Термин коммуникация означает. Определение коммуникации

Введение

Актуальность темы исследования. Современный период развития человеческой культуры и цивилизации характеризуется новым этапом в эволюции характера основных социальных процессов и отличается стремлением развитого индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество, учитывая последние достижения научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного мира становится формирование глобальной информационной индустрии.

Проблема коммуникации в информационном обществе рассматривалась в трудах следующих исследователей: Г.Г. Почепцова, Т.М. Дридзе, А.В. Соколова, С.В. Бориснева, Т.Н. Астафуровой, В.В. Кузнецова, Китайгородской М.В., Костомарова В.Г., Э. Фромма.

Объект: коммуникации

Предмет: коммуникации в информационной сфере

Цель: исследовать коммуникации в информационном обществе

Задачи работы:

1. Рассмотреть основные теоретические подходы к определению понятия коммуникация;

2. Описать основные элементы коммуникационного процесса

3. Изучить роль коммуникации в информационном обществе.

Используемые методы: метод анализа научной литературы.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества являются понятия «коммуникации» и «информационное общество».

«Информационное общество» - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества: одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социально-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.

Основные теоретические подходы к определению понятия «коммуникация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Понятие коммуникации, её виды

Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Слово «коммуникация» имеет латинское происхождение от слова «communis», обозначающее «общий». Посылающий старается установить «общение» с кем-либо. Он стремится вникнуть в информацию, отношения или идею.

Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла.

А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.

Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.

Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. «Коммуникация» - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме».

Г.Г. Почепцов в книге « Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы»

А вот как определяет коммуникацию В.А. Спивак в книге «Корпоративная культура»: «Коммуникация - это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения)».

Но необходимо при этом различать информацию и, собственно коммуникацию. Об этом пишет теоретик Л. Матра: «Многочисленные направления так называемой коммуникации, в области которых я работал, научили меня в первую очередь тому, что следует различать информацию (одностороннее сообщение) и коммуникацию (сообщение, на которое поступает ответ), или сообщение с «обратной связью».

Существуют разные коммуникации, более или менее согласующиеся между собой, в которых для достижения разных целей используются разные стратегии и языки. А разговор на нескольких языках одновременно, даже если говорят об одном и том же, отнюдь не способствует облегчению понимания.

Таким образом, для нас важно, что коммуникация - это целенаправленный процесс, в процессе происходит обмен информацией, важно наличие обратной связи для обеспечения результата.

Коммуникации подразделяются на следующие виды:

Межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

Коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

Формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

Неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

Вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

Горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

Восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

Нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

Вербальные (словесные);

Невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

Вербальные и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесть! и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.

Общение – важная составляющая человеческого существования, ведь без передачи информации невозможна любая созидательная деятельность. Огромную роль в выстраивании эффективного взаимодействия между людьми играют средства коммуникации, такие как вербальные, невербальные, СМИ и телевидение.

Скорость передачи информации в современном мире в разы выше, чем пятьдесят лет назад, изменилась сама аудитория, поэтому понятие коммуникации также претерпело определенные изменения. Современная психология дает двойственное определение:

  • Первое, более широкое, подразумевает, что коммуникация – это целостная система, в рамках которой осуществляется передача, усвоение информации.
  • Согласно второму определению, это канал массовой передачи, обмена информацией с целью влияния на общество в целом, а также его составные части.

Часто понятия «общение» и «коммуникация» объединяют, однако они не тождественны. Общение включает коммуникативную составляющую и представляет собой процесс установления, поддержания контактов между людьми, стимулируемый потребностями совместной деятельности. Оно может выступать в форме межличностного взаимодействия, например влиятельных связей, образующихся в результате совместной созидательной деятельности. Основы коммуникации несколько иные, они предполагают, что результатом передачи данных будет являться влияние на мнение, личные убеждения индивида.

Основные способы коммуникации подразделяются на вербальные и . Вербальные представляют собой передачу информации посредством звука, а также письма. Невербальные способы выражаются посредством речевого тона, акцентов, движений тела. Разнообразие форм может порождать разногласия между собеседниками, поэтому главные условия эффективной коммуникации – одинаковое понимание ситуации ее участниками, а также правильное восприятие неявных сигналов, передаваемых от участника к участнику.

Принципы коммуникации детально рассматриваются в модели SPEAKING, разработанной Д. Хаймсом. С точки зрения ученого, это динамический, непрерывный, необратимый процесс, состоящий из символов, предполагающий после получения информации ее переработку, генерацию выводов о предмете беседы. Сам процесс ориентирован на индивида, он всегда имеет последствия в виде ответной реакции на сообщенную информацию.

