Две силы есть две роковые силы анализ. Фёдор Иванович Тютчев

Стихотворение "Две силы есть" датировано: март 1869 года

Тему и идею этого произведения (это же является и выводом) можно определить заключительными строками.

«Таков уж свет: он тем бесчеловечней,
Чем человечно-искренней вина.»

Стихотворение состоит из восьми строф, каждая из которых делится на две части, происходит некая повторяемость по принципам построения произведения, по способу изложения и по использованию художественных приемов. Поэтому тождество между строфами проявляется довольно четко. Например, между I и V строфами:

I Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой

V И горе ей – увы, двойное горе,-
Той гордой силе, гордо-молодой.

В обеих строфах наблюдается повторение, этот прием служит усилению мысли, придает ей большую эмоциональную окраску.

II-ая и VI-ая строфы так же тождественны, как и I-ая с V-ой. Если во II-ой строфе дается характеристика двум роковым силам, злым и неотразимым, то в VI-ой идет раскрытие сути третьей силы, противопоставленной двум первым.

II. И та, и тот равно неотразимы,
………………………………..
……………………………….
Их приговор смыкает всем уста.

VI .Когда она при роковом сознанье
…………………………………..
………………………………….
Идет сама навстречу клеветы.

Если обратить внимание на последние строчки обеих строф, нельзя не заметить, как ярко выражается противопоставление этих сил.

“Их приговор смыкает всем уста”, и, несмотря на это, противоположная сила “Идет сама навстречу клеветы”.

Так же можно сравнить III-ю с VII-ой, IV-ую с VIII-ой строфами. Все это относительно композиции произведения. Сюжет строится так.

I-ая строфа –
вступление, минипролог, в котором приводится некоторое объяснение того, что можно ожидать в его дальнейшем содержании.

II-ая строфа –
выполняет функцию объединения, поэт делает упор на общее между Смертью и Судом людским.

V-ая строфа –
Воспринимается как возглас восхищения третьей силой. Силой, которая отваживается, осмеливается вступить в поединок с одной из роковых сил – с людским Судом. Возвышаемая поэтом, возможно недосягаемая даже для самого поэта, сила вступает в бой с людским Судом не по принуждению, а по своей собственной воле. Нравственная чистота и искренность, которые собственно и являются (по контексту) генераторами этой третьей силы, в конце концов, могут оказаться выше всякой хулы. В духовно-нравственном плане и при твердых позициях они всегда победители. Поэт преклоняется перед этой возвышенной силой и сочувствует ей, его симпатии, без всякого сомнения, на стороне этой силы.

Кульминация стихотворения определяется конфликтом между Искренностью и Честью с одной стороны и людским Судом, с другой. Смерть как действующее лицо усиливает этот конфликт. Поэт настойчиво напоминает о том, что смерть неумолимо заявляет о себе, и нет никакого смысла спорить с ней. Произведение завершается философской аксиомой, выведенной автором.

“Да, горе ей – чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она…
Таков уж свет: он там бесчеловечней,

В создании стихотворения используются различные художественные приемы: сравнения, эпитеты, метафоры, очеловечивание абстрактных понятий и явлений. Поэт утверждает, что есть они эти “Две силы”. Усиливает это утверждение тем, что добавляет понятие “роковые”, то есть, неизбежные.
Дальше используется метафора, смысл которой заключается в том, что, любой человек, всю жизнь находится “под рукой” у неких таинственных господ.
Присутствует прием одухотворения таинственных сил – Смерти и Суда. Тютчев придает образам Смерти и Суда людские черты: “неотразимость” т.е. неповторимость, единственность, особенность; “безответственность”, неизменно присущая взбалмошным ненадежным людям; “беспощадность” и “глухость” к любому несогласию, роптанию со стороны жертвы.
Речь идёт о том, что их приговор не подлежит обсуждению или пересмотру. Подразумевается, что даже абсолютный монарх не обладает такой силой, так как при всей неограниченности власти человеческие возможности весьма ограничены.
Обратив внимание читателя на факты, объединяющие эти две силы, он тут же повествует и о различиях:

“Но смерть честней” – эпитет, наделяющий смерть человеческой чертой: честностью, чуждостью лицемерия и даже “не смущается” (опять эпитет) то есть независимо от того, смиренна ли жертва или осмеливается роптать, “Своей косой равняет всех она”.
Что касается Света – название высшего общества, которое тоже имеет переносное значение. “Свет” так же наделен людскими чертами, присущими преимущественно людям из "Света", которые “Не косят сплошь, но лучшие колосья (имеются в виду лучшие человеческие черты или самые стоящие люди)
Нередко с корнем вырывает вон”.

