Часодеи главные герои. Наталья Щерба «Часодеи

Часодеи - серия книг писательницы Натальи Щербы , написанная в жанре подростковой фантастики. Главной героиней серии является юная часовщица Василиса Огнева, попавшая в особый мир, где все умеют управлять временем.

Первая книга, «Часовой ключ», вышла в 2011 году тиражом 50 тысяч экземпляров после победы Натальи Щербы в конкурсе издательства Росмен «Новая детская книга». На момент конкурса название книги было «Часовой ключ для Василисы» . «Часовой ключ» занял 2-е место в номинации «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением» на фестивале фантастики «Звёздный мост » в 2011 году и в том же году получил премию «Алиса» за лучшее детско-юношеское произведение в фантастике на конференции РосКон . Наталья Щерба неоднократно заявляла, что в серии планируется ровно шесть книг. Вначале было выпущено три книги, а затем ещё три, раз в год. Последняя, шестая книга серии вышла в ноябре 2014 года.

Книги

Часовой ключ

Двенадцатилетняя Василиса Огнева, ни разу не видевшая своих родителей, живёт со старенькой опекуншей. Внезапно приезжает отец Василисы и забирает её к себе. Отец богат, живёт в большом доме, имеет личного шофёра и ещё четверых детей, кроме Василисы: старших двойняшек, брата и сестру Норта и Дейлу, и двух младших мальчиков Эрика и Ноэля. Никто из этой большой семьи не рад Василисе: отец грубо с ней обращается, а дети третируют. Однажды она становится свидетельницей странного события: отец и приехавшие к нему гости, покрутив стрелки часов в библиотеке, проходят сквозь стену и исчезают. Последовав за ними, Василиса оказывается в большом замке и подслушивает разговор отца с духом Астрагором, который управляет временем. Выясняется, что существует два мира, Остала - планета Земля, и Эфлара - эфемерная планета, на которой живут люди, способные управлять временем - часовщики. Тысячу лет назад часовщик Эфларус придумал, как другим часодеям отгородиться от духов - часодеев, сила которых почти безгранична - которые захотели править часовщиками. Когда расцвёл Алый цветок, то Эфларус загадал одно желание - создать планету которая будет на 100 часов в будущем. Теперь временной разрыв неумолимо сокращается, и Остала вскоре поглотит Эфлару. Часодеи возлагают большие надежды на Алый Цветок, расцветающий раз в тысячу лет и способный исполнить любое желание. Предполагается, что можно использовать это желание для увеличения разрыва между мирами. Попасть к Алому Цветку могут семь молодых часовщиков, владеющих семью ключами, встав на Часовой Круг.

Василиса вместе с братьями и сестрой проходит проверку на уровень способности к часодейству и показывает высшую часовую степень. Выясняется, что именно этого и опасалась вся семья: с высшей степенью Василиса имеет право на всё наследство, которое отец планировал оставить старшему сыну, Норту, и вносит путаницу в планы правителей часового мира. Отец вскоре придумывает, как использовать Василису в своих целях. Вынудив девочку переместиться на Эфлару с помощью Ника, сына своего давнего врага, часовых дел мастера Константина Лазарева, отец Василисы обвиняет Лазарева в похищении дочери. Лазарев подвергается эферу "старения" и попадает под арест.

