Детские православные чтения. Что читать детям? Священник Максим Козлов

(6 голосов : 4.67 из 5 )

В последнее время появляется все больше православной или «околоправославной» художественной литературы. А есть ли ? Вернее было бы сказать, что на книжном рынке стали заметны художественные произведения, написанные православными авторами. Качество этих книг очень разное, многие из них не выдерживают критики, но встречаются и талантливо написанные повести и романы. Так обстоит дело, когда речь идет о литературе для взрослых. В том же, что касается книг для детей, ситуация значительно хуже.

Детская литература - вообще слабое звено современного российского книжного рынка. Когда заходишь в книжный магазин купить что-то для ребенка, поначалу теряешься от обилия красочных обложек, но, полистав эти ярко оформленные книжки, понимаешь, что порадовать малыша нечем. Львиная доля детских книжных новинок - бесконечные переиздания классиков, таких как Андерсен, Пушкин, Шарль Перро, Маршак, Чуковский, Астрид Линдгрен. Современные же авторы чаще всего штампуют совершенно недоброкачественные книжки с примитивным текстом, сомнительными шуточками и слабым сюжетом. Если автору все-таки удалось написать нечто удовлетворительное с художественной точки зрения, то еще не факт, что его книга окажется полезной для детей: идеологический кризис, который остро чувствуется в сегодняшнем обществе, особенно заметен по детской литературе, так как старание авторов последних лет избежать любого намека на «нравоучение» и «дидактику» свели все к бесконечным постмодернистским передергиваниям и иронии. Дети же, как известно из базового курса возрастной психологии, очень поздно начинают понимать смысл и цену иронического дискурса, и вместо идеалов, которых хотелось бы достигать, примеров, на которых можно было бы учиться, героев, которым хотелось бы сопереживать, они получают бессмысленный суррогат.

Казалось бы, именно здесь начинается зона ответственности православных авторов, которые четко знают, где провести границу между добром и злом, какая мировоззренческая основа должна сформироваться у ребенка. Однако хорошей современной православной литературы для детей еще меньше, чем допустимой светской. Одна из главных проблем — жанровое однообразие. Жанр волшебной сказки нашим авторам подозрителен, потому что там «нечистая сила». Жанр коротких рассказов из детской жизни вызывает сомнения из-за «грубого материализма». Даже монаху Лазарю, автору чудесных приключений «православного ежика», попадало от критиков-ревнителей за то, что у него «животные Богу молятся». Современные подростки любят жанр фэнтези. Но считается, что православным фэнтези писать нельзя, потому что там эльфы, гномы и прочая «нежить», а дети в это время читают Джоан Роулинг или Филипа Пулмана, книги которого откровенно антихристианские. Между тем образцом «христианского фэнтези» можно назвать Клайва Льюиса с его «Хрониками Нарнии», а пример современного «православного фэнтези» - Юлия Вознесенская и ее «Кассандра или путешествие с макаронами». К сожалению, пример только один.

Другая проблема православной детской литературы - слащавость и «благочестивая фальшь», которая способна отвратить ребенка не только от конкретной книжки, но и от чтения любой христианской литературы. Писатели вообще считают детей самой сложной аудиторией именно потому, что ребенок моментально отторгает неискреннюю интонацию. Тем более трудно быть убедительным, когда пытаешься говорить с ребенком о вере. Многие православные писатели видят своим читателем некоего «идеального ребенка» вместо того, чтобы писать для реальных мальчишек и девчонок, которые нуждаются в хороших книжках, способных привести их к Богу или хотя бы заставить задуматься о добре и зле.

И, наконец, самая трудная задача, которая стоит перед православными детскими авторами - поиск образов. Перевести на язык современного ребенка православную систему образов, найти те образы, которые вызвали бы живой и искренний отклик у детей и стали для них важны, несмотря на лавину визуальной информации, которая их окружает со всех сторон, - это кажется почти невозможным, но иначе все усилия по созданию новой детской литературы окажутся тщетными. Современная цивилизация нашпигована образами, яркими и привлекательными, и без умения работать с образными системами сложно добиться внимания поколения, которое воспринимает мир посредством образов, а не слов.

О перспективах развития детской литературы шла речь на семинаре «Воспитание книгой: современные проблемы духовно-просветительской литературы по православию», который состоялся 24 ноября в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. В работе семинара приняли участие писатели, детские психологи, филологи, редакторы.

