Центр Ведической Астрологии - Шри Джаганнатх. Связь процветания и таттвы Земли

Древнее йогическое учение основано на утверждении, что абсолютно все во Вселенной представляет собой вибрацию и является энергией . Основных вибраций существует три : Саттва гуна, Раджас гуна и Тамас гуна. Саттва гуна – это самая тонкая вибрация Праны. Раджас – это направленное, точное движение Праны. Тамас гуна – плотная и тяжелая вибрация. В священных писаниях сказано: «Когда три силы встречаются, образуется материя. Если не происходит их объединения, ничто не происходит».

Благодаря взаимодействию гун возникают таттвы – пять элементов материального мира : земля, вода, огонь, воздух и эфир. Наше физическое тело состоит из того же материала, что и вся Вселенная – из этих пяти элементов. Все таттвы происходят из самого тонкого и затем становятся тяжелыми и плотными. Это называется круговоротом мироздания . Все начинается с элемента Эфира и проходит путь до плотного элемента Земли.

Человеческое тело представляет собой комбинацию 5 элементов и Праны – жизненной силы. Прана и эфир образуют эфирную субстанцию. Когда эфир становится плотным, то появляется воздух, а затем вещество становится летучим и создается движение. Такое движение вызывает возбуждение и становится причиной трения. В свою очередь трение создает тепло. Далее огонь создает воду, и вода сжижается. Сниженное затвердевает и становится землей. Подобный цикл превращения в форму и сохранения формы является универсальным законом, это – «вдохи и выдохи» Вселенной. Все имеет свой ритм , подчиненный единому универсальному ритму.

Нужно отметить, что в нашем теле пять элементов распределены не пропорционально. У одного человека больше элемента огня, у другого – воздуха. В зависимости от этого наука Аюрведа выделяет три основные конституции тела – : Капха, Питта и Вата. Если смешать два элемента: землю и воду, то получится энергия, называемая Капха. Если смешать воду и огонь, то получится Питта Доша. А если в теле преобладают воздух и эфир, то это – Вата Доша. Аюрведа изучает взаимодействие трех данных видов энергии.

Мы хорошо можем представить себе таттвы земли, воды, огня и воздуха, т.к. они являются физическими и окружают нас. А вот понять, что такое элемент Эфира, сложнее. Эфир – это пространство, из которого появляются все вещества и в который все вещества возвращаются. Это пространство, где возможно все: любое действие, мысль, движение. Представьте себе кинопроектор и его проекцию – она и будет эфиром. И все актеры в фильме, обстоятельства их жизни, все происходит внутри Пранической энергии. Праническая энергия не забывает ничего, в ней остается все. Абсолютно все события в истории человечества и каждого отдельно взятого человека записываются, подобно видео, и эта запись называется хроники Акаши (в переводе с санскрита «акаши» означает «эфир»).

Пять таттв, из которых мы созданы, оказывают влияние на наше поведение, наше мышление, наши физиологические процессы. Таттвы напрямую связаны с десятью основными органами в теле человека:
Элемент Огня – сердце (лунная энергия) и тонкая кишка (солнечная энергия),
Элемент Земли – селезенка (лунная) и желудок (солнечная энергия),
Элемент Воздуха – легкие (лунная) и толстая кишка (солнечная),
Элемент Воды – почки (лунная) и мочевой пузырь (солнечная),
Элемент Эфира – печень (лунная) и желчный пузырь (солнечная).

Все эти органы вырабатывают энергию друг для друга и контролируют энергию для создания гомеостаза, т. е. состояния, в котором тело может существовать и поддерживать себя в здоровом состоянии. Т.к. энергия Огня создает энергию Земли, то энергия сердца и тонкой кишки создает и поддерживает энергию селезенки и желудка. Поскольку энергия Земли поддерживает энергию Воздуха, то энергия селезенки и желудка фактически создает энергию для легких и толстой кишки. Энергия Воздуха порождает энергию Воды, следовательно, энергия легких и толстой кишки создает и поддерживает энергию почек и мочевого пузыря. Энергия Воды помогает создавать Эфир, и таким образом энергия почек и мочевого пузыря создает и поддерживает энергию печени и желчного пузыря. И, наконец, из-за того, что энергия Эфира создает Огонь, то печень и желчный пузырь создают и генерируют энергию сердца и тонкой кишки.

Как видно, каждый элемент контролирует следующий элемент, но только один. В связи с этим, большое внимание следует уделять питанию. Например, если мы едим слишком много кислой и холодной пищи (йогурты, апельсины, ананасы, киви), то кислота и холод усиливают элемент Эфира, который влияет на Землю, забирая Прану и Солнечную энергию Земли из органов селезенки и желудка.https://сайт/books/ можно СКАЧАТЬ иллюстрированную книгу с 11 медитациями традиции Кундалини йоги для баланса всех таттв .

ТАТТВА (Санскр.) Вечно сущее "То"; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле. Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы - пять экзотерически, семь в эзотерической философии - относящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Так как Таттвы есть просто субстрат семи сил Природы, то как это может быть? Имеются семь форм Пракрити, как учит «Санкхья» Капилы? «Вишну Пурана» и другие труды. Пракрити есть Природа, Материя (первоначальная и элементарная); поэтому логика требует, чтобы Таттв тоже было семь. Ибо, означают ли Таттвы, как учит Оккультизм, «силы Природы», или же, как объясняет ученый Рама Прасад, «субстанцию, из которой создана Вселенная» и «силу, которою она поддерживается» – все это одно; они суть Сила, Пуруша, и Материя, Пракрита. И если форм или, точнее, планов последней всего семь, то и сил ее должно быть семь. Другими словами, степени плотности материи и степени той силы, которая одушевляет ее, должны идти рука об руку.

