Е а дьяковой логопедический массаж. Противопоказания к проведению логопедического массажа

Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи, позволить пациенту расслабиться. Он необходим для детей, имеющих сложные проблемы с речевым аппаратом: дизартрия, алалия и другие.

Виды логопедического массажа

У логопедического массажа есть несколько разных видов:

  • традиционный;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • зондовый массаж;
  • массаж Дьяковой;
  • самомассаж.

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).

Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.

Массаж Дьяковой представляет собой одну из популярнейших методик, применяемую для исправления нарушений речи у детей.

Самомассаж . Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.

Техника выполнения логопедического массажа языка

При выполнении логопедического массажа ключевое внимание уделяется щекам, губам, языку и мягкому небу. Его техника включает в себя несколько этапов.

  1. Изначально массажист делает щадящие поглаживания по лицу в разных направлениях.
  2. Продольные мышцы языка массажируют по вертикали (от корня языка к его кончику).
  3. Затем надавливание проводится на язык (его поперечные мышцы: двигаться необходимо от центра языка к его краям).
  4. По всему органу речи делаются разнообразные поглаживания (по кругу и по спирали).
  5. Производятся похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Специалист аккуратно надавливает на продольные мышцы.
  7. Уздечку языка массажируют по вертикали.
  8. Перетирающие массажные движения (нужно использовать салфетку из марли).

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Все действия полезно будет повторить спустя 4-8 недель.

Техника выполнения логопедического массажа лица

Массаж лба

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

Массаж щек

После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).

Массаж носа

Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж подбородка

Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.

Массаж шеи

Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.

Достоинства и недостатки

Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

  • улучшается функция сосудов;
  • повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;
  • оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;
  • доступность методики;
  • возможность выполнять дома;
  • маленькому пациенту не привносится извне никаких лекарственных препаратов;
  • сокращение сроков коррекционной работы.

Но есть у этого метода лечения и недостатки:

  • во время массажа происходит воздействие только на мышцы;
  • детям бывает дискомфортно и неприятно.

Во-первых , в помещении, в котором проводится сеанс, не должно быть холодно. Особые требования выдвигаются к рукам массажиста. На них не должно быть украшений, ногти необходимо остричь, исключается наличие любых воспалительных заболеваний.

Во-вторых , массаж нельзя делать менее чем через два часа после еды. Полость рта очищают от возможных остатков пищи и крошек.

В-третьих , массаж делают ежедневно, курсом до 20 сеансов. Если у ребенка ярко выражено нарушение речевой деятельности, его длительность должна быть дольше. Сроки проведения массажа определяет только врач. Длительность сеанса полностью зависит от психоэмоционального состояния ребенка: нервного напряжения, страха, настроения и не только. Первый сеанс не должен превышать не дольше 5-6 минут. Постепенно его продолжительность увеличивается.

Не стоит сразу класть ребенка в горизонтальное положение на массажный стол. Оптимальный вариант, если первый раз все действия будут проводиться сидя. Через два — три сеанса ребенок привыкнет к действиям массажиста. Если он настроен на проведение процедур резко отрицательно, следует проводить движения лишь на лице.

При тяжелых и сложных нарушениях сеансы массажа могут применяться в течение года и более.

В-четвертых , ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, не испытывая страха и боли. Лучше всего, если рядом будет мама. К каждому маленькому пациенту врач должен подбирать индивидуальный подход, все должно быть правильно. Массаж принесет пользу только тогда, когда ребенок будет испытывать к специалисту полное доверие.

Ребенок должен осознанно подходить к процедурам массажа, понимать его необходимость для нормального развития и повышения умения использования звуков. Цель логопеда – настроить ребенка на положительный результат после сеансов. Для избавления от страха перед массажем ребенку необходимо показать все действия на другом маленьком пациенте, который уже не боится процедур.

Массаж ни в коем случае не должен вызывать никакой боли. Участки, которые сильнее всего поражены, обрабатываются не сразу, а ближе к окончанию действий массажиста. С течением процедур страх уменьшится, и ребенок будет положительно и с доверием принимать все движения специалиста.

