Цезарь теруэль.

Цезарь Теруэл родился в Венесуэле в 1969 году, с самого детства он глубоко интересовался духовностью. Ответом на его молитвы в декабре 1998 года стала поездка к Сатья Саи Бабе, который направил его в ашрам Рамана Махарши в Тируванамалае, в Южной Индии.

Там от одного взгляда на статую Рамана Махарши, расположенную в одном из залов ашрама, он пережил сильный и непосредственный опыт. Его чувство индивидуальности просто исчезло за одно мгновение.

Это переживание было такое сильное, что он даже не мог ощущать свое тело. Он воспринимал себя как пространство и осознавал, что мир - это воздушный замок, плавающий в пространстве, но не существующий физически; что мир - это не реальность, а просто игра теней и света. В то время он не знал, что случившееся с ним было кратковременное переживание своего истинного «Я» как пространства сознания, в котором только кажется, что существует проявленная вселенная. После возвращения телесного сознания необычайное чувство свободы, счастья и покоя овладело им. Он не ел и не спал практически целую неделю. Но в то время у него не было живого учителя, осознавшего свое истинное Я, который мог бы подтвердить это переживание истины, поэтому оно было утрачено.

Всего несколько месяцев спустя, вернувшись в ашрам Сатья Саи Бабы, Цезарь встретил Ратан Лала, преданного Сатья Саи Бабы. Он стал его учителем и вел его по пути самоисследования, помогая ему вернуться к тому переживанию, которое было у него в ашраме Рамана Махарши. Следующее переживание сопровождалось новыми ощущениями, описанные им следующим образом:

“ Очень нежная и в тоже время очень мощная вибрация возникла внутри меня где-то с правой стороны груди ”.

С тех пор чувство индивидуальности Цезаря стало постепенно растворяться до полного исчезновения. Начиная с июля 2005 года, после кончины учителя, следуя его просьбе, Цезарь проводит публичные сатсанги шесть раз в неделю в Путтапарти на юге Индии. Он делится своим опытом и знаниями с другими искателями Истины, помогая им осознать свое истинное «Я».

Учение

“Каждый ищущий жаждет освобождения и ищет учителя, чтобы тот показал ему «путь» достижения его. Когда ищущий хочет свободу и только ее, появляется учитель в человеческой форме с «доброй вестью» о том, что ищущий «уже свободен». Существует единственное препятствие, не позволяющее осознать Истину. Оно заключается в том, что именно ищущий думает о себе («я такой-то и такой-то, я явлюсь тем и иным»), и в том, что он верит в то, что он есть то, о чем он думает. Так называемые духовные практики - это попытка устранить ложное представление, которое есть у ищущего о самом себе. Однако такое ложное представление устраняется просто с помощью перевода внимания с физических объектов (все воспринимаемые объекты, включая тело) и с ментальных форм (мысли, концепции, идеи) на того, кто осознает их. В процессе этого ум останавливается, все идеи и концепции разрушаются и ищущий осознает, кем он является на самом деле - чистым Сознанием или Осознанием, не ограниченным определенными именем или формой”.

“Не существует отдельного существования, существует только чувство разделенности. Нет никаких индивидуумов, существует только чувство индивидуальности. Эго также не существует, есть только ложное отождествление «Я» (Осознания) с «не-Я» (проявлением)”.

“То, что известно как ум, есть ничего более, чем идея «Я есть тело». Эта мысль или концепция, которая возникает, когда безымянное и бесформенное Сознание (То, кем вы являетесь на самом деле) отождествляется, ассоциирует и ограничивает себя с определенной индивидуальной формой”.

“ Люди говорят, что проявление - это иллюзия. На самом деле это означает существование идеи о том, что проявление отдельно от своего источника, непроявленного Сознания. Именно эта «идея» и есть иллюзия. Сознание и то, что проявляется, не разделимы. Они есть одно и то же. Поэтому кто осознает и что?”

“Существует идея о том, что покой может быть обретен или забран у вас посредством объектов восприятия. На самом деле, то движение, которое называется умом, т.е. силой, которая определяет психологическую обусловленность, и есть то, что забирает ваш покой. Покой не может быть объектом вашего желания. Покой - это То, кем вы являетесь на самом деле”.

“Покой теряется тогда, когда вы желаете что-либо, включая сам покой“.

“Восприятие без обдумывания, анализирования и интерпретации и есть БЫТИЕ”.


Сатсанг

“Сатсанг - это динамичное и практическое собрание, которое противоположно проповеди, основанной на передаче информации. Это серия вопросов и ответов, когда ищущий имеет возможность задать вопросы о «концепциях Истины» или о практике переживания «Истины», на которую концепции указывают. Вопрос указывает на уровень понимания ищущего, и ответ дается таким образом, чтобы помочь ищущему глубже понять учение и подтолкнуть его вовнутрь, предоставив возможность пережить проблеск истинного Я”.

