Что такое толерантность и какие ее виды существуют? Чем толерантность отличается от терпимости.


Чистякова С. В.,
главный библиотекарь филиала № 2 МУК "ЦГБ"

Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. Особенно болезненная ситуация сложилась в области межнациональных отношений. Поэтому не случайно мы все чаще говорим о толерантности. Термин этот, еще недавно знакомый лишь специалистам, с легкой руки В. В. Путина стал активно внедряться в нашу жизнь. Принята даже правительственная программа формирования толерантности в обществе.
О том, что означает «толерантность», нужна ли она, как ее воспитать и в чем причины интолерантного поведения - обо всем этом вы можете узнать из данного материала, который состоит из 3-х частей:
- понятие толерантности;
- высказывания о толерантности;
- список литературы.

Толерантность - слово иностранное и пока малознакомое для большинства россиян. Появилось оно в нашей лексике сравнительно недавно.
Что же обозначает это не совсем понятное для многих, непривычное понятие - толерантность? Словарь иностранных слов объясняет происхождение слова (от латинского toleranta - терпение) и дает его толкование как терпимость, снисходительность к кому или чему-либо .

16 ноября 1995 года ООН приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором провозглашались принципы человеческого единения и пути их реализации. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантности.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЭТО:
- сотрудничество, дух партнерства;
- готовность мириться с чужим мнением;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение прав других;
- принятие другого таким, какой он есть;
- способность поставить себя на место другого;
- уважение права быть другим;
- признание многообразия;
- признание равенства других;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению;
- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Говоря проще - это умение жить с другими, преодолевая те противоречия, которые между мною и этим другим существуют. Нормальные человеческие отношения. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо.
Но почему-то не получается, и пока мы чаще встречаем примеры ИНТОЛЕРАНТНОГО, то есть нетерпимого, агрессивного поведения.
Толерантные и интолерантные отношения могут проявляться в любой сфере жизни: в религии, в семье, в повседневном общении, в общественно-политической жизни, но наиболее ярко они проявляются в национальных отношениях.
Толерантность для России - нечто чрезвычайно важное, потому-что мы многонациональная, мультикультурная, многоконфессиональная страна.
Народов в России насчитывается около 150 сотен. Они относятся почти к 20 языковым группам и исповедуют различные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, шаманизм и т.д. Можно говорить о существовании в культуре нашей страны нескольких этнографических миров.
Россия - страна двух частей света: она занимает восток Европы и север Азии, причем в Европе находится 25 % территории, а в Азии - 75 %. В культурном отношении Россия - государство уникальное. Более 85% славян (русские, белорусы, украинцы и др.) близки по культуре к христианско-европейскому миру, а около 10% населения (приблизительно 15 млн. человек - татары, башкиры, буряты, калмыки и др.) связаны с исламской и буддийской цивилизацией Востока. Поэтому Россию можно назвать в равной степени и европейской и азиатской страной.
Мы разные, так уж сложилось исторически, и, поэтому, то, что одним народом воспринимается как норма, может вызвать иногда осуждение и даже отвращение у другого. Славяне, например, традиционно не употребляют в пищу конину. Русский, узнав, что кто-то ест ее, сочтет это свидетельством крайнего голода. Между тем конина - традиционная еда народов, занимавшихся кочевым скотоводством: татар, башкир и т.д. Различным может быть отношение не только к пище, но и к способам ее обработки. Так, народы Европейской России не едят сырое мясо, а вот многие народы Севера и Дальнего Востока традиционно употребляют в пищу мясо только сырым - парное, мороженое и сушеное. В условиях Заполярья сырое мясо - единственный источник необходимых питательных веществ.
Часто нормы поведения обусловлены представлениями об окружающем мире. Так русские в Сибири вырубали гектары леса, а коренные сибирские народы рубили дерево в случае крайней необходимости. За бесцельную порубку кедра у хантов, например, полагалось крайне суровое наказание: виновного голым привязывали в тайге и оставляли на съедение насекомым. Такое отношение к дереву - результат целого комплекса представлений. Хант живет в лесу, общается с лесом, и все здесь наделено для него особым смыслом. В частности, многие деревья воспринимаются как дома духов. Поэтому для ханта одинаково: срубить дерево или разрушить дом уважаемого человека. Для русского же лес скорее мир враждебный. Не случайно в русских сказках, именно в лесной чаще, живет нечисть.
Толерантность - это не только терпимость к другому. Это знание иного. Существует такая психологическая закономерность: чем меньше известен нам какой-либо предмет, и не только предмет - птица, животное - тем меньше отличий мы видим в предмете того же рода. Так же и с людьми. Учитель первый раз входит в класс - все дети кажутся ему если не одинаковыми, то очень похожими, но не пройдет и месяца, как все они будут очень разными. И чем больше он будет узнавать своих подопечных, тем больше различий будет замечать в их интересах, в умственном и физическом развитии, в их привычках…
Через знание лежит путь к пониманию, а от понимания особенностей характера других - к большей терпимости к их привычкам и мнению. Но не только знать и понимать, далеко не каждый умеет просто выслушать другого: разве не случалось нам замечать, что вроде бы говорят два человека друг с другом и даже ведут спор, но в действительности, каждый из них слышит только самого себя и принимает только свои аргументы. В умении услышать другого тоже чувствуется толерантность. Не навязывать свою точку зрения, пусть даже она кажется нам единственно верной.
Принято считать, что «дремучую нетерпимость» проявляют люди малообразованные, немолодые, не отличающиеся высоким интеллектом. И это правда. Однако социологические исследования показали: негативные этнические установки в последнее время весьма интенсивно выражает и немалая часть молодежи, а также чиновников, руководителей разного ранга. Треть жителей страны в возрасте до 24 лет убеждены, что «России никто не желает добра, она вызывает у других только недружественные чувства и негативное отношение». Национальные предрассудки наиболее распространены среди учащихся ПТУ, рабочей молодежи, школьников, проживающих в малых городах.
К сожалению, несмотря на все разговоры о толерантности, нетерпимость, экстремизм и этнофобия в обществе не только не сходят на нет, но и наоборот, имеют тенденцию к росту и осложнению. За примерами интолерантного поведения далеко ходить не надо: почитайте газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают о криминальных разборках, террористических актах, убийствах, грабежах и других страшных историях: события в Кондопоге в августе 2006 года, недавний теракт в Тольятти, скинхеды в Екатеринбурге, выколовшие глаз женщине только за то, что она не русская.

