Банк аргументов. Характер человека

Прожив четверть века в одиночестве, на необитаемом острове, Робинзон спасает от людоедов их молодого пленника и дает ему имя Пятницы. Их отношения сразу же складываются, как отношения хозяина и слуги. Робинзон давно уже мечтал приобрести слугу. Все двадцать пять лет одиночества, тоска по людям не изменили ничего в мировосприятии Робинзона: ему не столько нужно разумное существо, сколько помощник в хозяйстве. Первое слово, которому Робинзон учит Пятницу, - «господин».

Он должен усвоить это английское слово раньше названий самых необходимых предметов. Робинзон и не пытается узнать настоящего имени дикаря: он для него «Пятница», поскольку освобожден от каннибалов и «приобретен» Робинзоном именно в этот день.

Но «Робинзон» Дефо, наверное, не стал бы настольной книгой для юношества в течение двух с половиной столетий, если бы автор ограничился в ней изображением эгоистичного и расчетливого буржуа. Для буржуазного просветителя Дефо - Робинзон идеальный человек. И он стремится привнести в этот образ как можно более привлекательных человеческих качеств. Жестокие колонизаторы, истребляющие туземные племена, алчные накопители, готовые наживаться на человеческой крови, глубоко противны Дефо, я его Робинзон не похож на них. Дефо пытается воплотить в нем идеал для своего класса, который был в эпоху Просвещения еще прогрессивным; но в сущности, этот идеал недостижим и для прогрессивной буржуазии той эпохи, ибо он несет в себе мечту о гармоническом человеке и гимн физическому труду - то, что становилось чуждым буржуазии XVIII в.

Робинзон храбр и великодушен: он рискует своей жизнью для спасения неизвестных ему людей - Пятницы, его отца, капитана корабля. Он добрый хозяин. Его взаимоотношения с Пятницей, их беседы перерастают в настоящую дружбу, Робинзон начинает ценить природный ум и благородство Пятницы, ценить в нем товарища, а не слугу. Какой урок дал Дефо британским колонизаторам и работорговцам, рисуя обаятельный образ Пятницы и эту дружбу между добродетельным английским купцом и темнокожим аборигеном!

Сама религиозность Робинзона весьма относительна, чужда фанатизма.

Под внешним пуританским благочестием Робинзона и его автора таится очень здоровое, восприятие мира, а порой и насмешливое отношение к религии. Дефо не упускает случая столкнуть пуританские рассуждения Робинзона с его же практицизмом или просто трезвым взглядом на мир. Еще в начале своего пребывания на острове Робинзон видит недалеко от своего жилья колосья ячменя и риса. При богатейших тропических урожаях они скоро должны обеспечить его хлебом, в котором он так нуждается. И Робинзон падает на колени, воссылая страстные благодарственные молитвы за ниспосланное чудо. Но тут же он вспоминает, что сам вытряхнул на этом месте пустой мешочек из-под птичьего корма. «Чудо исчезло, а вместе с открытием, что все это самая естественная вещь, значительно остыла, должен признаться, и моя благодарность промыслу». Так мог написать только просветитель, предшественник Дидро и Вольтера.

В другой раз, на восемнадцатом году пребывания на острове, Робинзон неожиданно видит на песке след босой человеческой ноги. С оттенком насмешки Дефо пишет о том, как его герою приходит в голову чисто пуританская мысль: это, по-видимому, след ноги дьявола, который явился на остров, чтобы искушать Робинзона. Но, еще не продумав эту гипотезу, Робинзон уже мчится в свою пещеру и начинает ее укрепляет, против возможного нападения: ему ясно, что на острове появились дикари.

Интересны споры Робинзона и Пятницы о религии, в которых «естественный человек», Пятница, без труда опровергает богословские доводы Робинзона, взявшегося обращать его в христианство, и подвергает сомнению существование дьявола. Пятница не может понять, зачем добрый и всемогущий бог терпит дьявола. Так Дефо (устами Пятницы) критикует одну из главных доктрин пуританства и находит самое уязвимое место любой религии - вопрос о существовании зла.

