Что нужно чтобы стать барабанщиком. Почему я стал барабанщиком: блиц-опрос

До Ларса Ульриха мы не дозвонились, поэтому советы пришлось давать Никите Мацокину, барабанщику группы Enemy Pain.


Первый шаг

Не спеши тут же покупать установку. Приобретение новых барабанов и минимального набора тарелок самого начального уровня облегчат твой кошелек минимум на 50 тысяч рублей. А верхнего предела стоимости попросту не существует. (У профессионалов столько может стоить один барабан). В этом совершенно нет необходимости.

Для начала, по словам Никиты, тебе за глаза хватит пэда - блина из плотной резины, имитирующего отскок настоящего барабана, но стоящего ощутимо дешевле (от 700 до 2000 рублей), пары палочек и метронома. Последний ты можешь бесплатно скачать в любом магазине приложений на свой смартфон.


Второй шаг

Палочки для начала подойдут самые обыкновенные, деревянные, размера 5А. (Просто запомни это сочетание и с видом профессионала потребуй такие у продавца). Эти палочки универсальны. Но, так как палочки одного формата у разных производителей могут слегка различаться, попроси выдать тебе несколько пар на пробу и остановись на тех, которые наиболее комфортно лягут тебе в руки.

Для занятий дома достаточно одной пары, а для регулярных репетиций разумно запастись сразу несколькими, так как палочки неизбежно гибнут, прокладывая тебе путь к славе.

Наш консультант уверяет, что лучшие палочки делают фирмы Pro-Mark, Vater и Vic Firth. Цена за пару размера 5А от этих производителей находится в диапазоне 500-1000 рублей. Но, во-первых, такие палочки прослужат ощутимо дольше, чем безымянные поделки из неизвестного дерева, а во-вторых, твою душу будет греть сознание того, что точь-в-точь такими же палочками играют именитые барабанщики на профессиональной сцене.

Третий шаг

Научись играть под метроном! Сначала только руками, медленно, так, чтобы метроном не раздражал тебя, а заставлял увлеченно качать головой в такт. Никита рекомендует начинать с небольших скоростей: 60 ударов в минуту, в самом простом размере - четыре четверти. Сначала один клик - один удар одной рукой, затем пробуй на один клик делать два удара, и так далее, постепенно добавляя скорость.

После того как ты в прямом и переносном смысле набьешь руки, подключай ноги. В идеале для этого стоит докупить пэд для ног (он чуть дороже, около 3 тысяч) и простенькую одиночную педаль (уложишься в 4 тысячи) и начинать тренироваться, используя уже все части тела. Поначалу будет непросто, но, если ты не подружишься с метрономом, то в «Металлику» тебя точно не возьмут (мы же еще помним, для чего все это затевалось?).


Четвертый шаг

Видеошколы и обучающие ролики в Интернете действительно бывают полезны (особенно, как утверждает наш консультант, вот эти: Jojo Mayer - Secret weapons of modern drummer (скачать можешь ), Derek Roddy - Playing with your drums (качай вот ), видео с фестиваля Modern Drummer различных лет (например, ), а также у них есть собственный канал на YouTube).

Не стоит сразу с головой погружаться в рудименты, парадидлы, шаффлы и прочие иноязычные термины. Для начала обучись правильной постановке рук, отскоку, посадке и прочим базовым навыкам (вот, например, неплохое видео, да и в целом канал для начала):

Пятый шаг

Никита убедил нас, что заниматься ударными надо так же плотно, как ты занимаешься в спортзале. (Ты ведь ходишь в спортзал, да? Иначе какой ты барабанщик?) Хотя бы три раза в неделю по часу.

Шестой шаг

Если получится заниматься с наставником - это плюс. Но важно, чтобы наставник учил тебя в рамках той музыки, которую ты жаждешь играть (можешь ходить на занятия в футболке «Металлики», если он не поймет намеков), иначе все твои душевные порывы могут быть задушены скучными ритмами зарубежной эстрады 90-х, 80-х, 70-х (ну или к кому ты там попадешь) годов.

Седьмой шаг

Прежде чем оформлять визу в США, попробуй поиграть с группой. Пусть они будут годиться тебе в сыновья и репетировать в твоем же гараже без твоего ведома (заодно и узнаешь об этом), это даст тебе полезный навык работы в коллективе, умение слушать, слышать и взаимодействовать с другими музыкантами.


