Ад кубанский. Голод и нашествие каннибалов

Немного найдется тем, которые вызывали бы у человека большее отвращение, чем каннибализм .

Употребление в пищу мяса себе подобных - явление мерзкое и аморальное.

Если придерживаться нашей системы ценностей.

Невероятно, но каннибализм остается реальностью в отдаленных частях планеты. В некоторых племенах блюда из человеческой плоти имеют не столько пищевое, сколько ритуальное значение. Как бы ужасно ни звучало.

А знаете ли вы, что каннибализм смертельно опасен для самих людоедов?

Кровавая предыстория людоедства

Каннибализм существовал еще в доисторические времена, когда наши древние предки поедали мясо, сердца и другие органы своих врагов или соплеменников.

Чтобы утолить голод, чтобы впитать их силу и храбрость, чтобы задобрить жестоких духов.

Подобная практика продолжалась много тысяч лет.

Даже в ХХ-XXI веках в периоды нужды и отчаяния люди нередко прибегали к каннибализму, чтобы выжить и спасти от голодной смерти своих детей. Случаи людоедства зафиксированы во время голода в Северной Корее в 2013 году, в блокадном Ленинграде 1940-х, в коммунистическом Китае 1950-х, в Поволжье 1932-33.

Еще раньше, в Европе начала XVIII столетия, части людских тел можно было приобрести в качестве лекарства. В ход шли кости, кровь, сердца, человечий жир. Знать и даже духовенство не гнушались поправить здоровье человечиной. Ее применяли для лечения подагры, эпилепсии, носовых кровотечений, головной боли.

В некоторых культурах принято после смерти любимого человека употреблять его останки в пищу.

Кстати, отсюда и пошло выражение «стать частью кого-либо». Мертвые родственники буквально становились частью своих голодных соплеменников. Звучит ужасно для цивилизованного разума, однако наши далекие предки были бы не менее шокированы, узнав, что мы закапываем в землю умерших на корм червям.

Не хотелось бы затронуть чьи-то чувства, но как далеко мы ушли от каннибализма?

К примеру, некоторые не самые культурные представители рода человеческого до сих пор едят ногти и обгрызают кожу с пальцев. А голливудские дивы употребляют плаценту после родов для сохранения красоты и молодости.

Границы между нами и предками-людоедами гораздо более тонкие, чем кажется с первого взгляда...

Но цель нашей статьи - не копаться в корнях каннибализма, не разглагольствовать об этических и религиозных запретах, а сообщить читателю о потенциальной опасности поедания человеческой плоти для здоровья.

Таинственная болезнь каннибалов

Американские эксперты уверяют, что употребление человеческой плоти гораздо опаснее, чем других видов мяса.

Самой опасной частью - которую, кстати, не советуют поедать и у животных - считается мозг .

Небольшой 20-тысячный народ форе из Папуа-Новой Гвинеи до недавнего времени практиковал поедание умерших родственников. Именно эта изолированная группа людей помогла исследователям обнаружить фатальные последствия каннибализма для здоровья.

Куру (губчатая энцефалопатия) - заболевание нервной системы со 100% летальностью.

Болезнь очень близка к коровьему бешенству, но связана с немного другим возбудителем. При куру в головном мозге происходит накопление аномального гликопротеина, известного как прионный белок (PrP).

Прионные белки зарождаются в нервной системе естественным путем. Их роль не до конца понятна, но существует версия, что PrP участвуют в развитии нейродегенеративных заболеваний, болезни Альцгеймера.

Народ форе стал первым сообществом людей на Земле, где была зарегистрирована эпидемия куру. Пик этой эпидемии, приведшей к мучительному концу многих местных каннибалов, приходился на 1950-е годы.

Слово «куру» на здешнем диалекте означает «трясти»; куру иногда еще называют «смеющейся болезнью» из-за патологических приступов смеха у пациентов. Первые сообщения о куру принесли нам австралийцы, которые исследовали дикие острова. Позднее ученые осознали, что причина болезни - в употреблении прионов.

«Первые признаки неминуемой смерти - общая слабость и невозможность стоять на ногах. Жертву уводят в жилище. Там она еще может принимать пищу, но страдает от жестокой дрожи во всем теле. Затем не может даже есть, и впоследствии умирает», - описывал картину куру некий W. T. Brown.

На пике эпидемии куру местные жители один за другим слегали с невиданными ранее симптомами, и медленно, в страшных мучениях, угасали. Заболевание преимущественно поражало детей и женщин; в некоторых деревнях вообще исчезла женская половина населения.

