Описание рассуждение. Что такое понятие «Повествование» в русском языке

Цель

Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; получать представление о широкой теме и микротемах. Следует обратить внимание учащихся на роль эмоциональных слов в тексте, роль рисующих, выделяющих и оценочных прилагательных, роль глаголов в повествовании, роль текстуальных синонимов и другие средства выразительности речи.

Вопросы

1.Что такое текст? Как доказать, что ряд предложений является тестом? Какими по объему бывают тексты? Что такое главная мысль? В каких частях текста она выражается? Какого роль первого и последнего предложения в тексте? Что такое абзац и какого роль в тексте?

2.Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте?

3. Какие существует типы речи? Какова композиция текстов разных типов речи?

4. Какие средства связи используются в текстах разных типов речи?

5.Какие существуют типы языка? Каковы приметы различных стилей?

6.Как составить партитуру чтения текста?

Практическое задание

Проанализируйте по предложенным вопросам текст из повести В.Г.Короленко,Слепой музыкант”

  1. Какова тема и главная мысль текста? Каковы микротемы?
  2. 2. Какова роль первого и последнего предложения? Каковы ключевые слова?
  3. Какова роль прилагательных, глаголов, наречий и других частей речи?
  4. Каков стиль повести? Каковы особенности этого стиля?
  5. Каков тип речи данного текста? Какова композиция? Сколько абзацев в тексте и почему?
  6. Какова связь между предложениями? Каковы средства этой связи?
  7. Как следует читать данный текст? (Паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса, темп речи, интонация.)
  8. Какими синтаксическими конструкциями пользуется автор? Чем это объясняется? Какие знаки препинания он употребляет?
  9. Каков лексических состав текста? Чем объясняется употребление терминов? Каково их лексического значение?
  10. Какой эпиграф можно подобрать к данному тексту?

Примечание: учащихся выбирают один из вопросов, получают текст для анализа, готовят сообщения по выбранному тексту.



Текст для анализа

В семье Попельских родился слепой ребенок.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась неделями. Его глаза прояснялись, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом. <…>

Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством замеила странное выражение детского лица, оставшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивали:

Скажите инее, отчего он такой?


Какой? – равнодушно переспрашивали посторонние.- Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…

Дитя не может еще координировать движения рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.

Отчего же он смотрит все в одном направлении? Он…он слеп? – вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться через два дня.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди. <…>

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского взгляда, заглядывал в него и наконец сказал с смущенным видом:

К сожалению, сударыня, вы не ошиблись…Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно…

Я знала давно, - сказала она тихо”.

Ход урока:

Урок начинается с вопроса учителя: из чего состоит наша речь, устная и письменная?

Учащиеся обычно отвечают: из звуков, из слов или из предложений.

Учитель произносит: ,А, о, в, у!” Спрашивает: ,Вы поняли мою мысль? Лес, дом, посадить! Теперь все понятно? В лесу уже растут грибы! Ясно ли, зачем я вам даю об этом информацию?”

Делается вывод, что обычно наша речь состоит из нескольких предложений, связанных темой и основной мыслью, соединенных по смыслу и грамматически.

Задание:

Подберите несколько предложений, связанных темой,Грибы”.

Хорошо прогуляться в августе после теплого дождичка по лесу. В лесу растут грибы, и мы наверняка вернемся с полными корзинами. И налюбуемся удивительными картинами. Увидим шляпку сыроежки, полную воды, наткнемся на толстоногого боровичка с семейкой.

Прошли дожди – пора готовить корзины. В лесу уже растут грибы! Завтра часов в 5 отправляемся в лес. Нас ждет великолепная прогулка.

Вопрос:

Что у нас случилось? (Связанный текст.)

Основными положениями их выступлений должно быть следующее.

Текст (лат. textum)-ткань, соединение, сплетение(Русский язык. Энциклопедия).

Текст-произведение речи(высказывание), воспроизведенное на письме или в печати (Этимологический словарь).

