, что оно - тоже море, только море взволнованное (и застывшее в своем волнении), опрокинутое над другим. 3. Впереди ему улыбался солидный заработок, (требовавший) требуя немного труда и много ловкости. 4. Сонный шум волн (плескавшихся о суда, грозил чем-то, предупреждал о чем-то) гудел угрюмо и был страшен.

Упражнение 222. Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает ее благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

1. В заметке речь шла о том, что по вине УКСа простаивали две автомашины, привезшие на завод оборудование и не разгружавшиеся в течение нескольких часов.
1. В заметке говорилось о том, что по вине Управления капитального строительства две автомашины, которые привезли на завод оборудование, не разгружались несколько часов.
2. Пограничники охраняют границу, как зеницу ока.
2. Пограничники надежно охраняют границу.
3. Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке.
3. Рисунки и гравюры, представленные на выставке, - это художественная летопись Москвы.
4. Сотрудники нашей лаборатории проводят большую работу по разработке этой важнейшей проблемы.
4. Сотрудники нашей лаборатории участвуют участвуют в решении этой важнейшей проблемы.
5. Сейчас диспетчер из Самары сообщает поездную обстановку, и из селекторного динамика доносится перестук проходящих поездов.
5. Диспетчер из Самары говорит о движении поездов, а в микрофон врывается перестук колес проходящих мимо составов.
6. Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды.
6. Зловещий холодный свет грозно бросал отблески на воронки, в которых, казалось, кипела вода.
7. Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело спуртует и смотрит на соперника.
7. Свиридов помнит о реактивном финише соперника и старается вырваться вперед. Он смело делает рывок на спуске и оглядывается на Иванова.
8. С раннего утра сюда стало стекаться все население села.
8. Рано утром сюда начали идти люди со всего села.
9. Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде.
9. По инициативе родителей в детском саду улучшилось питание: блюда стали вкуснее и разнообразнее.
10. Безответственное отношение к сохранению товаров приводит к фактам отсутствия предотвращения растрат и хищений.
10. Бесхозяйственное хранение товаров создает благоприятную почву для хищений и растрат.
11. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность выполнения заданного задания.
11. В некоторых службах связи было поставлено под угрозу выполнение задания.
12. На беспримерном примере полета «Союза-9» основывались авторы в снимании фильма.
12. В основу фильма был положен беспримерный полет космического корабля «Союз-9».

Упражнение 223. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных заголовках, отмечая недочеты фоники и оправданные звуковые повторы.
1. «Афганский урок не впрок». 2. «Витамины грудничкам и старичкам». 3. «Спид не спит». 4. «Без надзора ревизора» (корреспонденция с подзаголовком «Из зала суда»). 5. «Хода нет на минарет» (фельетон о пренебрежении архитектурными памятниками). 6. «Таможенный склад - не работа, а клад». 7. «В одночасье съезд зачах. При свечах» (статья о «чрезвычайном шестом съезде народных депутатов СССР в марте 1992 г.). 8. «Недостаток внимания руководства к развитию производства». 9. «Строится остров». 10. «Конъюнктура для контркультуры». 11. «Баллы за бал на льду». 12. «Их конек - коньки». 13. «Какие хлопоты, таков и хлопок». 14. «Инъекция против инерции». 15. «База не обуза». 16. «Чем Уже, тем хуже». 17. «Прогноз и диагноз». 18. «Продолжатели и подражатели». 19. «Кому облегчение, кому огорчение». 20. «Расчеты и просчеты». 21. «Мнения и сомнения». 22. «Цитадели из цитат». 23. «Ждет матчей мяч». 24. «Уха из петуха». 25. «Чудо-чадо». 26. «Быт не забыт». 27. «Визит к «визирям».

