Что такое дифференциация. Конкурентная стратегия дифференциации – её типы и направления

Означает развитие отличий, выделение частей из целого. В данном труде я пользуюсь понятием дифференциации, главным образом, применительно к психологическим функциям. Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно, она пребывает в архаическом (см.) состоянии, она не дифференцирована, то есть не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования. Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, то есть к нему всегда примешиваются ощущение, или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как, например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности) /100- Bd.6. S.249, то есть когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией. Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения ("цветной слух"); недифференцированное чувство - от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Слияние с иррелевантным делает направленность невозможной - только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению.

Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия

(Differentiation; Differenzierung) - отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям."Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не...

Психологическая энциклопедия

1. В эмбриологии – процесс, посредством которого группа изначально подобных клеток продуцирует ряд клеток различных видов. 2. В социологии – процесс, в ходе которого внутри общества формируются группы, роли, статусы и т.д. В психологии имеется два отчетливо различающихся способа...

Психологическая энциклопедия

(differentiation) - 1. В эмбриологии - этап эмбрионального развития, во время которого неспециализированные клетки или ткани становятся специализированными и начинают приспосабливаться к выполнению определенных функций. 2. В онкологии - степень сходства опухолевых клеток с...

Процесс дифференциации (differentiation) используется в маркетинге для повышения конкурентоспособности товара компании на рынке и заключается в наделении продукта особенными отличительными свойствами, которые важны целевой аудитории. Впервые понятие «дифференциация» было предложено Эдвардом Чемберлином в 1933 году в теории о монополистической конкуренции. Понятие полностью интегрировалось в теорию маркетинга и на сегодняшний день является наиболее часто используемой .

В статье мы рассмотрим подробно существующие виды продуктовой дифференциации товара и приведем примеры успешного использования теории дифференциации продукта на практике.

Настоящий смысл теории

Правильно используя стратегию дифференциации товара, любая компания может обеспечить себе необходимый уровень продаж и прибыли даже на высоко конкурентном рынке. Рассмотрим подробнее, как работает данный метод.

Рынок с высокой конкуренцией характеризуется большим количеством игроков, наличием ведущих игроков и постоянным появлением новых компаний. Если бы все компании продавали на рынке однородный товар с одинаковыми характеристиками, то в результате конкурентной борьбы выжили бы только те игроки, которые обладают доступом к более дешевым ресурсами или те, кто имеют возможность к высокому уровню инвестиций в поддержку товара. На практике на высоко конкурентных рынках могут также спокойно существовать небольшие компании, которые производят дифференцированный товар для определенной части потребителей.

Что это означает? Стратегия дифференциации продукта позволяет даже небольшим компаниям стать успешными в конкурентных отраслях, так как снижает влияние высокой обеспеченности ресурсами на рыночную долю компании. Компании достаточно правильно определить своего товара (основываясь на знании сильных сторон компании и существующих возможностях в ресурсах), найти группу потребителей, для которых выбранное конкурентное преимущество товара будет значимым и установить такую цену, которая обеспечит необходимый уровень прибыли.

Дифференциация товара сокращает прямую конкуренцию, затрудняет сравнение продуктов между собой, позволяет любой компании стать мини-монополистом в своем сегменте, устанавливая такую цену за товар, которая покроет все затраты на его производство и обеспечит требуемую рентабельность продаж. Чем выше дифференциация продукта на отраслевом рынке, тем шире потребительский выбор и сложнее буквальное сравнение товаров.

Виды дифференциации продукта

На практике выделяют два типа дифференциации продукта: вертикальную и горизонтальную дифференциацию. Горизонтальная дифференциация означает «разные товары для разных потребностей», а вертикальная дифференциация означает «разные товары для одной потребности». Оба вида дифференциации дополняют друг-друга и могут существовать в ассортиментном портфеле компании одновременно.


Рис.1 Виды продуктовой дифференциации на примере рынка шампуней

  • Используя горизонтальный вид дифференциации товара, компания выделяет на рынке сегменты потребителей с разными потребностями и начинает производить конкретный товар под каждую потребность аудитории.
  • Используя вертикальную дифференциацию продукта, компания фокусируется на одной потребности потребителя и стремится предложить ему разные способы удовлетворения этой потребности.

Как дифференцировать продукт?