Главный редактор издательства «Лепта-пресс» Ольга Голосова назвала еще одну важную проблему православной детской литературы - отсутствие научно-популярных книг, попросту говоря, детских энциклопедий: «Православные книги для ребенка не говорят о материальном мире - чашках, ложках, деньгах, клонировании. А между тем, именно научно-популярная литература формирует у ребенка картину мира». Кроме того, Голосова считает, что «создавая псевдо-благочестивые книги, которые учат детей ненавидеть мир и бежать от него, мы воспитываем сектантов». По ее мнению, прежде всего сами писатели должны научиться видеть красоту Богом созданного мира, и тогда они смогут раскрыть эту красоту детям и научить их любить Творца, - но этого не произойдет до тех пор, пока писатели не перестанут без конца твердить об опасностях и искушениях.

В качестве примера удачной книги для подростков Голосова привела роман Тамары Крюковой «Костя + Ника» - «образец описания отношений между полами, когда не то что нет намека на секс, но даже слово любовь не упоминается, хотя любому читателю очевидно, что любовь между героями есть». Сама Тамара Крюкова, автор множества детских книг - от стишков для дошколят до фантастических романов для подростков, посетовала на то, что «хорошие писатели не идут в детскую литературу, потому что она считается малопрестижной». Коснувшись темы фэнтези и волшебной сказки, Тамара Крюкова отметила: «Малышам нужна сказка, не надо бояться ведьм и колдунов, потому что это визуализация зла. Ребенок не может представить абстрактное зло. Важно здесь другое: каким представлено добро и как оно борется со злом, не с кулаками ли?».

Писатель Дмитрий Володихин считает, что писателю-христианину можно писать фантастику при соблюдении двух условий: «если не влезать в евангельскую историю и не нарушать заповеди». Кроме того, он отметил, что современной православной литературе очень не хватает биографического жанра, и призвал коллег писать романы, основанные на житиях святых, для детей и подростков. Эту тему поддержали редактор Издательского Совета Русской Православной Церкви Елена Тростникова и психолог Андрей Рогозянский, но оба подтвердили, что агиографические произведения для детей - это очень сложный жанр. Одна из главных проблем - то, что при попытках передать словами ощущение святости, исходящей от праведника, ускользает индивидуальность святого.

Семинар решено было сделать регулярным, а темы следующих встреч перевести в более практическую плоскость.

Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков) призвал писателей осознавать свою ответственность: «Воспитание книгой означает воспитание словом. И глубокая ответственность лежит на каждом человеке, имеющем отношение к печатному слову. Сказано: «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ().

Станет ли кто-нибудь из участников семинара в храме Рождества Иоанна Предтечи писателем, оставившим яркий след в истории русской литературы, и станет ли хотя бы одна из написанных этими авторами книг событием общественной жизни, а не только предметом дискуссии в православной среде, - этот вопрос остается открытым. Как и вопрос о том, сумеет ли христианская детская литература стать трендом современной культуры и заставить широкий круг читателей пересмотреть свое мировоззрение.

Не стоит разъединять детей и чтение книг. Слово - проводник человека в любой момент его жизни, им можно как ранить, так и воспитать. Православные книги для детей лишены универсальности. Каждый экземпляр семья выбирает на свой вкус.

Что читать дошкольникам

Детство - это не только период познания мира, но и время формирования характера и развития души. Родителям важно не упустить этот важный момент.

Детская литература - это то основание, на котором ребенок будет строить свою духовную жизнь, это одна из тех первых ступенек, по которым чадо будет подниматься ко Христу.

Рассказы и православные сказки для детей рассказывают читателям о самой вере и ее великих последователях, в них заложен смысл добра и зла, доброго отношения к родным и близким людям. Именно поэтому добропорядочные родители часто спрашивают подобные книги в книжных лавках.