Однокоренные слова: текстология – отрасль филологической науки, занимающейся установлением точного текста литературных памятников или исторических документов для их научного издания; текстуальный – дословный, буквально воспроизводящий какой-


либо текст. Текст может состоять из нескольких предложений, а может быть целой книгой.

Отличительные черты текста - это:

1) смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

2) тематическое единство;

3) Грамматическая связь между предложениями.

Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.

Тематика – это совокупность тем.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста(пункты или подпункты плана раскрытия всей темы).

Главная(основная) мысль выражается в заглавии или в преложении текста и в общей направленности его.

Велика роль первого и последнего предложений в тексте, которы особенно подчеркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.

Слова темы или основной мысли, повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененные синонимами, являются ключевыми.

В русском языке выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Тип речи зависит от цели высказывания.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности(сначала, потом…наконец).

Главный вопрос повествования – что произошло?

Описание – словесного изображение какого-либо явления действительности(описание предмета, описание человека – портрет, описание природы – пейзаж, описание внутреннего убранства помещения – интерьер). Главный вопрос – какой?

Рассуждение- обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос – почему?

У каждого типа речи своя композиция.

Описание Повествование Рассуждение

(параллельная связь) (цепная связь) (цепная связь)

Кульминация 1. Тезис

2. Доказательство

Экспозиция-завязка развязка

(Можно поменять (Необходимо соблюдение (Необходимо соблюдение

и причинной связи логической и временной логической и причинной

предложения местами) последовательности. связи. Перестановка

Перестановка предложений предложений разрушит

разрушит текст.) текст.)

Рассказывая о стилях речи, учащиеся называют стили: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, стиль художественной литературы; отмечают зависимость от цели высказывания, сферы употребления; называют языковые приметы.

После обобщения известных учащимся знаний о тексте следует практическая часть, предполагающая проверку умений учащихся анализировать текст. Комплексный анализ текста – эффективное средство развития речи школьников.


Сначала учащиеся фронтально по предложенным в домашнем практическом задании вопросам анализируют стихотворение Людмилы Татьяничевой:

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить –

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

Учащиеся доказывают, что это текст: в нем три предложения, объединенных одной темой - материнской любви. Главная мысль автора заключается в том, что эта любовь делает человека сильнее. В первом предложении мысль о материнской тревоге, во втором – образ тех, с кем как бы спорит женщина-мать, в третьем выражена основная мысль. Ключевые слова – любви, детям, материнская тревога, любовь, отданная детям. Тип речи – повествование: что говорят люди о любви лирического героя; что отвечает женщина – мать. Связь между предложениями цепная: лексические средства связи – текстуальные синонимы (говорят - ответить); текстуальные антонимы (старит-делает сильнее; я - они).

Средством связи являются и видовременные формы глаголов и причастия(говорят – отдаю, старит – несовершенного вида, настоящего времени; смогу ответить – совершенного вида, будущего времени; отданная – совершенного вида, прошедшего времени, делает – последний глагол обозначает постоянное действие – несовершенного вида, настоящего времени). Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос-ответ: вопросительное-повествовательное предложение. Это очень хороший прием, который можно использовать в сочинениях.

Стиль – художественной литературы, приметами которого являются: ритм, рифма поэтического произведения, образность, эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам, любовь, отданная детям), метафоры (тревога старит), сравнение (бесстрастным, как броня). Показывая отрицательное отношение к тем, кто осуждает безмерную материнскую любовь, автор употребляет выразительнейшее прилагательное бесстрастным (сердцам), синонимами к которому являются слова: равнодушный, безучастный, бесчувственный. Но в ряду этих синонимов самым эмоционально сильным оказывается именно тот, что принадлежит Л. Татьяничевой: бесстрастным. Сравнение как броня усиливает значение эпитета, от него веет металлом (Броня – 1) в старину: металлическая одежда, защищающая туловище воина; 2) прочная защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках и т.п.) Эти слова подчеркивают противопоставленное им сильное чувство – любовь, да еще материнская.