Перейдем к практическому применению концепции, а именно к самому процессу дифференциации товара. Для того, чтобы правильно применять модель на практике необходимо соблюдать 3 условия:

  • Во-первых, определить обязательные («the must») характеристики продукта: тот минимум, который должны иметь все товары рынка. Такие характеристики будут представлять отправную точку для дифференциации.
  • Во-вторых, провести подробный анализ свойств товаров конкурентов
  • Во-третьих, составить перечень важных потребительских свойств товара у каждого потребительского сегмента рынка. Перечь легко составляется с помощью простого опроса. Полученные характеристики будут представлять возможные формы дифференциации продукта.

После выполнения трех условий, описанных выше — вам останется лишь найти свободные ниши, используя наиболее подходящую своего продукта. На практике используется 7 успешных стратегий дифференциации продукта, которые можно комбинировать между собой или использовать отдельно. Рассмотрим каждую из семи стратегий подробнее.

Дифференциация на уровне продукта

Такую стратегию можно назвать стратегией «чистой продуктовой дифференциации». Используя ее, вы должны донести до потребителя одну единственную мысль: «Ваш продукт предлагает потребителю что-то, что не может предложить не один товар рынка».

Данная стратегия базируется на наличие действительно уникальных свойств и характеристик товара, на абсолютной инновационности продукта. Благодаря использованию такой конкурентной стратегии создается отдельная категория на рынке, в которой ваш продукт выступает абсолютным монополистом. Примером такой дифференциации может быть появление категории легкого пива под маркой Miller на рынке. Данный продукт основал категорию пива «Lager», в которую впоследствии вошли и другие торговые марки.

Дифференциация по характеристикам товара

Используя такой вид стратегии дифференциации товара, вы убеждаете потребителя в том, что ваш продукт обладает лучшими функциональными возможностями для него. Такая стратегия часто используется в отраслях информационных технологий и электроники. Например, производитель заявляет, что его продукт обладает более высоким разрешением, более ярким монитором, более производительным процессором. В товарах массового потребления такая стратегия проявляется в наделении продукта дополнительными свойствами. Например, сок с содержанием 20 жизненно-необходимых витаминов, детское питание с добавлением полезных микроэлементов (которых нет у конкурентов).

Дифференциация по цене

Стратегия ценовой дифференциации постоянно используется производителями. Она означает продажу товара для удовлетворения одной и той же потребности, но по более низкой или по более высокой цене. Низкая цена важна, когда потребитель желает сэкономить на покупке товара; высокая цена используется в случае необходимости привлечение аудитории, для которой важны статус, престиж, дизайн, высокое качество, высокая скорость обслуживания и высокая эффективность.

Уход в нишу

Стратегия концентрации на определенной нише подходит небольшим компаниям. Они концентрируют все свои усилия на целевой аудитории, которая по своим предпочтениям значимо отличается от рынка в целом, а значит имеет очень специфические требования к продукту. Для такой аудитории создается «идеальный продукт», который не будет интересен всему рынку, но завоюет невероятный успех у конкретной целевой аудитории.

Дифференциация через дополнительный сервис

Бывают ситуации, когда продукт на рынке является очень однородным и невозможно найти значимые критерии дифференциации товара. В таком случае у компании есть другой способ дистанцировать себя от конкурентов: включить дополнительные услуги к покупке товара. Например: товар с бесплатной доставкой до дома, с бесплатной сборкой и установкой.

Дифференциация через коммуникацию

Другой способ дифференциации однородного продукта — через особую коммуникацию с потребителем. Коммуникация способна вызывать определенные эмоции, налаживать более тесный контакт с аудиторией, вызывать особую лояльность. Например, зубные пасты SPLAT выбрали особый способ коммуникации с потребителем: производитель вкладывает письма в каждую упаковку продукта, что создает более тесное общение бренда со своей аудиторией.

Дифференциация через упаковку

И последний, один из самых распространенных способов дифференциации товара, — дифференциация с помощью дизайна и форму упаковки. Вы можете создать уникальный дизайн, который будет привлекать внимание и выделять продукт на полке. В также можете придать своему продукту интересную запоминаемую форму, выпустить товар в уникальном объеме и т.п.