Библия для детей

  • На прилавках церковных магазинов часто встречается Библия для детей . Красочные иллюстрации и простой, понятный современному ребенку язык изложения информации позволяет понять сущность добра и зла, выбрать правильные ориентиры в жизни, узнать о своих прародителях и то, о чем говорится в Ветхом и Новом Заветах. Возможно, ребенок не сможет сразу осилить всю книгу, поэтому рекомендуется периодически возвращаться к ней. Библейские притчи формируют особый духовный каркас, который в последующем дитя будет обогащать своим жизненным опытом. Без знания Библии нам не дано понять, как противостоять пороку.
  • Наверно каждый ребенок бывал хоть раз в храме. И если чадо растет в верующей семье, то он должен знать святых, изображенных на иконах. Именно для таких семей священник С. Бегиян написал книгу «Жития святых для малышей» . В ней он повествует о земном пути обычных людей и объясняет о том, почему они стали святыми и смотрят на нас с икон со строгостью и любовью, так, что кажется, будто они знают о нас все.
  • Православный преподаватель Б. Ганаго издал книгу со множеством ответов на детские вопросы «Детям о душе». Небольшие рассказы и поучительные истории заставляют детей думать и размышлять, заряжают позитивом и учат добру и терпимости. Юные читатели учатся лицезреть красоту мира, воспитывают в себе самопожертвование, доброту, щедрость и верность. Все произведения Б. Ганаго пропитаны мыслью о необходимости упования на Всевышнего ради поддержки в любых жизненных ситуациях.
  • Детский молитвослов издательства Ново-Тихвинского женского монастыря - это не просто сборник молитв. Каждый из его разделов предваряет статья, повествующая о вере, Таинствах Церкви, о верном отношении к молитве и ее творению. Особое место отведено Иисусовой молитве, которая помогает каждому человеку расти в благочестии.
  • «Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей» в изложении В. Николаева. Большая красочная книга рассказывает о жизни на земле Девы Марии и Ее Сына Иисуса Христа. Добрые рассказы принесут огромную пользу маленьким христианам, помогут выбрать жизненные приоритеты и достойный путь в жизни.
  • Книга «Библейские предания» была придумана К. Чуковским специально для дошколят. В ней описаны вечные истины, над которыми время не властно. В книгу вошли предания о сотворении мира, о Адаме и Еве, о Ное и его ковчеге, о всемирном потопе, о Вавилонской башне, пророках. Это издание будет интересно читать в теплом семейном кругу.
  • Книга «Лето Господне» И. Шмелева написана в 1923 году. Писатель рассказывает о жизни страны в конце XIX века. Глубина мира, его традиций, праздников, поездок по святым местам показана детям глазами купеческого сына. Он видит все ситуации с разных сторон, ощущает на себе добро и зло, понимает необходимость покаяния и изменения жизни. Читатель незаметно для себя становится участником происходящих событий.

    «Лето Господне» И. Шмелева

  • Произведение К. Льюиса «Хроники Нарнии» создано в начале ХХ века. Издание состоит из семи книг, стиль написания - фэнтези. Читателю открывается волшебная страна, в которую попадают несколько обычных ребят из Англии. Здесь звери понимают человеческий язык, разговаривают и дружат с людьми. В стране много волшебства, добро борется со злом, дружба и сострадание проверяются сложными испытаниями. В конце книги автор рассказывает детям о жертвенной любви Творца Мира, о Его Воскресении. Льюис раскрывает читателям много христианских истин, тем самым детские сердца наполняются капельками веры в Бога.
  • «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери - роман в форме сказки-притчи писателя-летчика из Франции. Маленький принц - герой с далекой планеты, якобы повстречавшийся автору в Сахаре. Мальчик рассказывает писателю о том, что его родина - небольшой астероид, который ежедневно нужно приводить в порядок, ведь там растет его любимая прекрасная роза. Хотя главный герой до встречи с автором путешествовал по многим планетам и повстречал целую вереницу из человеческих страстей, его неокрепшая детская душа, несмотря ни на что, осталась чистой. Книга учит читателей любить и видеть глубину настоящих чувств, скрывающихся за внешними, порой негативными качествами.

О христианском воспитании детей:

Литература для подростков

Современный мир полон пороков и соблазнов, разрушающих психику детей и способствующих деградации личности. Именно поэтому интересы ребенка, особенно подростка, необходимо направить в нужное русло.

Многие современные дети увлечены разнообразными гаджетами. К сожалению, их мало интересуют печатные книги, даже когда они полезны для души. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел различать добро и зло, принимать взвешенные решения, был милосердным, нравственным, благородным, приучайте его с ранних лет к чтению духовной литературы.

В нашем каталоге собрана литература от различных православных издательств. Детские христианские издания приспособлены для удобного чтения крупным шрифтом и украшены яркими картинками. У нас всегда найдётся вариант, который понравится вашему маленькому читателю.

Наполняйте жизнь детей добрыми и красивыми книгами подобно тому, как приучаете их к полезной и полноценной еде. Читать новую книжку всегда лучше вместе, чтобы текст не казался ребёнку скучным из-за непонятных слов. Читая вдвоём, вы будете проводить необходимое время со своим малышом, и поможете развитию его образного мышления. Живое общение с книгой - верный шаг к пониманию и усвоению христианских ценностей.

Дети уже с 4-5 лет интересуются Богом. Если вы не готовы правильно рассказать сыну или дочери о Всевышнем, о появлении Иисуса Христа, Его жизни и миссии, купите православную книгу.

Ассортимент нашего магазина

У нас вы можете купить детскую Библию . Издание содержит красочные иллюстрации, написана доступным для малышей языком. Возможно, там описаны не все подробности. Но дошкольникам и деткам постарше сложно донести всё и сразу.