Гендерное различие имело несколько причин: мужчины форе верили, что употребление человеческого мяса во время междоусобиц ослабляет их тело, поэтому усопших поедали преимущественно женщины и дети. Кроме того, слабая половина населения отвечала за свежевание и приготовление мяса, а прионная инфекция передается даже через раны. Вот уж действительно проклятие людоедов.

Интересный факт: прионы остаются опасными даже после многих лет хранения в формалине!

Симптомы и последствия болезни куру

Заболевание куру характеризуется длительным инкубационным периодом, когда у человека нет никаких симптомов: этот асимптоматический период длится 5-20 лет, так что связать заболевание с какой-то подозрительной трапезой просто нереально.

В некоторых случаях инкубационный период может затягиваться до 50 лет, и человек успевает умереть своей смертью, так и не узнав о болезни.

Физические и неврологические симптомы куру подразделяют на 3 фазы:

1. Первоначальная (амбулаторная) стадия куру: головные и суставные боли, тремор, нарушение равновесия, ухудшение речи и прогрессирующие двигательные расстройства.

2. Вторая (сидячая) стадия куру: потеря способности к самостоятельному передвижению, тяжелые нарушения координации и движения, усиливающийся тремор и эмоциональная нестабильность (депрессия, смех).

3. Терминальная стадия куру: больные не в состоянии сидеть без поддержки, практически отсутствует координация движений, отсутствует речь, развивается недержание мочи и кала, затрудняется глотание, а позднее исчезает реакция на окружающих, появляются пролежни и язвы.

Смерть при куру неизбежна; весь путь от первых симптомов до смертельного исхода больные проходят в течение 2-25 месяцев. Смерть обычно наступает в результате пневмонии или инфекций мягких тканей.

Слава Богу, куру практически исчезла. Еще в 60-х годах австралийские колониальные власти и христианские миссионеры помогли искоренить каннибализм в Папуа-Новой Гвинее. Практика поедания человеческой плоти полностью не ушла, однако ее масштабы существенно сократились, а прионная болезнь больше не распространяется среди народа форе. Единичные жертвы были зафиксированы в 2005 году.

Хотя болезнь куру никогда не была серьезной проблемой для западной цивилизации, недавние вспышки коровьего бешенства (болезни Крейтцфельдта-Якоба) возродили интерес ученых всего мира к таинственной хвори людоедов. Куру остается единственной в истории человеческой прионной инфекцией.

Константин Моканов

Голод - это острая нехватка пищи. Голод приводит к истощению и повышенной смертности среди населения. Основными причинами этой беды может быть слишком быстрый прирост населения, неурожай, холода или даже политика правительства. В наше время люди научились с этим бороться с помощью продвинутого сельского хозяйства.

Благодаря прогрессу накормить людей стало проще, а вот в средние века с этим было сложно: во всём мире часто свирепствовал голод, кроме того, люди умирали из-за различных заболеваний и от холода. Подсчитано, что даже в просвещённом XX-м веке от голода умерло около 70-ти млн человек. Страшнее то, что от голода люди могут сойти с ума и начать есть других людей, чтобы выжить - в истории описано немало подобных случаев.

(Всего 14 фото)

Трудовой лагерь «Канава»

1. «Канава» - это бывший трудовой лагерь, расположенный в северо-западной пустынной области провинции Ганьсу, Китай. В период с 1957-го по 1961 год здесь содержались 3000 политзаключённых - в своего рода концлагерь отправляли на перевоспитание людей, в которых подозревали «правых».

Первоначально тюрьма была рассчитана всего на 40–50 преступников. Начиная с осени 1960-го года в лагере свирепствовал массовый голод: люди ели листья, кору деревьев, червей, насекомых, крыс, отходы и, наконец, прибегли к каннибализму.

2. Янь Сяньхуэй

К 1961 году умерли 2500 из 3000 заключённых, а тем 500 человек, которые выжили, пришлось питаться мёртвыми людьми. Их истории записаны в книге Яня Сяньхуэя, путешествовавшего потом по всему северо-западном району китайской пустыни, чтобы брать интервью у тех, кто пережил этот кошмар. Книга получилась немного беллетризованной и включает в себя графические разделы, в которых люди едят части тела или фекалии других людей.

Тем не менее, людоедство в «Канаве» было реальным, даже слишком. В большинстве случаев трупы были настолько тощими, что питаться ими было трудно. События в «Канаве» отражены в одноимённом фильме, рассказывающем о людях, вынужденных справляться с физическим истощением, переохлаждением, голодом и смертью.

Голод в Джеймстауне

3. Джеймстаун был первым постоянным английским поселением в Америке. Поселение было создано 24 мая 1607-го года в рамках Лондонской Кампании. Джеймстаун служил в качестве столицы колонии до 1699-го года, а потом она была перенесена в Вильямсбург.