Поскольку отец не собирается проводить для Василисы часовое посвящение, без которого она не может часовать, она сбегает из отцовского замка с приятелем Ника - Фэшем Драгоцием и при помощи Дианы Фрезер, феи, отправляется в Чародол - королевство фей, намереваясь попросить их провести посвящение. При Посвящении Василиса получает крылья, исполнение одного простого желания (она просит фей дать Нику часовой дар, о котором тот мечтает) и два подарка: от светлых фей - Рубиновый Ключ для Часового Круга, а от тёмных - кинжал, с вживленными в его сталь сапфирами. Ключ у неё вскоре отбирают недруги: Норт и Марк Ляхтич, золотой ключник, вынуждая Василису передать его старшему брату. Но перед Василисой появляется Черная Королева, повелительница лютов (темных фей) и сообщает ей, что кинжал, который ей подарили, - не что иное как Чёрный Ключ, самый главный из ключей Часового Круга. Василиса спешит к Часовому Кругу, но попадает во "временную петлю" сделанную Еленой Мортиновой, которая намеревалась убить девочку. Во время боя, раскрывается секрет рождения Василисы: её матерью является Белая Королева, а отец, Нортон Огнев - Дух, что делает Василису полудухом. Сам Огнев спасает младшую дочь от Елены, и она встает в Круг.

Книга заканчивается тем, что Часовой Круг начинает вращаться, перемещаясь во времени.

Часовое сердце

Ключники попадают на Осталу, в спортивный лагерь "Вершина" и разыскивают там великого духа Осталы - Астрагора, главу ордена Благородных Драгоциев, по совместительству являвшегося дядей Фэша и Захарры (кузины Фэша). Астрагор гарантирует ключникам защиту и помощь в обмен на чашу Алого Цветка. Однако Василиса узнаёт, что, перерезав стебель цветка, она состарится или умрёт.

Ключники ныряют в безвременье, чтобы достать предметы для обряда перерезания Алого Цветка. Василиса во время своего путешествия во времени на 1000 лет назад встречает величайшего часовщика Эфларуса, который создал разрыв между Эфларой и Осталой. Он объясняет Василисе, что нужно сделать временной разрыв на несколько часов назад, и тогда Остала, как основная планета, будет обгонять Эфлару, а разрыв будет увеличиваться. К тому же с Осталы на Эфлару не смогут переходить духи - враги часовщиков, от которых те сбежали в отдельный мир. Во время лагерного похода в лес, перед предстояшим днем рождения Василисы, Фэш решает сделать ей подарок: заставку в часолисте, личный уголок. Это оказывается уютная зеленая долина с водопадом в скале. Там Фэш впервые целует Василису. Потом, узнав, что Василисе грозит опасность после срезания Алого Цветка, Фэш просит у своего дяди Астрагора разрешения взять совет у его гадательного зеркала. Астрагор позволяет Фэшу воспользоваться зеркалом, но в обмен вынуждает его подписать кабальный договор. Фэш обязуется служить Астрагору до совершеннолетия, а потом предоставить ему право переселиться в своё тело. Фэш посылает Василисе совет гадательного зеркала анонимной запиской. Когда Алый Цветок наконец расцветает, Василиса перерезает его стебель. Затем, действуя согласно совету зеркала, она откапывает среди корней цветка хрустальное сердце планеты и разбивает его, желая, чтобы Эфлара ушла на сотню часов назад. Её желание исполняется. Астрагор, который лишь для вида говорил, что ему нужна чаша цветка, а на деле охотился за хрустальным сердцем, с неудовольствием отступает.

В рецензии на книгу отмечено возросшее мастерство автора .

Часовая башня

Василиса поступает в Школу Светлых Часов, пройдя лабиринт Тайноса она получила высший уровень (двенадцатый), но, так как директором была Елена Мортинова, её не приняли в школу. При вмешательстве Астариуса она получила нулевой уровень. Её учителем был мистер Родион Крафт, учитель с III часодейной степенью. Василиса успешно училась и получала у него высший балл. Во время визита в Рубиновый Шпиль Фэш выкрал стрелу Дианы, чтобы отправиться к феям для расчасования. Её передали Даниле а, Данила передал еë Нику. Во время обыска Ник спрятал еë в бутылке с маслом.

