Монтескье в своих «Записках путешественника» выносит этой новой метрополии неодобрительную оценку и становится основоположником легенды о ничтожности и коррумпированности венецианцев: «Через две недели я уеду из Венеции; признаюсь вам, что гондольеры довели меня до белого каления: несомненно, введенные в заблуждение моим здоровым видом, они останавливаются у каждой двери, где вас поджидают куртизанки, а когда я приказываю им плыть дальше, неодобрительно качают головами, словно я в чем-то провинился».
Однако вернемся к гондоле, которая в глазах гостей Венеции, в сущности, уже вытеснила великолепного льва, превратившись в символ города, пусть даже смехотворный. В описании Теофиля Готье она предстает перед нами во всей своей загадочной и картинной неповторимости: «Гондола является естественным порождением Венеции, неким организмом, рожденным в здешних водах и ведущим свою особенную жизнь, этакой рыбой, способной существовать только в водах канала. Лагуна и гондола связаны между собой неразрывно, словно моллюск со своей раковиной. Город являет собой раковину, а гондола - живущего в ней моллюска». Однако уже в 1806 г. Шатобриан представил этот венецианский челнок в весьма мрачных красках: «Эти знаменитые черные гондолы производят впечатление кораблей, перевозящих гробы; на первой же из них мне привиделся покойник, которого собрались хоронить».
Таким образом, будущий автор «Замогильных записок» предвосхитил видение Венеции в черных красках, которое вскоре будет проповедовать по всей Европе лорд Байрон. По вине английского поэта и романтиков в целом, к которым впоследствии присоединятся декаденты (и среди них Д"Аннунцио), экс-Светлейшая становится «городом мертвых par excellence , настоящим призраком, который вот-вот исчезнет» (Бассани).
Разумеется, автор «Чайльд Гарольда» имел полное право написать: «Венеция подобна Кибеле, вышедшей из океана и горделиво несущей свой башенный венец; овеваемая ветрами, она шествует величественной походкой, и ей подвластны воды и обитающие в них божественные творения…» И тут же добавить: «Ее дочери получили в приданое рассеянные племена некогда могучих народов, а неисчерпаемый Восток пролил на плащ ее сверкающий дождь своих сокровищ. Облачившись в пурпур, она приглашала к себе на пиры монархов и осыпала их столькими милостями, что даже ничтожнейший из них чувствовал себя возвышенным».
Противопоставление блистательного прошлого Венеции ее нынешнему упадку стало общим местом (topos) нового мифа о городе в лагуне: «Это жалкий обшарпанный город, который с каждым часом неустанно погружается в могилу», - напишет Бальзак, в то время как Баррес станет оплакивать «физиологическую грусть» и «изнуренность Венеции»…
В таком же духе создан целый ряд венецианских «ноктюрнов», авторами которых стали лучшие литераторы XIX столетия от Жорж Санд до Готье и Тэна: «Стоявшие на мостах силуэты смутно напоминали человеческие, и, когда мы проплывали под мостовыми пролетами, на нас устремлялись их тусклые сонные взоры. Огни то и дело гасли, и нам ничего не оставалось, как двигаться вперед, лавируя между четырьмя зловещими сгустками мрака; над водой клубилась липкая, сырая и глубокая тьма, ночное небо изливало тьму, окрашенную в цвета грозовых туч, каменные стены канала были окутаны непрозрачной мглой, настолько плотной, что свет лодочного фонаря не мог пробиться сквозь нее и порождал лишь красноватый сумрак, в котором проплывали мимо то пьедестал неведомого монумента, то основание колонны, то портик или решетка. Иногда невесть откуда взявшийся лучик стремительно выхватывал из темноты какие-то несоразмерные, таинственные, поистине фантастические предметы, но они, к счастью, мгновенно исчезали, а вместе с ними и пробужденный ими леденящий страх» (Готье).