Восьмой шаг

Помнишь, мы упомянули спортзал? Это неспроста. Если перспектива тащить тяжеленные чехлы с тарелками, педалями, стойками и прочим добром, в то время как другие несут всего лишь гитарку и чемоданчик с педалями, тебя ужасает, то либо усерднее приседай, либо выбрось эту статью и сотри себе память. Ведь прежде чем у тебя появится собственная бригада техников и грузовиков с оборудованием, ты все будешь таскать на себе.

Минимальный джентльменский набор барабанщика из комплекта тарелок, малого барабана и педали потянет на все двадцать килограммов, лишив тебя возможности активно жестикулировать, доказывая, что остальные члены группы обязаны тебе помочь. Платные репетиционные точки, как правило, предоставляют установку в минимальной комплектации, а за аренду дополнительных элементов алчно требуют дополнительных средств, поэтому в любом случае запасайся силами.

Девятый шаг

И самое простое правило: слушай и пытайся повторять хорошую музыку и любимые песни, смотри видео своих кумиров. Удачи!

Если ты уже играешь в группе и вы регулярно выступаете, тебе приходится сталкиваться со множеством трудностей, которые понятны только барабанщикам. Вот несколько советов для тех барабанщиков, кто твердо решил заниматься музыкой во что бы то ни стало...

1) Береги уши

Все профессиональные барабанщики не садятся играть без беруш в ушах и берегут свой слух, находясь в клубах с громкой музыкой или на концертах других групп. Купить беруши можно в любой аптеке. Они пригодятся тебе не только для игры, но и в поездках, когда тебе захочется выспаться, а также для того, чтобы не слышать как мучительно распевается ваш вокалист.

2) Приобрети качественные чехлы для инструмента

Если хочешь, чтобы твои барабаны и тарелки служили как можно дольше, одевай их в жесткие чехлы. Они стоят дороже мягких, но помогут тебе сохранить твой инструмент целым во время поездок. Барабанная установка – штука нелегкая, поэтому транспортировать ее лучше в чем-нибудь, оснащенном колесиками. Подумай об этом, когда соберешься куда-нибудь ехать выступать.

3) Застрахуй ударную установку

Найди возможность застраховать свой инструмент, если тебе предложили работу и придется много гастролировать. Весь цивилизованный мир уже давно страхует дорогие сердцу и кошельку вещи от кражи. Тем более, что от этого зависит твой успех. Музыкальные инструменты стоят немалых денег, поэтому их часто воруют и у музыкантов, которые путешествуют и на репетиционных базах. Застраховав свое орудие труда, ты не окажешься в страшной ситуации, когда у тебя нет барабанов и нет денег на приобретение новых.

4) Бери с собой только самое необходимое

Редкий барабанщик всюду таскает с собой всю . Как правило, с собой берут тарелки, 2 пары палочек (запасные должны быть обязательно), малый барабан, запасной пластик для него и педаль. Если ты все-таки решишь возить с собой все барабаны, тебе придется брать с собой запасной пластик для каждого из них. А вообще, научись выжимать максимум из минимума. Если ты хорош, ты отлично сыграешь даже на кастрюлях.

Из одежды тоже нужно брать только самое необходимое:

  • то, в чем ты будешь на сцене;
  • то, в чем ты можешь прогуляться по городу;
  • одну теплую кофту (на случай внезапного похолодания или ночных шатаний);
  • запасная пара обуви (на случай дождя);
  • запасное белье, особенно носки (если ты не вернешься домой уже завтра).

Тащить с собой в поездку любимую пижамку, все джинсы, которые у тебя есть или 4 пары обуви на все случаи жизни тебе ни к чему. Вещи нужно брать только самые практичные: немнущиеся футболки и рубашки, джинсы или брюки, которые не нужно гладить. Или же покупай себе дорожный утюжок и гладь одежду себе и всей группе (они обязательно тебя припашут гладить их вещи, когда узнают, что он у тебя есть...).

5) Научись быстро собирать и разбирать свою ударную установку

На сцене у тебя будут для этого считанные минуты, а может быть даже секунды. Публика не любит ждать, поэтому тренируйся собирать и разбирать свой инструмент под секундомер, как военные собирают и разбирают автомат. Опытные барабанщики собирают педаль и стойки для тарелок еще за кулисами, а после выступления уносят все с собой и там же, за кулисами, разбирают и складывают. Так как там может быть довольно тесно, тебе пригодятся навыки, полученные от игры в тетрис: складывай все максимально компактно, чтобы твои вещи занимали как можно меньше места (ты же не хочешь, чтобы через них кто-нибудь перецепился и упал или на них что-нибудь уронили, вылили или рассыпали).