Упражнение 224. Проанализируйте звуковую организацию речи в приведенных предложениях, отмечая недочеты фоники. Устраните их.
1. Строители предупреждены о персональной ответственности за устранение недостатков и за затяжку ремонта. 2. Нам было указано на наличие недостатков в работе. 3. На ферме горячие деньки, несмотря на природу, словно пытающуюся перелистать календарь вспять. 4. В совхозном саду во главе со стажером ребята проводят борьбу с листожором. 5. Свой день дети должны привыкать начинать с утренней гимнастики, проводимой дома, но пользу она принесет, если проводится систематически. 6. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок. 7. Крытый стадион открыт для всех. 8. Мы узнавали, не писали ли литераторы о этих событиях. 9. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 10. Не видели ли вы Лидии? 11. Вспомним еще одну аналогию из мифологии: Геракл стал пионером гидросмыва, пустив воды реки в авгиевы конюшни.

Упражнение 225. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, назовите устраненные недочеты фоники и речевые ошибки. В случае несогласия предложите свой вариант правки.

1. Ядовитые растения - растения, вырабатывающие и накапливающие ядовитые вещества, вызывающие отравления человека и животных.
1. Ядовитые растения - растения, которые вырабатывают и накапливают ядовитые вещества, способные вызвать отравления человека и животных.
2. Очень важно детям предлагать создавать изображения в различные периоды формирования знаний и представлений о профессиях.
2. Очень важно побуждать детей к рисованию во время формирования у них знаний о профессиях.
3. После последнего перевоплощения - на этот раз в самих себя - они вышли в своей будничной одежде и оказались представителями молодежных клубов моды, существующих при многих пошивочных фабриках.
3. Последнее перевоплощение (на этот раз в самих себя), и они вышли в своей будничной одежде и оказались представителями молодежных клубов моды, организованных при многих швейных фабриках.
4. Не менее впечатляющими оказались и изменения, происшедшие за прошедшее десятилетие в этой области.
4. Впечатляют те изменения, которые произошли в этой области за последнее десятилетие.
5. В отношении мануфактуристов крестьяне выступали как люди, продававшие свою рабочую силу, что являлось типичным явлением для того времени.
5. По отношению к владельцам мануфактур крестьяне выступали как люди, продающие свою рабочую силу, что было типично для того времени.

Упражнение 226. Укажите недочеты фоники (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайную рифму). Отредактируйте текст, устраняя замеченные ошибки и недочеты.
Секрет трюка
Их имена редко появляются в титрах, в лицо этих людей знают лишь работники киностудии - режиссеры, сценаристы, операторы. Но в те минуты, когда они «работают» на экране, каждый из нас следит за происходящими событиями с замирающим сердцем.
…Грузовик с прицепом, взвизгнув резиной колес, свернул с шоссе и понесся по проселку. Через мгновение из-за поворота появилось преследующее его такси-пикап. От тряски и ударов фургон прицепа развалился и с грохотом, рассыпая снопы искр, покатился за обочину. Грузовик резко затормозил, развернулся, поднял шлейф пыли и, взревев мотором, помчался навстречу такси. Удар, скрежет металла, звон разбитого стекла.
Я пришел в себя от увиденного только после громкой команды: «Снято!» Из автомашин вылезли каскадеры.
Интерес к профессии каскадера с каждым днем растет. Фильмы, в которых мужественные, смелые герои участвуют в невероятных приключениях, погонях, совершают головокружительные трюки, привлекают наше внимание. Каскадеров часто чуть ли не сказочными героями представляют, «не горящими в огне, не тонущими в воде». Кто же они на самом деле?
Если вы встретитесь с ними, то ничего особенного не заметите. Спортивные, подтянутые, приятные в общении люди. Таких немало. Но в сложной ситуации, когда от реакции, расчета, физической выносливости, хладнокровия зависит успех номера, вы понимаете, что это не обычные актеры.
Каскадеры - это те же актеры, но роли у них бывают сложны не только технически. Например, выпасть на ходу из машины, изображая мертвое тело, гораздо труднее, чем прыжок из едущего автомобиля. Иногда приходится дублировать известных актеров. Тут одного грима мало, чтобы зритель не узрел подмены, не заметил фальши. Необходимо передать манеру двигаться, пластику «звезды» экрана. Все это возможно лишь обладая актерскими способностями.

5. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ


Упражнение 227. Выделите формы субъективной оценки и определите их стилистические функции в контексте.
1. Приехал этот мальчишечка… Парнишечку того звали Ванькой. Такой шшербатенький, так, невысокого росточка (Шукш.). 2. Появилась песенная старушка. - Сашенька такой бледненький, такой слабенький, такой нежненький (Сол.). 3. Прочитав в глазах Смурого… мелкий, собачий страшок… она ответила (Гриф.). 4. Значит, клубишко имеется? - Имеется, Паша (Шукш.). 5. Там дома коровушка да заботушка (Лих.). 6. А вот другая популярная розовая сказочка (Я. Боровой). 7. Зачастили к Иванову разные посетители; не отпустите ли досочек, а красочки? (Голов.) 8. Ружьишком забавляется, а мы жди (Абр.). 9. В кинцо проветрился (Лихон.) 10. Ну и бородищу ты отрастил, жуть! 11. Вот такой миллионище можно выиграть в «Лотто-миллион»! 12. Я взялась вести две иностранные фирмашки, всю документацию им готовлю (из разг. речи).

Упражнение 228. С помощью различных аффиксов образуйте формы экспрессивных глаголов; укажите их функционально-стилевую принадлежность и эмоциональные оттенки значений. Придумайте с ними словосочетания, предложения.
Образец. Бегать - добегаться (разг.), избегаться (разг.), забегаться (разг.), выбегаться (прост.), убегаться (разг.), отбегать (разг.).
Болтать, верить, говорить, гулять, ездить, звать, искать, курить, лежать, работать, смеяться, стоять, хохотать, шутить.

Упражнение 229. С помощью приставок воз- (вос-), пре-, пред-, со- образуйте от приведенных глаголов синонимы, относящиеся к высокому стилю (за справками обращайтесь к толковым словарям). Употребите их в контексте.
Образец. Оглашать-возглашать: Все их громко величают и царевича венчают княжей шапкой, и главой возглашают над собой (П.).
Гореть, жечь, известить, исполнить, любить, начертать, переживать, пылать, сиять, скрыть, соединить, терпеть, уведомить.

Упражнение 230. Приведите примеры книжных слов, образованных при помощи приставок а-, анти-, архи-, вне-, гипер-, де-, интер-, квази-, пост-, псевдо-, сверх-, со-, транс-, экстра-; суффиксов -аж, -иад(а), -иан(а), -изирова-(ть), -изм, -ин, -ирова-(ть), -ит, -ол, -ом(а); а также в результате словосложения. Покажите на этих примерах функционально-стилевую прикрепленность словообразовательных средств в русском языке.

Упражнение 231. Определите функционально-стилевую закрепленность аффиксов в словах.
Автол, акклиматизация, акцентировать, алогизм, ангинома, астмантол, бронхит, валидол, востребовать, вредничать, воссиять, гиперзвуковой, гречиха, дакать, дарвинизм, задарма, задаром, коммуникабельный, мамкать, металлоид, мультяшка, насмешничать, номенклатура, аденома, отсебятина, подзаработать, писанина, попривыкнуть, пошив, пошлятина, пятнол, сверхприбыль, совладелец, толстовство, тоннаж, уськать, фотогеничный, Чаплиниада, экстразональный, якать.

(На примерах из произведений А.П. Чехова)

Ученическая конференция

Слово преподавателя

В произведениях А.П. Чехова в каждом отрезке текста ощущается единство русского языка и литературы. Изучая язык писателя, мы глубже понимаем, что он хотел выразить словом.

Цель конференции – показать, насколько языковые явления в произведениях А.П. Чехова соответствуют содержательной стороне текста.

Работа основана на выступлениях учеников, которые анализируют примеры из текстов Чехова.

1. Омографы – слова, одинаковые по написанию, но различающиеся по звучанию. Примером стилистически направленного употребления омографов может служить шуточная фраза из письма Чехова: “Собирался приехать к Вам, да дорога дорога?”.

2. Крылатые слова вошли в русский язык из рассказов и пьес писателя. Эти выражения как бы на крыльях перелетели от Чехова к читателю: “в рассуждении чего бы покушать”; “в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”; “двадцать два несчастья”; “живая хронология”; “лошадиная фамилия”; “многоуважаемый шкап”; “на деревню дедушке”; “небо в алмазах”; “они хочют свою образованность показать”; “сюжет для небольшого рассказа”; “сюжет, достойный кисти Айвазовского”; “хмурые люди”; “человек в футляре”.