Вселенная сотворена из Таттвы, поддерживается Таттвой и исчезает в Таттве, –

говорит Шива, как цитируется из «Шивагамы» в «Тончайшие Силы Природы». Это разрешает вопрос; если Пракрити семерична, то и Таттв должно быть семь, ибо, как сказано, они суть и Субстанция и Сила, или автоматическая Материя и Дух, который ее одушевляет.

Это объяснение дается здесь, чтобы дать возможность ученику читать между строками в так называемых оккультных статьях по Санскритской Философии, которые не должны ввести его в заблуждение. Доктрина о семи Таттвах (принципах Вселенной и также человека) считалась в старину большой святыней и поэтому держалась в тайне браминами, которые ныне почти забыли это учение. Все же оно преподается до нынешнего дня в Школах за Гималайским хребтом, хотя в Индии о нем теперь едва ли слышали или помнят, за исключением редких Посвященных. Однако курс постепенно изменился; челам начали преподавать общие его контуры, и ко времени прихода Т. О. в Индию в 1879 г. мне было приказано преподать это в экзотерической форме одному или двум. Я сейчас выдаю это Эзотерически.

< ... > ТАТТВИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ

Итак, в Природе мы находим семь Сил или семь Центров Сил, и кажется, что все соответствует этому числу, как например, семеричная шкала в музыке или Звуках и семеричный спектр Цветов. Я еще не исчерпала в предыдущих томах номенклатуру и все доказательства этому, все же достаточно уже дано, чтобы показать каждому мыслителю, что приведенные факты не являются совпадениями, но очень веским свидетельством.

Имеются несколько причин, почему в индусских системах говорится только о пяти Таттвах. Одну из них я уже упомянула; другая заключается в том, что мы достигли лишь Пятую Расу и наделены (поскольку Наука способна убедиться) только пятью чувствами, потому существование остальных двух, остающихся все еще латентными в человеке, может быть доказано только феноменальными явлениями, которые для материалистов совсем не считаются свидетельствами. Пять физических чувств считаются соответствующими пяти низшим Таттвам; два еще не развитых чувства в человеке и две силы или Таттвы, забытые браминами и все еще непризнанные Наукой, настолько субъективны и высочайшая из них настолько священна, что они могут быть признаны и познаваемы только высочайшими Оккультными Науками. Легко понять, что эти две Таттвы и два чувства (шестое и седьмое) соответствуют двум высшим человеческим принципам – Буддхи и Аурической Оболочке, насыщенной светом Атмы. Если мы путем оккультной тренировки не откроем в самих себе шестое и седьмое чувства, мы никогда не постигнем правильно их соответствующие образы. Таким образом, утверждение в «Тончайшие Силы Природы», что на Таттвической шкале самой высшей изо всех Таттв является Акаша (за которой следует (только) четыре Таттвы, каждая из которых становится грубее своей предшественницы), если оно сделано с Эзотерической точки зрения, – ошибочно.

< ... >

две высшие Таттвы настолько же сокрыты для обычного смертного, как шестое и седьмое чувства от материалистического ума.

Поэтому, в то время как санскритская и индусская Философия вообще говорят только о пяти Таттвах, оккультисты называют семь, заставляя их этим соответствовать каждой семеричности в Природе. Таттвы располагаются в том же самом порядке как семь макро и микрокосмических Сил, и как учит Эзотеризм, они суть следующие:

Все они соответствуют нашим Принципам, и семи чувствам и силам в человеке. Какова порожденная или вызванная в нас Таттва, или Сила, так будут действовать наши тела.

< ... >

в экзотерической Философии Йоги и в Хатха-йогической практике Акаша Таттва помещается в голове (или физическом мозгу) человека; Тэджас Таттва – в плечах; Вайю Таттва – в пупе (местопребывание всех фаллических Богов, «творцов» Вселенной и человека); Апас Таттва – в коленях; Притхиви Таттва – в ступнях. Следовательно, две высшие Таттвы и их соответствия игнорируются и исключаются; и так как они являются главными факторами в Раджа Йоге, то никакой духовный или интеллектуальный феномен высшей натуры не может иметь место.

< ... > ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ И ТАНТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦЫ ТАТТВ
Эзотерические Принципы, Таттвы, или Силы, и их Соответствия с Человеческим Телом, Состояниями Материи и Цветами Тантрические Таттвы и их Соответствия с Человеческим Телом, Состояниями Материи и Цветами
Таттвы Принципы Сослтояние Материи Части Тела Цвета Таттвы Состоя­ние Материи Части Тела Цвета
(а)
Ади
Ауричес­кое Яйцо Предвечная, Духовная Субстанция; Акаша; Субстрат Духа Эфира Обнимает все тело и пронизы­вает его. Обоюдное эманирова­ние во­внутрь и наружу Синтез всех Цветов Синий (а)
Игнори­руется
Игнори­руется Игнори­руется Игнори­руется
(b)
Ану­падака
Буддхи Духовная Сущность, или Дух "Предвеч­ные Воды Глуби" Третий Глаз или Шишковид­ная Железа Желтый (b)
Игнори­руется
Игнори­руется Игнори­руется Игнори­руется
(c)
Алайа, или Акаша
Манас ЭГО Эфир Пространства, или Акаша в своей третьей дифференци­ации. Критическое Состояние Пара Голова Индиго (c)
Акаша
Эфир Голова Черный, или бесцвет­ный
(d)
Вайю
Кама Манас Критическое Состояние Материи Горло до Пупа Зеленый (d)
Вайю
Газ Пуп Синий
(e)
Тэд­жас
Кама (Рупа) Сущность грубой Материи; соответству­ет Льду Плечи и Руки до Бедер Красный (e)
Тэджас
Тепло (?) Плечи Крас­ный
(f)
Апас
Линга Шарира Грубый Эфир, или Жидкий Воздух Бедра до Колен Фиолето­вый (f)
Апас
Жидкое Коле­ни Белый
(g)
Прит­хиви
Живое Тело в Пране, или животная жизнь Плотное и Критическое Состояние Колена до Ступней Оранжево-Красный* (g)
Притхиви
Плотное Ступни Жел­тый**

* Сразу можно заметить, как перевернуты цвета Таттв, отраженные в Астральном Свете, если мы находим Индиго названным Черным; зеленый – синим; фиолетовый – белым; и оранжевый – желтым.

