Что означает гордость. Отсутствие смирения - гордость

ГОРДОСТЬ, -и, ж. I. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г. 2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой. 3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент - г. института. 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.


Смотреть значение ГОРДОСТЬ в других словарях

Гордость — гордости, мн. нет, ж. 1. Отвлеч. сущ. к гордый. характера. поступи. 2. Поведение, характер гордого (в 1 и 2 знач.) человека. Моя гордость мне этого не позволяет. Смирись, гордый........
Толковый словарь Ушакова

Гордость — 1. Чувство собственного достоинства, самоуважение.
Благородная, врожденная, девичья, женская, законная, мальчишеская, материнская, мужская, наивная, народная, национальная,........
Словарь эпитетов

Гордость Ж. — 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. // разг. Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность. 2. Чувство........
Толковый словарь Ефремовой

Гордость — -и; ж.
1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г. Мужская, девичья г. Рабочая, профессиональная г. Г. не позволяет принять чью-л. помощь. Г. мешает........
Толковый словарь Кузнецова

Гордость — Состояние удовлетворения собой за предпринятые усилия и достигнутые успехи.
Психологическая энциклопедия

Гордость, Невротическая — Термин К. Хорни для обозначения невротического состояния, при котором ощущение собственной значимости сильно преувеличивается по сравнению с тем, о чем свидетельствуют фактические данные.
Психологическая энциклопедия

Невротическая Гордость — (Neurotic pride). Гордость чертами нашего идеализированного образа. Эта гордость замещает реалистическую уверенность и самоуважение.
Психологическая энциклопедия

Гордость (гордыня) — (греч. hybris) - 1) в античной мысли: дерзостный выход за пределы, определяемые судьбой; 2) в библейской традиции: безумное притязание на равенство Богу, источник всякого зла.........
Философский словарь

Гордость — - социальное и моральное чувство, форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, Г. определенным образом направляет и регулирует поведение........
Философский словарь

Гордость, Гордыня — гордость - обоснованные чувства собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе, а также любовь к своему народу,........
Философский словарь

Сынок я хочу, чтобы из тебя вырос хороший человек. И мы с твоим папой, могли тобой гордиться. Поэтому ты должен быть послушным, образованным и воспитанным. И ты пойдешь в кружок английского языка.
- Но мама, я уже хожу в три кружка. Мне совсем не когда гулять с друзьями.
- И это очень хорошо. Из них вырастут бандиты, и убийцы тебе не чего с ними водится.
- Не правда. Они очень добрые и хорошие друзья.
- Все! Тема закрыта. Завтра же, ты идешь в кружок английского языка. Иначе, я расскажу папе о твоем поведении. А ты знаешь, он долго церемонится, не будет. Потом неделю сидеть не сможешь.
Мальчик обиженно опустил голову и тихо сказал – хорошо.
- Что? Я не услышала. Говори как взрослый человек: громко и чётко!
- Да! Хорошо!
- Молодец. А теперь давай собирайся, через полчаса у тебя занятия по гимнастике Женщина вышла из комнаты сына и отправилась на кухню.
Будущий гимнаст сложил в сумку одежду для тренировки, и было хотел сесть за компьютер, как из кухни раздался голос.
- И никакого компьютера! Он только для домашней работы по программированию.
Мальчик сел на кровать и уставился в потолок, еле шевеля губами, он проговорил, – Ненавижу.

Миша тринадцатилетний подросток ничем не отличался от других мальчишек. За исключением одного нюанса. Он посещал четыре секции: гимнастика, уроки английского, плаванье и, пожалуй, единственная секция, которая ему нравилась – программирование.
Он был долгожданным первым ребенком наследником семейства Бродских. Личный счет отца Миши давно перевалил за пять миллионов долларов, и это не считая сеть кафе и ресторанов, которыми он владел. Отец не сильно принимал участие в воспитание сына, а лишь иногда повторял слова жены: учись, слушайся, затем разводил руки по бокам и заканчивал словами - тогда все это будет твое.
Завладеть двухэтажным особняком, который местные жители называли не иначе как дворец. Разве неплохая перспектива? Любой взрослый человек сказал бы твёрдое утверждение – да. Но не тринадцатилетний мальчик, которому хочется гулять с друзьями, знакомится с первыми девочками.
Мать Михаила, как зачастую принято в таких семьях, была домохозяйкой. Именно она и занималась воспитанием Миши. Сказать, что она была строгой, ничего не сказать. Она была тираном. Но только по отношению к сыну.
- Все будут гордиться Мишкой, - часто любила приговаривать она, своим немногочисленным подругам.
Ей пытались объяснить, что она лишает ребенка детства.
– Я люблю своего сына, и хочу сделать из него, достойного человека. - Получали в ответ женщины и переставали быть подругами мадам Бродских.
Можно уверено утверждать, что многие завидовали этому семейству. И были просто шокированы известием о смерти всей семьи по неустановленной причине.

