Биография брайль. Феномен Луи Брайля — шеститочечная письменность


Луи Брайль 4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля родился мальчик, которого назвали Луи. Когда ребенку было 3 года, с ним произошло несчастье: он поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз, и мальчик ослеп. Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке. В январе 1819 г. Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 г. ему после окончания учебы было предложено остаться работать младшим учителем-репетитором, затем он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан. Еще во время учебы Луи Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия на осязание, позволяла точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Он работал над ней долгие годы, и первый вариант своей системы предложил на рассмотрение совета института в 1829 г. Но она не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный Брайлем шрифт не удобен для зрячих преподавателей. И только в 1837 г. по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению этого вопроса. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь. Известно, что в первые годы изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых - наилучшая. Им также был создан специальный прибор для письма; этот прибор с небольшими изменениями дошел до нашего времени. В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 г. Луи Брайль умер 6 января 1852 г. Он похоронен в родном городке Кувре. В домике, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем. В мае 1887 г. в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.
Так же прилогаеться алфавит, которым общаются слепые...

Родился 4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля.

Когда Луи было три года, он поранил себе глаз шорным ножом. У мальчика развилось симпатическое воспаление глаз, и он ослеп. Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке.

В январе 1819 года Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и системы записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух.

Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 году, когда он окончил учебу, ему было предложено остаться в институте и стать младшим учителем-репетитором. Брайль принял это предложение. Потом он преподавал географию, алгебру и музыку - и одновременно был органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.

Еще во время учебы Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности , которая была бы удобной для восприятия через осязание, и в то же время позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Он работал над системой долгие годы, и первый ее вариант предложил на рассмотрение совета института еще в 1829 г. Но идея Брайля не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный им шрифт неудобен для зрячих преподавателей.

В 1837 году по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению вопроса о новой системе письма, пригодной для слепых. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь.

В первые годы после выхода "Истории" изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых является наилучшей.

Кроме букв и цифр на основе тех же принципов Брайль разработал и систему записи нотных знаков и с ее помощью преподавал музыку слепым.

Им также был создан специальный прибор для письма , который с небольшими изменениями дошел до нашего времени.

В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 году.

Луи Брайль умер 6 января 1852 года. Он похоронен в родном городке Кувре. В доме, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем.

В мае 1887 года в Кувре был открыт памятник Луи Брайлю, созданный известным французским скульптором Леру.

К 100-летию смерти Брайля, в 1952 году, прах был торжественно

В мае 1887-ого года во французском городке Кувре открывали памятник уроженцу этих мест Луи Брайлю. Пришедшие на церемонию горожане прочли надпись на постаменте: «Брайлю - благодарные слепые» и долго рассматривали фигуры, одна из которых изображала Луи, а вторая незрячего ребёнка, изучающего точечный алфавит. Автором этого алфавита - а он по сей день остаётся универсальным для слепых всего мира - и был Луи Брайль.

Луи родился в семье шорника - ремесленника, изготовлявшего конскую упряжь. Родители души не чаяли в сыне. Едва он подрос, отец, не желая расставаться с мальчуганом даже на короткое время, стал брать его в мастерскую. Там Луи повредил себе глаза и ослеп. Участь незрячих людей во Франции в то время была незавидной. Возможности учиться они не имели, но родители Луи во что бы то ни стало решили дать сыну образование.

Отец сделал для него доски, на которых гвоздиками выбил буквы и научил мальчика читать. Освоив чтение, Луи начал писать, складывая буквы из палочек. Потом родители пригласили к нему преподавателя музыки. Скоро Луи неплохо играл на скрипке. Местный священник, обратив внимание на способного ребёнка, посоветовал отвезти его в парижский Институт для слепых детей. Луи быстро стал лучшим студентом. Учебников для незрячих в Институте почти не было и Брайль на слух выучил латинский, древнегреческий, итальянский, испанский и английский языки. Преуспел Луи и в музыке: он играл на пианино, на органе, и уже в 16 лет работал органистом в церкви. А в 17-ть стал преподавателем своего Института.