Для проведения массажа специалисты чаще всего используют следующие предметы:

  1. Медицинские перчатки (стерильные).
  2. Защитная маска.
  3. Специальное массажное масло.
  4. Нашатырный спирт (если понадобится медицинская помощь).

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

  • нечеткое произношение звуков речи;
  • заикание, имеющее невротическую природу появления;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;
  • дисграфия (сложности к овладению письмом без задержки интеллектуального развития);
  • алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);
  • нарушение голоса;
  • ускорение результативности занятий с логопедом;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • напряжение при произношении звуков;
  • ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);
  • дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха), возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.

У детей, которые посещают сеансы логопедического массажа, легко увидеть значительные улучшения:

  1. Приходит в норму мышечный тонус мускулов, принимающих участие в речи.
  2. Увеличивается амплитуда артикуляционных движений.
  3. Снижается проявление отклонений в мышцах.
  4. Образуются движения, осуществляемых органами речи для произношения звуков.
  5. Улучшение тех мышц аппарата речи, у которых наблюдалась недостаточная активность сокращения.

Противопоказания к проведению массажа

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Видео-инструкция

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом. Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания.

Год выпуска: 2005

Жанр: Логопедия, массаж

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Прав-диной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.
Несмотря на то что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные виды массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени не было учебника, представляющего логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии.
Цель данного учебника - описание методики и техники логопедического массажа, в учебнике также приведены показания к его применению при различных речевых нарушениях. Мы стремились наиболее полно представить и систематизировать приемы логопедического массажа, как уже известные по публикациям [И. И. Панченко, 1979; Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985; Е. Е. Шевцова, 1993; Е. П. Не-дорезова, 1995; И. В. Блыскина, В. А. Ковшиков, 1995; О.Г.Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; и др.], так и являющиеся результатом практического опыта автора данной книги, а также дать физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике.
Известно, что многие логопеды, работающие как в медицинских, так и в педагогических учреждениях, используют приемы логопедического массажа в своей работе и стремятся получить квалифицированные знания в этой области. Однако до последнего времени обучение специализированному массажу не носило целенаправленного, систематизированного характера, с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. В настоящее время курс «Логопедический массаж» включен в систему подготовки логопедов в Московском городском педагогическом университете и проводится в виде специального семинара, в соответствии с разработанной учебной программой.
Учебник адресован студентам педагогических институтов, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, дефектологам, медицинским работникам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых нарушений

Показания к применению массажа в логопедической практике

Место массажа в комплексной системе коррекдионно-педагогического воздействия
Физиологическое действие массажа

Глава 2. Краткие анатомо-физиологические сведения
2.1. Голова и шея
2.2. Полость рта
2.3. Шея
2.4. Кровоснабжение лица и шеи
2.5. Нервы головы и шеи
Глава 3. Предварительная диагностика
Глава 4. Рекомендации к проведению логопедического массажа

4.1. Методические указания к проведению массажа

Виды массажа, используемые в логопедической практике
Противопоказания к назначению массажа
Общие рекомендации к проведению массажа
Подготовка к массажу
Положения тела при массаже

4.2. Основные приемы массажа
4.3. Гимнастика
Глава 5. Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений

Методические указания к проведению расслабляющего массажа

Методические указания к проведению активизирующего массажа

5.1. Массаж плечевого пояса и шеи
5.2. Массаж в области гортани
5.3. Массаж лицевой мускулатуры

Массаж в области лба
Массаж в области глаз
Массаж в области щек и подбородка
Массаж мышц губ
Массаж мышц языка
Массаж мягкого нёба
Массаж уздечки языка
Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба
Инструментальные методы воздействия в логопедическом массаже

Глава 6. Методика точечного массажа (массаж биологически активных точек)

Техника точечного массажа
Приемы точечного массажа
Методические указания к проведению точечного массажа