Плюсы и минусы дифференциации

У стратегии дифференциации есть свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в том, что стратегия:

  • помогает снизить давление со стороны товаров-заменителей
  • обеспечивает выживаемость даже небольшим фирмам
  • позволяет увеличивать лояльность аудитории
  • повышает рентабельность продукта за счет возможности в установлении более высокой цены

К недостаткам стратегии можно отнести: повышение затрат на производство неоднородного товара (требуются небольшие партии разных материалов и упаковки), необходимость инвестиций на коммуникацию отличительных свойств продукта (иногда достаточно высоких), развитие каннибализации и конкуренции внутри ассортимента компании (когда один товар начинает конкурировать и съедать продажи похожего продукта компании, а не конкурентов), создание запутанного широкого ассортимента.

Решив использовать стратегию дифференциации следует помнить одну важную мысль: дифференциация товара должна строиться на важных для потребителя характеристиках продукта.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Встречаются слова, значение которых вроде бы понятно, но в разных сферах человеческой деятельности они обозначают что-то свое, специфическое.

Одно из таких слов – «дифференциация». В этой статье мы проанализируем конкретику данного понятия в различных областях применения.

Общее понятие

Слово «дифференциация» заимствовано из латинского языка (differentia) и переводится как «разность , различие».

В более обобщенном смысле оно обозначает разделение единого на части, уровни, этапы, ступени. Данный термин является антонимом для , обратного процесса ведущего к объединению.

Простые примеры: все буквы алфавита можно дифференцировать (разделить) на гласные и согласные, звуки – на твердые и мягкие, коллектив учащихся – на классы или группы, человечество – на расы и т. д.

Дифференциация всегда происходит по каким-либо общим признакам.

Используем пример с разделением коллектива школы на классы. Признаком, по которому подразделяются учащиеся, является их возраст (не учитывая тех, кто в силу каких-либо причин стал второгодником). Поэтому логично, что в первом классе обучаются дети 7 лет, а в 11 – 17-летние молодые люди.

Дифференциация в экономике

Рассмотрим это понятие как процесс развития применительно к разным областям человеческой деятельности и признаки, по которым данный процесс происходит.

Дифференциация в экономике – это сложившаяся система экономических отношений в определенном обществе. в данном контексте вкладывается смысл: обособленный территориальный субъект, т. е. регион либо целое государство, либо все мировое сообщество.

Так, в рамках РФ существует множество территориальных субъектов, экономическая деятельность которых определена по отраслевому принципу исторически.

Например, Краснодарский край – это аграрный регион, а Дальний Восток – рыбный. В рамках мирового сообщества: Япония – страна, производящая высокотехнологичные товары, а Эквадор – мировой поставщик бананов и нефти.

Вывод: основа дифференциации в экономике заключается в разделении труда по отраслевому и (или) территориальному признаку.

На уровень дифференциации в этом случае основополагающее значение оказывают следующие факторы:

  1. обеспеченность трудовыми ресурсами;
  2. объемы производства;
  3. степень внедрения в производственный процесс достижений науки;
  4. целевая ориентация производства;
  5. факторы социально-политической сферы:
    1. уровень экономического развития хозяйствующего субъекта,
    2. степень развития экономических взаимосвязей с другими субъектами,
    3. правовая основа.

Не стоит путать это с экономическим аспектом социальной дифференциации, т. е. с разделением общества на слои с различным уровнем дохода.

Так, в РФ дифференциация доходов населения достигла огромных значений: разница в зарплате десяти процентов наиболее высокооплачиваемых и десяти процентов наименее оплачиваемых работников достигает 40 раз! Это практически в 8 раз выше, чем в экономически развитых странах.

Дифференцированный подход в педагогике

Все люди имеют разные способности, неодинаковую степень обучаемости и различный психоэмоциональный статус, поэтому дифференцированный подход к обучению – это наиболее эффективный способ достижения максимального результата в получении знаний.

В чем он заключается? Дифференциация обучения осуществляется на внешнем и внутреннем уровнях:

Внешняя дифференциация предполагает разделение учебных заведений в рамках общеобразовательной программы в зависимости от уровня развития ее учащихся. «Продвинутый» уровень развития ребенка дает возможность учиться в лицее или гимназии, коррекционные школы предназначены для детей с пониженным интеллектуальным статусом.