Работу по созданию алфавита для слепых Брайль начал ещё подростком. В институтской библиотеке имелось всего четырнадцать книг для незрячих, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Но читать их было неимоверно тяжело. Потому-то Луи и начал проводить эксперименты по созданию своего алфавита. Три года ушло у юноши на придумывание системы рельефно-точечной письменности. В основу шрифта Брайль взял принцип, который использовали военные для чтения донесений ночью без света. Эти «ночные письма» основывались на точках, проколах. На этом Брайль и построил свою систему букв и цифр. Простая и удобная она состояла из различных комбинаций шести выпуклых точек. Подушечка пальца человека покрывала эти шесть точек и буква мгновенно угадывалась. То есть для знакомства с текстом нужно было провести кончиками пальцев по выдавленным строчкам. Это давало возможность читать легко и быстро.

Ученики Луи с восторгом приняли новый алфавит. А вот педагоги Института воспротивились. Им не хотелось переучивать ни себя, ни детей. Брайлю пришлось бороться за то, чтобы его алфавит признали официально. А ведь и без того Луи невероятно много работал: преподавал, давал концерты, помогал своим ученикам. И не только им. Брайль дружил со слепыми из парижской «Богадельни трёхсот» и материально поддерживал многих из них, хотя сам был небогат. А однажды уступил своё место органиста слепому музыканту, у которого была большая семья.

Луи работал практически без отпусков. Уроки в Институте, службы в церкви, сольные выступления привели к переутомлению, а потом и к туберкулёзу. При этой болезни главным лечением считался отдых, но меньше всего Брайль думал о своём здоровье. Едва наступало улучшение, он возвращался к ученикам. Сил придавали и первые победы: в 1837-ом году Институт выпустил «Краткую историю Франции», изданную рельефно-точечным шрифтом Брайля. Метод Луи начали использовать коллеги. По нему уже печатали ноты. Незрячие музыканты сначала их читали пальцами, а потом уже играли вслепую.

Он стал известен всей Европе. И надеялся сделать ещё много, но болезнь прогрессировала. Брайль скончался в 43 года. Незадолго до ухода он сказал: «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды».

Спустя век вся Европа отмечала столетие со дня смерти гениального изобретателя письменности для слепых. В Кувре улицу, на которой стоял дом, где вырос Брайль, назвали его именем. А в самом доме открыли музей. В одной из его комнат хранится библиотека из книг, изданных на разных языках и напечатанных по системе Луи Брайля. Это и была самая большая мечта Луи - чтобы незрячие люди во всём мире имели возможность читать. И самая большая, хоть и посмертная, для него награда.

Бóльшую часть информации человек воспринимает благодаря зрению. Поэтому потеря зрения - огромное несчастье. Другие чувства при этом обостряются, но полностью компенсировать утерянное невозможно. Жизнь во тьме ужасна. А кроме того, слепой человек отрезан от главного источника информации. Ведь он не может читать.

Нет, это не так. Есть специальные книги, напечатанные особенным рельефно-точечным шрифтом. Его читают слепые, ощупывая пальцами знаки и складывая из них слова. Читают быстро, с той же скоростью, что и зрячие. В память об изобретателе этот шрифт называют шрифтом Брайля.

Луи Брайль (Louis Braille;1809-1852гг.) был младшим сыном в семье шорника в небольшом французском городке Кувре..

В трехлетнем возрасте маленький Луи играл в мастерской отца и повредил себе глаз. Раненный глаз воспалился, инфекция перешла на здоровый глаз, и мальчик ослеп. Казалось бы, теперь его ожидало печальное будущее.

Отец все же постарался сделать все возможное, чтобы сын избежал жалкого нищенского существования. Луи научили алфавиту. С помощью специально вырезанных отверстий в дощечках он буквально ощупывал буквы. Точно так же, с помощью картонного транспаранта с прорезями для направления карандаша, мальчик научился писать. Как и все дети его городка, Луи в семь лет пошел в общеобразовательную школу и очень скоро, воспринимая информацию только на слух, он стал первым учеником.

В десятилетнем возрасте Луи Брайля отдали в государственный институт для слепых детей, который находился в Париже.

Свои способности молодой человек проявил и там. Среди прочего, в институте Луи Брайль получил специальность, которая подкармливала его всю будущую жизнь. Имея способности к музыке, паренек освоил пианино и орган. Слепой органист нашел себе работу в парижских церквях. А в 1828 году, по окончании учебы, Луи Брайля оставили при институте в должности младшего учителя. Теперь можно было сказать, что нищета и голод ему не грозят.

