Чем говорит мимика человека. Жесты и мимика

Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию. Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике - каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица. Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами, и сопровождающими их жестами, определить влияние непреднамеренной жестикуляции и мимики на эффективность межличностных коммуникаций.

Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающихся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера. Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии - владея информацией об значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении.

Язык жестов универсален для всех

Вне зависимости от воспитания, манеры поведения, привычек, на подсознательном, интуитивном уровне организм каждого человека реагирует на разные ситуации примерно одинаково, поэтому, наблюдая за непроизвольной жестикуляцией и мимикой даже незнакомого человека, с большой вероятностью можно сделать правильные выводы. Однако следует помнить, что все жесты необходимо рассматривать в комплексе, а не по-отдельности - жесты многозначны, их можно верно истолковать только в совокупности с другими невербальными сигналами. Владея начальными знаниями и некоторым опытом, можно правильно распознавать настроение собеседника, его личное отношение к оппоненту. Рассмотрим распространенные жесты.

Защитные жесты

В случае, когда человек чувствует опасность, дискомфорт, испытывает недоверие и антипатию к собеседнику, ощущает себя не комфортно в обществе определенных людей, он подсознательно стремится отгородиться, закрыться от них. Поэтому, если собеседник при общении скрещивает руки на груди, закладывает ногу на ногу, отодвигается назад, держит перед собой в качестве дополнительной преграды между ним и вами какой-либо предмет (папку с документами, бумаги), значит, конструктивного диалога, скорее всего, не выйдет - человек чувствует себя напряженно и подсознательно настроен на защиту. Еще одним красноречивым невербальным знаком негативной реакции и защиты психология жестов называет сжатые в кулаки руки.

Жесты, свидетельствующие об открытости и предрасположенности

В противовес жестам защиты существуют невербальные сигналы, свидетельствующие об предрасположенности, определенном доверии и положительной оценке услышанного (увиденного). Свободная, несколько расслабленная поза, расстегивание верхних пуговиц пиджака или верхней одежды, наклон к собеседнику, демонстрирование открытых ладоней, выпрямление ног, соединение пальцев рук на подобии купола - это жесты открытости. Если собеседник подает вам именно такие невербальные сигналы, значит, он чувствует себя комфортно в вашем обществе и с большой вероятностью общение принесет результаты, на которые вы рассчитываете.

Жесты скуки

Понять, что собеседнику скучно и вам необходимо перевести разговор в другое русло либо закончить беседу, довольно просто. Об скуке свидетельствует постукивание ногой об пол, переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, "пустой" взгляд, постоянные поглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др).

Жесты личной заинтересованности

В обществе понравившегося человека противоположного пола людям свойственны определенные жесты, свидетельствующие о симпатии. Для женщин такими знаками является поправление прически, одежды, приглаживание волос, покачивание бедрами, поглаживающие движения руками по коленям, блеск в глазах, долгий взгляд, направленный на собеседника. Мужчины в обществе понравившейся женщины поправляют одежду, прихорашиваются, выпрямляют спину, расправляют плечи.

Жесты неуверенности

Уметь замечать невербальные сигналы, свидетельствующие об неуверенности и сомнениях собеседника важно, ведь, заметив жесты этой группы, легко сделать выводы, что человеку нужны дополнительные аргументы, убеждения, чтобы он принял вашу сторону.По наблюдению психологов, такими жестами являются переплетение пальцев рук, потирание шеи, различные движения пальцами, потирание пальцем носа или глаз, подпирающая подбородок ладонь.

Жесты, демонстрирующие превосходство/подчинение

Психология жестов выделяет отдельную группу невербальных сигналов, свидетельствующих о доминировании/подчинении. К признакам внутреннего ощущения превосходства над собеседником и желания доминировать относятся соединенные за спиной руки, расправленные плечи, поднятый подбородок, крепкое рукопожатие (ладонь кладется поверх ладони оппонента), засунутые в передние карманы брюк либо пиджака руки так, что большие пальцы находятся снаружи. Если же человек сутулится, пытается физически оказаться ниже, чем его собеседник (сесть, когда тот стоит, наклонить голову), поворачивает ступни ног вовнутрь, при рукопожатии протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов подчиняться и признает авторитет своего собеседника.

Мимика - лицо расскажет больше, чем слова

Мимика собеседника является не менее важной, чем язык жестов, так как по выражению лица психологи могут многое сказать о человеке. Психология мимики позволяет по малейшим изменениям в мимике понять настроение человека и его отношение к тому, что он слышит, видит или говорит сам. Так как люди не могут полностью контролировать все сокращения и расслабления лицевых мышц, именно они в первую очередь выдают все эмоции.

Спокойные глаза и немного приподнятые внешние уголки губ свидетельствуют об хорошем, приподнятом настроении, а тусклые глаза, сведенные брови и несколько опущенные уголки губ являются признаком печали, плохого настроения. Немного приподнятые брови, слегка расширенные веки - знак искренней заинтересованности, а если к такой мимике прибавлен немного приоткрытый рот - вероятно, человек удивлен. Если собеседник плотно сжимает губы, хмурит брови, ноздри его носа непроизвольно расширяются, значит, он испытывает злость или негодование. Также плохим знаком является вытянутое лицо и приподнятые брови собеседника - такое выражение лица зачастую свидетельствует об неуважении, презрении.

Психология жестов и мимики - это наука, позволяющая "читать" эмоции, подмечать малейшие изменения в настроении оппонента и чувствовать своего собеседника. Умея применять на практике знания этого подраздела психологии, можно достичь успеха в общении практически с каждым человеком и навсегда забыть, что такое недопонимание в разговоре.

Введение


Сегодня перед лицом новых, общечеловеческих проблем (глобальных, гуманитарных) значимость диалога неизмеримо возрастает. Общность бытия разных регионов, стран, культур, общее проблемное поле не означает их следования одним и тем же стандартам, социальным, экономическим, культурным. Общность формируется из сочетания разных региональных, этнокультурных объединений. Форма этой общности вырабатывается в ходе и посредством диалога или полилога между ними. Интерес к речевому акту в целом, включая как акт выражения, так и намерения говорящего и его воздействие на слушающего, предполагает рассмотрение речевого акта как события речевого общения, т.е. активного социального взаимодействия.