Вот уже больше века Венеция является жертвой нездорового любопытства эстетов и своеобразного «вуаеризма» тысяч туристов, навалившихся на нее всей своей плотной, тяжелой и инертной массой. Но еще хуже, что она сама превратилась в серию стереотипов. Ибо ни интеллектуал, подлинный или только считающий себя таковым, ни исследователь, приезжающий в Венецию, уже не в состоянии взглянуть на нее свежим взглядом. В кармане у туриста лежит путеводитель (примерно с 1860 г. это «Бедекер»), в его интеллектуальном багаже - мемуары знаменитых предшественников, на которые он не может не сослаться; он останавливается (по крайней мере, останавливался до недавнего времени) в тех же гостиницах, где некогда останавливались Шатобриан и Готье (гостиница «Европа»), Жорж Санд, Мюссе и Луиза Коле (гостиница «Даниэли») и откуда взору его открываются все те же неизменные виды, а потому во множестве рождаются изречения вроде следующих: «Моя гостиница, отель «Европа», расположена у входа в Большой канал, напротив Морской таможни, Джудекки и Сан-Джорджо Маджоре» (Шатобриан); «Остров Сан-Джорджо с его собором находится напротив; звонница его словно качается на волнах; справа высятся Dogana di Mare и Salute » (Коле).
Даже Пруст, долгое время избегавший общих мест, в конце концов - видимо, на мгновение забывшись - создал свой toposo тайнах и чарах Венеции: «Я не заметил, как очутился в лабиринте узеньких улиц, calli, бороздящих, подобно трещинкам, этот, словно составленный из множества замысловатых и слепленных воедино форм, кусочек Венеции, отсеченный от остального города каналом и лагуной… Это был один из тех архитектурных ансамблей, к какому в любом другом городе вели бы все улицы, все указатели. Здесь же, казалось, его нарочно спрятали среди пересечения улочек, уподобив тем восточным дворцам, куда героя волшебной сказки приводят ночью, дабы к утру доставить его домой, где он, пробудившись, уже не сможет понять, приснилось ли ему его ночное приключение или же он пережил его наяву». Поэтому в качестве заключения мы все же предпочтем лапидарное суждение Ле Корбюзье: «Венеция - это величайшее архитектурное чудо из всех существующих на земле».
Карта 1. План Венеции
1-церковь Сан-Пьетро (Оливоло); 2-собор Сан-Марко; 3-Дворец дожей; 4-Арсенал; 5-мост Риальто; 6-церковь деи Фрари; 7-Ка Д"Оро; 8-Фондако деи Тедески (Немецкое подворье).
15. Джованни Партечипацио II, 881–887, низложен
17. Пьетро Трибуно, май? 888 - конец мая? 912
18. Орсо Партечипацио II, 912–932, отрекся
19. Пьетро Кандиано II, 932–933, отрекся
20. Пьетро Партечипацио, 939–942
21. Пьетро Кандиано III, 942–959
22. Пьетро Кандиано IV, 959–976
25. Трибуно Меммо, декабрь? 979–992
27. Отгоне Орсеоло, 1009–1026, низложен
Венеция — райский уголок любви. Место, где каждая любящая душа найдёт своё место, обретёт покой и радость, словно попал домой. Каждое здание здесь окутано сладостным чувством, каждый дом имеет свою легенду.
Однако помимо того, что всё в этом городе пропитано какой-то удивительной магией самого прекрасного в мире чувства, достопримечательности этого города имею величайшую ценность для культуры всего мира, поскольку являются одними из самых ярких примеров двух стилей в архитектуре — изящной и необычной готики, а также пышного, роскошного барокко.
Поэтому даже если путешественник ещё не нашёл своё единственное и волшебное чувство, то огромное удовольствие ему принесёт просто просмотр столь прекрасных зданий, как или Дворец дожей.
История Дворца дожей
Есть в прекрасной Венеции достопримечательность, которую стремятся увидеть все люди, которым посчастливилось побывать в этом удивительном городе. Да и не заметить её просто невозможно. Этой достопримечательностью является Дворец дожей — яркий пример готики как стиля в архитектуре.
Дворец является одним из главных зданий, которые можно увидеть в Венеции. В начале своей истории дворец служил главной резиденцией венецианских дожей. Дожами в Венеции называли людей, которые были выбраны на роль главы государства. Однако такой титул был упразднён Наполеоном.
История дворца было очень долгой, порой печальной и поучительной. А началась она в далёком 810 году, когда на месте дворца была построена первая резиденция. Это была крепость, которую со всех сторон омывала вода. Однако это здание было спалено, следующие здания, построенные здесь, постигла подобная участь.
Но с четырнадцатого по пятнадцатый век началось новое строительство Дворца дожей. Эта версия была самой близкой к тому, что могут увидеть туристы сейчас.