Главным недостатком обучения в институте в то время было обучение с голоса. Всю теорию учащиеся слушали и должны были запоминать. Правда, книги в институте были, но было их немного. Напечатаны они были выпуклыми буквами. Такой способ печати литературы для слепых разработал один из первых педагогов для слабовидящих Валентин Гаюи (Valentin Haüy; 1745—1822) - основатель того института, в котором позже учился Луи Брайль. Брайль эти книги читал, и чтение это он посчитал неудобным. Слишком долго приходилось ощупывать каждую букву. Кроме того, отличить наощупь разницу между некоторыми буквами (например, между Q и O, C и G) было сложно, и это тоже замедляло чтение.

В 12 лет, еще будучи учеником института, Луи Брайль побывал на лекции Николя-Шарля-Мари Барбье (Nicolas-Charles-Marie Barbier de La Serre; 1767—1841). Барбье был военным, капитаном-артиллеристом. Среди прочего он занимался криптографией и по заданию Наполеона в 1808 году разработал так называемую «ночную азбуку». Преимущества этого способа обмена информацией заключалось в том, что написанное «ночной азбукой» письмо можно было в темноте читать наощупь, не зажигая света и не демаскируя свою позицию.


Символы в депеше, написанной с помощью «ночной азбуки» изображались в виде двух столбцов по шесть строчек в каждом, всего 12 элементов. С помощью специального шила на толстой бумаге некоторые из этих элементов выдавливались и становились выпуклыми. Таким образом, каждый из символов сообщения можно было различить на ощупь. На рис. 16 выпуклые места каждого символа изображены темными точками.

Как кодировались символы сообщения? Для этого Барбье придумал специальную таблицу из шести строк и шести столбцов. Эта таблица тоже изображена на рис. 16. 36 ячеек этой таблицы были заполнены наиболее употребительными буквами французского алфавита. Буквы w, x, y, k, ô и ë таковыми не являются, поэтому в кодировочную таблицу они не попали. Зато в ней можно найти двух- и трехбуквенные сочетания, которые часто встречаются во французских текстах. Левый столбец каждого символа передаваемого сообщения означал номер строки в кодировочной таблице, а правый столбец - номер столбца. Например, буква p стоит в кодировочной таблице в 4-й строке и в 1-м столбце. Значит в символе «ночной азбуки» для изображения этой буквы пробивали 4 элемента в левом столбце и 1 элемент в правом.

Как уже не раз отмечалось, кодировка иногда выполняет и функции шифрования. В полной мере это относилось и к азбуке Барбье. Если по какой-то причине таблица кодировки становилась известной противнику, ее можно было легко заменить на другую. После чего сообщения, передаваемые с помощью азбуки Барбье, снова становились нечитаемыми, для тех, кому они не предназначались.

Барбье не зря пришел с лекцией, в которой объяснял принципы своего изобретения именно в институт для слепых детей. Он считал, что на этих принципах можно построить азбуку для слепых, которая позволит незрячим людям освоить чтение.

Эта идея понравилась Брайлю. Он принял за основу принцип расположения точек в два столбца. Но для того, чтобы всю комбинацию можно было определить в одно касание пальца, число точек не должно было превышать 6. Поэтому в каждом символе азбуки Брайля 2 столбца и 3 строчки. С помощью 6 точек, можно закодировать 63 символа и пробел.

Система азбуки для слабовидящих была в основном разработана Луи Брайлем в 1824 году. Ему было тогда всего 15 лет!

Эта система была удобна и легка в изучении. Она позволила читать книги людям, которые до этого были отрезаны от этого, самого главного, источника информации. Скорость чтения пальцами при этом была только втрое медленнее скорости чтения глазами! Для того чтобы ускорить этот процесс и уменьшить объем книг, которые приходилось печатать на листах большого формата из плотной бумаги, Луи Брайль придумал множество стандартных сокращений. Кроме того, он разработал устройства для ведения записей. В 1834 году система Брайля была в основном закончена. С тех пор она используется практически без изменений. В каждой стране были разработаны национальные шрифты. После того, как появились пишущие машинки, аналогичная техника была разработана и для слепых. Более того, в настоящее время имеются компьютеры снабженные клавиатурой со шрифтом Брайля и позволяющие выводить текст с экрана на специальную панель, считывать знаки с которой можно при помощи осязания.