6) Будь гибким

Ты неоднократно будешь сталкиваться с тем, что везде разные. Очень часто они потрепаны жизнью: где-то не хватает нормального стула, на котором можно сидеть и не падать, где-то - стоек, с которых тарелки не слетали бы со свистом, а где-то бас-бочки, которая не звучала бы как мешок с картошкой, который выбрасывают с 3-го этажа. Ко всему этому ужасу тебе придется привыкать, да еще и заставлять все это звучать и раскачивать аудиторию. Поэтому очень важное для барабанщика качество – стрессоустойчивость на грани пофигизма. Научись мириться с тем, что ты не в силах изменить, приспосабливайся к тому, что уже есть. Да, и еще... Играй от души, и тогда ты, очень может быть, достигнешь того уровня, на котором тебя будет ждать на сцене только самая лучшая ударная установка в уже собранном виде и талой альпийской водой из горных родников, которую ты будешь попивать, когда тебе будет жарко...

7) Перенимай опыт других барабанщиков

На всевозможных концертах и фестивалях ты будешь видеть много других барабанщиков, у каждого из которых будут свои фишки, сбивки, манера игры и темп. Смотри на других и учись у тех, чья игра тебе понравится. Старайся превзойти их, даже если это кажется непосильной задачей. Задавай им вопросы, слушай какой звук у их тарелок и барабанов, может потом прикупишь себе что-нибудь приятно звучащее.

8) Будь социально активным

Умение разговаривать, шутить и устанавливать дружеские связи тебе нужно как воздух. Если ты хочешь быть успешным в музыке, нужно излучать позитив, запоминать имена и лица, и записывать номера телефонов. Общайся не только с музыкантами, но и с теми, кто их окружает: менеджеры, фотографы, друзья, журналисты. Никогда не знаешь кто тебе поможет в будущем...

9) Будь здоров

Если ты сляжешь перед выступлением, будет очень грустно я тяжело играть с температурой, через боль, тошноту или, еще хуже, сдерживая диарею. Поэтому к своему здоровью нужно относиться бережно: будь внимательнее в выборе еды и питья, не убивай свой иммунитет сигаретами, фастфудом, антибиотиками, недосыпом и научись не нервничать по пустякам. Уважай себя настолько, чтобы не пить дешевый алкоголь и не связываться ни с кем на одну ночь. И то и другое может подорвать твое здоровье очень быстро, а приводить себя в порядок придется очень долго.

Не хочешь лишних проблем? Тогда пей витамины, бегай, плавай, катайся на велосипеде или скейте, бывай на свежем воздухе, избегай негативно настроенных личностей и всего, что погружает тебя в печаль. Помни: не будет здоровья – не будет ни успеха, ни сцены, ни денег (уйдут на лечение), ни нормальной личной жизни, ни сил, ни желания заниматься творчеством.

Береги себя, если хочешь скакать с барабанными палочками до глубокой старости.

10) Найди альтернативное занятие

У всех музыкантов бывают времена, когда они нарабатывают материал для выступлений. Эти периоды могут длиться годами. Кроме того, тебе захочется побыть с семьей и близкими, которых ты не сможешь брать с собой на все выступления. Поэтому большинство музыкантов где-нибудь подрабатывают, чтобы не оказаться на мели. Найди работу, которая позволяет тебе заниматься музыкой. Будь откровенен с самим собой... ты не высидишь в офисе с 9-ти до 6-ти. Найди себе занятие с гибким графиком, найди себе учеников, устройся куда-нибудь на полставки, чтобы этого дохода хватало на то, чтобы выжить, пока ты занимаешься музыкой. Легко не будет. Но ведь ты уже решил, что музыка – это твоё, поэтому не сдавайся.

Барабан — самый древний инструмент. Когда люди ещё бегали в шкурах зверей с копьями наперевес, и жили в пещерах, уже существовали ударные инструменты, позволявшие изображать ритмы и общаться друг с другом.

В современном мире барабан не утратил своей значимости, и является одним из самых востребованных музыкальных инструментов. Неудивительно, ведь практически во всех жанрах музыки присутствует партия ударных.