Причин возросшей нетерпимости и экстремизма множество. Среди них можно назвать:
- социально-экономические факторы, особенно миграцию. Вынужденная миграция заставила тысячи людей покинуть привычные места. Надо понимать: не от хорошей жизни люди семьями уезжают на заработки.
- политические (распад СССР и осложнение межнациональных отношений);
- отсутствие в уголовном законодательстве соответствующих норм об ответственности за преступления экстремистского характера, совершаемые на национальной, расовой и религиозной почве;
- сложившиеся в обществе социальные стереотипы.
Природное окружение, предметы материальной культуры, семейные отношения, сформировавшиеся у данного народа, видятся его представителями не просто как «свои», но часто как единственно правильные, как норма. У каждого народа есть собственные представления о «правильной» форме тех или иных предметов, «правильном» поведении, нормах в искусстве и т.д. Так вырабатывается социальный стереотип.
Социальный стереотип - это упрощенный образ социальных объектов или событий, который обладает значительной устойчивостью. Так создается, например, образ врага, который бывает зачастую далек от реальности: все кавказцы злые и агрессивные, все украинцы жадные, все американцы тупые. Хотя все мы понимаем, что не бывает хороших или плохих наций, бывают хорошие и плохие люди. Социальные стереотипы лишают нас возможности воспринимать реальность объективно, часто они просто навязываются средствами массовой информации.

Отсюда следующая причина:
- искусственное нагнетание истерии в СМИ о конфликтах на межнациональной почве, ничем не ограниченный культ насилия в кино, видео- и печатной продукции.
- бесконтрольность со стороны правоохранительных органов и учреждений юстиции за соблюдением уставных требований к движениям, пропагандирующим идеи национализма и стремящимся использовать неформальные молодежные организации в экстремистских целях.
- отсутствие бесплатных спортивных учреждений и объектов культуры для свободного, бесплатного посещения подростков.
- внутренняя бездуховность. Нет путеводных идей! Сегодня весь мир ощущает ценностную недостаточность. Особенно остро она ощущается в нашей стране. На нашей планете есть геопатагенные зоны - места разлома земной коры, где часто происходят катастрофы. Такие разломы бывают не только в географическом, но и в историческом пространстве. Духовные кризисы мира у нас усугубляются еще и нашим российским разломом. Ведь многие из нас родились в одной стране и, никуда отсюда не уезжая, вдруг оказались в другой России, воспитывались при одном строе, а живут при другом.
- разрыв возрастной, разрыв поколений, разрыв территориальный, когда людям не по средствам не то что встретиться на дне рождения, свадьбе, похоронах даже в пределах России, но и просто позвонить, написать письмо. Такие разломы не способствуют ощущению, что у нас есть общий социум, единая культура, единое духовное пространство.
- и, конечно, отсутствие должного воспитания.
Толерантность - категория нравственная, ей можно и нужно овладеть. Причем воспитание толерантного сознания, терпимости необходимо начинать с раннего детства, и начинается оно в семье. Игрушки, мультики, книги, компьютерные игры - все окружение ребенка - не должны провоцировать жестокость и насилие (обратите внимание насколько добрее, поучительнее, тоньше старые, советских времен, мультфильмы по сравнению с американскими, например, заполонившими все экраны).
Но главное даже не это, а личный пример родителей. Ребенок как губка, он впитывает все, что видит и слышит (даже не предназначенное для его ушей), и если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о равенстве и братстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с себя, от нас с вами зависит, чему мы научим ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти. Следующие уроки ребенок получит в детском саду, в школе, на улице, а начинается все с семьи.

А особенно важно воспитание толерантного поведения в среде подростков.

Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями личности, которые мы относим к интолерантному поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, незащищенность, бескомпромистность. Российская Академия наук провела исследование «картины мира» наших школьников и установила, что 5% подростков имеют явно выраженную агрессивную направленность, около 20 % признают агрессию за необходимость, у 30% - «каша» в голове. Иначе говоря, более половины наших подростков могут и готовы поддерживать силовые методы решения конфликтов, мы должны смягчить их сердца (с помощью книги, например) и привить им миролюбие, показать пагубность ожесточения.
От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.
Понятие толерантности применимо в любой области жизни. В педагогике, например, толерантность означает необходимость растить, воспитывать, учить всех детей, не отбирая, не ранжируя, не тестируя их, учить всех детей без ущемления их человеческого достоинства. Да, все мы люди разные, кто-то нам нравится, кто-то нет. Но, в конце концов, каждый разумный человек может сказать себе: он мне не нравится, но он просто другой, и это его право. Из этого вырастает толерантный стиль поведения.
Большую помощь в процессе воспитания толерантности могут оказать библиотеки. «Библиотека -территория толерантности» - такой лозунг можно услышать часто в последние годы. И это действительно так. Сегодня в России не сохранилось, пожалуй, если не считать молельных домов различных конфессий (церквей, мечетей, синагог и др.), ни одного другого учреждения, куда можно было бы пойти просто так - провести время, встретиться с друзьями, обменяться мнениями. В библиотеку можно. Здесь тепло и уютно, есть газеты, журналы, книги. В лице библиотекаря все должны найти собеседника, друга, с которым можно посоветоваться.
А читатели бывают самые разные. И тут мало одной терпимости (а она, между прочим, может выражаться на лице весьма негативно, например, выражением брезгливости), а нужно искренне любить людей, понимать их. Надо улыбаться читателю. Как сказал известный библиотечный деятель Эдуард Рубенович Сукиасян: «Чтобы быть достойным нашей профессии, надо много знать. Не всегда, однако, можно заранее предположить, какие знания понадобятся. Выручает открытость, улыбка на лице, добрый взгляд. Это инструменты толерантности».

Толерантность - понятие сложное, оно вызывает трудности в понимании и требует разъяснения и обсуждения, но ему можно и нужно учиться. Нужно учиться любви и милосердию, потому что только оно спасет нас от озверения, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах. Нужно вовремя попытаться понять другого, все то, что ему дорого. Нужно помнить, что Земля в эпоху сверхзвуковых скоростей и Интернета стала очень маленькой - все мы на ней живем рядом друг с другом и друг среди друга и убежать некуда. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. А кроме того, приняв другого, мы становимся богаче сами, намного богаче… Если вдуматься, толерантное отношение к другому - это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста.

Высказывания о толерантности

«Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов». Мишель де Монтень
«Терпимость - это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма. Наш первы. Жюль Франсуа Леметр
«Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, и их жизненному пути, всегда сложному и мучительному». Николай Бердяев


Литература

1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С.64- 66.

2. Бураков М. Ко всем с уважением. 16 ноября - День толерантности / М. Бураков // Уральский рабочий. -2009. - 14 ноября. - С. 3.

3. Войновская Т. Уважение к другому: Может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. - 2009. - № 2 - С. 216- 217.

4. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика.- 2010. - № 1 - С. 45- 49.

5. Добрынина Е. Тройка по толерантности / Е. Добрынина // Рос. газ. - 2007. - 22 марта. - С. 9.

6. Елисеев С. М. Особенности политической толерантности студенчества / С. М. Елисеев // Социологические исследования. - 2010. - № 6. - С. 45- 51.

7. Идеи толерантности в практику деятельности библиотек // Новая библиотека. - 2006. - № 7. - С. 38-43.

8. Куценко Е. Пойми меня: Опыт сочувствия / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. - 2010. - № 9 - С. 41-42.

9. Прокопенко В. А. «Толерантность и мир, в котором мы живем» / В. А. Прокопенко // Новая библиотека. - 2006. - № 3. - С. 40-41.

10. Самоделова Т., Буторина С. Формирование толерантного поведения в семье (психологический тренинг) / Т. Самоделова, С. Буторина // Воспитание школьников. - 2007. - № 4. - С. 36-40.

11. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социс. - 2003. - № 8. - С. 54-63.

12. Сукиасян Э. Р. Воспитай в себе толерантность / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2007. - № 2. - С. 35-37.

13. Сукиасян Э. Р. Воспитывайте в себе толерантность / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2007. - № 2. - С. 35-37.

14. Тихомирова И. Милосердие на книжной полке / И. Тихомирова // Домашняя школьная библиотека. - 2004. - № 4-5. - С. 2-6.

15. Шадже А. Ю., Дамения О. Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России / А. Ю. Шадже, О. Н. Дамения // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 5. - С. 228-242.

«Воспитание – это прежде всего человековедение» В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

Социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев)

Последнее время в обществе часто поднимается тема толерантности. Эта тема очень заразительна, и первым желанием бывает, как правило, пропеть толерантности хвалебную оду. Но уместно ли подобное прекраснодушие? Всегда ли хороша толерантность? По сути дела, толерантность - это жизнь в ладу с другими. Но где кончается этот лад? Есть ли границы толерантности?

Любопытно, что в медицине термин толерантность используется в двух разных смыслах. С одной стороны, толерантностью называют устойчивость организма к воздействию ядов. И в этом смысле толерантность – свойство весьма полезное. С другой стороны, толерантностью называют отсутствие или снижение иммунологической реакции на чужеродное тело. И в этом смысле толерантность часто грозит смертью. Но и в одном и в другом случае речь идет о реакции на нечто чуждое .

Различные словари трактуют слово «толерантность» тоже различно. Психологический словарь - как гармонию с самим собой и окружающим миром. Брокгауз и Ефрон рассматривают толерантность как веротерпимость. В социокультурном смысле мы обычно говорим об уважении ко всему «иному». Но так ли хороша толерантность, и где ее грань с равнодушием? Вопросы, вопросы…

А вот как отвечают на вопрос о толерантности случайно выбранные люди:

Толерантность - это склонность к соглашению, нахождению компромисса. Делать это очень сложно. Но приходится. Надо искать компромисса с родителями, с детьми. Ну и на работе тоже приходится с начальством ладить. Так что никуда от этого не денешься.

Да, я терпим к людям. Я умею слушать, и я думаю, что этого достаточно.