К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога, специалиста в области невербалики. Эта проблема общества начала изучаться только в начале шестидесятых годов, а общественности стало известно о невербальном общении только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Но даже сегодня большинство людей всё ещё не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в жизни человека.

В «язык» телодвижений входят мимика и жесты.

МИМИКА (от греч. mimikos - подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре - важный элемент актерского искусства или движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ (язык кинетический, язык линейный), система жестов и телодвижений, используемая как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми запретами и т. п. или движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. Решительный, выразительный, энергичный жест. Язык жестов (линейный язык, передающий сообщение посредством жестов). Театр жестов (пантомима).

Например, открытая протянутая ладонь при рукопожатии у самых разных народов мира символизирует дружелюбие, искренность и отсутствие агрессивных намерений.

Особенно важно знать особенности невербального общения для правильного восприятия немого кино.

Существует гипотеза, что родоначальниками невербальной коммуникации стали Чарли Чаплин и другие актёры немого кино.

В XX веке наиболее влиятельной являлась работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени ученые обнаружили более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Также эту проблему изучал Альберт Мейерабиан, который определил, что передача информации между собеседниками происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7%, за счёт звуковых средств (тон голоса, интонация звука) на 38%, и за счёт невербальных средств на 55%.

Профессор Бердвиссл проделал аналогичное исследование и установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передаётся с помощью невербальных средств общения.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал для передачи межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, с помощью одного взгляда можно понять, как расположен к тебе человек. Это можно увидеть по глазам, по жестам и по позе. Так же не мало важную роль могут сыграть глаза.

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, утверждает Бердвиссл, что подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает человек в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот. Также Бердвиссл научился определять, каким голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент речи.

Ежедневно мы пользуемся десятками жестов, почти не задумываясь об их смысле и не всегда отдавая себе в том отчет, что они способны передавать о нас гораздо больше информации другим людям, чем слова.

Удивительно, что порой не каждый из нас понимает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.

Изучение семиотической системы невербального общения не только способствует взаимопониманию между людьми - носителями одной культуры и языка, но и разных культур и языков.

Актуальность данной работы заключается в крайне высокой роли невербального общения и необходимости его глубокого исследования в условиях глобализации мира.

Проблематика данного исследования заключается в неправильном понимании людьми жестов и мимики в процессе невербального общения.

Цель исследования - изучить особенности невербального общения среди представителей как одной, так и разных национальностей, а также определить правильные толкования жестов и мимики.

1.Исследовать роль мимики и жестов в процессе общения.

2.Провести сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур.

.Выявить психологические закономерности соответствия человека и мимики и жестов.

.Определить, как используется человеком семиотическая система невербального общения на практике.

.Провести сравнительный анализ символики мимики.

Основная гипотеза: предположим, что исследуемая часть населения (студенты) относятся к группе людей, хорошо понимающих мимические движения, жесты, но практически не используют это понимание в повседневной жизни, что может приводить к непониманию собеседников, а также возникновению конфликтных ситуаций.

В процессе исследования нами были использованы следующие научные методы:

.Таксономический метод, позволивший классифицировать мимику и жесты.

.Исторический метод, благодаря которому выявили происхождение мимики и жестов.

.Описательный метод, позволивший дать психологическую характеристику мимики и жестов.

.Экспериментальный метод, предоставивший возможность выявить психологические закономерности человека и мимики и жестов.

.Сравнительно-сопоставительный метод, благодаря которому мы сравнили мимику и жесты людей, являющихся носителями разных языков.

Лингвопсихологический метод, который позволил нам говорить о символическом значении мимики и жестов.

Статистический метод, предоставивший возможность выявить, на сколько респонденты понимают жесты и мимику, и систематизировать полученные данные.

Объект исследования - невербальное общение.

Предмет исследования - толкование мимики и жестов.

В предварительный период исследования было проведено анкетирование 90 студентов 1 курса БГЭУ факультета финансов и банковского дела, которое позволило определить восприятие мимики и жестов, носителями русского языка, живущими в начале XXI столетия.


1.Мимика, жесты и традиции


В разговоре всех людей всегда присутствуют жесты. Это стало так распространено, что порой мы не замечаем этого. Но в каждой стране свои жесты и своя мимика. Если говорить про британцев, то они очень скупы на жесты. Они стараются не прикасаться друг к другу и тщательно сохраняют при разговоре дистанцию размером с вытянутую руку. К нашему большому удивлению британцы поместили на проспектах авиакомпаний, осуществляющих зарубежные рейсы, следующее предупреждение: "Будьте осторожны - ваша жестикуляция может поставить вас в двусмысленное положение".

Многие русские при разговоре помещают руки в карман. Но и это, оказывается, тоже может создать проблему: в Аргентине человеку, сунувшему руки в карманы брюк, полицейский может указать на неприличное поведение.

В Германии, при разговоре дистанция с вытянутую руку маловата. Немец отступит при этом еще на полшага. В Италии, напротив, итальянец на полшага приблизится к вам, а человек, живущий в Саудовской Аравии, постарается общаться так, чтобы дышать вам прямо в лицо.

Как обиду и вызов воспримет грек поднятие руки с открытой в его сторону ладонью, а американец, в свою очередь не будет так зол.

В Японии не следует подтягивать на публике ремень. Это могут воспринять как начало харакири.

Грек, турок и болгарин, говоря "да", покачивают головой из стороны в сторону, что для большинства европейцев означает "нет". А североамериканские индейцы сопровождают свою речь особыми плавными жестами, которые могут обогащать сказанное дополнительным смыслом или придавать словам прямо противоположное значение.

Американцы считают на пальцах, отгибая их от кулака, а, не загибая их, как мы. Но если у нас чаще всего принято загибать пальцы, начиная с мизинца, то японец, сначала загибает большой палец, а после пяти начинает обратный процесс.

Указательный палец у виска означает "глупость" во Франции, "ум" в Голландии и "живи своим умом" в Великобритании.