Кроме этой книги в нашем интернет-магазине есть много другой литературы:

  • сказки – удивительно полезные произведения, которые необходимы всем детям; благодаря сказочным образам малыши хорошо усваивают информацию;
  • детское Евангелие – издано крупным шрифтом, на доступном для детей языке;
  • молитвословы – сборник молитв для деток, которые уже умеют читать, помогает учиться встречать радости и печали с молитвой;
  • литература для совместного чтения с родителями.

Православная литература учит младших школьников и подростков правильно понимать жизнь, формировать веру, она рассказывает о законах добра и любви. Кроме того в православных книгах описываются следующие важные моменты:

  • что такое церковные обряды;
  • как правильно вести себя на исповеди;
  • как правильно соблюдать пост;
  • как постятся другие дети.

Прививайте детям любовь к Богу с ранних лет. Научите их не только просить у Господа, но и благодарить его за каждый прожитый день. Если вам сложно рассказать ребенку о вере, ее важности для душевного спасения, купите православную книгу. Вы можете обратиться за помощью к нашим сотрудникам, и они подскажут, какую книгу вам лучше купить.

На всех изданиях имеется гриф Издательского совета РПЦ. Выбирайте книгу для своего ребенка или в подарок, и мы доставим ваш заказ в кратчайшие сроки!

Ученые опытным путем доказали, что чтение детям книг на ночь развивает их способность к обучению. А если ребенок читает книги сам, это еще и развивает его интерес к окружающему миру. Наверно поэтому многие родители хотят, чтобы их дети интересовались книгами и много читали.

Заставлять ребенка читать бесполезно — только навредите. Поэтому мы собрали в этой подборке действительно интересные книги, которые увлекают ребенка захватывающим повествованием. Кроме того, они полезны и для души ребенка, т.к. показывают ему пользу добродетелей на примерах персонажей.

Книга Ивана Шмелева, написанная в 1923 — непревзойденный шедевр детской литературы, великолепным русским языком рассказывающий о жизни в нашей стране в конце 19 века. Жанр произведения — автобиографическая проза. Радостный мир традиций, церковных праздников, паломничеств по святым местам показан глазами маленького мальчика — выходца из московской купеческой среды.

Мы видим простых людей, окружавших автора и в процессе ежедневного труда и в самые возвышенные моменты жизни. Шмелев показывает их с разных сторон. Но читатель понимает очень важную вещь — в какой бы ситуации человек не находился, для него всегда есть возможность покаяния и изменения. Книга написана настолько увлекательно и талантливо, что читатель не заметно для себя становится как бы свидетелем и участником давно прошедших событий. Произведение замечательно подходит для чтения всей семьей, так как не оставит равнодушным ни взрослых ни детей.

Ганс Христиан Андерсен. Снежная Королева

Сказка великого датского писателя, которой зачитывались многие поколения в разных странах, не оставит равнодушным ни одного ребенка. А если учесть, что произведение имеет глубокую христианскую основу, то его можно рекомендовать в качестве обязательного детского чтения.

Подвиг Герды, отправившейся на поиски похищенного Кая, остаётся примером самоотверженной любви для всех поколений. А снежная королева, заставляющая застыть сердце, забыть теплоту человеческих чувств — образцом неизбежно встречающегося в этом мире зла. Ему же служат недобрые тролли, сеющие всюду осколки разбитого кривого зеркала. Они, попадая в глаз человеку, уродуют его зрение, представляя окружающее в искаженном, уродливом свете.

Этот образ очень напоминает христианину тех служителей тьмы, которые подстерегают ежечасно каждого из нас на жизненном пути. Таким образом, произведение учит юных читателей с детства быть готовыми, несмотря ни на какие невзгоды, дарить добро, которое растапливает даже самые ожесточенные души.

Произведение Клайва Льюиса, созданное в начале 20 века, за прошедшее столетие покорило сердца более ста миллионов людей в разных странах. Семь книг серии, написанных в стиле фэнтэзи, открывают читателю необыкновенную страну — Нарнию.

Несколько обычных ребят из Англии, попав в нее, обнаруживают, что здесь звери понимают человеческий язык и дружат с людьми. Хотя жизнь в стране полна волшебства, но, так же как и у нас, тут борется добро со злом, существуют любовь, обман и предательство.

Каждая путешествие детей в Нарнию становится для них испытанием, в котором проверяются самые высокие чувства: дружба, сострадание, самопожертвование. Так, постепенно выковываются их человеческие души и готовятся к переходу в другой — совершенный мир. В него ребята попадают в конце эпопеи, покинув Землю.