Письмо как способ передачи информации традиционно делится на три вида: пиктографическое, идеографическое и фонетическое. Самое древнее - пиктографическое (рисунчатое), корни которого уходят в глубь веков - куда-то к наскальным рисункам первобытных людей. Следующий этап развития письменности идеографическое (или иероглифическое) письмо. Появление иероглифов датируется III тысячелетием до нашей эры. Фонетическое письмо возникает еще позже - в самом конце II тысячелетия до нашей эры. Все алфавиты разнятся по начертанию и наименованию букв, но построены по одному буквенно-звуковому принципу. Чтобы читать письмена - и рисунки, и иероглифы, и буквы - необходимо их видеть. Как же быть слепому человеку? Или другими словами, существует ли система нотации, которая могла бы передать все богатство человеческой культуры, но не через зрение, а как-то иначе?

Как выяснилось, иной путь не только существует, но и является филогенетически более древним, чем зрение, это - осязание.
Осязание присуще всей коже, но наиболее чуткими являются подушечки пальцев, там на единицу поверхности приходится гораздо больше нервных окончаний, чем где-либо.
История сохранила упоминания о существовавших в древности, но позднее забытых, рельефных шрифтах из дерева или металла, которыми пользовались незрячие люди. Сведения о возрождении рельефных шрифтов относятся к XVII-XVIII векам.
На несколько веков растянулся процесс выработки наиболее удобной системы передачи информации, воспринимаемой осязанием. Пробовались разные варианты: курсивый, разрезной, игольчатый и другие рельефные шрифты, накапливались навыки и опыт, пока, наконец, Луи Брайль не осуществил качественный скачок.
Как всегда гений опередил свое время: признание и понимание свершенного им пришло гораздо позднее, когда земной путь Луи Брайля был уже завершен. Но даже и сейчас полнота его озарения осознается лишь частично. Разработанная им шеститочечная система сопоставима с магическими гексаграммами "Книги Перемен"!

ПРОРОКИ И ПРЕДТЕЧИ

В 1749 году Дени Дидро написал и анонимно опубликовал свое известное произведение "Письмо о слепых для назидания зрячих", за которое на три месяца был заточен в Венсенский замок. Оно не только произвело сильное впечатление на современников, но и имело своеобразный исторический резонанс, заставляя все большее и большее количество умных людей задумываться о проблемах их незрячих сограждан.
Одним из таких задумавшихся был молодой гражданский служащий Валентин Гаюи (1745-1822), по-видимому, имевший не только доброе сердце, но настоящий талант организатора. Он был сыном крестьянина-ткача из Пикардии. Проучившись несколько лет в монастырской школе, Валентин вместе со старшим братом Рене продолжил образование в Париже. Молодой человек пытался заниматься общественной благотворительностью, посещал заведение для глухонемых, основанное монахом де Лепэ, и даже помогал ему их обучать.

В 1771 году Гаюи глубоко возмутило зрелище бесстыдной эксплуатации слепых во время парижской ярмарки, где в одном из балаганов их заставляли, надев картонные очки, играть на поломанных или расстроенных инструментах по перевернутым вверх ногами нотам. Именно тогда, по его словам, решил он посвятить себя делу служения слепым.
Датой основания Королевского института для слепых принято считать 1874 год, хотя в это время просто начались занятия Гаюи с нищим слепым юношей Франсуа Лезюэром. Сперва Гаюи обучал его игре на клавикордах и проводил с ним устные беседы, но позднее решил ознакомить любознательного ученика с обыкновенной письменностью, приняв меры для того, чтобы она была доступна осязанию.12 февраля 1785 года Гаюи доложил о своем.удачном опыте занятий с Франсуа французской Академии наук. Этот опыт был признан "исторически обоснованным". О начинании заговорили столичные газеты. Различные общественные учреждения и организации принялись наперебой высказывать "делу просвещения слепых" горячее сочувствие. Между тем Франсуа Лезюэр на улицах Парижа собрал одиннадцать нищих слепых ребят и привел их к Гаюи учиться. Так и возникла школа, которую Гаюи назвал "Ателье слепых трудящихся". На ее содержание стали поступать пожертвования вещами и деньгами. Когда успех начинания сделался очевидным, "Филантропическое общество" предложило принять школу на свой бюджет, а потом исхлопотало Валентину Гаюи и уже 24 его ученикам прием у короля Людовика ХVI, который нарек "Ателье" "Королевской школой слепых" и учредил для учащихся 30 казенных стипендий. В этой школе Гаюи продолжил обучать незрячих чтению, используя выпуклые, увеличенные и стилизованные буквы обычного латинского алфавита. Первые книги для слепых были немногочисленны, громоздки и очень дороги. Тем не менее, буквы и слова в них, которые с трудом разбирали незрячие ученики, не умевшие пока писать, пробуждали у них жажду дальнейших знаний. Валентин Гаюи заложил основу для решительного шага вперед.