“На сатсанге вы не накапливаете, не изучаете и не приобретаете больше знаний. Наоборот, вам предлагается забыть все предыдущие концепции, как духовные, так и академические. Вам предлагается исследовать реальность того, кто знает, и обнаружить То, кем вы являетесь на самом деле. То, что раскрывается и познается на сатсанге, - это ваше собственное непознанное Я”.

“Целью посещения сатсангов является осознание единства между тем, что кажется раздельным, а именно между непроявленным, всегда присутствующим Cознанием и тем, что проявляется в нем, - этим миром”.

“Если вы слушаете то, что говорится на сатсанге без обдумывания, анализирования и осмысления, без единой попытки понять, тогда Истина проникнет в вас, словно вирус, и этот вирус сработает сам по себе внутри вас. Он уничтожит все ваши предвзятые идеи, которые являются препятствиями, мешающими вам пережить Истину”.

Приглашаем Вас на сатсанги, встречи проводимые необыкновенным человеком, яркой и просветленной личностью - Цезарем Теруэлем.

Цезарь Теруэль является одним из известнейших духовных учителей современности.

Далеко не каждый мудрец способен говорить о принципах Мироздания простым языком, понятным каждому. Цезарь Теруэль это умеет.

То, о чем говорит Цезарь, является максимально простым и в то же время эффективным. Вам не придется долгие годы идти по пути жизненных уроков и духовных практик.

Благодаря простым истинам которые вы услышите на встрече с Цезарем Теруэлем, вы сможете открыть истинного себя и начать новую жизнь уже сейчас.

Дата встречи: 29.11.2014 (суббота)
Время встречи: 19:00
Место проведения: г. Киев (Украина), Центр развития человека «Новый мир»

Сатсанги проводятся на добровольные пожертвования их участников. Размер пожертвования каждый определяет для себя сам, выражая тем самым свою благодарность и внося посильный вклад.

Встреча проходит на английском языке с переводом на русский.

Количество участников ограничено вместительностью зала, поэтому попасть на встречу можно только про предварительной регистрации!

О чем говорит Цезарь Теруэль

Цезарь Теруэль не является последователем какой-либо из мировых религий, он не связан ни с одной духовной организацией либо религиозной конфессией. Все, о чем он говорит, направлено на поиск истинного счастья и собственного Я. Учение Цезаря - это глубокая мудрость, доступная всем. Все существа, населяющие нашу чудесную Вселенную, совершенно равны между собой, и Истинный Путь открыт для каждого, кто захочет его увидеть.

Единственные место и время, реально существующие для нас и представляющие собой реальность - это «здесь и сейчас». То есть там и тогда, где мы находимся в каждую конкретную секунду. Все проблемы и заботы, относящиеся к будущему либо к прошлому, являются всего лишь иллюзией и существуют в нашем сознании только потому, что большинство людей невольно старается сбежать из настоящего момента. Мы часто мучительно пережевываем в уме несуществующие ныне события, относящиеся ко временам, представляющим собой не составную часть реальности, а лишь зыбкие концепции беспокойного человеческого ума.

Суть учения максимально проста, но многим из нас не хватает и целой жизни, чтобы добраться до этой простой истины. Заключается она в следующем: если мы научимся внимательно проживать каждое жизненное мгновение и целиком присутствовать во всем, что мы делаем и чувствуем. Не следует беспокоиться о том, чего уже не существует или пока еще нет, и тогда вместо трудноразрешимых «жизненных проблем» перед нами предстанут всего лишь простые и конкретные ситуации, переживание которых является бесценным опытом и волшебным приключением, способствующим постоянному саморазвитию.

Нет смысла отвлекаться на созерцание иллюзий, возникающих из-за несовершенства человеческого восприятия. Не отвлекайтесь от единственного времени - сейчас - и единственного места - здесь, - которые существуют реально. Не желайте ничего, кроме того, что вы имеете в данный момент. Все остальное - лишь картинка, создаваемая нашим воображением и его же тревожащая. Если мы живем прошлым или будущим, то теряем то единственное, что имеет для нас истинную ценность, то есть настоящий момент.

Нам бывает довольно сложно понять абстрактные фразы, повествующие о непривычных для нас способах жизни, но Цезарь Теруэль демонстрирует эффективность своего учения на вполне конкретных жизненных примерах, детально разбирая хорошо известные всем нам ситуации.