** Цвета, я повторяю, не следуют здесь призматической шкале – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый – ибо эта шкала является неправильным отражением, чистой Майей; тогда как наша эзотерическая шкала есть шкала духовный сфер, семи планов Макрокосма.

«Таттва» означает элемент, или природа, и используется, чтобы определить конституцию существа и энергии, окружающие его. Таттва – это основополагающая энергия, которая резонирует во всем творении, и использование джйотиш поможет нам определить качество времени существа, которое мы изучаем.

По священным писаниям ведической мудрости, таттва входит в существо следующим образом:

«Воспринимаемая часть Вāсудевы, которая является всего лишь одной восьмой безграничных частей Нāрāян̣ы, слита с Бху-Ш́акти 1 , и из нее Нāрāян̣а распространяется как Прадьюмна. Экспансии Прадьюмны затем развиваются в ахамкāру, и рождается индивидуальное эго.

1 букв.: сила земли, представляющая гуну Раджаса, которая является силой страсти и различения;

Из ахамкāры более саттвичные 2 экспансии становятся 33 главными девами 3 , раджасичные 4 становятся 10 индриями 5 , а тамасичные 6 экспансии становятся пан̃ча-бху̅той, являющейся пятью состояниями физического существования, известными как Агни (огонь/энергия), Пр̣тхви (земля/твердое), Джала (вода/жидкое), Вāю (ветер/газообразное) и Āкāш́а (небо, или вакуум)».

2 Саттва гуна – это природа добродетели, являющаяся причиной сохранения. Она олицетворена Маха-Лакшми;

3 Двадаша Адитья, Ашта Васу, Экадаш Рудра, Индра и Праджапати (Брахма);

4 Раджо-гуна является природой страсти, являющейся причиной сотворения. Она олицетворена Маха-Сарасвати;

5 5 чувств относятся к знанию (гьянендрия): обоняние, вкус, зрение, слух и осязание. 5 чувств относятся к действиям (кармендрия): речь, понимание, ходьба, опорожнение/чистка и размножение;

6 Тамо-гуна – это природа невежества, вызывающая разрушение. Она олицетворена Маха-Кали.

В этом описании стоить отметить, что пять таттв были порождены тамо-гун̣ой. Из троицы Брахмы, Вишну и Шивы, Шива господствует над тамо-гун̣ой и, как Рудра с триш́у̅лой (трезубцем), вызывает разрушение таттвы и, следовательно, смерть живых существ. Именно по этой причине используются 7 стхира-кāрак, чтобы увидеть качество здоровья или āюр (долголетия) существ, и Ш́у̅ла Даш́ā превосходна в определении времени таких событий.

Во всяком случае, лучшим средством от любого недуга является Мритьюнджая мантра, повторяемая 108 раз утром и вечером:

ॐ त्रयंबक्कं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम्।
उर्वारुहमिव बन्धनान् मृत्योर्मूक्षीय मामृतात्॥

ом трайам̇баккам̇ йаджāмахе сугандхим̇ пуш̣т̣ивардханам |
урвāрухамива бандханāн мр̣итйорму̅кш̣ӣйа мамр̣тāт ||

Вычиление таттвы и Ямы

Пять таттв повторяются в следующей последовательности:

  • Пр̣тхви;
  • Джала;
  • Агни;
  • Āкāш́а.
Пять таттв владеют периодами дня. Эти таттвы занимают промежутки времени в порядке увеличения, начиная с Меркурия, занимающего 1 период, тогда как Джала, Агни, Вāю и Āкāш́а занимают 2, 3, 4 и 5 периодов соответственно.

Это составляет: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 периодов таттвы.

Они движутся в порядке возрастания (ароха) и убывания (авароха), т.е:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1, соответствующих 1-му циклу из 30 периодов.


Эти 30 периодов повторяются между восходом и заходом Солнца четыре раза, давая нам 120 периодов, соответствующих 120 годам жизни.

Эти же 120 периодов повторяются еще четыре раза между заходом и восходом Солнца, давая в общей сложности 240 периодов днем и ночью и 8 циклов.

Эти восемь ночных и дневных циклов соответствуют восьми Ямам. Восемь Ям управляются восемью грахами от Солнца до Рāху, начиная с вāры (дня недели), управляющей днем. Божество, управляющее Ямой, должно быть рассчитано по Кāла чакре.

Рисунок 1: Кāла чакра


Таттва начинается в зависимости от вāреш́а (хозяина дня недели), т.е. если это воскресенье, тогда первой таттвой дня будет Агни, потому что воскресенье управляется Солнцем и также Агни-таттвой. См. таблицу для грах, господствующих над таттвой.


Следовательно, и в понедельник, и в пятницу, таттва будет начинаться с Джала.

Пример вычисления:

1. В первую очередь, мы должны определить таттву, управляющую днем недели:

Поскольку рождение произошло в среду, преобладала пр̣тхви-таттва, поэтому последовательность такова: Пр̣тхви, Джала, Агни, Вāю, Āкāш́а.

