Аракчеев алексей андреевич. Аракчеев Алексей Андреевич – краткая биография

Петр Ершов: занимательная биография писателя для детей и взрослых

Петр Ершов: занимательная биография писателя , автора сказки «Конек — Горбунок», краткая и полная.

Петр Ершов: биография писателя для детей и взрослых

Нет такого взрослого или ребенка, который бы не знал сказки «Конек-Горбунок». А многие скажут, что это народная сказка. Они будут правы. Ведь с одной стороны – это сказка народная, а с другой – у нее есть автор – Петр Ершов. Его жизнь была не простой, но полной удивительных переворотов и захватывающих событий. Именно поэтому такой волшебной и получилась его сказка о Коньке – Горбунке.

В этой статье Вы найдете всё, что нужно для того чтобы интересно рассказать о Петре Ершове детям, студентам или взрослым:

  1. краткую биографию П. Ершова для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,
  2. полную биографию П. Ершова для старших школьников и взрослых,
  3. перечень литературы о писателе Петре Ершове,
  4. список сочинений П. Ершова,
  5. интересные факты о жизни писателя и портреты писателя,
  6. портреты Петра Ершова.

Раздел 1. Петр Ершов: краткая биография писателя для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Расскажите ребенку краткую биографию писателя Петра Ершова как сказку, загадочную историю. Достаточно будет поведать ребенку, как появилась сказка «Конек Горбунок» у писателя, каким он был в детстве, какие жизненные уроки мы можем взять из его биографии.

Например, можно рассказать про Ершова так.

Текст биографии Ершова для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Давным – давно, когда не было на свете ни твоей мамы, ни твоей бабушки, ни даже твоей прабабушки и прапрабабушки жила далеко-далеко на севере в Сибири одна семья. Жили они в деревне Безруково рядом с небольшим городком Ишимом.

В 1816 году зимой, 22 февраля в этой семье родился мальчик. Его назвали Петром. Позже Петр стал известным поэтом и написал о себе и своем рождении так:

«Рожденный в недрах непогоды,
В краю туманов и снегов,
Питомец северной природы
И горя тягостных оков,

Я был приветствован метелью
И встречен дряхлою зимой,
И над младенческой постелью
Кружился вихорь снеговой…

Мой первый взор был – вой бурана,
Мой первый взор был – грустный взор
На льдистый берег океана,
На снежный горб высоких гор…»

Задание для детей: В каком краю родился этот мальчик? (помогите детям вспомнить выразительные слова из стихотворения)Да, в холодном, снежном, в краю с туманами и с метелями, буранами да вьюгами, со снежными вьюгами! В суровом краю!

Мальчик родился очень- очень слабеньким и даже казалось, что он вскоре умрет. Поэтому родители тут же завернули его в пеленки и повезли в церковь крестит, потому что боялись, что он умрет некрещеным. Мальчик постоянно кричал и был очень слаб. Так прошел целый год. Родители молились и что только ни делали, но ничего не помогало, они очень переживали за своего малыша. А малыш никак не выздоравливал.

Когда Петру Ершову исполнился годик, родители его решились от отчаяния исполнить для спасения своего сына обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь – «продать сына».

Это делалось так. К открытому окошку подходил нищий. Ему протягивали ребенка: «Купи!». «А сколько возьмете?» — спрашивал нищий. «Грош», — отвечали родители. Грош – это такая монетка. И тут же родители «проданного ребенка» клали в постельку обратно. Такой обряд сделали и с маленьким Петей. Считалось почему-то в те давние времена, что тогда нищий заберет себе болезнь с ребенка. И как вспоминали потом его родители, мальчик действительно после этого выздоровел. Потом, когда Петя вырос, он в шутку говорил о себе: «Цена мне грош».

Задание для детей: А что такое грош? Правильно, это монетка, как копейка сейчас — самой- самой низкой цены.

(Примечание для взрослых: в этой семье родителей Петра Ершова родилось 12 детей, и только двое из них выжили – это Петр Ершов и его брат. Его брат умер молодым и род продолжил только Петр Ершов. Именно поэтому родители были готовы идти на всё лишь бы ребенок выжил).

Конечно, не старинный заговор, а любовь родителей и их истинная вера в спасение сына помогла маленькому Пете и выздороветь, и набраться сил и стать здоровым умным сильным талантливым мальчиком, а после этого и знаменитым писателем — сказочником.

Обычно дети в дошкольном детстве, такого же возраста как и ты, живут с родителями на одном месте. Но не таким было детство маленького Пети Ершова. Это было детство — путешествие, в котором он вместе с родителями и братом постоянно переезжал из одного места в другое и многое повидал по дороге странствий. Такая была у его отца работа, что он часто должен был переезжать. По пути он видел и интересные города, и народности севера с их странными обычаями, и красивейшую природу.

Задание для детей: А как ты думаешь, на чем Петя Ершов вместе с родителями путешествовал? (скорее всего ребенок назовет или поезд или самолет, автомобиль, тогда ответьте так: «Это было так давно, что не было тогда у людей ни автомобиля, ни самолета! Тогда все ездили на телеге летом и на санях зимой, а по реке плыли на лодке. Как ты думаешь, удобно ли было людям тогда путешествовать на лодке, телеге, санях? Чем удобно? А чем не удобно?») По пути можно было увидеть много красивого! Но путешествие было сложным, помнишь, по какому краю они путешествовали, какая в нем была погода, поэтому с детства Петр не боялся трудностей!

А долгими зимними вечерами забирался маленький Петр в избу, полную стариков и слушал, как они друг другу сказывают сказки, были да небылицы.

Когда пришло время учиться, любящие своих двух детей мама и папа даже не думали оставаться ли в деревне и решили, что надо всей семьей из деревни ехать в город, где есть гимназия! Чтобы у детей была возможность учиться в настоящей школе! И они едут в Тобольск. Там Петя стал гимназистом.

Петр учился в гимназии старательно. А по выходным дням он занимался в литературном кружке, в котором дети читали русские и зарубежные книги, свои произведения и обсуждали их. Такие кружки и сейчас есть во многих школах, и раньше они были.Вел кружок директор гимназии Иван Павлович Менделеев. Именно его сын в будущем станет выдающимся русским химиком, и его имя будет знать весь мир, потому что он придумает знаменитую «таблицу Менделеева»! Иван Павлович — учитель от Бога и директор гимназии сразу заметил литературные способности у Петра Ершова и взял на себя обязанность помогать ему их развивать, стал его другом и наставником, давал ему для чтения хорошие книги и беседовал с ним по прочитанному. Он очень помог развитию дарования и хорошего вкуса Петра Ершова.

Конечно, как любой ребенок, Петр любил и проказничать. Вот один из примеров проказ того времени. Гимназия в Тобольске находилась в доме, имевшем историческое значение и украшенном различными статуями. Так, на фасаде здания была выточенная из дерева фигура Миневры. Однако гимназисты прозвали ее «Венеркой». А любимой забавой гимназистов, и Петра в том числе, было обстреливать прохожих репой, спрятавшись за эту самую «Венерку».

После успешного окончания гимназии в 16 лет Петр Ершов с родителями приехал в Петербург. Для этого возраста он был очень ребячливым – совсем мальчишка! И очень задумчивым! На всех занятиях в университете Петр писал и писал и со стороны казалось, что он старательно всё записывает за преподавателем. А на самом деле он сочинял стихи!

И вот в один день в 1833 году юный студент Петр Ершов закончил стихотворное сочинение и передал его своему преподавателю университета Петру Александровичу Плетневу, другу А.С. Пушкина.

Вопрос детям: Что же было на следующий день? Догадайся? Что сказал Петру его преподаватель?

А вот что было на самом деле. На следующий день П.А. Плетнев пришел на занятия к своим студентам и стал читать сказку Петра Ершова «Конек — Горбунок» вслух всей аудитории! Вместо лекции! Так она ему понравилась!

Как же удивились студенты, которые слушали сказку вместо обычной лекции! Ведь до этого дня их преподаватель Плетнев читал им только произведения именитых писателей и поэтов — Баратынского, Вяземского, Дельвига, Карамзина, Жуковского! Удивились все и литературным достоинствам сказки! Удивились и тому, что автор ее неизвестен.

Довольный произведенным эффектом, преподаватель назвал имя автора -им оказался сидящий рядом Петр Ершов 19 лет из Тобольска! Так к Петру Ершову пришла слава сказочника в его юные годы.

А вскоре Петр Ершов едет с текстом своей сказки к самому Александру Сергеевичу Пушкину в дом на углу Гороховой и Большой Морской в Петербурге. Никто не знает, о чем они говорили. Известно только, что Пушкин сказал, познакомившись со сказкой Петра Ершова: «Теперь эту отрасль литературы я могу и оставить». Как в свое время Державин благословил Пушкина, так и сейчас Пушкин этими словами благословил Ершова.

После этого сказка Ершова про Конька — горбунка много раз переиздавалась и теперь известна всем-всем — всем детям!

Давай с тобой вспомним, о чем она!» Переслушайте или посмотрите сказку с ребенком.

Сказка Конек — Горбунок Петра Ершова: мульфильм для детей

Сказка Конек — Горбунок Петра Ершова: аудио для детей


Современные издания «Конька — Горбунка» с классическими детскими иллюстрациями из «Лабиринта»:

кликните по картинке с обложкой книги, чтобы перейти на ее страницу в Лабиринте

1. Иллюстратор — Елисеев А.М.

2. Иллюстратор — Н.М. Кочергин

Раздел 2. Петр Павлович Ершов: полная биография для старших школьников и взрослых

Детство Петра Ершова

Все мы родом из детства. Каким же было детство Петра Ершова?