3. Русскому языку свойственно так называемое “переносное употребление” времени, то есть употребление форм настоящего времени в значении прошедшего и будущего. Чехов умело переходит от прошедшего времени к настоящему историческому, то есть настоящему в значении прошедшего. Настоящее историческое выразительно и наглядно в текстах писателя, оно представляет прошедшее действие как бы совершающимся у нас перед глазами. Оно замещает формы прошедшего времени, например, в рассказе “Ванька”: “Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись по сугробам летит стрелой заяц... ”

4. Формы времени не только в “переносном”, но и в “прямом” значении очень существенны для композиционной организации и эмоционально-экспрессивной окраски текста. Прошедшее время несовершенного вида обозначает прошедшие события не в их последовательности, не как совершившиеся одно за другим, а как происходившие в одном временном отрезке. Оно представляет события как характерные факты для какого-то промежутка времени:

“После обеда приезжали две богатые дамы, которые сидели часа полтора, с вытянутыми физиономиями; приходил по делу архимандрит, молчаливый и глуховатый”. Настоящее время обычно характеризуется совпадением момента действия с моментом речи. Но это лишь частный случай для разговорного языка героев Чехова. Он свойствен в основном диалоговой речи, например, в рассказе “Злоумышленник”:

– Отродясь не врал, а тут вру... – бормочет Денис, мигая глазами <...> .

– Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

– Чаво? Да вы ведь сами спрашиваете!

Чаще формы настоящего времени обозначают действие, которое совершается всегда, обычно, является постоянным признаком производителя действия. Такое значение форм настоящего времени иногда называют “вневременным”. Они многочисленны в репликах Дениса Григорьева в рассказе “Злоумышленник”:

– Мы из гаек грузила делаем...

– У нас и господа так ловят...

– Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем...

– Без грузила только уклейку ловят...

5. Формы условного и повелительного наклонений по природе своей экспрессивны. Они широко употребляются в разговорном языке и отличаются большей живостью, непринужденностью. В значении условного наклонения могут выступать формы повелительного наклонения: “Не догляди сторож, так ведь поезд мог сойти с рельсов, людей бы убило!”.

Статья опубликована при поддержке учебного центра "НП МАЭБ". Центр проводит обучение экологической, энергетической и промышленной безопасности, охране труда ответственных лиц и специалистов, безопасности труда эксплуатации электроустановок , а также программы рабочих строительных, бытовых и производственных объектов, пожарная безопасность. Возможность дистанционного обучения, высококвалифицированные педагоги, дружный коллектив, доступные цены. Узнать подробнее об обучении в центре, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.maeb.ru/.

6. Монологическая форма словесного выражения в текстах Чехова является основной, главной. А диалог – это форма воспроизведения, литературного изображения “естественного” разговора.

И как бы ни было приближено такое изображение к разговорной реальности, оно останется условным, потому что главное в нем – не копирование действительности, а воплощение художественного замысла автора. Из “Учителя словесности” приведем разговор Никитина с Ипполитом Ипполитычем и отрывок из дневника Никитина. Понаблюдаем, как проявляется разговорный стиль в этих отрывках.

“Ипполит Ипполитыч быстро надел панталоны и спросил встревоженно:

– Что такое?

– Я женюсь!

Никитин сел рядом с товарищем и, глядя на него удивленно, точно удивляясь самому себе, сказал:

– Представьте, женюсь! На Маше Шелестовой! Сегодня предложение сделал.

– Что ж? Она девушка, кажется, хорошая. Только молода очень.

– Да, молода! – вздохнул Никитин и озабоченно пожал плечами. – Очень, очень молода!

– Она у меня в гимназии училась. Я ее знаю. По географии училась ничего себе, а по истории – плохо. И в классе была невнимательна”.

Отрывок из дневника Никитина. Здесь нет и намека на разговорный стиль.