У Мишки была маленькая тайна. После школы и тренировок, сделанных уроков, по ночам он садился за компьютер и... Нет, он не рассматривал голых девиц, а программировал собственную программу. Сам особо не понимая, что делает, но вкладывая в это дело всю свою ненависть.
Спустя некоторое время он закончил свою работу. Программа с названием «Гордость» была готова к использованию.

Воскресным вечером, когда вся семья была в сборе, перед ужином, Миша включил программу и отправился на кухню.
Ужин проходил в обычной молчаливой атмосфере, ничего подозрительного не происходило. До того момента, как отец семейства, закончив трапезу первым, попытался встать но не смог, его ноги парализовало.
Из рук уронила столовые приборы мать Михаила. Но не от того что испугалась воплей мужа, что он не чувствует ног. А потому, что её руки тоже парализовало.
Миша проверил свои руки и ноги. Все было в полном порядке. Он гордо встал и было хотел сказать, что это его рук дело, но не смог. Его челюсть онемела. Все что получилось - это только промычать. Он хотел попытаться разжать челюсти руками, которые уже почти поднес к лицу. Но руки сами упали вниз и повисли словно атрофированные. Через десять секунд ноги подкосились, и Миша рухнул на пол.
Отец и мать также замычали. Женщина вскочила, сделал три шага и безвольно упала. Глава семейства продолжал мычать, перевернулся на бок и пополз к сыну. Отталкиваясь руками, ему удалось преодолеть два метра. На третьем он затих.

Семейство Бродских обнаружила гувернантка, которая по расписанию пришла утром в понедельник.

В другой части города неизвестный мужчина взял со столика маленький флакончик. Повертел его в руках и аккуратно поставил назад. Затем открыл рядом лежавший блокнот. В нем было написано всего три фамилии.
Клацнув ручкой, он вычеркнул первую фамилию «Бродских». Его взгляд снова устремился на флакончик. Ухмыльнувшись, он произнес:
- Моя гордость, как долго я тебя добывал. Непревзойдённый яд, который невозможно обнаружить в крови. Тело постепенно парализует, принося адские страдания.

P.S. Моя история про всеми любимые «Смертельные файлы». А то больно популярная тема, я не мог пройти мимо.

Насколько приятно Богу смирение в человеке, настолько неприятен Ему порок, противоположный смирению, — гордость, самая страшная душевная болезнь человечества, необычайно трудная для излечения.

Гордость — это семя сатаны, это самый глубокий из корней греха, бич человечества, оторвавший людей от Бога и погрузивший мир в неисчислимые беды и страдания и породивший безумие безбожия и самообожения.

Как пишет прп. Антоний Великий: «Все грехи мерзки пред Богом, но всех мерзостнее — гордость сердца».

О губительном действии гордости так пишет и схиархимандрит Софроний:

«Враг пал гордостью. Гордость — начало греха, в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего, мечтательность ума; усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть, зависть, приниженность; у многих срыв в плотскую похоть, томительное внутреннее беспокойство, боязнь смерти или, наоборот, искание покончить жизнь и, наконец, что нередко, — сумасшествие.

Это все признаки демонической духовности, но доколе они не проявляются ярко, для многих остаются незамеченными».

Благо тем, кто может понять и прочувствовать это. Как говорил о. Иоанн С: «Когда придет тебе в голову безрассудная мысль — сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорее считай свои грехи, свои непрерывные бесчисленные оскорбления Всеблагого и Праведного Владыки и найдешь, что их у тебя — как песка морского, а добродетелей сравнительно с ними все равно что нет».

