Разговорные жанры на эстраде — экзамен

Беседа как самый распространенный жанр разговорной речи

Разговорная беседа – жанр фатического общения (общения ради общения). Беседа представляет собой обмен мнениями, впечатлениями. Для беседы характерна спокойная интонация, настрой собеседников на общение как приятное времяпрепровождение. Тема разговора в непринуждённой беседе заранее неизвестна, может меняться. В ходе беседы несогласие крайне важно выражать сдержанно, кратко. Выделяют следующие разновидности беседы: беседа на общие темы (светская беседа) – поверхностное обсуждение таких тем, как погода, спорт, последние новости и т.д., семейная беседа; интимная беседа – беседа ʼʼодин на одинʼʼ с обсуждением глубоко личных, сокровенных тем.

Разговорный рассказ – монологический жанр разговорного стиля речи, небольшой по объёму и характеризующий какое-либо событие, как правило, событие из жизни рассказчика. Выделяют рассказ-событие, рассказ-воспоминание, рассказ-пересказ. В рассказе выбирается тема, интересная слушателю. Рассказчик передает событие подробно.

Разговорный рассказ имеет зачин и концовку. В зачинœе должна быть указание на жанр, тему рассказа, роли говорящего и слушающего. Первая фраза (зачин) может принадлежать как рассказчику (Я тебе сейчас такое расскажу; Мне нужно тебе кое о чём рассказать; Давай расскажу о моей поездке ), так и слушателю (Рассказывай, как у тебя дела; Расскажи, как живёшь; Ты мне не всё рассказал о вчерашней встрече ). Концовка представляет собой стандартное предложение (Вот и всё; Такая вот история; Такие вот дела ). Основная часть разговорного рассказа обычно соответствует ходу событий, о которых идёт речь. Говорящий сопровождает рассказ выражением оценки к передаваемым событиям.

Спор - ϶ᴛᴏ обмен мнениями по какому-либо вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.

Конструктивным началом в споре является акцент на общем видении того или иного явления, предмета.

Учитывая зависимость отцели спора выделяют спор ради истины, спор для убеждения противника, спор ради победы, спор ради спора.

Спор как жанр разговорной речи отличается от других споров неофициальностью отношений между его участниками, непринуждённостью общения.

В бытовых спорах возможна смена темы: Давайте лучше поговорим о спорте.

Письменными жанрами разговорной речи являются личное письмо, записка, дневник.

Записка отличается от письма краткостью, иногда содержание записки может передаваться в форме намёка.

Как текст письма, так и текст записки должна быть исправлен: употреблены более полные, по сравнению с первым вариантом, конструкции; эвфемизмы и т.д.

Дневник отличается от других жанров разговорной речи тем, что его автор и адресат – одно лицо. Этим продиктовано активное использование вопросно-ответного хода, риторических вопросов, вводных слов и предложений, синонимов. Дневниковые записи – творческий процесс. Οʜᴎ помогают человеку оттачивать слог и, безусловно, совершенствоваться.

К устным жанрам разговорной речи относят — беседу, спор, разговор, рассказ, комплимент, историю

Беседа

Это жанр при которой происходит:

а) обмен мнениями собеседников на какую-либо тему: о выставке, о направлениях в живописи, о событиях в стране; на бытовые темы, своеобразным обменом мнениями являются сплетни. Например, разговор двух дам о губернаторской дочке в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

б) обмен сведениями о личностных интересах участников общения: похвалы, комплименты, одобрение, искренние признания. Для этого типа характерно душевное созвучие:

Я искренне тебе благодарна, Танюша, за то, что для меня сделала. Если бы не ты, то я бы ничего не успела. Спасибо тебе, дорогая!

в) бесцельный обмен мнениями – праздноговорение: участники диалога снимают напряжение, рассказывая анекдоты, шутя, упражняясь в остроумии:

Мне вчера рассказали такой смешной анекдот, слушай! И тебе? Мне тоже рассказали. Давай сначала я.