II-ая половина стихотворения, второй цикл вещания, является неким отражением I-ой половины.
Третья сила. Гордая сила, гордо-молодая сила. Эта сила возможна только при молодости Духа. Здесь проявляется и отношение поэта к НЕЙ, то ли к обладателю этой силой, то ли к абстрактному явлению, которое поэт наделяет лучшими человеческими качествами.

“Вступающий с решимостью во взоре,
С улыбкой на устах – в неравный бой.” – в бой метафорический.

И, действительно, человек, осмелившийся вступить в бой с “людским Судом”, наверное, осознает безнадежность своего положения. Но это не отпугивает его от намеченной линии поведения, от принципиально важных вопросов. Поэт восторженно обрисовывает, пытается донести до читателя магию образа Силы, вопреки всем обстоятельствам смело идущей навстречу клеветы. И, надо полагать, что описанное, обрисованное поэтом обаяние и красота такой Силы отражаются, а вернее, эта Сила сама является отражением поведения личности, индивида – носителя необычной силы, природу которой Тютчев не берется объяснить в данном стихотворении. Он ограничивается только характеристикой этой Силы и ее носителя; констатирует, что Сила, исходящая от отверженного обществом человека не лицемерит, не дает упасть лицом в грязь, - “И не дает принизиться ему”.

Самая значительная, самая глубокая мысль стихотворения, философская мысль оставлена на конец. И действительно, чем человек честнее, чем искреннее и откровеннее, тем он беззащитнее перед коварством толпы (возможно, от того, что слишком не похож он на тех, кто хорошо себя чувствует в лицемерной толпе).

Тютчев не берется решать эти проблемы, выявлять причины такого явления. Он только с горечью констатирует:

“Таков уж свет: он тем бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.”

«Две силы есть — две роковые силы…» Фёдор Тютчев

Две силы есть - две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, -
Одна есть Смерть, другая - Суд людской.

И та и тот равно неотразимы,
И безответственны и тот и та,
Пощады нет, протесты нетерпимы,
Их приговор смыкает всем уста…

Но Смерть честней - чужда лицеприятью,
Не тронута ничем, не смущена,
Смиренную иль ропщущую братью -
Своей косой равняет всех она.

И горе ей - увы, двойное горе, -
Той гордой силе, гордо-молодой,
Вступающей с решимостью во взоре,
С улыбкой на устах - в неравный бой,

Когда она, при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком-то обаянье
Идет сама навстречу клеветы,

Личиною чела не прикрывает,
И не дает принизиться челу,
И с кудрей молодых, как пыль, свевает
Угрозы, брань и страстную хулу, -

Да, горе ей - и чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она…
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.

Анализ стихотворения Тютчева «Две силы есть — две роковые силы…»

Тема судьбы в тютчевской лирике демонстрирует свою зависимость от социальных связей: она позиционируется как неравная изнуряющая борьба с «жизнью беспощадной». Отстоять свою личность, сберечь «правду сердца», право на искренние чувства, не поддавшись влиянию жестокого мира, - такова цель отважного персонажа, для которого духовная смерть страшнее, чем физическая.

Текст, датированный мартом 1869 г., исследователи включают в обширный денисьевский цикл. В произведении не звучит тема мучительного любовного переживания, характерная для стихотворений, созданных при жизни возлюбленной. На первом плане - отважный вызов обществу, брошенный гордой и решительной героиней.

Сцене жизни-сражения предшествует философское вступление. Космогоническая картина поэтического мира обогащается еще одной версией: человеческой жизнью управляют могущественные силы - чуждые снисхождению Смерть и общественное мнение.

Образная система текста построена на антитезе. Смерть противопоставляется Суду людей: первая беспристрастна, действия второго предвзяты. Объясняя принципиальную разницу «работы» сверхличностных сил, автор моделирует еще одну оппозицию. Ее членами выступают люди смиренные и непокорные. Именно «ропщущие», искренние и смелые представители социума становятся объектами осуждения.

Иллюстрируя отвлеченные размышления, поэт обращается к аллегорическому образу косаря. Действия Смерти методичны, она бесстрастно «равняет» всех. Привычки светского Суда коварны и возмутительны: он избирательно вырывает «лучшие колосья», оставляя в покое посредственные.

