Что такое моральная победа. Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских? Духовно-нравственные источники победы

В жизни каждого из нас возникают сложные конфликтные ситуации, из которых сложно выйти победителем. Есть много обстоятельств, никак не зависящих от нас. Зачастую такие периоды растягиваются, и мы вынуждены постоянно бороться. В такие моменты близкие советуют нам «не падать духом». Что это значит? Это значит, что даже если нельзя сразу и безоговорочно одержать верх, необходимо быть сильнее невзгод и терний, не унывать и продолжать жить, несмотря ни на что. На мой взгляд, сила духа определяет нравственную победу личности над обстоятельствами, то есть способность выдержать все удары судьбы, не свернув с правильного пути. Но что такое «правильный путь» и как не сойти с него? Как понять выражение «нравственная победа»? От того, сумеем ли мы ответить на эти вопросы, зависит наше будущее.

Что бы найти ответы, обратимся к художественной литературе. В поэме Твардовского «Василий Теркин» главный герой, балагур и весельчак, защищает родину. Он, как и все его соотечественники, каждый день рискует жизнью и превозмогает боль, голод и другие лишения. Однако солдат стойко переносит трудности и храбро сражается. Он понимает, что исход войны зависит и от его усилий, поэтому нельзя впадать в уныние и перекладывать ответственность на других. Но и один Теркин не выиграет все бои, а потому он никак не в силах сиюминутно закончить кровопролитие. Он должен терпеливо сносить невзгоды и по мере сил сопротивляться врагу. Но выиграть в великой отечественной войне – дело всего народа, а в данной конкретной ситуации герой уже победитель. Его достижение заключается в том, что он – душа своего подразделения. Теркин помогает другим солдатам не опускать руки и показывает им положительный пример. Что бы ни случилось, Василий не предаст и не струсит, не пожалуется и не впадет в уныние – вот она, нравственная победа личности над обстоятельствами.

Второй пример можно найти в рассказе Горького «Старуха Изергиль». Главный герой одной из легенд Данко вырывает свое сердце, чтобы осветить своему племени путь в темном лесу. Люди ропщут на него, упрекают и злятся. Многие на его месте не стали бы жертвовать даже малейшим усилием ради таких неблагодарных и малодушных спутников. Однако юноша возвысился над обстоятельствами и не отступил от своих моральных принципов под давлением окружающих. Его нравственная победа заключается в том, что ценой своей жизни он все-таки вывел людей на свет, ни разу не опустившись до перебранки с ними или сожаления о своем поступке.

Таким образом, я могу сделать вывод, что выражение «нравственная победа» означает наличие у человека строгих моральных норм и способности терпеливо преодолевать трудности. Как правило, в повседневной жизни мы не замечаем этих победителей и сами не подозреваем, сможем ли мы при случае возвыситься над обстоятельствами. Однако каждый из нас в силах это сделать, если будет заботиться о свой нравственной чистоте и мужественно переносить испытания.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В этом году жители России и стран ближнего зарубежья с размахом празднуют 200-летие Бородинской битвы.

Французская энциклопедия «Ларусс» считает, что «Кутузов - генерал, проигравший битву при Бородино». Возможно, с точки зрения европейцев, русская армия понесла в этом сражении большие потери, чем наполеоновская, в результате отступила. Видимо сам факт отступления это и считаю как проигрыш. Наполеон - это великий полководец, с этим не поспоришь. Это общепринятый подход, вошедший в учебники. Тогда, как Лев Толстой в романе «Война и Мир», строит свое описание на том, что русские солдаты одержали великую, нравственную победу над врагом.
Как показывают современные исследования, некоторые данные того времени страдают точностью. По более внимательным подсчетам потери французов в битве на порядок больше, чем об этом писали современники. Это 58000 у наполеоновской армии и у русских 44000. Притом, что у Наполеона было 185 000 солдат, а не 130000. У русских было 120000 солдат.
В итоге становится понятно, что Бородинское сражение - это поле чести и славы русских солдат, офицеров и генералов. Именно русская армия смогла выдержать напор наполеоновских войск, сдержала удар превосходящих сил объединенной Наполеоном Европы. Россия противопоставила врагу образец воинского искусства и потрясающую силу, и высоту духа. Он воодушевлялся и подкреплялся молитвой и присутствием образа Смоленской Божьей Матери.