Городок располагался на территории Поухатанской конфедерации индейских племён - здесь жило примерно 14 тысяч коренных индейцев, и европейским поселенцам приходилось полагаться на торговлю с ними, больше покупать пищу было негде. Но после ряда конфликтов торговля закончилась.

В 1609-м году случилась катастрофа: третье продовольственное судно, направлявшееся в Джеймстаун из Англии, потерпело крушение и застряло на рифах Бермудских островов. Судно везло в посёлок еду, но из-за крушения Джеймстаун остался на зиму без продовольствия. Позже стало известно, что капитан Самуэль Аргалл вернулся в Англию и предупредил чиновников о бедственном положении Джеймстауна, но к берегам Америки больше не отправили ни одного корабля.

4. Самуэль Аргалл

Зимой 1609-го года разразился массовый голод: сотни колонистов умерли ужасной смертью, и к 1610 году из 500 человек в живых осталось только 60. Раскопки показывают, что выжившие прибегли к людоедству - на человеческих костях были обнаружены зарубки, свидетельствующие о срезании мышц с костей. Также был найден женский череп с дырами на лбу и затылке, что говорит о том, что кто-то пытался в буквальном смысле съесть мозг умершей женщины. Насколько в Джеймстауне был распространён каннибализм, остаётся неясным.

Великий голод 1315–1317

5. В средние века в Европе голод случался очень часто, как правило, он возникал из-за скудных урожаев, перенаселения и болезней вроде чумы. Британия, например, за период Средневековья пережила 95 случаев массового голода. В период с 1348-го по 1375 год продолжительность жизни в Англии в среднем составляла всего 17,33 лет.

С 1310-го по 1330 год погода в Северной Европе была очень плохой и совершенно непредсказуемой. В 1315-м году резко выросли цены на еду, что послужило причиной распространения голода. В некоторых местах цены увеличились втрое, и людям приходилось поедать дикие растения, корни, травы, орехи, и кору. В 1317 году еженедельно погибали тысячи людей, а за три года голод убил миллионы.

Общественные правила в голодное время перестали действовать - многие родители бросали своих детей. На самом деле, такое время легло в основу знаменитой сказки «Гензель и Гретель». Некоторые родители в то время убивали своих детей и ели их. Есть также свидетельства, что заключённым приходилось есть трупы других заключённых, а некоторые люди даже воровали тела из могил.

Блокада Ленинграда

6. В июне 1941-го года нацистская Германия напала на Советский Союз, приступив к выполнению плана «Барбаросса» - крупнейшему военному вторжению в истории. По плану нужно было сначала захватить Ленинград, потом Донецкий бассейн, а потом Москву.

Ленинград был нужен Гитлеру из-за его военного значения, промышленности, а также символического прошлого. С помощью финской армии нацисты окружили город и держали его в осаде 872 дня. Немцы хотели заставить людей сдать город, заморив их голодом, и отрезали все поставки продовольствия.

Людям пришлось жить без каких-либо коммунальных услуг (воды и энергии). В современной истории блокада является крупнейшей причиной гибели людей. Было подсчитано, что около 1,5 млн человек погибли непосредственно в результате осады. Из первоначальных 3,5 млн человек, живших в Ленинграде, только 700 000 пережили войну.

Вскоре после начала осады все магазины в городе закрылись. Как и следовало ожидать, деньги больше ничего не стоили. Для кражи еды люди даже сбивались в группы. В итоге людям пришлось есть кожу, меха, помады, специи и медикаменты, но голод становился всё более свирепым. Общественные правила постепенно значили всё меньше, и появились сообщения о распространении каннибализма.

Во время осады людоедство достигло таких масштабов, что милиции пришлось организовать специальное подразделение, чтобы отлавливать «хищников». Несмотря на то, что все и так жили в страхе потенциальной бомбардировки, семьи были вынуждены бороться ещё и с этой угрозой. После войны учёные начали использовать эту информацию для изучения голода, истощения и связанных с ним заболеваний.

Великий Голод в Ирландии

7. Великий Голод был периодом массового голода, который разразился в Ирландии между 1845-м и 1852-м годом. Он также известен как ирландский картофельный голод, потому что фитофтороз картофеля стал непосредственной причиной нехватки продовольствия.

Как и во многих случаях, это произошло из-за глупых правительственных реформ, из-за которых некоторые историки называют это событие геноцидом. Несмотря на то, что около миллиона человек умерли от голода и ещё миллион бежали из Ирландии, британское правительство ничем не могло помочь.

