Четыре мифа о тесте на IQ - Иркутские Кулуары вверх. Высокий балл не гарантирует успеха

О том, почему матриархата никогда не было, зачем нужно смотреть на длину безымянного пальца, и о том, как мужские гаметофиты связаны с Иосифом... →

В марте 1916 года в немецкой семье актеров немого кино родился Ганс Юрген Айзенк - будущий ученый-психолог и один из лидеров биологического направления в психологии. В юности Айзенк сильно увлекался астрологией, в особенности составлением гороскопов.

Известно, что молодой человек даже отправлял гороскопы лидерам нацисткой партии Германии.

Любовь к псевдонауке вскоре погасла - и спустя несколько лет Айзенк эмигрировал в Англию, где поступил на факультет психологии. Став доктором философии и социологии, Ганс занялся многочисленными исследованиями - в частности, он изучал психологические различия между представителями различных рас. «Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена», - говорил о себе ученый.

Вскоре Айзенк создал тест на IQ, который до сих пор остается одним из самых популярных в мире (с одним из них, например, можно ознакомиться по этой ссылке ).

Интересно, что в 1971 году, во время одной из публичных лекций, психолога закидали яйцами за заявление, будто IQ африканцев в среднем на 15 пунктов ниже, чем у белых, из-за особенностей генокода.

От чего зависит интеллект

На самом деле первым идею создания интеллектуальных тестов выдвинул не Айзенк, а английский ученый сэр Фрэнсис Бэкон. Бэкон считал, что умственные способности передаются от родителей к детям. Однако на сегодняшний день доказано, что помимо генетики на уровень IQ влияют множество факторов: возраст, питание, социальная среда.

А недавно группа датских ученых выяснила, что болезни, вызванные проникновением в организм патогенных микробов, вирусов и прионов, могут негативно влиять на когнитивные способности людей, что выражается в снижении показателя их IQ. Исследователи доказали, что чем больше человек перенес инфекционных заболеваний, тем сильнее падает его коэффициент интеллекта.

А другая группа ученых выяснила, что работа мозга улучшается при регулярном сексе.

По мнению специалистов из Университета штата Мэриленд, секс стимулирует образование новых нейронов в гиппокампе - отделе мозга, который играет ключевую роль в механизмах памяти. Ученые даже провели интересный эксперимент, во время которого крысы из первой группы занимались сексом по 30 минут в день, а другой группе крыс не разрешали предаваться любовным утехам вообще. В результате выяснилось, что у сексуально активных грызунов процесс образования нейронов протекал намного интенсивнее.

Впрочем, положительный эффект прекращался, как только секс переставал быть регулярным.

Мужчины не умнее женщин

Стереотипы о том, что мужчины умнее женщин, а мужской мозг больше и лучше женского, опровергнуты американскими учеными. Отдел науки... →

Стивен Хокинг и Гомер Симпсон

Многие ученые скептически относятся к тестам на IQ и считают, что им доверять нельзя. Например, английский физик-теоретик и популяризатор науки Стивен Хокинг неоднократно заявлял, что ему совершенно не интересен уровень своего IQ. При этом в обществе давно сложился миф, что коэффициент интеллекта Хокинга - один из самых высоких в мире. Эта тема поднимается, в частности, в одном из эпизодов сериала «Симпсоны». По сюжету, интеллектуалы начинают спорить друг с другом, кто из них гениальнее, - но тут на сцене появляется Хокинг и надменно заявляет, что недоволен ими всеми.

Кстати, в конце серии Стивен спасает Лизу от смерти с помощью своего суперкресла, а еще крадет у Гомера идею пончикообразной Вселенной.

По мнению Станислава Дробышевского, кандидата биологических наук, доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, «тестам на IQ верить нельзя, потому что, во-первых, нет нормального определения интеллекта и, соответственно, меры его измерения, а во-вторых, такие тесты оценивают только близость проверяемого к проверяющему».

Сон всем миром

14 марта человечество отмечает Международный день сна. Вместо того чтобы в этот день как следует поспать, отдел науки «Газеты.Ru» разбирается в том... →

Лучше, чем ничего

По интернету давно гуляет следующая шутка: «высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта». А еще во всемирной паутине существует множество баек о некоем обществе, объединяющем людей с высоким IQ.

С этим обществом связано огромное количество теорий заговора - а на самом деле это всего-навсего благотворительная организация, занимающаяся просветительской деятельностью.

Впрочем, ученые считают, что оценить интеллектуальные способности все-таки можно. «Английский психолог Чарльз Спирман (тот самый, который больше всего известен разработкой статистического теста ранговой корреляции) сделал наблюдение, что у людей способности в различных, казалось бы, не связанных друг с другом областях положительно скоррелированы, - комментирует кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин. - Грубо говоря: способный человек способен во многом. Спирман предположил, что есть некий фактор, хорошо характеризующий общую мыслительную способность человека. Этот фактор был впоследствии назван «g-фактор».

Позже выяснилось, что «g-фактор» в значительной степени наследуемый признак, связан с размером некоторых отделов мозга и некоторыми другими биологическими показателями, а измерения этого фактора хорошо предсказывают успехи в образовании, трудоустройстве и других сферах социальной деятельности.

При этом «g-фактор» стабилен в различных популяциях, при использовании различных тестов. Нужно при этом понимать, что, конечно, одно единственное число не может абсолютно точно отражать уровень интеллектуального развития человека, что есть множество других немаловажных факторов. Но на данный момент использование «g-фактора» для объективной оценки интеллектуальных способностей людей мне видится наиболее перспективным подходом. Лучше, чем ничего»

Екатерина Шутова

В прошлом веке тесты на коэффициент интеллекта (от англ. IQ – intelligence quotient, читается как «ай кью») приобрели бешеную популярность. Тестировать стали всех: соискателей на вакантную должность и школьников, новобранцев в армию и сослуживцев. Выражение «У него низкий IQ» стало равносильно тому, что «он – дурак». Мы попытались выяснить, такой ли уж это безупречный определитель и зачем он нам нужен.

Несколько лет назад мне попалась ссылка в Интернете на прохождение IQ-теста. Я с увлечением взялась за дело. Минут через 10 поняла, что совершенно не успеваю по времени – на весь тест давалось не более 30 минут. Некоторые задания на логику так и остались непонятыми.
Когда я обучалась в Иркутском государственном университете, на занятиях по психологии у нас проводилась диагностика, с помощью которой определяли темперамент. Выяснилось, что я практически 100%-ый флегматик. Именно у флегматиков наблюдается инертность психических процессов, им сложно быстро переключаться между видами различной деятельности. В школе мне с легкостью давались гуманитарные предметы, по которым были одни пятерки. Я с удовольствием приводила наглядные примеры из жизни на уроках обществоведения, давала точную характеристику героям художественных произведений на уроках литературы, сочинения чаще всего писала на отвлеченные – не программные – темы, где нужно было анализировать и делать собственные выводы. А вот физика, химия, геометрия – хоть плачь. Именно поэтому я выбрала филологический факультет, куда без особых усилий поступила на конкурсной основе.
В общем, к тесту на интеллект я быстро потеряла интерес и больше никогда не пыталась его проходить. Зачем? Все равно результат будет ниже среднего.

Миф первый: чем выше IQ, тем вы умнее…

…и, соответственно, чем ниже ваш рейтинг, тем вы глупее. На самом деле все не так однозначно. Есть доля правды в шутке, где говорится о популярном тесте на IQ британского ученого-психолога Ганса Айзенка: «Высокие показатели теста Айзенка говорят не об интеллекте человека, а о его способности хорошо проходить эти тесты». Что скрывать – для успешного прохождения теста нужна усидчивость, способность сосредотачиваться, умение отделять главное от второстепенного, хороший словарный запас и развитое логическое мышление.
Кроме того, существуют общие правила, по которым составляются эти тесты. Потренировавшись, можно получить более высокие результаты. Только вырастет ли от этого ваш интеллект?
Тест Айзенка состоит из 40 задач. Решить их нужно за 30 минут, есть варианты и на 1,5 часа. Нормой считается оценка в 100 баллов. Люди с рейтингом в 145 баллов считаются одаренными, в 170 – гениями. Однако не нужно думать, что люди с низким IQ глупее остальных. На практике оказалось, что люди с низким результатом часто оказываются целеустремленнее и успешнее интеллектуалов, рейтинг которых зашкаливает. А вот большинство испытуемых с высоким IQ в жизни являются совершенно заурядными людьми. Тем не менее некоторые работодатели, предпочитающие тестировать будущих сотрудников, совершенно искренне полагают: если рейтинг соискателя ниже 95-и – ему следует предлагать низкоквалифицированную монотонную работу. В том случае, когда рейтинг кандидата на вакантную должность выше 115-и, то ему можно предлагать умственную работу – брокера, управляющего персоналом или любую другую должность работника мозгового фронта.
За годы восьмилетнего президентства Джордж Буш совершил много грубых ошибок. Коллеги-политики его характеризовали как малообразованного человека, тем не менее это не помешало ему занимать главный пост в стране. Как тогда объяснить тот факт, что при прохождении теста на IQ он набрал целых 120 баллов? И что конкретного могут сказать почитатели таланта Шэрон Стоун, рейтинг которой 154 балла, о ее интеллектуальных способностях?
Одним из первых, кто усомнился в результатах тестов, стал профессор кафедры прикладной психологии канадского университета доктор Кейт Станович. По его мнению, «IQ-тесты – весьма полезная штука для измерения лишь определенной группы умственных способностей, таких, как логика, способность к абстрактному мышлению, обучению. Однако когда речь идет об измерении этих способностей в реальных жизненных условиях, где на решение задачки дается гораздо меньше времени, чем в тесте, разнообразные измерители IQ терпят крах».
Академик РАН Виктор Васильев обнаружил, что популярный тест на интеллект Айзенка составлен с ошибками. Более того, в некоторых заданиях опираться на логику бессмысленно – нужно просто угадать правильный ответ. Если человек ответит так же, как это подразумевает автор тестов, то он продемонстрирует стандартное мышление. И, напротив, чем умнее человек, тем больше его ответы будут отличаться от «правильных» ответов Айзенка.
Дина Рамендик, кандидат психологических наук, МГУ, говорит, что особенно хорошо это видно в задачах на исключение лишнего. Например, даются несколько предметов: пила, молоток, клещи, бревно. Правильный ответ – бревно, поскольку этот предмет не является инструментом. Человек, который даст такой ответ, легче впишется в образовательную систему, в социум, поскольку он мыслит, как усредненное большинство. Тот, кто думает неординарно, скорее выберет пилу, поскольку это единственный плоский предмет из вышеперечисленных. Если он и дальше будет предлагать нестандартные пути решения задач, а не те, что придумал Айзенк, то вряд ли его конечный результат окажется высоким.
Так что не стоит ставить на себе крест, если показатели после прохождения IQ-теста окажутся ниже среднего. Удивительно, но именно это может сигнализировать о том, что вы нестандартно мыслите и из вас получится гениальный креативщик!

Миф второй: тест на IQ – показатель вашего ума и способностей

Уровень интеллекта человека меняется с возрастом, в разное время суток, зависит от настроения, уровня самооценки. Испытуемый может просто не понять смысл вопросов, составленных некорректно. В общем, любое тестирование – стресс для испытуемого, поэтому во многих случаях результаты напрямую будут зависеть от обстановки, в которой тест пишется.
Кроме того, интеллект – это некая совокупность познавательных способностей человека. Самая главная задача тестов на интеллект – выявить, какой тип мышления у человека наиболее развит: логический, вербальный, образный, как он умеет синтезировать и анализировать.
Известно, что люди делятся на тех, у кого развито левое полушарие и правое. Левое отвечает за языковые способности, за запоминание фактов и дат, за логику и анализ. Люди с развитым левым полушарием рационалистичны, логичны, им проще даются точные дисциплины. Правое полушарие дает возможность мечтать и фантазировать, отвечает за образное мышление. У людей с развитым правым полушарием лучше работает интуиция, они творчески подходят к решению различных задач.
Всем известный тест Айзенка содержит несколько разделов (так называемых субтестов). Результаты субтестов суммируются, и в итоге выдается некое усредненное значение. При этом тест составлен только для «левополушарных». Не удивительно, что именно они и показывают высокие результаты. И, напротив, человек, у которого развито образное мышление, при прохождении теста может потерпеть фиаско. При этом также не берутся в расчет люди, у которых оба полушария работают одинаково. Так что к уму результаты тестов на интеллект не имеют никакого отношения.

Миф третий: тест на IQ можно пройти в Интернете

Тесты на IQ, которые размещены в Интернете, являются их упрощенными вариантами. Протестировав себя в Интернете с помощью популярных методик и получив достаточно высокий коэффициент интеллекта, не спешите радоваться! Скорее, вы ответили как среднестатистическое большинство. Дело в том, что существует так называемый эффект Флинна, который обязательно нужно учитывать.
Новозеландский ученый Джеймс Флинн зафиксировал повышение показателей интеллекта на протяжении XX века. Человечество умнеет буквально с каждым годом. За последние 50 лет средний IQ жителей Земли вырос на 12 пунктов. Каждое последующее поколение быстрее и лучше выполняет задания, которые входят в психологические тесты. Объяснить этот факт ученые пытаются с помощью различных версий, но пока ни одна из них не является основополагающей.
Кроме того, время не стоит на месте, и это тоже нужно брать в расчет. В начале ХХ века американца, который бы не ответил, что такое «оверленд», посчитали бы умственно отсталым. Зато сегодня вряд ли кто знает, что обозначает слово «виандот».
Как бы там ни было, но тесты нуждаются в коррекции – и раз в несколько лет пересматриваются психологами и меняются с поправкой на эффект Флинна.
Нужно учитывать и еще одну вещь. Профессиональные психологические тесты должны быть сертифицированными. Вряд ли кто-то согласится выложить такой продукт в Интернет для общего пользования.

Миф четвертый: чем выше IQ, тем проще добиться успеха в жизни

Вот уж где тест на интеллект потерпел крах, так это в суждении о том, что высокий рейтинг обеспечивает успешность в жизни. Даже сам Айзенк признавался, что для достижения жизненного успеха к высоким показателям интеллекта в обязательном порядке должны прилагаться настойчивость и высокая мотивация.
Кейт Станович уже 15 лет бьется над тем, чтобы разгадать парадокс: почему люди со средними способностями, которые мало проявили себя в жизни и профессии, показывают прекрасные результаты в тестах на интеллект. «В жизни от вас требуется способность быстро принять верное решение, перебрав в голове кучу вариантов, – говорит Станович. – И даже если вы сдали IQ-тест на заоблачную сумму баллов, это еще не значит, что при столкновении в реальности с той или иной проблемой вы решите ее так же просто, как пройденный вами тест».
Высокий уровень интеллекта может свидетельствовать о способности человека усваивать и запоминать информацию, быстро считывать или быстро реагировать на искусственно созданные ситуации, но при этом он может быть лишен желания работать и применять свои незаурядные способности на практике. К сожалению, уровень лени таким тестом не определяется. Если человек с высоким IQ не будет мотивирован, он рискует всю жизнь пролежать на диване. Можно привести немало примеров, когда люди с одним и даже двумя красными дипломами о высшем образовании не смогли применить полученные знания на практике. В итоге их блестящее профессиональное будущее, которое им пророчили преподаватели, оканчивалось карьерой дворника или кочегара.
По мнению профессора Гарвардского университета в Кембридже Дэвида Перкинса, «высокий IQ – это как высокий рост в баскетболе… Но не забывайте, что недостаточно быть просто высоким, чтобы стать хорошим баскетболистом. Нужно иметь еще массу других способностей».
С помощью подобного теста очень сложно предугадать, как проявит себя человек в той или иной профессии, тем не менее тесты на IQ уже много лет определяют профессиональную карьеру людей во многих странах.
«Главное в определении хорошего уровня интеллекта – это рациональность, – считает Станович. – Она проявляется ежеминутно при решении таких повседневных задач, как: куда вложить деньги, какие продукты или товары стоит покупать… как расположить к доверию трудного клиента, чтобы извлечь выгоду для себя и предприятия. А традиционный коэффициент интеллекта показывает лишь возможности человека оперировать информацией, логическими правилами и схемами». Согласитесь, для успеха в жизни этого явно недостаточно.
Кстати, подруга-психолог объяснила, что не стоит считать себя глупее других, несмотря на то, что я катастрофически не укладывалась в оговоренное время при прохождении теста. Сами психологи не склонны на 100% доверять результатам IQ-тестов. Хорошее мышление в их понимании – это принятие разумных решений, которые позволяют достигать своих целей, способность человека адаптироваться к окружающей среде. «Ты же уверенно чувствуешь себя в своей профессии, – продолжала подруга, – умеешь структурировать, грамотно пишешь, социально адаптирована, общительна и успешна в личной жизни. Высокий рейтинг говорит только о том, что у человека, например, отлично работает логика». Все просто и понятно. Так что «скажи, какой у тебя IQ, и я скажу, кто ты» – это не про меня

В марте 1916 года в немецкой семье актеров немого кино родился Ганс Юрген Айзенк — будущий ученый-психолог и один из лидеров биологического направления в психологии. В юности Айзенк сильно увлекался астрологией, в особенности составлением гороскопов.

Известно, что молодой человек даже отправлял гороскопы лидерам нацисткой партии Германии.

Любовь к псевдонауке вскоре погасла — и спустя несколько лет Айзенк эмигрировал в Англию, где поступил на факультет психологии. Став доктором философии и социологии, Ганс занялся многочисленными исследованиями — в частности, он изучал психологические различия между представителями различных рас. «Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена», — говорил о себе ученый.

Вскоре Айзенк создал тест на IQ, который до сих пор остается одним из самых популярных в мире (с одним из них, например, можно ознакомиться по этой ссылке ).

Интересно, что в 1971 году, во время одной из публичных лекций, психолога закидали яйцами за заявление, будто IQ африканцев в среднем на 15 пунктов ниже, чем у белых, из-за особенностей генокода.

От чего зависит интеллект

На самом деле первым идею создания интеллектуальных тестов выдвинул не Айзенк, а английский ученый сэр Фрэнсис Бэкон. Бэкон считал, что умственные способности передаются от родителей к детям. Однако на сегодняшний день доказано, что помимо генетики на уровень IQ влияют множество факторов: возраст, питание, социальная среда.

А недавно группа датских ученых выяснила, что болезни, вызванные проникновением в организм патогенных микробов, вирусов и прионов, могут негативно влиять на когнитивные способности людей, что выражается в снижении показателя их IQ. Исследователи доказали, что чем больше человек перенес инфекционных заболеваний, тем сильнее падает его коэффициент интеллекта.

А другая группа ученых выяснила, что работа мозга улучшается при регулярном сексе.

По мнению специалистов из Университета штата Мэриленд, секс стимулирует образование новых нейронов в гиппокампе — отделе мозга, который играет ключевую роль в механизмах памяти. Ученые даже провели интересный эксперимент, во время которого крысы из первой группы занимались сексом по 30 минут в день, а другой группе крыс не разрешали предаваться любовным утехам вообще. В результате выяснилось, что у сексуально активных грызунов процесс образования нейронов протекал намного интенсивнее.

Впрочем, положительный эффект прекращался, как только секс переставал быть регулярным.

Стивен Хокинг и Гомер Симпсон

Многие ученые скептически относятся к тестам на IQ и считают, что им доверять нельзя. Например, английский физик-теоретик и популяризатор науки Стивен Хокинг неоднократно заявлял, что ему совершенно не интересен уровень своего IQ. При этом в обществе давно сложился миф, что коэффициент интеллекта Хокинга — один из самых высоких в мире. Эта тема поднимается, в частности, в одном из эпизодов сериала «Симпсоны». По сюжету, интеллектуалы начинают спорить друг с другом, кто из них гениальнее, — но тут на сцене появляется Хокинг и надменно заявляет, что недоволен ими всеми.

Кстати, в конце серии Стивен спасает Лизу от смерти с помощью своего суперкресла, а еще крадет у Гомера идею пончикообразной Вселенной.

По мнению Станислава Дробышевского, кандидата биологических наук, доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, «тестам на IQ верить нельзя, потому что, во-первых, нет нормального определения интеллекта и, соответственно, меры его измерения, а во-вторых, такие тесты оценивают только близость проверяемого к проверяющему».

Лучше, чем ничего

По интернету давно гуляет следующая шутка: «высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта». А еще во всемирной паутине существует множество баек о некоем обществе, объединяющем людей с высоким IQ.

С этим обществом связано огромное количество теорий заговора — а на самом деле это всего-навсего благотворительная организация, занимающаяся просветительской деятельностью.

Впрочем, ученые считают, что оценить интеллектуальные способности все-таки можно. «Английский психолог Чарльз Спирман (тот самый, который больше всего известен разработкой статистического теста ранговой корреляции) сделал наблюдение, что у людей способности в различных, казалось бы, не связанных друг с другом областях положительно скоррелированы, — комментирует кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин. — Грубо говоря: способный человек способен во многом. Спирман предположил, что есть некий фактор, хорошо характеризующий общую мыслительную способность человека. Этот фактор был впоследствии назван «g-фактор».

Позже выяснилось, что «g-фактор» в значительной степени наследуемый признак, связан с размером некоторых отделов мозга и некоторыми другими биологическими показателями, а измерения этого фактора хорошо предсказывают успехи в образовании, трудоустройстве и других сферах социальной деятельности.

При этом «g-фактор» стабилен в различных популяциях, при использовании различных тестов. Нужно при этом понимать, что, конечно, одно единственное число не может абсолютно точно отражать уровень интеллектуального развития человека, что есть множество других немаловажных факторов. Но на данный момент использование «g-фактора» для объективной оценки интеллектуальных способностей людей мне видится наиболее перспективным подходом. Лучше, чем ничего».


100 лет назад родился автор популярного теста на интеллект.

100 лет назад родился создатель теста IQ Ганс Юрген Айзенк — британский ученый-психолог. О том, можно ли измерить интеллект человека, при чем здесь нацисты, африканцы, регулярный секс и увлечение астрологией...



От псевдонауки — к созданию теста на интеллект

В марте 1916 года в немецкой семье актеров немого кино родился Ганс Юрген Айзенк — будущий ученый-психолог и один из лидеров биологического направления в психологии. В юности Айзенк сильно увлекался астрологией, в особенности составлением гороскопов.

Известно, что молодой человек даже отправлял гороскопы лидерам нацисткой партии Германии.

Любовь к псевдонауке вскоре погасла — и спустя несколько лет Айзенк эмигрировал в Англию, где поступил на факультет психологии. Став доктором философии и социологии, Ганс занялся многочисленными исследованиями — в частности, он изучал психологические различия между представителями различных рас. «Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена», — говорил о себе ученый.

Вскоре Айзенк создал тест на IQ, который до сих пор остается одним из самых популярных в мире (с одним из них, например, можно ознакомиться по этой ссылке).

Интересно, что в 1971 году, во время одной из публичных лекций, психолога закидали яйцами за заявление, будто IQ африканцев в среднем на 15 пунктов ниже, чем у белых, из-за особенностей генокода.

От чего зависит интеллект

На самом деле первым идею создания интеллектуальных тестов выдвинул не Айзенк, а английский ученый сэр Фрэнсис Бэкон. Бэкон считал, что умственные способности передаются от родителей к детям. Однако на сегодняшний день доказано, что помимо генетики на уровень IQ влияют множество факторов: возраст, питание, социальная среда.

А недавно группа датских ученых выяснила, что болезни, вызванные проникновением в организм патогенных микробов, вирусов и прионов, могут негативно влиять на когнитивные способности людей, что выражается в снижении показателя их IQ. Исследователи доказали, что чем больше человек перенес инфекционных заболеваний, тем сильнее падает его коэффициент интеллекта.

А другая группа ученых выяснила, что работа мозга улучшается при регулярном сексе.

По мнению специалистов из Университета штата Мэриленд, секс стимулирует образование новых нейронов в гиппокампе — отделе мозга, который играет ключевую роль в механизмах памяти. Ученые даже провели интересный эксперимент, во время которого крысы из первой группы занимались сексом по 30 минут в день, а другой группе крыс не разрешали предаваться любовным утехам вообще. В результате выяснилось, что у сексуально активных грызунов процесс образования нейронов протекал намного интенсивнее.

Впрочем, положительный эффект прекращался, как только секс переставал быть регулярным.

Стивен Хокинг и Гомер Симпсон

Многие ученые скептически относятся к тестам на IQ и считают, что им доверять нельзя. Например, английский физик-теоретик и популяризатор науки Стивен Хокинг неоднократно заявлял, что ему совершенно не интересен уровень своего IQ. При этом в обществе давно сложился миф, что коэффициент интеллекта Хокинга — один из самых высоких в мире. Эта тема поднимается, в частности, в одном из эпизодов сериала «Симпсоны». По сюжету, интеллектуалы начинают спорить друг с другом, кто из них гениальнее, — но тут на сцене появляется Хокинг и надменно заявляет, что недоволен ими всеми.

Кстати, в конце серии Стивен спасает Лизу от смерти с помощью своего суперкресла, а еще крадет у Гомера идею пончикообразной Вселенной.

По мнению Станислава Дробышевского, кандидата биологических наук, доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, «тестам на IQ верить нельзя, потому что, во-первых, нет нормального определения интеллекта и, соответственно, меры его измерения, а во-вторых, такие тесты оценивают только близость проверяемого к проверяющему».

Лучше, чем ничего

По интернету давно гуляет следующая шутка: «высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта». А еще во всемирной паутине существует множество баек о некоем обществе, объединяющем людей с высоким IQ.

С этим обществом связано огромное количество теорий заговора — а на самом деле это всего-навсего благотворительная организация, занимающаяся просветительской деятельностью.

Впрочем, ученые считают, что оценить интеллектуальные способности все-таки можно. «Английский психолог Чарльз Спирман (тот самый, который больше всего известен разработкой статистического теста ранговой корреляции) сделал наблюдение, что у людей способности в различных, казалось бы, не связанных друг с другом областях положительно скоррелированы, — комментирует кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин. — Грубо говоря: способный человек способен во многом. Спирман предположил, что есть некий фактор, хорошо характеризующий общую мыслительную способность человека. Этот фактор был впоследствии назван «g-фактор».

Позже выяснилось, что «g-фактор» в значительной степени наследуемый признак, связан с размером некоторых отделов мозга и некоторыми другими биологическими показателями, а измерения этого фактора хорошо предсказывают успехи в образовании, трудоустройстве и других сферах социальной деятельности.

При этом «g-фактор» стабилен в различных популяциях, при использовании различных тестов. Нужно при этом понимать, что, конечно, одно единственное число не может абсолютно точно отражать уровень интеллектуального развития человека, что есть множество других немаловажных факторов. Но на данный момент использование «g-фактора» для объективной оценки интеллектуальных способностей людей мне видится наиболее перспективным подходом. Лучше, чем ничего».

5 марта 1916 года родился создатель теста IQ Ганс Юрген Айзенк - британский ученый-психолог. О том, можно ли измерить интеллект человека, при чем здесь нацисты, африканцы, регулярный секс и увлечение астрологией, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru» .

От псевдонауки - к созданию теста на интеллект


В марте 1916 года в немецкой семье актеров немого кино родился Ганс Юрген Айзенк - будущий ученый-психолог и один из лидеров биологического направления в психологии. В юности Айзенк сильно увлекался астрологией, в особенности составлением гороскопов.

Известно, что молодой человек даже отправлял гороскопы лидерам нацисткой партии Германии.

Любовь к псевдонауке вскоре погасла - и спустя несколько лет Айзенк эмигрировал в Англию, где поступил на факультет психологии. Став доктором философии и социологии, Ганс занялся многочисленными исследованиями - в частности, он изучал психологические различия между представителями различных рас. «Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена», - говорил о себе ученый.

Вскоре Айзенк создал тест на IQ, который до сих пор остается одним из самых популярных в мире (с одним из них, например, можно ознакомиться по этой ссылке).

Интересно, что в 1971 году, во время одной из публичных лекций, психолога закидали яйцами за заявление, будто IQ африканцев в среднем на 15 пунктов ниже, чем у белых, из-за особенностей генокода.

От чего зависит интеллект


На самом деле первым идею создания интеллектуальных тестов выдвинул не Айзенк, а английский ученый сэр Фрэнсис Бэкон. Бэкон считал, что умственные способности передаются от родителей к детям. Однако на сегодняшний день доказано, что помимо генетики на уровень IQ влияют множество факторов: возраст, питание, социальная среда.

А недавно группа датских ученых выяснила, что болезни, вызванные проникновением в организм патогенных микробов, вирусов и прионов, могут негативно влиять на когнитивные способности людей, что выражается в снижении показателя их IQ. Исследователи доказали, что чем больше человек перенес инфекционных заболеваний, тем сильнее падает его коэффициент интеллекта.

А другая группа ученых выяснила, что работа мозга улучшается при регулярном сексе.

По мнению специалистов из Университета штата Мэриленд, секс стимулирует образование новых нейронов в гиппокампе - отделе мозга, который играет ключевую роль в механизмах памяти. Ученые даже провели интересный эксперимент, во время которого крысы из первой группы занимались сексом по 30 минут в день, а другой группе крыс не разрешали предаваться любовным утехам вообще. В результате выяснилось, что у сексуально активных грызунов процесс образования нейронов протекал намного интенсивнее.

Впрочем, положительный эффект прекращался, как только секс переставал быть регулярным.

Стивен Хокинг и Гомер Симпсон


Многие ученые скептически относятся к тестам на IQ и считают, что им доверять нельзя. Например, английский физик-теоретик и популяризатор науки Стивен Хокинг неоднократно заявлял, что ему совершенно не интересен уровень своего IQ. При этом в обществе давно сложился миф, что коэффициент интеллекта Хокинга - один из самых высоких в мире. Эта тема поднимается, в частности, в одном из эпизодов сериала «Симпсоны». По сюжету, интеллектуалы начинают спорить друг с другом, кто из них гениальнее, - но тут на сцене появляется Хокинг и надменно заявляет, что недоволен ими всеми.

Кстати, в конце серии Стивен спасает Лизу от смерти с помощью своего суперкресла, а еще крадет у Гомера идею пончикообразной Вселенной.

По мнению Станислава Дробышевского, кандидата биологических наук, доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, «тестам на IQ верить нельзя, потому что, во-первых, нет нормального определения интеллекта и, соответственно, меры его измерения, а во-вторых, такие тесты оценивают только близость проверяемого к проверяющему».

Лучше, чем ничего


По интернету давно гуляет следующая шутка: «высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта». А еще во всемирной паутине существует множество баек о некоем обществе, объединяющем людей с высоким IQ.

С этим обществом связано огромное количество теорий заговора - а на самом деле это всего-навсего благотворительная организация, занимающаяся просветительской деятельностью.

Впрочем, ученые считают, что оценить интеллектуальные способности все-таки можно. «Английский психолог Чарльз Спирман (тот самый, который больше всего известен разработкой статистического теста ранговой корреляции) сделал наблюдение, что у людей способности в различных, казалось бы, не связанных друг с другом областях положительно скоррелированы, - комментирует кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин. - Грубо говоря: способный человек способен во многом. Спирман предположил, что есть некий фактор, хорошо характеризующий общую мыслительную способность человека. Этот фактор был впоследствии назван «g-фактор».

Позже выяснилось, что «g-фактор» в значительной степени наследуемый признак, связан с размером некоторых отделов мозга и некоторыми другими биологическими показателями, а измерения этого фактора хорошо предсказывают успехи в образовании, трудоустройстве и других сферах социальной деятельности.

При этом «g-фактор» стабилен в различных популяциях, при использовании различных тестов. Нужно при этом понимать, что, конечно, одно единственное число не может абсолютно точно отражать уровень интеллектуального развития человека, что есть множество других немаловажных факторов. Но на данный момент использование «g-фактора» для объективной оценки интеллектуальных способностей людей мне видится наиболее перспективным подходом. Лучше, чем ничего».

Комментарии: 0

    В какой степени гены определяют наш характер, наш интеллект, наши поступки? Дураками рождаются или становятся? Насколько воспитание может изменить врожденные склонности человека? На эти вопросы призвана ответить генетика поведения, или психогенетика, как её чаще называют в России.

    Чтение сказок на ночь, постоянные беседы с ребенком, активная забота о его образовании и прочие проявления родительской заботы никак не сказываются на уровне его интеллектуального развития. Их многолетние наблюдения за развитием усыновленных детей позволили им сделать вывод, что на уровень IQ и другие когнитивные показатели влияют лишь генетические факторы.

    Екатерина Дулова

    Многозадачность часто обвиняют в том, что она причина стрессов, развития поколения рассеянных. На лекции разберемся в том, способен ли наш мозг обеспечить нам выполнение нескольких действий в одно и то же время и в том, можно ли натренировать свою многозадачность. Об этом рассказывает Екатерина Дулова - психофизиолог, студентка 5-го курса кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ.

    Константин Анохин

    Человеческий мозг является самым сложным из известных объектов во Вселенной, содержащим гиперастрономические возможности комбинаций активности своих элементов. В лекции рассматривается как наука о мозге может помочь нам познать наш мозг и самих себя.

    Наш мозг является одной из самых сложноорганизованных систем в организме. В нем содержится множество разных типов клеток. Каждая из этих клеток может образовывать несколько тысяч контактов с другими клетками. Для того, чтобы понять, как клетки обмениваются информацией, как работа этих контактов влияет на то, что мы называем памятью, обучением, воспоминаниями, целесообразно рассмотреть устройство клетки и морфологию контактов между нервными клетками, так называемых синаптических контактов.