Что означает лирика в литературе. Что такое лирика в литературе и искусстве? Роды художественной литературы

Что такое лирика? В литературе это отдельное направление, главной особенностью которого является воспроизведение эмоций и чувств. Это особенный вид создания художественных образов, популярный во все времена.

Что такое лирика в литературе? Под этим термином понимают категорию произведений, в которых на первом плане субъективные чувства героя.

Отличия от других направлений

Для того чтобы понять, что такое лирика в литературе, следует сравнить ее с драмой или эпосом. В произведениях этих направлений присутствует сюжетность. В лирике ее нет. Автор повествует о своих чувствах, при этом использует преимущественно настоящее время. Содержание лирического произведения изложить очень сложно. В нем передано мгновение внутренней жизни автора.

Античность

Итак, что такое лирика? Литературный термин, который в переводе с греческого означает «под звуки флейты». В античные времена лирические произведения существенно отличались от тех, что созданы в последние столетия. Это были сочинения, которые воспроизводились под аккомпанемент флейты. В те времена были почти нераздельны музыка и литература. Темы в лирике могут быть различными. Такие произведения посвящают не только любви. В античности песни, которые исполняли под звуки флейты, нередко восхваляли богов. Многие из них, конечно, были посвящены и любви.

Средневековье

В десятом столетии широкую популярность получили гимны и секвенции. Когда речь идет о средневековой лирике, вспоминаются прежде всего произведения трубадуров. Эти поэты особенно мастерски воспевали платоническую любовь, причем чаще любовь к женщине, которая стоит на высокой общественные ступени. В поэзии трубадуров присутствуют и нравственные наставления. Но и они переплетаются с любовными мотивами.

Родина трубадуров - Франция. Позже их поэзия проникла и в Германию. При этом вытеснила народную немецкую лирику настолько, что от нее не осталось и следа.

Эпоха Возрождения

В этот период лирика получила особенное развитие в Италии. В XIII столетии здесь появились трубадуры, среди которых немало было придворных поэтов. Возникли такие формы, как канцона и сонет. Последняя сегодня известна прежде всего благодаря великому Шекспиру, создавшему множество утонченных лирических произведений. В XIV веке во Франции в моду вошли баллады. Вскоре они стали так же распространены, как и итальянские сонеты.

Лирика поэтов-романтиков

Огромное количество выдающихся произведений было создано в XIX веке. Это эпоха романтиков, поверивших в несбыточную мечту. Этих поэтов не устраивала реальность, и они создали свой фантастический мир. Романтизм зародился в Германии. Затем получил распространение во всей Европе. Представители русского романтизма: Жуковский, Рылеев, Батюшков, Лермонтов, Баратынский, Одоевский и, конечно, Пушкин. Лиризм в XIX столетии проник во все виды поэзии. Его характерные черты присутствуют в поэме Пушкина «Кавказский пленник».

Какие существуют жанры лирики в литературе? Послание, романс, элегия, эпиграммы, ода, идиллия. Стоит рассказать о самых популярных жанрах лирики.

Романс

Начиная с восемнадцатого столетия так называли поэтическое или музыкальное произведение лирического характера. Большое влияние на развитие жанра оказали немецкие поэты Гете и Гейне. В XIX веке сформировались школы романса: немецкая, французская, русская.

Романс представляет собой небольшое стихотворное произведение, повествующее о событиях, которые возбуждают чувства и фантазию. Этот жанр возник прежде всего в южных странах. А именно в Испании. Сочинения, созданные авторами этой страны, напоминают эпические народные песни с национальной окраской. Произведения отличались простотой изложения.

Ода

В переводе с древнегреческого этот литературный термин означает «песнь». Ода - это торжественная песня, которая посвящена какому-либо герою или событию. Зародилась она в Древней Греции. Первоначально под этим словом понимали стихотворное произведение, которое читать следует под музыкальное сопровождение. Впрочем, как и любое другое лирическое сочинение.

Ода была популярна и в Средневековье, и в 18-19 веках. В 18 столетии в России выдающимися литераторами было создано несколько произведений в этом жанре. Авторы знаменитых од - Ломоносов, Державин.