Когда француз, немец или итальянец считает какую-либо идею глупой, он выразительно стучит, себя по голове, а если немец шлепнет себя по лбу открытой ладонью, то это может означать: "Да ты с ума сошел!" Кроме того, немцы, так же как американцы, французы и итальянцы, имеют обыкновение рисовать указательным пальцем спираль у головы, что означает: "Сумасшедшая идея..." И напротив, когда англичанин или испанец стучит себя по лбу, всем ясно, что он доволен, и не кем-нибудь, а собой. Несмотря на то, что в этом жесте присутствует доля самоиронии, человек все-таки хвалит себя за сообразительность: "Вот это ум!" Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, то это означает, что он по достоинству оценил ум собеседника. Но если же палец укажет в сторону, то это означает, что у того не работает голова. Немцы часто поднимают брови вверх в знак восхищения чьей-то идеей. Такое же поведение в Англии будет расценено как выражение скептицизма.

Дотрагиваясь пальцем до века, итальянец выразит свою доброжелательность: "Я вижу, ты славный парень". В Испании этот жест означает сомнение в правдивости ваших слов, а для француза это - "болтун ты, братец!"

Если англичанин намерен кого-то проучить, он поднимает два пальца, сложенные вместе, что означает "Ну я тебе покажу!". А в США тот же жест воспримет как "Мы с тобой хорошая команда" или "Нас с тобой водой не разольешь!"

Типичный жест итальянцев - ладонь в форме лодочки - означает вопрос, призыв к объяснениям. А аналогичный жест в Мексике - призыв заплатить за информацию: "Ничего тебе не скажу бесплатно".

"Рога", образованные из указательного пальца и мизинца, служат итальянцам для того, чтобы "отвести дурной глаз", француз посчитает, что его хотят обозвать рогоносцем. Совсем неприличный жест (выставленный вверх средний палец руки) стал известен благодаря кино почти на всех континентах. Но во Франции и наш отечественный "кукиш" имеет такой же смысл.

Поднятый вверх большой палец руки в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии имеет три значения. Обычно этот жест используется при голосовании на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение - все в порядке, а когда большой палец резко выбрасывается вверх - это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство.

Когда итальянцы считают от одного до пяти, этот жест представляет цифру 1, а указательный палец - 2. Если считают американцы и англичане, указательный палец означает 1, а средний палец - 2; в таком случае большой палец представляет цифру 5.

Поднятие большого пальца руки в сочетании с другими жестами используется также как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когда кто-нибудь вас хочет раздавить пальцем.образный знак пальцами

Этот знак очень популярен в Великобритании и Австралии и здесь имеет оскорбительную интерпретацию. Во время второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак V для обозначения победы, но при этом рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же рука будет повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение.

В большинстве стран Европы тем не менее V-жест в любом случае означает победу.

Вы пожимаете друг другу руку. Помните, что один и тот же жест может иметь разные нюансы, которые полностью изменяют его характер. Рукопожатие - вещь обычная.

Мужчины обычно крепче жмут руку, чем женщины, но внутренние убеждения и взгляды играют при этом чуть ли не определяющую роль. Если представитель так называемого сильного пола придерживается либеральных воззрений, относится к подвиду "интеллигентов очкастых", то у него, скорее всего, будет вялое, дряблое, маловыразительное рукопожатие. Но если женщина исповедует либеральную философию жизни, то у нее, напротив, может быть бульдожья хватка.

Знать о тонкостях искусства рукопожатия стоит всем, кто собирается на собеседование со своим потенциальным работодателем. Полезно познакомиться и с классификацией рукопожатий, составленной Ником Айлзом, экспертом одного из лондонских институтов, который выделяет четыре основных типа: "костоломный", "мокрая рыба", "масонский" и а-ля Билл Клинтон".

Костоломный: есть любители прессовать вам руку с таким отчаянным энтузиазмом, словно они выжимают белье. Возможный диагноз - у них внутренняя неуверенность в себе, требующая ее чем-то компенсировать. Мокрая рыба: потная ладонь, которая способна у вас "вызвать озноб".

Масонский знак: любое хитроумное перебирание пальцев, что эксперт Айлз не рекомендует делать ни при каких обстоятельствах.

И, наконец, стиль бывшего американского президента США, который имеет привычку в момент рукопожатия класть свою левую руку на правую руку своего собеседника - чуть выше локтя. У него немало подражателей, но в основном среди политиков. Обычно такой жест сочтут за излишнюю фамильярность.

Это лишь самая малость примеров и сравнений разных стран мира (в частности Европы). Ниже следует основные этапы характеристики:

сравнение жестов;

внешний вид, одежда, поза;


ГОЛОС - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих у человека в результате колебания эластичных голосовых связок. В образовании голоса участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости).

Большинство людей обращают огромное внимание на голос. Голос может быть высоким, средним и низким (бас). Темп и интонация тоже играют большое значение при разговоре. К примеру, интонация может быть деловой (официальной), бытовой (неофициальной) и т.д.

По тону, интонации, с которой была высказана просьба, можно сказать, насколько важна эта просьба для собеседника, и является ли это просьбой сделать дружеское одолжение или скорее похожа на приказ. Например, выражение "Привет" может быть произнесено с множеством различный интонаций и иметь, соответственно, совершенно разный смысл: это может быть дружеское приветствие, а может значить: "как ты этого не понимаешь".



ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ - это одна из важнейших категорий невербального общения. Их настолько много, что ни один человек не сможет перечислить все жесты. Ниже перечислено только несколько групп жестов.

Копирование движений

Если один человек копирует элементы языка тела другого (одновременно кладут ногу на ногу, подпирают голову рукой, сжимают руки и т. д.), есть вероятность того, что один из собеседников или оба настроены на лирический лад. Когда человек подражает другому человеку, это свидетельствует о том, что он хочет на него быть похожим.

Раскачивание с пятки на носок

Эти телодвижения сигнализируют о том, что человек испытывает нетерпение или беспокойство. Взрослые люди раскачиваются с пятки на носок в минуты волнения, когда им неловко, и они хотят успокоиться.

Такое поведение не редкость и у детей: это их способ подбодрить себя и восстановить душевное равновесие. Если подобным образом ведут себя взрослые люди, окружающим это не нравится, потому что это их отвлекает. Они не могут собраться и сосредоточиться на том, что пытается им сказать человек, который раскачивается.