Во второй части текста возникает персонифицированный женский образ третьей силы - молодой, гордой, отважной. В отличие от двух первых она олицетворяет земное начало. Автор изображает сцену, предшествующую сражению: прекрасная героиня полна сил, решительна и мужественна. Она с улыбкой встречает опасность, не прячет от нее лица, стряхивая клевету и оскорбления, как пыль.

Картина противоборства обрамлена замечаниями, в которых прямо выражена эмоциональная реакция субъекта речи. Герой восхищен горделивой смелостью, однако не испытывает сомнения в катастрофическом итоге битвы. Он скорбит о грядущей судьбе силы-воительницы: в глазах «ревнивого» света она выглядит преступницей.


У каждого человека есть то произведение, которое он способен перечитывать несколько раз подряд и это ему это не надоедает. Для кого-то таким произведением является захватывающий рассказ, тем временем других воодушевляют философские стихотворения. Я как раз из таких людей.

Несколько недель назад по школьной программы изучали лирику Фёдора Ивановича Тютчева. Меня поразила его биография, его «глубокая, захватывающая и трагическая любовь к Денисьевой», именно ей он посвятил цикл любовной лирики. Но, как ни странно, меня заинтересовало стихотворение не о любви, оно более философское, а название этого бесподобного стихотворения «Две силы есть - две роковые силы...».

Композиционно оно делится на 4 части, хотя автор разделил произведение на восемь катренов. Перекрестная рифма с чередованием мужской и женской вносят в это замечательное стихотворение что-то особенное, неповторимое, а пятистопный ямб придаёт ему драматичную и напряжённую атмосферу.

В первой части, которая соответствует двум начальным строфам, Тютчев сообщает нам о двух силах, сравнивает их говорит, что «всю жизнь свою у них мы под рукой». Он сопоставляет две могущественные силы, смерть и общество, где каждый человек желает тех же действий и имеет такие же мысли, как и окружающие его люди, где человек утрачивает свою индивидуальную сущность и становиться таким же самым как и все остальные. Я считаю, он хочет показать то, что люди стали идентичными, безвольными, одинаковыми, но если быть непохожим на них и выделяться чем-либо, то тебя в тот же момент осудит, та самая толпа, в которой человек и потерял свою индивидуальность.

Во второй части Тютчев хочет сказать, что перед смертью равны все она придет ко всем людям в не зависимости от их социального положения в этом обществе и как бы толпа не осуждала отличающегося от неё человека. Думаю, автор хотел сказать используя аллегорический образ Смерти, что как бы высоко человек не летал, в каком бы высоком обществе не находился, в конце его, как и всех остальных людей, Смерть «сровняет своей косой».

Ревнивый властелин - не терпит он,

Не косит сплошь, но лучшие колосья

Нередко с корнем вырывает вон.

В этих строках Тютчев говорит о Свете, как о высшем обществе, что он всегда отторгает неугодных ему людей, а быть отверженным высшим слоем общества в те времена приравнивалось к смерти. Общество не признавало людей, которые отличались от основной массы, оно попросту не хотело их принимать.

В следующей части автор, по моему мнению, хочет сказать, что горе толпе, так как она зачастую понятия не имеет, что делает, и горе тому человеку, который идёт против той самой толпы, ничего не боясь, потому что толпа готова его растерзать, уничтожить несмотря ни на что. Здесь Ф. И. Тютчев и высшее общество, и толпу, и гордость, и непримиримость человека превращает в единое целое.

И, наконец, последняя четвёртая часть этого стихотворения включает в себя 3 заключительные строфы. Автор говорит о том, что даже «при роковом сознаньи всех прав своих» люди, отличающиеся от основной массы, выделяющиеся из неё идут сами «навстречу клеветы». И это никак не останавливает их, никак не сломит. Они не скрываются под маской, а с гордо поднятой головой по своему собственному пути, отличающемуся от других. Не взирая на все невзгоды они идут вперёд, не обращая внимание ни на «угрозы, брань и страстную хулу». И эта сила хочет проявить искренность, открытость, но «Суд людской» не желает это понимать.

Это произведение произвело на меня неописуемое впечатление. Когда я читаю эти строки во мне просыпается желание творить, жить и не взирая на мнение друх людей делать именно те вещи, которые я по-настоящему хочу, что приносит мне радость. Общество просто не может воспринимать выделяющихся людей, оно не хочет их признать, но сами эти люди, не должны обращать своё внимание на такие вещи.

Обновлено: 2015-11-09

Посмотрите