Это уживаемость со всеми. А иначе как в семье жить? Надо уживаться со всеми - старыми, малыми и прочими.

Я чужие взгляды уважаю. Не все, конечно, и не всегда, бывают небольшие разногласия, но на то мы и люди. Приходится терпеть.

Теперь определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию). Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Это пространное определение очень сложное. Гранича с демагогией, оно смешивает сферы морали, права, политики, но в целом его можно назвать определением толерантности с точки зрения гуманистической морали.

Человек – существо биологическое, и у него много общего с животным миром. Но наши «братья меньшие» отнюдь не склонны к толерантности. Попросту говоря, черные вороны белую ворону заклевывают. Слабого птенца его собратья по гнезду лишают питания, выталкивают из гнезда и т.п. В общем, в природе царит жестокая дарвинистская «борьба за существование», т.е. полная нетолерантность. Иные и слабые в этом мире не выживают. И «красою вечною сияющая» природа равнодушно взирает на взаимопожирание ее созданий. Более того, сама гармония в природе (вспомним психологический словарь) есть результат бескомпромиссной борьбы за место под солнцем. Не то же ли самое мы видим в людях? Насилия, грабежи, ксенофобия, дискриминация любых меньшинств далеко не редкость в нашем мире. Уже в невинном младенчестве человеческое существо в меру своих слабых сил и возможностей проявляет точно такую же природную агрессивность. Потом, в процессе социализации, в подростковом возрасте, невинности становится меньше, но свирепость, с какой «цветы жизни», собирающиеся в стаи, проявляют свою агрессивность, становится куда как большей. Лишь впоследствии обстоятельства социальной жизни ребенка, его семья, круг, в котором он воспитывается, либо подавляет его естественную агрессивность, либо нет.

Когда задумываешься о толерантности, вспоминается эпизод из гениальных «Трех разговоров» Владимира Соловьева. Один из участников рассуждений на эту тему, старый генерал, предается воспоминаниям о войне в Закавказье. Он подробно вспоминает о том, как российский отряд вошел в одно армянское селение и застал в нем чудовищную картину зверского насилия, совершенного недавно покинувшим это селение отрядом башибузуков. Проявляя чудеса силы и выносливости, «славное православное воинство» настигает в лощине удаляющийся отряд мусульман, окружает его и истребляет всех, всех до единого. После этого с армейскими почестями и с молитвой были преданы земле останки убитых в бою российских солдат. На вопрос поборника толерантности и непротивления злу насилием о том, что стало с трупами убитых башибузуков, генерал, удивленный вопросом, отвечает, что трупы «этих чертовых детей», конечно же, оставили на съедение воронам и шакалам. Последовало возражение: «Но ведь они – наши братья по человечеству!» – «Братья-то братья. Да только братья бывают разные. Вот ведь Каин и Авель тоже были братьями».

Да, говорить о толерантности и непротивлении хорошо и приятно, когда дело не затрагивает лично тебя или твоих близких. Тогда легко рассуждать о необходимости достигать взаимопонимания и компромисса, об особенностях самовыражения башибузуков и об уважении их религиозных убеждений.

А вот один случай из более близкой нам жизни. О нем сообщила пресса. Один пленный солдат находился в рабстве в Чечне. Его в прямом смысле купил один старый чеченец, которому в хозяйстве нужен был раб. Во время одной военной операции пленник был освобожден, снабжен документами, и ему было заявлено, что теперь он может вернуться к себе в Тверскую область. Пленник, правда, сказал, что это бесполезно, так как его и там найдут. Но все же вернулся в семью, где его уже давно считали погибшим. Через некоторое время в эту семью является старик, требуя вернуть ему раба. Старика сдали в милицию, предъявили обвинение по соответствующей статье закона. Но старик никак, ну никак не мог понять, в чем его обвиняют. Он ведь купил раба, купил на свои кровные и заработанные. Почему теперь от него отнимают его собственность, нарушая, заметим, одну из десяти великих заповедей?

Еще только один пример. Когда разразилась Великая французская революция, появилась газета, которая называлась «Друг народа». Ее создал Жан Поль Марат. Вот цитата из этой газеты: «Мы должны победить, и ничего, если ради этой цели погибнут сотни. Мы пожертвуем тысячами ради того, чтобы достигнуть цели - победы Революции. Вокруг нас враги, и мы должны научиться распознавать этих врагов. Вокруг нас те, кто хочет уничтожить нашу Французскую республику». Стоит ли напоминать похожие, только более зверские речи Вождя мирового пролетариата, за одно имя которого до сих пор готовы отдать свою (и чужую) жизнь сотни тысяч людей нашей страны? Толерантность предлагает уважать их безумные идеи, исполненные гуманного стремления к счастью всего человечества. Французские гуманисты так и делали: уважали и боролись не только за право иметь людоедские мнения, но и воплощать эти идеи в расстрелах и советских концлагерях. Мол, надо слушать, понимать и в мирном диалоге искать компромисса! Надо терпеливо вникать в лозунги миллионов: «Кто не с нами, тот против нас», «Если враг не сдается, его уничтожают»! А врагов много – миллионы.

Толерантность взывает: гугеноты и паписты – обнимитесь! палачи и жертвы – облобызайтесь! «Обнимитесь, миллионы! Этот поцелуй всему миру!», - так Шиллер и обессмертивший эти лозунги в своей симфонии Бетховен.