Сам Робинзон, узнав от Пятницы о проделках туземных жрецов, сопоставляет их с католическим (а если разобраться, и с англиканским) духовенством и говорит, что обман практикуется жрецами всех религий без исключения.

Но подлинное обаяние Робинзона, величие этого образа проявляется в процессе труда, изменяющего природу. В этом и его общечеловеческое значение. По словам Маркса, «все отношения между Робинзоном и вещами, составляющими его самодельное богатство, просты и прозрачны».

Дефо рисует в романе труд упорный, тяжкий, повседневный, иногда приводящий к ничтожным результатам. В течение года Робинзону удается обтесать колья и воздвигнуть ограду вокруг своего жилища; долго он мастерит, не имея необходимых инструментов, стол и стул. На Робинзона обрушиваются беды, часто он впадает в отчаяние. Ужасающие минуты переживает он, когда уходит корабль, не заметивший его сигналов. И все же огромная душевная сила и готовность к труду поддерживают Робинзона в его невероятной жизни. В этом пафосе труда, в этом гимне человеку - залог бессмертия книги Дефо. Поэтому «Робинзон» имеет такое воспитательное значение для детей. Руссо назвал эту книгу единственной, которую будет читать в детские годы его Эмиль.

Пристрастие к цифровым данным проявляется во всем. Писатель сообщает точные суммы, заплаченные Робинзоном за тот или иной товар, количество ярдов материи, точные размеры вещей и расстояний между ними.- Описания трудовых процессов сменяются логическими рассуждениями самого героя. В конце первой части (там, где появляется Пятница) писатель пытается решить трудную для романиста тех времен проблему диалога, который занимает в общей структуре романа еще незначительное место, но, все же это достаточно живой диалог, отражающий характеры героев - спокойную деловитость и целеустремленность Робинзона и живость, непосредственность, природный ум Пятницы.

Бесхитростность и точность описаний создавала впечатление строгой правдивости. Роман был написан анонимно, и для читателей той эпохи его автором был сам Робинзон. Книгу принимали за правдивый отчет о пребывании на необитаемом острове. Но там, где современники видели точность и правдивость очевидца, мы видим незаурядное реалистическое мастерство.

    Я взглянул на покинутый нами корабль и с удивлением увидел, что на прежнем месте его уже нет. Теперь его прибило ближе к берегу. Он очутился неподалеку от той самой скалы, о которую меня чуть не расшибло волной. Должно быть, ночью его приподнял прилив,...

    В произведении Д.Дефо "Робинзон Крузо" главный герой Робинзон Крузо, который остался человеком в трудных условиях. Робинзона с детства тянуло к морю, и он мечтал стать моряком, но его отец хотел, чтобы тот стал судьей и поэтому проклял сына. Робинзон...

    Корабль, на котором Робинзон Крузо отправился в путешествие, во время шторма потерпел аварию: сел на мель. Вся команда погибла, кроме одного моряка. Это и был Робинзон Крузо, которого волной выбросило на необитаемый остров. От имени главного героя...

    Практически у каждого человека есть свои стремления и цели в жизни, планы и предположительные способы их осуществления. Кто-то стремится к власти, кого-то манят деньги и богатство, кто-то посвящает жизнь воспитанию детей. Но иногда бывает так, что все...

Даниель Дефо известен миру своим романом о Робинзоне Крузо. Автор подвергает своего героя своеобразному испытанию: моряк вынужден жить на необитаемом острове двадцать восемь лет. Робинзон Крузо не впал в отчаянье, не стал паниковать. Он вел дневник, в котором все события записывал в две колонки: «хорошо» и «плохо». Такие записи помогали ему оставаться человеком. Писатель показывает, как может выжить человек, оставшись вдали от общества и цивилизации, и какие качества характера здесь будут решающими.