ЛУИ БРАЙЛЬ

Этот шаг представляло сделать замечательному человеку - Луи Брайлю(1809-1852), потерявшему зрение в результате нелепой случайности. Он родился в семье шорника, в маленькой деревушке Кувре к востоку от Парижа. Едва научившись ходить, он проводил дни напролет в мастерской отца, играя с обрезками кожи. В возрасте трех лет, вертя в руках нож, он неловким движением выколол себе глаз. Инфекция распространилась на второй глаз, и к пяти годам Луи полностью ослеп. Родители стремились дать мальчику образование и делали все от них зависящее для его развития. Луи стал посещать деревенскую школу и благодаря живому уму и великолепной памяти хорошо учился. Отец научил его читать, забивая в доску гвозди, образовывавшие очертания букв. Деревенский учитель, однако, решил, что Луи необходимо получить специальное образование, и в 1819 г. в возрасте 10 лет он был отправлен в Королевский институт для слепых в Париже. Институт помещался тогда в тесном, сыром, губительном для здоровья помещении (в дальнейшем многие из слепых учеников, в том числе и сам Брайль, заболели туберкулезом). Новый ученик оказался исключительно одаренным. В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой "звукового", или "ночного", письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Это была фонетическая система, в которой выпуклые точки, расположенные в две колонки по шесть, представляли различные звуки. Луи Брайля, которому тогда было лишь 12 лет, не удовлетворила система Барбье: слишком много точек, не соблюдается правописание, нет математических символов и нотных знаков. Но идея использования выпуклых точек ему понравилась.. Днем он регулярно посещал занятия, а вечерами разрабатывал более эффективную систему чтения и письма для слепых и экспериментировал с ней. В летние каникулы, которые он проводил с родными в любимом Кувре, крестьяне часто видели, как он, сидя на обочине дороги, прокалывал иглой листок плотной бумаги. Луи не было и 16 лет, когда в конце 1824 г. его осенила гениальная идея - создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три.
В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2-2,5 мм, и для прочтения текста "читатель" проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам.

В 1829 г. Луи Брайль опубликовал небольшой труд с изложением своей системы, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. Окончательный вариант его рельефно-точечного шрифта увидел свет в 1837 г. Изобретение Брайля было с энтузиазмом встречено учениками и слепыми коллегами в Королевском институте, где он теперь преподавал, и его шрифт был немедленно принят за основу, поскольку он оказался гораздо удобнее классической системы рельефного воспроизведения латинских букв. Однако Барбье де ля Серр, завидуя молодому изобретателю, продолжал добиваться принятия своего "звукового письма", тогда как зрячие преподаватели школы предпочитали обычные буквы в рельефе и противились использованию слепыми иного шрифта. Позже предлагались другие системы выпуклого письма вместо системы Брайля, в том числе нью-йоркская точечная система и система Муна. Несмотря на слабое зрение и большую нагрузку (с 1828 г. он преподавал географию, алгебру, а затем и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан), Луи Брайль продолжал добиваться признания и широкого распространения своей системы.
Постепенно его шрифт был принят во всем мире. И таким образом, этот скромный, исполненный сострадания к людям человек - все, кто знал его, отмечали его доброту - оказал громадную услугу слепым всего мира. Шрифт Брайля, используемый ныне для передачи знаний во всех областях деятельности человека, одинаково доступен и ученым, и рядовым людям. Современное электронное оборудование позволяет переводить на шрифт Брайля обычное письмо, но и первоначальный этот шрифт и по сей день верно служит людям.