Лирика Серебряного века

Начало XX столетия в России ознаменовано появлением целой плеяды талантливых поэтов. Лирика Серебряного века невероятно музыкальная, многообразная. В начале столетия существовало несколько литературных направлений. Это и футуризм, и символизм, и эгофутуризм, представителем которого является Игорь Северянин. Поэзия играла важную роль в общественной жизни. Авторы зачитывали свои произведения на литературных вечерах, в те годы они становились так же известны и любимы публикой, как сегодня медийные личности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: довольно широкое значение имеет термин «лирика» в литературе. Есенин - великий русский поэт - создавал произведения, которые ничего общего не имеют с песнями французов-трубадуров. Выходец из Рязанской губернии в ранних стихах воспевал родные пейзажи, в «Письме к женщине» выразил свое отчаяние относительно прожитых лет, в «Черном человеке» поведал о своих страхах. Единственное, что объединяет все лирические произведения, - это субъективность чувств. Автор рассказывает о том, что испытывает в определенный момент.

Лирика (греч. - струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни и стихотворе­ния) - один из основных родов литературы, выделяемый на­ряду с эпосом и драмой. В пределах лирического произведе­ния действительность преломляется через чувства, мысли, впе­чатления, настроения автора (или героя). Основные черты ли­рического произведения: стихотворная форма, небольшой размер, эмоциональность, субъективность, выразительность всех художественных средств, отсутствие фабулы и событийно­сти, наличие лирического героя, наличие центрального образа-переживания (вместо описания события), обобщенный ха­рактер субъективных переживаний лирического героя.

Существуют различные формы лирического высказывания: монологическая (основная), диалогическая («Бесы» А.С. Пуш­кина), ролевая (стихотворения В. Высоцкого), объективная («Парус» М.Ю. Лермонтова), сюжетная («Песнь о вещем Оле­ге» А.С. Пушкина).

Как род литературы лирика зародилась в глубокой древнос­ти. Так, античная лирика возникла в VII в. до н.э. Основ­ные ее жанры: гимн, дифирамб, идиллия, пеан, ода, око­лия, френос, элегия, энкомия, эпиникия, эпиталама, эпи­грамма, эпитафия, ямбы. Античные поэты - Сапфо, Анакреонт, Катулл.

Поэзия Средних веков представлена в творчестве вагантов, трубадуров, труверов, миннезингеров и менестрелей. В твор­честве вагантов прослеживалась сильная связь с искусством античности. Ваганты (от лат. vagantes - бродяги) создавали застольные, студенческие, любовные, сатирические стихо­творения на латинском языке. Они пародировали основные формы религиозной литературы (видение, гимн, секвенция, литургия и т.д.). Основные жанры поэзии провансальских трубадуров (от прованс. trobar - «находить, создавать») - альба, пастореяла, сирвента, тенсона, плач, канцона, бал­лада, прение, эскондидж, дескорт. Главная тема поэзии тру­бадуров - куртуазная любовь, поклонение «Прекрасной Даме». Поэзия французских труверов (от фр. trouver - «находить», «придумывать») вначале была близка к фольклору. Они со­здавали песни - ткацкие, песни-жалобы на женскую долю, весенние, пасторали. Позже содержание этой поэзии расши­ряется: куртуазная любовь, морально-дидактические мотивы, религия - все это становится предметом творчества труверов. Миннезингеры (нем. Minnesinger - певец любви) - немец­кие лирические поэты. Основные темы миннезингеров - рыцарская любовь, крестовые походы, религия. Менестре­лями (лат. ministerialis - «слуга») называли в Средние века европейских поэтов-музыкантов, артистов, часто находивших­ся на службе у сеньора или придворных поэтов. Предмет их творчества - куртуазная лирика. Средневековье отмечено про­изведениями Данте, Ф. Вийона, Дж. Чосера, Вальтера фон ден Фогельвейде, эпоха Возрождения - сонетами Петрарки, XVI-XVII вв. — сонетами Шекспира.

В эпоху Возрождения и классицизма происходит обновле­ние и дальнейшее развитие жанрово-видовой системы. По­являются новые жанры - мадригал, сонет, во многом пре­ображаются старые - ода, сатира, элегия, идиллия.