Когда люди не находят себе места, они тем самым сообщают о себе множество информации. Они нервничают, и тогда это признак того, что они не хотят здесь больше находиться. Они заламывают руки или переминаются с ноги на ногу, что свидетельствует о волнении или раздражении. Когда человеку неловко, он постоянно делает какие-нибудь движения, чтобы чувствовать себя лучше.

Когда людям неловко, у них повышается температура, они буквально ощущают жар в груди.

Поэтому, когда кто-то ерзает, он посылает сообщение о том, что ему неловко или его что-то беспокоит. Возможно, человек солгал или хочет уйти от людей, в обществе которых он в данный момент находится.

Наклон головы

Голова, склоненная набок, сигнализирует о том, что человеку интересно, и он готов выслушать то, что вы намерены сказать. Он сосредоточен на ваших словах, и вам удалось полностью завладеть его вниманием.

Резкое движение головой

Услышав то, что им пришлось не по душе, люди часто делают головой резкое движение в сторону от говорящего. Скорее всего, это бессознательная реакция, призванная создать преграду между человеком и источником дискомфорта.

Людям, постоянно кивающим, когда говорит собеседник, нравится всем угождать. Обычно они испытывают горячее желание нравиться. Их манера как бы говорит: "Я соглашаюсь со всем, что вы говорите, а вы должны меня за это любить". Как правило, это неуверенные в себе люди, которые опасаются того, что их отвергнут.

Когда человек качает или вертит головой, это означает, что он выражает сомнение или несогласие с тем, что было сказано. Он может качать головой, пытаясь проанализировать сказанное и решить, какую позицию должен в этом случае занять.

Почесывание головы

Почесывание головы означает, что человек смущается или в чем-то не уверен.

Обычно это хорошо видно. Этот жест в большинстве случаев дополнительной мимикой. К примеру, искривлением губ.

Пожимание плечами Когда люди пожимают плечами, это означает, что они говорят неправду, неискренни или им все безразлично. Также это можно расценить, как "не знаю", "не уверен" или "что-то мне не верится".

Человек, который лжет, обычно пожимает плечами очень быстро. В этом случае это делается абсолютно непроизвольно и означает нечто совершенно иное, нежели безразличие или отсутствие заинтересованности. Человек как бы сообщает, что говорит неправду.

Если человек поднимает плечи, но не пожимает ими, а оставляет их в таком положении, то он показывает свою беззащитность. Это движение часто делала Мэрилин Монро, чтобы подчеркнуть свою сексуальность и готовность к общению.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии). Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, что мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта (позиция "подождем-посмотрим"). Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают (позиция "это замечательно!"). Наклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены, значит, группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает преподаватель. Почесывание подбородка (жест "хорошо, давайте подумаем") используется, когда человек занят принятием решения. Жесты с очками (протирает очки, берет в рот дужку очков и т. п.) - это пауза для размышления, обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности, напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелканье колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд ("Я смотрю на вас, но не слушаю").

Жесты ухаживания, "прихорашивания". У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев ("в вашем присутствии я чувствую себя уютно"), у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз и др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения (другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз).

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах - первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти).

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как сесть.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями); тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно сжимают одна другую - значит, человек попал в "переделку" (например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него); поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест "купол"), что означает доверительность и некоторое самодовольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук ото рта на стол), позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки заведены за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.


1.3 Внешний вид: одежда, поза


Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно.

Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения.

В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация - стремление доминировать или, напротив, подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый - подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей).

О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.

Внешний вид

Внешний вид - то, как другие люди видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения.

Хороший внешний вид зависит от характеристик:

опрятный и чистый внешний вид;

свободное естественное поведение;

грамотная речь;

достойные манеры;

спокойная реакция на похвалу и критику;


жест мимика семиотический невербальный

Ещё одна главная черта в невербальном общении. На примере мы взяли небольшой тест:


С помощью данного несложного теста вы можете поупражняться в своем умении читать по лицам. Определите, какое чувство выражает лицо на каждом из 12 рисунков.

Правильные ответы (таковыми считаются исходные по смыслу с приводимыми ниже определениями):

1.Всем известное выражение неоднозначности, растерянности.

2.Угрюмость.

.Выражение заинтересованности.

Недовольство.

.Грусть, печаль, расстроенность.

Удивление.

.Незаинтересованность. Полная противоположность жесту по номером 9.

.Злость. Нахмуренные брови говорят о очень рассерженном состоянии.

.Радость, некоторое удивление заинтересованность.

Печаль.

.Выражение задумчивости.

.Озабоченность и волнение.


2.Сравнительный анализ символики мимики и жестов


В ходе исследования нами было проведено анкетирование студентов 1 курса БГЭУ факультета финансов и банковского дела. 90 респондентам была предложена анкета.

Задача исследования: выяснить, какое значение мимике придают в своей повседневной жизни молодые люди. В какой степени они умеют читать её, разбираются ли, что означают мимические движения, как реагируют при общении с другими людьми.

Рабочая гипотеза.

Факт понимания мимики молодёжью влияет на их взаимоотношения непосредственно между собой, а так же с обществом, окружающим их. Однако каждый человек может придавать разное значение мимике собеседника. Предполагается, что исследуемая часть населения (студенты) относятся к группе людей, хорошо понимающих мимические движения, жесты, но практически не используют это понимание в повседневной жизни, что может приводить к непониманию собеседников, а также возникновению конфликтных ситуаций.

Основной процедурой сбора данных социологического исследования является анкетирование респондентов.

Процедурой анализа полученных данных является обработка анкет.

Тело - это перчатка для души

Для каждого вопроса выберите свой вариант ответа.

Вы считаете, что мимика и жесты - это …

  1. Спонтанное выражение душевного состояния человека;
  2. Дополнение к речи;
  3. Проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?

  1. Нет;
  2. Не знаю.

3. Какие мимические движения и жесты, по-вашему, понимаются во всём мире одинаково? (выберите три варианта.)

  1. Качание головой;
  2. Кивки головой;
  3. Морщенье носа;
  4. Морщенье лба;
  5. Подмигивание;
  6. Улыбка.

4. Какая часть тела выразительнее всего?

  1. Ступни;
  2. Ноги;
  3. Руки;
  4. Кисти рук;
  5. Плечи.