Традиция вести беседу складывалась веками. Важно при ведении беседы быть искренним, естественным, добрым, разговор должен носить диалогичный характер. Истинная беседа – это диалог.

Комплимент

Это речевая импровизация, с целью доставить адресату удовольствие, выразить приятное, галантное, любезное отношение человеку, похвалу.

При создании комплимента нельзя забывать о необходимости его соразмерности, искренности. Ложь, скрытая в комплименте, – это лесть. Важно, чтобы комплимент не был «избитым», нужно стремиться к нестандартности, свежести в поиске форм при его создании. Главное в комплименте – это искренность любовного или дружеского внимания.

Изящество комплимента в соблюдении меры, естественности и искусства, свежести смысла и соблюдении традиционной формы. ХХ век оказался более сдержанным в проявлении чувств, поэтому форма комплимента стала более простой

(Вы прекрасно сегодня выглядите, как вам идет это платье и т.д.).

Разговор

Это еще один жанр такой речи, отличающийся от беседы своей целенаправленность — недаром в языке существует выражение:

«У меня к тебе есть разговор».

Тип разговора, как правило, определяет первая реплика. Разговоры могут быть:

  • информативными,
  • предписывающими
  • и направленными на выяснение отношений.

а) Информативный разговор — первая реплика заключает в себе вопрос. Один из участников разговора заинтересован получить какую-либо информацию. Роль лидера играет спрашивающий, именно он направляет течение разговора. Успешность разговора определяется единством «мира знаний» участников, а также знанием норм социального этикета.

б) Предписывающий разговор — один из говорящих дает указание, совет, убеждает другого в чем-либо. Обычно участники разговора имеют разные социально-ролевые характеристики: отец — сын, взрослый – ребенок.

в) Разговор, направленный на выяснение отношений — такой разговор может быть ссорой, конфликтом, упреком.
Стратегией ведения такого типа разговора могут быть агрессивная интонация и даже молчание.

Спор

Это диалог, цель которого — обмен мнениями, ради принятия решения или выяснения истины. Стратегия ведения спора в разговорной речи определяется целеустановкой спорящих. При позитивном настрое на выяснение истины или выхода из ситуации спор приводит к положительным результатам. В бытовых спорах, если участники понимают, что невозможно прийти к единому мнению, возможно прекращение спора — тактика изменения темы.

Рассказ

Это монолог, и как жанр разговорной речи возможен при согласии одного из участников выслушать собеседника. В этом случае диалог превращается в монолог. Темы рассказа чрезвычайно разнообразны: случаи из жизни рассказчика или его знакомых, впечатления об увиденном или услышанном и многое другое. В рассказе автор создает целостную картину события, интерпретируя и оценивая их. Рассказчик стремится заинтересовать слушателей. Второй участник общения (слушатель) поддерживает рассказчика перебивами, репликами, восклицаниями, эмоциональными проявлениями (например, смехом).
Близок к жанру рассказа жанр истории. Это тоже монологический жанр, он не включает самого автора как действующее лицо. Цель рассказчика — не только передать сведения, но и подвести итоги, сопоставить с оценкой современных событий и фактов. В изложении истории возможны отступления от сюжета, тематическая фрагментарность, вопросно-ответные ходы и т.д.

Материалы публикуются с личного разрешения автора к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

«Жанры музыки» - Имеет варианты, подвержена изменениям. Примеры маршей в музыке композиторов-классиков. Изображение фруктов, цветов, дичи и т.д. называется натюрмортом (франц. - «мёртвая природа»). Имеет одного автора, не изменяется. «Три кита» - три жанра в музыке: Марш пишется в чётном размере (2/4, 4 /4). М.Блантер. «Футбольный марш».

«Разговорный стиль речи» - Экспрессивность и оценочность разговорного стиля. Экспрессивно окрашен. Своеобразные обороты. Словообразоватильные особенности разговорного стиля. Использование внеязычных средств. Термин «разговорный стиль» понимается двояко. Неполные предложения в диалоге. Стилистическая норма принципиально отличается от литературного.