В заключении Клайв Льюис повествует о великой любви Творца мира, который жертвует ради людей своей жизнью и снова воскресает. Этим он дает возможность и земным детям и лучшим жителям Нарнии навсегда остаться жить рядом с собой. В ходе повествования автор «Хроник» иносказательно раскрывает читателям множество христианских истин, наполняя юные сердца идеалами веры.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Знаменитый роман известного французского писателя-летчика, погибшего во время Второй мировой войны. Произведение написано в форме сказки-притчи. Его главный герой — Маленький принц с далекой планеты, оказавшийся на Земле. Будто бы встреченный автором произведения в пустыне Сахаре, маленький человечек рассказывает ему о своих приключениях.

Читатель узнает о родине принца — небольшом астероиде. О его ежедневных трудах по уборке планеты и о любимой им прекрасной розе. Внимая рассказу о путешествии главного героя по разным планетам можно увидеть целую вереницу образов в которых отражаются человеческие страсти. А чистая душа Маленького принца, как индикатор, показывает их несоответствие вечным духовным ценностям.

Самое главное чему учит книга — это искусство любить и за внешними качествами видеть глубину настоящих чувств. А также быть ответственным за свои поступки и за людей, которые находятся рядом.

Сборник автобиографических рассказов о жизни маленького мальчика из небогатой, но глубоко верующей семьи. Автор — один из лидеров православного молодежного движения предвоенной Эстонии, погибший в 1941 году в недрах сталинского ГУЛАГа.

Произведение просто напоено удивительно красивыми образами и выражениями русского языка начала 20-го века. Оно рассказывает о православных постах и праздниках в жизни простых людей того времени. Все эти события отражаются в отзывчивой душе мальчика, от лица которого ведется повествование.

В своих удивительных рассказах Никифоров—Волгин сумел воспринять и трепетно передать потомкам тот чистый прекрасный свет, который наполнял души наших верующих предков около ста лет назад.

Священник Максим Козлов. Детский Катехизис

Книга представляет собой ответы священника на вопросы реальных московских школьников, заданные в письменном виде. Ребята, по просьбе составителей издания, задавали их о всем, что их интересовало по теме православной веры. В итоге возникло произведение, построенное по принципу вопросов и ответов, которое принято называть словом «катехизис». А так как вопросы задавались детьми, то получился «Детский катехизис».

Издание ценно тем, что содержащиеся в нем вопросы были сформированы современными ребятами и касались многих актуальных сторон сегодняшней жизни. Одновременно в книге даются ответы и на «вечные» вопросы человечества, касающиеся происхождения мира, существа Бога, судьбы людей после смерти. Произведение будет интересно и для учащихся средней школы, и, особенно, для подростков, начинающих глубоко задумываться о философской стороне мироустройства.

Сборник рассказов белорусского писателя Бориса Ганаго, также как и ряд его других книг, предназначен в основном для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Бесхитростные, вроде бы, истории из жизни, входящие в него, несут в себе особый внутренний свет и тепло.

На примере своих ровесников, а иногда и взрослых людей, юные читатели учатся видеть и ценить красоту окружающего их мира. Рассказы воспитывают в детях сочувствие, доброту, щедрость, верность слову, умение пожертвовать чем-то очень дорогим для другого человека. Через все произведения проходит мысль о необходимости уповать на Бога и искать его поддержки во всех жизненных ситуациях.

Мир детской литературы

Охватить все значимые детские книги в одной подборке невозможно. Наверняка у вас есть, что добавить. Помогите читателям — поделитесь своими любимыми книгами в комментарии. Регистрироваться необязательно.

Все мы знаем, что выбор книги должен быть обдуманным. Многие помнят наставление святителя Игнатия Брянчанинова о том, что прежде, чем взяться за чтение, нужно разобрать «благоразумно и осторожно, кто писатель и что он пишет», чтобы не «исчеркать скрижали души разнообразными понятиями и впечатлениями». Поэтому, наверное, и идем в «проверенные», как считаем, места, и с легкостью берем любое приглянувшееся издание. Мы стараемся покупать для ребенка «православную литературу», которая его плохому уж точно не научит, но так ли все просто? Все ли книги, относимые к разряду «православной литературы», одинаково полезны? И что должен знать родитель, стоя возле полки с детскими книжками в православном магазине? Попробуем разобраться, а за помощью обратимся к сотрудникам церковных лавок и православных библиотек, доктору филологических наук, профессору кафедры русской литературы и журналистики ХХ-ХХI веков МПГУ Ирине Георгиевне Минераловой и клирику храма иконы Божьей Матери Живоносный Источник в Царицыне иерею Михаилу Потокину .

Внешнее

«Если ребенок выбирает сам, – рассказывает продавец книжной лавки одного из крупных московских храмов Ксения, – то он бросается на красивые иллюстрированные книжки, и ему абсолютно все равно, кто написал, Шарль Перро или монах Лазарь». Не только дети, но и взрослые в первую очередь обращают внимание на внешний вид книги. Если книга яркая, если ее приятно держать в руках, то выбор будет в ее пользу, замечают продавцы. Как выглядит книга – немаловажный фактор. Маленького ребенка, например, большой объем текста утомляет, а без иллюстраций ему вообще сложно представить, о чем идет речь. «Если меня спрашивают, – продолжает Ксения, – я рекомендую книги, где крупный шрифт и красивые картинки. Чтобы ребенок запоминал по картинкам. Ведь часто он сам читать еще не умеет, и воспринимает именно визуально. Даже Евангелия для детей бывают разные – вот у нас есть оформленное в иконописном стиле, это удобно и красиво, ребенок привыкает. А бывают даже и православные разные издания, но картинки какие-то ужасные, смотреть их – тоска и грусть». Еще одна внешняя примета, на которую советуют обращать внимание продавцы, – это пометка, что книга издана по благословению Святейшего Патриарха или правящего архиерея. Хотя и это не всегда дает стопроцентную гарантию, что книга подходит вашему ребенку. Во-первых, для каждого читателя есть свой писатель, а во-вторых, даже через многие уровни «цензуры» проскакивают не самые лучшие литературные труды.

«Цензура»

Под словом «цензура» в данном случае, конечно же, не подразумевается жесткая проверка каждого слова. Благословение Патриарха, а иногда даже просто разрешение к изданию Издательского совета РПЦ всего лишь обозначает, что эта книга не несет в себе богоборческих идей и мыслей, противоречащих христианской морали. Затем решение о выходе в свет той или иной книги принимают редакторы и директоры издательств. Уже изданные книги, прежде чем оказаться на полках магазинов, попадают в руки сотрудникам, отвечающим за закупки, которые опытным взглядом оценивают, насколько та или иная книга будет полезна и нужна покупателю. И даже в самой церковной лавке книга может быть подвержена еще одной оценке – со стороны продавца. «Я должна отвечать за товар, которым торгую, – поясняет Ксения, – поэтому я утром, когда немного народа, смотрю, где у меня какие книги, новые поступления, читаю или пролистываю незнакомые. Иногда даже приходится подходить к священнику, уточнять, если есть какие-то сомнения, и, бывает, некоторые книги мы убираем». Нередко пересказы или переложения Библейской истории, или же какие-то нравоучительные тексты готовят мирские люди и иногда по незнанию допускают досадные ляпы. Правда, в детской литературе, отмечают продавцы, такое встречается редко. В этой сфере случаются другие недоразумения. Старший библиотекарь одной из московских православных библиотек Ирина Владимировна Сергеева вспоминает, как одно из издательств предлагало Толковый словарь В.И.Даля: «У нас есть словарь Даля, тот, который был всегда, а тут принесли какое-то очень современное издание: посмотрите, какое красивое, в одном томе. А у Даля их вообще-то четыре. Я стала листать, а там половины статей нет, а оставшиеся все урезаны. Видимо, считается, что многое устарело, не актуально. Но ведь это необходимо детям! Это ведь корни нашей культуры».

Проверено временем

«Давайте не будем изобретать велосипед, – предлагает иерей Михаил Потокин, клирик храма иконы Божьей Матери Живоносный Источник в Царицыне, отец троих детей. – До нас ведь воспитывались многие поколения христиан. Вернемся хотя бы в XIX век и посмотрим, на чем тогда учили детей». Сегодня стали переиздаваться многие книги конца XIX – первой половины ХХ веков. Переизданы «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского и «Азбука», создаваемая им совместно с супругой Еленой Алексеевной Слободской. «В книгу входит и Закон Божий для детей, – рассказывает Ирина Владимировна Сергеева, – и букварь. Букварь наподобие того, по которому и я училась много лет назад. Почему-то от таких книг душа греется – несравнимо со многим, что придумывают сейчас». Что касается детской Библии, то, по мнению многих специалистов, самой лучшей является переработка протоиерея Александра Соколова. «Либо репринтное издание рубежа ХIХ-ХХ веков, или же изданная в новой орфографии с иллюстрациями Доре, – рекомендует доктор филологических наук Ирина Георгиевна Минералова. – Это книга из тех, которые ребенок, только научившийся читать, будет читать вновь и вновь, потому что она построена в форме беседы с ребенком. Замечательная книга, и в смысле житейско-педагогическом тоже». Кладезь житейской мудрости – жития святых. Но и в них далеко не все будет понятно ребенку. «Например, житие святителя Николая Чудотворца можно изучать с самого раннего детства, – поясняет отец Михаил, – потому что оно все сказочное. А вот что касается житий мучеников, то их понять трудно. Вот Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – очень сложно для маленького человечка, для которого родители составляют всю его жизнь, они и защита, и главная опора. Надо очень избирательно подходить к этому вопросу. Может быть, лучше брать факты из жизни святых, связанные с историческими событиями – князь Владимир, Константин Великий, Александр Невский». Историческая литература для подростков пользуется большой популярностью у юных читателей, говорит старший библиотекарь Ирина Владимировна и показывает книгу почти забытого уже сегодня автора начала прошлого века Павла Амплиевича Россиева «Святитель Алексий. Историческая повесть». «В русской детской литературе есть традиция, есть блистательные авторы, – напоминает филолог Ирина Георгиевна Минералова, – Например, Ишимова или Чарская». Сегодня эти авторы, выброшенные из педагогической среды послереволюционной эпохи, вновь возвращаются к читателю. Так с начала 90-х годов было издано 54 тома полного собрания сочинений Лидии Алексеевны Чарской.

Вещи, которые нельзя упрощать

Уже более 15 лет подряд большой популярностью пользуется «Детская Библия», выпускаемая Российским Библейским обществом. Она ярко оформлена, а тексты в ней простые и понятные. «Детям очень нравится», – отмечают в библиотеке. Тем не менее, даже ее создатели утверждают, что она полна недостатков: «опущено много мудрых поучений и удивительных событий, – отмечено в предисловии к изданию начала 90-х. – А многое из того, что включено в “Детскую Библию” в виде пересказа могло бы быть изложено гораздо ярче. Библия – это Слово Божие, и все попытки пересказать ее, пусть даже самым лучшими толкователями и мастерами слова, дают лишь бледное отражение этой Книги книг». С мнением издателей соглашается и отец Михаил Потокин: «Как можно адаптировать под определенный возраст, например, музыку или живопись? И если Ветхий Завет детям еще можно давать в пересказе, то Новый Завет сложно представить в сокращении». Духовное чтение – это серьезная работа, и не всегда стоит подменять ее чем-то упрощенным, считает священник. «До какого-то момента в жизни человеку Евангелие понять сложно, – поясняет отец Михаил. – Понятие жертвы, любви приходят с опытом. Но ребенку можно читать Евангелие, как мне кажется, не в пересказе, а как оно есть. Полагаясь, может быть, на память больше, чем на разум. Что-то в памяти останется, в подсознании – и читать стоит, скорее рассчитывая именно на это. Есть вещи, которые упрощать нельзя». Бояться же сложностей и потому пытаться подсунуть ребенку уже разжеванную информацию не надо, советует священник: «Ведь учились же дети когда-то по Псалтири читать. А сейчас и не каждый взрослый справится».

Откуда есть пошла «православная литература»?

Читать то, что неизменно и актуально в веках, конечно, хорошо. Но каждое время ставит все новые и новые вопросы, искать ответы на которые в предыдущем опыте человечества ребенку порой не под силу. Юному читателю хочется читать не только о прошлом, но и о настоящем, не только о предшественниках, но и о современниках. И опять же, выискивая что-то современное для ребенка, мы надеемся на ярлык «православное». Если раньше была просто литература, и было духовное чтение, то сегодня мы можем наблюдать новое явление в культурной жизни страны – «православную литературу». С одной стороны, понятно, в дореволюционной России писатели не называли себя таковыми, но были воспитаны и старались жить как христиане. «Достоевский, Пушкин, Чехов – православные это писатели? – задает вопрос отец Михаил. – Нет такого понятия, чтобы писать только о православии. Православный писатель может рассказывать о чем угодно, как и православный художник не обязательно должен только храмы рисовать. Просто есть определенное мировоззрение, которое связано с личным нашим путем благочестия, нашим выбором, философией нашей жизни». Объяснить возникновение нового направления пытается профессор Ирина Георгиевна Минералова: «Представить, что столько бы внимания уделялось подобному лет 50-30 назад, просто невозможно. Однако это не означает, что та эпоха была “плохая”, что о нравственности подрастающего поколения не заботились. Заботились очень! А в сегодняшней жизни сходятся две крайности: директивы прошлого, твердящие, что задача состоит в том, чтобы воспитать гармонически развитую личность, и высказывания теперешних чиновников, что необходимо воспитать грамотного потребителя. Кого позвать на помощь? Как встарь, так и сегодня, ждут, что “Бог в помощь”». Но, к сожалению, иногда забывается старая русская пословица: на Бога надейся, да сам не плошай, и церковная риторика, которая, конечно же, вовсе не залог высокой художественности, так и остается лишь красивыми словами. «В афишировании внешних составляющих веры мне видится желание не БЫТЬ, а КАЗАТЬСЯ, некое лицедейство, которое опасно для воцерковляющегося человека, – продолжает Ирина Георгиевна. – Вера есть глубоко личное дело, в ней и тайна и таинства, поэтому, когда говорят об этом всуе да порой еще на высоких нотах, лично меня это оскорбляет. В самообъявлении писателя “православным” есть и нескромность, и, как бы помягче сказать, самонадеянность и ожидание похвалы». А это ли нужно ребенку от книги и ее автора? Нет, вряд ли. Ирина Георгиевна напоминает о многих и многих писателях советской эпохи, которые «хлопотали о том, чтобы граждане выросли любящими Родину, уважали старших и память об ушедших в мир иной, дорожили наследством, оставленным и завещанным нам дедами и родителями… В этих уроках, хоть и не названное, – продолжает она, – было – скажу, пользуясь терминологией Соловьева, – “благоговение перед высшим”, “сострадание к равным” и “жалость к низшим”. В этом смысле, названная атеистической, эпоха сохранила и сберегла немало церковных раритетов и ценностей». Отец Михаил Потокин также предлагает для детского чтения книги советских писателей: «Вот хотя бы про Незнайку можно много раз читать в определенном возрасте. А я, между прочим, знаю одного замечательного батюшку, который свободно цитирует эту книгу и из нее приводит житейские примеры».