Французы, наблюдавшие эту картину, смеялись над «суевериями» варваров, которых они пришли учить своему миропониманию, сжигая на своем пути храмы, превращая их в конюшни.
Часто говорят, что профессионализм наполеоновской армии был выше, чем у русской. Но дело в том, что это все тоже под вопросом. Поскольку у Наполеона было огромное количество новобранцев, а тогда как французские ветераны выбывали. Россия в свою очередь также вела войну с Турцией, но с гораздо меньшими потерями. Поэтому в целом опыт российской армии был на более высоком уровне.
Но вопрос остается открытым, кто победил в сражении? По факту ни та ни другая армия не были разбиты. Наполеон также отвел свою армию назад, поскольку находиться на этом кровавом поле было нереально для живых, а русские тем временем выслали дивизию вперед. Поэтому получилось, что поле боя осталось в ведении Кутузова и его армии.
Важно даже и то, что произошло потом, спустя годы. Жена погибшего русского генерала Тучкова, Маргарита Тучкова на месте его гибели создала монастырь.

Средств на это у нее было мало, денег почти не было. А сейчас это грандиозное архитектурное сооружение, где монахини регулярно молятся об упокоении павших на Бородинском поле воинов. Говорят, что одной из них было откровение о том, что все павшие на нем воины находятся в Царствии Небесном.

Трагедия человека, не способного руководить своими чувствами, не имеющего нравственных сил побороть алкоголизм, - вот проблема, над которой рассуждает Д. Новоселов.

Этот социально значимый вопрос был и остается актуальным во всем мире. Практически в любой стране есть люди, которые не могут бросить пить.

Я полностью согласен с мнением Д. Новоселова. Судьба человека, который не может одолеть свои вредные привычки, трагична. А если герой победил свой нравственный недуг, как персонаж рассказа, сколько счастливых моментов подарит ему жизнь!

Ярким примером трагизма в судьбе человека, не способного руководить своими чувствами, является жизнь великого актера, мастера авторской песни Владимира Высоцкого. Его творчество знаменито на весь мир, а песни популярны и по сей день. Но он не смог подавить в себе тягу к спиртному и наркотикам, не смог выбраться из «колеи», края которой «скользки и высоки»…

Не менее ярким примером трагедии человека, не сумевшей справиться со своими порочными инстинктами, является жизнь великого писателя Стивена Кинга. Его романы известны во всем мире, по ним сняты не менее популярные кинофильмы. Но именно то, что писатель не смог справиться с тягой к наркотикам, и привело его к нравственной гибели.

О гуманизме

Гуманизм – вот центральная проблема, которую ставит в тексте известный советский писатель Константин Симонов.

Сколько существует человечество, столько и идут рядом эти моральные категории: человеколюбие и жестокость, доброта и злоба. «Гуманизм – это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций…» - писал А.Н.Толстой.

Автор, участник Великой Отечественной войны, писатель, создавший незабываемые военные полотна, преклоняется перед подвигом югославской старухи Марии Джокич. Голодная, ослабленная, оглушённая взрывом старая вдова считает своим долгом похоронить русского солдата. Её не пугают ни выстрелы, ни разрывы мин…Самое дорогое, что было у женщины, восковая свеча, хранившаяся у неё со дня свадьбы, была воткнута в изголовье могилы советского воина и зажжена вдовой.

Поступок югославской вдовы напомнил мне историю русской женщины Марии, которая не только повторила подвиг Марии Джокич, но и в нравственном плане превзошла её. В одном из подвалов сожжённой родной деревни она нашла раненого немецкого солдата. Первое желание женщины было убить его, убить потому, что немцы безжалостно уничтожили её мужа, сына, угнали в рабство всех односельчан, но сердце матери, доброе сердце женщины, не позволили Марии сделать этого. Она ухаживала за немецким солдатом и, когда тот умер, оплакивала его, как собственного сына.

