Организация композиции. Зрительные иллюзии в плоскостной композиции

Тут выложена электронная книга автора, которого зовут Голубева Ольга Леонидовна .
В электронной библиотеке ALIBET вы можете скачать бесплатно или читать онлайн электронную книгу Голубева Ольга Леонидовна - Основы композиции. Учебное пособие в формате txt, без регистрации и без СМС; и получите от книги Основы композиции. Учебное пособие то, что вы пожелаете.

Размер файла с книгой Основы композиции. Учебное пособие равен 67.58 KB

ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть всех тех, кто занимается творчеством.
Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» (Ле Корбюзье). Его роль в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует.
В данной книге сделана попытка в доступной форме рассмотреть основы композиции, следуя авторской методике преподавания дисциплины. Этот разговор немыслим без конкретных примеров и анализа классических произведений искусства. Автор убежден, что обучение основам композиции базируется на глубоком знании и осмыслении творческого опыта, накопленного человечеством в области культуры. Предложенная книга является итогом двадцатилетней педагогической деятельности и предназначена для использования в процессе обучения преподавателями и студентами художественных учебных заведений. Она также дает читателю возможность самостоятельного освоения основ композиции.
Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Данная книга последовательно познакомит вас с этими законами и средствами гармонизации композиции, ее видами и спецификой каждого вида. Все новые понятия, закономерности, композиционные приемы отрабатываются на системах упражнений, в основе которых лежит апробированная методика преподавания теории основ композиции. Во многих случаях упражнения проиллюстрированы студенческими работами, которые являются не столько образцами для подражания, сколько стимулом в творческих поисках. Выполняя предложенные упражнения, вы тем самым углубляете свои знания и нарабатываете необходимые приемы для самостоятельного творчества.
Автор не ставит перед собой цели сделать вас художником, а видит свою роль в том, чтобы помочь разобраться в сложных проблемах композиции, научиться ставить перед собой творческие задачи и находить средства их решения. Собственное художественное видение, знание законов композиции, высокий профессиональный исполнительский уровень – вот три непременных качества, которыми должен обладать художник для создания своих произведений.
Автор выражает благодарность рецензентам за советы по дальнейшему улучшению книги, а также различным учебным заведениям, которые в свое время знакомили автора со своими методиками преподавания художественных дисциплин.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной. Это и архитектурное сооружение, и живописное полотно, и ювелирное украшение, а также театрализованное представление, песня, киноэпопея, обычный керамический горшок, национальный костюм, дизайн автомобиля и т. д. Но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.
Художественный образ – это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности. Это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в творческом процессе этих противоположностей в единый, целостный художественный образ творец получает возможность создания яркого, эмоционально выразительного произведения. Именно с художест- венным образом связана способность искусства доставлять человеку (зрителю, читателю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного.
Художественный образ произведения может быть выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существуют художест- венные произведения, образы которых понятны всему человечеству, независимо от времени их создания.
История искусств убедительно доказывает, что существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведений. Это форма, цвет, фактура и т. д. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов. Посмотрим, например, на картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». «Центром композиции и всего художественного замысла становится пылающий, героически призывный образ коня, воскрешающий карающих коней Георгия Победоносца на многих древних иконах.
Символический смысл этого гордого огнеподобного коня несет в себе вполне определенное конкретное понятие или идею, но даже и сейчас мы воспринимаем образ не просто как более или менее условное, ярко красочное изображение сцены купания коней, а как мечту о красоте, как поэтическое истолкование национальных художественных заветов, как символ энергии, благородства и могучей, сдерживаемой волей силы» 1*.
Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер.
Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с огромным, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником, создателем формы.
1* Костин В.И, К.С.Петров -Водкин. М„ 1966. С. 48.
СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
ФОРМА
Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.
Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».
Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.
Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.
Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон.