Надо вспомнить, что прп. Марк Фраческий был задержан на мытарствах на один час за то, что, умирая, вспомнил свои добрые дела и подвиги.

Господь хочет, чтобы избранные Им были совершенно чужды гордости.

«Вместе с тем гордость нелегко распознать в себе, — пишет старец Силуан, — но гордого Господь оставляет помучиться своим бессилием до тех пор, пока не смирится».

Для этого, как говорит прп. Антоний Великий, «Господь так ведет нас внутренне, что скрывает от нас наше добро, чтобы удержать в смиренных о себе чувствах».

Вместе с тем Своим избранным Он посылает испытания, чтобы искоренить у них следы гордости.

Так был испытан тот же Симеон Столпник: сатана в виде светлого ангела приблизился к его столпу на огненной колеснице и сказал: «Симеон, Господь послал меня к тебе, чтобы я взял тебя, подобно Илии, на небо, ибо ты достиг такой чести за святость жития твоего, и пришел уже час принять тебе венец похвалы от руки Господней...»

Не распознал святой сразу вражеского прельщения и сказал: «Господи, меня ли грешника хочешь взять на небо?» И поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на колесницу, но вместе с тем осенил себя крестным знамением. Исчез от последнего сатана вместе с колесницею, а прп. Симеон казнил себя потом в течение года, стоя на одной и той же ноге, которую поднял.

Господь иногда попускает для Своих рабов искушение хульными мыслями, если видит их впадающими в гордость.

Даже падения и такие тяжкие грехи, как например пьянство, попускаются Господом (отнимающим в этих случаях защищающую людей благодать), лишь бы избавить людей от самого тяжелого порока — гордости.

Оптинские старцы говорили поэтому, что «лучше смиренный грешник, чем гордый праведник» (т. е. лучше быть смиренным при видимости некоторого несовершенства, чем иметь гордость при внешнем наличии добрых дел или подвигов, совершаемых по тщеславию).

Полнота нищеты духовной нужна всем христианам и даже великим подвижникам. И в тех случаях, когда подвижники, достигшие уже полноты совершенства и имевшие дары чудотворения, теряли эту нищету духовную и в них зарождалась гордость, то с нею они теряли и осенявшую их благодать. От этого они затем иногда впадали в величайшие грехи.

Характерным примером этого является житие св. Иакова Постника (память 4 марта). Святой жил в пустыне с юношества 50 лет и был уже прославлен тем, что совершал многие исцеления и изгонял бесов. Но когда Бог усмотрел в его сердце превозношение, то отступил от него Своею благодатью. Тогда по козням лукавого он впал в тяжкие грехи.

Однако диавол не смог до конца возобладать Иаковом и привести его в отчаяние: святой заключил себя на остаток дней своих в мрачную, наполненную костями пещеру. Через десять лет новых подвигов Господь не только простил Иакову его тяжкие грехи, но и вернул ему и все дары чудотворения.

И всегда, когда христианин увидит себя впавшим в грех, который был ранее чужд ему, то он должен, по мнению св. отцов, искать причиной тому впадение в гордость.

Характерным признаком гордости является наличие в человеке мнительности, осуждения других, трудность просить прощения и в особенности неспособность сносить обличения, вразумления, обиды и досаждения. О последнем так пишет прп. Симеон Новый Богослов: «Кто, будучи бесчестим или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным. А если будет противоречить с гордостию и говорить с дерзостию, то придаст силы змию излить яд в сердце его и немилосердно пожирать внутренности его».

Как зарождается и как развивается в человеке гордость, об этом так говорит архимандрит Борис К.:

«Прп. авва Дорофей говорит, что начальная стадия гордости заключается в том, что человек начинает закрывать глаза на свои недостатки. У каждого из нас есть какие-нибудь недостатки. Мы бесконечно виноваты не только перед Богом, но и друг перед другом.

Человек начинает как бы умалять свою вину или отрицать, а свои способности и добродетели начинает переоценивать, и таким путем в своих глазах возрастает. А ближнего начинает осуждать, а потом презирать и гнушаться им...