Уровни и модели коммуникативного взаимодействия

В психологии выделяют такие уровни коммуникации, как внутриличностные и межличностные, групповые, межкультурные, деловые. Первый тип подразумевает внутренний диалог индивида с собой, скрытые переживания и мнения. Межличностная коммуникация означает передачу информации для осмысления от одного индивида к другому. По сравнению с первым это более высокий уровень взаимодействия, он предполагает наличие , т.е. реакции на полученное сообщение.

Межличностная коммуникация имеет рациональный характер, это выражается в ее функциях: информационной, прагматической, социальной, экспрессивной. Концепция речевой деятельности утверждает, что важную роль в этом виде взаимодействия играет вербальное общение, а главными факторами являются цель и .

Цели коммуникации всегда осознанны, но могут не совпадать с мотивом, который побуждает индивида к активному взаимодействию. Теория коммуникации предполагает, что для эффективного общения необходимо, чтобы индивиды умели разгадывать настоящий мотив собеседника, особенно в тех случаях, когда высказывания носят неясный, двусмысленный характер.

Коммуникации в организации служат средством передачи информации по формальным или официальным каналам, которые подразделяются по уровням иерархии. Деловая коммуникация подчиняется правилам, определенным политикой организации, должностными инструкциями. Стили коммуникации также регламентированы, но могут зависеть от различных факторов, например от национальности.

Групповые и межкультурные типы коммуникаций предполагают участие большой общности людей. Групповые взаимодействия проходят между двумя и более семейными, неформальными и формальными общностями индивидов. Второй тип означает общение между участниками, принадлежащими к разным этническим группам с разными устоями, культурными обычаями. Здесь особая роль принадлежит средствам массовой информации, которые могут сформировать положительный или отрицательный канал взаимодействия.

Модели коммуникации разрабатывались многими авторами, широко известны модель с обратной связью, линейная модель, разработанная Лассуэлом, циркуляционная модель Шрамма и ее модификация, предложенная Осгудом. Кроме того, получили распространение нелинейная модель Ньюкомба, упрощенная модель Воронцова и генеральная модель, автором которой является Гербнер. Все эти разработки позволили выявить основные принципы эффективной коммуникации, что позволило во многом повысить качество взаимодействия между людьми.

Что такое коммуникативные навыки с точки зрения психологии общения? Прежде всего это способность вступать во взаимодействие с другими людьми, правильно воспринимать и передавать полученную информацию. Индивид должен знать и понимать ограничения, культурные нормы общения, традиции и обычаи, этикет и уметь показать себя воспитанным человеком.

Масштабы информационного взаимодействия

Классификация коммуникаций уделяет особое внимание воздействию на большие группы людей с использованием современных технических средств. Так, массовая коммуникация подразумевает систематическое распространение информационных сообщений для оказания политического, идеологического, организационного, экономического влияния с целью формирования нужного мнения людей. Современная наука выделяет следующие функции массовой коммуникации:

  • Познавательная – дает возможность индивиду удовлетворять потребность в информации о внешнем мире. Благодаря этой функции возникает иллюзия всезнания, исчезают границы, отделяющие человека от мира.
  • Интегрирующая (связывающая) – призвана объединять дифференцированные группы посредством продвижения общечеловеческих и моральных ценностей.
  • Формирующая – настраивает индивида на определенные ожидания: социальные, политические, культурные и т.д.
  • Социализирующая – один из способов интеграции человека в общество посредством информационного влияния.
  • Гармонизирующая и альтернативная – дают чувство органичности существования человека в обществе, отсутствия границ, возможности выражать мнение, отличное от мнения большинства.

Психология массовых коммуникаций – достаточно новая дисциплина, возникшая на стыке таких наук, как социология, психология, коммуникативистика. С точки зрения этой науки, массовая коммуникация – способ влияния на общество или социальные группы с целью создания общих настроений и ожиданий, а также стабилизации ценностных приоритетов. Цели информационного вброса определяются через индивидуальную призму ценностей индивида, на которого осуществляется воздействие.

Ученые полагают, что важнейшим толчком к интеграции общества явилась именно коммуникация, виды которой изменялись вместе с развитием техники и технологии. Например, информационные коммуникации предполагают общение между специалистами в определенной области, обмен данными неформальными, устными, письменными, безличными, опосредованными и прочими способами. В этом случае функции коммуникации заключаются в распространении специальных знаний, популяризации научной информации с целью ускорения прогресса.