6.1. Биологически активные точки, используемые в логопедическом массаже
6.2. Точечный массаж в сочетании с фонационной гимнастикой.
6.3. Массаж ушных раковин
Глава 7. Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж мышц головы и шеи
Самомассаж мышц лица
Самомассаж мышц языка
Самомассаж ушных раковин

Все дети разные, а, следовательно, и развивается каждый из них по-своему. Например, чей-то ребенок сразу научился говорить без каких-либо проблем, другой же малыш испытывает серьезные затруднения с произношением звуков и слов, отставая в речевом развитии, ну, а третий и вовсе отказывается произносить свои первые слова. Причинами подобного явления могут быть различные физические аномалии, психологические проблемы, заболевания или родовые травмы.

В любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. Нарушения речи, как правило, сами не проходят. Для их устранения необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом, который подскажет оптимальный метод лечения. На сегодняшний день одним из таких действенных способов является логопедический массаж для детей, который помогает и при рядовом заикании, и при более сложных дефектах.

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов - зондов.

Кому необходим логопедический массаж?

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, - это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. В этом случае подойдет как логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы Архиповой и Дьяковой.

Другое не менее распространенное заболевание - это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Как делать логопедический массаж?

Любой логопедический массаж стоит доверять лишь квалифицированному врачу, так как в только этом случае эффективность процедуры, а также ее полная безопасность для здоровья ребенка, будут гарантированы. Для каждого нарушения развития речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц. Некоторые из них подходят и для домашнего использования. Например:

  • При самостоятельном логопедическом массаже губ выполняются легкие поглаживания и пощипывания губок ребенка;
  • При самостоятельном логопедическом массаже языка следует воспользоваться электрической зубной щеткой и с ее помощью воздействовать на кончик языка и его центральную часть;
  • При самостоятельном массаже ручек ребенка следует использовать ласковые массирующие движения каждого пальчика.

Помните, что точные рекомендации по логопедическому массажу лица ребенка должен давать только квалифицированный специалист! Именно он должен подобрать верную методику и обучить ей родителей! Единственное, что вы можете выполнять без страха, что навредите своему малышу, - это нежное поглаживание и ласковое растирание каждого пальчика. Начинать в этом случае обязательно с мизинчика и заканчивать большим пальцем, который, как известно, отвечает стимуляцию работы головного мозга.

Логопедический массаж по методу Е. В. Новиковой


еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, врач-логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.


Профессор кафедры логопедии Елена Архипова
предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.

Сеансы логопедического массажа по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру должен проводить врач, поскольку к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП или заикании.

Логопедический массаж по методу Е. А. Дьяковой - это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.

Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:

  • инфекционные или соматические заболевания;
  • конъюнктивит;
  • воспалительные процессы;
  • высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • стоматит или гингивит.

Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.

Итог

В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так, к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше, чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для новорожденных.

Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками. А потому не пугайтесь, что ваш малыш не хочет произносить свое первое «агу»! Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся исправить!



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Учебное пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» (квалификация «бакалавр»).
В учебном пособии рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики, подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания, изложены современные подходы к реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся, даны методические разработки организации учебного процесса для студентов и практических работников, осваивающих данный раздел логопедии. В учебном пособии представлена авторская позиция по проблеме заикания.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть интересно логопедам, психологам, врачам, лицам, страдающим заиканием, и их родителям.

АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ.
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных и экстралингвистических показателей. Этот комплекс в конечном счете и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом.

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Поскольку интонация определяет иерархию элементов языка в высказывании, речевая интонация и эмоциональное состояние человека тесно связаны. Речь без интонации невнятна и непонятна. Интонация представляет собой одну из важнейших сторон устной речи. Прежде всего она отражает коммуникационные намерения говорящего, его эмоциональное состояние, отношение к предмету речи или собеседнику. С помощью интонации говорящий эмоционально воздействует на слушателя.