Есть немало героев, у которых стоит поучиться мужеству и терпению. Трудности и лишения тяжелого послевоенного времени научили героя рассказа В.Распутина «Уроки французского» самостоятельности, целеустремленности. В те годы, голодные и неустроенные, людям приходилось рано взрослеть и принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, невзирая на бесконечное одиночество, тоску по дому и ужасный голод, сохранил в душе доброту.

В рассказе И.С. Тургенева «Муму» мы знакомимся с глухонемым дворником Герасимом. Несмотря на свой недуг и тяжелую жизнь, этот могучий человек сумел сохранить доброе сердце и гордость.

После расставания с Татьяной Герасим случайно нашел маленького щенка. Забота о нем стала огромной радостью одинокого челоевка. Ни одна мать не ухаживает за своим ребенком так, как ухаживал Герасим за своим питомцем.

«Робинзон Крузо» написан почти три века назад. За это время забыты тысячи книг. А книга о Робинзоне живет.
В чем секрет ее долгой жизни? В описаниях бурь, кораблекрушений, охоты на львов? Вряд ли. Тот, кто читал эту книгу давно, может забыть, сколько приключений было у Робинзона, прежде чем он оказался на необитаемом острове. Но он не забудет сути: это история человека, который «прожил 28 лет в полном одиночестве». Одиночество. Вот что в его истории самое главное.
Разные люди в разное время читали эту книгу по-разному. Одни восхищались: вот что может сделать человек, оставшись один на один с дикой природой, вот что может сделать человек, когда никто не помогает ему, но никто не мешает, никто не ставит подножку. Всё сам! Сам строит дом, сам приручает коз, сам выращивает хлеб.
Другие спрашивали: неужели Робинзон добился всего сам? Неужели ему никто и ни в чем не помогал? И, поразмыслив, отвечали: на самом деле это было, пожалуй, иначе. Действительно, рядом с ним не было ни товарищей, ни помощников. Но каждый день и каждый час жизни на необитаемом острове он пользовался плодами труда других людей.
Найдя на полузатопленном судне ящик корабельного плотника, Робинзон воскликнул, что эту поистине драгоценную находку он не променял бы на целый корабль с золотом. И он был прав! Когда он инструментами плотника рубил деревья, тесал бревна, пилил доски, с ним вместе незримо работали те, кто когда-то сделал эту пилу, этот топор, этот бурав. В ружье и в пулях, в бумаге и в чернилах, в зерне и в тряпках, найденных на корабле, были заключены труд и опыт многих людей. Труд и опыт других людей помогли ему выжить на необитаемом острове.
А что стало бы с человеком, окажись он без всего этого? В долгой истории мореплавания бывали и такие случаи. Но кончались они иначе, чем история Робинзона. Они кончались гибелью или одичанием человека.
Между тем Робинзон много раз возносил благодарение небесам, но ни разу мысленно не поблагодарил ни мастеров, сделавших его топор и ружье, ни пахаря, вырастившего колос, из зерен которого он взрастил целое поле, ни тех, кто научил его искусству плотника, умению возделывать землю.
И еще один вопрос: хорошо ли иметь Робинзона товарищем? На этот вопрос мог бы ответить мальчик Ксури (помните, он спрятался в баркасе, на котором Робинзон бежал из плена). Пока у Робинзона не было другого слуги и помощника, пока Ксури был ему нужен, Робинзон дорожил им. Но вот они оказались в безопасности, на бразильской земле. Как поступил Робинзон с бедным Ксури? Продал его за 60 золотых монет. Правда, поколебавшись: «Мне было жалко продавать свободу бедняги, который так преданно помогал мне самому добыть ее». Потом пожалел о своем поступке. Потому что в нем заговорила совесть? Нет, совсем не поэтому. Когда Робинзон завел плантацию, он увидел, что ему не хватает рабочих рук: «Тут мне стало ясно, как нерасчетливо я поступил, расставшись с мальчиком Ксури».
Выходит, книга не только о том одиночестве, которое окружало Робинзона на необитаемом острове, но и о том одиночестве, на которое он обрек себя сам.