«Исторический жанр» - Париж. Санкт-Петербург. Мадрид. Л.Галле. «Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна». 1851. Ж.Л. Давид. «Андромаха у ног Гектора». 1783. А.фон Менцель. «Концерт Фридриха II в Сан-Суси». 1852. В.Мадарас. «Оплакивание Ласло Хуньяди». 1859. Венгерская национальная галерея. Музей изящных искусств.

«Жанр ода» - Н.И.Кисляков. «Елизавета Петровна» Автор: Де Преннер К. Ученический рисунок М. В. Ломоносова. «Елизавета Петровна императрица Всероссийская» Автор: Антропов А. Отрок Ломоносов на берегу моря. «Ломоносов представляется Елизавете Петровне»

«Жанры ИЗО» - 8. К какому жанру искусства относится картина? 9. В каком жанре выполнена картина: А) Пейзаж; Б) Бытовой; В) Батальный. Художника, изображающего животных называют: А) баталист Б) анималист В) портретист. А) пейзаж Б) портрет В) натюрморт. 4. Как называют художника, изображающего море? А) портретист Б) пейзажист В) скульптор.

«Жанр натюрморт» - Рисунок Живопись Графика ДПИ Скульптура. Голландия-место зарождения жанра Натюрморт. Предметный мир древности. Графика. Живопись. Выразительные возможности натюрморта. Рисунок. Дпи. Неприбранный стол. Изображение предметного мира – натюрморт. Натюрморт в видах изобразительного искусства. Светлотный и цветовой контрасты.

Цели: познакомить учащихся более глубоко с разговорным стилем, сферой его применения, функциями и стилевыми чертами; прививать навык в рамках литературного языка пользоваться разговорным стилем; воспитывать культуру речи. Оборудование: схемы оформления прямой речи и диалога (на доске).

ХОД УРОКА I. Опрос по домашнему заданию Выборочная проверка домашнего задания Учащиеся зачитывают составленные списки литературы, учитель проверяет их оформление (2-3 работы на выбор).

II. Актуализация опорных знаний 1. повторение «Н - НН в различных частях речи» (Объясняется устно или помещается на доске: план, схема, алгоритм.) 2. словарный диктант Квашеная капуста, построенный офис, разобраться в путанице, квалифицированный подход, обработанная анкета, будьте добры, крашенный в яркий цвет фасад, усеянное звёздами небо, чересчур потрепанную, завершённый полет, стелющегося по земле, занавешенное окно, оклеенный обоями, сеянные в поле, по немощеной дороге, асфальтированная трасса, давайте познакомимся, пожалуйста, мощенный брусчаткой, гашеная известь, гладкокрашеная ткань, лущеный горох, вылущенное ядро, письмо сожжено, не чищенный с любовью участок.

Какие орфограммы вам встретились в словарном диктанте?

В каких стилях речи могут использоваться чаще данные слова?

(Художественный, разговорный, публицистический)

Для какого стиля характерны слова: будьте добры, давайте познакомимся, пожалуйста?

Часто в таких текстах бывают обращения. Как они оформляются? 3. Оформление прямой речи и диалога на письме

Какой формой речи мы пользуемся чаще в разговорном стиле: монологом или диалогом? Почему?

А как оформляются диалоги, прямая речь на письме? Прямая речь А (автор): «П (прямая речь)»,- а. «П»? - а. «П!» - а. «П,- а,- п.» «П? - а. - П.» Диалог А (автор): - Р (реплика). - Р,- а. - Р! (?) - а.- Р. - Р,- а,- р. Составьте диалог из 6-10 реплик в разговорном стиле (используйте знания, полученные ранее).

4. Классификация ошибок Задание. Найдите и охарактеризуйте ошибку в предложении: «Мы говорим о финансовых и куче других документов». III. Постановка целей и задач урока Учитель. Наша цель - узнать о допустимых рамках использования разговорного стиля речи, его особенностях, функции в языке. IV. Объяснение нового материала Лекция учителя Лучше сказать лишнее, Чем не сказать необходимого. Плиний Младший Люди запутываются в массе лишних слов. Максим Горький Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей. Аль-Хусри - Обратите внимание на эпиграфы.