Вы с самого детства отбивали ритмы по любым звучащим поверхностям? Всегда завораживала способность ритма заставлять качаться в такт? Желаете воплотить свою давнюю мечту стать музыкантом, но боитесь нотной грамоты? Или ещё не уверены, нужно ли оно Вам? Тогда наша статья для Вас.

Почему именно барабанщик?

Не нужно учить нот. Главное — чувствовать ритм, а координацию можно наработать упражнениями.

Вы — главный в группе, потому что задаёте темп всей песне. Никто не начнёт играть, пока Вы не отсчитаете палочками 4 раза.

Хороших барабанщиков мало, а потому занятость в группе Вам обеспечена.

Девочки любят ударников. Конечно, чуть меньше, чем вокалистов, но и гораздо больше, чем бас-гитаристов. Отвязанные барабанщики двигаются больше всех, и привлекают к себе внимание.

Постоянная подвижность во время игры и перетаскивание тяжелых тарелок на репетиции и обратно сделает Вас крепким и выносливым.

Как стать барабанщиком с нуля?

Если Вы уже начали задумываться над этим, то наверняка у Вас есть знакомые, которые собираются на репетиционных базах и играют какое-то подобие музыки. Ходите с ними на репетиции, только не забудьте купить затычки в уши. Во время перерыва попросите ударника усадить Вас за установку и показать пару простых ритмов. В итоге он с трудом оторвал Вас от установки лишь через пол-часа? Чувствуете, что это Ваше? Тогда пора действовать! Ниже Вы узнаете как стать ударником :

1. Первое, что Вам понадобится — палочки. Основные отличия палок — по толщине: 5А — стандартные, 5B — утолщенные, 2B — совсем толстые. Для игры берите 5А и не прогадаете. Для занятий можно взять толстые и длинные, например Vic Firth metal n, с ними Ваши мышцы рук, кистей и пальцев будут развиваться быстрее.

Приписка «n» в названии палочки говорит о наличии нейлонового наконечника. С ним палочки гораздо дольше служат.

3. Посмотрите видео, с которого начинают все — Jojo Mayer: Secret Weapons for the Modern Drummer. Посмотрите, как правильно держать палочки и выполнять удары.

4. А лучше — найдите преподавателя. Запишитесь в ученики к своему знакомому барабанщику — это недорогой вариант, который позволит Вам правильно поставить руки и создать хороший фундамент для дальнейших самостоятельных занятий.

5. Как стать барабанщиком без упорных занятий? Никак. Вам потребуется усидчивость и стальная попа, чтобы упражняться много. Чем больше времени и энтузиазма Вы будете уделять Вашему новому увлечению, тем больше будете получать от него.

6. Параллельно с занятиями расширьте круг Ваших музыкальных знакомых. Когда подрастете до необходимого им уровня, Вас втянут в движуху и Вы станете барабанщиком.

7. Слушайте много музыки. Впитывайте информацию из неё: какие партии играет ударник, как он взаимодействует с остальными музыкантами? А как бы Вы сыграли тут?

8. Сходите на свою первую, собственную репетицию с группой.
Пригласите знакомого гитариста поиграть с Вами. Будет весело и продуктивно. С этого момента Вы уже близки к тому, чтобы назваться барабанщиком.

9. Найдите группу. Обычно музыканты находят друг друга на тематических форумах, как, например, musicforums.ru . Разместите собственное объявление о поиске группы, либо подыщите подходящую Вам, и (что важнее) готовую взять начинающего. Предварительно запишите свою игру на видео или аудио.

Всё, группа найдена, теперь Вы вправе называть себя барабанщиком! Но на этом Ваш путь только начинается. Продолжайте идти вперёд, и кто знает — может, Вы поймёте, что это всё, чем Вам нужно заниматься в жизни. Будете выступать с известными певцами, выступать перед стадионами и зарабатывать музыкой. Всё реально, если у Вас есть палка в руках и пэд под рукой.

Я играл на барабанах, и хотя долгое время не практиковался, сейчас я играю лучше, чем когда-либо. Разрешите пояснить.

Много лет назад, пытаясь улучшить игру принялся изучать другие инструменты: пианино, гитару и бас. Польза от таких упражнений двойная: во-первых, появилось понимание музыкального языка, различий в тональностях. Во-вторых, прочуствовал как партия ударных влияет на других музыкантов в группе. И уж чего я совсем не ожидал, так это моя новая любовь к бас-гитаре.