2. Человек родился ночью, следовательно, мы должны вычислить продолжительность ночи :

5ч 28м 27с – 18ч 29м 53с = 10ч 59м 53с

3. Теперь, чтобы найти продолжительность одной таттвы , мы просто разделим результат на 120:

10ч 59м 53с / 120 = 5м 30с

4. Теперь нам нужно найти какое количество времени прошло ночью до рождения , вычитая время рождения от времени захода Солнца:

21ч 14м 00с – 18ч 29м 27с = 2ч 44м 33с

5. Из количества прошедшего времени и продолжительности одной таттвы мы можем выяснить таттву рождения :

2ч 44м 33с / 5м 30с = ~29,92

Являясь отображением макрокосма, макрокосмическая Вселенная человеческого тела также образована сознанием 7-ми планов бытия. Каждый отдельный план имеет свой центр воплощения, являющийся также центром проявления соответствующей этому плану стихии. Такие центры воплощения называются «чакрами» .

Их 7: Муладхара-чакра, Свадхистхана-чакра, Манипура-чакра, Анахата-чакра, Вишуддха-чакра, Аджня-чакра и Сахасрара-чакра. Каждой чакре соответствует свое основное сплетение энергетических потоков тонкого тела, или энергетический узел – грантхи .

В целом узлов (грантхи) значительно больше, чем чакр (либо чакр значително больше, чем 7), поскольку под грантхи понимаются узловые зоны, в которых сходится некоторое количество функциональных потоков первого тонкого, именуемого также эфирным, уровня тела. Каждому из узлов соответствует вихрь еще более тонкой природы, который и является тем, что часто понимается, чакрой. Однако существует целый ряд других концепций чакр. Наиболее корректными из них представляются те, сообразно которым собственно чакры (7 основных вихрей) – результат интерференции вибрационных сред формируемых 5-тью стихиями и 2-мя управляющими силами. Таким образом, чакра оказывается образованием гораздо более фундаментальным, чем просто полевой вихрь, генерируемый узлом потоков. Потому собственно чакрами целесообразно называть только те 7 главных вихрей, которые соответствуют центрам проявления сил и стихий и являются образованиями универсального характера. Тогда грантхи (энергетические узлы) – энергетические узлы самого грубого уровня, размещающиеся в зонах локализации центров вихрей чакр, отвечающих за управление физиологическими функциями на тонких планах. Подобно тому как в каждой стихии опосредованно представлены аспекты всех прочих стихий и сил, в комплексе каждой чакры содержатся проявления всех 7-ми чакр, хотя в энергетическом теле, в отличие от физического, ядра (но только ядра) вихревых образований самих чакр локализованы достаточно явно: Муладхара-чакра – область промежности; Свадхистхана-чакра – верхняя часть полового органа у женщин и верхняя часть основания полового органа у мужчин; Манипура-чакра – живот чуть ниже пупка (этот вихрь – довольно большой и вытянут вверх до солнечного сплетения); Анахата-чакра – за серединой грудины; Вишуддха-чакра – шея в области подъяремной впадины; Аджня-чакра – в середине головы на пересечении линий, одна из которых соединяет верхушки ушных раковин, а вторая – мозжечок и среднюю вершину лобно-глазного треугольника (Трикута); Сахасрара-чакра образует конических вихрь, вершиной упирающийся в Аджня-чакру и раскрывающийся к своему основанию вверх, пересекая контур тела примерно по периметру горизонтальной окружности черепа, в области лба проходящей по границе волосистой части головы. Остальные же вихри суть сопряженные с чакрами тонкие аспекты грантхи. И если чакры в физическом теле распределены и представлены семью основными функциональными системами, то грантхи – локализованы и представлены комплексом из нервного сплетения (нервных сплетений, железы (желез) внутренней секреции, органа (группы органов) и соответствующих мышц и сустава (суставов).

Взаимное соответствие между силами, стихиями, планами бытия, 7-мью чакрами и 7-мью основными грантхи таково:

  • Маха-таттва – Великая Сущность – мир высочайших – Сахасрара-чакра – Махат-грантхи.
  • Ахамкара – волевая сила Вселенной – мир просветленных – Аджня-чакра – Ахам-грантхи.
  • Акаша-таттва – эфир – мир достигших осознания единства со своими творениями – Вишуддха-чакра – Висма-грантхи, известный также как Набхи-грантхи («набхи» (санскр.) – «небо», Висма-пана (санскр.) – название небесного города гандхарвов, положительных божеств, в древнем индийском эпосе).
  • Вайю-таттва – воздух – мир великих – Анахата-чакра – Вайю-грантхи.
  • Агни-таттва – огонь – мир ограниченных – Манипура-чакра – Агни-грантхи.
  • Апо-таттва – вода – мир мертвых – Свадхистхана-чакра – Вари-грантхи (вари, джала, апас (санскр.)).
  • Притхви-таттва – земля – мир смертных – Муладхара-чакра – Притхви-грантхи.
  • В общих чертах схема взаимодействия между чакрами, грантхи и соответствующими им органами физического тела такова: чакра контролирует функциональное состояние грантхи, грантхи же регулирует деятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активность эндокринных желез.

    Железы внутренней секреции (эндокринная система относится к органическим структурам Свадхистхана-чакры) являются основным звеном, посредством которого функции соответствующих грантхи проецируются на физический план.

    Несмотря на тесное функциональное взаимодействие желез внутренней секреции друг с другом, в организме каждого человека существует свой характер соотношения их активности, который является определяющим фактором формирования физической и психической конституции индивида.