5. Какая часть лица наиболее выразительна? (выберите два варианта.)

  1. Лоб;
  2. Брови;
  3. Глаза;
  4. Нос;
  5. Губы;
  6. Углы рта.

6. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что…

  1. Ему есть, что скрывать;
  2. У него некрасивые зубы;
  3. Он чего-то стыдится.

7. На что вы, прежде всего, обращаете внимание, разговаривая с человеком?

  1. На глаза;
  2. Рот;
  3. Руки;
  4. Позу.

8. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит взгляд, это для вас признак…

  1. Нечестности;
  2. Неуверенности;
  3. Собранности.

9. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что

  1. Первый шаг всегда делают именно мужчины;
  2. Женщина неосознано даёт понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
  3. Он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

10. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем сигналам, которые вы уловили из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

  1. Словам;
  2. Сигналам;
  3. Он вообще вызовет у вас подозрение.

11. Поп-звёзды вроде Мадонны или Принца пользуются на концертах жестами, носящими откровенно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

  1. Просто фиглярство;
  2. Они заводят публику;
  3. Это выражение их собственного настроения.

12. Можно ли полностью контролировать свою мимику?

  1. Нет;
  2. Только отдельные элементы мимики.

13. При интенсивном флирте вы изъясняетесь преимущественно…

  1. Глазами;
  2. Руками;
  3. Словами.

14. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов…

  1. подсмотрены у кого-то и заучены;
  2. передаются из поколения в поколение;
  3. заложены от природы.

Результаты обработки анкет представлены в таблице.


Номер вопросаВариант ответаaBcDEf110%75%15%---220%75%5%---310%50%50%20%70%100%410%10%45%15%20%-515%5%25%10%45%100%60%0%100%---740%15%5%40%--80%100%0%---940%10%50%---100%0%100%---110%100%0%---1220%5%75%---1350%45%5%---140%0%100%---

После обработки данных имеем результаты:

% - люди, хорошо интерпретирующие мимику и жесты, но редко использующие эту информацию в реальной жизни. Эти люди склонны скорее буквально, воспринимать сказанные им слова и руководствоваться ими, а не сделанными выводами по полученной информации из мимики и жестов собеседника.

Рекомендация этой группе людей: больше уделять внимания, полученной информации из мимики и жестов своего собеседника и принимать решения (действия), учитывая эту информацию. Это поможет им комфортнее общаться и избегать конфликтных ситуаций.

% - люди, у которых определённо есть способность к пониманию людей без слов, но они слишком полагаются на это качество. Ведь если вам улыбаются, это ещё не значит, что объясняются в любви.

% - люди, для которых язык мимики и жестов - китайская грамота. И дело не в их способностях, они просто не придают этому значения.

Рекомендация этой группе людей: необходимо постараться намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей. Помните пословицу: Тело - это перчатка для души. Понимая других, вы никогда не окажитесь в капкане одиночества.



Таким образом, исследовав проблему мимики и жестов, можно сделать следующие выводы:

.мимика и жесты являются семиотической (знаковой) системой невербального общения, различной в разных национальных культурах;

.экстралингвистические причины (т.е. государство, в котором живет человек, политическая обстановка, социальное положение и т.д.) оказывают большое влияние на восприятие жеста и мимики;

.немаловажен культурологический аспект восприятия семиотической системы невербального общения, поскольку культура, история, традиции народа важны для формирования менталитета человека;

.большинство людей (ок.90%) хорошо интерпретируют мимику и жесты, но редко используют эту информацию в реальной жизни;

.проблема невербального общения крайне актуальна в условиях глобализации мира и требует глубокого исследования.


Литература


1.Голд Сабрина. Новейшее руководство по расшифровке жестов, поз, мимики. - М., 2007.

.Нелсон Одри, Голант Сюзанн. Язык мимики и жестов. Что это такое. - Спб, 2003.

.Нэпп Марк,Холл Джудит. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению. - М., 2007.

.Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. - М., 2003.

.Степанов С. Язык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда. - М., 2000.

.Тумаркин П.С. Жесты и мимика в общении японцев. Лингвострановедческий словарь-справочник. - М.: Русский язык, 2001.

.Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов. - М., 2007.

.Хомич Е.О. Язык мимики и жестов. - М., 2008.

.Хьюбер Ч. Первое впечатление. Язык мимики и жестов. - М., 2007.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мимика и жесты - важнейшие элементы коммуникации. Это то, что принято называть способами невербального общения. Эти средства помогают расставлять смысловые акценты разговора, способствуют усилению эмоциональности и экспрессивности речи.

Кроме того, «язык тела» зачастую способен сказать о говорящем гораздо больше, чем собственно слова. Мимика, и другие несловесные средства коммуникации слабо контролируются говорящим, поэтому могут стать источником дополнительной информации о человеке. О его намерениях, эмоциональном состоянии, настроении и отношении к собеседнику.

Эта статья поможет разобраться в нюансах психологии мимики и жестов.

Вопреки сложившемуся у многих людей мнению, жестикуляция - это не просто «добавка» к разговору, не просто проявление индивидуальных или культурных привычек. По данным современных научных исследований, жестикуляция и другие элементы несловесной коммуникации - это один из первичных способов общения между людьми. Некоторые ученые вообще считают, что в какой-то момент истории это было одним из основных средств общения.

Эти средства общения не просто сопутствуют разговору, они очень сильно влияют на его смысловое наполнение. Причем таким образом, что слушатель зачастую этого даже не понимает, поскольку подобные сигналы считываются подсознательно. С одной стороны, они значительно облегчают общение, потому как помогают расставлять в беседе нужные акценты, экспрессивно выделять какие-то элементы разговора, задают саму модальность речи. С другой - они эффективно работают в качестве средства убеждения.

Кроме того, мимика и жесты могут быть источником дополнительной информации или, в некоторых ситуациях, вообще заменять речь.