Во время праздника Листопада Василиса связалась с Чёрной Королевой, и та помогла ей добраться до поля старочасов. Проделав большой путь, Огнева всё-таки расчасовала Диану. Черная Королева помогла пройти им через Русалочью Тропу (озеро с русалками). В благодарность Василиса попросила рубинов для подарка Даниле. В конце книги ключники обнаруживают Расколотый замок. Марк и Норт уносят стрелу с Часовой башни, которая требовалась Астрагору для того чтобы убить Василису, а Василиса стала на место стрелы и отмотала время на часах назад, вернув Расколотый замок к жизни, восстановив его. Теперь часовщики могли начать его исследования. Отец Василисы договаривается с Черной Королевой, своей матерью, об обучении Василисы в ее замке.

Василиса поступает в Школу Светлых Часов, пройдя лабиринт Тайноса на отлично, но, так как директором была Елена Мортинова, её не приняли в школу. При вмешательстве Астариуса она получила нулевой уровень. Её учителем был мистер Родион Крафт, учитель с III часодейной степенью. Василиса успешно училась и получала у него высший балл.

Во время визита в Рубиновый Шпиль Фэш выкрал стрелу Дианы, чтобы отправиться к феям для расчасования. Её передали Даниле на время обыска. Во время праздника Листопада Василиса связалась с Чёрной Королевой и та помогла ей добраться до поля старочасов. Проделав большой путь Огнева всё-таки расчасовала Диану. Чёрная королева помогла им выбраться из Русалочьей Тропы, так называется тамошнее озеро. В благодарность Василиса попросила рубинов для подарка Даниле.

В конце книги ключники обнаруживают Расколотый замок. Ярис и Норт уносят стрелу с Часовой башни, которая требовалась Астрагору, а Василиса встала на место стрелы и отмотала время на часах назад, вернув Расколотый замок к жизни, восстановив его. Теперь часовщики могли начать его исследования.

В последней главе Астрагор задаёт Марку и Фэшу задание: часовое имя Василисы в обмен на исполнение любого желания. Драгоций рассказывает всё это Захарре и ей это очень не нравится. Она пытается отговорить его от этой затеи.

Часовое имя

Часограмма

Напишите отзыв о статье "Часодеи"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Часодеи

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.


Год издания первой книги: 2011
Серия книг Натальи Щербы «Часодеи» с момента выхода первой книги была отмечена многими специалистами и читателями. Первая книга «Часовой ключ» заняла высокие места как лучшая детская книга, как лучший цикл и была удостоена сразу нескольких российских литературных наград. Как и планировалось изначально в серии «Часодеи» было выпущено шесть книг, последняя из которых вышла в конце 2014 года.

Сюжет книг «Часодеи» кратко

В серии книг Натальи Щербы «Часодеи» читать можно о приключениях двенадцатилетней Василисы Огневой. Долгое время она жила на попечительстве бабушки, но вскоре ее забирает к себе домой отец. Он достаточно респектабельный человек и имеет еще четверых детей. Вскоре Василиса узнает, что ее отец умеет управлять временем и что он является достаточно значимой фигурой в мире Эфлара. Этот мир параллелен нашей Земле и маги создали его самостоятельно. Вскоре выясняется, что главная героиня книг «Часодеи» Щербы обладает высшей часовой степенью и как в ей предстоит всему учиться с нуля, а также познавать тайны политики этого мира.

В книгах «Часодеи» Василисе Огневой предстоит столкнуться с предательством и неприязнью. Но благодаря помощи верных друзей, а также великого духа Астрагора девочке не только удастся выучится и стать великой волшебницей, но и распутать все тайны Эфлара и конечно же спасти всех своих друзей. Вместе с Василисой в книге «Часодеи» Натальи Щербы вы пройдете путь от маленькой наивной девочки в новом мире, до одной из основных фигур в магическом мире Эфлара.