В мировой истории есть масса подобных примеров. Вспомним Анри Дюнана, обыкновенного швейцарского предпринимателя, который был потрясён результатом страшного побоища, устроенного войсками Наполеона. Он поднял на помощь раненым всех местных жителей. «Все мы братья», - кричал Анри, помогая и итальянцам, и французам. Позже Анри Дюнан организовал Всемирную организацию Красного Креста и Красного Полумесяца, оказывающую помощь нуждающимся и в наши дни.

Таким образом, гуманизм жил и живёт в душах добрых людей

Любовь к родине

Любовь к Отчизне, к родной земле, верность ее заветам – вот проблема, над которой размышляет российский писатель Валентин Распутин.

Этот нравственный вопрос относится к категории вечных. Над ним задумывались и Г.Гегель, и И.Гете, и Ж.Санд. Особенно обостренно воспринимали эту проблему русские писатели, критики, философы. В.Г. Белинский писал: «Всякая благородная личность глубоко познает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством».

Автор эссе, рассуждая о патриотизме, говорит, что в основе этого человеческого качества лежит любовь к Отчизне, верность ее заветам, «страдания за все ее страдания и вера в ее очистительный исход». Распутин приводит яркий пример из жизни Нобелевского лауреата И.Бунина, прожившего на чужбине более тридцати лет, но продолжавшего помнить и любить Россию!

Я разделяю точку зрения Валентина Распутина в том, что любовь к Родине, верность ее заветам – эти качества свойственны не только тем, кто встречает зарю на Байкале, обнимает белый ствол березы, вдыхая запах только что распустившихся листьев, но и тем, кто по воле судьбы оказался за пределами родной страны. Не раз слышала, что ностальгией, как правило, страдают только русские люди.

Убеждаюсь в этом, перечитывая дневники известного поэта Константина Бальмонта, после революции оказавшегося на чужбине: «Нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне слова эти не кажутся убедительными. Россия всегда есть, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство».

Своеобразно решается проблема Родины в поэзии А.А. Ахматовой. Разлуку с Отчизной поэтесса считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах - нравственным долгом:

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Вот она, истинная любовь к Родине, к родной земле, верность ее заветам!

Проблема покаяния

В заключительном эпизоде рассказа А.С.Пушкина «Станционный смотритель» ставится проблема покаяния.

Грех и покаяние…Вечные человеческие проблемы, поднятые еще в «Книге книг» - Библии. «…покайтесь, ибо приблизится Царство Небесное»,- говорится там. Но не все люди живут по христианским обычаям: грешат, а о покаянии забывают, поэтому эта нравственная проблема остается актуальной.

А.С.Пушкин, рассказывая о «прекрасной барыне», посетившей могилу старого смотрителя, словно ставит точку в повествовании: дочка бедного старика не забыла его, специально приехала в родные места. Узнав о смерти отца, Дуня пришла на кладбище и долго лежала не могиле человека, которого она так бессердечно погубила. Вот она, минута покаяния…

Думаю, автор, жалея своего героя, все-таки чуть-чуть жалеет и оправдывает его легкомысленную дочку: причина ее предательства – Любовь к прекрасному гусару…Я же считаю, что нет Дуне прощения. Ни любовь, ни война, ни стихийные бедствия не должны быть для нас препятствием в осуществлении главного своего нравственного долга, долга перед родителями.

К сожалению, многие сыновья и дочери забывают об этом. Вспомним героиню рассказа К.Паустовского «Телеграмма» Настю. Что мешало этой умной, красивой, доброй женщине проведать старую, больную мать, хоть как-то скрасить ее одинокую старость. Нет, не скрасила… Наверное, так же как и героиня Пушкина, Настя, придя на кладбище, долго лежала на могиле матери, звала любимую, молила о прощении. Но автор не описывает нам этой сцены, видимо, считая, что дочка старой учительницы его не заслужила.

Как не заслужили прощения и многие мои современники, богатые и бедные люди, которые не заботятся о своих родителях, отдают немощных стариков в специальные интернаты. Эти выросшие дети, видимо, забыли, что родителям, кроме чистой постели, тарелки супа, нужны теплые слова, взаимопонимание и любовь рожденных и взращенных ими детей…

олг – вот проблема, над которой размышляет Валентин Распутин.

Данный общественно значимый вопрос весьма актуален на протяжении длительного времени. Многие писатели, поэты, философы и общественные деятели рассуждали и рассуждают над ним.

Автор считает, что человек, кем бы он ни был, должен выполнять то, что ему предписано, никогда не забывая о своём долге перед Родиной, обществом, семьёй. К сожалению, многие из нас очень часто пренебрегают своими обязанностями.

С мнением автора трудно не согласиться. Кем бы ты ни был: врачом или военным, учителем или чиновником, - ты обязан исполнять свой долг. Яркие противоположные примеры, подтверждающие сказанное, дала мне только одна неделя апреля 2012 года.

Фактом пренебрежения своими должностными обязанностями является случай, произошедший в Пермском крае. Из детского сада был похищен семилетний мальчик Илья Ярополов. Воспитательница отпустила ребёнка с незнакомой женщиной, совершив, таким образом, должностное преступление.

А вот комбат российской армии, служивший на Дальнем Востоке, исполнил свой долг, проявив истинное мужество. Он накрыл собой гранату, которую обронил его солдат во время учений. Его подчиненные остались живы, а комбат погиб. Майору Сергею Солнечникову присвоено звание Героя России посмертно. В Интернете люди, потрясенные случившимся, оставляют на сайтах свои стихи:

Неловко брошена граната...
Все растерялись, лишь комбат
Накрыл собой и спас солдата...
Погиб. Возврата нет назад.
Вот что значит человек долга!

Проблема простоты и скромности Простота и скромность – вот проблемы, над которыми рассуждает Д. С. Лихачев. Автор с негодованием повествует о том, что эти качества часто принимают за слабость и нерешительность. И только опыт, считает Д. С. Лихачев, может доказать людям, что простота и скромность – это не слабость и нерешительность, а проявление силы характера. Именно эти качества, считает автор, являются достоинствами человека, главным условием моральной красоты. Трудно не согласиться с этим замечательным человеком! Вспомним, например, героиню романа Л.Н.Толстого «Война и мир» княжну Марью Болконскую. Эта девушка была воспитана в строгости, в атмосфере абсолютного порядка, её жизнь не отличалась роскошью и беззаботностью. Однако именно это повлияло на развитие её духовных качеств и внутренней силы, которые помогли княжне Марье, женщине простой и скромной, справиться со многими жизненными неурядицами и найти свое счастье. Ещё одним ярким примером является судьба четырёхкратного чемпиона по спортивной гимнастике Алексея Немова. Во время афинской Олимпиады он не получил своего заветного пятого «золота», предательски не получил! Но Немов получил то, что дороже любого золота: восхищение болельщиков – восхищение высшей пробы мастерством спортивным и достоинствами человеческими – скромностью и простотой!

Роблема глупости

Известный российский писатель Валентин Распутин рассуждает в эссе над проблемой глупости.

Автор с волнением говорит, что во все времена на Руси было много неумных людей. А как современная Россия славится глупостью! Сильна наша глупость, убежден В. Распутин, и бесчисленны её убежища; и даже у самых умных людей отведены для неё уютные уголки.

Трудно не согласиться с сибирским писателем. Ведь, действительно, у глупости нет границ: она всестороння и всеобъемлюща, без неё уже просто невозможно представить современное общество. Многие литературные деятели затрагивают в своих произведениях эту проблему.

Вспомним, к примеру, «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. В ней читателям представлена целая галерея градоначальников, приказы и решения которых поражают своей нелепостью и глупостью. Чего стоит только решение Угрюм-Бурчеева разорить богатый город ради того, чтобы повернуть реку вспять.

Читаешь «Историюодного города» и невольно сравниваешь действия главных героев с «боями» депутатов Государственной Думы: та же ругань, тот же крик. Как похожи крики: «Молчать! Вон из зала! Я вам предоставлю место в Лефортово!» В. Жириновского на одном из заседаний Думы на «Не потерплю!», «Разорю!» Органчика.

Могу сделать вывод, что проходят века, а глупость человеческая остается безграничной. И сколько необходимо сделать нам, чтобы хотя бы в госучреждениях встречалось поменьше неумных людей.