“…Шаферами у меня были два моих товарища, а у Мани – штабс-капитан Полянский и поручик Гернет. Архиерейский хор пел великолепно. Треск свечей, блеск, наряды, офицеры, множество веселых, довольных лиц и какой-то особенный, воздушный вид у Мани, и вся вообще обстановка и слова венчальных молитв трогали меня до слез, наполняли торжеством. Я думал: как расцвела, как поэтически красиво сложилась в последнее время моя жизнь! Два года назад я был еще студентом, жил в дешевых номерах на Неглинном, без денег, без родных и, как казалось мне тогда, без будущего. Теперь же я – учитель гимназии в одном из лучших губернских городов, обеспечен, любим, избалован. Для меня вот, думал я, собралась теперь эта толпа, для меня горят три паникадила, ревет протодьякон, стараются певчие, и для меня так молодо, изящно и радостно это молодое существо, которое немного погодя будет называться моею женой”.

Из “Егеря” возьмем то место, где разговор Пелагеи и Егора переходит в монолог егеря:

– Таперя вы где живете?

– У барина, Дмитрия Иваныча, в охотниках. К его столу дичь поставляю, а больше так... из-за удовольствия меня держит.

– Не степенное ваше дело, Егор Власыч... Для людей это баловство, а у вас оно, словно как бы и ремесло... занятие настоящее...

– Не понимаешь ты, глупая, – говорит Егор, мечтательно глядя на небо. – Ты отродясь не понимала и век тебе не понять, что я за человек... По-твоему, я шальной заблудящий человек, а который понимающий, для того я что ни на есть лучший стрелок во всем уезде. Господа это чувствуют и даже в журнале про меня печатали. Ни один человек не сравняется со мной по охотницкой части... А что я вашим деревенским занятием брезгаю, так это не из баловства, не из гордости. С самого младенчества, знаешь, я окромя ружья и собак никакого занятия не знал <...>.

Раз сядет в человека вольный дух, то ничем его не выковыришь. Тоже вот ежели который барин пойдет в ахтеры или по другим каким художествам, то не быть ему ни в чиновниках, ни в помещиках.

В “Учителе словесности” разговор двух учителей, имея все общие признаки диалога, не наделен резко подчеркнутыми признаками “разговорности” (разговорное выражение ничего себе и эллипсис а по истории – плохо малозаметны) и в этом смысле приближен к монологу. А в “Егере”, наоборот, монолог выступает как продолжение диалога, связан с ним ситуативно, наделен чертами “разговорности” в лексике и произношении (отродясь, заблудящий человек, по охотницкой части, окромя, ежели, ахтеры) и в синтаксисе (а который понимающий, для того я... ). И диалог в “Учителе словесности”, и монолог в “Егере” отвечают главным общим признакам диалога и монолога.

7. Сравнение – изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного предмета, явления или понятия (объекта сравнения) с другим предметом, явлением или понятием (средством сравнения) с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения. Сравнение у Чехова чаще всего оформляется с помощью сравнительных союзов как, как будто, словно:

“Я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы”.

8. Метафора. Построенная на основе сравнения, чеховская метафора часто бывает развернутой.

“Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом”.

Или: “Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то...”.

9. Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. У Чехова много примеров очевидной недосказанности, умолчаний в прямой речи из “Дамы с собачкой”. Слова Анны Сергеевны:

– Мне, когда я вышла за него, было двадцать лет, меня томило любопытство, мне хотелось чего-нибудь получше, ведь есть же, – говорила я себе, – другая жизнь. Хотелось пожить! Пожить и пожить... Любопытство меня жгло...

Слова Гурова:

– Но поймите, Анна, поймите... – проговорил он вполголоса, торопясь. – Умоляю вас, поймите...

10. Чехову свойствен лаконизм. У писателя есть рассказы, где ограничено количество действующих лиц и событий, сужено время и место действия. Например, действие рассказа “Толстый и тонкий” происходит в течение нескольких минут “на вокзале Николаевской железной дороги”. Главных действующих лиц всего двое: толстый и тонкий. И еще два второстепенных: сын и жена тонкого.