    Таким образом, тип личности человека и состояние его физического тела в значительной степени определяются тем, какие из звеньев эндокринной системы являются доминирующими либо по тем или иным причинам пребывают в состоянии функциональной недостаточности. Соответственно можно говорить о характере действия определенных грантхи на более тонких планах, то есть о доминировании либо недостаточности проявлений отдельных стихий (из-за преобладания определенных гун) как о причине возникновения тех или иных состояний человеческого организма и психики.

    Грантхи являются основными управляющими центрами функциональных проявлений сил и стихий. Поэтому работа органов и желез внутренней секреции, расположенных в тех частях тела, где локализованы основные грантхи, непосредственно связана с проявлениями соответствующих стихий.

    Акаша-таттва

    Главным центром управления проявлениями Акаша-таттвы является Висма-грантхи, расположенный в области шеи. Соответственно, к функциональной сфере Висма-грантхи относятся щитовидная и паращитовидные железы, миндалины, слюнные железы и прочие образования, размещенные в этой части тела. Выделения желез, относящихся к Висма-грантхи, имеют ключевое значение в борьбе организма с заболеваниями и способствуют сохранению и силы. Состояние этих желез самым непосредственным образом отражается на функционировании всех остальных желез внутренней секреции. Если железы Висма-грантхи по каким-либо причинам перестают выделять в кровь достаточное количество своих секретов, на организм человека немедленно обрушиваются целые каскады заболеваний. В целом можно сказать, что одной из основных функций Висма-грантхи является общий контроль состояния организма.

    Лица, в конституции которых доминирует Висма-грантхи, находятся под преобладающим влиянием стихии эфира – Акаша-таттвы, их личностные характеристики, следовательно, формируются в основном под управлением Саттва-гуны. Они обладают развитым во всех отношениях умом, посредством которого в этом мире воплощается уровень божеств, осознавших единство со своими творениями. У женщин Висма-грантхи обычно представлен несколько лучше, чем у мужчин. Потому женщинам в большей степени свойственны благородство, любовь и самоотверженность – качества, неизменно присутствующие в натуре любой красивой, здоровой и разумной женщины. В случае нарушения работы Висма-грантхи активность соответствующих желез патологически изменяется – делается избыточной либо становится ниже нормы. Человек теряет способность к сосредоточению, лишается спокойствия и самообладания, не может полноценно мыслить, лихорадочно мечется либо, наоборот, становится вялым. Леность ума и суетность лишают его способности к любой сколько-нибудь сложной работе, и он приходит в полное отчаяние по каждому наименьшему поводу.

    Вайю-таттва

    Проявления стихии воздуха (Вайю-таттва) в организме регулируются узлом Вайю-грантхи, который занимает в человеческом теле область грудной клетки. Соответственно, главные органы, принадлежащие к сфере действия данного энергетического узла, – это легкие, сердце, вилочковая железа, а также сеть сосудов кровеносной системы и некоторые мелкие железы.

    Вайю-бхута в организме является защитным и действующим элементом. Главные центры его активности: органы системы дыхания и кровообращения, на которых лежит основная ответственность за поддержание жизнедеятельности. В то время как в деятельности других органов и систем возможны функциональные паузы для отдыха и восстановления, легкие и сердце работают безостановочно. Любая остановка сердца хотя бы на несколько десятков секунд или прекращение дыхания на считанные минуты в большинстве случаев влекут за собой смерть.

    Органы Вайю-грантхи осуществляют управление распределением телесной энергии. Поэтому функционирование всех без исключения органов и систем находится в непосредственной зависимости от состояния Вайю-грантхи. Дефицит работоспособности органов этого узла не может быть восполнен ничем. При нарушении функционирования главных органов Вайю-грантхи патологически изменяется режим кровоснабжения и, как следствие, энергообеспечения организма, в результате чего неизбежно возникает целый комплекс заболеваний.

    Для психической конституции человека с нарушениями работы Вайю-грантхи типичны повышенная разговорчивость, склонность к истероидным реакциям, неспособность контролировать смену эмоциональных состояний. В отношениях с людьми он часто демонстрирует неблагодарность. Последнее проявляется в его манере нелицеприятно высказываться о тех, кто хорошо к нему относится, старается облегчить ему жизнь или от него зависит, предъявлять к ним необоснованные претензии и даже их оскорблять. По своей физической конституции лица с нарушениями функций Вайю-грантхи как правило хилы, тощи, скованы в движениях и зачастую медлительны.

    Те же, у кого Вайю-грантхи доминирует и находится в хорошем состоянии, обладают уравновешенным темпераментом, помыслы их чисты, а эмоции – всегда под контролем. В обществе эти люди обычно выступают в качестве усердных, дисциплинированных и бескорыстных тружеников, пользующихся любовью и уважением ближних.

    Агни-таттва

    Стихии огня (Агни-таттва) соответствует узел Агни-грантхи, ответственный за все проявления телесного огня. Его основные органы: желудок, печень, желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа и надпочечники. Кроме того, Агни-грантхи регулирует деятельность всех прочих органов и желез, имеющих прямое отношение к переработке пищи и получению энергии.

    Если бы погасло солнце, великая обитель огня, то органическая жизнь на Земле в любых формах, включая человека, вряд ли была бы возможна. Планета, вероятнее всего, превратилась бы в мертвую насквозь промерзшую глыбу безжизненной косной материи. Таким же образом сила, которую йогины именуют лесным огнем, есть то, чем поддерживается и обновляется мир телесного бытия. В день, когда окончательно разрушается сфера внутреннего человек погибает.

    Функциональные соки и выделения органов Агни-грантхи, в традиции Йоги именуемые соками пищеварительного огня, обладают огромной разрушительной силой меньшей, чем самые сильные кислоты. Их сила перерабатывает пищу, трансформируя ее в энергию, которая распределяется органами Вайю-грантхи и поддерживает жизнедеятельность тела и его температуру, а также в пластический материал, из которого строятся ткани физического тела.