Нравственность в целом выражает качества характера человека, стремления его воли, а также свойства целого народа. Суть христианской веры заключается в соблюдении правил высокой нравственности. Наша вера состоит в наличии нравственных законов более высоких, нежели нравственные гражданские принципы: требованием первой является исключительно строгое исполнение законов, второй же - судьей назначается совесть и Бог...

Нравственной победе отведена роль приоритета при создании индивида и установок того Целого, к коему он чувствует свою принадлежность, над всеми остальными установками, своими и чужими настроениями, и интересами. В связи с этим, стоит обратиться к историческому примеру.

В нашем сознании существует представление о неопровержимости факта достижения нравственной победы в Бородинском сражении русской армией над армией Наполеона.

Так считает русский народ и большинство российских историков. В генеральном сражении Наполеон стремился к разгрому русских войск и решению судьбы войны в собственную пользу, но цели своей он не сумел добиться. Русская армия, командование которой находилось в руках Кутузова, упорно вела сражение за свою позицию при Бородине. Она сумела нанести решающий удар французским войскам. Французские солдаты и полководцы поверили в непобедимость русской армии, а Бородинское сражение выступило в качестве переломного этапа войны 1812 года. Это сильно повлияло на международную обстановку, что также сказалось на судьбе всей Европы в дальнейшем.

Наполеоновские войска были ослаблены под Бородино, соответственно, потерпели поражение в России, а далее, и в Европе. Империя Наполеона распалась, а порабощенным им народам удалось вновь обрести национальную независимость. Толстой, подводя итоги и рассуждая о значении Бородинского сражения, говорит о том, что имела место нравственная победа русских над войсками Наполеона. Нравственной силе французской атакующей армии пришлось пережить истощение.

От моральных качеств армии, и духа войск, безусловно, зависит исход военных действий. Не говоря уже о том, что война была начала французами и носила захватнический характер. Русский же народ вёл национально-освободительную войну.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман «Война и мир» отличается богатством идейного содержания. Л. Н. Толстой раскрывает широчайший темы, самая главная из которых – тема русского народа и его подвиг в Отечественной войне. Рассматривая национальный характер и проблемы русского народа, писатель доказывает, что именно обычные люди являются носителями высокого нравственного начала. В центре повествования – рассказ о войне 1812 года.

Толстой ненавидел войны и все что с этим связано, но эта война для России была освободительной, держава отстаивала свою независимость, русский народ защищал свое отечество.

Сражение под Бородино в романе является моментом наивысшего напряжения, моментом концентрации народной ненависти по отношению к захватчикам и одновременно с этим, моментом окончательного сближения его любимых героев - Пьера и Андрея с народом. Бородинское сражение описывается, в основном, глазами наивного и доброго Пьера Безухова. Этот неловкий человек, никогда не видевший войны, воспринимает разворачивающиеся батальные события как ребенок. Для него это все новое, поэтому сомнений в его правдивости не возникает.

Хоть историки предписывают победу Наполеону в Бородинском сражении, но оно не принесло ему ожидаемых результатов. Толстой расценивает Бородино нравственной победой русских людей над наполеоновской армией – народ уходил от врага, бросая свое имущество, продовольственные запасы уничтожались. Создавались партизанские отряды. Их было сотни: и помещичьи, и мужицкие, и большие, и маленькие. Французская армия, обладавшая инерцией наступления, и имевшая значительное численное превосходство, при Бородине была остановлена. Наступил логический конец победам Наполеона, что явилось нравственным, решающим, ударом по наступательному духу завоевателей. Писатель исторически верно рассматривает Бородинское сражение. Это стал поворотный момент войны, который определил дальнейшую скорую погибель французской армии. Он наглядно показал, что именно нравственное превосходство освободительной армии русских над французской – грабительской сказалось в этом сражении. Л. Н. Толстой считает Бородино нравственной победой русских над Наполеоном и его армией.

Разумеется, мы не рекомендуем дословно приводить этот текст как своё мнение на экзаменах и зачетах, поскольку это только одно из мнений, почему Толстой считает Бородино нравственной победой русски над Наполеоном. Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с произведением Льва Николаевича «Война и мир», хотя бы в кратком изложении, чтобы сформировать собственное мнение по данному вопросу.