11. Очень распространено понимание композиции как развертывания сюжета. У Чехова, в маленьком рассказе “Хамелеон”, обнаруживаются все части композиции. Описание базарной площади, по которой идет полицейский надзиратель Очумелов, – экспозиция. Крик “Так ты кусаться, окаянная?”, который слышит Очумелов, – завязка. Развитие действия – это перемены в отношении Очумелова к золотых дел мастеру Хрюкину и укусившей его собаке в зависимости от высказываемых в толпе соображений: чья собака – генеральская или нет? Кульминация наступает, когда генеральский повар заявляет, что “этаких у нас отродясь не бывало”, а развязка – когда выясняется, что собака – “генералова брата”.

12. В композиции художественного произведения важная роль принадлежит деталям. Повествовательные детали появляются в разных эпизодах повествования, подчеркивая развитие сюжета. Характерный пример можно привести из “Ионыча”. В начале повести герой, побывав в гостях у Туркиных, отправился пешком к себе в Дялиж. А со временем у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. В конце повести Ионыч уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками. Перечисленные образы создают усиливающуюся градацию. Чехов был признанным мастером детали. Он стремился уйти от однообразного, прямого, непосредственного описания событий, явлений, предметов, характеров и разрабатывал приемы выражения их сути через типичные впечатляющие детали. А.С. Лазарев (Грузинский) в одном из своих писем писал: “Чехов большой мастер слога и сравнений. <...> Он говорит: “Плохо будет, если, описывая лунную ночь, вы напишете: с неба светила (сияла) луна; с неба кротко лился лунный свет... и т.д. Плохо, плохо! Но скажите вы, что от предметов легли черные редкие тени или что-нибудь тому подобное – дело выиграет в сто раз. Желая описать бедную девушку, не говорите: по улице шла бедная девушка и т.п., а намекните, что ватерпруф ее был потрепан или рыжеват – и картина выиграет. Желая описать рыжеватый ватерпруф, не говорите: на ней был рыжеватый старый ватерпруф, а старайтесь все это выразить иначе”...” Знаменитая деталь – блестящее звездой горлышко от разбитой бутылки – была найдена Чеховым в рассказе “Волк”:

…На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер. От реки веяло тихим, непробудным сном. На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки. Два колеса мельницы, наполовину спрятавшись в тени широкой ивы, глядели сердито, уныло...

Чехов находит очень убедительные, хотя и не бросающиеся в глаза детали для изображения судьбы действующих лиц своих произведений. Рассказ “Архиерей” заканчивается так:

“Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал. А потом и совсем забыли. И только старуха, мать покойного, которая живет теперь у зятя-дьякона в глухом уездном городишке, когда выходила под вечер, чтобы встретить свою корову, и сходилась на выгоне с другими женщинами, то начинала рассказывать о детях, о внуках, о том, что у нее был сын архиерей, и при этом говорила робко, боясь, что ей не поверят...

И ей в самом деле не все верили”.

Малозаметная деталь – старуха, мать умершего архиерея, под вечер встречает на выгоне свою корову – говорит о судьбе этой женщины и ее жизни “теперь у зятя-дьякона” не меньше, чем можно было бы сказать в пространном описании.

13. Особое значение у Чехова имеет заключенная в языковых средствах оценочность, которая обусловливает “распределение света и тени”, “переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и сочетания словесных красок”. Приведем два отрывка из повести Чехова “В овраге”. О селе Уклееве говорится:

“В нем не переводилась лихорадка и была топкая грязь даже летом, особенно под заборами, над которыми сгибались старые вербы, дававшие широкую тень. Здесь всегда пахло фабричными отбросами и уксусной кислотой, которую употребляли при выделке ситцев. Фабрики – три ситцевых и одна кожевенная – находились не в самом селе, а на краю и поодаль. Это были небольшие фабрики, и на всех их было занято около четырехсот рабочих, не больше. От кожевенной фабрики вода в речке часто становилась вонючей; отбросы заражали луг, крестьянский скот страдал от сибирской язвы, и фабрику приказано было закрыть”.

Совсем другие краски, другая тональность характерны для рассказа о второй жене Цыбукина:

“Ему нашли за тридцать верст от Уклеева девушку, Варвару Николаевну, из хорошего семейства, уже пожилую, но красивую, видную. Едва она поселилась в комнатке в верхнем этаже, как все просветлело в доме, точно во все окна были вставлены новые стекла. Засветились лампадки, столы покрылись белыми, как снег, скатертями, на окнах и в палисаднике показались цветы с красными глазками, и уж за обедом ели не из одной миски, а перед каждым ставилась тарелка. Варвара Николаевна улыбалась приятно и ласково, и казалось, что в доме все улыбается”.