СОЧИНЕНИЕ
Что обрекает человека на одиночество? Над этим вопросом рассуждает автор.
С. Львов разбирает проблему на примере Робинзона Крузо. Автор не говорит о его трудолюбии или изобретательности, он обращает внимание на внутреннее состояние героя, страдающего от одиночества, которое является следствием его же поступка (продажа в рабство мальчика Ксури). С. Львов в определенной степени осуждает героя за эгоистичность. Это и помогает понять авторскую позицию.
Автор считает, что эгоистичные люди сами обрекают себя на одиночество.
Не могу не согласиться с этими словами. Бесспорно, эгоисты – люди несчастные и одинокие, потому что они не умеют любить никого, кроме себя. У нормальных людей это вызывает неприязнь и отторжение. И тому множество доказательств. Я обращусь к литературным примерам.
Возьмем того же Григория Печорина из повести «Герой нашего времени»(М. Лермонтов). Печорин эгоистичен и черств, следствием этого является его одиночество. Герой наслаждается жизнью, но ему не с кем эту радость делить: нет у него друзей - есть лишь приятели. Поэтому и радость его краткосрочна и блекла.
Или давайте обратимся к поэме А. Пушкина "Евгений Онегин". Себялюбие доводит главного героя до убийства и полного одиночества: он не смог отказаться от дуэли, боясь насмешек и обвинения в трусости, и убил лучшего друга.
В общем, одиночество – это «детище» людского эгоизма. Отказавшись от себялюбия, человек открывает для себя двери в новую жизнь.

Центральное место в романе занимает тема возмужания и духовного становления героя.

Перед читателем проходят все этапы его развития: безмятежное существование в отчем доме; юношеский бунт против воли родителей и тяга к путешествиям; душевное огрубение и стремление к скорейшему обогащению; первоначальное отчаяние на необитаемом острове после кораблекрушения и сосредоточенная борьба за выживание; наконец, постепенное духовное возрождение героя и - в результате многолетнего пребывания на острове - более глубокое постижение смысла бытия. Как видим, «Робинзон» не в меньшей мере «роман воспитания», чем «Том Джонс» или «Перигрин Пикль».

Однако «Робинзон Крузо» не просто история воспитания беспутного юнца, вставшего в конце концов благодаря горькому жизненному опыту на верный путь. Это аллегорическая притча (можно и так прочесть роман) - повествование о скитаниях заблудшей души, отягченной первородным грехом и через обращение к богу обретшей путь к спасению. Действительно, с определенного момента своего пребывания на острове Робинзон начинает осмысливать каждое пустячное происшествие как «промысел божий». В тех же терминах переоценивает он и всю свою предшествующую жизнь: «Теперь, наконец, я ясно ощутил, насколько моя теперешняя жизнь, со всеми ее страданиями и невзгодами, счастливее той позорной, исполненной греха, омерзительной жизни, какую я вел прежде.

Все во мне изменилось: горе и радость я понимал теперь совершенно иначе; не те были у меня желания; страсти потеряли свою остроту...» В уповании на милосердие божие, в убежденности, что его трагическое положение - не случайное стечение обстоятельств, а справедливая кара и искупление за прегрешения, находит Робинзон душевное равновесие и силы переносить выпавшие на его долю невзгоды. Даже совпадение даёт представляется герою осмысленным и символическим: «...мое бегство из родительского дома в Гулль, чтобы оттуда пуститься в плавание, произошло в тот же месяц и число, когда я попал в плен к салеским пиратам и был обращен в рабство. Затем в тот самый день, когда я остался живым после кораблекрушения на Ярмутском рейде, я впоследствии вырвался из салеской неволи на парусном баркасе.