В XIX веке европейская лирика переживает свой расцвет, связанный с творчеством Дж. Байрона, Б. Шелли, А. Мюссе, П. Верлена, И.В. Гете, Ф. Шиллера, Г. Гейне. В России гениальные образцы лирических жанров представлены в творче­стве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина.

ЛИ́РИКА, -и, ж.

1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л.

2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина.

3. перен. То же, что лиризм (во 2 знач. ).

| прил. лирический , -ая, -ое. Лирическая поэзия. Лирическое отступление (в эпическом или лиро-эпическом произведении: проникнутое лиризмом отступление, окрашенное интимной обращённостью автора к читателю). Лирическое настроение.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ЛИРИКА это, что такое ЛИРИКА , значение слова ЛИРИКА , синонимы к ЛИРИКА , происхождение (этимология) ЛИРИКА , ЛИРИКА ударение, формы слова в других словарях

+ ЛИРИКА происхождение, этимология - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

+ ЛИРИКА - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

+ ЛИРИКА - Малый академический словарь русского языка

ЛИРИКА это

лирика

И, ж.

Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора.

Русская классическая лирика.

Эмоциональный элемент в произведениях какого-л. писателя.

Лирика есть жизнь и душа всякой поэзии. Белинский, Разделение поэзии на роды и виды.

Творчество Чехова многогранно, лирика его поэтична, юмор его неисчерпаем. Телешов, Записки писателя.

Произведения этого рода.

Лирика Пушкина. Лирика Лермонтова. Русская лирика 19 века. Любовная лирика.

3. Разг.

Состояние, настроение, при котором эмоциональный элемент преобладает над рассудочным; чувствительность.

- С тобой так хорошо! После встречи бодрости больше и работать хочется без конца. Устинович остановилась. - Вот что, товарищ Брузжак, давай условимся в дальнейшем, что ты не будешь пускаться в лирику. Н. Островский, Как закалялась сталь.

Почему бы не поухаживать. Все было так красиво, сплошная лирика. Но в глубине души он не верил своим чувствам. Гранин, Иду на грозу.

{От греч. λυρικός - поющийся под звуки лиры, чувствительный}

+ ЛИРИКА - Сборный словарь иностранных слов русского языка

ЛИРИКА это

лирика

ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ИЛИ ЛИРИКА

один из главных родов поэзии, в котором поэт непосредственно выражает свои чувства и страсти души; название её произошло от лиры (см. это слово); возвышенная её форма - гимн, ода и дифирамб; обыкновенная - элегия, дума, песня, сонет и др.

Лирика это литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя (слушателя) иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории А.Н.Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды литературы. Это объяснение ныне считается недостаточным: существовали и трудовые, и бытовые песни. Платон в 3-й книге диалога «Государство» устами Сократа назвал лирику простым повествованием в противоположность подражанию, которое осуществляется в драме, эпос же смешивает то и другое. Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор остается «самим собой и не меняется» (Поэтика). Под лирикой в античности понимали исключительно воспевание: гимны, дифирамбы, оды. Остальная поэзия, в которой автор остается «самим собой», именовалась иначе, по жанрам. Существовал наджанровый термин «мелика» (греческое melos - песня). Мелическая поэзия была сольной (Сапфо, Анакреон) и хоровой, приуроченной к общественным событиям и празднествам (Пиндар). От лирики она четко не отграничивалась. Последующая теория в основном опиралась на поэтику Аристотеля. Ю.Ц.Скалигер в 7-й книге «Поэтики» (издание 1561) отнес лирику к эпосу, осознававшемуся как высший род поэзии; в 18 веке немецкий пропагандист древней синтетической поэзии Й.Эшенбург также включил в эпос все лирические жанры.

Лирика и эмоции

Значение эмоций для лирических высказываний выделяли П.Ронсар и Ф.Сидни. Особо подчеркнул, что лирика есть прежде всего искусство выражать свои чувства, аббат Ш.Баттё в 1747. По его мнению, поэзия подражает природе, а чувства входят в природу как ее необходимая часть. В 1770 И.Г.Гердер признал лирику праформой поэтического творчества в целом. С его точки зрения, чувства не просто предмет лирики: она не рассказывает о чувствах, а проистекает из них. Жан-Поль в 1804 счел нужным перенести описательное стихотворение из лирического рода в эпический, а дидактическую поэму и басню - в субъективный лирический. Ф.В.И.Шеллинг специфику лирики связал не со способами подражания, как античные философы, а с содержанием - с идеей бесконечности и духом свободы. Г.В.Ф.Гегель разделил три литературных рода по роли в них объекта и субъекта, причем лирика определялась как субъективный род. В этом следовал за Жан-Полем и Гегелем В.Г.Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841).