Разумеется, обычно толерантность толкуется не просто как терпимость или безразличие. Говорится, что толерантность – это также уважение, а то и любовь к разнообразию мира, проявляющемуся в культурах, религиях, антропологических типах. Признается только одно ограничение: необходимо, чтобы это разнообразие не выходило за рамки общепризнанной нормы гуманизма. А это предполагает некое согласие человечества относительно этой нормы. То есть толерантность предполагает не полную беспринципность, но некий компромисс. В чем же усматривается критерий, дающий нам право сменить терпимость на нетерпимость? Мы обязаны становиться нетерпимыми, когда сталкиваемся с разного рода ксенофобией: расизмом, агрессивным национализмом и различной этнофобией. Ксенофобия же, как отторжение чуждого , имеет биологические, эволюционные, исторические, идеологические, культурные и всякие другие объяснения.

Скучно, господа! Совершенно понятно, что гуманистически поставленная проблема толерантности – не что иное как проблема выживания и устойчивости человеческого общества. И проблема эта имеет столь же много решений, сколь многообразно бывает общественное устройство. Собственно говоря, на практике проблема толерантности разрешается конкретным правом, законом. Законы же зависят от множества исторических факторов. Помимо норм права в обществах действуют еще и неписаные нормы морали. Они тоже формируются под влиянием различных исторических условий. Короче говоря, допустимые границы терпимости в обществах очень подвижны и относительны. Терпимость к чуждому в каком-нибудь племени, затерянном в амазонских лесах и болотах, – одна. Терпимость жителя многоплеменной и многоязыкой империи – другая. Снимающее, якобы, проблему терпимости стремление к однородности, закрепленное в жестких законах тоталитарного общества, в реальности неизбежно приводит к распаду этого общества, и в результате лишь обостряет проблему. Но и слишком либеральное законодательство, понятное дело, проблему не решает, а попросту ее игнорирует и ведет к тому же хаосу. Вектор исторического движения человечества, если это не оптическая иллюзия, вроде бы, направлен в сторону некоего космополитизма. И, думается, гуманистические призывы к толерантности своим общим патетическим настроем предвосхищают чаемое единство человечества. Но трудно отделаться от мысли, что прекраснодушные призывы к терпимости очень напоминают коммунистические утопические мечты о всеобщем братстве. И то, и другое приравнивает человечество к чисто природному явлению, которое на чисто естественных путях может прийти к «экологической» гармонии. Путем ли ускоренной селекции, как в коммунизме, путем ли просвещения и воспитания, как в гуманистических доктринах. При этом и то, и другое игнорирует реальную непредсказуемость человеческой свободы, игнорирует тот факт, что человек – существо особенное, не укладывающееся в рамки природных законов. Как писал «старик Державин», он раб и царь, червь и бог. Поэтому, сколь бы заметными ни стали до сих пор не слишком заметные успехи гуманизации, они останутся всегда суетными, тщетой века сего, зыбкой корочкой над огнедышащей лавой человеческой свободы и непредопределенности.

Итак, к чему мы пришли? К тому, что толерантность в общественной жизни почти совпадает с понятием правопорядка. Терпимость – необходимый элемент самого существования общества, свойство, вырабатываемое самой природой человеческого общежития. Границы терпимости в обществе определяются законодательством (внутренним и международным). Общества с очень узкими границами терпимости приближаются к тоталитарным. Они по своей природе неизбежно саморазрушаются. Общества со слишком широкими границами терпимости в пределе чреваты анархией и распадом. Для устойчивости общества необходим мудрый баланс между свободой и принуждением. Таких равновесных состояний может быть великое множество. В каждом конкретном случае равновесие определяется культурно-историческими условиями. Все это сами собой разумеющиеся вещи, о которых и говорить не стоило бы. Но.… О толерантности, тем не менее, много говорится. Почему? Во-первых, потому что в любом обществе, даже в границах, допускаемых законом, нетерпимость проявляется на личном и групповом уровне в самых многообразных формах. Ненаказуемые, но совершенно явные расистские и антисемитские выходки, всяческая агрессивность в сфере идеологии, религии, политики, эстетики, спорта.… Всего не перечислишь. Сдерживаемые законом, злобные настроения то и дело грозят перерасти в недопустимые агрессивные действия. И помочь здесь может либо ужесточение законодательства, либо воспитание – процесс длительный, к тому же всегда с неопределенным исходом.

Во-вторых, усиленные разговоры о толерантности являются следствием постепенно набирающей силу глобализации. Границы между разными обществами становятся все более прозрачными. Само общество становится все более мультикультурным и многоэтническим. Таков, во всяком случае, как мы говорили, общий вектор мирового развития. Разумеется, в таком объединяющемся мировом сообществе границы толерантности должны быть шире, чем в обществах изолированных. Собственно, на такую всемирную толерантность направлено ее определение в приведенной выше «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО. Процесс сложный и драматический, чему мы все сегодня свидетели. Ведь расширение границ толерантности связано с разрушением веками складывавшихся нравственных, идеологических и религиозных устоев и традиций.

Но, пожалуй, самый серьезный, онтологический вывод, который мы можем сделать из проведенного, пусть поверхностного, анализа, состоит в том, что сама терпимость, будучи необходимым требованием писаного или неписаного закона, неизбежно связана с насилием над человеческой свободой. «Слишком широк человек. Надо бы его сузить!» И от насилия никуда не уйти: таковы законы природы и выживания. А христианин сказал бы: таково состояние человека и всего человечества в грехе. И любые попытки выйти из этого состояния собственными силами абсолютно иллюзорны. Это только барон Мюнхгаузен мог вытащить себя за волосы из болота. На самом же деле ему потребовалась бы посторонняя помощь. Скажем, подъемный кран. На таковой «подъемный кран» христианство и указывает своей Благой Вестью, Евангелием.