Наконец, в годовщину моего рождения, а именно 30 сентября, когда мне минуло двадцать шесть лет, я чудом спасся от смерти, будучи выброшен морем на необитаемый остров. Таким образом, греховная жизнь и жизнь уединенная начались для меня в один и тот же день». Последнее совпадение особенно знаменательно: герой как бы переживает второе рождение - отбрасывает все суетное, что влекло его раньше, и сосредоточивается полностью на сфере духа. Литературной моделью для такого построения мог послужить «Путь паломника», с которым неоднократно сопоставляли «Робинзона» советские и зарубежные исследователи. Сопоставил их в «Серьезных размышлениях Робинзона Крузо» и сам Дефо, отнеся свое произведение, как и роман Беньяна, к жанру «притчи»: «Таковы исторические притчи в Священном писании, таков «Путь паломника» и таковы, одним словом, приключения вашего друга-скитальца Робинзона Крузо».

Герой романа Беньяна Христиан бежит из Города Разрушения и, пройдя через узкие врата, находит дорогу к праведной жизни. Миновав на пути соблазны, искушения и препятствия, в том числе «Ярмарку Житейской Суеты» (именно из Беньяна почерпнул Теккерей название своего знаменитого романа), пройдя через всевозможные нравственные и физические испытания, герой в финале достигает земли обетованной. Как притчу о духовном падении и возрождении Человека можно рассматривать и роман Дефо, причем Робинзон, как и Христиан, выступает в двуединой ипостаси - и как грешник, и как избранник божий. Смыкается с таким осмыслением книги и интерпретация романа как вариации библейского сюжета о блудном сыне: Робинзон, презревший советы отца, покинувший отчий дом, постепенно, пройдя через жесточайшие испытания, приходит к единению с богом, своим духовным отцом, который, как бы в награду за покаяние, дарует ему в конечном счете спасение и благоденствие.

Впрочем, при всей обобщенности образа Робинзона в романе есть и конкретный автобиографический момент, на что указывал и сам Дефо в «Серьезных размышлениях Робинзона Крузо»: «Короче говоря, «Приключения Робинзона Крузо» - это общая схема действительной жизни в течение двадцати восьми лет, проведенной в скитании, одиночестве и огорчениях, какие вряд ли выпадали на долю смертного; в продолжение этих лет я пребывал в мире чудес, в беспрестанных бурях, сражался с самыми ужасными дикарями И людоедами, и пережил бесчисленные удивительные приключения - сталкивался с чудесами большими, чем в истории с воронами; испытал все проявления жестокости и тирании; ощущал несправедливость упреков и презрения людей, атаки дьяволов, небесные кары и земные гонения; пережил бесчисленные превратности фортуны, был в плену, хуже турецкого, и избавился от него столь же хитроумным способом, как в истории с Ксури и салеским баркасом; попадал в море бедствий, вновь всплывал на поверхность и вновь погибал, - и таких взлетов и падений было у меня в течение одной жизни больше, чем у кого-либо другого; часто терпел крушения, хотя больше на суше, чем на море, короче, нет ни одного обстоятельства в воображаемой истории, которое не было бы намеком на реальное событие и не отозвалось бы, шаг за шагом, в неподражаемом „Робинзоне Крузо"» -. Это признание (хотя и сделанное от лица Робинзона) дает основание критикам утверждать, что перед нами духовная автобиография самого Дефо, изложенная в иносказательной форме. Есть даже исследование, где делается попытка буквально каждому эпизоду книги найти соответствие в реальной жизни ее создателя. При таком прочтении побег Робинзона из дома соответствует отказу Дефо, вопреки родительской воле, принять священнический сан, кораблекрушение - разгром восстания Монмута (согласно другой версии, банкротство), необитаемый остров - это Англия, а противоположная сторона - Шотландия, дикари - реакционеры-тори и т.д. Соблазну подобной интерпретации поддался и историк-марксист А. Л. Мортон, восклицающий по поводу эпизода продажи в рабство мальчика Ксури: «Уж так ли нереально видеть в негритянском мальчике-рабе прежних товарищей Дефо по левому лагерю, а в капитане - Вильгельма Оранского?»