Часто встречи с Цезарем приносят несравненный терапевтический эффект, быстрый и позитивный. Учение Цезаря Теруэля - это кратчайший путь к самому себе, позволяющий познать собственную изначальную суть и природу происхождения окружающей действительности. Этот путь ведет к полной гармонии не только с самим собой, но и с окружающим нас миром.

Биография Цезаря Теруэля

Цезарь Теруэль родился в 1969 году в Венесуэле. Родители Цезаря были состоятельными и образованными людьми, благодаря их заботам он получил хорошее разностороннее воспитание. До 1998 года Цезарь придерживался обычного для людей его круга образа жизни: работал в семейном бизнесе, женился и завел детей. В декабре 1998 года он почувствовал сильную внутреннюю потребность совершить паломничество в Индию. Прислушавшись к внутреннему голосу, Цезарь оставляет семью и бизнес, чтобы отправиться навстречу своему истинному призванию.

В Индии Теруэль встретился с одним из великих духовных учителей - Сатьей Саи Бабой - и тот направил его в ашрам Рамана Махараши, расположенный в Южной Индии, в древнем городе Тируваннамалае. Там Цезарь пережил бесценный духовный опыт: созерцая расположенную в одном из залов ашрама статую Рамана Махараши, он на некоторое время полностью утратил ощущение собственной индивидуальности. Переживание было таким сильным и чистым, что Цезарь даже перестал ощущать свое тело, он воспринимал свое сознание как некое пространство, в котором располагается тот воздушный замок, который мы привыкли считать окружающим миром.

В эти яркие мгновения он осознал, что мир не представляет собой некую объективную и незыблемую реальность, а является всего лишь игрой иллюзорных сущностей, происходящей в нашем сознании. Именно тогда Цезарь Теруэль впервые пережил незабываемое ощущение своего истинного Я, именно этот момент стал переломным в его судьбе. После возвращения телесных ощущений им овладело необычайное чувство ничем не ограниченной свободы, покоя и счастья.

После этого он несколько дней не спал и не принимал пищи. Но так как на тот момент у него еще не было живого духовного наставника, сумевшего осознать свое истинное Я, ощущение ясности и покоя было постепенно утрачено.

Через несколько месяцев Цезарь снова вернулся в ашрам Сатья Саи Бабы, где познакомился с одним из его преданных - Ратаном Лалом, - который и повел его по пути дальнейшего самопознания. Вскоре Цезарю снова удалось пережить момент просветления. Очередной духовный опыт сопровождался новыми ощущениями, вот как описывает их сам Цезарь: «Очень нежная и в то же время очень мощная вибрация возникла внутри меня где-то с правой стороны груди».

С тех самых пор, под мудрым руководством Ратана Лала, Цезарь Теруэль стал последовательно растворять в себе чувство индивидуальности, пока не избавился от него полностью. Покидая этот мир, Ратан завещал Цезарю делиться приобретенным опытом с другими искателями истины, помогая им избавиться от иллюзий и найти свое истинное Я.

Начиная с июля 2005 Цезарь начал проводить публичные сатсанги во многих странах мира.

Сатсанг с Цезарем Терэулем

Слово «сатсанг» слагается из двух санкритских слов - «сат» и «санг». «Сат» переводится на русский язык как «истина», а «санг» означает «общение». Таким образом, «сатсанг» можно перевести как «беседы о истине». Сатсанг представляет просто беседу. Во время сатсанга вопросы учасник могут задавать вопросы, а ведущий в форме беседы постепенн приводит учасника к пониманию истины.

Во время таких встреч вы не накапливаете знания и не приобретаете новый опыт, напротив, вам предлагается отбросить все ранее усвоенные концепции, как академические, так и духовные. Вам предлагается всесторонне исследовать реальность того, кто «знает», и обнаружить То, что вы представляете собой на самом деле. То, что раскрывают и познают участники сатсанга - это и есть их собственное непознанное Я.

Участие в сатсанге позволяет разрушить свои предвзятые идеи, являющиеся тем препятствием, которое мешает пережить Истину и разглядеть отблеск истинного Я. Эти встречи позволяют отбросить груз заблуждений и открыть собственный разум для непосредственного восприятия природы вещей.

Бесценный опыт живого общения с духовным наставником и собратьями по поиску Истины позволяет пережить моменты истинного просветления, дарующие глубокий покой и безграничное счастье. Пережив опыт сатсанги, вы взглянете на окружающий мир новым взглядом, освобожденным от влияния повседневности.

“Наука не убивает душу. Она ее открывает и даже в каком-то смысле создает. А еще - берет ее за ручку и выводит из детского сада со сказочными картинками на стенах в огромный и прекрасный мир реальности.” (с.Александр Марков)

"Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается бог весть где, и растёт, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый тёмный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись."