По отношению к этим отрывкам выражение “распределение света и тени” имеет не столько обобщенный, метафорический, сколько прямой смысл. В первом отрывке – лихорадка, топкая грязь, отбросы, вонючая вода, сибирская язва; скрытая отрицательная оценка есть и в выражениях грязь под заборами, старые вербы, пахло уксусной кислотой; фабрики были небольшие, на них было занято около четырехсот рабочих, не больше (подчеркнута незначительность, захолустность села); во втором отрывке – красивую, видную; все просветлело в доме, точно во все окна были вставлены новые стекла; засветились лампадки, столы покрылись белыми, как снег, скатертями, показались цветы; улыбалась приятно и ласково, все улыбается.

В композиции словесного художественного произведения образ автора проявляется в том, под каким углом зрения изображается действительность. О повести “В овраге” Горький писал: “У Чехова есть нечто большее, чем миросозерцание – он овладел своим представлением о жизни и таким образом стал выше ее. Он освещает ее скуку, ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с высшей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению, – быть может, потому, что высока, – но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них” . Это высказывание еще раз напоминает нам, что образ автора в повести “В овраге” – это не образ Чехова как человека, конкретной личности, а образ, проявляющийся в “высшей точке зрения”, которая всегда чувствуется в творчестве писателя.

14. В числе композиционных приемов субъективации чеховского повествования рассмотрим приемы представления. Приемы представления названы так потому, что с их помощью передается субъективное представление персонажа о каком-либо предмете, явлении, событии. Смысловое движение при этом происходит в направлении от неизвестного к известному. Такое движение может быть задано употреблением неопределенных местоимений или слов с общим, “неопределенным” значением. Например, в “Степи”:

“Большая холодная капля упала на колено Егорушки, другая поползла по руке. Он заметил, что колени его не прикрыты, и хотел было поправить рогожу, но в это время что-то посыпалось и застучало по дороге, потом по оглоблям, по тюку. Это был дождь”. Движение от неизвестного к известному: что-то – дождь.

Движение от неизвестного к известному может идти также от “сдвинутого”, необычного изображения предмета, отражающего точку видения персонажа. Например, в “Степи”:

“Расставя широко ноги, Егорушка подошел к столу и сел на скамью около чьей-то головы. Голова задвигалась, пустила носом струю воздуха, пожевала и успокоилась. От головы вдоль скамьи тянулся бугор, покрытый овчинным тулупом. Это спала какая-то баба”.

Тянулся бугор – спала какая-то баба – движение от неизвестного к известному.

Изобразительные приемы сходны с приемами представления, но отличаются от них применением средств художественной изобразительности, мотивированных восприятием персонажа. Например, в “Степи”:

“Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо”. Принадлежность образа по крыше шли босиком... к сфере персонажа подчеркивается вводным словом вероятно.

15. Перемещения точки видения могут происходить не только в направлении от автора к рассказчику (или персонажу), но и в обратном направлении – от персонажа или рассказчика к автору. В этих случаях наблюдается нечто противоположное субъективации авторского повествования – “объективация” субъективного по своей природе повествования рассказчика. “Объективация” повествования рассказчика может осуществляться и другим путем, а именно путем сближения образа рассказчика с образом автора. Это можно видеть на примере “Человека в футляре”: “Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укладывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие...

И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко”. Раскрытие внутреннего состояния Беликова в этом отрывке хотя и может основываться на наблюдениях рассказчика – Буркина, но очень похоже на проявление авторского “всеведения”.

Слово преподавателя:

Итак, выступившие с докладами ученики предоставили нам возможность еще раз почувствовать и осмыслить неразрывность литературного содержания и русского языка на примерах из произведений Чехова.

Литература

1. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М.: Просвещение, 1997.

2. Сухих Н.Н. Сборник “Детвора” // Сборники Чехова / Под ред. А.Б. Муратова. Л., 1990.