Что касается по книге Натальи Щербы «Часодеи» отзывов, то они практически однозначны. Книга заслуживает вашего внимания. И даже несмотря на то, что книга предназначена для подростков прочесть ее стоит всем, кто соскучился за простыми и добрыми сказками. Ведь не даром многие ставят книги Натальи Щербы «Часодеи» на одну полку с . В них вы найдете захватывающий сюжет, оригинальную идею и немного по-детски наивный взгляд на вещи. Но это не делает серию хуже, а лишь позволяет вновь окунуться в детство.

Книги серии «Часодеи» На сайте Топ книг

Серию Натальи Щербы «Часодеи» читать настолько популярно, что уже не первый раз она занимает высокое место в нашем рейтинге . И хотя интерес к серии и снижается, но происходит это достаточно медленно. Так что наверняка мы еще не раз увидим книги серии «Часодеи» по порядку на страницах нашего сайта.

Давно заняла свое место на полках мировой литературы. И если в данном направлении представлены преимущественно зарубежные произведения, то отечественные меньше ставятся в пример. А зря! Одной из увлекательных историй стала серия романов “Часодеи”. Все книги по порядку разберем в нашей статье.

Счастливый случай

Долгое время ключники заняты поисками Расколотого замка. Его часовая башня лишается стрелы. Василиса становится вместо нее, чтобы отмотать назад время и вернуть замок к прежнему состоянию. Благодаря этому, часовщики приступают к исследованию здания.

“Часодеи”. Список книг по порядку

На данный момент в продажу вышли все шесть частей, о которых рассказывала Наталья Щерба. На вопрос о том, планируется ли продолжение, она не дает точного ответа, поскольку серия книг имеет логическое завершение. Автор занимается изданием других произведений, выдержанных в фэнтези-стиле.

“Часодеи” выпускались на протяжении трех лет издательством “Росмэн”. Полный перечень книг выглядит следующим образом:

  • “Часовой ключ” (2011);
  • “Часовое сердце” (2011);
  • “Часовая башня” (2012);
  • “Часовое имя” (2013);
  • “Часограмма” (2013);
  • “Часовая битва” (2014).

Невероятно огромную популярность в нашей стране имеет детский цикл Натальи Щербы «Часодеи». Все книги по порядку мы рассмотрим в этой статье. А также поговорим немного о самом мире и о сюжетной линии.

О серии

Эти романы очень популярны в нашей стране не только среди детей, но и среди взрослых. В 2011 году выпустила первую книгу своего цикла Наталья Щерба. «Часодеи» (все книги по порядку будут представлены ниже) относятся к жанру подростковой фантастики. Главной героиней романов является Василиса Огнева, которая попадает в мир, где любой может управлять временем.

Цикл является законченным и состоит из шести книг. Сама писательница утверждает, что с самого начала планировала именно такое количество частей. Кроме основной серии, есть еще дополнение - «Часодейная книга».

«Часодеи»: все книги по порядку. «Часовой ключ»

Первый роман серии, выпущенный издательством «Росмэн», был опубликован в 2011 году. В основе сюжета лежит история Василисы, обычной современной девочки, живущей с бабушкой. Неожиданно она узнает, что ее отец является могущественным магом Эфлары, волшебного мира. Девочка случайно попадает в эту необычную страну и сразу же оказывается в центре интриг и заговоров. Главное, никто не может понять, кто она: шпионка отца, обыкновенная посредственность или одаренная часовщица.

Роман занял первое место в конкурсе «Росмэн» «Новая детская книга». Затем получил премию «Алиса» как лучшее детско-юношеское произведение. И занял второе место на фестивале «Звездный мост». И все это произошло в 2011 году, сразу же после издания книги.

«Часовое сердце»

Итак, мы рассматриваем порядок книг «Часодеев» и переходим ко второму роману, который был опубликован в 2011 году. Сюжет строится на том, что Земля и Эфлара вот-вот должны столкнуться, так как временной разрыв между ними постепенно уменьшается. Спасти положение может только Алый Цветок, исполняющий желание, которое одновременно загадали ключники. Однако их вражда только обостряется. На помощь решает прийти неожиданный союзник - враг часовщиков Великий Дух Астрагор. Но у него есть свои цели, и бескорыстно услугу он оказывать не собирается. Найдется ли тот, кто сможет помирить враждующие кланы?