В семье Павла Алексеевича и Евфимии Васильевны Ершовых родился очень слабенький младенец. Казалось, что он вот -вот умрет. Опасаясь за жизнь ребёнка, появившегося на свет очень слабым, родители решили крестить его в тот же самый день в градо-Ишимском Богоявленском соборе. Мальчик был очень слаб и кричал, отчаянно закатываясь в крике, а позже у малыша начались еще и нервные припадки.

Отчаявшиеся родители решили провести древний обряд и продать мальчика нищему. Как это было Вы уже читали выше. Обряд помог — припадки прекратились.

В детстве Петр много путешествовал с родителями, потому что его отец по долгу службы часто переезжал из одного города в другой. Именно эти детские яркие впечатления потом вошли как сказочные образы в его сказку «Конек — горбунок».

Что Ершов вынес из детства: предтеча «Конька — Горбунка»

С детства Петр был очень внимателен и наблюдателен. Более того, детский взгляд на мир и открытое миру сердце он сохранил до последних дней своей жизни. Таким людям очень непросто жить, так и случилось с Петром Ершовым.

Первое наблюдение из детства. Конный базар и образ Конька -Горбунка

До 8 лет Петя жил в Петропавловске и Омске. Эти города тогда были совсем не такими, как они представляются нам сейчас. Это были города, в которых на базарах можно было увидеть такой диковинный товар, что даже, пожалуй, в Москве не найдешь. Были там и конные рынки, на которые Петя Ершов мог ходить со своим отцом. Статные скакуны и жеребята всех мастей и окрасов смотрят на мальчика со всех сторон. Но зарубежные гости везли на продажу не только лошадей, были и диковинные животные, например, верблюд. А вот маленький верблюжонок с двумя горбами. Видимо, поэтому сказкой Петра стала сказка о диковинном коне с горбом — Коньке — Горбунке.

Второе наблюдение из детства. Град-столица

Оказавшись в Тобольске, крупном оживленном торговом городе, Петр Ершов впитывает это разнообразие красок столичного города. Град-столица с ее Кремлем, который виден издалека, произвел большое впечатление на Петю, еще, когда семья первый раз въезжала в город. А потом оно усиливалось каждый день. И вылилось позже на страницы сказки.

«Тут коней они впрягали
И в столицу приезжали,
Становились в конный ряд,
Супротив больших палат.

В той столице был обычай:
Коль не скажет городничий —
Ничего не покупать,
Ничего не продавать.
Вот обедня наступает;
Городничий выезжает
В туфлях, в шапке меховой,
С сотней стражи городской.
Рядом едет с ним глашатый,
Длинноусый, бородатый;
Он в злату трубу трубит,
Громким голосом кричит:
«Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте…»

Третье наблюдение из детства. Откуда мог появиться Чудо-кит

Однажды семья Ершовых в очередной раз переезжала. И в этот раз им надо было плыть очень далеко по большим рекам Иртыш и Обь на лодках. Отец Ершова должен был по делам часто высаживаться на берег. А пока отец занимался делами, мальчик слушал местных рыбаков и сказителей. Был среди рассказов такой, который поразил воображение Пети. Это была история об огромном ките, выброшенном на берег. Вот тут и зарождается образ огромной чудо-рыбы.

Четвертое наблюдение из детства. Наблюдения за взрослыми: отношения между чиновниками

Отец писателя был чиновным лицом. Чиновники среди знакомых были разные — и плохие, и хорошие. Своего отца писатель относил скорее ко вторым. Отец Петра не использовал свое положение в корыстных целях, хотя возможность такая была. Несколько раз за время службы был повышен и понижен в должности. Работу свою выполнял старательно и ответственно. Но были и другие, не очень честные, не очень старательные, не очень порядочные. Таких тоже Петр Ершов видел. А потом, уже во взрослом относительно возрасте, даст их портреты на страницах своих произведений.

Гимназические годы Петра Ершова

В 1824 году родители отправили Петра и его брата Николая в Тобольск учиться. И в 1827 году братья Петр и Николай Ершовы поступают учиться в гимназию.

Мальчики жили в купеческой семье Пиленковых - родственников матери. Жили они у дяди – Николая Степановича Пиленкова, который проявлял большую заботу о мальчиках. Николай Степанович был человек в городе известный, миллионер-меценат.

Братьям очень повезло! С 1827 года в гимназии, в которой они стали учиться, появился новый директор — Иван Павлович Меделеев — отец будущего химика Дмитрия Менделеева. Иван Павлович создал новую систему обучения в гимназии, которая дала право ее выпускникам поступать в вузы России. Он проповедовал творческий подход к обучению детей, и сам лично организовывал и проводил для учеников- гимназистов «литературные воскресенья». На литературных воскресеньях ученики читали произведения русских и зарубежных авторов, обсуждали их, читали собственные сочинения. Именно Иван Павлович заметил литературные способности юного Петра Ершова и стал целенаправленно из развивать!

Поскольку отец Петра Ершова был в постоянных разъездах и не могу заниматься с сыном, Иван Павлович — директор гимназии — взял на себя труд развития одаренности мальчика. Он приглашал Петю к себе домой, давал ему хорошие книги для чтения, беседовал с ним о прочитанном. В будущем Петр Ершов всегда с благодарностью о нем отзывался и считал его своим первым наставником.

Интересный и очень важный факт: так часто случается в жизни, что добро возвращается к нам добром самым неожиданным образом! И история и биографии знаменитых людей дают в этом плане нам жизненный урок. Вот что было далее. В дальнейшем произошла смена ролей. Иван Павлович Менделеев умирает и оставляет своего 13- летнего сына Дмитрия Менделеева — будущего химика. И Петр Ершов станет опорой этому мальчику, станет его наставником в жизни и верным другом! Именно он напутствует в дальнейшем Дмитрия к поступлению в университет. Вот так человек, поддерживая человека, помогает жизни, развитию, дружбе, созиданию!

Продолжим дальше биографию. В Тобольске братья Ершовы учились достаточно хорошо, старались и стремились получить образование. По окончании училища в Тобольске Петр Ершов был награжден «Новым заветом» — массивной книгой в кожаном переплете с золотым тиснением. На первом листе был сделана дарственная надпись:

«Подарена на открытом испытании Тобольского Уездного Училища ученику 2 –го класса Петру Ершову. За отлично хорошие успехи в науках, благонравие и прилежание. 1826 года 5 дня».

Но не только учеба составляет школьные годы, это еще и отношения со сверстниками и интересными людьми. И юному Петру Ершову в этом плане опять очень везло!

В это время в Тобольске жил знаменитый композитор Александр Александрович Алябьев. Алябьев написал много музыкальных произведений. Вспомним хотя бы известный всем нам романс Алябьева «Соловей» на слова Дельвига. В Тобольске Алябьев создал симфонический оркестр.

Ершов подружился с А. Алябьевым и ходил с ним на все репетиции оркестра. Они были лучшими друзьями. Именно Алябьев познакомил Ершова с творчеством А. С. Пушкина более глубоко, ведь композитор писал музыку на его стихи.

Впоследствии он вспоминал смешную проделку, связанную с их дружбой:

«Алябьев как-то в споре со мной, шутя, сказал, что в музыке я ничего не смыслю. «Ну, брат, я докажу тебе на первой же репетиции, что ты ошибаешься». … Вот и репетиция. Сели мы с Алябьевым поближе к оркестру. Я дал ему слово, что замечу малейший фалып. В то время первой скрипкой был некто И-тков, отличный музыкант; он при каждой ошибке в оркестре такие рожи строил, что хоть вон беги. Я с него глаз не спускаю, а Алябьев ничего не замечает, для него в целом мире одна музыка. Как только у первой скрипки рожа, я и толкну Алябьева. Не вытерпел он, в половине пьесы встал да и поклонился мне… Когда дело объяснилось, мы оба расхохотались».

Так прошли школьные годы. Когда мальчики Петр и Николай Ершовы закончили обучение в гимназии, отец перевёлся в Петербург, где братья поступили в Петербургский университет.

Юность Петра Ершова: студенческие годы

В 1830 году отец будущего поэта добивается перевода в Петербург. Обосновавшись в Петербурге, отец вызывает к себе остальное семейство. Таким образом, Ершовы оказались в столице культурной жизни России того времени.

По прибытии в столицу Пётр Ершов подаёт прошение о зачислении его в студенты историко-филологического факультета Санкт-Петербургского императорского университета. И поступает в него учиться.

Так как Петр жил недалеко от университета, к нему стали часто захаживать товарищи. Молодые люди живо обсуждали новые сказки А.С. Пушкина, вышедшие в печать «Русские сказки» в. И. Даля. Хотя, надо отметить, что Ершовы жили в Петербурге довольно скромно. Братья несколько сторонились своих богатых сокурсников.

Одним из друзей Ершова был Андрей Ярославцев, который впоследствии выпустил первую биографию Петра Ершова. Он тоже увлекался литературой. Вот как он описывал Петра Ершова:

«…Особенно заметен был Петр Ершов: это была сибирская девственная натура, хранящая в себе какие-то драгоценности… Лицо его, бледноватое, без румянца; темные волосы слегка закручивались на широком лбу и на висках; нос небольшой, брови дугой поднимались над его добродушными глазами, из которых глядели мысль и фантазия… Петр Ершов до конца своей жизни избегал людей, рвущихся хоть несколько к наружному блеску или не вполне откровенных, или откровенных в предметах, бывших не по душе ему.» (Ярославцев, однокурсник и товарищ Петра Ершова)

Как Петр Ершов стал писателем

Многие известные писатели и поэты, начиная свой путь, делают некоторые пробы пера. У А. С. Пушкина, например, это лицейские стихи. А вот у Ершова проба пера стала сразу зрелой и самой известной его вещью — его главным произведением, сказкой «Конек — Горбунок». Вот как это произошло.