3. Чехов А.П. Повести и рассказы. Под ред. И.В. Воробьева. М.: “Детская литература”, 1970.

Н.В. КАРНИЗОВА,
ГОУ НПО ПУ-34,
г. Электрогорск,
Московская обл.

Сочинение

В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе «Ионыч» Чехов показывает деградацию главного героя Старцева, в частности, через портрет. В начале рассказа он «шел пешком не спеша… и все время напевал» песню. В конце произведения Ионыч «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову», «пухлый, красный».

Здесь очень важна цветовая деталь: и Старцев, и его кучер - оба стали красными, и у читателя появляется к ним отвращение. В рассказе «Человек в футляре» при описании Беликова Чехов использует только бледные, серые тона. Этим писатель хочет подчеркнуть, что Беликов - неяркая, неинтересная личность. Художественной деталью может быть не только цвет, но и запах. В рассказе «Ариадна» главной характеристикой героя является то, что от него пахло вареной говядиной. Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь важное значение, тем более если она стоит в соответствующем обрамлении. Это можно снова проследить в рассказе «Ионыч». После неудавшегося свидания Старцев думает не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим: «Ох, не надо бы полнеть!» Или когда он ждал ее, а она долго не выходила, Старцев размышлял о приданом: «А приданого они дадут, должно быть, немало».

Эта деталь показывает начало деградации героя: его душа очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.

Вообще, художественная деталь всегда стоит в особом месте, специально подготовленном для нее: «Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны» («О любви»).

Пейзаж у Чехова небогат разнообразными описаниями природы. Писатель, следуя своей творческой манере, своим принципам, стремясь к наиболее выразительному изображению, отбирает только легкие детали. Так, например, в рассказе «Степь» Чехов описывает грозу: «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо».

Ярко представить общую картину помогает и бытовая обстановка. Желая показать нищету крестьян, их тяжелую жизнь, в рассказе «Студент» писатель вводит маленькую деталь - «дырявые соломенные крыши», - которая ярко и точно изображает ситуацию.

В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Например, в рассказе «О любви» Алехин рассказывает, что первоначально он поселился в парадных комнатах и завел так, что после завтрака и обеда ему подавали кофе и ликеры, а перед сном он читал «Вестник Европы». Но со временем Алехин мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, ликеры кончились, читать не хватало времени, и из прежней роскоши осталась.только прислуга. Жизнь его сильно изменилась. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Писатель использует также прием усиления, зрительного укрупнения детали. Например, в новелле «В родном углу» при описании тети Даши первоначально мы узнаем, что она молодится и хочет нравиться мужчинам, затем, что она ходит мелкими шагами и что у нее вздрагивает спина. При этом у читателя возникает неприязненное отношение к ней. Потом нам становится известно, что служанки не выдерживают ее характер больше недели, что она безбожно штрафует мужиков. И, наконец, в конце появляется деталь, которая подытожила все сказанное ранее: Чехов замечает, что у нее деспотические руки. Эта деталь максимально метко определяет характер героини.

Важное значение имеют авторские заметки. В рассказе «Хамелеон», когда Очумелов узнает о приезде брата генерала, «лицо его заливается улыбкой умиления». Этим Чехов хотел показать преклонение перед чинами. Стиль писателя также содержит множество художественных деталей. Например, конец рассказа «Студент» насыщен восклицательными знаками. Здесь Чехов выражает идею произведения, и он хочет выделить ее, обратить на нее внимание читателей.

Сравнения, метафоры, встречающиеся в новеллах, способствуют более выразительному изображению предметов, картин природы: «Это был дождь. Он и рогожа, как будто поняли друг друга, заговорили о чем-то быстро, весело и препротивно, как две сороки» («Степь»). Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю. С помощью художественной детали он оставлял читателю возможность домыслить образ, представить общую картину самостоятельно. Он никогда не отзывался плохо о своих героях. Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали. Например, в рассказе «Ионыч» речь Ивана Петровича Туркина насыщена якобы остроумными фразами. Он говорил: «Покорчило вас благодарю». Эта деталь помогает читателю понять, что перед ним недалекий человек.

Развитие художественной детали - важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.