Двигало мною высказывание Била Бруфорда - "Для того чтобы стать музыкантом, забудьте все что вы знали и изучайте новые неизвестные вам области".

Сейчас я работаю в качестве профессионального бас-гитариста в Нью-Йорке, и у меня свой взгляд на роль барабанщика. Как мне кажется, все барабанщики должны изучать мелодичные инструменты, а инструменталистам будет не лишним взять пару уроков мастерства у барабанщика.

Как правило, большинство музыкантов не могут толком объяснить чего они хотят от человека сидящего на барабанном стульчике, а также понять, почему один барабанщик играет лучше другого.

Я собрал воедино десять типичных ошибок, которые сильно влияют на качество игры в целом.

Ошибка №1. Восприятие музыки с точки зрения исключительно инструмента.

Все мы предпочитаем музыку представляющую во всей красе наш инструмент. Проблема барабанщика в близоруком подходе видения партии изнутри. Это значит, что барабанщик прежде всего думает как он будет играть, а не о том, как линия ударных передает музыку. На первом месте сама музыка, а великолепная барабанная часть один из ее необходимых компонентов. Слушайте хорошую музыку, а не только хороших барабанщиков.

Ошибка №2 Нежелание заучивать песню.

В отличие от других, барабанщик не разучивает гаммы, сольфеджио. Мы работаем над техникой. Но минус такого подхода не позволяет научиться выстраивать партию в оркестровой манере. Так как нет необходимости запоминать все смены аккордов, барабанщики мыслят во времени с помощью бита, в то время когда лучше мыслить фразами диктуемыми аранжировкой. Это позволяет как бы рассказать историю через песню.

Вот почему, многие восхищаются игрой Ринго , в то время как другие в недоумении разводят руками не понимая, чем же он так хорош. Как можно с такой ограниченной техникой и простыми идеями называться великим барабанщиком? - спрашивают они. Причина в необыкновенной способности Ринго сыграть подходящий аккомпанемент песне. Часть А удачно сочетается с частью В, которая подводит слушателя к заключительной части C. Это очень тонкий нюанс, но очень весомый.

Ошибка №3 Неверно подобранный темп.

Необходимая основа понятия groove - правильно подобранная скорость. Это больше чем просто четко играть во времени. Нужен темп, позволяющий другим музыкантам чувствовать себя комфортно.

Большинство барабанщиков склонны играть в темпе удобном исключительно для них. Вот почему нужно экспериментировать еще и в написании песен.

Попробуйте записать несколько разных партий, каждую на разной скорости. Со временем придет ясность которая из них вписывается в канву, а какая нет. Подобное откровение не приходит в процессе самой игры. Но очевиднее всего это видно при игре на инструменте под который написана песня, так как композитор чувствует верный темп при сочинении.

Ошибка №4 Чрезмерное наслоение бита для придания интенсивности.

Тони Вильямс был мастером таких дел. Но никто из нас не является Тони Вильямсом. Игра рисунков слишком далеких от основного бита не дает ничего, кроме погружения в хаос музыкальной темы и излишней спешки. Вы можете думать, что задаете реального жару, в то время как коллеги по группе подумывают о диком звучании.

Ошибка №5 Намеренное замедление бита для углубления groove.

В большинстве ситуаций это не помогает. Бывают обстоятельства, когда это приемлимо, особенно в местах, где музыканты хорошо чувствуют время. Но сильно затягивая, вы рискуете похоронить движущую силу группы и слишком глубокий groove может стать могилой . Концертируя в качестве басиста, я много раз тянул на себе не в меру отставшего барабанщика.

Нет ничего, что я люблю больше чем придумывать полиритмические рисунки в связке со способным барабанщиком. Однако далеко не всегда это хорошо.

Было время, когда я играл в группе, барабанщик которой с потрясающей легкостью управлялся с полиритмией, нечетными размерами и запутанными рисунками. Но когда наш общий полет фантазии иссякал, от него нельзя было добиться четкого ритма.

На просьбу подыграть мне бочкой с акцентом на сильную долю в тарелке он отказался, аргументируя тем, что это слишком очевидно, а он избегает клише. Чтож, должен сказать: иногда, клише это то, что надо. Это работает, поэтому и превратилось в клише.