Оглавление
Предисловие
Глава 1. Основные механизмы устной речи
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи
1.2. Акустические характеристики устной речи
1.3. Речевой онтогенез
1.3.1. Этапы речевого развития
1.3.2. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
1.3.3. Развитие речевого дыхания
Глава 2. Заикание
2.1. Феноменология заикания
2.2. Этиология заикания
2.3. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
2.4. Психолингвистический анализ речи заикающихся
2.5. Некоторые патогенетические механизмы заикания
2.5.2. Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
Глава 3. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
3.1. Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
3.2. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
3.2.1. Охранительный речевой режим
3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
3.2.4. Формирование речевого дыхания
3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
3.2.6. Развитие просодической стороны речи
3.2.7. Развитие внутреннеречевого планирования
3.2.8. Инструментальные методы воздействия
3.3. Воздействие на личность заикающихся
3.4. Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
3.5. Профилактика заикания
Глава 4. Организация учебного процесса по курсу «Заикание»
4.1. Организация деловых игр
4.2. Анализ логопедического занятия
4.3. Задания для самостоятельной работы
4.4. Контрольные вопросы и задания по курсу «Заикание»
Практический материал, используемый в работе с заикающимися
Приложение 1. Приемы активизации невербальных способов общения
Приложение 2. Специализированная аутогенная тренировка для взрослых заикающихся
Приложение 3. Упражнения для развития речевого дыхания у детей
Приложение 4. Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Приложение 5. Упражнения для работы над голосом
Приложение 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях
Приложение 7. Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТ У Т РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ INTERNATIONAL INSTITUTE OF SPEECH PATHOLOGY Е.А. ДЬЯКОВА КРИТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 1

p. 2

СОДЕРЖАНИЕ Вступление............................................................................................ 3 Ошибка № 1. Не подготовлены руки логопеда.... 13 Ошибка № 2. Выбор средств для проведения массажа........................................................ 20 Ошибка № 3. Отсутствие предварительной диагностики.......................................... 26 Ошибка № 4. Поза ребенка во время массажа.... 29 Ошибка № 5. Последовательность массажных движений............................................................... 35 Ошибка № 6. Отсутствие адаптации к массажу................................................................. 36 Ошибка № 7. Боль........................................................................ 37 Ошибка № 8. Психологическое состояние логопеда...................................................................... 38 Ошибка № 9. Положение рук и техника выполнения массажных движений.... 40 Ошибка № 10. Массаж и постановка звуков разделены по времени........................................... 45 Ошибка № 11. Нарушение правил дезинфекции................................................................. 46 Ошибка № 12. Больной ребенок...................................... 47 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации, без письменного разрешения правообладателя. 2 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 3

Кому адресована эта книга: логопедам и дефектологам, а также всем специалистам, практикующим логопедический массаж; специалистам, которые хотели бы обучиться логопедическому массажу; родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже. ВСТУПЛЕНИЕ К сожалению, в последнее время появилось очень много курсов по логопедическому массажу, на которых проводится недостаточно квалифицированное обучение данной технологии. Это приводит к тому, что логопеды, формально имеющие сертификат по логопедическому массажу, не могут выполнять его правильно, с учетом всех тонкостей и специфики, которой можно обучиться только на практических курсах, где не только проводится «постановка рук», но и отрабатывается каждое специфическое движение, с учетом показаний и противопоказаний. Однако обучение логопедическому массажу в ряде случаев проводится либо теоретически с использованием демонстрации видео, либо дистанционно, либо слушателей обучают по довольной упрощенной программе. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 3