Литература воцерковления

Ничего удивительного в том, что частенько авторы, позиционирующие себя как «православные», уходят в крайности, часто раскрашивая свои произведения, героев и события всего лишь двумя цветами – черным и белым, плохим и хорошим, стремясь написать «как правильно», стремясь расставить четкие и ясные границы, где «по-православному», а где – нет. «Воцерковление всегда сопровождается полемическим пафосом по отношению к тому, что не-церковь», – поясняет Ирина Георгиевна Минералова. Примеров такого поведения немало и среди читателей. Примеров парадоксальных. Когда, покупая в подарок племяннику книгу сказок Пушкина, любящая тетушка аккуратно вырезает из нового, еще пахнущего типографской краской, издания сказку «О попе и работнике его Балде». «Да нет, ну нельзя вырезать! – не скрывая удивления, пытается разъяснить отец Михаил. – Это же действительно православная сказка. Потому что ведь и в Евангелии Христа предают фарисеи и первосвященники. Наоборот, человека, который прочтет эту сказку, когда он, не дай Бог, конечно, столкнется в церкви с равнодушием, с сребролюбием, это не оттолкнет. Он будет знать, что так бывает, что это есть ошибка, грех, человеческая немощь, но не порядок церковный. Ребенку необходимо приводить не только хорошие и привлекательные примеры, но и рассказывать о существовании зла, иначе он не будет к нему готов». А будет ли ребенок готов к реальной жизни, читая навязчиво-воспитательные тексты? Помогут ли ему бессюжетные, но зато «про православие» рассказики? Продавец церковной лавки Роман недоуменно перелистывает одну из выставленных на продажу книг: «Иногда возьмешь почитать, а истории какие-то бессмысленные, глупые. Сюжет слабый, к чему, зачем, какой вывод делать? Зато есть православный компонент, мол, герои сего повествования живут православной жизнью – с утра до ночи молятся, радостные и довольные вместе на службы ходят». «За дело часто берутся люди только что воцерковившиеся, – поясняет Ирина Георгиевна Минералова, – но не имеющие понятия о писательском деле, не начитанные, педагогически наивные». И пишут-то они из лучших побуждений, и намерения у них благие, но…

Мода

Но только ли писатель виноват в том, что «православная литература» не может выйти за рамки нравоучительной беллетристики не всегда хорошего качества? Читатели также прикладывают к этому руку, создавая моду на произведения определенных авторов, определенной направленности. Читатель получает то, что он хочет – простой, практически разговорный язык и объясняемые на пальцах правила христианской морали. Библиотекарь Ирина Владимировна показывает повесть протоиерея Александра Торика «Diмон»: «Мне было не всегда приятно читать, – говорит она. – Но современный язык такой, такое время, зато то, что написано в книге, понятно подростку». Молодые люди, по утверждению многих родителей, после прочтения книги сами просятся на исповедь. В общем-то, цель достигнута. И тут стоит вспомнить о том, что хорошая литература вовсе не ставит перед собой цели взять читателя за руку и куда-то привести или вдолбить ему в голову какую-то истину. Хорошая литература предлагает поразмышлять, учит различать истину и подделку, но при этом оставляет человеку полную свободу выбора. Книги не должны воцерковлять, за воцерковлением надо идти в храмы и воскресные школы. На вопрос, как правильно выбрать хорошее православное чтение для ребенка, библиотекарь Ирина Владимировна отвечает: «Надо пойти в воскресную школу, самому чему-то научиться, и тогда легко будет выбрать книгу для своего чада».