Мимика и жесты у человека, с точки зрения психологии, выполняют следующие функции:

  1. Регулирование . Это жесты, которые сопутствуют императивной речи, - приказам, просьбам и др.
  2. Репрезентация внутреннего эмоционального состояния говорящего, его отношения к собеседнику и самой ситуации разговора.
  3. Пространственная функция - жесты указывают на пространственное положение говорящего и собеседника.
  4. . Жесты заменяют или дополняют такие языковые средства выразительности, как метафора, ирония, гипербола и т. д.
  5. Коммуникативная функция.
  6. Функция отображения речевых действий. Жесты могут иллюстрировать предложение, угрозу, просьбу. Не следует путать с первым пунктом. Эта функция связана именно с речевым действием субъекта диалога.
  7. Функция описания физических параметров объекта, его действий и свойств.

Жесты, мимика и другие элементы несловесной коммуникации имеют сильную связь с речью. Можно сказать, они образуют единую систему коммуникации, которая призвана наиболее эффективно доносить информацию и оказывать воздействие на собеседника.

Какой отдел мозга отвечает за жесты

Использование жестов и мимики обусловлено не только культурными особенностями. Источник этого лежит гораздо глубже - в самой человеческой психике. Мимику и жесты, в первую очередь, .

Жесты и мимика человека воспринимаются и продуцируются разными отделами мозга.

За продуцирование отвечает правое полушарие головного мозга. Это же полушарие позволяет человеку ориентироваться в пространстве, распознавать голоса, интонации, ритм, музыку. Правое полушарие отвечает за конкретное предметное мышление.

Однако воспринимать, дешифровать сигналы жестов и мимики помогают те же самые области мозга, что отвечают за речь - нижняя лобная извилина и задняя височная область. Иными словами, мозг воспринимает жест, как символ, равноценный слову.

Что могут рассказать жесты о человеке

Жесты и мимика - неисчерпаемый источник информации о человеке. Не следует, конечно, воспринимать это, как универсальный способ получения сведений о намерениях или мыслях собеседника, потому как всегда нужно учитывать индивидуальный контекст, индивидуальные привычки партнера и обстановку, в которой происходит разговор.

Мимика может говорить и о сугубо физиологическом состоянии человека. Однако есть некоторые общие поведенческие закономерности, знание которых поможет сориентироваться в конкретной речевой ситуации.

Лицо и глаза по праву считаются самыми выразительными частями тела, когда разговор заходит о мимике.

  1. Прямой взгляд, долгий и непрерывный зрительный контакт с собеседником, свидетельствуют о заинтересованности, настроенности на диалог и высоком уровне доверия.
  2. Прикрытые и слегка опущенные глаза - физическое или эмоциональное утомление, пассивность, незаинтересованность.
  3. Прищур традиционно читается, как признак или повышенного внимания, или как свидетельство злого умысла, негативного отношения к собеседнику.
  4. Склоненная голова и взгляд снизу-вверх - подсознательно воспринимается, как признак агрессии, готовности и желания применить силу.
  5. Склоненная голова при согнутой спине, напротив, говорит о желании угодить.
  6. «Бегающий», постоянно уклоняющийся взгляд сигнализирует о неуверенности или тревожности собеседника. Или о том, что обстановка разговора доставляет ему дискомфорт.
  7. Взгляд сбоку - скепсис или недоверие.
  8. Поднятые брови, широкие глаза и приоткрытый рот - удивление.
  9. Мелкие морщины вокруг глаз выдают радость.
  10. Плотно сжатые губы, нахмуренные брови и расширенные, как бы «раздутые» ноздри, - гнев.
  11. Если человек морщит нос, вполне возможно, он испытывает отвращение. Эта инстинктивная реакция на плохой запах работает и на более символическом уровне.


Положение головы

О многом может сказать и само положение головы:

  • Голова на уровне собеседника - готовность к диалогу.
  • Слегка приподнятая с выдающимся вперед подбородком - уверенность в себе, высокая самооценка, высокомерие, готовность к действию.
  • Головна, склоненная набок или опущенная вниз, - слабость, усталость, готовность идти на компромисс.

Жестикуляция руками

  1. Непроизвольные манипуляции с элементами гардероба, посторонними и предметами или лицом (потирание носа или мочки уха) могут говорить о сильном волнении, тревоге, о том, что собеседник что-то ждет или в чем-то не уверен. Такие жесты, как ни странно, призваны именно скрыть волнение и стресс, отвлечь от них самого человека.
  2. Открытые, приподнятые ладони - этот жест используется в ситуации объяснения, убеждения. Можно сказать, что это своеобразный знак «стоп».
  3. Руки, сложенные в «замок», прикрывающие определенные части тела, спрятанные в карман, - часто это говорит о неуверенности и настороженности. Человек бессознательно прибегает к защитным жестам, когда ощущает угрозу.
  4. Руки за спиной воспринимаются, как сигнал неготовности к диалогу, сигнал робости и сомнений.
  5. Если руки свободно свисают вдоль тела, это можно прочитать, как символ пассивности.
  6. Сжатые в кулак руки воспринимаются, как признак решительности, агрессии или сконцентрированности.

Жестикуляция плечами

  • Человек воспринимается, как уверенный и решительный, когда свободно двигает плечами.
  • Признаками высокой самооценки и желания действовать можно назвать выдающуюся вперед грудную клетку при отведенных назад плечах.
  • Напротив, «впалость» грудного отдела часто интерпретируется с точностью наоборот. Как и прижатые к голове или «выпадающие» вперед плечи.

Походка и осанка

  1. Уверенный человек обладает прямой осанкой и не сутулится.
  2. Несмотря на то, что сутулость может быть, например, признаком неактивного, сидячего образа жизни, ее часто интерпретируют психологически.
  3. Походка быстрая, с активной жестикуляцией руками, выдает решительность и стремление действовать.
  4. Шаркающая и медленная походка подсознательно ассоциируется с ленью и медлительностью.
  5. Прямая, размеренная и широкая походка говорит об открытости и уверенности.
  6. Мелкие шаги свидетельствуют об осторожности, предусмотрительности и расчетливости.

Заключение

Чрезвычайно богат и разнообразен. Жесты и мимика делают речь насыщеннее, разнообразнее и богаче с точки зрения экспрессии.

Жестикуляция для человека - естественна и необходима. Даже в тех культурах, где не принято обильно подчеркивать речь мимикой или движениями, они играют большую роль. Важно уметь «читать» и расшифровывать эти более или менее явные знаки.