В шестнадцатом веке это здание очень пострадало от пожара, но властью было решено реставрировать его именно таким, каким оно было до нашествия огня. Благодаря этому решению сейчас люди могут наблюдать дворец, выполненный именно в готическом стиле.
Во все времена своей истории Дворец дожей в Венеции играл важную политическую роль, поскольку являлся зданием, где собирались все высшие политические органы.
Здесь же находились разные юридические конторы, многочисленные канцелярии.
Ежегодно в определённые дни дож выходил на прекрасный балкон, для того чтобы показаться своим поданным. В эти дни сюда съезжались люди с разных уголков. Все они подплывали к балкону, и когда выходил дож, получалось так, что все поданные находятся у ног своего великого правителя.
Дворец дожей в Венеции в наше время
В современное время Дворец дожей имеет ценность скорее культурную, нежели политическую, поскольку теперь в этом здании находится музей, где туристы с разных стран и смогут узнать всю историю дворца и всей Венеции.
Нужно сказать, что Дворец дожей построен в разных стилях. Каждая отдельная часть этого здания имеет свой необычный стиль, свои особенности, поражающие своей красотой и оригинальностью многих туристов.
Очень красивым является внутренний двор Дворца дожей. Попасть сюда туристы смогут благодаря нескольким воротам. Но есть среди них те, который обрели особенную популярность. Эти ворота называются Бумажными.
До сих пор людям не известна причина, по которой они были так названы. Поэтому вокруг этого вопроса ходят разные слухи и легенды. Одни люди склонны считать, что ворота названы так, потому что именно на них чаще всего прикреплялись самые важные указы.
Другие же убеждены, что Бумажные ворота получили такое название из-за того, что рядом с ними сидели писцы, которые помогали людям писать прошения и жалобы. Однако самые удивительные виды ожидают туристов уже внутри великолепного дворца.
Парадные залы, великолепные лестницы, роскошные картины и удивительная отделка стен. Все здесь выглядит не просто великолепно, а воистину роскошно.
Про читайте здесь.
Удивительно, но раньше по этим залам могли ходить только высокопоставленные чиновники или очень богатые люди. А теперь большинство залов Дворца дожей открыты для туристов.
Заказывать билеты в Дворец дожей лучше онлайн, поскольку большинство экскурсий ограничены. И билеты не всегда есть в кассах возле самого дворца.
Дворец дожей видео
Просмотров: 156
Светлейшая Республика Венеция (Республика Святого Марка; вен. Serenìsima Republica de Venesia, итал. Serenissima Repubblica di Venezia) - с конца VII века по 1797 год республика в Европе со столицей в городе Венеция. Располагалась в северо-восточной части территории современной Италии, имела колонии на территории государств, лежащих в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Чёрного морей.
В 466 году представители населения Венецианской лагуны собрались в Градо (близлежащий город) и договорились избрать совет двенадцати представителей от каждой из 12 групп островов, составлявших Венецию. С 1172 года основным правящим органом Венеции стал Большой совет.
Венецианский дож
697 г. — 1797 г.
вен. Doxe de Venexia, итал. Doge di Venezia
Венецианская республика в 1796 году
Дворец дожей
Головной убор дожа
Первая же значимая военная опасность (война с лангобардами) выявила необходимость централизованного управления островами лагуны. И тогда, в 697 году в Венеции был избран первый дож. Дож (итал. doge, от лат. dux - «вождь, предводитель) - титул главы государства в итальянских морских республиках - Венецианской, Генуэзской и Амальфийской.
Титул дожа существовал в Венецианской республике на протяжении более чем тысячи лет, с VIII по XVIII века. Первым дожем стал . Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи.
С 1268 года существовала должность вице-дожа.
При обретении Венецией самостоятельности были попытки установить наследственную передачу должности и таким образом трансформировать республику в монархию. В дальнейшем власть дожа все больше ограничивалась и становилась номинальной, пока в 1797 году Наполеон не отменил выборы дожа.
Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции, как правило, пожизненно, и до 1032 года имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Доходы дожа на его посту были небольшими, а обязанности со временем становились всё более церемониальными.
После избрания дожа, он представлялся в Венеции в Дворце Дожей на площади Святого Марка. После XIII века власть дожей была ограничена, по сути, он находился под контролем других ведомств, которые в некоторой степени сбалансировали политическую власть. Дож был наделен экономической, гражданской и религиозной властью, что позволило воздвигнуть его фигуру похожей на папу или короля в некотором роде.
Всего в истории Венеции было 120 дожей.
Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции. После этого власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру. Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета.
На выборах 1229 года Комитет сорока был увеличен до сорока одного, то есть нечётного количества членов. С 1268 года и до конца существования титула действовала процедура выбора, включающего в себя одиннадцать голосований. Из тридцати членов Большого Совета выбиралось девять. Девять членов совета выбирали сорок человек, а из этих сорока выбиралось двенадцать человек, которые в свою очередь выбирали двадцать пять человек. Эти двадцать пять отсеивались до девяти человек, девять выбирали сорок пять избирателей. После этого сорок пять человек ещё раз уменьшались до группы из одиннадцати. И, наконец, одиннадцать человек выбирали сорок одного избирателя, которые выбирали дожа.
Подобный метод голосования был призван учесть интересы всех сторон, и не допустить на высшую должность в государстве ставленника какой-либо партии или клана, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления. Когда дож был выбран, он представал перед народом со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает». После этого он принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства.
Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Будучи дожем, он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.
Обычно дожи управляли страной до самой смерти, хотя имелись случаи разжалования с поста. Доходы дожа на его посту были небольшими. После 1501 года была разработана процедура посмертного возмещения ущерба, нанесённого дожем в период правления, например в результате хищений.
Одна из церемониальных обязанностей дожа состояла в осуществлении церемонии обручения дожа с морем. Дож бросал кольцо в Адриатику с государственного корабля - галеры, которая носила название Бучинторо или Букентавр. Традиция появилась после 1000 года, в ознаменование завоевания Далмации 26-м дожем .
Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.
№№ | Имя на русском языке | Имя на итальянском языке | Годы правления | Причина утраты титула |
1. | Paolo Lucio Anafesto | 697-717 | ||
2. | Marcello Tegalliano | 717-726 | ||
3. | Orso Ipato | 726-737 | ||
Magistri militum | 737-742 | |||
4. | Teodato Ipato | 742-755 | ||
5. | Galla Gaulo | 755-756 | ||
6. | Domenico Monegario | 756-764 | ||
7. | Maurizio Galbaio | 764-787 | ||
8. | Giovanni Galbaio | 787-804 | ||
9. | Obelerio Antenoreo | 804-810 | ||
10. | Angelo Participazio | 811-827 | ||
11. | Giustiniano Participazio | 827-829 | ||
12. | Giovanni I Participazio | 829-836 | ||
13. | Pietro Tradonico | 836-864 | ||
14. | Orso I Participazio | 864-881 | ||
15. | Giovanni II Participazio | 881-887 | ||
16. | Pietro I Candiano | 887-887 | ||
17. | Pietro Tribuno | 888-912 | ||
18. | Orso II Participazio | 912-932 | ||
19. | Pietro II Candiano | 932-939 | ||
20. | Pietro Badoer Participazio | 939-942 | ||
21. | Pietro III Candiano | 942-959 | ||
22. | Pietro IV Candiano | 959-976 | ||
23. | Pietro I Orseolo | 976-978 | ||
24. | Vitale Candiano | 978-979 | ||
25. | Tribuno Memmo | 979-991 | ||
26. | Pietro II Orseolo | 991-1009 | ||
27. | Ottone Orseolo | 1009-1026 | ||
28. | Pietro Barbolano | 1026-1032 | ||
29. | Domenico Flabanico | 1032-1043 | ||
30. | Domenico I Contarini | 1043-1071 | ||
31. | Domenico Selvo | 1071-1084 | ||
32. | Vitale Faliero de" Doni | 1084-1095 | ||
33. | Vitale I Michele | 1096-1102 | ||
34. | Ordelaffo Faliero | 1102-1118 | ||
35. | Domenico Michele | 1118-1130 | ||
36. | Pietro Polani | 1130-1148 | ||
37. | Domenico Morosini | 1148-1156 | ||
38. | Vitale II Michele | 1156-1172 | ||
39. | Sebastiano Ziani | 1172-1178 | ||
40. | Orio Mastropiero | 1178-1192 | ||
41. | Enrico Dandolo | 1192-1205 | ||
42. | Pietro Ziani | 1205-1229 | ||
43. | Jacopo Tiepolo | 1229-1249 | ||
44. | Marino Morosini | 1249-1252 | ||
45. | Reniero Zeno | 1252-1268 | ||
46. | Lorenzo Tiepolo | 1268-1275 | ||
47. | Jacopo Contarini | 1275-1280 | ||
48. | Giovanni Dandolo | 1280-1289 | ||
49. | Pietro Gradenigo | 1289-1311 | ||
50. | Marino Zorzi | 1311-1312 | ||