Жан Жак Руссо нашел роману Дефо еще одно жанровое определение - «удачнейший трактат о естественном воспитании». Он, пожалуй, первым увидел в романе не просто развлекательное чтиво, а определенную нравственно-философскую тенденцию. Для Руссо Робинзон - один из первых в литературе образов «естественного человека», не испорченного современной цивилизацией, отделенного от нее, что и делает его жизнь гармоничной и счастливой. В таком аспекте роман Дефо и рассматривали в конце XVIII - начале XIX в. авторы многочисленных литературных обработок, именно так, в духе сентиментализма, трактовал его, в частности, И. Г. Кампе, лишивший своего героя даже тех необходимых предметов, которые английский Робинзон забирает с корабля.

Однако у Дефо, поборника прогресса и материального благосостояния наций, не было намерения превозносить преимущества «естественного» состояния над цивилизованным. Из книги это ясно видно: «Целыми часами - целыми днями, можно сказать, - я в самых ярких красках представлял себе, что бы я делал, если бы мне ничего не удалось спасти с корабля. Моей единственной пищей были бы рыба и черепахи. А так как прошло много времени, прежде чем я нашел черепах, то я просто умер бы с голоду. А если бы не погиб, то жил бы как дикарь». «Жил бы как дикарь», - этот ужас просвещенного англичанина перед дикарским, «естественным» состоянием точно подметил Д. Ур-нов: «Не опроститься и одичать, а, напротив, вырвать дикаря из так называемой «простоты» и «природы» старается Робинзон». Однако далее он противопоставляет Дефо его последователям: «Между тем энтузиазм «робинзонады» строится на искусственном извлечении человека из общества». Но разве не именно так поступает Дефо?

И Руссо, если вдуматься, был не прав лишь отчасти. Робинзон, безусловно, цивилизованный человек, продукт цивилизации, пользующийся ее знаниями, духовным опытом, материальными богатствами, стремящийся приумножить их, но - и это «но» весьма знаменательно- помещенный вне цивилизации, предоставленный лишь собственному труду, терпению и изобретательности. «Так жил я на моем острове тихо и спокойно, всецело покорившись воле божьей и доверившись провидению. От этого жизнь моя стала лучше, чем если бы я был окружен человеческим обществом; каждый раз, когда у меня возникали сожаления, ЧТО я не слышу человеческой речи, я спрашивал себя, разве моя беседа с собственными мыслями и (надеюсь, я вправе сказать это) в молитвах и славословиях с самим богом была не лучше самого веселого времяпрепровождения в человеческом обществе?»

Робинзон отделен от жизни общества, где царят гоббсовские законы «войны всех против вся»; весь свой интеллект, изобретательность, энергию он должен направить лишь на покорение природы, а не на общение с себе подобными. Величие Дефо в том и состоит, что он показал обыкновенного человека в противоборстве с природой и с самим собой, его упорство, добрую волю и конечную победу в этой борьбе. Гуманистический пафос книги хорошо поняли романтики. «Ты становишься просто Человеком, пока читаешь ее», - говорит о «Жизни Робинзона» С. Т. Колридж.

Голод не признает ни дружбы, ни родства, ни справедливости, ни права и потому недоступен угрызениям совести и неспособен к состраданию», - весьма прагматично утверждает автор в «Дальнейших приключениях Робинзона Крузо». Поэтому в обществе Нужда толкает человека на преступления, что подтверждается судьбами героев других романов Дефо: Молль Флендерс, капитана Джека, Роксаны - каждый старается урвать кусок пожирнее за счет другого. Да и сам Робинзон, находясь в обществе, поступает не лучше: вспомним хотя бы продажу в рабство мальчика Ксури. Истинное величие герой Дефо обретает только во время своего одинокого пребывания на острове. В присутствии кошек, собаки, попугая и даже верного Пятницы гармоничные отношения сохраняются, но стоит появиться людям на Робинзоновом острове, как начинаются козни, распри, вражда. Знаменательно, что во второй части романа, даже добившись мира и порядка в своих «владениях», Робинзон все же не решается оставить пушки обитателям острова.