Не менее важно уметь ими пользоваться самостоятельно. Уместная, выразительная и яркая жестикуляция, правильный взгляд и осанка помогут выстроить диалог максимально эффективно, действенно и убедительно.

(Понятие невербального общения, значение языка жестов в нашей жизни и его использование для достижения желанных целей, значение некоторых жестов.)
Каждый день вы встречаетесь с различными людьми, разговариваете с ними, в чём-то убеждаете, получаете в то же время информацию и от них. При этом вам хочется выглядеть убедительными, уверенными в себе, располагающими к доверию. При этом неплохо было бы понимать, насколько другие люди искренни в общении с нами.
Ваши жесты, поза, походка, мимика являются своеобразной надписью на вашей спине для тех, кто умеет распознавать язык телодвижений. Хмурый, строгий человек в строгом костюме с тяжёлой походкой и резким голосом тоже имеет свою надпись: "Делайте так, как я сказал!". И человек с опущенными вниз плечами и унылой, озабоченной физиономией извещает: "поглядите, какой я невезучий и уставший".
Для того, чтобы правильно понимать других людей и уметь правильно подать себя в нужной ситуации стоит научиться "читать" язык жестов и . Ведь две третих информации о вашем партнёре по общению, о его действительных чувствах и намерениях, вы черпаете (осознано или неосознано) не из его слов, а из его жестов, поз, мимики, взгляда.

Невербальный язык - это результат не осознанного поведения, а импульсов подсознания. Поэтому его в целом невозможно подделать (разве что отдельно взятые жесты) и доверять ему стоит гораздо больше, чем словам.

Присматриваясь к движениям собеседника, важно не увлечься однозначными трактовками отдельных жестов. Несколько невербальных сигналов, вырванных из всего образа общения, могут лишь сбить с толку неопытного наблюдателя.

Если собеседник отставил в сторону ногу, это может говорить как о его настроении, так и о том, что его нога затекла. Если он почесал нос или подбородок, это может свидетельствовать как о лжи, так и том, что часть его лица действительно зачесалась. Поэтому на жесты собеседника нужно смотреть в совокупности, сопоставляя их дополнительно с мимикой и речью.

Язык жестов и мимика. значение некоторых жестов:

Жесты открытости. Среди жестов открытости можно рассмотреть следующие: когда у человека руки раскрыта ладонями вверх – это говорит о его открытости, искренности; когда собеседник расстегивает жакет – это также признак того, что человек открыт перед вами и дружелюбно настроен.

Оборонительные жесты. Это как реакция на конфликты, угрозы. Если собеседник скрещивает руки на груди, проанализируйте что вы говорите, потому что он начинает избегать обсуждения. Если человек сжал руки в кулаки – также оборонительная реакция.

Оценивающие жесты. Это жесты выражения задумчивости и мечтательности. К примеру, человек держит руку у щеки (погружен в глубокое раздумье). Если собеседник вас критически оценивает, вы можете заметить, что его подбородок опирается на ладонь, палец указательный при этом находится вдоль щеки, остальные пальцы будут находиться ниже рта. Это позиция называется «подождем - увидим». Собеседник наклонил голову – можете быть уверены, что вас внимательно слушают. Бывает так, что в аудитории часто студенты сидят с наклоненной головой – значит студенты не заинтересованы тем, что пытается донести преподаватель. Человек почесывает подбородок – значит занят тем, что принимает решение.

Скучающие жесты. Многим приходилось наблюдать такой жест, когда человек начинает щелкать колпачком ручки, либо голову опустил в ладони. Это и есть скучающие жесты, когда неинтересно человеку, нечем себя занять.

Жесты ухаживания. Женщина начинает поправлять прическу, приглаживать волосы, рассматривает себя в зеркале, балансирует туфли на кончиках пальцев – жест «прихорашивания». Мужчина же будет поправлять галстук, пиджак и т.п.

Жесты скрытности и подозрения. Собеседник прикрывает рот рукой – означает, что скрывает свое мнение по вопросу, который обсуждается. Если ноги собеседника и весь корпус тела обращены на выход – значит человек хочет закончить беседу и побыстрее уйти. Знаком сомнения будет, если человек потирает указательным пальцем нос, ухо, глаза.

Жесты подчиненности. Жест превосходства может быть выражен в рукопожатия. Человек пожимает вам руку, при этом поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх вашей, это признак того, что он пытается выразить свое некое превосходство над вами. И, наоборот, ладонью вниз – значит принимает подчиненную роль.

Жесты нервозности. Прочищение горла, покашливание, позванивание монетками в кармане, подергивание себя за мочку уха.

Умело пользуясь механизмом невербальной коммуникации, вы сможете значительно улучшить процесс общения. Всем известно, что существует вербальное общение, а есть невербальное (жесты, мимика и т.п.). Ниже перечислены некоторые виды жестов. Итак:

Подавая руку открытой ладонью вверх, вы сообщаете о том, что готовы отдать инициативу партнёру по общению. Накрывая его ладонь своей, вы заранее заявляете о своих претензиях на лидерство.

Походка человека также может дать немало информации о его характере и настроении. Рукопожатием вы можете продемонстрировать властность или покорность, твёрдость или мягкость и заботливость.

Скрещённые на груди руки говорят о закрытости и несогласии. Раскрыв их, вы станете с большей открытостью воспринимать собеседника и вызовете больше доверия с его стороны. Открытые ладони говорят об искренности и доброжелательности.

Руки, сложенные у рта, палец возле уха, слегка наклонённое вперёд туловище говорят об интересе и готовности выслушать партнёра. Таким поведением вы продемонстрируете уважение к собеседнику и представите себя как человека терпимого и открытого.

Если вы хотите сконцентрировать внимание человека на конкретной идее, то в ключевой момент соедините указательный и большой пальцы или сложите вместе все пальцы. Это подчеркнёт важность сказанного и точность ваших суждений.

Ничто так не способно выдать намерения человека, как его телодвижения. Ведь каждая наша мысль сопровождается определенным набором сокращений мышц. Зная эту особенность, многие пытаются имитировать свою мимику и жесты. Однако, человек, знающий язык телодвижений сразу распознает истинные помыслы своего собеседника. Если и вы жаждете обладать такими знаниями, давайте подробно разберем, что означают мимика и жесты человека.