(с.Пастернак)

Трезвый, я замыкаюсь, как в панцире краб.
Напиваясь, я делаюсь разумом слаб.
Есть мгновенье меж трезвостью и опьяненьем.
Это - высшая правда, и я - ее раб!

(с.Омар Хайям)


"Yo - The name is Batty
The logic is erratic
Potato in a jacket
Toys in the attic!.."
(Ferngully - The Last Rainforest, Betty"s Rap)

I just write about interesting interests that interest me interestingly (c.)

Люди издавна верили, что в мире торжествует зло, а добро вознаграждается после смерти. Получалось своего рода уравнение, связывающее землю и небо. В наше время уравнение превратилось в неравенство. Небесное вознаграждение кажется явным абсурдом. Но торжества зла в земном мире никто не отменял. Поэтому любой нормальный человек, ищущий на земле позитива, естественным образом встаёт на сторону зла: это так же логично, как вступить в единственную правящую партию. Зло, на сторону которого встаёт человек, находится у него в голове, и нигде кроме.
Но когда все люди тайно встают на сторону зла, которого нет нигде, кроме как у них в голове, нужна ли злу другая победа?

(с.Пелевин)

В мире столько сторон, что замучишься искать исконно-радикальное зло, чтобы приобщиться к однопартийной монополии на печеньки.
Решение есть - быть собой и оставаться злом для бесконечности всех остальных.
И не делиться печеньками!

(с. Орфис)

Как уже ранее репостилось тут, информация при чтении усваивается человеком наихудшим из возможных образов. Даже если человек очень внимателен и прямо-таки не читает, а "ест книгу",то при первом прочтении весь объём инфы усвоится не более,чем на 10%, а скорее всего - гораздо менее.
Зато книжку можно читать снова и снова и многие вопросы при этом снимаются, а заодно открываются многие грани,которых не замечал раньше. Replayability, реиграбельность, высокая.

Плюс к тому ещё очень сильно влияет контекст. К сожалению, я как-то посчитала, что не-гошник поймет из всего написанного не более 2% информации,а остальное просто "съестся". Есть такая штука, "стратегическая близорукость". Сама этим в определенной степени "страдаю"(вернее, "не-страдаю", но это как раз и проблема - лучше знать нечто негативное,чем не знать,что оно есть и спокойно "спать во время чумы").

И это пичалька-пичалька.

И ещё печальней, что в моем ЖЖ есть система, но нет бросающейся в глаза организации материала и нет удобной "шапки", где собраны все посты, темы, микротемы, блоки для легкости ориентировки.
Но я это всё-таки сделаю в ближайшее время.
Очень важны видео - я их не расшифровываю и не переписываю,чтоб не спойлерить кайф, но не все любят смотреть всякие ролики. Читать, как нам обычно кажется, быстрее и сподручнее, но это не так.
Визуалка тут только в плюс, ибо, повторюсь, чтение букав - худший для человеческого мозга способ усвоения инфы.

Ещё один минус к удобочитаемости - я использую свой собственный лексикон. Он не совпадает напрямую даже с приведенным ранее Списком Книг Полезных и Бесполезных, которые являются "фоном" для написания постов. Мне он крайне удобен,потому что информационно ёмок. Я в курсе,что словотворчество не есть хороший психиатрически признак, но тут было бы слишком долго каждый раз с самого начала "раскрывать" смыслы и связи,вместо того,чтобы просто кинуть в текст гиперссылку - то есть, именно что "понятие личной семантики". Пусть посты будут чем-то средним между самоанализом "на свободных ассоциациях" и медитёй на разные аспекты мирового целого.
Понятия чаще становятся яснее только в контексте(опять же), каждый пост фрактально и логически сцеплен с остальными и будет просто какой-то НЁХ без них. Если абстрагироваться и посмотреть со стороны.
Дело в том,что очень многие слова значат совсем не то, что можно было бы подумать .

Бо льшая часть из них - "велосипеды". Дело в том, что у меня сильный когнитивный гэп в конфликтологии и социологии. Да и всего остального , если оценивать себя реалистически.
А человеку, к сожалению,свойственно заполнять незнание чем придётся . Но в то же время, необходимость как-то формализовать свои смутные ощущалова - есть.
Большинство небезнадёжных с точки зрения внедрения здравого смысла шизотериков берутся откуда-то отсюда.
Степень оправданности подобной привычки следует оценивать, исходя из того,сколько у человека свободного времени, которое может быть задействовано "под саморазвитие".

Если его мало и человек обременен работой с низкой зарплатой, большим числом детей, заботой о престарелых и больных родственниках - это до определенной степени простительно.