Первый год жизни в Петербурге был достаточно тяжелым не только для Ершова, но и для всей северной столицы. Пришла холера, людские бунты, нищета. Все это стало сильно резать глаза молодому юноше, прогуливавшемуся по улицам города в то время. Начала одна за одну цепляться мысль о сюжетах сказки, в которой героем будет бедный юноша, но честный и справедливый. Форма сказки пока не ясна Ершову – проза или стихи? Пока у Петра созревали только зачатки сюжета.

Помогло Ершову стать писателем его знакомство с Петром Александровичем Плетневым. Здесь мы находим еще один пример того, как талантливый человек может повлиять на судьбу другого человека!

П. А. Плетнев был одним из преподавателей молодого Ершова в университете, профессором русской словесности (с 1832 г. ректор Санкт-Петербургского университета). Пётр Плетнёв – поэт и критик, друг Александра Сергеевича Пушкина, ближайший его соратник во всех делах с изданием книг. Он помог в деле напечатания более чем 20 книг Пушкина. Именно Плетневу Александр Сергеевич посвятил поэму «Евгений Онегин» и назвал его человеком «души прекрасной, святой исполненной мечты, поэзии живой и ясной, высоких дум и простоты». Сам Пушкин называл его «кормильцем» и «благодетелем». Они дружили семьями. Плетнёв был активнейшим сотрудником пушкинского журнала «Современник» и продолжил издание журнала и после смерти поэта.

Именно Плетнев познакомил юношу Ершова со сказками Пушкина. В это время как раз в свет выходит «Сказка о царе Салтане». А вот и находка для формы задумок молодого Ершова! Да, это будет сказка. Ведь, если и писать что о народе, так в форме сказки, ибо это и есть сам народ.

П.А. Плетнев и А.В. Никитенко были университетскими учителями Ершова, впоследствии ввели его в литературные круги, познакомили с Пушкиным лично. Ершов любил словесность как предмет для изучения, и в его университетском аттестате значилась самая высокая оценка по словесности.

Ершов с головой уходит в работу над сказкой «Конек — Горбунок». Она получается у него достаточно быстро, все сюжетные линии выстраиваются воедино, все герои занимают свои места. Как только сказка была готова, Петр отдает ее своему преподавателю Плетневу, надеясь на его благосклонность. Его надежды оправдались.

Где в первый раз была прочитана сказка «Конек — Горбунок»?

В один из дней, Плетнев, придя в университет, вместо лекции начинает читать сказку Ершова всей многочисленной аудитории студентов. Закончив читать, Плетнев раскрыл имя автора, сидевшего тут же в аудитории. Так к автору впервые приходит слава, а произведение открывается публично.

В дальнейшем Петр Ершов получил и благословение самого А.С. Пушкина. Известно, что Пушкин сказал о литературном даре Ершова так: «Этот Ершов владеет русским стихом, точно своим крепостным мужиком». И отметил, что «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Кто автор первых строк сказки? А.С. Пушкин или П. Ершов?

Сказка Петра Ершова «Конек — Горбунок» начинается такими словами:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.

Кто же написал эти слова — Петр Ершов или сам Пушкин? До сих пор этот вопрос активно обсуждается.

«В апогее своей славы Пушкин с живым одобрением встретил известную русскую сказку господина Ершова „Конёк-Горбунок“, теперь забытую. Первые четыре стиха этой сказки <…> принадлежат Пушкину, удостоившему её тщательного пересмотра», так утверждает А. Смирдин в своих воспоминаниях.

Интересный факт: В 1910-1930-е годы эти строчки из сказки были включены в собрания сочинений Пушкина, но позже было решено не печатать их вместе с пушкинскими произведениями по той причине, что эту цитату Смирдина можно истолковать так, что Пушкин только отредактировал стихи.

Есть еще один факт. После смерти Пушкина Ершов заменил в своей сказке одну строку — строку «Не на небе - на земле» на другой текст, который мы и читаем в современных публикациях сказки: «Против неба - на земле». Высказывались сомнения в том, что он поступил бы так, если бы автором этих строк был Пушкин.

Интересный факт из жизни Петра Ершова

В Петербурге Ершов учился игре на флейте у известного музыкального педагога того времени и композитора О.К. Гунке, по совету которого написал в 1836 году либретто большой волшебно-героической оперы «Страшный меч».

Когда приятель спросил его, почему он предпочел именно этот инструмент, он с глубокой серьезностью ответил:

Так ведь флейту можно уложить в карман, а на прогулках, где-нибудь в отдаленных местах, потешить себя.

Дальнейшая судьба произведений Петра Ершова

Первая часть «Конька-Горбунка» была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» под редакцией О.И. Сенковского. Опубликованная часть закачивалась словами: «Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет…»

5 октября 1834 года в «Северной пчеле» появилось объявление о том, что сказка вышла отдельной книгой. Продается она в магазине Смирдина по 5 рублей за книгу.

К Ершову с этой сказкой приходит успех, он начинает жить жизнью литератора: ходит на литературные встречи, ищет новых знакомств, пробует себя в различных жанрах. Ершов полон планов и надежд!

Но… В мире литературы того времени все было очень непросто. В силу молодости Ершов не смог это разглядеть, да и скрывалось это все тщательно. Политика и литература плотно переплетались.

После издания сказки она надолго попала под запрет публикации и второе ее издание вышло только в 1856 году после царствования Николая — цензура не давала издавать «Конька- Горбунка». Отзывы на сказку тоже были противоречивыми.

Журнал «Северная пчела» был булгаринским. Это означало, что хвалебная речь в журнале о Ершове своей целью имела сделать его «своим» писателем.

Журнал «Молва» зачисляет Ершова в «смирдинские писатели» и публикует негативный отзыв о «Коньке-Горбунке», называя это произведение подделкой. Автор статьи писал: «Конек-Горбунок не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса». Это был удар для писателя. Автором статьи этой, кстати, был известнейший критик В. Белинский.

Порвать со Смирдиным Ершов не мог из-за затруднительного денежного положения, Плетнев же соглашался печатать в «Современнике» его стихи исключительно бесплатно.

И хотя, внешне все казалось удачным, стихи Ершова печатались в журналах, автор начинает понимать, что они не идут ни в какое сравнение с его сказкой.

Издавались и подделки сказки Ершова. Например, если в исходном тексте Ершова говорится:

В глазки с нежностью глядит,
Сладки речи говорит:
«Бесподобная девица,
Согласися быть царица!
Я тебя едва узрел —
Сильной страстью воскипел.
Соколины твои очи
Не дадут мне спать средь ночи
И во время бела дня —
Ох! измучают меня.
Молви ласковое слово!
Все для свадьбы уж готово;
Завтра ж утром, светик мой,
Обвенчаемся с тобой
И начнем жить припевая».
А царевна молодая,
Ничего не говоря,
Отвернулась от царя.

то в переделанных вариантах эти слова во время цензуры были изменены так:

«Миловидно улыбнулась
И к царю тут повернулась.
Говорит царю в ответ:
«Я твоя, тут спору нет…»

Была у Ершова и попытка вернуться к сказительному народному жанру, идея оформилась позже в виде поэмы «Иван-царевич». Но поэма так и не была написана, а рукописи ее Ершов сжег в порыве разочарования. Пробовал он себя позднее и в создании либретто русской оперы. По характеру это была волшебно-героическая опера, имевшая название «Страшный меч». Некоторые ее части оказались даже весьма удачными. Либретто получило одобрение к представлению в свет. Но представлено так и не было. Ершова опередила опера Глинки «Жизнь за царя».

В чем причина дальнейших литературных неудач Петра Ершова?

Почему, написав гениальную сказку в юные годы, Петр Ершов более так и не создал ни одного произведения столь популярного? Ответ на этот вопрос дает Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти» в главе «Заповеди детских писателей. Учиться у народа — учиться у детей».

Он пишет очень важные для всех нас — живущих в 21 веке- слова, слова — урок жизни:

Часто случалось читать, будто эта творческая трагедия Ершова произошла оттого, что он вскоре после «Конька-горбунка» уехал к себе в Сибирь, сделался инспектором, а позднее директором тобольской гимназии и с головою был втянут в тину захолустной чиновничьей пошлости. Это, конечно, вздор. Мало ли было чиновников среди замечательных русских писателей: и Крылов, и Даль, и Гончаров, и Щедрин, — но из-за этого они не утратили своих дарований тотчас же после первого литературного опыта.

Еще более разительной кажется мне вторая странность биографии Ершова. Почему, создавая свою детскую книгу, которая является, так сказать, хлебом насущным для всех пятилетних, шестилетних, семилетних детей, он ни разу не догадался, что это детская книга? И никто из окружавших его тоже не догадался об этом. Барон Брамбеус напечатал первую часть его книги в «Библиотеке для чтения», издававшейся исключительно для взрослых читателей. И критики мерили ее только такими мерилами, которыми измеряются книги для взрослых. А если бы Ершов вздумал сунуться со своим «Коньком-горбунком» в журнал для детей, оттуда вытолкали бы его «Горбунка», как мужика-деревенщину, затесавшегося на губернаторский бал.

За всю свою долгую жизнь он почти никогда уже не возвращался к»простонародному», крестьянскому стилю, которым написан «Конек-горбунок», а пытался культивировать стиль тогдашней высокой поэзии, сочиняя послания, эклоги в духе Жуковского и даже вычурные стихотворения в бенедиктовском духе, хотя и был в этой области неудачлив и даже безличен , то есть похож на всякого другого из тогдашних середняцких писателей.