Ошибка №7

Эта ошибка связана с предыдущими, но касается более общих аспектов исполнения. Музыканты группы полагаются на барабанщика не только в ритме. Нужно уметь подчеркнуть тембральные изменения одной части от другой, возросшую динамику, прочные концовки, а в заполнениях должна чувствоваться роль связующих мостков. На первый взгляд это кажется несложным, но вы будете приятно удивляться всякий раз, когда научитесь подмечать подобные нюансы.

Ошибка №8 Слишком нагроможденная партия.

Уж на что очевидная вещь. Так почему так много барабанщиков продолжают делать это? Вероятно, связанно это с годами практики на резинках, и недостаточным вниманием к музыкальной составляющей.

Одно время судьба столкнула меня со вполне компетентным барабанщиком. Но у него часто проскальзывала тенденция к неуместным вставкам. Это могла быть тарелка крэш в середине фразы, джазовая синкопа в балладе или аккомпанемент вокала двойными бочками.

Все барабанщики отдают себе отчет в необходимости повышать технические навыки. Но многие из великих музыкантов не владеют отточенной техникой. Они хороши своими идеями. Можно быть хорошим техничным барабанщиком, но хорошие идеи требуют мудрости и таланта. И это не приходит через ноги и руки, а идет прямиком из вашей головы и сердца.

Ошибка №9 Упрощенная партия.

Многие барабанщики, боясь показаться, играют простые партии с упором на четкое время. Для вкусной игры этого недостаточно и тут не приходится ждать огня от группы. А слушателям может стать скучно.

Ошибка №10 Недостаток уверенности.

Нет ничего хуже, чем барабанщик на прослушивании, кандидат в группу. По натуре, барабанщики лидеры. Барабаны настолько весомый инструмент, что незаметить их невозможно. Вспомните старое высказывание: "Посадите хорошего барабанщика в слабую группу и она преобразится". Это верно и в обратном случае, слабый барабанщик может превратить именитый коллектив в кучку пионеров.

20.10.2015 2420

Сложно, наверное, найти человека, который бы ни разу в жизни не представлял себя в роли барабанщика. Все мы хоть раз говорили: «О, смотри, я - барабанщик!», барабаня при этом по парте шариковыми ручками. Но только самые упорные действительно становятся профессионалами. Как они к этому пришли и что самое важное в деле барабанщика?

Блиц-опрос белорусских барабанщиков в тему.

ЕГОР ДОРОНКИН (барабанщик группы «Без Билета»)

Качает внутренний бит в магазине, на заправке и дУше:))

Пунктуальность.

Хроническая любовь к погрузке и разгрузке.

У них взаимная любовь. Периодически меняются:)

Лучше скажу СПАСИБО! От волнения все слова в вопросах могу перепутать.

КИРИЛ ШЕВАНДО (Ударник в оркестре под управлением Михаила Финберга, преподаватель в Минском музыкальном колледже им. М.И. Глинки по ударным инструментам)

1) Почему вы выбрали барабаны? Не я их выбрал. Они меня выбрали.

2) Лучшее качество для барабанщика? Играть так, чтобы музыка жила, а барабанщика как будто и нету.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Получать удовольствие от игры, несмотря на то, что иногда приходится играть отвратительную музыку.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Всяко бывает.

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Бывали ли в его карьере ранящие его досадные неудачи, и с кем он хотел бы еще сыграть, записаться, но жизнь пока не предоставила такого случая?

КАРАВАЕВ БОРИС (барабанщик фольклорной группы «ТЕСТО»)

1) Почему вы выбрали барабаны? Брат подарил установку на др.

2) Лучшее качество для барабанщика? Умение думать и осмысливать. Понимание того, что нужно, а не что хочется.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Не переставать заниматься.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Когда как.

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Не могу сходу придумать один вопрос. Ну вот один: как вы пришли к своему звуку?

ХАРИТОНОВИЧ ДМИТРИЙ (барабанщик DRUM ECSTASY)

1) Почему вы выбрали барабаны? Это выбор детства, который сейчас уже трудно проанализировать)). Но о выборе не жалею ни в коем случае))))

2) Лучшее качество для барабанщика? Для барабанщика, как исполнителя - симбиоз техники и креатива. Для барабанщика, как живого человека - жить мечтой.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Терпение, усидчивость и готовность пойти на компромисс))

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Иногда совпадает в унисон))

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Что Вы знали о стране под названием "Беларусь" до приезда сюда?) и Хотели бы Вы посетить Беларусь еще раз?