Линиям также свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм. Угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.
Помимо пятен и линий к элементам композиции на плоскости относится точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

К. Шмидт. Фрагмент фасада здания в Санкт-Петербурге. 1911-1912
Совокупность тех и иных форм обогащает художественный образ, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что использование более простых форм и меньшего их количества приводит к созданию менее значимых произведений.
Необходимо подчеркнуть, что именно выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться все здание художественного образа. Ощутив воздействие форм на зрителя, художник в своем творчестве обычно активно использует такие приемы, как стилизация и трансформация. Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предметы и их формы передать тот или иной образ.
Стилизация – это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).
Трансформация – это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.
Обычно в работе над формой стилизацию и трансформацию применяют одновременно. Один прием дополняет другой и развивает основную пластическую тему (идею). Попробуйте разобраться в этом самостоятельно. Для этого вам предлагается решить первую творческую задачу, которая создаст основу для дальнейшего изучения затронутых проблем.
Но почувствовать образ и создать форму, выражающую его, еще недостаточно. Важно учесть, как она будет работать на зрителя. Оказывается, каждая форма, как целая, так и ее детали, воспринимается нами по-разному. Более простая по силуэту прочитывается быстрее, сложная – дольше, но глубина созданного образа от этого не зависит.
Так, легче узнается силуэт руки с растопыренными пальцами, нежели с прижатыми друг к другу. Хотя форма пятна во втором случае более простая, но, оказывается, менее выразительная. Выразительность формы зависит от найденного силуэта. Работа над си-
дуэтом, выраженным пятном, линией или контуром, – один из важнейших этапов в создании произведения. В процессе работы над силуэтом становится ясно, что для решения данного образа случайно и что типично, характерно. Силуэт может быть решен темным пятном на светлом фоне или, наоборот, светлым на темном. Контраст для прочтения формы обязателен. Он может быть выражен в тоне, цвете, фактуре, выявлен освещением. Но читаемость и значимость их будет неодинакова. Так, на темном фоне белый силуэт активнее действует на зрителя, получается более запоминаемым. В отличие от силуэта, решенного темным пятном, белый или светлый силуэт должен быть более обобщающим, с меньшим количеством деталей. Поэтому найденное черное пятно, возможно, потребует их корректировки, если для создания определенного образа будет необходимо изменить тональность.
Однако форма бывает не только плоской, но и объемной. Поэтому, работая над выразительностью объемной формы, не забывайте о ее восприятии. Объем сильнее воздействует на зрителя, и впечатление от перевернутой пирамиды будет значительнее, чем от треугольника.

В. Вазарелли. Силуэты. 1945

Д. Бисти. Иллюстрация к книге Е. Исаева «Суд памяти». 1973
Особое значение для придания выразительности художественному образу приобретают пропорции формы. Разбираясь в ощущениях, создаваемых квадратной фигурой, мы не акцентировали внимания на соотношении размеров ее сторон. Оно было 1:1. Попробуем изменить это соотношение, сделав его, к примеру, 1:10. Теперь в зависимости от расположения фигуры будут подчеркиваться и ее характеристики: или повысится устойчивость, или фигура станет более легкой, развивая возможность движения.
Для раскрытия художественного образа важны не только пропорции цельной формы, но и ее частей. Пропорциональное соотношение частей с целым дает различные вариации его трактовки.
Обратимся к шедевру мирового искусства – греческому храму Парфенон. Знаток античной архитектуры Н. Брунов писал: «Для грека характерно очеловечивание сил природы – антропоморфизм… Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на языке архитектуры монументализированного человека-героя» 1*.
Интересны исследования римского архитектора Витрувия, который занимался поисками канона пропорций человеческого тела, использованного при строительстве греческих храмов. «Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Она возникает из пропорции, которую по-гречески называют «аналогия».
Пропорция есть соответствие между элементами произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем основана всякая соразмерность. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и корней волос составляет десятую часть тела… голова вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до корней волос, – шестую часть… ступня составляет шестую часть… Желая сделать так, чтобы они (колонны) были пригодны к поддержанию тяжестей и обладали правильным и красивым обличьем, они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к колоннаде и, сообразно с толщиной ее ствола, вывели ее высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела» 2*.
1* Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. M., 1935. Т. 2. С. 80-81.
2* Витрувий. Десять книг об архитектуре. М.(1936. С. 79.

Микеланджело. Давид. 1501-1504
Последующие исследования показали, что «тело» колонны (такое название дали греки) находится в соотношении 1:5. Воспроизводя в
колонне крепость мужского тела, строители возложили тяжесть антаблемента на его плечи, тем самым получив эти пропорции.
Памятники архитектуры могут вызывать у нас ассоциации разного типа. Существует, к примеру, воплощенный в пирамиде образ величия или архитектурный образ, воспроизводящий человеческое тело (античные греческие храмы).

Было бы отлично, чтобы книга Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна дала бы вам то, что вы хотите!
Если так получится, тогда можно порекомендовать эту книгу Основы композиции. Учебное пособие своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с книгой: Голубева Ольга Леонидовна - Основы композиции. Учебное пособие.
Ключевые слова страницы: Основы композиции. Учебное пособие; Голубева Ольга Леонидовна, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн

Основы композиции. Голубева О.Л.

М.: 2004. - 120 с.

В данной книге сделана попытка в доступной форме рассмотреть основы композиции, следуя авторской методике преподавания дисциплины. Этот разговор немыслим без конкретных примеров и анализа классических произведений искусства. Автор убежден, что обучение основам композиции базируется на глубоком знании и осмыслении творческого опыта, накопленного человечеством в области культуры. Предложенная книга является итогом двадцатилетней педагогической деятельности и предназначена для использования в процессе обучения преподавателями и студентами художественных учебных заведений. Она также дает читателю возможность самостоятельного освоения основ композиции. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений высшего и среднего художественного образования, изучающих курс «Основы композиции».

Формат: pdf

Размер: 10,1 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc

Размер: 3 ,6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Художественный образ 6
Средства выражения художественного образа 8
Форма 8
Цвет 18
Фактура 32
Восприятие формы на плоскости 38
Организация композиции 44
Законы композиции 47
Равновесие 47
Единство и соподчинение. Композиционный центр 55
Средства гармонизации композиции 64
Ритм 65
Контраст, нюанс, тождество 71
Пропорции 76
Масштаб 85
Виды композиции 90
Фронтальная композиция 91
Объемная композиция 96
Глубинно-пространственная композиция 106
Заключение 116
Рекомендуемая литература 117

Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть всех тех, кто занимается творчеством.
Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» (Ле Корбюзье). Его роль в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует.
В данной книге сделана попытка в доступной форме рассмотреть основы композиции, следуя авторской методике преподавания дисциплины. Этот разговор немыслим без конкретных примеров и анализа классических произведений искусства. Автор убежден, что обучение основам композиции базируется на глубоком знании и осмыслении творческого опыта, накопленного человечеством в области культуры. Предложенная книга является итогом двадцатилетней педагогической деятельности и предназначена для использования в процессе обучения преподавателями и студентами художественных учебных заведений. Она также дает читателю возможность самостоятельного освоения основ композиции.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОЗИЦИИ

Я. Чернихов

Композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Советский энциклопедический словарь

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.

Леонардо да Винчи

Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции.

А. А. Дейнека

Композиция – закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, дает практическую основу композиции.

Е. А. Кибрик

…Композиция не есть что-то застывшее, догматичное. В науке есть четкие законы. В искусстве же любой четкий закон не может быть доведен до предельной четкости: всегда должно оставаться хоть немного места для свободного творчества.

А. К. Буров

…Композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их внешний вид передал отзвуки, которые они вызывали в нашей душе.

П. Руссо

…Композиция есть искусство размещать декоративным образом различные элементы, которыми располагает художник для выражения своих чувств. В картине каждая часть будет видна и будет играть роль, которая ей предназначена, роль главную или второстепенную. Все, что не имеет пользы для картины, тем самым вредно. Произведение несет гармонию целого: всякая излишняя деталь займет в восприятии зрителя место другой, существенной.

Я не могу рабски копировать натуру, я вынужден ее интерпретировать и подчинять духу картины. Когда все отношения тонов найдены, то в результате должен получиться живой аккорд тонов, гармония, подобная гармонии музыкальной композиции.

Для меня все заключается в концепции, необходимо поэтому с самого начала иметь ясное представление о целом.

А. Матисс

Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композицион- ности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различного характера.

В. А. Фаворский

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ГЛАВА 2 ВОСПРИЯТИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ Долгое время законы композиции считались чем-то абстрактным, выведенным из жизни, часто надуманным. Споры о том, надо ли соблюдать законы композиции при фотосъемке или можно обойтись и без них, продолжаются до сих пор.

Из книги Энциклопедия комнатных растений автора Шешко Наталья Брониславовна

ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ О линиях еще древнекитайские мудрецы говорили как о «линиях силы», которые образуют абрис контуров предметов, пейзажей, фигуры человека, являются основными в композиции. Разглядывая объект издали, зритель улавливает его «линии силы», а разглядывая

Из книги Принципы и приемы анализа литературного произведения автора Есин Андрей Борисович

КООРДИНАЦИЯ И СУБОРДИНАЦИЯ ЦВЕТА В КОМПОЗИЦИИ Цветовая композиция на снимке строится в идеале по принципам субординации и координации. В первом случае какое-то цветовое пятно является доминантным, главным в кадре, а все другие цвета подчиняются ему, либо гармонируя,

Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

Из книги Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки автора Ильяев Михаил Давыдович

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Из книги Риторика автора Невская Марина Александровна

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

7 Анализ композиции Общее понятие композицииДетали изображенного мира и их словесные обозначения в литературном произведении располагаются определенным образом, с особым художественным смыслом. Такое расположение и составляет третью структурную сторону

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ РАВНОВЕСИЕ Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое – равновесие, второе – единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.Остановимся на композиционном равновесии. Это

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ Ритм – одно из средств, наиболее часто употребляемых для создания гармоничной композиции. Это средство отражает связь человеческой природы и деятельности, в том числе и творческой, с

Из книги автора

Композиции рельефов Рассмотрите тарелку с рельефной резьбой (фото 60). Осиновая заготовка, в диаметре 36 см, выполнена на токарном станке. Образ ромашки, с повторяющимися элементами, напоминает солнце, с надеждой, что в финале изделие будет вызывать добрые и теплые чувства.

Из книги автора

Из книги автора

30. Вступление как элемент композиции Успех выступления во многом зависит от того, как оно начато, насколько оратору удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало может свести интерес публики к нулю, рассеять их внимание. Учеными установлено, что лучше всего

В лесу близ Твери обнаружено тело молодой девушки-танцовщицы. Расследованием занимаются подполковник полиции Сабуров и капитан Левушкин. Следствие приводит их в закрытый мужской клуб, с которым связаны многочисленные преступления – вымогательства, шантаж, грабежи и даже жестокие убийства. В городе орудует целый преступный картель, и добраться до его верхушки очень сложно. Кто стоит во главе беззакония? Мэрия? Городская администрация? А может, загадочный Человек в Черном, который скрывает свое лицо под маской?

Михаил Март
Глухая стена

Глава первая

1

Никаких следов, хоть ты тресни. Труп женщины лежал метрах в тридцати от шоссе на спуске к реке. Чуть дальше, шагах в десяти, стояла очень симпатичная беседка, а за ней шел высокий обрыв. Волны реки омывали камни. Упади с такого утеса вниз, косточек не соберешь. Место, безусловно, красивое: кругом кусты дикой сирени. Аромат. Беседку здесь построили не зря. Из нее прекрасно был виден закат. Одним словом, место для романтиков и влюбленных.

Все портил дождь. Мелкий, колючий и напористый. Черное небо закрыло весь горизонт.

Девушка лежала рядом с тропинкой, ведущей в беседку. Никаких признаков насилия.

Подполковник Сабуров стоял неподвижно в плащ-палатке и молча взирал на работающих экспертов. Рядом скучал капитан Левушкин, он тоже бездельничал. Обычно Сабуров бывал очень активен. Не зря его считали лучшим сыщиком города.

– Что думаешь, Валера? – обратился Сабуров к капитану.

– Вряд ли это убийство. Пусть моя идея покажется вам бредовой, но, по-моему, парочка просто приехала полюбоваться закатом. Дождь начался в начале четвертого утра, до этого небо было чистым. Я-то знаю, ночью дежурил по управлению. Вдруг девушке стало плохо с сердцем. Ну, скажем, обширный инфаркт. Она тут же умерла. Парень испугался и удрал. Может, еще одумается и придет с повинной?

– Как все просто… Вызывай следователя из прокуратуры. Трупы – их привилегия. Наше дело искать убийцу. Вот только зацепиться не за что. Никаких следов.

– Если следы и были, то их смыло. И по тропинке целая река течет.

– А с чего ты решил, капитан, что смерть наступила случайно?

– Во-первых, нет следов насилия. Во-вторых, до обрыва меньше пятидесяти метров. Не проще ли ее скинуть на камни с десятиметровой высоты? Разбилась бы в лепешку.

– Не согласен. У края обрыва глина. Он оставил следы борьбы в любом случае, только вот дождик их смыл еще до нашего приезда. И труп уже холодный. Он хотел побыстрее от нее избавиться. К тому же она этого не ждала. Лицо спокойное. Ужаса и страха девушка не испытывала. С ней был близкий человек.

К офицерам подошел медэксперт и, обратившись к подполковнику, сказал:

– Выводов пока сделать не могу, Сергей Натанович. Смерть наступила от часа ночи до двух. Ее пора везти в морг.

– Увозите на "уазике" опергруппы. Там места хватит. А команда поместится в моей машине.

– С чем пришли, с тем и уйдем, – сказал криминалист. – Ничего интересного. Есть лейбл на платье, Suzana. Платье белое, нарядное. Дождь его, конечно, подпортил. Но нижнее белье черное и чулки тоже. Почему не переоделась? Лейблы с белья я тоже переписал. Оно не заводское. Сделано на заказ в фирме "Женская гармония". Документов нет. Вероятнее всего, убийство. Она лежит в неестественной позе. Ее толкнули с тропинки. Падая, она ударилась лбом о камень. Была бы живой, без шишки не обошлось бы. Ее толкнули уже мертвой. Скорее всего, это был мужчина. Женщина не справилась бы.

– Займись лейблами. Наряд ее меня смущает, – коротко приказал Сабуров.

– Я понял. Рассчитывал найти отпечатки, но, похоже, убийца был в перчатках.

– В такую-то жару?

– Можно надеть в последнюю минуту. Особенно, если он шел позади.

Подполковник пожал плечами и пошел вверх к шоссе.

Возле полицейских остановился черный "БМВ". Из него вышли молодой человек и красивая девушка. Судя по направлению, они ехали в город.

– Что случилось? – спросил мужчина.

– Проезжали, – сказала девушка. – Часов в восемь вечера. У нас дача в десяти километрах, дальше, на берегу реки. Вот только погода испортилась. Решили вернуться домой.

– В такую рань? – спросил капитан.

– Для нас нормально, – улыбнулся молодой человек. – Мы рано ложимся спать. Телевизор сломался.

В этот момент двое санитаров вынесли накрытый простыней труп на шоссе. Носилки запихнули в "уазик" и тут же уехали.

– Мелкое происшествие, говорите? – усмехнулся молодой человек.

– Какое вам до этого дело? Езжайте, куда ехали.

– Не обижайтесь, подполковник. Мне до всего есть дело. Я писатель Арсений Коблов. Может, слышали?

– Не читал, но ваше имя мне известно. Газеты о вас пишут…

– А это моя невеста, Ксения Кайранская. И редактор по совместительству.

– Случайно не сестра адвоката Кайранского? – поинтересовался капитан.

– Она самая, – ответила девушка. – Вообще-то я работала журналисткой до нашего знакомства с Арсением. Так что известна не меньше своего брата.

– А я как раз работаю над новым сюжетом. Так что всюду сую свой нос, – вмешался писатель.

– Извините, но у нас дела, – сухо закончил беседу подполковник и направился к ожидавшей их машине.

Романтической парочке тоже пришлось уехать.

– У тебя загорелись глаза, – сказала Ксения, как только они тронулись с места.

– Я думаю, такие преступления быстро раскрываются. Тем более под руководством такого сыщика.

– Ты о нем что-то знаешь?

– Твой брат мне о нем рассказал. Кажется, они приятели.

– Значит, они сошлись в понимании несправедливости.

– А вот мне этого не понять, Ксюша. Наверно, есть разные несправедливости. У прокурора – одна, у адвоката – другая.

– Так оно и есть. Прокурор – крепкий орешек. Он строит обвинения на косвенных уликах, а судья ему потакает. А если они друзья? Подполковник Сабуров старается ходить на все судебные заседания, и сам убедился, как прокурор Тендряков за уши притягивает дело к обвинительному приговору. Иван не выиграл у него ни одного дела. И уйти никуда не может. Они работают в одном округе, и назначал их губернатор.

– А я думал, Иван только мне жалуется на вопиющую несправедливость.

– У него душа кипит. Тебя он считает большим талантом, ты слишком часто бываешь в нашем доме. Из-за меня, надеюсь. Вы уже подружились. Как же он может обойти любимую тему? А с подполковником, который у нас не бывает, они дважды в неделю встречаются у своего общего приятеля. Расписывают пулечку. Так что, не удивительно, что мы незнакомы. Сегодня он видел меня впервые.

– Раз вы уже познакомились и он друг твоего брата, надо пригласить его на свадьбу.

– Не загадывай. Еще три месяца ждать. Ты же сам хотел регистрироваться во дворце. Твой каприз выполнен, но очередь есть очередь.

– Могла бы меня переубедить.

– Только одним способом. Не ложиться в твою постель до свадьбы. Но что делать со страстью? Мы люди современные и давно уже не дети. Тебе тридцать шесть, мне тридцать. Потерпим еще три месяца.

2

Задание для капитана полиции было не очень приятным. Он привык ловить преступников, вступать в единоборство с нарушителями закона, а тут ему пришлось заниматься женским бельем да еще особого фасона.

К капитану вышла ухоженная полная женщина в черном атласном халате. Левушкин предъявил удостоверение, которое она взяла в руки и долго читала, похоже, по слогам.

– У меня все в порядке. Уже проверяли. Можешь называть меня тетей Соней. Не люблю официальных разговоров.

Капитан достал из рюкзака нижнее белье жертвы.

– Для кого вы это шили, тетя Соня?

– Красиво, да? Правда, дома в таком не походишь. Это заказ Ленчика из клуба "Ожидание". Все его танцовщицы шьют у меня. Правда, я ни одной не видела. Ленчик привозит мне только их размеры. Но чье это белье, узнать не трудно. В нем девушки выходят на сцену, и все в разном. Это сделано умышленно. У Ленчика в клубе всегда аншлаг. У нас хватает богатых мужчин. Некоторые договариваются с Ленчиком, если в цене сойдутся. Клиент имен девушек не знает. Просто он хочет ту, что в розовом или в голубом.

Левушкин удивился ее болтливости.

– Так это же обычный притон!

– Я вам ничего не говорила, капитан. В стенах клуба все идеально. Никаких подсадок за столик, никаких расплат. Просто клиент отдает Ленчику ключи от машины и называет цвет и марку. Девушка в розовом заканчивает выступать и уходит домой. Клиент встречается с девушкой в своей машине. А дальше их дело. К клубу они не имеют никакого отношения.

– Как же Ленчик получает свою долю?

«Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и так далее. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено».

Популярный учебник по основам композиции, предназначенный в первую очередь для студентов художественных вузов, который будет весьма полезен начинающим операторам. В своей книге автор касается самых важных тем: способов выражения художественного образа, организации, видам и законам композиции, средствам для ее гармонизации, а также особенностям восприятия формы на плоскости. Емкое и практичное пособие снабжено огромным количеством иллюстраций и упражнений для лучшего усвоения материала.


«У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изображение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции».

Еще одно учебное пособие для студентов художественных вузов и школ. Автор не только перечисляет основные типы, формы и средства построения композиции, но и достаточно подробно объясняет различия между ними, уделяя особое внимание ассоциативной и предметной композициям, а также проводит композиционной анализ на примере натюрморта, пейзажа, портрета и сюжетных картин. Эта относительно небольшая книга идеально подойдет тем, кто только начал изучать основы композиции.


«В теории композиции, естественно, конструктивные и смысловые связи рассматриваются вместе. Первые носят более общий характер и вытекают из природы нашего восприятия искусства, вторые конкретны и содержатся в данном отдельном произведении искусства. Одни существуют для других. Если в структуре вообще элементы могут быть заменены - лишь бы сохранился тип связей, закон формообразования, - то в композиции и отдельные компоненты не могут быть заменены без ущерба для целого. Итак, композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла».

Фундаментальное исследование известного российского художника и теоретика искусства Николая Николаевича Волкова, посвящено теоретическому осмыслению композиции. Автор выводит собственное определение понятия «композиция», вычленяет и описывает основные структурные элементы и факторы композиции, опираясь на многочисленные примеры из живописи различных временных периодов и используя авторитетные искусствоведческие источники. Книга издана в двух томах: первый посвящен непосредственно теоретическим изысканиям, а во втором приводятся иллюстрации с отсылками на соответствующие страницы текста первого тома.


«В хорошо разработанном по композиции снимке, где сюжет развивается в пространстве, и фотограф достаточно убедительно выявил и передал эти пространственные характеристики объекта в целом, ясно различаются его основные глубинные зоны: зона основного объекта изображения, второй план и фон. Каждая из этих зон несет свою смысловую и изобразительную нагрузку. Главный объект изображения есть основное звено повествования. Второй план, как правило, передает среду, обстановку, которая «работает на сюжет» и обладает большой характеризующей силой. Однако в ряде случаев и в некоторых жанровых разновидностях снимков, в своеобразных композиционных решениях портрета и даже жанровых сцен второго плана в кадре может и не быть. А вот третий компонент глубинной композиции - фон - в кадре есть всегда, хотя в одних случаях он играет весьма активную роль, а в других ему отводится самое скромное место».

Одно из лучших учебных пособий по композиции, написанное известным советским кинооператором Лидией Павловной Дыко на основе ее лекций по фотокомпозиции, прочитанных на кинооператорском факультете ВГИКа. В своей книге автор перечисляет основные законы и принципы построения композиции, а также касается важных вопросов работы со светом и тональным рисунком при создании изображения. Это не единственный учебник по композиции в библиографии Лидии Павловны, необходимо также упомянуть легендарное пособие «Фотокомпозиция», соавтором которого выступил Анатолий Головня, и которое по праву считается едва ли не лучшим русскоязычным учебником по фотокомпозиции.


«Помимо укрупнения сюжетно важного объекта и его размещения на центральной оси плоскости изображения, акцент на сюжетном центре можно задать еще и с помощью тонального контраста, когда главный объект выделяется за счет контраста тонов (светлый объект на темном фоне и наоборот). Подводя промежуточный итог, можно констатировать, что снимки с фронтальной точкой съемки в совокупности с центральной компоновкой сюжетного центра статичны, а объекты, размещенные таким образом, могут выглядеть застывшими. Однако, если сюжет вашего снимка повествовательный, то самое простое решение - поместить главный объект на центральной оси, делящей снимок на две равные части».

Относительно новое учебное пособие по фотокомпозиции, позиционируемое автором как «иллюстрированный самоучитель». Действительно, количество фотографий в книге зашкаливает, что делает процесс обучения более наглядным и доступным. Учебник написан лаконичным и простым языком, особое внимание автор уделят работе с фоном, визуальному восприятию цвета, а также особенностям композиции при портретной и пейзажной съемке.


«Rules of composition have been formulated to aid designers create harmonious images which are pleasing to the eye. The most common of these rules are the ‘golden section’ and the ‘rule of thirds’. The golden section is the name given to a traditional system of dividing the frame into unequal parts which dates back to the time of Ancient Greece. The rule of thirds is the simplified modern equivalent. Try to visualise the viewfinder as having a grid which divides the frame into three equal segments, both vertically and horizontally. Many photographers and artists use these lines and their intersection points as key positions to place significant elements within the picture».

Практичное англоязычное руководство по созданию фотографии, которое переведено на русский язык. Автор подробно разбирает процесс работы над художественной фотографией, подробно останавливаясь на композиции, кадрировании, расположению камеры и технических аспектах съемки. В книге приводится очень много примеров, а каждый параграф сопровождается практическими заданиями для самостоятельной работы.


«Композиция - это искусство выстраивать элементы в кадре для создания привлекательного образа. Ваша задача - выбрать объект и расположить элементы в кадре соответствующим образом. Линии и формы - важные составляющие композиции. Линии притягивают (или отталкивают) взгляд зрителя к кадру. Они задают направление, S-образные кривые линии мягко ведут к пространству кадра, завлекая зрителя все глубже, в то время как прямые более откровенны. Кривые - более мягкие; прямые производят более жесткое впечатление».

Красочное руководство, которое понравится не только фотографам, но и начинающим видеооператорам. Помимо стандартной информации о том, как нужно правильно настраивать экспозицию, работать со светом и цветом, в книге имеется множество уроков, помогающих разобраться в основах композиции, переосмыслить пространственные отношения, и нарушать усвоенные правила для выработки собственного стиля. Отдельная глава пособия посвящена особенностям построения композиции в условиях спортивной съемки.


«Один из видов дизайна кадра, в котором успех наиболее предсказуем, - схема «кадр в кадре». Как с любой композицей, проверенной формулой, эта схема несет в себе риск чрезмерного использования и появления клише, но эта опасность - лишь свидетельство того, что такая композиция работает. Просто для ее применения нужно несколько больше тщательности и воображения. Привлекательность «кадра в кадре» отчасти связана с законами композиции, но на более глубоком уровне дело здесь все зависит от восприятия. Рамки внутри рамок действуют как своего рода окна, приглашая зрителя заглянуть в них».

Перевод книги (оригинальное название «The Photographer’s Eye: Composition and Design for Better Digital Photos») известного британского фотографа Майкла Фримана. Первая половина учебного пособия отдана под основы композиции и визуального повествования, причем некоторые параграфы имеют довольно специфические и интригующие названия: «Сшивка и расширение», «Гештальт-восприятие», «Визуальный вес», «Окружности и прямоугольники», «Несколько пунктов» и так далее. Несмотря на претенциозный русский перевод названия, книга действительно будет полезна для широкого круга специалистов.


«Understanding lines is one of the primary requirements of photography. Virtually every photograph, of course, has lines in it. Some of these lines do more than merely divide or connect objects. They may also suggest moods and rhythm, create patterns, indicate directions and structure. The various qualities of the lines in a photograph combine to produce an overall impression, called line».

Олдскульное англоязычное издание с потрясающими черно-белыми иллюстрациями призвано развить у читателей чувство композиции и научить мыслить визуально. В основной части книги рассматриваются различные элементы композиции: линии, структуры, текстуры, перспектива, формы. В конце дается огромный комплекс упражнений, при помощи которых можно улучшить свой критический взгляд и научиться видеть мир через объектив камеры.


«Which context should support your shot selection? Before you can make a decision about where to place the camera, you need to understand exactly what should dominate the composition, what should be included and excluded from it, and what meaning will be conveyed by the shot beyond what is coon tained in the frame. One strategy is to identify the themes and ideas that lie at the heart of your story, its essence, its core ideas. What is your story really about? Effective stories have strong core ideas that add emotional depth and context, allowing the audience to connect with what you are showing them».


Это пособие, в отличие от предыдущего, предназначено не для фотографов, а исключительно для режиссеров и операторов, желающих развить свой «кинематографический глаз». На примере известных фильмов автор разбирает основные принципы построения композиции кадров и сцен, а также описывает различные ошибки, которые могут совершить начинающие кинематографисты. Название глав книги уже говорит о ее специфике: «Medium shot», «Long shot», «Extreme long shot», «Abstract shot», «Steadicam© shot» и т.д.

И в завершении рекомендуем обратиться книг для видеооператоров, в которой представлено несколько отличных книг по композиции: Брюс Блок «Визуальное повествование», Сергей Медынский «Компонуем кинокадр» и Питер Уорд «Композиция кадра в кино и на телевидении».