И тут, мне сдается, разгадка первой странности его биографии. Мастер русского народного стиля, которым он владел в совершенстве, он тотчас после»Конька-горбунка» отрекся от этого стиля, пренебрег им и ни разу не сделал попытки вернуться к нему в своем творчестве (если не считать «Русской песни», написанной им вскоре после «Конька-горбунка», и еще двух-трех произведений такого же рода, проявлявших тенденцию к модному в те времена стилизаторству).

Его биограф очень верно указывает:

«Там, где искрой вдохновения Ершову служит народное творчество, где он остается верным своему светлому таланту сказочника и поэта, там он находит и нужные краски,и выразительную красоту языка, и естественность хода событий, и задушевность, которые всегда получают отклик в сердце читателя. Но как только он становится на ходули романтизма или переходит на чуждую его поэтическому таланту почву бытописательства и религиозного мистицизма, силы изменяют ему» (В.Утков, Вступительная статья к «Сочинениям», П.П.Ершова, Омск,1950, стр. 27).

Отсюда все его неудачи и немощи: он оторвался от своей почвы, от народа, который дал его творчеству такие могучие соки, — от народной речи,народного юмора, народного мировоззрения, народной эстетики. И тут, как мне кажется, ключ ко второй особенности его трагической биографии.

При Николае I «Конек-горбунок» был долго под цензурным запретом. А потом мало-помалу стал печататься как лубочная книга для низового читателя. Ею бойко торговали офени в деревнях и на ярмарках — наравне с ситцами, сонниками, иконами, пряниками.

Однако прошло лет тридцать, и она вошла в литературу опять, но уже вкачестве книги для маленьких. Маленькие отвоевали ее у больших и навсегда завладели ею, как драгоценной добычей, и тут только большим удалось разглядеть, что для детей это в самом деле хорошая пища — вкусная, питательная, сытная, способствующая их духовному росту… Отвоевав эту книгу у взрослых, дети передали ее по наследству своим внукам и правнукам, и правнукам правнуков, и нельзя представить себе такое поколение русских детей, которое могло бы обойтись без нее.Тут великий урок для всех нас. В этой поучительной судьбе «Горбунка»был явно для всех поставлен знак равенства между детьми и народом. Детское и народное оказались синонимами.

Поэт ли тот, кто с первых дней созданья
Зерно небес в душе своей открыл,
И как залог верховного призванья
Его в груди заботливо хранил?
Кто меж людей душой уединялся,
Кто вкруг себя мир целый собирал;
Кто мыслию до неба возвышался
И пред творцом во прах себя смирял?

Поэт ли тот, кто с чудною природой
Святой союз из детства заключил;
Связал себя разумною свободой
И мир и дух созданью покорил?
Кто воспитал в душе святые чувства,
К прекрасному любовию дышал;
Кто в области небесного искусства
Умел найти свой светлый идеал?

Поэт ли тот, кто всюду во вселенной
Дух божий — жизнь таинственно прозрел,
Связал с собой и думой вдохновенной
Живую мысль на всем напечатлел?
Кто тайные творения скрижали,
Не мудрствуя, с любовию читал;
Кого земля и небо вдохновляли,
Кто жизнь с мечтой невольно сочетал?

Поэт ли тот, кто нить живых сказаний
На хартии сочувственно следил;
Кто разгадал хаос бытописаний
И опытом себя обогатил?
Кто над рекой кипевших поколений,
В глухой борьбе народов и веков,
В волнах огня, и крови, и смятений, —
Провидел перст правителя миров?

Поэт ли тот, кто светлыми мечтами
Волшебный мир в душе своей явил,
Согрел его и чувством и страстями,
И мыслию высокой оживил?
Кто пред мечтой младенцем умилялся,
Кто на нее с любовию взирал;
Кто пред своим созданьем преклонялся
И радостно в восторге замирал?

Поэт ли тот, кто с каждой каплей крови
Любовь в себя чистейшую приял;
Кто и живет и дышит для любови,
Чья жизнь — любви божественный фиал?
Кто все готов отдать без воздаянья,
И счастье дней безжалостно разбить,
Лишь только бы под иглами страданья
Свою мечту прекрасную любить?

Поэт ли тот, кто, в людях сиротея,
Отвергнутый, их в сердце не забыл;
Кто разделял терзанья Прометея,
И для кого скалой мир этот был?
Кто, скованный ничтожества цепями,
Умел сберечь венец души своей;
Кто у судьбы под острыми когтями
Не изменил призванью первых дней?

Поэт ли тот, кто холод отверженья
Небесною любовью превозмог,
Врагам принес прекрасные виденья,
Себе же взял терновый лишь венок?
Кто не искал людских рукоплесканий;
Своей мечте цены не положил
И в чувстве лишь возвышенных созданий
Себе и им награду находил?

Пусть судит мир! Наследник благодати —
Пророк ли он, иль странник на земле?
Горит ли знак божественной печати
На пасмурном, мыслительном челе?
Пусть судит он! — Но если мир лукавый,
Сорвав себе видений лучший свет,
Лишит его и имени и славы,
Пускай решит: кто ж он — его Поэт?

В честь П. П. Ершова в Тобольске названа улица, а также установлен памятник. На памятнике написано: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок». Памятник Ершову установлен и в Нефтеюганске. Село Безруково, в котором родился Петр Ершов переименовано в «Ершово». Именем Ершова также названы улица в г. Ишим, Ишимский государственный педагогический институт. В Ишиме есть культурный центр имени П. Ершова, который восстанавливает и сохраняет его наследие.

Правнуки и праправнуки Ершова живут и работают в Сибири в области медицины, образования, журналистики.

В 1960 г. село Безруково Ишимского района Тюменской области переименовано в с. Ершово. Также именем П. П. Ершова названа улица в г. Ишим Тюменской области, его имя носит Ишимский государственный педагогический институт. В Ишиме действует Культурный центр П. П. Ершова с единственной в стране экспозицией, хронологически рассказывающей о жизни и творчестве поэта и педагога. В Нефтеюганске на пл. Юбилейной установлен бюст П. П. Ершову.

Это интересно знать: о сказке П. Ершова «Конек — Горбунок»

Оказывается, сюжет сказки о коньке — горбунке встречается у многих народов. В основу сказки П. Ершова легли народные сказки, при этом, по-видимому, не только русские, но и сказки других народов. А может быть свои детские впечатления от слушания сказок зимой в избе?

Например, исследователям фольклора известна норвежская народная сказка с похожей сюжетной линией. Сказка называется «De syv folene» («Семь жеребят»). В норвежской сказке говорится о трёх сыновьях, которые должны были пасти волшебных коней короля. А наградой за выполненное поручение была для них прекрасная принцесса. В этом поручении младшему сыну помог волшебный жеребёнок, разговаривающий человеческим языком.

Известна и монгольская сказка с весьма похожим сюжетом.

Подобные сюжеты есть в словацком, белорусском, украинском (в частности, закарпатском), бурятском, цыганском (кэлдэрарском) фольклоре.

Со времени своего существования сказка «Конёк-Горбунок» издавалась огромными тиражами не менее 130 раз на 27 языках народов мира.

Про Иванушку как главного героя сказки Петра Ершова

Очень часто мы задумываемся над вопросом, а почему главный герой этой сказки не просто Иванушка, а … дурак? И дурак ли он? Можно обсудить этот вопрос и с ребенком.

«На «Коньке-Горбунке», — не раз говорил Ершов, — воочию сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилу».

Оказывается, такие герои сказок как Иванушка у Петра Ершова в «Коньке -Горбунке» есть не только у нас в русских сказках, но и в сказках других народов! У нас этого героя зовут Иванушкой, или Иванушкой – дурачком, в Германии это Глупый Ганс, в Полинезии – Маук, на остовах Меланезии – Тагаро – Мбити!

Почему во всех странах именно младшему сыну так везло? Ученые объясняют, что с древности у народа было особое отношение именно к младшему сыну. Старшие сыновья уходили на освоение новых земель, там обзаводились своими семьями. А младшие оставались при родителях, становились хранителями домашнего очага отца и матери.. перенимал от родителей древние предания. И рос особым сыном с детства!

А почему же Иванушка в сказке Петра Ершова — дурачок? Дурак ли он на самом деле? Нет! Друг Петра Ершова Ярославцев писал так: «Дурачком здесь называется Иванушка только на людском языке: он не подходит под понятия людей обыкновенных». Если старшие братья сеют пшеницу, то Иванушка совершает подвиг за подвигом. Иванушка -это человек чистый, бескорыстный и с открытым сердцем, каким был и сам Петр Ершов.

Какие еще произведения написал Петр Ершов?