Если человек закоснеет в таком состоянии гордости, то гордость переходит в более высокую стадию, и человек начинает свои способности и добродетели приписывать себе. Он начинает думать, что Бог ему не нужен, что он своими силами может устроить свою жизнь и может приобрести все для него нужное.

Эти мысли подобны тем, которые зародились у того ангела, который стал диаволом. Человек, который зара-зился этими мыслями, перестает молиться. Если он и молится, то неискренно, без сокрушенного сердца. Если человек думает, что он не зависит от Бога, то это уже признак безумия...»

Итак, отсутствие нищеты духовной и смирения ведет к порокам самомнения и гордости. При наличии последних человек крайне переоценивает свои знания, опыт, способности и душевные качества и не считает более нужным учиться у других и быть в послушании у старца или духовного отца.

Одним из тяжелых последствий наличия гордости является «прелесть», т.е. всецелое подчинение человека внушениям лукавого духа. Многочисленные рассказы об этом имеются в житиях святых и подвижников благочестия.

Как распознать в себе гордость? На этот вопрос так отвечает архиепископ Иаков Нижегородский: «Чтобы познать, ощутить ее, замечай, как ты себя будешь чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд, и горд глубоко».

Вот совет архиепископа Арсения, как бороться с гордостью: «У тебя не должно быть сознания, что ты преуспел. Трудись, борись со грехом и больше ничего, а за твои подвиги Господь даст тебе блаженное состояние духа, когда ты будешь чувствовать мир, отраду в душе, а не сознание того, что ты преуспел».

Н.Е.Пестов "СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ"

Значение слова Гордость по Ефремовой:

Гордость — 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. // разг. Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность.

2. Чувство удовлетворения от достигнутых кем-л. успехов, от сознания важности, значительности чьей-л. деятельности.

3. перен. Тот, кем или то, чем гордятся.

Значение слова Гордость по Ожегову:

Гордость — Чувство удовлетворения от чего-нибудь Гордость Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе спесь Гордость О том, кем (чем) гордятся Гордость Чувство собственного достоинства, самоуважения

Значение слова Гордость по словарю Символизма:

Гордость — Ее символизируют лев, орел, павлин, зеркало, поверженный всадник. Олицетворяет солнечное качество.

Значение слова Гордость по словарю Ушакова:

гордости, мн. нет, ж. 1. Отвлеч. сущ. к гордый. Гордость характера. Гордость поступи. 2. Поведение, характер гордого (в 1 и 2 знач.) человека. Моя гордость мне этого не позволяет. Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою гордость. Достоевский. 3. То, чем (или тот, кем) гордятся. Эта турбина — гордость нашего завода. Матросы, краса и гордость революции.

Источник:
Гордость определение
Значение слова Гордость. Общий толковый словарь Русского языка. Определение слова Гордость по всем словарям мира
http://tolkslovar.ru/g4234.html

Гордость определение

Толковый словарь Ожегова : Гордость – завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими.

2. Перевод с греческого и иврита:

Греческий : Huperephania – высокомерие, гордость (это греческое слово состоит из двух слов: huper – «над», «выше по положению», «более чем» + phaino – «зажигать» (сиять) в значении «показывать», часто переводимое как «выглядеть», «казаться»).

Марк 7:20-23 «Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость , безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ».

Притчи 16:18 «Погибели предшествует гордость , и падению — надменность ».

II. РАЗНОВИДНОСТИ ГОРДОСТИ

1. Явную гордость распознать очень легко, потому что она всегда говорит: «Я больше, чем… Я лучше, чем… Я умнее, чем… Я мудрее, чем… ». Этот вид гордости является ничем иным, как «раздутым самолюбием».

Вообще, гордость любит усиленно скрываться и тщательно маскироваться. Наша же задача выискивать в себе скрытую гордость и избавляться от нее. Скрытая гордость ничем не лучше явной и открытой гордости. Она наносит нашему духовному состоянию точно такой же вред, как и явная гордость.

III. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ГОРДОСТИ И ГОРДЕЦАМ:

Притчи 8:13 «гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Я ненавижу ».

Притчи 6:16-19 «Вот шесть, что ненавидит Господь , даже семь, что мерзость душе Его : глаза гордые , язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями ».

Авдия 1:3-4 «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: ‘кто низринет меня на землю?’ Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя , говорит Господь ».

Иакова 4:6 «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ».