В особую группу выделены классы педагогической поддержки (для детей, испытывающих трудность в обучении) и профильные классыуглубленным изучением каких-либо предметов).

Внутренняя дифференциация – это разделение учащихся в классе (группе), ранее созданном по случайным признакам, на определенные подгруппы (по уровню подготовки, по психоэмоциональному статусу и т. д.). Как правило, преподаватели, ориентируясь на подобное условное разделение учащихся, используют метод индивидуального подхода.

Что можно дифференцировать в психологии

Дифференциация в психологии означает умение индивидуума быть личностью ( ?), оставаясь при этом социализированным членом общества.

Простой пример: есть человек, он , т. е. адекватно сосуществует с остальными членами какого-либо коллектива, выполняет свои гражданские обязанности по отношению к государству, в котором живет.

Но в то же время он имеет свои увлечения, духовные привязанности, свою точку зрения. Чем выше психологическая дифференциация человека при нормальном уровне социализации, тем более он стабилен в психологическом плане, тем полноценней как личность .

Стоит отметить, что чрезмерное увлечение компьютерными «стрелялками» оказывает на несформированную детскую психику пагубное влияние.

Погрузившись в виртуальный мир, ребенок перестает развиваться в психоэмоциональном плане, т. е. тормозится его психологическая дифференциация в личностном плане и не происходит адекватной социализации в обществе.

Дифференциация языка

Этот термин в лингвистике подразумевает появление новых разновидностей языка. Проще говоря – это появление наречий, говоров и диалектов.

Пример: существует русский язык, но практически в каждой «глубинке» в нем обнаруживаются свои особенности. Так, в одном районе Тверской области говорят не «гора», а «горушка», не «поезжайте», а «ехайте». И таких изменений в русском языке не счесть, как, впрочем, и в языках всего мира.

Существует 3 основных причины дифференциации языка:

  1. территориальная (пример – в предыдущем абзаце);
  2. социальная – изменения происходят вследствие дифференциации общества на различные социальные группы. Примером может служить молодежный сленг (помните, я писал про то, и тому подобное) ;
  3. функционально-стилистическая – изменения происходят вследствие внедрения в обиход слов из научной, официально-деловой, публицистической и разговорной лексики. Например, « IT-технологии» (научный стиль); «нотариальный акт» (официально-деловой); «акт » (публицистический); «махнуть на рыбалку» (разговорный стиль).

В науке

Дифференциация в науке означает выделение из определенного научного направления новых дисциплин по мере накопления знаний.

Данный процесс неотделим от научного прогресса. Исследования в рамках узкой специализации позволяют глубже проникнуть в суть явлений и процессов.

Этот процесс подобен цепной реакции: по мере накопления информации из «материнской» науки выделяется «дочернее» направление. Оно развивается, и при расширении и углублении знаний о своем объекте дифференцируется еще на несколько научных дисциплин. И так может продолжаться до бесконечности.

Пример: изучение наследственности биологических организмов привело к созданию нового научного направления – генетики. Затем уже из этой дисциплины выделились новые специализации – медицинская генетика, молекулярная, биохимическая. А развитие этих направлений, в свою очередь, неминуемо приведет к созданию новых дисциплин.

Рассмотрим наглядно на схеме дифференциацию в науке на примере педагогики:


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На схеме приведены только 3 уровня педагогики как науки. Развитие и углубление знаний третьего уровня приведет к созданию дифференциаций следующего уровня.

Краткое резюме

Дифференциация – это процесс выделения частей из единого целого. Наряду с интеграцией – это два противоположных процесса, лежащих в основе развития наук и эволюции человечества.

В этой статье мы проанализировали только малую толику значений этого термина. Если вы хотите знать об этом и других понятиях больше – читайте наш блог!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое стагнация простым языком Что такое интеграция и что именно можно интегрировать Что такое менеджмент - его функции и виды Что такое развитие: определение, характеристика и виды Что такое рецессия

Дифференцирование - выявление существенных отличительных особенностей предмета исследования, проводимые методом анализа признака (свойства, параметра) предмета. Понятие дифференциация происходит от латинского differentia - различие.