Многие отмечают, что вторая книга по уровню литературного мастерства намного выше первой. Заметно, что Щерба сильно выросла как писательница. В 2012 году роман был удостоен премии «Рунета» в номинации «Бестселлер».

«Часовая башня»

В 2012 году вышел второй роман серии «Часодеи». Все книги по порядку намного удобнее читать, поэтому, принимаясь за чтение, убедитесь, что хронология соблюдена.

Мир Эфлары удается спасти, однако главная тайна ключей остается сокрыта. Чтобы ее разгадать, ключникам предстоит отправиться на поиски Расколотого Замка. А это легендарное строение уже многие века скрывается во Временном Разрыве. Кроме этого, в третьей части читатели смогут узнать, пробудится ли от вечного сна фея Диана, что произойдет в канун главного чародейского праздника в замке Змиулан, примут ли Василису в часовую школу.

«Часовое имя»

Вышла в свет в 2013 году четвертая книга («Часодеи»). Все части по порядку и их описание можно найти здесь.

В предыдущем романе героям удалось возвратить Расколотый Замок и Время. Однако древняя тайна призрачных стен осталась неразгаданной. Василиса же, прогневавшая самого Астрагора, была вынуждена отправиться на часодейское обучение к Черной Королеве. Героине предстоит встретиться с необычайными и загадочными механическими существами мира часодеев, поучаствовать в темпогонках, подружиться с зодчим и посетить фабрику «Золотой Механизм». Девочку и ее друзей ждут новые трудности и испытания, которые могут привести как к спасению, так и к гибели.

«Часограмма»

Рассмотрим предпоследний роман цикла «Часодеи». Все книги по порядку читаются на одном дыхании, поэтому многие поклонники серии очень надеются, что Щерба напишет продолжение.

Итак, роман вышел в 2014 году. В нем рассказывается о возвращении Астрагора, который невероятно зол и жаждет мести. Нортон Огнев бросает Великому Духу вызов. Героиня, желая помочь отцу, пытается разгадать тайну странного ржавого обломка, который был найден в Расколотом Замке. Василисе предстоит ощутить первую потерю, встретиться лицом к лицу с настоящим злом, сделать необычайно трудный выбор и разгадать головоломку, которая определит всю дальнейшую ее судьбу.

«Часовая битва»

Очень серьезно повысила свое писательское мастерство к шестой книге Щерба. «Часодеи» (все книги по порядку это подтверждают) - отличный пример того, как может вырасти автор за несколько лет упорной работы.

Заключительный роман рассказывает о битве за трон Времени. В смятении находится Зодчий Круг - Василиса пошла в ученицы к Астрагору, непримиримому врагу часовщиков, а Фэш Драгоцкий пропал неизвестно куда. В последней книге раскроются все секреты волшебного мира. Читатели даже узнают, на чью сторону встанет само Время.

«Часодейная книга»

Выше были описаны основные части серии, что написала Наталья Щерба («Часодеи»). Все книги по порядку, однако, будут перечислены не полностью, если мы не упомянем про «Часодейную книгу». Издание вышло в 2015 году и является гидом по миру магов. В него вошли секретные архивы Эфлары, тайные документы, частные переписки и все то, о чем не было сказано в романах, но читателям хотелось бы знать.

Книга богато и хорошо иллюстрирована. В ней можно найти изображения различных обитателей часодейного мира, артефактов, замков, волшебных существ и пр. Издание является прекрасным дополнением к основному циклу.