Источник:
Гордость определение
Russian Bible Discussion Club in Montreal. Русскоязычный Библейский Дискуссионный Клуб в Монреале
http://cogmtl.net/Articles/085a.htm

Гордость определение

ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ [П1]

В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый — Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда.

1. Словарь Даля о гордости. Гордый — Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль).

2. Священное Писание о гордости. Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано:

    Начало греха — гордость, (Сир. 10:15 рс).

Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть начало всех добродетелей.

У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о гордости:

    Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 246).
    Знаки гордости
      1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.

      2. Дела выше сил своих начинать.

      3. Во всякия дела самовольно мешаться.

      4. Себе без стыда возвышать.

      5. Других презирать.

      6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.

      7. Высшим быть непокорну.

      8. Добрая себе, а не Богу приписывать.

      9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться — стараться (Даль).

      10. Других дела пересуживать.

      11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.

      12. В слове и поступке надменность некую показывать.

      13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.

      14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.

    (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).

Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так:

    Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны (Париж, 1984, стр. 10).
    Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из за самых неважных причин (Москва, 1894 г., Том 1-й, стр. 25).
    Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным (Москва, 1894 г., Том 2-й, стр. 251).

4. Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.

5. Грех и степени греховности. Каждый человек грешен, и только Господь Бог безгрешен. Человек постоянно грешит и имеет много греховных привычек, и все это ему и другим портит жизнь. Чем греховнее он, тем труднее ему жить, тем более он закоснел в зле и не понимает это, а если знает, то не умеет из него выбраться. Чем более он грешный, тем труднее ему нормально общаться, любить по настоящему, да и быть любимым. Православная вера призывает нас жить по Заповедям Закона Божия, которое включает духовное самовоспитание — борьбу с нашими греховными привычками и воспитанием в себе положительных качеств. Соответствующий духовный рост достигается постепенно.

Грехопадение человека происходит постепенно. Он не сразу впадает в большой грех, а постепенно. От первого маленького, и кажется, безобидного действия он может падать все дальше и дальше, покамест грех не станет привычкой. Святые отцы подвижники христианского аскетизма и благочестия различают пять стадий (степеней) греха: (1) прилог, (2) сочетание, (3) сложение, (4) пленение и (5) страсть. Эта постепенность относится ко всем грехам, маленьким и большим: скажем, лень, ложь, обман, кража или алкоголизм и наркомания — все они могут стать страстью.

(1) Прилог — это когда без желания и против воли человека у него появляются греховные мысли или даже представления. Если мы эту греховную мысль сразу отгоним, то мы еще не совершили грех. В этой степени грех легче всего преодолеть. При появлении прилога, его нужно решительно отвергнуть.

(2) Сочетание — это добровольное размышление о грехе. Человек не совершает грех, но только думает о грехе, это уже грех.

(3) Сложение — это желание греха. Человек иногда грешит, но все еще сознает свою греховность.

(4) Пленение — это частое исполнение греха, но человек все еще сознает свою греховность.

(5) Страсть — это когда грех стал привычкой, это уже рабство греху. Грех совершается легко и человек не чувствует что он грешит и даже может этим гордиться. В этой степени труднее всего преодолеть грех. Нужен пост, церковная молитва и напряженная борьба. В Евангелии на эту тему сказано так: «сей же родъ изгоняется только молитвою и постомъ» (Мат.17:21).

6. Восемь страстей. Святые отцы насчитывают восемь страстей, от которых рождаются все другие грехи и страсти, именно: чревообъядение (30), блуд, сребролюбие (35), гнев (7), печаль, уныние (15), тщеславие (32) и гордость (4).

7. Что делать чтобы не грешить гордостью. Чтобы не грешить гордостью нужно знать и помнить свои грехи и слабости, это смирит нас. Гордиться может действительно тот который себя мало знает. Потом нужно помнить что все что у нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Кроме того нужно помнить что мы на земле временно и все наши достижения здесь — знания, слава, богатство — у Господа Бога не имеет никакой цены.

Конкретно нужно избегать почестей и стараться никогда не быть на первом месте. Нужно меньше говорить, избегать споров, вести себя скромно и ничего не делать напоказ, стараться не быть центром внимания и не настаивать на своем.