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

лирика

лирики, мн. нет, ж. (греч. lyrike).

    Вид поэзии, преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта.

    Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская лирика. Лирика 19-го века. Лирика Пушкина.

    перен. Эмоции, преобладание эмоционального элемента над рассудочным (разг.). Оставьте лирику, перейдите к делу. Отец ударился в лирику. Чехов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

лирика

    Род литературных про-изведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л.

    Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина.

    перен. То же, что лиризм (во 2 знач.).

    прил. лирический, -ая, -ое. Лирическая поэзия. Лирическое отступление (в эпическом или лиро-эпическом произведении: проникнутое лиризмом отступление, окрашенное интимной обращенностью автора к читателю). Лирическое настроение.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

лирика

    1. Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме.

      Совокупность произведений такого рода поэзии.

      Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-л. писателя.

  1. Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.

    разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм (2).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

лирика

ЛИРИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако "самовыражение" поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А. С. Пушкин, А. А. Блок.

Лирика

(от греч. lýга ≈ музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л., как философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева), гражданская («К Чаадаеву» Пушкина, «Прощай, немытая Россия» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия» А. А. Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского), любовная, пейзажная и др.

«Великий поэт, ≈ писал В. Г. Белинский, ≈ говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем ≈ о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 521). Но в Л. объективный мир обнаруживается через отношение к нему поэта, и его художественным эквивалентом выступает эмоциональное восприятие мира, преображенное в переживание субъекта. Событийность, действенный результат переживаний и стремлений, сфера поступков героя обычно остаются за пределами лирического произведения. И даже тогда, когда автор вводит в лирические произведения приметы внешнего мира ≈ пейзажные, бытовые, портретные и пр., они утрачивают независимость от субъекта, изобразительные элементы приобретают, как правило, выразительные функции и становятся проводниками лирического переживания: либо его «зеркальными» отражениями («Сентябрьская роза» А. А. Фета), либо эмоциональными «сигналами» («Я на правую руку надела перчатку с левой руки» у А. Ахматовой), либо его символами («Парус» Лермонтова), либо, наконец, контрастным противовесом субъективному состоянию духа («Весна» Тютчева). Родовая сущность Л. с максимальной наглядностью проявляется в произведениях, самый предмет которых составляет «сама душа, субъективность как таковая» (Гегель); здесь «... чувство довлеет самому себе, служит себе объектом...» (Веселовский А. Н., Историческая поэтика, 1940, с. 286).

Лирические произведения, передающее переливы и оттенки внутренней жизни, отдельные мгновения душевного движения, может достигать предельной краткости, и тогда в Л. особенно явно проступает внешне-структурное отличие от эпоса, тяготеющего к развернутости во времени и пространстве, к монументальности. Лирическое произведение остаётся законченным, художественно-целостным созданием, даже если оно состоит всего из двух строк:

Я ненавижу ее и люблю. «Почему же?» ≈ ты спросишь.

Сам я не знаю, но так чувствую я ≈ и томлюсь (Катулл).

Претворяя неповторимое духовное состояние в художественный образ, Л. придаёт ему широко обобщённое значение; лирическое произведение как бы предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые формы его выражения; отсюда ≈ заучивание и цитирование лирических стихотворений, как явление «быта» (предельный случай такой «анонимной» всеобщности лирического чувства ≈ песня, например «Землянка» А. А. Суркова, «Жди меня» К. М. Симонова, «Летят перелётные птицы...» М. В. Исаковского). Вместе с тем любое умонастроение оформляется в Л. как конкретно принадлежащее личности, как её внутренний монолог. В лирической композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее, мыслящее «я», хотя в определенных типах Л., например в пейзажной, философской, «я» иногда только подразумевается, не присутствуя композиционно.