Решила начать с дорогого среброключника. Помимо книг Натальи Щербы, ему пришлось несладко и здесь, на Фикбуке. Ну кем только Фэш не был - и убийцей, и бабником, и вором, порой даже доходило до крайностей, например, мальчик побывал в роли парня Маркуса Ляхтича. Для себя я нахожу подобные работы забавными, но не все придерживаются этого мнения. Часто наталкиваюсь на отзывы с жалобами, мол, в кого превратили парня? Здесь соглашусь. Мальчику всего пятнадцать лет, но он успел себя показать как сильную, выносливую личность. По книгам Натальи нам отчётливо ясно, кого из себя представляет Фэш, ведь он является одним из главных героев - следовательно с его участием пишется довольно-таки много описаний и диалогов. Многие авторы не соблюдают канонный характер, вносят свои изменения - для этого и существует Out Of Character. Но, ребят, согласитесь, что нужно выдержать основные черты героя и лишь в силу определенных обстоятельств добавлять что-то новое. К примеру, Селена и Диаман живы, ведь именно из-за смерти родителей Фэш стал недоверчивым и заносчивым. Или Астрагор перестал давить и угрожать мальчику. Вот в этих случаях можно добавить Фэшу мягкости, уважения к окружающим. Для меня лично этот персонаж пример для подражания. Искренне горжусь и восхищаюсь им. Пережить смерть родителей невероятно тяжело и больно, ведь кому в этом мире кроме самых близких людей, есть до нас дело? Дальше мальчику предстоит испытать на себе совсем не детское детство(Простите за масло масляное, но не знаю как красивее написать) в руках страшного дяди. Но даже тут ребёнок не ломается, а только закаляет себя. И ведь Фэшу не делают никаких поблажек, заметили? Он развивается наравне со своими сверстниками. Хотя в учёбе его грузят гораздо больше, но Фэш осиливает всю эту тяжесть! Я вообще считаю, что если человек, да к тому же еще и маленький мальчик, остался без любящих родственников, нужно поддерживать его, постоянно напоминать, что он не одинок, проводить периодически беседы, спрашивать как дела, ничего ли его не беспокоит. Но, как вы знаете, с Фэшем никто так не занимался и он сам всего добивался. И именно это равнодушие к ребенку возродило в мальчике отрицательные качества, такие как насмешливость, грубость, злость, раздражение, недоверчивость. Всегда помните о нелегкой судьбе Фэша!
Ну а теперь перейду ко второй части. Внешность. Хм, некоторые, видимо, или невнимательно читают или спецом игнорируют некоторые внешние данные. Специально для вас, дорогие, описываю Фэша Драгоция.
У него:
1. Невысокий рост. Любители превратить мальчика в двухметровую пальму, спешу вас огорчить!!!
2. Огромные светло-голубые ангельские глаза. Не синие, не ледяные, и уж точно не васильковые. P.S. В "Часограмме", когда Фэш находился в хрустальной комнате и смотрелся в зеркало, говорилось, что у него еще и ярко-голубые глаза.
3. Озорные ямочки на щеках при белозубой улыбке. За последнее время видела пару фиков, где про ямочки, добавляющие Фэшу обаяния, начисто забывали. В одном описывалось даже, якобы ямочки есть у Василисы. (О.о)
4. Темные, слегка вьющиеся волосы. Милые мои, темные - это не "черные, как смоль или воронье крыло". А вьющиеся не означает, что мальчик имеет копну кудряшек. У меня как раз вьющиеся волосы и я прекрасно понимаю о чем речь.
5. Выражение лица задумчивое.
6. Телосложение коренастое. Ммм, как бы вам объяснить.. Ну это и не задохлик, как Марк, но и не упитанный, как Ноель. Что-то между. Как я говорю:" золотая середина!"
7. Носит Фэш в основном униформу часовщика - черный костюм. Рубашка с глухим воротником-стойкой, прямые штаны, отстроченные узкой серебряной каймой, остроносые туфли.
Пользуйтесь вышеперечисленными пунктами. Это всё внешность строго по канону.