Жесты, мимика и позы

Главный вопрос, который терзает большинство современных людей, касается того, насколько искренне ведет себя с нами тот или иной собеседник. Определить это можно, например, по степени симметричности лица. Чем больше разнятся правая и левая его стороны, тем сильнее ложь, которую вас говорят. Но за намерения человека отвечает не только мимика, но и жесты, и различные позы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проявления тех или иных эмоций и мыслей:

1. Выражения лица:

  • удивление – глаза расширены, поднятые брови образуют небольшую морщину на лбу, рот приоткрыт и округлен;
  • радость – губы сложены в еле заметную улыбку, а вокруг глаз видно мелкие морщины;
  • гнев – мышцы лба сдвинуты вниз, выражение лица нахмурено, губы плотно сжаты, ноздри слегка расширены, а само лицо может быть красным;
  • интерес – веки слегка сужены, либо расширены, а брови могу быть приподняты или опущены;
  • отвращение – внешне кажется, что человек чем-то подавился или хочет сплюнуть. Нос сморщен, брови опущены вниз, а нижняя губа слегка выпячена.

2. Микровыражения глаз:

  • любое изменение в выражении глаз и их движении является реакцией на сказанное;
  • частое моргание – ложь или возбуждение;
  • расширение зрачков – получение удовольствия от информации, интерес от общения. Также может быть проявлением страдания;
  • остановившийся, «стеклянный» взгляд – огромная слабость;
  • ощущение, что глаза блестят – возбуждение или горячка;
  • «бегающие глаза» - стыд, тревожность, обман или страх.

3. Жесты и их значение (стоит помнить, что определять направление помыслов человека можно только по непроизвольной жестикуляции):

  • открытые ладони – жест откровенности;
  • легкие почесывания носа или прикосновения к нему – ложь, неуверенность или подозрение лжи в том, что говорят;
  • суетливые движения руками (дотрагивание до предметов, теребление чего-то в руках) – нервозность, настороженность или смущение;
  • почесывание или прикосновение к различным частям головы (затылок, лоб, макушка, щеки) – неуверенность, смущение;
  • сжатие кулаков – агрессия или внутреннее возбуждение;
  • стряхивание ворсинок с одежды – неодобрение;
  • почесывание или потирание века – ощущение подозрительности со стороны собеседника или ложь;
  • потирание подбородка – момент принятия решения;
  • наклон головы на бок – проявление интереса к тому, что говорят.

4. Если мимика и жесты в общении для вас недостаточно красноречивы, обратите внимание на позу собеседника :

  • опора руками на стул или стол – защита от разговора или ощущение неполного контакта с собеседником;
  • руки за спиной, а голова высоко поднята – чувство превосходства над окружающими;
  • открытые (не скрещенные) конечности, расстегнутая пуговица на воротнике и слегка развязанный галстук – признак доверия и принятия собеседника;
  • скрещенные конечности (так называемая закрытая поза) – скептицизм или защита от собеседника;
  • обхватывание бокала или кружки обеими руками – признак завуалированной нервозности;
  • сцепленные пальцы рук – попытка скрыть разочарование в собеседнике или негативное отношение;
  • частая смена поз или ерзанье – напряженность и внутреннее беспокойство.

Это далеко не все проявления телодвижений, которые можно заметить во время мыслительного процесса нашего собеседника. Наибольший интерес для многих представляет язык жестов в отношениях между мужчинами и женщинами. Давайте наглядно рассмотрим некоторые примеры.

Мимика и жесты влюбленных

Многих женщин всегда интересовала психология мимики и жестов мужчин. Хотя и сильный пол в свою очередь также интересуется, как понять, что женщина проявляет интерес или симпатию. Давайте разберемся, кто во что горазд.

1. Мимика и жесты мужчин. Многие женщины задаются вопросом, как понять, что он заинтересован в общении и проявляет симпатию? Начнем с того, что мужчины хоть и умеют скрывать свои эмоции, но внешние их проявления все равно выдают их намерения. Рассмотрим, что собой представляют жесты и мимика влюбленного мужчины:

  • оценивающий взгляд, пробегающий по всему телу – мужчине достаточно минуты, чтобы понять понравилась ли ему женщина;
  • если при разговоре рот мужчины приоткрыт и губы немного подрагивают – он испытывает чувство симпатии;
  • поза с напряженными мышцами – демонстрация своего тела и желание понравиться;
  • теребление пуговиц на брюках или пиджаке – он нервничает в присутствии собеседницы;
  • если мужчина в присутствии дамы втянул живот и вытянулся по струнке – он невольно старается выглядеть в ее глазах лучше;
  • если мужчина предлагает свой пиджак или куртку – это свидетельство признания женщины в качестве своей избранницы;
  • рука мужчины на плече или талии женщины – желание быть ближе и страх упустить даму из виду.

Язык сексуальных жестов и мимики мужчин:

  • широко расставленные ноги;
  • заткнутый за ремень большой палец;
  • рука часто потирает или дотрагивается до подбородка или горла;
  • также сексуальный интерес со стороны мужчины может выдать игра с предметами округлой формы, напоминающей женские округлости.

2. не менее интересны для наблюдения, хоть слабый пол и умеет скрывать свои намерения:

  • самый частый жест женщин – игра со своими волосами, а в частности откидывание их с лица. Хорошее проявление интереса и желание обратить на себя внимание;
  • заинтересованность женщины можно увидеть по ее запястьям. Если она держит их в поле зрения и демонстрирует гладкость своей кожи, то она рассматривает мужчину как сексуального партнера;
  • поглаживание какого-либо предмета в форме цилиндра дает понять, что женщина недвусмысленно намекает на более близкое общение с мужчиной;
  • если женщину заинтересовал мужчина, она непроизвольно поставит ноги чуть шире, чем обычно. При этом важно обратить внимание на туфли. Их носки будут смотреть в сторону заинтересовавшего ее собеседника.
  • игра женщины с туфелькой тоже имеет много огромное значение. Оголение ножки это явный намек на близость или флирт.

По позе, жестам и мимике человека можно понять очень многое. Главное научиться распознавать насколько легко даются человеку те или иные телодвижения. В будущем такие познания помогут вам понять, что за человек находится перед вами, и какие мысли и ассоциации вы у него вызываете.