    Лица с функциональным обладанием Агни-грантхи по психической конституции энергичны, настойчивы, целенаправлены и поистине неутомимы в труде. Как правило, им свойственны способности выдающихся лидеров. К людям такого типа относится подавляющее большинство сильных политических деятелей и военных руководителей высших рангов. Это те, чье призвание – борьба.

    Нарушение нормального функционирования Агни-грантхи проявляются в злоупотреблении человеком своей природной силой, в склочности, похотливости и патологическом тщеславии, нередко внушающем отвращение даже самым близким их друзьям и родственникам. Малейшие неудобства или физическая боль иногда приводят такого человека в бешенство, однако ни владеть собой в конкретных ситуациях, ни, тем более, соблюдать диету он не в состоянии, так как не выносит никаких ограничений. Обычно расстройства в работе Агни-грантхи сопровождаются заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря и других органов пищеварительной системы, а также нарушениями кровяного давления.

    Апо-таттва

    Вари-грантхи – энергетический узел активности стихии воды (Апо-таттва). Этому узлу соответствуют почки, все органы мочеполовой сферы, вся лимфатическая система и грудные железы у женщин. Апо-таттва содержит в себе зародыш жизни. Основная функция Вари-грантхи – управление функцией воспроизводства. Основные органы Вари-грантхи выделяют секреты, содержащие информацию о целостном организме. Именно из этих секретов развивается человеческое тело. Второе название Вари-грантхи – Сома-грантхи («сома» (санскр.) – «нектар» или «божественный флюид») – указывает на важность этого узла, имеющего ключевое значение для поддержания непрерывности жизни рода человеческого.

    Лица с функциональным преобладанием Вари-грантхи обычно отличаются необыкновенным дружелюбием и всегда производят на окружающих благоприятное впечатление. Они обладают прекрасным здоровьем и склонны к упорядоченности и размеренности во всем, что делают. В случае нарушений функций Вари-грантхи индивид, независимо от пола, становится эгоистичным, обидчивым, злобным, а также приобретает склонность к половым излишествам и извращениям.

    Притхви-грантхи (энергетический узел стихии земли) управляет процессами построения плотных тканей физического тела, оформляя и фиксируя качеством инертности все силы и энергии, в этих процессах участвующие.

    Лица с преобладанием Притхви-грантхи обычно полнокровны, плотны, тяжелы телом и обладают избыточной массой за счет большого количества лишнего жира. По натуре они либеральны и терпеливы. Им чужды высокие устремления и усилия воли. Они не склонны особенно напрягаться даже для приобретения необходимых материальных благ. Их отпугивают перспективы любых конфликтов и затруднений, активным поискам радикальных решений они однозначно предпочитают инертное следование по пути наименьшего сопротивления.

    Нарушения функции Притхви-грантхи заставляют человека чрезмерно заботиться о своем благополучии, ублажении потребностей физического тела и жадно искать простейших плотских наслаждений.

    Ахамкара

    Ахам-грантхи (энергетический узел волевой силы Вселенной) локализован в голове примерно на уровне лба. Основными органами, к нему относящимися, являются подкорка, гипофиз, мозжечок и отдельные ограниченные участки больших полушарий. Главная функция Ахам-грантхи – управление восприятием и личностными проявлениями в сфере логического, творческого и инстинктивного разума, а также работой бытовых аспектов интуиции. Ахам (эго) правит всей нашей жизненной активностью, Ахам-грантхи отвечает за координацию работы всех других энергетических узлов: Висма-грантхи, Вайю-грантхи, Агни-грантхи, Апо-грантхи и Притхви-грантхи – стараясь, насколько это возможно, компенсировать недостаточность их функций и исправлять их ошибки.

    Среди лиц с доминирующей функцией Ахам-грантхи – величайшие гении в области литературы, поэзии, великие ученые, философы, меценаты, деятели, отдавшие все силы и помыслы благу человечества, святые и пророки.

    При нарушении функций Ахам-грантхи в натуре человека проявляются коварство, бессердечность, скрытность, жестокость, хладнокровная агрессивность и воинствующая злонамеренность.

    Маха-таттва

    Область головы над Ахам-грантхи занимает Махат-грантхи (энергетический узел Изначальной Силы). Его главные органы: шишковидная железа и кора больших полушарий головного мозга; Махат-грантхи – тонкое образование, посредством которого в человеке воплощается Бог. Этот узел отвечает за все функции духовной интуиции и высшей сознательности человека, а также производит тонкий флюид, именуемый Сома-дхара («сома» (санскр.) – «нектар», «сок луны»; «дхара» (санскр.) – «поток», «ливень»), который, насыщая все тело, является первоосновой человеческого воплощения.

    Именно посредством этого потока осуществляется высшая координация всей функциональной деятельности тонкого и плотного организмов во времени и пространстве. В самой середине Махат-грантхи находится Брахмарандхра (ось вихря Сахасрара-чакры) – воплощение чистого безобъектного сознания высшей разумности, находящейся пределами проявлений трех гун.

    Лица с явно доминирующей функцией Махат-грантхи встречаю крайне редко, поскольку они величайшие из великих, им поклоняются как воплощенным божествам, им доступны любые достижения в каких угодно сферах человеческой деятельности, но обычно они не стараются реализовать себя в чем-то конкретном. Они – боги в мире смерти от рождения имеющие внутреннее право на полную свободу, им просто незачем обретать признание, богатство и славу. Они и так целостны, самодостаточны и мудры настолько, что познают этот мир и все стоящее за его проявлениями, не вовлекаясь в суету исследования сферы земного существования посредством деяния и страданий.

    Их задача – просто время от времени тенью появляться здесь, на земле, слегка касаясь жизни человечества и этим незаметно изменяя ход ее самых глубинных и основополагающих процессов, ненавязчиво проходить мимо жаждущих, страждущих, борющихся, заблудших, самовлюбленных, самоотверженных и всех прочих вовлеченных, чтобы те, замечая их, видели: есть что-то еще и это что-то стоит попыток прорваться сквозь весь этот ад. После рождения они очень быстро достигают полноты и целостности осознания, после чего личная сила и божественная самодостаточность никогда уже не покидают их до самого конца их земной жизни. Никакие поступки, как собственные, так и других людей, не могут запятнать их, они остаются чистыми и не связанными ничем после любых перипетий и жизненных коллизий. Никакие чувственные стимулы не в состоянии поколебать устойчивость их непривязанности и отрешенности.

    Они до самых глубин понимают все тонкости мотивов, заставляющих людей действовать и страдать, и потому, оставаясь бесстрастными наблюдателями, в то же время являются средоточием величайшей мудрости, чуткости и сострадания. Тяготы жизни, печали, болезни, физические страдания и катаклизмы не в силах поколебать глубинное спокойствие и мир, царящий в сознании этих людей, нарушить полноту и целостность их мировосприятия.

    У обычных людей деятельность Махат-грантхи выражена, как правило, слабо.

    Очень часто встречаются индивиды, у которых отсутствует явное преобладание какого-либо конкретного из 6-ти энергетических узлов, но вместо этого доминирующими являются 2, 3 и даже более грантхи, причем уровень их функциональной активности примерно одинаков. Такие типы конституции тонкого тела (сукшма-декха ) описываются в традиционной йогической физиологии как случаи смешанного преобладания грантхи или таттв.

    Ключевыми элементами творения являются воздух, огонь и вода

    Соответственно, Вайю-таттва, Агни-таттва и Апо-таттва являются стихиями, играющими ключевую роль в гармоничном функционировании физиологических механизмов человеческого тела. Любое нарушение их взаимодействия немедленно приводит к возникновению заболеваний, а серьезное расстройство заканчивается, как правило, смертью.

    Наиболее безотказным и радикальным средством для управления взаимодействием этих трех стихий и поддержания их идеального равновесия являются практики, описанные в «Йога-Шастре» («шастра» (санскр.) – «учение», «система». «Йога-Шастра» – учение или система Йоги, также – свод классических трактатов по философии и практике Йоги). Учение Йоги дает нам ключ не только к развитию духовной силы и пронзительной ясности ума, но также к построению здорового, неподвластного времени организма, свободного от болезней признаков возрастной деградации. Таким образом, практика Йоги оказывается, пожалуй, наиболее мощным средством, способным избавить человечество от столь всеобщего наше время преждевременного старения и медленного прижизненно телесного разложения.

    Теперь успех вам гарантирован. Вы всегда будете знать, когда планировать важные дела и принимать решения! В этом вам поможет Таттва!

    Таттва в ведической астрологии

    Санскритское слово «Таттва»¹ имеет много значений: материя, основание, принцип, период. Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии.

    Ведическая астрология изучает проявление таттв во времени. Это как самый малый период цикла. Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и планетарных управителей.

    Какие таттвы существуют?

    1. Акаша - эфир.
    2. Вайю - воздушное начало.
    3. Теджас - принцип Света и огненное начало.
    4. Апас - водное начало.
    5. Притхиви - земное начало.

    На что влияет таттва?

    Таттва, в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения.

    Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, — он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.

    • Первой после восхода Солнца идёт таттва АКАША , она находится под влиянием Сатурна и цвет её – черный.
    • Вторая таттва ВАЙЮ , — под влиянием Меркурия и Луны, цвет её зелёный и синий.
    • Третья таттва ТЕДЖАС , — под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
    • За ней следует таттва ПРИТХИВИ , — под влиянием Юпитера, цвет её жёлтый.
    • И, наконец, последняя, АПАС , находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

    Характеристики и особенности таттв

    Акаша таттва

    Серьёзный характер этой таттвы показывает, что в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это таттва молчания и она хороша для , самоуглубления. Начало творческого процесса в это время может принести муки и страдания, а любое начатое дело не будет успешным.

    Если в эту таттву завяжется дружба или любовь, то она принесет разочарования и, возможно, быстрый разрыв. Под влиянием этой таттвы наступает смерть, обычно она приходит после тяжелой и изнурительной болезни. Акаша очень редко приносит беременность, а если это случается, то может принести смерть матери.

    Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.

    Вайю таттва

    Вайю – таттва это принцип движения и быстроты. Это ветер, воздух, полет, ходьба и всякое движение вперед. Она связана с быстрыми энергиями, контактами, обменом информацией. В эту таттву хорошо начинать туристские и горные походы, человек становится намного выносливее и не так быстро устаёт.

    Во время этой таттвы желательно решать проблемы, нуждающиеся в быстром ответе. Хорошо идёт работа, требующая воображения и фантазии. Но не желательно во время этой таттвы делать покупки, а также переходить на новую работу и заводить знакомства.

    Брак, заключенный в это время, будет не совсем удачный. Зачатие в этой таттве опасно и может принести матери много забот и тяжёлые роды. В это время усиливаются сплетни, клевета и интриги. Предложения и информация, которые приходят в эту таттву, ненадежны и требуют проверки.

    Человек, рождённый в эту таттву, имеет неустойчивую нервную систему, а при неблагоприятных аспектах, бывает раздражительным или завистливым.

    Теджас таттва

    Она дает человеку много энергии, активности, динамизма. У рождённого в эту таттву, проявляется независимость и большое стремление к свободе. При неблагоприятных аспектах может проявиться агрессивность и вспыльчивость.