Если человек задействует это время под вульгарные развлечения, то это не лучший выбор из возможных с точки зрения информационной экологичности.

С одной стороны, это и хорошо - я в любом случае меняюсь,мои взгляды становятся более отточенными и зрелыми,менее наивными, более четкими со временем, иногда кардинально меняя отношение к предметам. Честный человек не должен бояться изменять себе - надо,скорее уж, бояться изменить истине, какой бы она ни была.
С другой, если жёстко всё "вот так взять и определить", то получится довольно странно выглядящий словарик, который может отпугнуть нормального человека - а мне как раз только наиболее нормальные и интересны с точки зрения обмена информацией по-человечески. Что до эльфинга, спамеров, троллей,то их у меня в одной только личке собрана коллекция и так. Хотя не всё так уж беспросветно, особенно если подойти с юмором:)))

Но определять так определять. Иначе разговор будет идти "на разных языках".

У меня готов черновой вариант, первая часть(где-то 1/4 от всего не-очень-то-и-здорового ебанутого орфического новояза), пока что в свободном(ассоциативном) порядке, не по алфавиту.
Но он не помещается и придётся разбить и его на части.

Давноооо, давнооо я не писала Длинных Упоротых Телег:)))))
Эту тему я пока что прилеплю наверх.
Будет вместо "шапки".

Манифест фракции Эрудитов из "Дивергента" Вероники Рот как ориентировочный ценностный стержень.

12 добродетелей рациональности Элиезера Юдковски как ориентировочный ценностный стержень

8 качеств воспитанного человека по А.П. Чехову:
http://ru.pokerstrategy.com/forum/thread.php?threadid=827477

2.
О принципах конструктивной дискуссии:

Формальные знаки
(Бес)правила и (бес)порядки этого ЖЖ:


"Представьте,что вы сидите дома, и к вам кто-то пришёл. Это - ваша боль. Такой вот неприятный гость...Представьте,что этого неприятного посетителя вы оставили сидеть в этом зале,а сами вышли в другую комнату. И оттуда, из осознания "Я есмь", вы чуть-чуть можете слышать,как он или она там шумит. Затем, вы посмотрелив щёлочку, чтобы увидеть, а есть ли там ещё кто-то,кто шумит? А этот гость почти что уже и исчез..."

Практически идеальный сатсанг:)))))
В Цезаре почему-то есть что-то кастанедовское. Когда Орфис было 11 лет,она примерно таким КК внешне и представляла.

Опять со звуком что-то.
Короче.

Сатсанг с Цезарем Теруэлем:

Вопрос:
- Вот, допустим, попадаешь в Созерцателя -ну, в Тишину.И из неё, Вы говорите, производное - спонтанный смех.
Я думаю, что это - не всегда так. Может быть,это зто предрасположенность натуры, может - культурные какие-то факторы. Но я считаю, что...короче....

(и дальше весь зал разражается непрерывными спонтанными смехуечками. Переводчица пытается перевести вопрос Цезарю, но раз за разом терпит неудачу. Что ещё более усугубляет пложение...В итоге ей между вззрывами хихикалки удаётся вставить - "ну, вот вам и ответ...")

Вопрос:
- А если я всё время буду смеяться? Это же неудобно будет?
Цезарь:
- Нет-нет, ты не сможешь смеяться ВСЁ время. Но вы можете всё время - немножко хихикать. Иногда просто будет это Ничто. И если там будет это Ничто, там будет это хихиканье.
Иногде там - Любовь. Иногда там - Ничто. И между этими двумя состояниями...если там нет эго, вы будете...

Цезарь: Сатсанг не надо портить словами:))))
Цезарь: Знаете, после этого хизиканья - нормальна тяга ко сну. Это совершенно естественно.
Это как экстази. Но вы меня неправильно понимаете - я не о тех таблеточках говорю...Хи-хи-хи:)

Вопрос: Можно, я скажу?
Цезарь: Да,конечно.
Вопрос: Вообще-то, надо три раза прочитать "Йога Васиштху" и один раз - Цезаря. И как-то всё немножко уже лучше...Уже понимаешь лучше, немножко лучше.

Цезарь:Ну, тогда хорошо...

Цезарь: А вы откуда? Нет не вы,а тот бородатый парень...
Ответ: У него сегодня День Тишины.
Цезарь: Аааааа....

Вопрос: *строго и сурово* Скажите, а Вы в конце сатсангов поёте бхаджаны?
Цезарь: Нет, нет. Вот посмотрите на этих, в первом ряду - вот у них свои бхаджаны...
Не-не.

Но вы можете начать. Почему бы и нет?