Если прототипом лирического «я» выступает сам автор, т. е. его подлинные настроения, «живьём схваченные и мгновенно превращенные в лирические эмоции» (Овсянико-Куликовский Д. Н., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1912, с. 99), ≈ в таких случаях обычно говорят о «субъективной», «личной» Л. Однако субъективность и личностная подлинность лирического чувства не означают здесь буквального совпадения с биографическим опытом автора. Лирик, типизируя (или «объективируя») свои жизненные переживания, «отодвигает их от себя как объект» (Фет), творчески домысливает и преображает их, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произведение искусства, а «самовыражение» поэта ≈ в выражение дум и чаяний его современников. Показательна естественность, с какой «я» сменяется «мы» в «Думе» Лермонтова.

В Л. «объективной» (или «ролевой») автор воспроизводит чужие мысли и чувства, так что несовпадение между «я» лирического персонажа и биографическим обликом автора становится очевидным (например, «Сумасшедший» А. Н. Апухтина, «Я убит подо Ржевом» А. Т. Твардовского). Однако намеченное различие двух видов Л., важное для изучения психологии творчества, в читательском восприятии отчасти «стирается» эмоциональностью лирического произведения, которая выражается в нём всегда открыто, как непосредственно авторская.

Своеобразие проблемы образа автора в Л. акцентируется принятым в советской критике понятием «лирический герой». Термин «лирический герой» (впервые введённый Ю. Тыняновым применительно к лирике Блока) указывает как раз на то, что между реальной биографической личностью поэта-лирика и её отражением в искусстве может существовать некое единство, близость, но не тождество. Причём в связи с обсуждением границ содержания термина вопрос о степени этой близости стал в 1950≈1960-е гг. предметом полемики. В одних случаях под «лирическим героем» подразумевалось предельно обобщённое «я», очищенное от эмпирики, биографических фактов и без остатка совпадающее с «мы» поколения, социальной группы, народа, в других ≈ термин понимался как стыдливое прикрытие идеи субъективного «самовыражения» в Л. Очевидно, понятие «лирический герой» наполняется строго определённым содержанием главным образом при анализе творчества таких лириков, в поэзии которых лирическое «я» присутствует не просто как знак единства отношения к миру, как призма авторского сознания (например, у Тютчева), а облекается устойчивыми чертами ≈ биографическими, психологическими, даже сюжетными, выступает как фигура (например, у Блока, отчасти у С. Есенина), наделённая цельной характеристикой. Эта особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с Л. романтизма; открытие лирического героя в этом специфическом смысле принадлежит в русской поэзии Лермонтову. По-видимому, психологически-характерная фигура лирического героя занимает промежуточное положение между авторским «я» в лирическом дневнике, письме, послании и близких к ним формах (например, «Я вас любил...» Пушкина), с одной стороны, и персонажем в «ролевой» Л. ≈ с другой; лирический герой ≈ это своего рода «роль», но не утратившая связи с идейно-психологическим обликом её прототипа ≈ автора произведения.

Классификация жанров Л. исторически изменчива, и нет ещё классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирических жанров. В народном творчестве, например, жанры классифицируются по практическому назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т.д.), в античной литературе ≈ по формам исполнения (речитативно-декламационная Л.: элегия, ямб; сольная, хоровая); в европейской литературе эпохи Возрождения и классицизма ≈ по эстетической тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.); в 19 в. ≈ в основном по тематическому признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.). В 19≈20 вв. намечается также членение на медитативную Л. (эмоциональная рефлексия, взволнованное раздумье о «вечных темах»: «И скушно, и грустно» Лермонтова, «Осенний вечер» Тютчева, «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина) и суггестивную («внушающую» Л., очаровывающую «пленительной неясностью» ≈ «Певица» Фета, «Зимняя ночь» Б. Пастернака). Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. ч. песня, лирическое стихотворение, монументальная Л., например «Про это» Маяковского).