    19 июня/2 июля 1989 г.

Всех святых в Земле Российской просиявших

(23-х летие прест. Арх. Иоанна Шанхайского)

Особенности общения на Западе (по Карнеги) (ЗЗ-13). Какая основная разница между русским и западным человеком, в особенности в области общения? Из-за чего эта разница? Совершенно неожиданно для нас, и не сознавая что он делает, Карнеги открывает нам великую загадку — разницу между Западом и русскими. Западный человек гордый, у него больное самолюбие и этот грех, как каждый грех, ему мешает жить.

Гордыня на Западе. Порок Запада Гордыня (ЗЗ-14). Цель этой работы, описать гордыню на Западе и ее разрушительное действие. Русские люди воспитывались в скромности, а Запад в гордыне. Последствие гордыни на Западе. Приложение — Что такое гордыня. Библиография.

Талант общения — Карнеги или Дорофей (по Дронову) (ЗЗ-20). В России появилась интересная работа отца протоиерея Михаила Дронова насчет известной книги Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Отец Михаил сравнивает ее с поучениями знаменитого аввы Дорофея — то есть с неиспоганненым христианским учением. Приводятся некоторые выдержки из этой интересной книги. Читатель который хочет получить всю книгу может ее скачать с узла Интернета по адресу данному, в заглавии.

Денационализация, поведенческая культура и духовная потеря детей на Западе (ЗЗ-32). Подводные камни в жизни на Западе. Перемена места жительства не проходит даром. Плата за жизнь на Западе будет наша и наших детей денационализация, и принятие поведенческой культуры которая во многом противоположна, не только нашему мировоззрению, но и постепенно разрушает нас, наше окружение и общество. Самое плохое что произойдет — это духовная потеря наших детей, а внуков и подавно.

Краткая Исп. пред Дух. Подробное объяснение грехов и пороков (ДД-47). (Свыше 50стр.) В этих записках которые перечислены в сокращенной исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Эта исповедь всего лишь краткое извлечение из его полной исповеди. Святитель Димитрий советует нам употреблять ее не только для Церковной Исповеди, но и дома. Великий подвижник учит нас читать исповедь ежедневно, после Вечерних молитв и на ее основании проверять свою совесть, а также и все свои дела, слова и мысли.

[П1] Извлечение из «Краткой исповеди пред Духовником. Подробное описание грехов и пороков» (ДД-47)

(В этих записках подробно описываются грехи и пороки, которые перечислены в сокращенной исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Эта исповедь всего лишь краткое извлечение из его полной исповеди. Святитель Димитрий советует нам употреблять ее не только для Церковной Исповеди, но и дома. Великий подвижник учит нас читать исповедь ежедневно, после Вечерних молитв и на ее основании проверять свою совесть, а также и все свои дела, слова и мысли).

[П2] Цифра в скобках означает подглаву из работы описанной в [П1].

Духовный листок «Дорога домой. Выпуск 45 —

Что такое гордыня»

АНМ, Храм всех Святых в Земле Российской просиявших

ANM, Church of all Russian Saints, 744 El Camino Real, Burlingame, CA 94010-5005

Источник:
Гордость определение
В теперешнем (2002 г.) русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый — Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда. Содержание: Словарь Даля о гордости. Священное Писание о гордости. Святые Отцы о гордости. Рассуждение о гордости. Грех и степени греховности. Восемь страстей. Что делать чтобы не грешить гордостью. Библиография. Примечания.
http://www.dorogadomoj.com/d45gor.html

Гордость определение

ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ

Отец Александр Ельчанинов — известный пастырь в Зарубежной Руси в Париже. Скончался в 1933 г. Эта работа была опубликована на эл. страницах Русской православной церкви в Балтиморе, США под заглавием «Демонская твердыня».

Часть 1 — отличительные свойства гордыни;

Часть 2 — Как проходит эта духовная болезнь;

Как распознать в себе гордость?

Часть 1 — отличительные свойства гордыни

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все. только мелкие грехи. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот — драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит — благодаря тщеславию — умирает лучшее, что есть в нас, значит — мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию — созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это — так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это — своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2 — Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение. », или «я придерживаюсь правила. ».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой — услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше — добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически — тоска, мрак, бесплодие.