Кроме «Конька-горбунка» Петр Ершов писал стихи, некоторые из них Вы нашли в этой статье. Также была издала его баллада «Сибирский казак» . Также он написал драматический анекдот «Суворов и станционный смотритель», цикл повестей «Осенние вечера».
Полный перечень стихотворений Ершова П. П.:

  • PARBLEU OU POUR LE BLEU (ЧЕРТ ПОБЕРИ ИЛИ РАДИ НЕБА)
  • А. И. ДЕСПОТУ-ЗЕНОВИЧУ (ТЕБЯ Я УМНЫМ ПРИЗНАВАЛ)
  • АЛЕКСЕЮ ЕГОРОВИЧУ ВИКТОРОВУ (ЛЮБИТЕЛЬ ДРЕВНОСТИ И РУССКОЙ СТАРИНЫ)
  • В АЛЬБОМ В. А. ТРЕБОРНУ
  • В АЛЬБОМ С. П. Ж<ИЛИНОЙ>
  • В. А. АНДРОННИКОВУ (ТЫ ПРОСИШЬ НА ПАМЯТЬ СТИХОВ)
  • ВОПРОС
  • ВОСПОМИНАНИЕ
  • ВСТУПАЯ В СВЕТ НЕБЛАГОДАРНЫЙ…
  • ГРУСТЬ
  • ДВЕ МУЗЫ
  • ДВУМ ТОЩИМ ВЫХОДЦАМ НАШ ГОРОД-ХУДОТЕЛ…
  • ДО СИХ БЫ ПОР Я ОТВЕРГАЛ…
  • ДРУЗЬЯМ (ДРУЗЬЯ! ОСТАВЬТЕ УТЕШЕНЬЯ)
  • ЕГО СО СПИЧАМИ В УСТАХ…
  • ЖЕЛАНИЕ
  • ЖЕЛАНИЕ ЛЮБВИ
  • ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ
  • ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
  • К ДРУЗЬЯМ (ДРУГИ, ДРУГИ! НЕ КОРИТЕ)
  • К МУЗЕ
  • К ОДНОЙ ФИЛАНТРОПКЕ (В ФИЛАНТРОПИЧЕСКОМ ПРИПАДКЕ)
  • КЛАД ДУШИ
  • КОЛЬЦО С БИРЮЗОЮ
  • КОНЕК-ГОРБУНОК
  • КТО ОН?
  • КУПЦУ ПЛЕХАНОВУ (СИБИРСКИЙ НАШ КАЩЕЙ)
  • ЛЮБИТЕЛЬНИЦАМ ВОЕННЫХ
  • М. ЗНАМЕНСКОМУ (СУДЬБОЮ ДАННЫЙ КАПИТАЛ)
  • МОИ ПРИЯТЕЛИ ФЕДУЛЫ…
  • МОЛОДОЙ ОРЕЛ
  • МОНОЛОГ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО
  • МОЯ ЗВЕЗДА
  • МОЯ ПОЕЗДКА (ВЫЕЗД. ПОЛЕ ЗА ЗАСТАВОЙ. ПЕСНЯ ПТИЧКИ. СКОРАЯ ЕЗДА. ДОРОГА. ГРОЗА.)
  • МУЗЫКА
  • НА ОТЪЕЗД А. П. И С. П. Ж<ИЛИНЫХ>
  • НЕ ЗАБЫТА МАТЬ-РОССИЯ
  • НЕ ТОТ ЛЮБИЛ, ЛЮБВИ КТО СВЕДАЛ СЛАДОСТЬ…
  • ЕКОЕМУ ПРОГРЕССИСТУ
  • НИГИЛИСТУ-ЕСТЕСТВЕННИКУ
  • НОЧЬ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
  • ОДИН, СПОКОЕН, МОЛЧАЛИВ…
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • ОПРАВДАНИЕ
  • ОСЕЛ ОСТАНЕТСЯ ОСЛОМ…
  • ОСЬМИСТИШИЯ
  • ОТРЫВКИ (ОДИН, СПОКОЕН, МОЛЧАЛИВ… , ПРИРОДА СКРЫТА В РИЗЕ НОЧИ… , ПАЛЫ)
  • ПАЛЕСТИНУ НАШУ ПОКИДАЕТ ОН…
  • ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
  • ПЕРВЫЙ ВЕСЕННИЙ ЦВЕТОК
  • ПЕРЕМЕНА
  • ПЕСНЯ КАЗАКА
  • ПЕСНЯ ОТРОКА (ИЗ ЛИБРЕТТО ОПЕРЫ «СТРАШНЫЙ МЕЧ»)
  • ПЕСНЯ СТАРИКА ЛУКИ (ИЗ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ «ФОМА-КУЗНЕЦ»)
  • ПЕЧАЛЬНЫ БЫЛИ НАШИ ДНИ…
  • ПО ПРОЧТЕНИИ ОДНОЙ ГАЗЕТНОЙ СТАТЬИ
  • ПОКЛОННИКАМ ЛАТЫНИ
  • ПОСЛАНИЕ К ДРУГУ
  • ПРАЗДНИК СЕРДЦА
  • ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО И ПРЕВОСХОДСТВО…
  • ПРИРОДА СКРЫТА В РИЗЕ НОЧИ…
  • ПРОЕКТ НОВОГО ЗАКОНА
  • ПРОЩАНИЕ С ПЕТЕРБУРГОМ
  • ПУБЛИЦИСТУ-ПЕДАГОГУ
  • РАНО УТРОМ ПОД ОКНОМ…
  • РУССКАЯ ПЕСНЯ
  • РУССКИЙ ШТЫК
  • СЕМЕЙСТВО РОЗ 1
  • СИБИРСКИЙ КАЗАК
  • СМЕРТЬ ЕРМАКА
  • СМЕРТЬ СВЯТОСЛАВА
  • СТАРЫЕ И НОВЫЕ ПОРЯДКИ
  • СТРАШНЫЙ МЕЧ (ОТРЫВКИ ИЗ ЛИБРЕТТО)
  • СУЗГЕ
  • ТАКОЙ НАРОД ЗДЕСЬ ХЛЕБОСОЛ…
  • ТИМКОВСКОМУ. НА ОТЪЕЗД ЕГО В АМЕРИКУ
  • ТРИ ВЗГЛЯДА
  • ФОМА-КУЗНЕЦ. ОТРЫВОК ИЗ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ
  • ХРАМ СЕРДЦА
  • ЧЕМУ ЗАВИДОВАТЬ, ЧТО НЕКИЙ ГОСПОДИН…
  • ЧЕРЕПОСЛОВ. ОТРЫВОК ИЗ ВОДЕВИЛЯ
  • ШАТЕР ПРИРОДЫ
  • ЭКСПРОМТ (ЧУЖДЫЙ БАЛЬНОГО ВЕСЕЛЬЯ)
  • ЭКСПРОМТ (ЭВР_И_КА, ЭВР_И_КА!..)
  • ЭКСПРОМТЫ НА НОВЫЙ 1842 ГОД

Фильмы и мультфильмы по произведениям Петра Ершова

По сказке Петра Ершова «Конек — Горбунок» были в 1941 году снят художественный фильм. А позже сняты и мультфильмы (1947 и 1975 годы).

Балеты по сказке Петра Ершова «Конек — Горбунок»

Конёк-горбунок (балет Пуни) — 1864 г.

Конёк-Горбунок (балет Щедрина) — 1958 г.

  • Алексеев Г. Чародей из Сибири: К 175-летию со дня рождения П.П. Ершова // Библиотекарь. – 1990. – №2. – С.52-53
  • Вакуров В. О сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок» // Дошкольное воспитание. – 1988. — № 1. – С.54-55
  • Грязнова А.Т. Опыт лингвистического анализа сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок» // Русский язык в школе. – 1999 год. — № 4. – С. 59-66.
  • Касаркин В. «Счастливый ему путь!…»: К 175-летию со дня рождения писателя П.П. Ершова // Семья и школа. – 1990. № 3. –С.55-56
  • Колганова А. Метаморфозы Конька-горбунка: [Изучение сказки П. Ершова] //Детская литература. – 1986. — №9. – С.43-47
  • Лебедев Ю.В. Русский сказочник: К 175-летию со дня рожденияП.п.Ершова // Литература в школе. – 1990. – С. 2-12
  • Лупанова И. П. П. П. Ершов / Ершов П. П. Конёк-горбунок. Стихотворения. - Ленинград: Советский писатель, 1976. - С.5-52. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание).
  • Макареня А. Не на небе, на земле…: Малоизвестные материалы о жизни и деятельности поэта и педагога: [К 175-летию со дня рождения П.П. Ершова] // Народное образование. – 1990. №3. С. 172-177
  • Михеева Л.Н. О «Коньке-горбунке» и его авторе / В.Н. Вакуров. О словах и выражениях сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок» // Русская речь. – 1990. – №2. – С.16-30
  • Овчинникова С. «Вся моя заслуга тут…»: К 175-летию со дня рождения П.П.Ершова // Дошкольное воспитание. – 1990. № 6. – С.58-64
  • Овчинникова С. Петр Павлович Ершов [О творчестве поэта] // Дошкольное воспитание. – 1974. — №12. – С. 40-49
  • Савченкова Т. П. Пётр Павлович Ершов (1815-1869): Архивные находки и библиографические разыскания. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. - 344 с.
  • Сетин Ф. История русской детской литературы. Конец X- первая половина XIX века. – М., 1990. – С. 210-249
  • Сурат И.З. Словесный мир сказки: »: К 150-летию сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» // Русская речь. – 1984. — №4. – С.3-8
  • Утков В. Г. В поисках Беловодья. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. - 336 с.
  • Утков В. Г. Дороги «Конька-Горбунка». - М., 1970. - 112 с.
  • Утков В. Г. Рождённый в недрах непогоды. - Новосибирск, 1966. - 418 с. (повесть-хроника о детстве и отрочестве П. П. Ершова)
  • Утков В. Гражданин Тобольска: О жизни и творчестве П.П. Ершова, автора сказки «Конек-горбунок». – Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во., 1979. – 144 с.
  • Харламова Р. «…Я с земли пришел землянской»: К 150-летию сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» // Библиотекарь. – 1984. — №8. – С. 55-57
  • Шаров А. И. Петр Павлович Ершов // Волшебники приходят к людям. — М.: Детская литература, 1979. — С. 101-145

Портреты писателя Петра Ершова

Портрет Петра Ершова: прижизненный портрет Николая Маджи (1850-е гг.)



Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Алексей Андреевич Аракчеев, знаменитый русский деятель рубежа XVIII-XIX веков, родился 23 сентября 1769 г. в семье небогатого помещика Бежецкого уезда, Тверской губернии. Он учился сначала дома у приходского дьячка, а в 1783 г. был отвезен в Петербург в артиллерийский и инженерный кадетский корпус. Уже в корпусе Аракчеев обратил на себя внимание начальства своею исполнительностью и аккуратностью. Он окончил курс с отличием. С особенным усердием Аракчеев занимался математикой, артиллерией, фортификацией и маршировкой, а словесных наук не любил и даже не научился грамотно писать.

В 1787 г. Алексей Аракчеев был произведен в подпоручики армии, и скоро попал в адъютанты к генералу Мелиссино. И в армии Аракчеев приобрел репутацию образцового службиста. Поэтому, когда великому князю и будущему императору Павлу Петровичу понадобился хороший артиллерийский офицер для его гатчинских войск, то Мелиссино и князь Салтыков рекомендовали ему Аракчеева. Это и послужило началом блестящей служебной карьеры Алексея Андреевича. Знаток фрунта, не рассуждающий и точный исполнитель данных ему приказаний, Аракчеев приобрел доверие и расположение великого князя.

Портрет графа Алексея Андреевича Аракчеева. Художник Дж. Доу

Вступление Павла Петровича на престол (1796) сразу же отразилось на гвардии. Начались постоянные ученья и парады, от которых отвыкли гвардейцы в последние годы царствования Екатерины II . Фрунтовики выдвинулись вперед. Особенно быстро стал продвигаться Аракчеев. 7 ноября 1796 г. Алексей Андреевич был назначен петербургским комендантом и командиром сводного батальона Преображенского полка, 8-го произведен в генерал-майоры, 13-го получил аннинскую ленту, а 12 декабря село Грузино (Новгородской губернии) с 2000 душ крестьян. В следующем году Аракчеев, сохранив все прежние должности, был назначен генерал-квартирмейстером, получил орден св. Александра Невского и баронское достоинство.

Аракчеев ревностно принялся за муштровку вверенных ему войск, осыпая офицеров площадной бранью, а солдат палочными ударами; начался ропот; слухи о жестокостях Алексея Андреевича дошли до государя. Скорый на гнев, как и на милость, Павел уволил, зашедшего далеко в своем усердии служаку в отставку. Впрочем, опала скоро была снята и в том же 1798 г. Аракчеев снова был принят на службу, назначен инспектором всей артиллерии и возведен в графское достоинство. В следующем, 1799 г., Аракчеев снова был отставлен от службы с воспрещением въезда в столицу и даже обвинялся в растрате казенных сумм. В этом ему удалось оправдаться; но все-таки до смерти Павла I он оставался в немилости.

После воцарения Александра I Аракчеев вернулся на службу, хотя не сразу. Еще в бытность государя наследником Алексей Андреевич успел приобрести его расположение, которое с течением времени только увеличивалось. Александр I возвратил Аракчееву его прежнюю должность инспектора артиллерии, и тот произвел важные реформы в артиллерии, как в административном, так и в техническом отношении. В 1808 г. Алексей Андреевич занял пост военного министра и в 1809 г. руководил военными действиями против шведов . По его настоянию был совершен переход русских войск по льду через Ботнический залив. В 1810 г Аракчеев был назначен председателем департамента военных дел государственного совета, сенатором и членом комитета министров.

В 1812 – 1814 гг. Аракчеев находился в свите государя при армии, но участия в сражениях никогда не принимал, ссылаясь на слабость нервов. В это время особенно возросло его влияние на императора, который называл его своим другом. С 1817 г.. на Аракчеева было возложено устройство и управление военными поселениями с званием их главного начальника. Хотя Аракчеев вначале был против учреждения этих поселений, но, став во главе управления ими, он принялся заводить здесь свои порядки с необыкновенной настойчивостью, не останавливаясь ни перед какими препятствиями и ни перед какими жестокостями. Строевые занятия, хозяйство, даже домашняя жизнь и семейные отношения военных поселян были регламентированы с удивительной точностью. Внешний порядок царил образцовый. Такой же порядок ввел Аракчеев среди своих крестьян и малейшее отступление от него сурово наказывалось. Положение крестьян еще ухудшилось после смерти фаворитки Алексея Андреевича Настасьи Минкиной, отличавшейся своей жестокостью и убитой выведенными из терпения дворовыми. Аракчеев свирепо расправился со всеми, причастными к убийству.

После смерти Александра I и вступления на трон Николая I Аракчеев потерял всякое значение. До 1832 г. он еще числился начальником военных поселений, но в этом году уехал для лечения за границу и по возвращении жил в отставке в Грузине. Умер Алексей Андреевич 21 апреля 1834 г.

Аракчеев был женат на фрейлине H. Ф. Хомутовой, но скоро разошелся с нею и детей не имел. Мнимый сын Аракчеева от Настасьи Минкиной Михаил Шумский приобрел в свое время большую известность своими скандалами и кончил жизнь в монастыре.

Ни по образованию, ни по природным дарованиям Аракчеев не мог быть государственным деятелем в настоящем смысле этого слова, все его значение было основано на служебной исполнительности и личной преданности государям Павлу I и Александру I, которую он с большой настойчивостью выставлял напоказ. Имение Аракчеева было передано с его именем, гербом и девизом («Без лести предан») Новгородскому (ныне Нижегородскому) кадетскому корпусу, основанному по его мысли и на его пожертвование (300 тысяч рублей ассигнациями). Сверх того Аракчеев, по совету сенатора Малиновского, незадолго до смерти внес в банк 50.000 рублей ассигнациями с тем, чтобы эти деньги с наросшими на них процентами были употреблены в 1925 г. на выдачу премии тому, кто напишет к этому времени лучшую историю царствования Александра I, и на издание этого сочинения.

Литература об Аракчееве

Ратч «Сведения об Аракчееве» Спб. 1864 (из «Военного Сборника» 1861 и 1864 гг.).

«Граф Аракчеев и военные поселения», издание «Русской Старины».

Отто Н. К. «Черты из жизни графа Аракчеева» (Древняя и новая Россия» 1875 г.)

Богословский Н. Г, «Аракчеевщина», Спб., 1882 г.

Аракчеев Алексей Андреевич

«Помощник трех царей» – Павла I, Александра I, Николая I

Алексей Андреевич Аракчеев родился он 23 сентября 1769 года в Бежецком уезде Тверской губернии, в имении отца, происходившего из старинного, но очень небогатого дворянского рода. Свое дворянство Аракчеевы вели от Ивана Степанова Аракчеева, которому в 1684 г. царь Алексей Михайлович пожаловал вотчины в Бежецкой пятине Новгородского уезда. Это были небольшие деревенские хозяйства в Модлине пустоши, Санникове, Игначихе, деревни в Клобуках и Шепиловке, и деревеньки в Петровском уезде Тихвинского погоста, да в слободке Березинской на реке Пушенная. Прадед будущего генерала и графа принял смерть капитаном, дед погиб в турецком походе армейским поручиком, а отец, выйдя в отставку в 1762 г. поселился в деленном, переделенном прадедовском имении, в котором на его долю досталось всего 20 крепостных крестьян в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Женился Андрей Андреевич удачно, на женщине исключительно хозяйственной и заботливой. Благодаря усердию и бережливости Елизаветы Андреевны семья отставного поручика недостатков в семейном бюджете не знала, хотя и потребности мелкопоместных дворян того времени были самые что ни есть житейские. Аракчеевы, как любила повторять матушка Елизавета Андреевна, жили вполне прилично и во многом благодаря ее распорядительности, расчетливости, трудолюбию, похвальному, хотя и не частому на Руси, искреннему почтению к порядку. Качества эти, так же, как неприязнь к воровству, лжи и пьянству, Елизавета Андреевна передала своим трем сыновьям сполна. Мать всегда самый усердный и запоминающийся учитель.

В сентябре 1787 г. сын отставного поручика Аракчеева – Алексей с величайшими трудностями зачислен в Артиллерийский шляхетский корпус, который окончил в числе лучших его воспитанников в 1789 г. Был произведен в поручики и оставлен при кадетском корпусе сначала преподавателем математики и заведующим библиотекой, а затем, опять же в числе лучших офицеров, переведен в гатчинскую артиллерию. Артиллерию Алексей Аракчеев знал и любил. Надо заметить, что при императрице Екатерине II гатчинский гарнизон являлся чем-то вроде государства в государстве, переданном в полнейшее управление цесаревичу Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I, который на манер настоящего императора проводил в своих малочисленных войсках смотры и учения. На одном из таких смотров поручика Аракчеева и заметил будущий император. Объявленный смотр по забывчивости Павла Петровича чуть было не сорвался: большая часть его участников после долгих бесполезных ожиданий разошлась по казармам. Только батарея Аракчеева «в полной готовности к боевому применению» оставаться на определенных ей позициях. Заметив ее, Павел Петрович вспомнил о смотре и, заслушав четкий доклад командира батареи, проникся к нему искренним уважением и доверием. Вскоре Аракчеев стал комендантом дворца, к обязанностям которого относился все с той же исполнительностью и усердием.