Ответ: Я боюсь допустить ошибку
Цезарь: Нет никаких ошибок.
Ответ: Нет,у меня нет настроения сегодня...
Цезарь: Ну, хорошо...

Цезарь Теруэль беседует с женщиной-оккультистом о высоком:)(то ли из агни-йоговцев, то ли антропософов, то ли из теософов, то ли из ченнелеров...где-то из этой оперы)
О духовной иерархии.
О страданиях.
О мирах.
О существовании.


Ролик скачался с небольшим запозданием звука, поэтому лучше слушать и не очень внимательно смотреть, хотя там есть ближе к середине и концу пара прикольных моментов:)))Или дождаться загрузки, начать смотреть, а потом чуть ближе к началу переставить, на минуту назад, тогда картинка и звук выравниваются...
Особенно с цветочком впечатлило...

Свобода от мыслей - с Экхардом Толле, часть первая...

Часть вторая....

И с Цезарем Теруэлем - это видео с философского диспута на Конгрессе Адвайты в 2008 году. Вообще, в древней Греции и в Индии времён Будды была очень классная традиция - ведение философских диспутов, дуэлей на уровне воззрения. Сейчас она незаслуженно забыта.Но времена меняются...
Тогда был другой образ жизни - многие люди не умели читать и писать, зато хорошо умели слушать и запоминать надолго. Живое общение, столкновение взглядов + своеобразная, отрешённая, сверхмирская романтика Поиска - что в Греции со всеми философами,от стоиков и киников до эпикурейцев и софистов, что в Индии с йогами и приверженцами различных воззрений,от мимансы и ньяйи до вайшешики и веданты - создают неповторимую атмосферу. В этом плане очень классно,что эту традицию - ведение диспутов над (на мой взгляд - который тоже только взгляд) принципиально неразрешимыми на уровне понятийного ума вопросами - возрождают сейчас лайя-йоги.
Цезарь Теруэль просто феерически тут выступил...Очень сильно и отчётливо:)И не только словами,но и самим собой!

Айшварья Нандана по-своему тоже старался,хоть и не Мастер - Сад Гуру Свами Вишну Дев его специально против Цезаря поставил,чтоб уму-разуму поучить,точнее, наоброт:)))))...Дело в том,что к нам в Дхарма-Центр Айшварья Нандана приходил и провёл ОЧЕНЬ классное занятие, очень позитивное,рассказал буквально ПРО ВСЁ - начиная со своих впечатлений о поездке в Индии и как его бесплатно там кормили и того, чем лучше заниматься в ашраме Раманы Махарши - до того, как составлять в миру программу практики.
Айшварья Нандана - был всю жизнь математиком по типу ума, отличником, и он и сейчас в Монастыре проводит лекции по формальной логике и высшей математике и всякому там анализу. Отчётливо видно было также(мне,по крайней мере) что у него очень хорошая для мужчины брахмачарья - настолько,что даже уровень тщеславия, отождествления с "агрессивным" полюсом и мужской гордости стал очень тонким,почти никак не проявляющимся.
Рядом с ним сидит и переводит преподаватель Дхарма-Центра Дарья - она просто ОБАЛДЕННАЯ! Я впервые в жизни,когда её встретила,поняла.чем искусственное,насильственно-напористое смирение-самобичевание(которым я как раз тогда занималась) отличается от настоящего,подлинного.смирения, убирания себя...Она очень умеет слушать-казалось бы,слушанье процесс пассивный,но она просто одним взглядом тебя раскрывает, она в каждом умеет видеть девату,божество в соответствии с принципом чистого видения....Она очень кроткая,очень скромная, очень милая женщина,с замечательным чувством юмора, очень нежная и чистосердечная, и блестяще преподаёт йогу.
Она рассказывала нам на занятии историю о том,как всю жизнь ей не удавалось делать асаны йоги,требующие растяжки связок голеностопа и поясницы.
Она упорно занималась, но - не дано было. Она проходила курс в Монастыре по преподаванию йоги, и ей нужно было сдавать экзамен, а те асаны,которые ей не удавались всю жизнь, не удавались даже в ночь перед экзаменом. Она заснула в монастыре в тревоге ждя следующего дня....А ночью во сне к ней пришло божетво - оно пришло в виде одного из послушников. Оно положило руку ей на поясниницу.и Дарья почувствовала поток ласковой, тёплой энергии. На следующий день,сдавая экзамен, Дарья сделала все те асаны,которые не удавались, идеально. И до сих пор легче всего именно поясница стала в позах работать. Такая вот там энергетика:)

В общем, я о лайя-йогах.монастыре и центре в Петербурге могу бесконечно болтать, но вот видео с диспутом с Конгресса.