Каковы особенности этого стиля речи? (Учащиеся делают краткую запись лекции учителя.) Разговорный стиль выполняет основную функцию языка - функцию общения; его назначение - передача информации преимущественно в устной форме (исключение составляют частные письма, записки, дневниковые записи). Этот стиль характеризуется также использованием пауз, темпа речи, внеязыковых факторов (мимика, жесты, реакция собеседника). Языковые черты разговорного стиля определяют особые условия его существования: неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, обыденность содержания и диалогическая форма.

Как и любой стиль, разговорный имеет свою особую сферу применения - бытовую, определенную тематику. Чаще всего предметом разговора становятся погода, здоровье, новости, какие-либо интересные события, покупки, цены… Возможно, конечно, и обсуждение политической обстановки, научных достижений, новостей в культурной жизни, но и эти темы подчиняются правилам разговорного стиля, его синтаксическому строю, хотя в этих случаях лексика разговоров обогащается книжными словами, терминами. Для непринужденной беседы необходимым условием является отсутствие официальности, доверительные, свободные отношения между участниками диалога или полилога.

Участники речи непосредственно связаны между собой и могут без труда делать дополнительные разъяснения и исправлять допущенные неточности или пояснять что-либо непонятное своим собеседникам. Исходя из особенностей разговорного стиля, кроме диалога, выделяют следующие жанры. Диспут, беседа - обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Участники диспута, беседы приводят различные доводы в защиту своей точки зрения. Спор - опровержение чужого мнения, настаивание на своем как единственно правильном. Рассказ - жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи. Характерная черта рассказа - целостность передаваемой информации. История - жанр разговорной речи. Цель истории - не только передача сведений о происшедших ранее событиях, но и подведение смыслового итога.

Рассказ и история относятся к запланированным видам речи. Письмо. Необходимым условием речевого общения в письме является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. В письме преобладают чувства-мысли в письменной форме. Непринужденность отношений с адресатом - главное условие переписки. Обязательно должны присутствовать «формулы» приветствия и прощания. Записка. В отличие от письма, этот жанр письменной разговорной речи в большей степени формируется общим: актуальностью одних и тех же обстоятельств. Поэтому содержание записки обычно кратко; развернутое рассуждение может заменяться одним-двумя словами, играющими роль намека. Записка, как и письмо, может быть списана с черновика.

Дневник . Дневниковые записи представляют собой тексты адресованной разговорной речи. Адресат текстов дневника - второе «я», которое помогает пишущему выражать свои мысли, чувства, сомнения. Поэтому возможны риторические вопросы, вводные слова и предложения. Одни дневники отражают ориентацию автора на описание дня как временного пространства; это может быть перечисление сделанного, итог, размышления, анализ чувств и мыслей, планы и т. п. Дневники другого типа представляют собой «разговор» о себе во времени, размышления о том, что волнует. Дневниковые записи людей, ведущих творческую работу, представляют собой лабораторию творческих поисков и мало чем отличаются от «записных книжек» и « рабочих тетрадей» писателей и поэтов.

V. Закрепление 1. работа с текстом Задание.

Прослушайте текст. Выпишите просторечия, использованные автором в тексте. Василиса снимает фартук - она что-то стирала и не достирала - подходит к Авдотье и протягивает ей руку. - Давай поручкуемся, старуха Авдотья.

Иду, дай, думаю, зайду на Василису погляжу! А тебе и при-сясть некогды,- кричит Авдотья во всю избу. - А как присядешь? Весь день на ногах, то одно, то другое…

Ее и за тыщу лет не переработать! Попомни, Василиса, она все равно после нас останется. Хошь конем вози, а останется. - Останется, останется,- кивает Василиса.- Ее из одного дня в другой перетащишь, а уж надо дальше тащить. Так и кочуешь, как цыган с торбой.

И никуда не денешься! - А куда денешься? (По В. Распутину)

Какие слова со сниженной стилистической окраской вы заметили?