Нельзя сказать, что внешностью своей комендант соответствовал роскошной красоте дворцовым интерьеров: был он высок, сутул, худ, с большими мясистыми ушами, торчащими над коротко остриженной головой; бритым лицом с некрасивыми, вульгарными чертами лица, мясистым неуклюжим носом «дулей». Зато этот комендант всегда был на службе, в любое время суток. И днем и ночью Аракчеев находился «при исполнении», держал марку государева человека. Его глаза с наполовину опущенными веками смотрели на собеседника бесстрастно, умно и внимательно, а в голове моментально созревал план самого разумного исполнения очередного императорского поручения. В 1792 году А. А. Аракчеев назначен старшим адъютантом инспектора гатчинской артиллерийской команды в чине полковника. В сентябре 1798 года произведен в генералы от артиллерии , с возложением на него обязанностей начальника квартирмейстерской части для улучшения артиллерии. При Павле I А. А. Аракчеев был комендантом и Гатчины, и Санкт-Петербурга. За успехи по службе награжден 2 тысячами крестьян в Новгородской губернии. В день коронации Павла Петровича 5 апреля 1797 г. новый император жалует бедному, худородному, но поистине образцовому своему офицеру баронский герб, в который тот, с разрешения императора, вписал девиз: «Без лести предан». И сколько бы ни злорадствовали по этому поводу острословы, – Аракчеев действительно был предан без лести делу и тому, кому присягал на верную службу. Еще через две недели после коронации Павла I Аракчеев назначен генерал – квартирмейстером уже всей российской армии. Бывали в России генералы и помоложе, но то из старой вельможной знати. Алексей Андреевич – двадцативосьмилетний генерал из захолустной российской провинции. И не случайно он практически сразу же стал объектом зависти и злых шуток придворных. Впрочем, Аракчеев мало на то обращал внимания, продолжая с предельным усердием исполнять свой служебный долг. Тлевшие на западе очаги войны между тем все ближе подступали к границам Российской империи. Уязвимым местом российской армии на старте XIX века по-прежнему были артиллерийские ее подразделения. Именно эта часть вооруженных сил страны и была передана А. А. Аракчееву для полного ее переустройства. О том, как Аракчеев исполнил свое поручение, можно судить по словам будущего противника России Наполеона, испытавшего на себе силу русской артиллерии уже под Прейсиш-Эйлау:

«Видно, прошло то время, – писал он, – когда с 40 пушками можно было выигрывать генеральные сражения». Завистников у А. А. Аракчеева всегда хватало. По части его трудов с перевооружением артиллерии – так же. И тем не менее, вспомним, что именно при А. А. Аракчееве с 1804 г. начались в России практические артиллерийские учения, а в 1805 г. составлены современные правила об артиллерийских маневрах, запрещена международная торговля порохом и селитрой, в 1806 г. учреждены артиллерийские бригады и батареи , сведенные в дивизии, в 1807 г. появились конноартиллерийские роты, в 1808 г. составлены правила приема орудий и снарядов, начато издание «Артиллерийского журнала», в 1809 г. учреждены специальные юнкерские и фейерверкские школы, стандартизированы орудия, усовершенствованы лафеты к ним, модернизируются артиллерийские заводы. Позже А. А. Аракчеев – председатель департамента военных дел Государственного совета. Не было ни одного большого или малозначительного артиллерийского дела, в которое бы лично не вникал генерал А. А. Аракчеев. В 1812 г. Алексей Андреевич находится в действующей армии. Участвует в боях под Люцерной и Бауценой. С 1815 по 1825 г. он – правая рука и первый советник руководителя государства: редко какое из важных государственных решений принималось Императором без его одобрения. После окончания войны А. А. Аракчеев продолжает заниматься перевооружением войск и командует российской артиллерией. Было чем заняться в армии и по части укрепления дисциплины. Особенно по борьбе с казнокрадством, к которому после войны попривыкли некоторые офицеры. Надо ли говорить, сколько врагов нажил А. А. Аракчеев в этой борьбе, сколько легенд сложилось о его непреклонности и жестокости при этом? Появилось хлесткое определение «аракчеевщина», под которым «страдатели о былой вольнице» подразумевали "режим реакционного полицейского деспотизма и грубой военщины, грубого произвола, палочной муштры и «бесчеловечности» А. А. Аракчеева по отношению к тем, кто плохо помнил свой гражданский и служебный долг. Трудно судить обо всем этом спустя столетия. Только где-то прав был и А. Н. Толстой, заметивший, что без порядка не может быть государства и «человека приходится ради его же пользы либо дрессировать, либо просвещать». «Человечество по природе своей склонно больше к осуждению, чем похвальбе», – писал итальянский мыслитель и писатель Макиавелли (1469–1527), потому «Не с ненавистью судите, а с любовью, если хотите истины», – читаем мы эпитафию на могиле известного адвоката Плевако. Чехов, этот эталон писательской совести заметил, что «дело писателя – быть адвокатом человеков, прокуроров же хватает и без нас».

Касается это всех, в том числе и людей, стоящих во главе государства. Так что будем и мы снисходительны к генералу А. А. Аракчееву. Он имел почти все высшие награды России: орден Святого Владимира I степени; Святой Анны I степени; Мальтийский крест и 3 иностранных ордена. И слыл не просто ловцом чинов и наград: после взятия Парижа Аракчеев отказался от фельдмаршальского жезла и от высшего ордена союзных армий – «Большого черного орла». Да и прижизненные свои награды А. А. Аракчеев не очень-то ценил. Выходя в отставку, он вернул в герольдию орденскую все заслуженные на полях сражений ордена и награды мирных лет службы. При себе оставил только орден Святого Александра Невского, врученный ему самим императором. Не был А. А. Аракчеев и стяжателем: завещанием своим он вернул в казну полученное в начале службы имение «Грузино», в которое генерал при жизни вложил немало сил и времени. После смерти Аракчеева император передал имение генерала новгородскому кадетскому корпусу, присвоив ему имя дарителя. Нельзя не упомянуть еще одно значительное государственное дело, в котором А. А. Аракчеев употребил немало труда. Имеются в виду те огромные военные поселения, что были созданы в России в начале XIX века под его управлением. Из войны 1812–1815 гг. Россия вышла с гордостью и заслуженной славой, но с огромными финансовыми прорехами в бюджете. Содержать армию в прежней боевой готовности страна была должна, но уже назревали проблемы. Тогда-то и появилась идея военных поселений, способных в мирное время кормить себя, а в случае войны незамедлительно выступить в очередной военный поход. В военных поселениях просматривалась не одна военная и финансовая стратегия. Угадывались в них еще и перспективы социальные, способствующие эффективному продвижению в стране просвещения и распространения в народе передовых приемов хозяйствования. Европа в начале XIX века уже была свободной от крепостничества. Участь его скорейшей отмены была неизбежной и для России. Но для осуществления таких реформ надо было иметь хорошо подготовленных людей, способных самоорганизовываться на принципах равноправия и свободы. Крепостной мужик в барском поместье – все одно раб, при любых императорских послаблениях. Мужик, одетый в военный мундир, формально уже не крепостной. Он – слуга царю, человек государственный. Военные поселения создавали новое российское сословие – военное. Оказавшиеся в нем бывшие солдаты становились людьми почти свободными, да и с крышей над головою в случае увечья и старости. Нет, не такое простое дело – эти военные поселения. Они – резерв, школа будущего государственного социального переустройства. Аракчеев понял это и полностью поддержал их создание. Первые и самые крупные военные поселения сложились в Новгородской губернии по соседству с имением Аракчеева – Грузиным. Затем они появились в Харьковской, Херсонской, Подольской губерниях на границе с вечно мятежной Польшей. Численность военных поселений достигла 700000 душ. Солдаты в военных поселений наряду с несением военной службы вели сельское и лесное хозяйство. На поселении каждому хлебопашцу давался пахотный надел в 6 десятин и 2 десятины сенокосу. Дом строится за счет казны. Полагалась поселенцу верхняя и нижняя одежда, каждой семье прикуплены были 1–2 лошади и коровы. В случае надобности каждой хлебопашеской семье приходилось пускать к себе двух постояльцев. За право пользования всем этим имуществом поселянин должен был 2–4 дня в неделю трудиться на общих работах, а остальное время заботиться о собственном хозяйстве и пропитании своих домочадцев (жены и одного ребенка). На всех остальных полагался государственный прокорм (четверть муки и 1,5 гарнца крупы в месяц).

Поселенцы-ремесленники жили либо на постое у хлебопашцев, либо при заводе – в домах-казармах квартирного типа. Служба тех и других заканчивалась после 25 лет выслуги. Дети поселян по достижении школьного возраста в военных поселениях переводились в особые школы, в которых обучались прежде всего военным, да и штатским дисциплинам, пополняя собой ряды пока еще малочисленного класса специалистов: фельдшеров, лесников, телеграфистов, мастеровых различных профилей. Главным начальником военных поселений Александр I назначает А. А. Аракчеева. В их создании он проявил все ту же настойчивость и требовательность. Входил во все мелочи, испрашивал самые подробные отчеты, а главное – строил дороги, казармы, дома, школы. Через несколько лет российские военные поселения превратились в образцовые сельские поселки. А. А. Аракчееву был свойствен хозяйственный талант. Умение вести дело он доказал на примере собственного имения Грузине. По тем временам Аракчеев сделал его прибыльным хозяйством, ориентированным не на барщину и оброк, а на доход от продажи готовой продукции – сена, фуражного зерна и товарной древесины. При всей своей строгости порядок в имении А. А. Аракчеев наводил не столько палками, но и методами экономическими. В Грузино крестьяне трудились на бригадном подряде с тарифной оплатой, чем всерьез занялись в России спустя полтора столетия. Часть дохода Аракчеев вкладывал в земельные улучшения. Это, кстати, подтверждают и записи, оставленные Императором во время очередных его инспекторских поездок: «Граф Алексей Андреевич! Устройство и порядок, которые я самолично видел в деревнях ваших при посещении вас на обратном пути моем из Твери, доставили мне истинное удовольствие».