Поехал я в Индию в первый раз.
Я знаю, многие из вас уже знают эту историю. Я вошел в ашрам Рамана Махарши, остановился перед статуей и уму пришел капут. Ничего нет, никаких мыслей - пустота. Я смотрел по сторонам без мыслей. Восприятие без мыслей.Затем мое тело тоже исчезло. Не физический объект - просто я его совершенно не переживал, не ощущал, не чувствовал. Я не мог ни говорить, ни двигаться, вообще никак телом не мог располагать - я его не ощущал. При этом глаза были широко открыты. При этом происходило восприятие объектов - звуков, но одновременно при этом происходило явное переживание бесконечной, огромнейшей пустоты, тишины.

Все, что я думал, верил, что было мной - исчезло. Но я-то не исчез. Потому что я там был. Я присутствовал. Я был в сознании, я осознавал и я осознавал, что я осознаю. Я был, я там присутствовал даже за пределами сознания. И все это воспринималось, как объекты, парящие в пространстве. И я был этим живым пространством. Живым пространством, самой жизнью, самим пространством, в котором все эти тела и объекты были.

И я даже не мог сопоставить эти два события - то, что происходило и слово просветление, освобождение, мокша. Было только Единство. Даже не Единство. Потому что там даже нет этих мыслей о Единство. Там ничего нет. Затем вернулось ощущение тела. Вернулось сознание тела, но ум не вернулся. Что пришло - это прекрасный смех, было такое ощущение, что мне лицо прошили и натянули улыбку. И я десять дней так ходил. Столько покоя, столько радости, столько счастья, столько свободы…

Но ум вернулся. Старый образ мышления вернулся. Были только практического значения мысли тогда - ну давай обед приготовим, но тождественности, отождествления с умом и телом не было. И затем все идеи вернулись - особенно духовные… Духовная жизнь, все эти тантры, янтры, мантры и так далее… Карма, дхарма и так далее. И опять все стало таким сложным…

Закончились деньги, виза подошла к концу, билет - пора домой улетать. И мне стало еще хуже. Потому что за сим вернулось это мирское мышление и конфликт между мирским и духовным мышлением - Боже мой! И переживание, которое произошло в ашраме Рамана Махарши осталось только в памяти. И я сказал: «Хочу это назад. И хочу этого постоянно.»

Я вернулся в Индию. И нашел кого-то, кто мне объяснил, о чем все это. Я называю его своим учителем - но если бы он сейчас услышал, что я называю его своим учителем - он бы меня своей палочкой по голове ударил. Когда я его встретил, на первой беседе я ему сказал: «Знаете, я так уже устал от всего этого. Меня уже тошнит от этого. Мне больше ничего не интересно. В общем, мне ни в чем нет интереса. Если кто-то сейчас выключит свет и жизнь закончится - то я только обрадуюсь. Потому что я все тут перепробовал, и это только удовольствие, боль, ля-ля-ля и все на этом. » И я рассказал ему о том, что за переживание было у меня в ашраме Рамана Махарши.

И он сказал: «Задай себе это вопрос - кто я? Переведи внимание от видимого на Видящего. Смотри на Видящего. Оставайся Видящим. И тогда сам акт видения станет переживанием Бытия. Никаких дальнейших вопросов. Достаточно. » Это была первая беседа с ним. Она немного дольше продолжалась, но все остальное не так важно.

И я сделал то, что он сказал. Его слова для меня были как янтра. Я просто делал то, что он сказал. Кто видящий? И через несколько дней я почувствовал, как будто что-то видит позади меня. Как будто что-то видит через меня. Сознательно вернулось это переживание, которое произошло в ашраме Рамана Махарши.

Но в этот раз еще произошел сдвиг - что нет такого понятия, как что-то смотрит через меня. Потому что вот этот так называемый «я» он так же видим - мною. Я не могу быть ничем иным, чем То. Было распознавание, что я То, что видит. И я стал смеяться, хохотать, как сумасшедший. Это же глупо. Так смешно, абсолютно смешно и глупо даже - я и есть То. Я ищу это и при этом я этим и являюсь. Это абсолютно невероятно. Насколько это просто и насколько это очевидно.

Вот в этом и есть разница между одним ищущим и другим. Он мне сказал делай это - и я начал делать. Потом я встретил его на улице и хохотал, как сумасшедший - не предполагается так себя вести в ашраме. Там было несколько ребят, они начали на меня так смотреть и я понял, что надо уходить отсюда. Я лучше «со своей музыкой» куда-нибудь в другое место пойду.