p. 4

К сожалению, я начала получать ряд откликов с вопросами, почему использование тех или иных приемов массажа не приносит ожидаемого результата, особенно если логопед, прошедший «упрощенный» курс, пытается сравнить свои результаты с результатами специалиста, прошедшего обучение на моих мастер-классах. Мы выясняем причину, и оказывается, что данный логопед был обучен массажу неправильно, без учета важных приемов, с нарушением техники безопасности и основных принципов использования логопедического массажа. Я не удивлюсь, что те логопеды, которые решили пройти такое «скоростное» обучение по принципу «быстро и дешево», могут нанести вред ребенку, поскольку, как правило, не имеют понятия о специфике выполнения крайне тонких движений в полости рта, нарушая при этом все правила техники безопасности выполнения этих приемов. Я могу это наблюдать и по многочисленным видео, представленным в «ютубе», где ряд «специалистов» пытается показать приемы, которые на самом деле являются бесполезными, а в некоторых случаях и опасными для ребенка. Понятно, что каждый метод, как бы высокоэффективно он не действовал, имеет свои четкие показания и противопоказания. Любой метод, попадающий в руки псевдоспециалиста или псевдоучителя либо перестает работать, либо может нанести вред пациенту. 4 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 5

Логопедический массаж - это достаточно сложная технология, и она не ограничивается лишь набором определенных движений, по принципу «1-2-3 - и готово». Массаж требует очень серьезного обучения, длительной тренировки, знаний в диагностике и постоянного прохождения курсов, которые дают возможность логопеду совершенствовать навыки использования этой технологии. Данное руководство является результатом анализа материалов, представленных в интернете, в «ютубе», где я могу наблюдать конкретные ошибки, которые допускаются при проведении логопедического массажа. Конечно, «12 ошибок» - это далеко не всё, о чем можно было бы говорить, однако это наиболее распространенные ошибки, которых можно легко избежать, если о них знать. Надеюсь мои советы будут полезны всем, кто использует логопедический массаж в своей практике, а также родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже, чтобы ознакомиться с основной «техникой безопасности» при работе с вашим ребенком. Хотела бы выразить признательность логопеду Елене Степановой за помощь в подготовке данного руководства. Ваша Елена Александровна © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 5

p. 6

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫШЕЧНУЮ СИСТЕМУ Логопедический массаж является одним из наиболее эффективных методов: коррекции произносительной стороны речи, что включает в себя звукопроизношение, голосовую функцию, речевое дыхание, интонацию, темпо-ритмическую сторону речи; запуска и формирования механизмов, связанных с осуществлением кормления ребенка (сосания, глотания, жевания); формирования кинестетических ощущений при диспраксиях и апраксиях; профилактики нарушений речи у детей 1-2 года жизни; возможности коррекции зубо-челюстной системы и неправильного прикуса; коррекции проблем, связанных с нарушения сна (апнея, храп); коррекции проблем, связанных с нарушением работы височно-нижнечелюстного сустава; коррекции эстетических проблем, связанных с возрастными изменениями лица; нормализации эмоционального состояния. 6 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 7

Основным воздействием логопедического массажа является воздействие на мышцы и кожные покровы шеи, лица и полости рта. Это в первую очередь: мышцы лица: группа жевательных мышц; мышцы окружности рта, щек, скуловые мышцы; мышцы полости рта: язык, мягкое небо, мышцы дна полости рта, а также слизистая оболочка в области десен, твердого неба; мышцы шеи, в том числе и мышцы, связанные с работой голосового аппарата. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 7

p. 8

Важным моментом в физиологическом воздействии массажа является нормализация эмоционального состояния, которое может меняться в зависимости от техники массажных движений. Другой важной характеристикой физиологического воздействия массажа является активизация различных областей не только периферической, но и центральной нервной системы. Полость рта снабжается нервными окончаниями пяти пар черепно-мозговых нервов (напомню, что их всего 12). Они обеспечивают осуществление: Чувствительности: тактильной, температурной и болевой как кожных покровов лица, так и полости рта (тройничный нерв). Вкусовых ощущений (лицевой нерв). Двигательной функции языка, мягкого неба, т.е. функций сосания, глотания, жевания и звукопроизношения (подъязычный, языкоглоточный, блуждающий и ветки лицевого нервов). Кинестетических ощущений от совершаемых движений (нижние отделы премоторной и постмоторной извилины ее нижней трети доминантного полушария коры головного мозга). Нельзя забывать также и о тонких перцептивных ощущениях со слизистой оболочки, которым выстлана вся полость рта. 8 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 9