Образно-выразительные возможности, необходимые для творческого претворения и типизации внутренней жизни, Л. открывает в самой природе слова ≈ в фонетическом облике и звуковой сочетаемости слов, во внутренней форме слова, в синонимии языка, в синтаксически-интонационной организации речи. Здесь лирик находит ту «неожиданность выразительности слов», которая заменяет собой всякий способ описания событий (Н. Асеев). Эти возможности и реализуются в Л.: слово «уплотняется» ≈ обретает значимость каждый звуковой, интонационный, ритмический элемент, оттенок ударения, паузы, слога; речь насыщается аллитерациями и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксическими фигурами. Повышению эмоциональности сильно способствует ритмическая организация речи. Поэтому Л. тяготеет к стихотворной речи, а на определенных этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается с музыкой.

Истоки Л. теряются в далёкой древности. Уже самые ранние обрядовые и ритуальные народные песни ≈ высокие образцы Л. Вечно живыми остаются лирические произведения крупнейших поэтов античности (Сапфо, Анакреонт ≈ Греция; Катулл ≈ Рим); арабского Востока 6≈7 вв. (в первую очередь Имру-уль-Кайса); прованских трубадуров; средневекового Китая (Ли Бо, Ду Фу), Ирана (Хафиз) и др. стран. На переломе двух грандиозных эпох ≈ Средневековья и Возрождения ≈ прозвучала лирика Данте, а сонеты Петрарки знаменовали начало нового времени. В 19 в. в Европе Л. переживает подъём в переломные эпохи начала и конца века: Дж. Байрон, П. Б. Шелли, У. Вордсворт (Англия), А. Мюссе, П. Верлен (Франция), И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне (Германия), Леопарди (Италия), А. Мицкевич (Польша), Э. М. Рильке (Австрия); потрясения 20 в. отразились в лирике Паоло Неруды (Чили), Гарсиа Лорки (Испания), Назыма Хикмета (Турция). В России всё богатство лирических жанров представлено в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, И. Анненского. Высокие образцы Л. создали советские поэты: Маяковский, Есенин, Э. Багрицкий, Пастернак, Н. Заболоцкий, Твардовский. Для советской Л. характерны развитие монументальных и песенных жанров, тяга к драматизированным формам поэтической речи, а в тематическом плане ≈ богатство и многообразие видов гражданской Л., проникнутой пафосом единства личности поэта и народа и наиболее типичной для поэзии социалистического реализма.

Лит.: Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Овсянико-Куликовский Д. Н., Лирика как особый вид творчества, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 2, в. 2, СПБ, 1910; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, в кн.: Русская речь, сб. 1, Л., 1927; Гинзбург Л. Я., О лирике, М. ≈ Л., 1964; Сквозников В. Д., Лирика, в кн.: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964; Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм, М., 1968; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971.

В. А. Богданов, И. Б. Роднянская (о лирическом герое).

Википедия

Лирика

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от - «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. В лирику входят стихотворение , романс , послание , элегия .

Истоки лирики лежат в умении певца передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики - Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Лирика (театр)

«Ли́рика» или «Лири́ческий» - название театра в разных городах мира:

Лирика (театр, Бродвей)

«Ли́рика» или «Лири́ческий» - бродвейский театр, расположенный в западной части 43-й улицы в театральном квартале Манхэттена, Нью-Йорк, США. Управляется театральной компанией « Ambassador Theatre Group ».

Лирика (группа)

«Лирика» - поэтическое объединение, возникшее в России в 1913 году. Организатором и идейным лидером группы был Сергей Бобров, среди участников были Николай Асеев, Борис Пастернак, Юлиан Анисимов, Вера Станевич, Сергей Дурылин, Семён Рубанович, Константин Локс. Группа стремилась проложить срединный путь между символизмом и футуризмом.

В том же году вышел одноимённый альманах группы; второй выпуск был запланирован, но так и не появился. Под тем же названием функционировало и издательство, в котором были опубликованы первые сборники Асеева, а также сборник переводов Анисимова из Райнера Марии Рильке. Однако уже в начале 1914 года Бобров, Асеев и Пастернак сочли, что остальные участники группы недостаточно радикальны и художественно состоятельны, и заявили о своём выходе из неё, образовав более радикальное объединение « Центрифуга ». После этого деятельность «Лирики» фактически прекратилась.