Тут самое время обратиться к знаменитым словам Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Ничего похожего до Иисуса Христа никому и в голову не могло прийти! Любить врагов?! С какой стати? Это противоестественно. С врагами надо бороться, а «если враг не сдается, его уничтожают». Конечно, это крайний случай. Разумнее от врага убежать и спрятаться, не нарываться на неприятности. Еще разумнее найти компромисс и прийти к взаимной толерантности. Тогда не надо будет и прятаться. При этом, конечно, придется произвести над собой некое насилие: компромисс – всегда насилие над собой. Но вот ведь Иисус предлагает нам как нравственную норму нечто противоестественное.

Противоестественное? Так ли это? А естественно ли то состояние человека и всего человечества в грехе, о котором мы сказали несколько выше? Христианство дает на этот вопрос однозначный ответ: Нет! человек пребывает именно в неестественном для него состоянии. Естественным для него, созданного по образу и подобию Божию, вернуть себе искаженную грехом богообразность и обрести утраченное богоподобие. Об этом и говорит ссылка Иисуса Христа на Отца нашего небесного, Который любит злых и добрых. Сыны должны стать похожими на Отца. Звероподобие должно смениться богоподобием. Агрессивная борьба за ускользающую жизнь должна смениться самой Жизнью, объемлющей всё и вся. То, что люди привыкли называть естественным, с христианской точки зрения противно истинному естеству человека. Об этом стонет и кричит каждая клеточка нашего существа ежесекундно. И не только нашего. По словам апостола Павла, «вся тварь совокупно стенает и мучится», ожидая освобождения из бессмысленной и суетной тщеты земной погони за выживание. Залог же богоподобия в человеке – его свобода, то, что принципиально отличает его от всего в этом мире. Нравственное чувство и нравственный выбор, от вспышек немотивированного злодейства до столь же немотивированных подвигов милосердия и сострадания, – вот что отличает человека от всех прочих тварей. Непредсказуемая и не управляемая никакими законами свобода – чудо, нечто сверхъестественное, некая дыра в физической природе, прорыв из царства необходимости в Царство Божие. Свобода – вот то, что встало на пути утопистов, которые кнутом и пряником, террором и уговорами мечтали загнать всех людей в иллюзорное коммунистическое счастье. Свобода – вот то, что при любой самой гуманной, самой благожелательной и самой успешной системе земного законодательства будет всегда бурлить в людях, сопротивляясь насилию любого закона, любого принуждения.

Итак, христианство предлагает людям устремиться из царства необходимости в царство божественной свободы, уподобиться Богу, Который любит злых и добрых. Но как? Бессмысленно же уговаривать людей: любите своих врагов, уважайте их, не желайте им зла, не мстите. Угрозами, уговорами и воспитанием еще никто никого не полюбил. Любят, потому что любят, а не потому что так надо. Любовь либо приходит сама собой, либо не приходит. Она есть дар, а не обязанность, не заслуга и не предмет торговли. Да, Бог любит все Свое создание, Он светит солнцем всем. Хороший образ для подражания, только уж больно далекий, почти абстрактный. Да и невозможно подражать любви или даже терпимости. «Любовь либо приходит, либо…». Но тут-то и кроется самая суть христианского Евангелия. Любовь пришла! Нет, не наша любовь к Богу и друг к другу, а любовь Бога ко всем нам, любовь, открывшая нам дверь из темницы нашей «природной» несвободы в Царство свободы и любви.

Тайна «события Христа», тайна Креста, – «для иудеев соблазн, для эллинов безумие», – тайна мучительного сострадания, страдания и смерти Бога за нас, ради любви ко всем нам, ко всем людям от Адама до последнего человека. Это не просто солнце или дождь, это само Царство Божие ворвалось в царство «зверя». Царство Божие не просто «приблизилось»: после Креста и Воскресения оно стало ближе и доступнее, чем любой предмет этого мира, потому что оно проникло внутрь самих людей, вверивших свои сердца Благой Вести об их реальном, а не только желаемом спасении. Однако, здесь не место для проповеди, которая, к тому же, насчитывает уже два тысячелетия.

Здесь, после всех рассуждений о толерантности и гуманизме, следует лишь сказать, что только христианское учение об искуплении дает четкое логическое обоснование и онтологическую опору подлинной толерантности. (Правда, здесь необходимо оговориться. Толерантность всегда подразумевает терпимость в отношении чуждого, иного. Но в том-то и дело, что Крест снимает проблему чуждого. Для христианина не может быть чужих. Поэтому в христианстве говорится не о терпимости, а о любви и прощении.) В прекраснодушном и добром гуманизме терпимость не имеет и не может иметь абсолютной логической необходимости и никакого прочного онтологического фундамента. Почему я должен быть терпимым? Почему я должен уважать всех людей? С какой стати, если всё, что я имею, – эта земная жизнь, из которой нет выхода. Это что касается логики. Но христианство – не просто учение с безупречной логической базой. Оно – новая жизнь и, соответственно, особая жизненная практика.

Вот тут и возникнут вполне обоснованные возражения. Они известны: именно жизненная практика христиан на протяжении их истории дала множество примеров безбожной нетерпимости. Чаще всего она была связана с религиозной нетерпимостью. Выше упоминался словарь Брокгауза и Ефрона. Там говорилось: «Веротерпимость является необходимейшим условием развития человечества. Между тем, именно завоевание веротерпимости далось человечеству труднее всего, потому что религиозные представления немыслимы без веры в их абсолютную истинность. Истина же в известном смысле нетерпима». Все это справедливо, если религия остается на уровне убеждений и «представлений». Но там, где христианская вера становится подлинной жизнью во Христе и Его Царстве, нетерпимости наступает конец.