Уединение героя на острове позволяет автору затронуть и обнажить некоторые социально-экономические вопросы. Производство и потребление, ценность и стоимость, разнообразие трудовой деятельности и наглядность ее результатов - все это живо занимало Дефо, автора «Опыта о проектах» (1697), «Всеобщей истории торговли...» (1713) и «Совершенного английского негоцианта» (1725-1727). Не случайно известный английский литературовед Ян Уотт назвал «Робинзона» «классической идиллией свободного предпринимательства».

Пока человек существует вне общества, все эти проблемы гармонизируются и упрощаются: «...я сеял ровно столько, чтобы хватило для меня. У меня было множество черепах, но я довольствовался тем, что изредка убивал по одной. (...) Я был сыт, потребности мои удовлетворялись, для чего же мне было все остальное? Если бы я настрелял больше дичи и посеял больше хлеба, чем был в состоянии съесть, мой хлеб заплесневел бы в амбаре, а дичь пришлось бы выкинуть...» Однако достаточно появиться на острове нескольким испанцам, чтобы Робинзон ощутил всю неосмотрительность такого хозяйствования.

Когда-то книга «Робинзон Крузо» не считалась детским произведением. Ничего удивительного. Детям её читать скучно и сложно, а вот для взрослых она в самый раз! Не верите? Перечитайте. Такого «Робинзона Крузо» Вы не знаете — сколько нового откроете для себя! В эпоху её создания, книга считалась серьёзным философским трактатом, написанным в лёгкой форме. Она доступно излагала основные идеи модного тогда Просвещения. Примерно так сегодня пишет Паоло Коэльо. Только Даниель Дефо придумал всё сам...

Как Вы помните, в книжке много говорится о Боге. Одна из первых вещей, которую спасает Робинзон Крузо - это судовая Библия.

Так потом и повелось: в английских домах, где не держали никаких библиотек, в самых скромных семействах, было три книги: Библия, «Путь паломника» (непременный атрибут протестанта) и... роман «Робинзон Крузо».

Какова же главная, центральная проблема этой книги? Как Вы уже догадались - проблема одиночества. Причём одиночества АБСОЛЮТНОГО, утрированного - человек-то выброшен на необитаемый остров!

Роман про Робинзона Крузо можно и нужно рассматривать как рецепт борьбы с одиночеством.

Проблема одиночества человека - это центральная проблема, которой занимаются все мировые религии вообще и в частности. Вот и главная христианская книжка эпохи Просвещения занимается тем же.

Это злые дяди и тёти, слуги Государства-Левиафана сейчас начнут рассказывать Вам, как Вы не одиноки! Они скажут Вам, плачущему у калитки: «Что ты, мальчик, плачешь? Все дети играют в «ручеёк». Иди и играй с ними - разве ты одинок?»

Они скажут: «Что ты плачешь, мальчик? Все дети гуляют друг у друга на свадьбах, берут кредиты и делают ремонт. Иди, толкайся среди них - разве ты одинок?»

Они скажут: «Что ты плачешь, мальчик? Все пенсионеры находят себе много дел. Не выбивайся из стада - так ты не будешь никогда одинок!»

А мудрые философы, цель которых не со-гнать стадо а, наоборот, его разо-гнать , сразу скажут наоборот:

Да, одинок. Одиночество - условие его существования на этой земле. Чувствуете удалённость от Рая?

Да, от этого человек испытывает страдание.

Да, осознав своё одиночество, человек начинает чего-то искать и к чему-то стремиться.

Чаще всего, человек понимает, что преодоление одиночества возможно только через Бога.

Чтобы преодолеть одиночество, человек должен уподобиться Богу.

И, наконец, частичное (!) преодоление одиночества на этой земле... возможно!