Социальная коммуникация – способ передачи информации, эмоционального состояния посредством вербальных и невербальных каналов. Данный процесс позволяет объединить части социума и механизм реализации власти. Формы коммуникации в этом случае будут различаться в зависимости от таких параметров, как:

1. Тип аудитории, который может быть массовым или специализированным и характеризуется восприимчивостью индивида к распространяемой информации.

2. Источник распространения информации: формальные каналы (заявления правящей власти), неформальные (сплетни, слухи). Автор: Наталья Яковлева

Согласно исследованиям руководитель тратит от 50 до 90% всего времени на коммуникации. Коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций. Эффективно работающие руководители представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Менеджеры добывают необходимую им информацию как внутри компании, так и во внешней среде, а затем преобразуют ее и распределяют между теми, кто испытывает потребность в ней.

Коммуникации (от латинского слова «делаю общим, связываю) - процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение. Эффективная коммуникация важна для успеха в управлении, поскольку решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках разных событий, коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью.

На эффективность коммуникации влияют такие факторы, как коммуникативные навыки, установки и опыт, а также умственные способности субъектов общения, формирующие специфику их восприятия сообщения и эмоциональную подоплеку.

В межличностном процессе коммуникаций можно выделить шесть главных переменных: отправитель/кодировщик; сообщение; канал; получатель/ декодировщик; восприятие; обратная связь.

Отправитель несет ответственность за такую формулировку сообщения, которая точно передает мысль получателю. Процесс перевода мысли в сообщение называется кодированием.

Поскольку коммуникации, по существу, являются процессом достижения понимания, для того чтобы значение сообщения было одинаковым для отправителя и получателя, необходимы согласованные усилия с обеих сторон. Задача отправителя состоит в том, чтобы искать и использовать коммуникационные символы и навыки, которые приведут к
правильному отражению сообщения в сознании получателя.

Сообщение состоит из вербальных и невербальных символов, представляющих информацию, которую мы хотим передать. Каждое посланное нами сообщение - это попытка передать мысль получателю.

Типы данных, которые по отдельности или в любом сочетании могут содержать сообщения:

Факты, конкретные и объективные данные;

Идеи, абстрактные и требующие доказательства их объективности;

Мнения, конкретные или абстрактные, с претензией на объективность или субъективные;

Кредо, твердо отстаиваемые мнения, принципы, которые обычно связаны с осознанием людьми себя личностями или влиянием на них повседневного поведения;

Эмоции, то, что чувствует и выражает отправитель;

Мотивация, передаваемая энергия, воздействующая на получателя.

Процесс перевода сообщения в мысль называется декодированием, и это задача получателя. Насколько верно получатель воспримет информацию зависит от следующих факторов:

Знание получателем темы разговора;

Вероятность восприятия сообщения отправителя соответствующим образом;

Опыт общения отправителя и получателя.

Получатель описывается двумя аспектами поведения: умением слушать и умением обеспечить обратную связь с отправителем.

Восприятие представляет собой наше уникальное понимание сути вещей. Восприятие - это неделимая составляющая коммуникации как со стороны отправителя, так и получателя.

При восприятии каждый из нас предстает в качестве продукта всего нашего уникального опыта. Наши установки по отношению к окружающей среде также изменяют наше восприятие того, что передается нам при коммуникации.

Обратная связь - это реакция получателя на сообщение.

Обратная связь может быть вербальной или невербальной; письменной или устной. Обратная связь обеспечивает ориентиры для следующего сообщения, которое мы посылаем получателю. С помощью обратной связи мы можем оценивать эффективность нашей коммуникации. Поэтому очень важно овладеть навыком точного интерпретирования обратной связи.

При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Выделяют следующие трудности в передаче информации:

Порог воображения человека, облекающего свои мысли в словесную или иную форму для передачи другому человеку;

Активный языковой фильтр, определяющий различия между «мыслью в мозгу» и «мыслью высказанной»;

Языковой барьер, влияющий на объем и содержание услышанного «приемником» сообщения;

Пассивный фильтр воображения и желания, связанный с процессом декодирования воспринимаемой информации и приданием ей значения;

Объем запоминания, который, в зависимости от субъективной ценности информации и особенностей «приемника», сохраняет в его памяти некий образ, связанный с информацией.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А. , Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.