Через эту богатейшую систему иннервации, полость рта связана практически со всеми отделами мозга, в том числе и с корой головного мозга. На самом деле, ни одна область человеческого тела не имеет такого мощного «выхода наружу»: во-первых в область ствола головного мозга, где находятся ядра черепно-мозговых нервов, а во-вторых через достаточно объемное представительство в коре больших полушарий. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 9

p. 10

В частности, тройничный нерв обладает исключительно богатой системой связей. В ядрах тройничного нерва содержится большое количество интернейронов, на которые проецируется значительная часть афферентного потока, что позволяет осуществлять сложные взаимодействия с другими стволовыми структурами, а также лимбической и мозжечковой системами и оказывать мощное активирующее воздействие на кору мозга. Благодаря этому, воздействие на слизистую полости рта и кожные покровы лица способно вызвать существенные положительные изменения как в эмоциональном состоянии человека, так и состоянии центральной нервной системы в целом. 10 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 11

Вот почему правильно и грамотно выполненный массаж оказывает воздействие не только на улучшение речи, но и функцию произвольного внимания, памяти, и в целом состояния высших корковых функций. Хотя это воздействие не прямое, а опосредованное, но позитивные изменения в состоянии ребенка, как правило, отмечаются всегда. ДЛЯ КОГО И ДЛЯ ЧЕГО НАПИСАНА ЭТА КНИГА Теперь поговорим о том, что в первую очередь может мешать достигать высокого и достаточно быстрого положительного результата логопедам, использующим логопедический массаж. Это может касаться как очень простых и, я бы даже сказала, очевидных, но достаточно важных моментов для грамотного использования данной технологии. Итак, поговорим об основных ошибках которые могут: затруднять получение результата, приводить к отсутствию результата и даже приводить к негативным последствиям! © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 11

p. 12

Вот почему наряду с логопедами, я рекомендовала бы прочитать эту книгу и родителям, чтобы знать чего НЕ должно быть в технологии массажа, и что должно быть обязательно. Поскольку именно родители приглашают логопеда для работы с ребенком, и в данном случае родители должны быть осведомлены в достаточной мере о следующих наиболее важных моментах: технике безопасности или правиле «не навреди»; как должен быть организован массаж, чтобы он был эффективным для вашего ребенка. Итак, 12 критических ошибок в логопедическом массаже 12 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 13

ОШИБКА № 1. НЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ РУКИ ЛОГОПЕДА К сожалению, приходится наблюдать в интернете и на «ютубе» большое количество роликов, которые у меня вызывают ужас. длинные ногти 1 С длинными ногтями невозможно выполнить целый ряд очень важных движений, которые направлены на коррекцию тонких мышечных структур. Выполнение целого ряда движений требует опору на кончики пальцев, и при наличии длинных ногтей это сделать невозможно, т.е. эти движения фактически исключены из массажа. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 13

p. 14

2 Это возможность травматизма. Дети не лежат спокойно. Это не манекены. Одно неловкое движение или поворот головы ребенка может повлечь за собой попадание в глаз, травматизацию кожных покровов, тем более, что у многих детей они очень ранимые с близкой сосудистой сеткой. 3 С длинными ногтями полностью исключается воздействие в полости рта, поскольку слизистая рта очень тонкая, ранимая, снабжена большим количеством кровеносных сосудов и болевых рецепторов. Точечное воздействие кончиками пальцев внутри полости рта, а особенно на языке становится невозможным. 14 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 15

4 Под ногтями могут скапливается чешуйки поверхностных кожных покровов, которые становятся впоследствии источником инфекции, так как тщательно очистить длинную выступающую ногтевую пластинку крайне сложно. (Представьте себе хирурга или зубного врача с длинными ногтями и ярким маникюром! Представили? Захотите пойти к такому «специалисту?) 5 При покрытии лаком необходимо избегать ярких цветов, и если уж вы покрываете коротко остриженные ногти лаком, цвет должен быть приближен к телесному. Это уже чисто профессиональная этика. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 15