Почему преодолеть одиночество на этой земле можно только частично? Потому что здесь любые отношения - временны . Время - атрибут тварного мира, несовершенного мира. Вечность же не знает, что такое Время.

Как же победить страх одиночества? Есть только один способ: осознать Всеединство. Вы, конечно, понимаете, в чём разница между толпой (стадом) и Всеединством. В толпе - каждый несёт своё одиночество. Осознав же Всеединство, человек прозревает, и страх одиночества отступает от него.

Чуть выше я говорила о том, что для преодоления одиночества человек должен уподобиться Богу. Примерно так, как это сделал Робинзон Крузо. Итак,

Урок Робинзона Крузо

Оказавшись на необитаемом острове, в полной изоляции, что начал делать Робинзон Крузо? Он стал заново сотворять мир . Новый мир вокруг себя. Его маленький остров стал очагом жизнетворения. Робинзон Крузо был в этом диком месте - исполняющим обязанности Бога-Творца.

Он встретил первозданный хаос, запустение, а сотворил - Очаг Жизни, построенный на разумных началах.

И вот тогда к нему начали подтягиваться живые люди...

Живые люди всегда подтягиваются туда, где горит свет, курится дымок и вкусно шкворчит на огне ужин.

У Робинзона Крузо были два основных строительных прибора: ВЕРА и ДЕЙСТВИЕ.

Если веришь и действуешь - один не останешься. Видя, какую ты развёл бурную и интересную деятельность, к тебе подтянутся другие одинокие люди. И вот уже вы все не одиноки...

История Робинзона постоянно повторяется в жизни, потому что эта история - архетипична. Считайте, что Даниэль Дефо рассказал нам некий миф, некий вечно случающийся сюжет, запрограммированный где-то там, в платоновском мире идей на постоянное повторение.

А как делать НЕ НАДО
или...
игра в прятки

У одного из русских писателей (сдаётся мне, что у Набокова) есть очень сильный короткий рассказ о том, как дети на даче играли в прятки.

Мальчика «сдали» на денёк на дачу к знакомым, где было сложившееся детское общество. Короче, с ним никто не хотел играть. Молодой гувернёр-студент пытался затеять игры и ввести в них новичка. Но новичка в игры упрямо не брали... И вот, наконец, сами дети придумали играть в прятки и равнодушно «позволили» мальчику тоже участвовать. Ну, как бы, никто не противился.

Обрадованный тем, что его приняли в компанию, он побежал в самый дальний угол сада и спрятался так отлично, что его бы не нашли даже взрослые, перерыв весь дом! Ведь по правилам игры в прятки, молодцом считается тот, кто лучше всех спрятался, не так ли? Мальчик был молодцом...

Вначале он радовался, что его так долго никто не может найти. Потом, когда всех нашли, он начал беспокоиться. Потом он перестал слышать голоса - дети ушли играть в другой угол сада. Потом ему стало всё равно, и он заснул...

Проснулся он, когда летний день начал уже темнеть. Он испугался так, что это трудно себе представить! Впервые на мальчика обрушилось всей многотонной мощью осознание своего абсолютного одиночества. Он вылез из убежища, которое казалось таким славным ещё несколько часов назад, с чувством глубокого омерзения. Он пробежал через весь дом и вышел наружу сквозь парадный выход. Дети сидели на веранде под пледами и слушали, чтение гувернёра. Когда мальчик вошёл, никто не выразил особых чувств.

Немного отреагировал только гувернёр. Поморщившись, с досадой, что прервали его чтение, он холодно, с лёгким удивлением произнёс: «Как, Вы ещё здесь? Я полагал, что за Вами давно прислали горничную и увезли домой».

Если Вы чувствуете одиночество - никогда не забирайтесь в глухой уголок сада, ожидая, что Вас непременно и с радостными криками «обнаружат». Все будут играть в другом конце сада. Никому даже в голову не придёт, что Вас нужно разыскивать.

Поступайте лучше, как Робинзон.

Елена Назаренко