Какие внеязыковые средства использовались при беседе? (Жесты, повышение голоса.)

Прочитайте предложенный текст, используя фонетические литературные нормы. 2. практическая работа «Общаемся записками» Время работы: 5 минут - написание записки, обмен записками, 5 минут - написание ответа; 5 минут - анализ. Задание. Напишите записку кому-нибудь в классе, оговорив интересующий вас вопрос: как провести время перемены, куда пойти после уроков, как провести выходные, что будет на следующем по расписанию уроке и др. Не забывайте, что сленговые слова являются внелитературным элементом.

Передайте записку. Напишите ответ другу. Проанализируйте получившийся текст с точки зрения стилистических особенностей. Перепишите в тетрадь, оформив знаки препинания, как при диалоге.

VI. Итог урока

Что нового вы узнали о разговорном стиле?

С какими жанрами разговорного стиля вы познакомились на уроке?

Какими из них пользуетесь чаще других?

VII. Домашнее задание

1. Теория по учебнику. 2. Задания по уровням. Высокий уровень 1) Составьте схему «Н - НН в различных частях речи». 2) Опишите события двух последних дней в виде дневниковой записи. Достаточный уровень 1) Составьте схему «НЕ со всеми частями речи». 2) Напишите письмо самому себе в возрасте 10 лет. Какие советы вы можете себе дать? Средний уровень 1) Составьте схему «Е - И в глаголах 1, 2 спряжения».

2) Напишите записку маме о том, что вы задерживаетесь.

Разговорная речь обслуживает бытовую сферу, происходит в условиях неофициального общения, отличается неподготовленностью, эмоциональностью, неточностью. Разговорная речь противопоставлена всем остальным функционально-стилевым разновидностям речи как некодифицированная сфера общения. Это значит, что нормы и правила разговорного общения никем не регламентируются, и практически все

нормы литературного языка в разговорной речи могут быть нарушены.

Три основных признака разговорной речи:

    спонтанность, неподготовленность речи.

    разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими.

    общение возможно только при непосредственном участии говорящих. Даже если один из собеседников говорит значительно больше, второй тем не менее должен постоянно «поддерживать разговор», т.е. вставлять какие-то реплики.

Разговорное неофициальное общение с непосредственным участием говорящих осуществляется обычно между хорошо знающими друг друга людьми в конкретной ситуации. Поэтому говорящие имеют определенный общий запас знаний, которые называются фоновыми . Эти знания и позволяют строить и понимать в разговорном общении усеченные высказывания.

Именно фоновые знания дают возможность реализовывать не номинативную, а указательную функцию языка, когда мы не называем предмет, а указываем на него.

Основной, если не единственной формой реализации разговорной речи является устная форма. К письменной форме разговорной речи можно отнести только записки и подобные жанры.

Основные формы разговорной речи - диалог, полилог. Установка на непринужденное, естественное общение определяет языковой облик разговорной речи.

В фонетическом плане для разговорной речи характерна большая вариативность произношения; неполное произношение; сильная редукция гласных, вплоть до их выпадения; нечеткость произношения.

В лексическом плане характерно наличие особой разговорной лексики: картошка, морковка, морозилка, заморозка, авоська и др. Широко используются слова-указатели, которые обозначают самые разные предметы. Ситуация известна участникам, поэтому нет необходимости в точном обозначении.

Используются слова-«губки», имеющие очень общее либо неопределенное значение, которое конкретизируется ситуацией. Например, забегаловка «любое учреждение, в которое легко забежать» – столовая, кафе, парикмахерская и т.д.

Синтаксические конструкции отличаются простотой, обилием неполных, предложений. Неполнота предложений восполняется ситуацией, которая делает предложения понятными и естественными. Очень характерны присоединительные конструкции, которые возникают как результат неподготовленной речи.

В разговорной речи наблюдаются также повторы; незаконченное построение;

использование различных вставок, добавлений, уточнений; перестройка фразы на ходу.

Как показывает история развития литературного языка, разговорная речь во многом определяет облик литературного языка. Разговорная речь служит одним из источников развития литературного языка.

Функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении:

– научный

– официально-деловой

– публицистический

– художественный

– разговорный

– церковно-религиозный.

Разговорный стиль - это стиль повседневного общения.

Сферы его использования - бытовая, отчасти производственная.

Признаки стиля:

    обстановка речи достаточно непринужденная, неофициальная;

    акт речи происходит между двумя или немногими лицами, причем высказывания (реплики) лиц партнеров перемежаются и во многом взаимозависимы;

    цель такого взаимного речевого акта - выяснение бытовых, других актуальных вопросов, воздействие на кого-либо и др.

Особенности стиля:

    эллиптичность (пропуски)

    неофициальность, неподготовленность

    спонтанность речи

    прерывистость

    образность

Реализуется разговорный стиль преимущественно в устной диалогической форме; письменная монологическая речь в этом стиле присутствует в бытовом письме (неофициального и ненаучного характера). В устной форме

коммуникативность разговорной речи проявляется более ярко, чем при письменной ее форме; такая устная речь и ее понимание во многом зависят от окружающей обстановки, от жестикуляции и мимики говорящего, которые являются ее неотъемлемыми стилистическими составляющими.

Подстили разговорного стиля: литературно-разговорная речь, просторечие, вульгарно-разговорная речь.

Литературно-разговорный стиль - это речь образованных и культурных людей в их повседневном непосредственном общении в быту, на житейские темы, на темы культуры. Лексика, грамматика, а также произношение не выходят за рамки предписываемых языковых и речевых норм. Это нормированная устная речь.

Литературно-разговорный стиль соотносится со средним языковым стилем, т.е. в меру эмоционален, нейтрален и не должен заходить ни в пределы высокого, ни в пределы низкого стилей.

Коллоквиализмы - это лексическая специфика устного разговорного стиля. В его литературный подстиль включают разговорные единицы без оттенка

грубости.

Фигуры речи употребляются в литературно-разговорном стиле часто, но своеобразно с точки зрения их отбора и «качества исполнения».

Среди нередких фигур речи:

    Эпитеты. Должны быть содержательно точными, свежими и доступными для понимания собеседника.

    Аллюзия (в виде афоризма, цитаты, малоизвестной пословицы).

    Перефразировка.

    Сравнения.

    Различная игра слов.

    Парадокс.

    Изящные перифразы и эвфемизмы.

Литературно-разговорная речь может быть:

1) совершенно естественной, непринужденной, с соблюдением минимума правил культуры речевого общения

2) с примесью делового, профессионального стиля, и тогда в нее включаются какие-то термины, слова других стилей

3) изысканной, «светской», с примесью чопорности.

Просторечие - это речь так называемого простого народа, т.е. в прошлом неграмотных или полуграмотных крестьян, слуг и т.п., а ныне просто малообразованных людей. Это такой вид разговорного стиля, в котором, наряду со стилистически нейтральными словами и другими единицами, используется много нелитературных единиц (слов, их форм, оборотов речи) нежаргонного характера, широко распространенных в общении простонародья. Среди этих единиц немало древних слов, не попавших в

литературный стандарт; таких, которые отмечаются и в отдельных территориальных диалектах, но также имеют и общенародную известность. Всем им присуща стилистическая сниженность, часто вместе с тем и отрицательная (реже положительная) эмоциональная окрашенность.

Вульгарная речь (вульгарно-разговорный стиль) отличается намеренным, предпочтительным употреблением стилистически резко сниженных слов – вульгаризмов, дисфемизмов, жаргонизмов, нецензурной брани.

В ходу некоторые фигуры речи в примитивном исполнении:

    антифразис;

    избитые риторические вопросы;

    избитые сравнения;

    антанагоге в стандартно-упрощенной форме (возвращение обвинения, ответное обвинение в том же самом).

С точки зрения теории трех стилей вульгарная речь соотносится со сниженным стилем.

Жанры: приветствие, прощание, обращение, похвала (одобрение), поздравление, благопожелание, благодарность, извинение, сплетня, слух, донос.