Две тысячи лет назад началась, только началась новая история. Церковь, начавшись с незаметной кучки людей в далекой провинции Римской империи, как семя, только начала прорастать. Иисус Христос любил сравнивать рост Царства Божия с медленным прорастанием незаметного горчичного зерна, с медленным действием небольшого кусочка закваски, с посевом зерна, большую часть которого склюют птицы, и всходы которого будут попалены солнцем и задушены сорняками. Но придет время, и из горчичного зерна вырастет большое дерево, закваска сквасит все тесто, а оставшиеся всходы дадут стократный урожай. Взглянем же непредубежденным взором на то, какие плоды уже принесло христианство. Повсеместная отмена рабства, истекающая именно из стран с христианской традицией гуманизация законодательства и демократизация общества, самые высокие образцы милосердия и благотворительности… Истории мы не видим конца, и нам ясно, что Царство Божие не может осуществиться на этой земле, такой, какая она есть. Но постепенно и зримо влиять на жизнь людей оно может, через самих же людей. И влияет.

Христианин пребывает в состоянии «двойного гражданства». Он, по словам апостола Павла, гражданин «государства в небесах», то есть гражданин Царства Божия. Он принял это «гражданство» через веру, покаяние и крещение, получил «удостоверение» Духа. И в этом Царстве – любовь и свобода. Но при этом он остается гражданином земного царства, в котором царит не Бог и не Христос, а другой хозяин, как бы он ни назывался. В этом царстве – суетная борьба и законы. Эта двойственность на протяжении всей истории Церкви создавала затруднение для мысли и для жизни. После многочисленных проб, ошибок и успехов в разрешении этой дилеммы стало окончательно ясно то, что должно было быть ясным с самого начала: христиане ни в коем случае не должны пренебрегать проблемами и нуждами «века сего», ибо их прямая и неотменяемая задача в этом мире – продолжать дело Иисуса Христа и Его учеников по улучшению этого мира по евангельскому «закону» любви. При этом, оставаясь в рамках культуры и правопорядка своего земного отечества, христианин должен критически относиться к любой существующей культурной и правовой ситуации, судя о них по масштабам своей небесной родины.

Толерантность, будучи одним из требований и достижений современной культуры, – как мы видели, сложное и многогранное явление. Поэтому и к толерантности христианину следует подходить не легкомысленно, но критично. Достойно всяческого поощрения в ней то, что ведет к органическому единению людей во взаимном уважении и братской любви. Заслуживает осуждения та толерантность, которая, закрывая глаза на фактическое или идеологическое зло, тем самым является орудием и проводником зла в мире. Очень важный аспект проблемы толерантности состоит в том, что это труд, это процесс. Это действительно тяжкий труд, и очень не безоблачный, требующий осторожности и мудрости, даруемой вдохновением. Христианину в этом отношении дано одно очень практичное наставление Иисуса Христа: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». «Голубиная простота», то есть искренность проповеди Царства Божия, в «царстве зверя» для своего успеха должна сопровождаться «змеиной мудростью». Увы, как часто у нас все бывает наоборот, и христиане, если уж мы говорим о них, проповедуют Евангелие любви со «змеиной простотой», то есть с ханжеским лицемерием, и с «голубиной мудростью», то есть в абсолютной глупости и темном невежестве.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 8»

Реферат по теме:

Толерантность

Выполнила: Жапарова Гульжан,

обучающаяся 8а класса

Руководитель: учитель истории

Жапарова Кульзина

Кабденовна

г. Лабытнанги

2013 г.

Введение……………………………………………………………………………… …3


  1. Толерантность. Что это такое?.............................................................................4

  2. Историческая справка………………………………………………………… 6

  3. Виды толерантности…………………………………………………………… 7

  4. Официальный день толерантности……………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………….. 12

Использованная литература………………………………………………………… 13

Введение
Все мы живем в обществе, в котором проживают миллиарды людей, каждый день встречаемся с разными людьми знакомыми и незнакомыми для нас и порой даже не задумываемся о том, что каждый из них - это уникальная, неповторимая личность. Хотя у каждого из нас есть свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. У каждого есть что-то свое, неповторимое.

Прелесть современного мира именно в его многообразии. Но не все это могут понять и принять. Иногда слыша слово «толерантность» многие не понимают о чем, идет речь, поэтому мне захотелось написать работу о толерантности и раскрыть его смысл. Я думаю, что в настоящее время очень важно и актуально говорить о толерантности. Наша страна Россия - страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. История русской культуры немыслима без этнических армян и грузин, греков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских.

Цель: Рассказать обучающимся о “толерантности” и познакомиться с этим понятием.

Задачи:


  • Изучить информационно – познавательную литературу по данной теме.

  • Формировать у обучающихся представление о толерантности.

  • Воспитать чувство уважения друг к другу.

1. Толерантность. Что это такое?

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая - это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один, поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам и всем было хорошо, приятно, удобно. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создаёт основу человечества.

Сегодня мы поговорим о таком понятии как - толерантность. Что же это за слово такое – толерантность. Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли».

В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

В персидском – «готовность к примирению».

Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Все мы разные: блондины и брюнеты, люди разных рас и национальностей: азиаты, евреи, русские, армяне, украинцы, молдаване… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Об этом и о том, какие должны быть взаимоотношения между людьми, сегодня мы с вами и поговорим.
Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

2. Историческая справка
На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор , князь. Он отличался тем, что при разных правительствах он оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно - 166 национальностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков… Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, ве рованиям.
3. Виды толерантности

В обществе различают несколько видов толерантности:


  • Естественная (натуральная) толерантность -
она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Маленькие дети не определяют качеств своего - «Я», поскольку идёт процесс становления личности. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ними. С одной стороны толерантность, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно нервирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

  • Моральная толерантность -
этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Сутью такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современной массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.
  • Нравственная толерантность -

… в отличие от моральной, нравственная толерантность не предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Нравственная толерантность предполагает два пути:


  1. Толерантный

  2. Интолерантный
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

4 . Официальный день толерантности

16 ноября 1995 организация ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Позже появилась и эмблема толерантности. В ней явно выражен основой смысл понятия: «В этом огромном мире живут абсолютно разные люди, с разным цветом кожи, с разной культурой и традициями, с абсолютно разными взглядами на жизнь. И каждый их этих людей, каждый из этих народов должен уважать, понимать, ценить не только свою индивидуальность, но и индивидуальность другого, должен стремиться к сотрудничеству и миру».

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».

Притча: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Для каждого из нас это слово имеет разное значение. Толерантность в понимании ребенка проста – можно съесть волшебную конфету и стать понимающим, принимающим. А для взрослого часто понятие «толерантность» осмысляется как «терпение», Толерантность - не всем, может быть, на первый взгляд, это слово понятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека и общества в целом.

Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия и т.п.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Чтобы научиться понимать людей, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

Хочу привести несколько правил толерантного общения:


  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай свое мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.
Толерантность или терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Вот наш путь. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование, как и твое собственное. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

Нам кажется что, Россия - это большой дом, в котором живут старики, взрослые и дети. У каждого члена этой большой семьи свой характер, свои увлечения и все друг друга любят и уважают. Так почему же мы, понимая все это, не можем навести порядок в своем доме? Почему мы не можем услышать друг друга, постараться понять, простить? Жить так, как живут в больших, счастливых семьях? Терпимость и понимание. Мудрость и доброта. Не может в большой счастливой семье быть нелюбимого ребенка.

Владимир Владимирович Путин сказал, что «терпимость, дружелюбие и открытость - в характере всех народов России. В этом - огромная внутренняя сила нашей страны, ее прочность».

Как пример хочу привести слова главного героя фильма «Доживем до понедельника, что в жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели «Счастье - это когда тебя понимают».

Заключение
Я надеюсь, что моё выступление не оставит никого равнодушным, т.к. только

уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. А чтобы вам было легче в пути, воспользуйтесь этим рецептом:

Рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути!
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Использованная литература:

1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. – 2010. - № 7. – С.64- 66.

2. Бураков М. Ко всем с уважением. 16 ноября – День толерантности / М. Бураков // Уральский рабочий. -2009. – 14 ноября. – С. 3.

3. Войновская Т. Уважение к другому: Может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. – 2009. - № 2 – С. 216- 217.

4. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика.- 2010. - № 1 – С. 45- 49.

5. Добрынина Е. Тройка по толерантности / Е. Добрынина // Рос. газ. – 2007. – 22 марта. – С. 9.

6 . Елисеев С. М. Особенности политической толерантности студенчества / С. М. Елисеев // Социологические исследования. – 2010. - № 6. – С. 45- 51.

7. Идеи толерантности в практику деятельности библиотек // Новая библиотека. – 2006. - № 7. – С. 38-43.

8 . Куценко Е. Пойми меня: Опыт сочувствия / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. - № 9 – С. 41-42.

Цели и задачи:

1.Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

2.Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

3.Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.

4.Сформировать представление о толерантном отношении.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Учитель: Сегодня мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи «Ладная семья».

Китайская притча «Ладная семья»

Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Учитель: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте попробуем составить правили толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила эти правила на доске.

  • Правила толерантного общения:

1.Уважай собеседника.

2.Старайся понять то, о чем говорят другие.

3.Отстаивай свое мнение тактично.

4.Ищи лучшие аргументы.

5.Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6.Стремись учитывать интересы других.

  • Определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь” темной) и “Ян” (светлой”).

В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.

Прием “Изменение позиций”

Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, завтра ненавижу…

Предлагаю привести примеры из своей жизни.

“Акцент на лучшее”

Вновь обращение к образу монады.

Темное пятно – на светлом фоне и светлое – на темном фоне.

Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.

Упражнение “Камушек в ботинке”

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение “Жемчужина в раковине”

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание.

  1. Игра «Подойдите, у кого….». Но в чём же мы похожи? (слайд № 9)

– русый цвет волос;

– родился зимой;

– в имени есть буква А;

– любит мороженое (и т.д.).

  1. Что нас объединяет?

Земля – Россия – Камышин – школа № 18 – 3в класс

5.Игра «Каким вы видите себя» (рисунок, линия, цвет)? Монтаж картины на доске.

Творческая работа “Дерево толерантности”

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев

Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?

Каково преимущество толерантного общения?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками. «Не делай другому того, от чего больно тебе».

Заключительное слово учителя

Молитва о встрече:

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми
  • Будьте надёжными
  • Будьте заботливыми
  • Будьте щедрыми

– И всё это вам поможет жить в мире.

Учитель: Давайте подумаем и изобразим эмблему толерантности. Защита эмблем.