СИСТЕМА БРАЙЛЯ В РОССИИ

В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX столетия. Первым русским незрячим, изучившим систему Брайля, был Денис Михайлович Оболенский (1844-1918). Отец его принадлежал к старинному роду князей Оболенских, но разорился и поступил на службу в одно из московских ведомств. Денис, потерявший зрение в 7 лет после неудачного лечения, к 10 годам уже понял, что в родительском доме он лишний. Отец просто не обращал на мальчика никакого внимания, а мать говорила всем, что, как только тот подрастет, отправит его жить в монастырь. От этой участи спас Дениса молодой студент, немец, по фамилии Руп. Руп оказался просто кладезем сведений о выдающихся европейских слепых: его о рассказы о известном слепом педагоге Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и, наконец, о слепом короле Георге V, вступившем на престол Ганновера в 1851 году и оказавшемся конституционным правителем не хуже прочих, произвели и на мальчика, и на родителей сильное впечатление. Мать Дениса, правда, возражала, что в России, слава Богу, правит один государь-император, а не короли в каждом городе, немецких же и прочих конституций нет и в заводе, но на Михаила Оболенского, слова Рупа, по видимому, подействовали и он попросил студента давать Денису хоть какие-нибудь уроки. К сожалению, эти уроки немецкой грамоты (по системе Гебольда) продолжались не очень долго, так как Руп должен был возвращаться в Германию. Горю мальчика не было границ! Чтобы утешить ребенка, дядя его, человек состоятельный, предложил средства на поездку Дениса вместе с отцом и матерью в Германию. В 1857 году семья Оболенских выехала из России. В Германии, в Гейдельберге, в том же пансионе, где остановились Оболенские, проживала старушка-англичанка Сперлинг с двумя дочерьми. Ее умерший сын был слепым. Сперлинг выписала для Дениса из Парижа "доску Брайля" и французский букварь. Дочери ее обучили мальчика письму и чтению по-французски, затем по-английски и далее по-немецки.

Еще через несколько лет Оболенскому захотелось адаптировать систему Брайля к родному языку. Руководствоваться при этом он пытался фонетическим сходством произношения. Составленный им в 1861 году русский алфавит Брайля, с тем алфавитом, который впоследствии получил распространение в России, был схож более чем наполовину. В середине 70-х годов была сделана еще одна попытка перенести систему Брайля на русскую почву. Создателем второго алфавита был член Совета "Человеколюбивого общества" А.В.Полежаев. Но окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством был разработан тифлопедагогом Е.Р.Трумберг и директором Дрезденского института слепых г. Бютнером.
Первые не рукописные, а типографские издания брайлевских книг в России осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер. Вот как отозвался на это событие "Русский Слепец": "В Москве одна молодая благотворительница, г-жа А.А. Адлер решилась содействовать к скорейшему доставлению русским слепым детям отпечатанных точечным шрифтом книг для чтения. <…>. Еще зимою 1884 г. она изучила разные методы Брайлевского печатания и выписала из-заграницы пресс, шрифт и другие принадлежности типографии. За неимением знакомого с делом наборщика, она стала набирать сама, при содействии своих подруг. Сама же она, посредством ручного пресса, отпечатала все набранное. <…> Таким образом, г-же Адлер удалось напечатать, в количестве 100 экз., первую русскую книгу по системе Брайля, под названием "Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям". Новая книга красноречиво доказывает, какие замечательные результаты могут быть достигаемы отдельными частными лицами, когда они исполнены чувства сострадания и любви к страждущим ближним…<…>. Изданный сборник продается по 3 руб. за каждый экземпляр."
Известный глазной врач, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А.Миткевич открыл брайлевскую типографию в Одессе и к лету 1889 г. выпустил книгу стихотворений А.В.Кольцова и принялся за издание Н.В.Гоголя.

Однако растущий спрос на подобные книги сподвигнул и петербургских чиновников на открытие в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. И с января 1898 года начал выходить первый в России журнал по Брайлю под названием "Досуг слепых". В 1924 г. было предпринято издание первых советских книг по системе Брайля. Легко догадаться, что ими были произведения В.И.Ленина.
В 1936 году при учебно-педагогическом издательстве в Москве была создана редакция литературы для слепых. В это время в связи с введением всеобуча началось массовое обучение системе Брайля взрослых неграмотных слепых и поэтому редакция в основном занималась учебниками для начальной школы и пособиями для ликвидации неграмотности. Примерно тогда же в союзных и автономных республиках было введено обучение слепых на национальных языках, что привело к созданию украинского, татарского, грузинского, узбекского и других брайлевских алфавитов.
К 1965 году по системе Брайля в издательстве "Просвещение" были изданы все основные произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Программа КПСС, материалы соответствующих съездов и пленумов ЦК КПСС. Общий тираж книг для незрячих читателей, изданный за двадцать послевоенных лет составил около 2 миллионов экземпляров (3470 наименований).