Лирика (альбом)

«Лирика» - магнитоальбом московской рок-группы « ДК », записанный в 1983 году и выпущенный самиздатом в 1985 году.

Сборник лучших ранних вещей, составленный из первых двух «номерных» альбомов - «Увезу тебя я в тундру» (1983) и «Их нравы» (1983) с наложением в том же году клавишей А. Белоносова на часть исходного материала. Название было предложено физиком Кириллом Боярчуком, работавшим тогда вместе с С. Жариковым и Г. Ляховым (автор нескольких текстов для « ДК ») в ИОФАН. Был переиздан в 1995 году в США тиражом 900 экз.

Альбом «Лирика» упоминается в книге Александра Кушнира « 100 магнитоальбомов советского рока », где он датирован 1983 годом.

Примеры употребления слова лирика в литературе.

В одах для Горация основополагающее значение имели древнегреческие лирики Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар.

Музыка Галынина напряженна по мысли, явное тяготение к эпичности, картинности высказывания оттеняется в ней сочным юмором и мягкой сдержанной лирикой .

Гвидо Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя и всего того круга молодых тосканских поэтов, которые в изысканных словах и утонченных формах философской лирики славят великие очарования вдохновенной, приобщенной к идеальным сферам любви и воспевают волнения возвышенных и сладостных чувств.

Лирика лирикой, а режиссер Говорухин с самого начала настоял на том, чтобы актеры прошли хотя бы в сокращенном варианте курс альпинистской подготовки.

Филлипс стал пописывать для бульварных журнальчиков, а, кроме того, обрабатывал целые горы почти безнадежно графоманской прозы и лирики , присылавшейся ему писателями-дилетантами, надеявшимися, что волшебное перо Филлипса поможет им увидеть свои произведения в печати, -- все это позволяло ему вести довольно-таки независимый образ жизни.

Неповторимая сюрреалистическая лирика Армена Григоряна, скрашенная черным юмором и сдобренная изрядной долей иронии, популярна и любима уже несколькими поколениями слушателей.

В Македонии жил когда-то Меланипид, дифирамбический поэт с острова Мелоса, лучший лирик своего времени.

Но корпоративная солидарность со времен учебы еще оставалась в силе между бывшими гардемаринами, и потому Житецкий преподал Панафидину краткий урок о том, как правильнее вести себя с Рейценштейном: -- Поменьше лирики .

Прирожденный лирик , Канчели поднимается через объективную уравновешенность эпоса к трагедии, не утрачивая искренности, непосредственности лирической интонации.

Заслуга Кублановского, прежде всего, в его замечательной способности совмещения лирики и дидактики, в знаке равенства, постоянно проставляемом его строчками между двумя этими началами.

Если справедливо предание, то французский лирик Малерб обязан опечатке одним из лучших стихов своих.

Бреславец Поэзия Мацуо Басе М, Наука, 1981, 129 Поэт утверждает: внутренняя красота овоща может быть так же очевидна и прекрасна, как воспетые в японской лирике цветы хризантем.

Этот лирик и позитивист страстно мечтал о счастье, о любви и страдал, думая, что он не может внушить любовь.

За их пределами остались внеклассические направления, с которыми, однако, творчество Расина почти не соприкасалось и не перекрещивалось, - такие как бурлескная литература, бытовой роман, прециозная лирика .

Надо еще помянуть, непременно надо: Бывшего французского короля Десвитского, Бывшего варшавского коменданта Левицкого И полковника Хвитского, Американца Монрое, Виконта Дарленкура и его Ипсибое И всех спасшихся от потопа при Ное, Музыкального Бетговена, И таможенного Овена, Александра Михайловича Гедеонова, Всех членов старшего и младшего дома Бурбонова, И супруга Берийского неизвестного, оного, Камер-юнкера Загряжского, Уездного заседателя города Ряжского, И отцов наших, державшихся вина фряжского, Славного лирика Ломоносова, Московского статистика Андросова И Петра Андреевича, князя Вяземского курносого, Оленина Стереотипа И Вигеля, Филиппова сына Филиппа, Бывшего камергера Приклонского, Господина Шафонского, Карманный грош князя Григория Волконского И уж Александра Македонского, Этого не обойдешь, не объедешь, надо Помянуть.