АЛЕКСАНДР ВОЛОЩИК (Барабанщик ANTISTRESS DANCE!)

1) Почему вы выбрали барабаны? Это был отклик на состояние души.

2) Лучшее качество для барабанщика? Музыкальность и терпеливость

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Сложность в наших реалиях- это финансы, которые решают многие вопросы, самые важные из которых касаются того, чтобы обеспечить себе нормальные условия для развития.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Бывает по-разному.

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Я бы меньше спрашивал и настраивался на то, чтобы максимум получить от такой особенной встречи, т.к. все вопросы, по сути, уже озвучили в многочисленных школах и интервью с его участием.

АЛЕКСАНДР ГОРОХ (барабанщик в OK-band)

1) Почему вы выбрали барабаны? Я не выбирал;) Распределили....

2) Лучшее качество для барабанщика? Так же как и для любого музыканта, ститаю главным качеством музыкальность.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Мягко удержать кривых коллег в ровном темпе;)))

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Барабан))

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Каким чудом он попал в наш центр ж..., т.е. Европы;)

АЛЕКСАНДР ШЕЛЕГ (Drum Show «STRESS»)

1) Почему вы выбрали барабаны? Почему выбрал!?) Это долгая история, конечно, но постараюсь вкратце! Когда я был маленький, смотря концерты по телевизору, естественно, с живым исполнением, из всех музыкантов я всегда выделял своим вниманием барабанщика. После я находил всякие пустые жестяные банки, вешал их на заборе, подвязывая верёвками, а у меня была такая возможность так-как я жил в частном доме, выламывал палочки и лобал.... это продолжалось неоднократно! Сие действо увидел мой дедушка и сказал родителям, мол, с этим нужно что-то делать и вот, собственно, итог. С4 класса меня отдали в музыкальную школу к очень талантливому и хорошему педагогу Ляху Сергею Геннадьевичу!)

2) Лучшее качество для барабанщика? Любовь к музыке, чувство ритма, трудолюбие, харизма!

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Носить инструменты:)

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Барабанщик не стучит, а ИГРАЕТ и это пульс в коллективе!

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Почему так круто?! (Шутка) Как достичь единства с инструментом?)

ИЛЬЯ ТЕРЕЩУК (барабанщик «DAЙ Дарогу»)

1) Почему вы выбрали барабаны? Это Джон Бонэм. Из-за него в возрасте 5 лет заинтересовался ударными.

2) Лучшее качество для барабанщика? Лучшее - многогранность. Умение ориентироваться в любом стиле, управляться с разными многочисленными ударными инструментами, уметь играть, слушать, в общем быть многогранным/многопрофильным/разносторонним музыкантом а не просто барабанщиком.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? На мой взгляд самое сложное это играть динамически.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? В унисон, если не страдаете аритмией;)

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Спросил бы, ощущает ли он себя профессионалом или до сих пор находит для себя интересные методы и подходы к ударным. Кем из современных барабанщиков восхищается.

ИЛЬЯ СТЕПАНОВ (Drum Show "STRESS")

1) Почему вы выбрали барабаны? Не я выбрал барабаны а барабаны выбрали меня) На барабанах самовыражение особенное, ни на одном инструменте нет токого мощного драйва смешанного с логикой и техникой. По этому выбрал)

2) Лучшее качество для барабанщика? Умение в игре оставаться здесь и сейчас не выпадая из музыкального контекста!

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Играть там где это нужно!

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Бывает они и пересекаются на пару долей,но в целом я думаю душой мы сливаемся с барабанами!

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Является ли swing основой? Что бы он посоветовал мне что нибудь.

ЯН САПЕГА (барабанщик джаз-бэнда APPLE TEA)

1) Почему вы выбрали барабаны? Генная предрасположенность и то, что, вероятно, кто-то назвал бы судьбой.

2) Лучшее качество для барабанщика? Быть в гармонии с собой и с окружающими его музыкантами.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Следовать своему пути, не отвлекаясь на других.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Всё просто: если сердце - символ чувственности человека, то может ли барабан, как средство выразительности, иметь определяющую роль в этом тандеме?

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Наверное, буду думать над вопросом вплоть до мастер-класса. Но этот вопрос точно не будет связан с правильным исполнением двойных ударов, парадидлов и всего прочего)

Магазин МУЗЫКА благодарит барабанщиков за мысли. Мы ждем всех 7 ноября на мастер-классе Дэйва!