51. | Giovanni Soranzo | 1312-1328 | ||
52. | Francesco Dandolo | 1328-1339 | ||
53. | Bartolomeo Gradenigo | 1339-1342 | ||
54. | Andrea Dandolo | 1343-1354 | ||
55. | Marino Faliero | 1354-1355 | ||
56. | Giovanni Gradenigo | 1355-1356 | ||
57. | Giovanni Delfino | 1356-1361 | ||
58. | Lorenzo Celsi | 1361-1365 | ||
59. | Marco Cornaro | 1365-1368 | ||
60. | Andrea Contarini | 1368-1382 | ||
61. | Michele Morosini | 1382-1382 | ||
62. | Antonio Venier | 1382-1400 | ||
63. | Michele Steno | 1400-1413 | ||
64. | Tommaso Mocenigo | 1413-1423 | ||
65. | Francesco Foscari | 1423-1457 | ||
66. | Pasquale Malipiero | 1457-1462 | ||
67. | Cristoforo Moro | 1462-1471 | ||
68. | Nicolò Tron | 1471-1473 | ||
69. | Nicolò Marcello | 1473-1474 | ||
70. | Pietro Mocenigo | 1474-1476 | ||
71. | Andrea Vendramin | 1476-1478 | ||
72. | Giovanni Mocenigo | 1478-1485 | ||
73. | Marco Barbarigo | 1485-1486 | ||
74. | Agostin Barbarigo | 1486-1501 | ||
75. | Leonardo Loredan | 1501-1521 | ||
76. | Antonio Grimani | 1521-1523 | ||
77. |
Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи. До 1032 года дожи имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Со временем обязанности дожа всё больше перекладывались на венецианских чиновников. С 1268 года существовала должность вице-дожа.
Процедура выборов
Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции. После этого власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру. Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета .
Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа , где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.
Упразднение титула
Титул был упразднён Наполеоном в 1797 году. Венеция попала в зависимость от Австрии , многие формы правления присутствовали после этого, но к институту дожей Венеция больше не вернулась.
См. также
|
Напишите отзыв о статье "Венецианский дож"
Отрывок, характеризующий Венецианский дож
Старик Ростов без слез не мог рассказать жене того, что было, и тут же согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его.На другой день государь уехал. Все собранные дворяне сняли мундиры, опять разместились по домам и клубам и, покряхтывая, отдавали приказания управляющим об ополчении, и удивлялись тому, что они наделали.
Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева.
Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии.
Теперь деятели 1812 го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами.
Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей – участников этой войны, становится для нас понятною.
Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния.
Теперь нам ясно, что было в 1812 м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть восьмисоттысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами – русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их.
В исторических сочинениях о 1812 м годе авторы французы очень любят говорить о том, как Наполеон чувствовал опасность растяжения своей линии, как он искал сражения, как маршалы его советовали ему остановиться в Смоленске, и приводить другие подобные доводы, доказывающие, что тогда уже будто понята была опасность кампании; а авторы русские еще более любят говорить о том, как с начала кампании существовал план скифской войны заманивания Наполеона в глубь России, и приписывают этот план кто Пфулю, кто какому то французу, кто Толю, кто самому императору Александру, указывая на записки, проекты и письма, в которых действительно находятся намеки на этот образ действий. Но все эти намеки на предвидение того, что случилось, как со стороны французов так и со стороны русских выставляются теперь только потому, что событие оправдало их. Ежели бы событие не совершилось, то намеки эти были бы забыты, как забыты теперь тысячи и миллионы противоположных намеков и предположений, бывших в ходу тогда, но оказавшихся несправедливыми и потому забытых. Об исходе каждого совершающегося события всегда бывает так много предположений, что, чем бы оно ни кончилось, всегда найдутся люди, которые скажут: «Я тогда еще сказал, что это так будет», забывая совсем, что в числе бесчисленных предположений были делаемы и совершенно противоположные.