Дифференциация (дифференцирование ) в маркетинге - процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров конкурентов, выявление привлекательных и выгодных для потребителя отличий товаров и(или) услуг. По сути своей, дифференцирование - выделение предложения производителя из общей массы конкурирующих предложений иных производителей. Именно дифференцирование позволяет закрепиться в сознании потребителя, занять выгодную рыночную позицию и получить таким образом реальное конкурентное преимущество.

Товарное дифференцирование - создание схожих товаров, с небольшими различиями, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, обусловленных применением иных технологий производства, материалов, из которого они изготовлены, качеством работы или другими показателями.

Успешная стратегия дифференцирования должна включать пять пунктов:

  1. Создание имени дифференцируемому объекту - создание уникального имени товара, продавца, понимаемого и запоминаемого, пригодно для использования в различных марочных коммуникациях и разнообразных иных контекстах использования.
  2. Идентификация - наклеивание лейблов на продукцию, создание системы знаков и символов, которые в своей совокупности общепонятным образом доносят идею бренда, стратегию до целевой аудитории.
  3. Персонификация - определение персоны, стоящей за брендом. Люди устроены таким образом, что хотят иметь дело и покупать у людей, которых знают и которым доверяют. Персонификация дает понять, что персоналия, стоящая за брендом, отвечает за качество товара или услуги. И наоборот, спрятавшись за логотипом и словами "компания" бренд создает дополнительные барьеры для недоверия и подозрения.
  4. Создание новых товаров, классов товаров - формирование идей новых товаров (групп товаров). Идеи новых товаров могут также выявляться в ходе анализа, как возможностей производства и сбыта, так и потенциальных потребностей рынка.
  5. Дифференциация предложения - это предложение иного, более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня, основанного на предоставлении дополнительных услуг, сервиса, больших выгод для покупателя, не связанных непосредственно с товаром.

Сервисное дифференцирование - составляющая комплексного предложения, услуги, сопутствующие продукту, по своему уровню отличающиеся от услуг конкурентов.

Дифференциация цен - предложение однородных товаров и услуг по разным ценам, один из методов конкурентной борьбы. Различия цен объясняются либо ценовой дискриминацией, либо дифференциацией продукта. Ценовая дискриминация - различие цен на один и тот же товар разным категориям покупателей.Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.


Количество показов: 84437

Дифференциация (Differentiation; Differenzierung) - отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям.

"Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно - она пребывает в архаическом состоянии, она недифференцирована, т. е. не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования.

Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, т. е. к нему всегда примешиваются ощущение или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности), т. е. когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией. Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения ("цветной слух"); недифференцированное чувство - от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежа-щего. Слияние с иррелсвантным делает направленность невозможной - только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению" (ПТ, пар. 695).

Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием - она необходима для процесса индивидуации. Человек, зависящий от своих проекций, сохраняет слабое представление о том, кто и что он есть.

ДУХ (Spirit; Geist) - архетип и функциональный комплекс; часто персонифицируется и переживается как вдохновение, оживление или невидимое "присутствие".

"Дух, как и Бог, обозначает объект психического переживания и опыта, который не может быть доказан существующим во внешнем мире и не может быть понят рационально. Таково значение слова "дух" в его наилучшем смысле" (CW 8, раг.626).

"Архетип духа в образе человека, карлика или животного всегда возникает в ситуации, когда необходимо понимание, самоанализ, хороший совет, планирование и т. д., но человеку не хватает для этого своих ресурсов. И тогда архетип компенсирует это состояние духовного дефицита неким содержанием, призванным заполнить пустоту" (CW 9i, par. 398).

Следует различать дух как психологическое понятие и традиционное представление о нем в религиозном контексте.

психологической точки зрения явление духа, как и любого автономного комплекса, осуществляется в виде стремления бессознательного превзойти или, по крайней мере, сравняться со стремлениями эго. И если мы хотим быть справедливыми к сути, именуемой нами духом, то здесь следует, скорее, говорить о "высшем" сознании, нежели о бессознательном" (CW 8, par. 643).

"<...> популярная современная идея духовного зла согласуется с христианским взглядом, рассматривающим духовное зло с точки зрения общего блага (summum bonum) как самого Бога. Фактически это также и идея злого духа. Но в современном понимании невозможно придерживаться последнего, поскольку дух не обязательно зол; скорее, его следует называть безразличным к морали, нейтральным или безучастным к ней" (CW 9i, par. 394).