После анализа учащиеся читают стихотворение с соблюдением пауз, всех интонационных особенностей, выделяя голосом слова, на которых делаем логическое ударение.

Затем обращаемся к анализу отрывка из повести В. Г. Короленко,Слепой музыкант”. Поскольку анализ был домашним заданием, начинаем с выразительного чтения текста. Затем выясняем, какие возможны эпиграфы к нему, пример:

Легче сердце свое казнить,

Легче с разумом быть в раздоре,

С материнским горем

Сравнить

Можно лишь материнское горе…

Л. Татьяничева

Коль рано матери седеют –


Не только возраст виноват.

С. Викулов

Ты одна мне помощь и отрада…

С. Есенин

Далее следует выступление учащихся по вопросам к анализу текста. Темой текста является рождение слепого ребенка, ключевые слова, определяющие тему: глаза – взгляд – зрачок – зрительные впечатление – слеп – офтальмолог – глаза – слеп -. Страшное для матери слово,слеп” сначала произносит она сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговор оно звучит из уст офтальмолога.

Микротемы:

1. Странное выражение детского лица, вызывающее тревогу матери.

2. Обращение матери по поводу своей тревоги к разным людям.

3. Первый осмотр мальчика доктором.

4. Беспредельная боль души матери.

5. Диагноз доктора.

6. Спокойная грусть матери.

Главная мысль автора – о безмерности материнского горя и мужества матери, ее готовности и способности выдержать все из любви к сыну. Ее напряженные чувства, материнскую тревогу автор выражает словами: с беспокойством, сравнением как испуганная горлица; страшная догадка, плакала и билась, как подстреленная птица(сравнение), а ее решимость, материнское мужество – последними предложениями данного текста.

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

Я знала давно, - сказала она тихо.

Здесь очень выразителен эпитет спокойной грустью, психологически точно передающей чувства матери, понимающей, как сложен будет жизненный путь ее сына и как особенно нужна будет ему ее любовь и поддержка.

Горе ее, безмерная любовь и, видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать все возможное для него звучит в последнем предложении и подчеркнуто наречие тихо.

Учащиеся предлагают озаглавить текст по главной мысли - ,Материнское горе”.

Определяя стиль речи как художественный, школьники обращают внимание на указанные выше сравнение, на эпитеты – прилагательные, выполняющие не только рисующие, но и эмоционально-оценивающие функции в тексте. Важную роль играет диалог: равнодушные реплики посторонних и тревожные вопросы матери, которые, напротив, звучат страстно, взволнованно.

Тип речи – повествование: сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребенок, и о том, как это обнаружилось. Первое предложение является вступлением, констатирующий факт без всяких эмоций. Его же можно считать и развязкой. Кульминация – догадка матери: ,…он слеп?” Развязка – пригвоор офтальмолога.

Связь между предложениями – цепная. Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальная синонимами; грамматическими: местоимениями, однокоренными словами, чередованием глаголов совершенного и несовершенного вида.

В поведении доктора напряжение, тревога и надежда передаются глаголами совершенного вида.

В качестве синтаксических средств связи В. Г. Короленко использует обратный порядок слов уже в первом предложении, где подлежащее с определением поставлено в конец, а во втором предложении логическое ударение на слове этого еще раз подчеркивает это страшное событие: родился слепой ребенок. Конструкция третьего,


сложноподчиненного предложения подчеркивает взгляд новорожденного ребенка. Следующие бессоюзные предложения перечисляют факты, казалось бы обычные для новорожденного. Но следующие за ними предложении начинается с союза но, заставляющего сразу насторожиться. Напряжение ситуации автор передает и с помощью вопросительных предложений, и с помощью многоточия, которое,начатую речь прерывает на малое время для выражения жестокой страсти” (А.А.Барсов).

Конец текста соединяется с началом выражением это известие, с первого предложения мы знаем, какое это известие: новорожденный слеп.

Учащиеся объясняют лексическое значение слова офтальмолог(специалист по глазным болезням) и его роль в тексте, координировать(согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между действиями). Считают, что употребление терминов здесь делает более неопровержимым и страшным диагноз врача.

После анализа текст еще раз читается вслух; возможно, это сделает сам учитель. Затем учащиеся предлагается творческое задание – ответить на вопросы:

1. Какие мысли и чувства вызвало у меня повествование В. Г. Короленко о матери и ее слепом ребенке?

2. Что обозначают слова, заключающие эпизод повести?

Заключение

При таком анализе текст оказывается мощным средством эстетического, а главное, духовного развития учащихся, и одновременно способствуют развитию их речи, что находит выражение в тех работах, которые они пишут по следам урока. Совершенствуются умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, речевая культура.


Литература

Власенокова А.И., Рубченкова Л.М. Русский язык 10-11 класс.-М.: Просвещение, 1998.

Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М.: Просвещение, 1988.

Гончаров И.Ф . Подвинут я тобою. Слово о матери.- Л.: Детская литература, 1988.

Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации.- М.: Просвещение, 1986.

Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 класс.- М.: Просвещение, 1992.

Никитина Е.И. Русская речь. 8-9 класс.- М.: Просвещение, 1995.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986.

Пахнова Т.М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроке русского языка.- ,Русский язык в школе”, № 5, 1998.

Служевская Т.Л. Уроки русской словесности.- СПб., 1994.

Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе.- М.: Просвещение, 2002.

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологиеский словарь.- М., 1975.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- Л.: Просвещение, 1984.

Повествование это «событие рассказывания», то-есть общение повествующего субъекта (повествователя, рассказчика) с адресатом-читателем; совокупность композиционных форм речи, связывающих читателя с изображенным миром и приписанных автором повествователю или рассказчику. Это и отличает повествование от сюжета, то-есть развертывания «события, о котором рассказывается» в произведении. Специфический признак повествования - его «посредническая» функция: осуществление контакта читателя с миром героев. При этом «не только субъект речи определяет речевое воплощение повествования, но и сами по себе формы речи вызывают с известной определенностью представление о субъекте, строят его образ» (Кожевникова). Не относятся к повествованию те случаи, когда вставной рассказ персонажа имеет только характеристическое и сюжетное значение (рассказы генерала Иволгина в «Идиоте», в отличие от рассказов Томского в «Пиковой даме» или Максима Максимыча у Лермонтова) или когда персонаж сообщает о предмете, событии или другом действующем лице, но нет процесса рассказывания как предмета изображения.

Субъекты повествования - повествователь и рассказчик - разграничиваются по-разному. Во-первых, обычно считается, что рассказчик легко отличим от автора именно благодаря форме первого лица-«Ich-Erzahlung», а третье лицо - «Er-Erzahlung» связано с позицией «всеведущего автора» (Р.Уэллек и О.Уоррен, В.Е.Хализев). Во-вторых, эти же субъекты изображения иногда различают как варианты воплощения в тексте авторской позиции: через сопоставление им разных «версий самого себя» - «скрытый автор» и «недостоверный рассказчик» (У.Бут) или же разных «субъектных форм» - «носитель речи, не выявленный, не названный, растворенный в тексте», и «носитель речи, открыто организующий своей личностью весь текст» (Б.О.Корман). В-третьих, противопоставляют «повествование в собственном смысле посредничества » и «изображение, то-есть отражение вымышленной действительности в сознании романного персонажа, при котором у читателя возникает иллюзия непосредственности его наблюдения за вымышленным миром, что включает и рассказывание (Ф.К.Щтанцель).

Повествователь это тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам), не будучи при этом ни участником событий, ни - что еще важнее - объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно - во всеобъемлющем кругозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира) и в адресованности его речи в первую очередь читателю, то-есть направленности ее как раз за пределы изображенного мира. Иначе говоря, эта специфика определена положением «на границе» вымышленной действительности. Повествователь - не лицо, а функция. Или, как говорит Т.Манн (в романе «Избранник», 1951), «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования». Но функция может быть прикреплена к персонажу (или «дух» может быть воплощен в нем) - при том условии, что персонаж в качестве повествователя будет совершенно не совпадать с ним же как действующим лицом. Повествующий Гринев, например, - отнюдь не определенная личность, в противоположность Гриневу - действующему лицу. Второй - объект изображения для первого; такой же, как и все остальные персонажи. «Всезнание» повествователя точно так же входит в авторский замысел, как в иных случаях - в «Преступлении и наказании» или в романах И.С.Тургенева - в него может входить и неполная осведомленность этого субъекта изображения.

В противоположность повествователю рассказчик находится не на границе вымышленного мира с действительностью автора и читателя, а целиком внутри изображенной реальности. Все основные моменты «события самого рассказывания» в этом случае становятся предметом изображения, «фактами» вымышленной действительности. Если повествователя внутри изображенного мира никто не видит и не предполагает возможности его существования, то рассказчик непременно входит в кругозор либо повествователя (Иван Великопольский в «Студенте» А.П.Чехова), либо персонажей (Иван Васильевич в «После бала» Л.Н.Толстого).

«Посредничество» повествователя помогает читателю прежде всего получить более достоверное и объективное представление о событиях и поступках, а также и о внутренней жизни персонажей. «Посредничество» рассказчика позволяет войти внутрь изображенного мира и взглянуть на события глазами персонажей. Первое связано с определенными преимуществами внешней точки зрения; напротив, произведения, стремящиеся непосредственно приобщить читателя к восприятию событий героями, обходятся вовсе или почти без повествователя, используя формы дневника, переписки, исповеди.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временно й последователь-ности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало...

Повествование – рассказ о происшед­ших событиях, который ведется «со стороны».

Аристотель : эпический поэт рассказывает «о со­бытии как о чем-то отдельном от себя». Между временем действия и временем повествования существует определен­ное расстояние. В отношении к повествованию изображае­мое выступает как прошедшее. Для повествователя (рас­сказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся. Повествование - это раз­вернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды.

Повествование может вестись как от первого лица, так и от третьего. Помимо этого, есть несобственно-прямая речь - речь героя, не заключенная в кавычки; речь, формально являющаяся повествовательной, но по содержанию похожая на речь персонажа.

Повествования от 1 лица - личное повествование, повествование от 3 лица - безличное.

Повествователь косвенная форма присутствия автора, осуществляет посредническую функцию между вымышленным миром и рецепиентом. По Тамарченко –его особенности в следующем: 1) всеобъемлющий кругозор (рассказчик знает финал и потому расставляет акценты, может забегать вперед, советовать, на чем акцентировать внимание). 2) речь адресована читателю, он всегда учитывает то, что его будут воспринимать. «Бедная Лиза» - обращенность к читателям звучит: «почтенный читатель». «Евгений Онегин» - возникают разные типы читателя – проницательный читатель, цензор, дама.

Н.Д.Тамарченко : Повествователь - тот, кто сообщает читателю о событиях и по­ступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик дей­ствующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человече­ский тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т. п.), не будучи при этом ни участником событий, ни - что еще важнее - объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно - во всеобъемлющем кру­гозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира). (Гомера напр. приравнивали к Олимпийским богам )

Повествовательные жанры: Эпос, роман, повесть, новелла, рассказ

Наряду с повествованием в эпопеях и романах, по­вестях и рассказах немалую роль играют описания. Это изображение предметного мира в его статике (пейзажи, бытовая обстановка, наружность персонажей (Песнь о Нибелунгах ).

К повествованию нередко «подключаются» и авторские рассуждения. Они играют немалую роль в романах и повестях Ф.М.Достоевского и Л. Толстого.

Повествование о действиях и событиях сопровождает­ся высказываниями персонажей: их монологами и диалогами, либо произносимыми, либо внутренними.

Основу повествования составляют характеристи­ки действий героев. В русской сказке «Лисич­ка-сестричка и волк»: «Наловил дед рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и ви­дит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «Вот будет подарок жене», - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыб­ке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама уш­ла».

Здесь ничего не говорится ни об обстановке действия, ни о чертах характера персонажей, ни об их переживани­ях. Мысли и намерения обозначаются скупо и бегло. Поступки лишь называются: присутствуют только те под­робности поведения героев, которые важны для понима­ния хода событий.

П овествователь может выступить в произведении и как некое «я». Таких повествователей, высказы­вающихся от своего собственного, «первого» лица, естест­венно назвать рассказчиками.

Рассказчик часто является персонажем произведения: либо второстепенным (Максим Максимыч в повести «Бэла» из «Героя нашего времени»), либо одним из главных действующих лиц (Гринев в «Капитан­ской дочке»).

В русской литературе XIX в. получила распространение форма повествования «сказ» . Сказовое повествова­ние ведется в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. Подобной формой повествования пользова­лись Гоголь и Лесков, Зощенко.

Типы повествования по стилевой окраске:

1. Нейтральное - выдержано в пределах норм литературного языка.

2. Не совсем нейтральное - с редкими вкраплениями экспрессивной лексики и синтаксиса.

3. Стилизованное повествование - имитация разговорной речи, или сказа (простонародной речи).

Теоретические сведения "Типы речи"

ПОВЕСТВОВАНИЕ

1. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.
Сюжет – развитие событий в определенной последовательности. Каждое повествование имеет начало событий (завязка), развитие событий, кульминация, конец событий (развязка).
Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развития действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы начинаем узнавать о развязке, а уж потом – о самом действии. Иногда действие в рассказе раскрывается в прямом порядке, но рассказчик время от времени отступает от хронологической последовательности, вспоминает о том, что было раньше, или забегает вперед, сообщая, что произойдет в дальнейшем.
2. Признаки повествования:
Композиция прямая или обратная
Повествование динамично (наглядное представление действия движения людей и явлений)
Способ связи предложений – цепная связь (главное в цепной связи: повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения, связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций)
Особая роль глаголов прошедшего времени совершенного вида (помогают развертыванию повествования, как одно событие сменяется другим, одна картина - другой), присутствуют и глаголы несовершенного вида, которые обозначают продолжительность или повторяемость действий
1 предложение содержит тему (сообщение о месте, времени действия и действующем лице)
В начале могут быть слова как-то раз, однажды, это было, в тот год
Средства связи предложений в повествовательном тексте – употребление слов сначала, прежде всего, в первую очередь.., затем, потом, после этого…, наконец, в конце концов, в заключение; лексическим значением глагольных форм (Проходит…Наступает..)
Повествование может быть представлено серией назывных предложений
Повествование может вестись от 3 лица (нет образа рассказчика – авторское повествование), от 1 лица
Повествование распространено в таких жанрах как воспоминания, письма в художественном, публицистическом, научном, официально-деловом стилях.
Несколько советов по написанию текста – повествования
1. Выберите композицию (с прямой последовательностью развертывания событий или обратной)
2. Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. И это может быть началом текста.
3. Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста.
4. Использование цепной связи предложений даст возможность последовательно изложить мысли.
5. Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, жанру.
6. При необходимости можно включить в повествование элементы и описания, и рассуждения.
Повествование - Развитие событий в определенной последовательности.
1. Стили: художеств.,публицист, (воспоминания,письма),научный,официально-деловой.
2. Повествование от 3 лица или от 1 лица.
3. Композиция (завязка,развитие действия,кульминация,развязка).
4. Действия и события во временной последовательности(сначала,потом..)
5. Глаголы прошедшего времени сов.вида.
6. Начало:однажды, как-то раз. Это было …
7. Серия назывных предложений.
8. Цепная связь.