Порадоваться в имении Грузино действительно было чему. А. А. Аракчеев привел в порядок принадлежащие ему селения, построив между ними хорошо устроенные шоссейные дороги. Существенным недостатком северо-западных российских земель был избыток влаги. «Осушение болот составляло меру, необходимую в Санкт-Петербургской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Минской и других губерниях, где стоячие воды, занимая огромные пространства, вредно действовали на климат, портили леса, затрудняли земледелие и препятствовали развитию скотоводства». В связи с чем в аракчеевских имениях и в целом на землях военных поселений осушению уделялось особое внимание. В Новгородских имениях Аракчеева проложены были сотни километров осушительных канав. Работы по осушению и строительству канав и дорог отличались высоким качеством. При прокладке канав расширялись лесные просеки, строились мосты. Уже наш современник, ученый-лесовод Г. М. Пятин доказал высокую лесохозяйственную эффективность мелиоративных и дорожных работ, выполненных при Аракчееве. Осушительные системы, построенные в Старорусском, Грузинском и Новгородском лесничествах, частично сохранились до нашего времени. Благодаря дорогам и противопожарному устройству пожары в лесах прекратились. После смерти Александра I Аракчеев практически отошел от государственных дел. Он много ездит в Европу – учится. И занимается исключительно своим имением, на примере которого доказывает рентабельность сельского хозяйства даже на таких бедных в плодородном отношении землях, как земли новгородские. Всякая культура начинается с личной инициативы энтузиастов. Примеру А. А. Аракчеева последовали и другие землевладельцы: Данилевский, Полторацкий, Энгельгард и многие другие. И их хозяйственные начинания, в первую очередь, начинались со строительства дорог. Отмена крепостного права впоследствии не застала таких землевладельцев врасплох . Они не разорились, как это случилось после 1861 года с тысячами других помещиков. Имения их не оказались «под опекой», в закладе, а затем на аукционах. Имения помещиков предпринимателей типа А. А. Аракчеева надежно перерастали в товарные хозяйства рыночного уклада.

Умер он в пятницу Страстной недели, 21 апреля 1834 года. Хоронили его в среду на Святой неделе со всеми воинскими почестями. Буквально на следующий день после его смерти в Грузино прибыл гренадерский полк его имени и привезены были пушки. Под грохот пушечной пальбы опустили графа в им самим приготовленную могилу в соборе. Пушкин, узнав об этом, жалел, что не удалось поговорить с отставным «временщиком». Как-никак ушла целая историческая эпоха.

Сейчас мало что осталось в Грузино от его многолетних трудов. Разве что дороги и каналы до сих пор облагораживающие небогатые новгородские земли. Пусть они и дальше остаются зримыми памятниками старому заслуженному русскому генералу от артиллерии Алексею Андреевичу Аракчееву. Что же касается его грехов и заслуг, то история рассудит.

Биография:

Алексей Андреевич родился 23.9.(4.10).1769 г., в Новгородской губернии. Генерал от артиллерии (1807), временщик при дворах Павла I и Александра I. Сын небогатого помещика Тверской губернии. В 1783-87 учился в Артиллерийском и инженерном шляхетском корпусе. С 1792 инспектор гатчинской артиллерии и пехоты, гатчинский губернатор, в 1796 петербургский городской комендант. При Павле I А. руководил реакционными преобразованиями в армии (насаждение прусских военных порядков, суровой палочной дисциплины, линейной тактики и т. д.). Вместе с тем ввел некоторые улучшения в организацию и оснащение артиллерии. Несмотря на огромное влияние А. и награды, дважды увольнялся Павлом I в отставку (1798, 1799–1801). В 1803 восстановлен Александром I в должности инспектора артиллерии. В 1808-10 военный министр, с 1810 председатель департамента военных дел Государственного совета. С 1815 А. сосредоточил фактически в своих руках руководство Государственным советом, Комитетом министров и Собственной его императорского величества канцелярией, был единственным докладчиком царю по большинству ведомств. Проводил политику крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины, которая по имени А. получила название «аракчеевщины». Снискал всеобщую ненависть современников. Широко известна эпиграмма А. С. Пушкина на А.: «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель… Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести…». В царствование Николая I А. занимал лишь пост главного начальника военных поселений (с 1817), но аракчеевские методы продолжали сохранять свою силу.

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ЩУР Федосей Андреевич Федосей Андреевич Щур родился в 1915 году в селе Малиновка Петровского района Днепропетровской области в крестьянской семье. Украинец. В 1938 году призван в Советскую Армию. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвует с 1942 года на Юго-Западном

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ТРОШИН (Роллин) Алексей Андреевич Полковник РККАПолковник ВС КОНРРодился 27 сентября 1892 г. в деревне Вынчевеса Дмитриевского уезда Орловской губернии. Русский. Из крестьян. Окончил 6 классов 1-й Орловской гимназии в 1910 г. В 1915 г. зачислен в Псковскую школу прапорщиков,

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

Аракчеев Алексей Андреевич «Помощник трех царей» – Павла I, Александра I, Николая IАлексей Андреевич Аракчеев родился он 23 сентября 1769 года в Бежецком уезде Тверской губернии, в имении отца, происходившего из старинного, но очень небогатого дворянского рода. Свое

Из книги Пятьдесят лет в раю автора Киреев Руслан

Крупным планом. Юрий АРАКЧЕЕВ Писателем-самоубийцей был Валера Гейдеко. В своем месте я довольно подробно поведал его историю, теперь же – о том, кто преспокойно, доверчиво и жизнерадостно поселился вместо него в 3-м Красносельском переулке. Там поселился тот, кто с

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

Генерал Серван, граф Аракчеев и военные поселения Война закончилась полной победой, и Россия была на подъеме. Тогда все благословляли имя Александра. Ему и «титул» дали - «Благословенный». Сгоревшая Москва отстраивалась быстрыми темпами.Про Александра писали, что у него

Из книги А.Н. Туполев – человек и его самолеты автора Даффи Пол

Алексей Андреевич Туполев Алексей Туполев. Генеральный конструктор АНТК им. А. Н, ТуполеваАлексей Туполев, единственный сын основателя конструкторского бюро, родился в Москве 20 мая 1925 года. Трудовую жизнь в авиации он начал в 1942 году конструктором на 166-м заводе в Омске,

Из книги Генерал Ермолов автора Лесин Владимир Иванович

«ГРАФ АРАКЧЕЕВ НЕ СЫЩЕТ ЗАВИДУЮЩИХ» Если не считать попытку царя Алексея Михайловича создать драгунские и рейтарские полки, совмещавшие службу с занятиями сельским хозяйством, то впервые мысль о военных поселениях сформулировал Екатерине II Захар Григорьевич Чернышев.

Из книги Фавориты у российского престола автора Воскресенская Ирина Васильевна

Алексей Андреевич Аракчеев - фаворит императоров Павла I и Александра I Алексей Аракчеев был фаворитом особого свойства он стал последовательно фаворитом двух императоров, отца и сына, но не по случаю, не по своему желанию с тайной целью стать фаворитом, не за красивую

Из книги Отрывки из Ничего автора Ванталов Борис

Аракчеев, ау! Продолжаю читать Мережковского, на стр. 53 обнаруживаю: «Задача была слишком простая, придумал посложнее: сколько надо щебенки для шоссейной дороги от Грузино до Чудово».Это латифундист Аракчеев так развлекался. А я ведь в тех местах маршировал не раз,

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Свиридов Алексей Андреевич Родился в 1919 году в деревне Ступишино Плавского района Тульской области. По окончании 7 классов Ляпуновской школы переехал вместе с родителями в Москву и поступил в школу ФЗО, одновременно занимался в аэроклубе. В 1938 году зачислен в военное

Из книги Аракчеев: Свидетельства современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Екатерина Лямина Граф Аракчеев: Pro et Contra Аракчеев - вероятно, один из наиболее негативно мифологизированных персонажей отечественной истории. Немногие имена русских государственных деятелей (за исключением, пожалуй, монархов) так безусловно красноречивы, мало за какими

Из книги автора

В. А. Сухово-Кобылин. Граф Аракчеев по рассказам В. А. Сухово-Кобылина Граф Аракчеев оставил по себе ненавистную память, но, по свидетельству Сухово-Кобылина, потомство оказалось слишком строго в своем приговоре. «Неоспорно, - говорит он, - что Аракчеева было бы

Из книги автора

И. П. Тарнава-Боричевский Аракчеев и Шумский В последние годы много было писано об Аракчееве и Шумском. Писали люди, близко знавшие Аракчеева, но как будто недосказывали чего-то; однажды Настасья Федоровна Минкина названа даже Шумскою, как никогда не называлась, да и

Из книги автора

К. А. Измайлов Граф Алексей Андреевич Аракчеев (Рассказ к его характеристике) Предлагаемый рассказ, сохранившийся в моих заметках, записан мною еще в 1833 г, со слов бывшего тогда моего, по 8-й резервной] артиллерийской роте, командира - капитана Н. Ф. Демора, который

Из книги автора

А. К. Гриббе Граф Алексей Андреевич Аракчеев (Из воспоминаний о Новгородских военных поселениях 1822–1826) В ряду разных бедствий и невзгод, перенесенных русским народом в течение тысячелетнего его существования, не последнее, конечно, место занимают военные поселения,

Из книги автора

3. Крестьянин Шеллоник Граф Аракчеев IЛюблю я слушать рассказы дедушки Ивана о старине. Рассказывает Дедушка живописно и просто - факты он передает так, что будто бы ты сам видел их, заметил все мелочи.Записывая рассказы дедушки, я чувствую, что они многое теряют под