Морально — одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется. и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, — слава.

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» — Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».

прп.
  • прп.
  • прот. Сергий Филимонов
  • схиигумен Савва
  • свящ. Павел Гумеров
  • старец Сергий (Шевич)
  • прп.
  • сост. игумен Митрофан
  • Го́рдость – 1) грех; наиглавнейшая греховная , выражающаяся, по , в отвержении Бога и презрении людей; 2) чувство удовлетворения успехами своих ближних, родного народа, страны, сближающееся по смыслу с чувством глубокого уважения, восхищения.

    Всякая ли гордость греховна?

    Гордость как чувство, способствующее самовозвеличиванию и превозношению над ближними греховна всегда. Понимаемая в этом значении гордость относится к числу наиболее вредоносных и разрушительных .

    Именно гордость послужила причиной падения ангелов (). Гордость же побудила Адама решиться ослушаться Бога (). Во времена Ветхого Завета гордость отдельных правителей способствовала заговорам, кровопролитию и войнам.

    Однако нередко понятием «гордость» обозначается совершенно другое душевное чувство, далекое от пренебрежения к ближним. Так, кто-то, питая уважение к деду-герою, может сказать: я горжусь своим дедом . А кто-то, радуясь успехам Отечества, произнесёт: я горжусь своим государством, своей страной .

    По сути первое и второе значения гордости представляют разные понятия. С определенной долей условности можно сказать, что в народном употреблении слова «гордость» и «гордость» могут использоваться как омонимы. Ведь в первом варианте под гордостью подразумевается завышенное мнение гордеца о самом себе, возвеличивающее его собственное «Я», а во втором случае речь идёт об уважении (или даже благоговении) других.

    Конечно, и такое, казалось бы, близкое многим гражданам чувство, как гордость за Отчизну, народ, может сопровождаться надменностью и кичливостью. При таком положении вещей речь идёт о гордости греховной.

    Чем гордость отличается от гордыни?

    Иногда слова «гордость» и «гордыня» справедливо употребляются как синонимы. Между тем в ряде случаев они имеют расхожие, а иногда и взаимно контрастные значения.

    Так, гордыня может означать не просто гордость, но подчеркнуто высокую степень этого вида греха (греховного расположения ).

    С другой стороны, слово гордость может употребляться, к примеру, не в смысле самовозвеличивания, а в значении радостной удовлетворенности (ср.: гордиться Отечеством); слово же «гордыня» имеет нравственно негативный окрас и в подобном контексте не употребляется.

    Что такое гордость ума?

    Как глубоко укоренившаяся в грешнике , гордость может влиять на различные силы : разумную, волевую, чувственную, раздражительную.

    Понятие «гордость ума» может быть интерпретировано двояко.

    В первом значении гордость ума понимается как внутреннее превозношение, связанное с восхищением грешника своими интеллектуальными способностями, либо результатами своей умственной деятельности. Случается, что сами себе такие люди кажутся исключительными или даже незаменимыми, гениальными, выдающимися.

    О таких грешниках говорится в Книге пророка Исаии: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!» ().

    Особую группу грешников, зараженных «гордостью ума» (понимаемой в выше приведённом значении), представляют еретики, противополагающие собственное разумение церковному.

    Во-вторых, «гордость ума» может пониматься в смысле поражения страстью гордости разумной силы (сферы) души.

    Такого рода грешники далеко не всегда склонны считать себя «самыми умными» людьми. Гордость ума может проявляться в них в том, что они не желают слушать и слышать советы других.

    В крайнем проявлении зависимость от этой страсти проявляется в том, что грешники начинают высмеивать и оспаривать справедливость и мудрость , Божьего Суда.

    Для чего Бог поступил так-то и так-то? - ведь было бы лучше, если бы Он поступил этак и этак. Почему Бог не создал человека таким образом, чтобы тот никогда не грешил? Зачем Он создал людей, о которых заведомо знал как о будущих обитателях ада? Почему он не уничтожит диавола, зная, что тот противодействует его замыслам и вредит людям? - В ряде случаев эти и подобные вопросы (если, конечно, они не вызваны благочестивой любознательностью, а направлены на осуждение Бога), могут указывать на зараженность вопрошающих гордостью ума.

    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

    Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ().