Человек и общество направление тем. Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Человек и общество».





В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?

Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»?

Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?

Может ли человек существовать вне общества?

Может ли человек изменить общество?

Как общество влияет на человека?

Несет ли общество ответственность за каждого человека?

Как общество влияет на мнение личности?

Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Что такое толерантность?

Почему важно сохранять индивидуальность?

Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?

Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

Нужны ли общественные нормы поведения?

Какого человека можно назвать опасным для общества?

Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

Можно ли назвать любого человека личностью?

Что происходит с человеком, оторванным от общества?

Почему общество должно помогать обездоленным?

Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?

Какова роль личности в истории?

Как социум влияет на решения человека?

Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

Один в поле не воин?

Что важнее: личные интересы или интересы общества?

К чему ведет равнодушие общества к человеку?

Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?

Почему человек стремится быть оригинальным?

Нужны ли обществу лидеры?

Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?

Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?

Кто такой мизантроп?

Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?

К чему приводит неравенство в обществе?

Меняются ли общественные нормы?

Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?

Человек ответственен перед обществом?

Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?

Как человек может изменить историю?

Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?

Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?

Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?

Можно ли нарушать общественные нормы?

Каково место человека в тоталитарном государстве?

Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?

Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?

Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?

Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
мужества жить один»?

Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»


Что такое равноправие в обществе?

Для чего нужны общественные организации?

Можно ли утверждать, что что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?

Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?

Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?

Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?

Чего не хватает современному обществу?

Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?

Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?

Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Человек и общество".


А.П. Чехов « », « », « », « », «Смерть чиновника», «Вишневый сад»
Ж. Верн «Таинственный остров»
С. Коллинз «Голодный игры»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»
М. Горький «На дне», «Бывшие люди»
А. Камю «Постороний»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
У. Грум «Форрест Гамп»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»
В. В. Набоков «Приглашение на казнь»
Е.И. Замятин «Мы»
А. Платонов «Котлован»
Б. Пастернак «Доктор »
Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Г. Маркес «Сто лет одиночества»
Г. Гессе «Степной волк»
Р. Гальего «Белое на черном»
Т. Драйзер «Сестра Керри», «Американская трагедия»
Дж. Стейнбек «Гроздья гнева»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Сэллинджер «Над пропастью во ржи»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
Э. Фромм «Бегство от свободы»
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
Ф. Кафка «Процесс»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Комментарий ФИПИ: "Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество - учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации".

Итак, давайте попробуем разобраться, с каких позиций можно рассматривать эти два понятия.

1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии). В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах: Человек как часть общества. Невозможность существования человека вне социума. Независимость суждения отдельно взятого индивидума. Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию. Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности. Желание человека стать особенным, оригинальным. Противопоставление интересов человека и интересов общества. Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия. Влияние личности на общество. Место человека в обществе. Отношение человека к обществу, себе подобным.

2. Общественные нормы и законы, мораль. Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком за все происходящее и будущее. Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы.

3. Человек и общество в историческом, государственном плане. Роль личности в истории. Связь между временем и обществом. Эволюция общества.

4. Человек и общество в тоталитарном государстве. Стирание индивидуальности в обществе. Равнодушие общества к своему будущему и яркая личность, способная бороться с системой. Противопоставление «толпы» и «личности» в тоталитарном режиме. Болезни общества. Алкоголизм, наркомания, отсутствие толерантности, жестокость и преступления.

ЧЕЛОВЕК — термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле.

В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек - элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности.

Синонимы "Человек": лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.

ОБЩЕСТВО — в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см. Формация общественно-экономическая) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).

Социологические концепции общества различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования, объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности, Э. Дюркгейм — в культурных артефактах, называемых им «коллективными представлениями». М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные, т. е. социальные, действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие общества как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, в основании которых лежит определенный способ производственной деятельности людей. Его специфику определяют не зависимые от сознания людей производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню производительных сил. На базисе этих объективных, материальных отношений надстраиваются системы соответствующих социальных и политических институтов, идеологических отношений, форм сознания. Благодаря такому пониманию каждая общественно-экономическая формация предстает как целостный конкретно-исторический социальный организм, характеризующийся своей экономической и социальной структурой, ценностно-нормативной системой социальной регуляции, особенностям и духовной жизни.

Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.

Синонимы "Общество": социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, братия, ватага, группа.

Верность и измена».

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Список литературы к направлению «Верность и измена»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Беглец».

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Ревизор»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

И. Гончаров «Обломов»

А. Н. Островский «Гроза»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», «Анна Каренина»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Н. С. Лесков «Левша»

А. П. Чехов «Дама с собачкой», «О любви», «Попрыгунья»

И. А. Бунин «Темные аллеи», «Руся», «Кавказ»

М. Горький «Детство»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А. И. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»

А. Платонов «Возвращение»

Б. Васильев «Летят мои кони»

В. Быков «Сотников», «Волчья стая», «Карьер»

В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

Е. Носов «Белый гусь»

В. Некрасов «В окопах Сталинграда», «Вася Конаков»

В. Астафьев «Белогрудка»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Ч. Айтматов «Буранный полустанок или и дольше века длится день»

Е. Замятин «Мы»

В. Набоков «Лолита»

Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Дочь Бухары»

В. Железников «Чучело»

Е. Мурашова «Класс коррекции»

П. Санаев «Нулевой километр»

И. Курамшина «Сыновний долг»

У. Шекспир «Макбет»

Ш. Бронте «Джейн Эйр»

Э.М. Ремарк «Три товарища»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»

Дж.Оруэлл «1984»

Ф. Саган «Через месяц, через год»

Р.Р. Толкин «Властелин колец»

Э.Э. Шмитт «Оскар и Розовая дама»

Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»

А.Гавальда «35 кило надежды»

Дж. Пиколт «Ангел для сестры»

У.Спаркс «Дневник памяти»

Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Список литературы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Медный всадник»;

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Мальчик у Христа на ёлке»

А. Н. Островский «Бедность не порок»

В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе»

Н. С. Лесков «Старый гений»

А. П. Чехов «Вишневый сад», «Крыжовник», «Тоска», «В аптеке»

А. И. Куприн «Чудесный доктор»

Л. Н. Андреев «Кусака», рассказы

М. А. Горький «Легенда о Данко»

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Лапти»

М. А. Булгаков «Записки юного врача»

А. П. Платонов «Юшка»

А. С. Грин «Алые паруса»

М. А. Шолохов «Судьба человека»

А. Солженицын «Матренин двор»

В. Шукшин «Чудик»

К. Паустовский «Телеграмма», «Теплый хлеб»

В. Астафьев «Царь-Рыба», «Людочка»

Ф. Абрамов «Пелагея», «Алька»

В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Уроки французского»

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Е.Носов «Акимыч (Кукла)»;

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты», «А тем временем где-то» и др

Д. Лихачев «Возвращение на Мару»

Б. Екимов «Ночь исцеления»

Ю. Яковлев «Мальчик с коньками»

В. Железников «Чучело»

Л. Улицкая «Дочь Бухары»

О. Бальзак «Отец Горио»

Дж.Остин «Гордость и предубеждение»

Ф. Кафка «Воздушный замок»

У. Голдинг «Повелитель мух»

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

П. Коэльо «Вероника решает умереть»

Л. Оливер «Прежде чем я упаду»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

М. Зузак «Книжный вор»

Т.М. Кенэлли «Список Шиндлера»

Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

Список литературы к направлению «Цели и средства»

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Дубровский»

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

А. Н. Островский «Бесприданница», «Бедность не порок»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Н. С. Лесков «Старый гений»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

В. М. Гаршин «Сигнал»

А. П. Чехов «Ионыч», «Крыжовник»

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

М. Горький «Песня о Соколе», «Челкаш»

М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

А. С. Грин «Алые паруса»

А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Матрёнин двор»

В. Каверин «Два капитана»

В. Шукшин «Сапожки»

В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой»

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Ю. Герман «Дело, которому ты служишь»

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка)

Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»

Ж.-Б. Мольер «Тартюф»

Р. Брэдбери «Лед и пламя»;

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

О. Генри «Дары волхвов»

Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

А. Хейли «Отель»

С. Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка»

Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»

К. Воннегут «Колыбель для кошки»

Э. Хэмингуэй «Старик и море»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Список литературы к направлению «Смелость и трусость»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Выстрел»

А. И. Гончаров «Обломов»

И. С. Тургенев «Муму»

А.Н. Островский «Бедность не порок»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Село Степанчиково и его обитатели»

Н. С. Лесков «Старый гений»

В. М. Гаршин «Трус»

М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

А. Твардовский «Василий Тёркин»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В. Закруткин «Матерь человеческая»

Е. Шварц «Обыкновенное чудо»

Б. Житков «Храбрость»

Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»

В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»;

В. Быков «Сотников», «Журавлиный крик», «Обелиск»

В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

Ч. Айтматов «Плаха»

Д. Рубина «Адам и Мирьям»

В. Аксёнов «Московская сага»

В. Железников «Чучело»

А. Алексин «Поздний ребёнок»

Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Жизнь взаймы»

Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»

Г. Мопассан «Милый друг»

Р.Р. Толкин «Хоббит»

Р. Брэдбери «Лед и пламя»;

Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Дж.Роулинг «Гарри Поттер»

Р.Ригз «Дом странных детей»

Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Список книг к направлению «Человек и общество»

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

И. А. Гончаров «Обломов»

И. С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»

Н. А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»

А. Н. Островский «Гроза»

Н. С. Лесков «Старый гений», «Левша»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»

В. Г. Короленко «В дурном обществе»

А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

А. С. Грин «Алые паруса»

В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» («Детские картинки» и др.)

А. И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг», «В круге первом»

А. П. Платонов «Юшка»

В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Пожар»

Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

Е. Замятин «Мы»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)

В. Крапивин «Мальчик со шпагой»

Э. М. Ремарк «Тени в раю»

С. Моэм «Луна и Грош»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Лед и пламя»

Дж. Оруэлл «1984»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

Т. Капоте «Завтрак у Тиффани»

К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

Х. Ли «Убить пересмешника»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Р.S. Если внимательно посмотреть списки, можно заметить, что некоторые книги повторяются в каждом направлении, например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н Толстой «Война и мир», Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», М. Шолохов «Судьба человека», В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского».

Приходите в библиотеки за книгами!

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

В пьесе показано общество, в котором укоренились домостроевские законы, построенные на старых порядках и обмане. Такие отношения в обществе изжили себя: человек, попавший в это окружение, не может в полной мере показать свои высокие чувства. Все хорошее, что есть в человеке, здесь почти не имеет значения. В городе Калинов процветают старые порядки. Туда не доходит прогресс. А если и доходит, его не признают, не принимают в силу своей ограниченности. В обществе, изображенном в пьесе "Гроза", невозможно жить высоконравственным и прогрессивным людям.

И.С. Тургенев "Отцы и дети"

Для общества чужда идеология нигилизма, которой придерживается Евгений Базаров. "Отцы" не понимают, как можно отрицать то, что уже стало образом жизни целого поколения. Среди молодого поколения есть интерес к идеологии нигилизма, но он вызван только стремлением "детей" казаться модными, идущими в ногу со временем. В итоге Евгений Базаров оказывается одинок в своих убеждениях. Ему чужды взгляды общества, а обществу чужды взгляды героя. Даже Аркадий Кирсанов, называвший себя нигилистом, в конце концов отказывается от данной идеологии. Он решает жить семейной жизнью, свойственной поколению "отцов".

Рэй Брэдбери "451 по Фаренгейту"

Общество утратило книги. Вместе с книгами пропала способность людей мыслить, соотносить события, критиковать. Все стали похожими друг на друга. Человек - подобие робота, живущего по заранее написанному сценарию. А значит, им стало легко управлять. Человек, фактически лишенный чувств и эмоций, не замечает очевидного. Именно поэтому государство борется с книгами, потому что книги - огромный багаж знаний, дающий ответы на все вопросы. Человек, читающий книги с пониманием, способен усомниться в справедливости и необходимости происходящего.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

В знаменитом романе-эпопее изображено общество 19 века. Господствует французский язык: Пьера на самом деле зовут Петр, Элен - Елена. В обществе Анны Павловны Шерер люди не ведут себя по-настоящему. Они со всем соглашаются, признавая истинной господствующую точку зрения. Своего взгляда на мир у них просто нет. Говорят о том, что модно. Причем в самом выгодном свете. Нравственным героям, таким как Пьер Безухов и Андрей Болконский, противно это общество.

А.И. Солженицын "Матренин двор"

О Матрене вспоминали лишь того, когда ее помощь была необходима. О ней не помнили при жизни, не навещали во время болезни (кроме одного человека). Зато когда нужно было помочь колхозу, Матрену звали, а она не отказывала. О Матрене вспомнили после ее смерти, когда речь шла о наследстве. Каждый плакал у гроба. Люди не плакали искренне, они "соревновались" в изображении наибольших страданий по умершей, хотя не помнили о ней при жизни. Таково было общество.

М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Прибыв в Москву, Воланд решил посмотреть, изменилось ли московское общество за последние сто лет. В произведении оно показано в сатирическом изображении. Воланд наказывает людей, желающих легко получить деньги или одежду: деньги превратились в обычные бумажки, а одежда и вовсе пропала (по улице ходили голые люди). Воланд сделал вывод: общество не изменилось - люди любили деньги всегда.

И. Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Европейская цивилизация не отличается высокой нравственностью. В обществе ценятся только деньги. Пара работает на корабле, "играя" в любовь за деньги. К Господину из Сан-Франциско хорошо относятся при жизни лишь из-за того, что он может платить хорошие деньги. После смерти он уже никому и не нужен. Общество "потерялось", сбилось с верного пути, подменив истинные ценности на жажду к деньгам.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Итоговое сочинение Человек и общество

Официальный комментарий ФИПИ: Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество –учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа: Человек –живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда, обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств. Общество –совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. Организация, объединение людей, ставящих себе какие-нибудь общие задачи.

Синонимы: Личность, индивидуум, существо. Союз, сообщество, община, товарищество, круг, среда.

Афоризмы и высказывания известных людей «Человек создан для общества. Он неспособен и не имеет мужества жить один» У. Блэкстоун «Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями –людьми и со всем родом человеческим» Цицерон «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В. Г. Белинский

«Общество –это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию» В.Г. Кротов «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними» Ш. Монтескье «Человек без людей –что тело без души. С народом никогда не погибнешь. ...Самая прекрасная жизнь –это жизнь, прожитая для других людей» Х. Келлер

«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» А. Моруа «Каждый человек -центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров» Э. Канетти «Быть человеком -значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» Г. Лихтенберг «Все дороги ведут к людям» А. де Сент-Экзюпери

Методические рекомендации: Возникновение человека и возникновение общества -это единый процесс. Нет человека -нет общества. Нет общества -нет и человека. В социальном смысле человек -существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы формируют личность, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.

Что же мы называем обществом? В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями. В широком смысле, общество –это часть мира. В него входят не только все ныне живущие люди. Для общества характерно непрерывное развитие, значит, оно имеет настоящее, прошлое и будущее. Поколения людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Итак, общество -это все человечество в его истории, современности и перспективе. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания. Вступление в человеческое общество происходит непо заявлению: каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.

А.С. Грибоедов «Горе от ума» Образ Чацкого -нового, умного, развитого человека -противопоставляется фамусовскому обществу. Все гости Фамусова немеют от восторга при виде любого заезжего французика из Бордо, копируют обычаи и наряды иностранных модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в сравнении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий -единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Душа и характер человека формируются в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно устремлениям его воли, с другой -обществом и эпохой. Исследуя психологию героя, автор представляет Печорина как героя своего времени. Он стремится любыми средствами снять маски с окружающих, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. «Герой нашего времени» -роман о самореализации личности, ее ответственности перед людьми и своим собственным «я». Печорин исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества, поэтому его попытки приблизиться к людям, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ними бесплодны.

Л.Н.Толстой «Война и мир» Петербургский высший свет -особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, -неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, и за актерской маской нет человека, есть лишь пустота и равнодушие. Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна Отечественная война 1812 года, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

М.Горький «Старуха Изергиль » В «Старухе Изергиль » образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. Горький подчеркивает: свобода в одиночестве –это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми. Человек –существо социальное. Человек должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими. Юноша Данко -абсолютная противоположность Ларры. Ради свободы своего народа идет на великую жертву –отдает жизнь во благо родного племени. Данко не ждал благодарности за свою жертву. Он существовал ради людей, ради их блага. Данко не помнил о себе, постоянно беспокоился за других. Этот герой –романтический идеал Горького.

М.А.Шолохов «Тихий Дон» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Примерные темы: В чем проявляется конфликт между человеком и обществом? Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»? Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»? Может ли человек существовать вне общества? Может ли человек изменить общество? Как общество влияет на человека? Несет ли общество ответственность за каждого человека? Как общество влияет на мнение личности? Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? Что такое толерантность? Почему важно сохранять индивидуальность? Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения» Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими? Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»? Нужны ли общественные нормы поведения? Какого человека можно назвать опасным для общества? Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»? Можно ли назвать любого человека личностью? Что происходит с человеком, оторванным от общества? Почему общество должно помогать обездоленным? Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»? Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей» В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе? Какова роль личности в истории? Как социум влияет на решения человека? Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек». Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки? Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом? Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»? Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства? Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества? К чему ведет равнодушие общества к человеку? Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»? Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Почему человек стремится быть оригинальным? Нужны ли обществу лидеры? Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»? Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества? Кто такой мизантроп? Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»? К чему приводит неравенство в обществе?