    Теджас вызывает избыток тепла в организме. В это время человек может купаться в самой холодной воде, не простужаясь, его тянет к острой пище. Глаза становятся зорче. Лечение болезненных проявлений приводит к улучшению.

    Во время этой таттвы хорошо начинать новые дела, проводить зрелищные и спортивные мероприятия, в общем всё, что требует смелости, решительности и силы. Неблагоприятное влияние этой таттвы сказывается в том, что у человека проявляется склонность к агрессивным поступкам, ревность, вспыльчивость, желание спорить.

    Если в это время заключен брак, то супруги будут постоянно бороться за первенство. Нежелательно в это время делать операции. Для начала поездок и путешествий эта таттва нежелательна.

    Притхиви таттва

    Эта таттва усиливает волю к жизни, дает стремление к справедливости и оптимизм. Всякое дело, начатое в этот период, проходит успешно и благоприятно и, кроме того, оно прочно и надежно.

    Притхиви действует сглаживающе, объединяюще. Браки, заключенные в эту таттву, протекают в гармонии и любви, дружеские и любовные связи благоприятны и прочны. Ребенок, рожденный в эту таттву, очень любит своих родителей и сильно привязан к ним.

    В этот период человек, защищающий свои права, найдет справедливых судей и адвокатов, которые успешно проведут его дело. Болезни и кризисы, начинающиеся в это время, проходят безопасно и быстро. Тот, кто начинает лечение в эту таттву, обязательно выздоровеет.

    Во время Притхиви нужно начинать всё, что длительно и прочно – постройку дома, поиск и поступление на новую работу, переселение или переезд в новый дом или город, установление прочных связей.

    Апас таттва

    Эта таттва благоприятна для поездок и путешествий, покупок, заключения сделок, договоров, вложения денег. Это время радости, любви, успеха, плодородия и накопления богатств. Также она хороша для переселения в новый дом, для посадок, садоводства, особенно при растущей Луне.

    Апас таттва усиливает интуицию² и пробуждает творческое начало. Женщина, забеременевшая в эту таттву имеет легкую беременность и благополучные роды. Сексуальная жизнь главным образом выражается через влияние Апас таттвы.

    Отрицательное воздействие Апас таттвы сказывается в том, что у людей проявляются эгоизм, алчность, склонность к разнузданным удовольствиям, тяга к алкоголю и чрезмерно сладкой пище.

    Вообще Апас таттва действует благоприятно: даёт радость, мир, понимание, веселье, игры и удовольствия разного вида. Отношения, которые зарождаются в это время гармоничные и прочные, а брак – счастливый.

    Как рассчитать таттву? Пример

    Допустим, для предсказания или анализа необходимо определить таттву события, которое произошло 5 июля 1991г. в 13 часов 20 минут в городе Москве.

    Восход Солнца в этот день в Москве в 3h 52m. Начиная от восхода Солнца, через каждые два часа начинается новый цикл, состоящий из пяти таттв, т.е. 3h 52m, 5h 52m, 7h 52m, 9h 52m, 11h 5m и т.д.

    Время начала события находится в интервале от 11h 52m до 13h 52m. Поэтому прибавляем последовательно по 24 минуты к 11h 52m и тогда получаем интервалы: 11h 52m – 12h 16m Акаша, таттва Сатурна 12h 16m – 12h 40m Вайю, таттва Меркурия и Луны 12h 40m – 13h 04m Теджас, таттва Солнца и Марса 13h 04m – 13h 28m Притхиви, таттва Юпитера 13h 28m – 13h 52m Апас, таттва Венеры.

    Итак, событие произошло в таттву Юпитера. Аналогично делаем расчёты таттв для любого начинания, дела или рождения.

    Как таттвы влияют на обстоятельства?

    Опыт практической работы с таттвами показывает любопытные результаты.

    Например, в таттву Сатурна бывает очень трудно дозвониться кому-либо по телефону, переговоры затруднительны, у студентов и школьников, сдающих экзамены в это время, возможна заторможенность мышления, памяти.

    Даже хорошо знающий предмет абитуриент не может ясно и четко выразить свою мысль или ответить на вопрос. Но меняется таттва – и всё идёт по-другому.

    Интересно наблюдать за течением разговора в компании друзей или знакомых. Если он начинается в таттву Меркурия, то все возникающие проблемы решаются быстро, вопросы и ответы хорошо согласуются друг с другом. Но вот наступает Теджас-таттва, и почти мгновенно начинается спор, причем на пустом месте. Как правило, больше всех спорит человек, рожденный именно в эту таттву.

    В таттву Венеры очень хорошо начинать заниматься музыкой, пением, творческой работой, особенно, если она связана с искусством.

    Все вопросы, которые вам надо обсудить с начальством, проблемы, которые нужно решить в официальных инстанциях – это начинания в таттву Юпитера. Она почти всегда дает положительный результат.

    Для создания предсказаний, основанных на ведической астрологии, рекомендуем вам сначала определить свою таттву рождения, так как планета, управляющая таттвой, будет сильнее в вашей карте рождения. Затем понаблюдайте за сменой таттв в течение дня, посмотрите, как развиваются события при смене таттв, как изменяется настроение у вас и у окружающих вас людей и т.д.

    А знаете ли вы, что в вас есть врожденный дар, который может принести вам целое состояние? Чтобы узнать об этом даре, получите бесплатно свою краткую диагностику. Для этого просто перейдите по ссылке >>>

    Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

    ¹ Таттва - в индуистской метафизике (главным образом в философском направлении санкхья) - изначальная субстанция, первоэлемент. Этим термином также обозначается процесс непосредственного «познания» пяти первоэлементов (