Я встретил на улице учителя. Он сказал - «Ты почему такой счастливый?» Я не мог ответить. Я только рассмеялся еще сильнее. «Что ты делал?»- «Ничего. Я просто сидел с собой.» Тогда он начал смеяться. Мы держались за руки и как два дурачка смеялись. Он мне сказал: «Веришь - вот когда ты все забываешь, все, включая себя, когда ты оставляешь позади все, что ты собой считаешь, потому что то, что ты называешь собой, это тоже то, что ты видишь, в долю секунды тут же проблеск твоей истинной природы.

Он спросил: «Куда ты сейчас идешь?»- «В столовую завтракать.» - «А что ты на завтрак кушаешь?» - «Кашу, кофе» - «Чего? Иди иди, увидимся позже на сатсанге.» Т.е. никаких поздравлений, оваций, никаких сертификатов. Никакого поздравления не сказал даже - «молодец какой». Ну давай продолжай со своей жизнью, вернее лучше забудь о ней, потому что она сама будет продолжаться. Никаких поздравлений, потому что это не достижение, не приобретение, это то, кто вы есть.

Это было утром. Ну я пошел на сатсанг, поэтому я здесь. Вот поэтому-то сейчас я здесь. Что он посмотрел на меня на сатсанге и сказал: «Если он мог это реализовать, почему вы не можете?» Естественно - «А, он реализовал, да?» Начались эти маленькие вопросы: «Можно с тобой поговорить?» «Можно тебя спросить?» «Можно, можно?» Это была моя вторая беседа с учителем на эту тему.

А третья была после обеда. Он отправился в Мандиру после обеда. Я опять вышел и опять на него наткнулся в том же месте, как будто он меня там ждал. Но вопрос уже отличался. Он спросил: «Как Цезарь?» Я ответил: «Исчезает». Он сказал - «Отпусти его. Пусть идет. Этого дурака там и не было. Только казалось, что он там был. Потому что, что такое Цезарь? Цезарь это только мысли. Кажется, что есть - то есть, то нет. Пусть уходит».

"Я не Учитель и у меня нет никакого учения. Я просто пришёл сказать вам, что все, что вам нужно, все, что вы так долго искали, у вас уже есть, но вы об этом не знаете. Я пришёл сказать вам, что вы уже свободны. Я только могу раскрыть вам глаза и указать то место, где эта свобода в вас пребывает".

Цезарь Тэруэл родился в Венесуэле 5 июля, в 1969 году, с самого детства он глубоко интересовался духовностью. Ответом на его молитвы в декабре 1998 года стала поездка к Сатья Саи Бабе , который направил его в ашрам Рамана Махарши в Тируванамалае (Южная Индия). Там от одного взгляда на статую Рамана Махарши, расположенную в одном из залов ашрама, он пережил сильный и непосредственный опыт. Его чувство индивидуальности просто исчезло за одно мгновение. Это переживание было такое сильное, что он даже не мог ощущать своё тело. Он воспринимал себя как пространство и осознавал, что мир — это воздушный замок, плавающий в пространстве, но не существующий физически; что мир — это не реальность, а просто игра теней и света. В то время он не знал, что случившееся с ним было кратковременное переживание своего истинного "Я" как пространства сознания, в котором только кажется, что существует проявленная вселенная. После возвращения телесного сознания необычайное чувство свободы, счастья и покоя овладело им. Он не ел и не спал практически целую неделю. Но в то время у него не было живого учителя, осознавшего своё истинное Я, который мог бы подтвердить это переживание истины, поэтому оно было утрачено.

Всего несколько месяцев спустя, вернувшись в ашрам Сатья Саи Бабы , Цезарь встретил Ратан Лала , преданного Сатья Саи Бабы. Он стал его учителем и вёл его по пути самоисследования, помогая ему вернуться к тому переживанию, которое было у него в ашраме Рамана Махарши. Следующее переживание сопровождалось новыми ощущениями, описанными им следующим образом: "Очень нежная и в тоже время очень мощная вибрация возникла внутри меня где-то с правой стороны груди ".

С тех пор чувство индивидуальности Цезаря стало постепенно растворяться до полного исчезновения.

Цезарь не принадлежит к какой бы то ни было религии, не связан ни с какой духовной организацией.

Цезарь, просто ставит под сомнения то, что эти религиозные институты обещают…

У него нет учения, методов и практик.

Цезарь — не очередной гуру адвайты. Не принадлежит к какой бы то ни было религии, не связан ни с какой духовной организацией, а также не отрицает ни одну из них.

Начиная с июля 2005 года, после кончины учителя, следуя его просьбе, Цезарь проводит публичные сатсанги. Он делится своим опытом и знаниями с другими искателями Истины, помогая им осознать истинное "Я". Самого Себя!

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»