Голод навсегда изменил демографический и политический ландшафт Ирландии. Он стал причиной напряженных отношений между Ирландией и британской короной, и в конечном итоге привёл к независимости Ирландии. Во время голода подавляющее большинство людей в Ирландии недоедали, из-за чего распространялись страшные инфекции. Некоторыми из самых смертоносных болезней были корь, туберкулез, инфекции дыхательных путей, коклюш и холера.

8. Кормак О’Града

В 2012-м году профессор Кормак О’Града из Дублинского Университета предположил, что во время Великого Голода было распространено людоедство. О’Града опирался на ряд письменных свидетельств, например, историю Джона Коннолли с запада Ирландии, который ел мясо с тела своего мёртвого сына.

Другой случай был опубликован 23 мая 1849-го года и рассказывал о голодном человеке, «вытащившем сердце и печень из утопленника, которого выбросило на берег после кораблекрушения». В некоторых случаях острейший голод заставлял людей есть членов семьи.

Сражение в Суйянь

9. В 757-м году между повстанческой армией Ян и лояльными силами армии Тан состоялось сражение при Суйянь. Во время боя Ян пытались осадить область Суйянь, чтобы взять под контроль территорию к югу от реки Хуай. Ян сильно превосходили Тан в силе, но чтобы победить врага, им нужно было проникнуть за толстые стены. За защиту города отвечал генерал Чжан Сюнь.

У Чжан Сюня было 7000 солдат для защиты Суйянь, в то время как в войске Ян было 150 000. Несмотря на осаду и ежедневные штурмы, армии Тан удалось сдерживать натиск Ян в течение многих месяцев. Тем не менее, к августу 757-го года все животные, насекомые и растения в городе были съедены. Чжан Сюнь несколько раз пытался получить еду из близлежащих крепостей, но никто на помощь не пришёл. До смерти голодные люди пытались убедить Чжан Сюня сдаться, но он отказался.

Согласно Старинной Книге Тан, когда еда в Суйянь закончилась, «люди стали питаться телами погибших, а иногда убивали собственных детей». Чжан Сюнь признал, что ситуация стала критической, поэтому убил своего помощника и предложил другим съесть его тело. Сначала солдаты отказались, но вскоре уже без зазрения совести поедали плоть. Так сначала съели всех женщин в городе, а когда женщины закончились, солдаты начали охотиться на стариков и юношей. В общей сложности, согласно Книге Тан, солдаты убили и съели от 20 000 до 30 000 человек.

Людоедов в Суйянь стало слишком много, и к тому времени, как Ян взяли город, в живых осталось всего 400 человек. Ян пытались убедить Чжан Сюня вступить в свои ряды, но он отказался и был убит. Через три дня после падения Суйянь большая армия Тан прибыла и отвоевала область, что стало началом падения Великой Ян.

Голод в Северной Корее

10. В конце 1980-х годов Советский Союз потребовал от Северной Кореи компенсацию за всю свою помощь - прошлую и нынешнюю. В 1991-м году, когда развалился СССР, торговля между двумя странами прекратилась, и на экономике Северной Кореи это отразилось плачевно - страна больше не могла производить достаточно продовольствия, чтобы кормить всё население, и в КНДР между 1994-м и 1998-м годом случился массовый голод, убивший от 250 000 до 3,5 млн человек. Особенно трудно пришлось женщинам и маленьким детям.

Достать мясо было трудно, и некоторые люди прибегли к каннибализму. Люди стали относиться к продавцам еды с огромным подозрением, а детей не выпускали на улицы ночью. Есть сообщения, что «люди от голода сходили с ума и даже убивали и съедали собственных младенцев, грабили могилы и поедали трупы». Родители были в панике: их детей могли похитить, убить и продать в виде мяса.

В 2013-м году стали появляться сообщения, что в Северной Корее из-за экономических санкций снова разразился голод. Отсутствие пищи послужило причиной того, что люди были вынуждены вновь прибегнуть к людоедству. В одном из докладов говорится, что был пойман мужчина и его внук, которые выкапывали труп ради еды. Согласно другому сообщению, поймали группу мужчин, которые варили детей. В связи с тем, что Северная Корея всё происходящее внутри страны держит в секрете, правительство не подтвердило и не опровергло недавние сообщения о каннибализме.

Голодомор

11. В начале 1930-х годов правительство Советского Союза решило, что все индивидуальные крестьянские хозяйства выгоднее заменить на коллективные. Это должно было увеличить поставки продовольствия, но вместо этого привело к одному из самых больших вспышек голода в истории. Коллективизация земли означала, что крестьяне были вынуждены продавать большую часть своего урожая по очень низкой цене. Рабочим же есть свои посевы запрещалось.

В 1932-м году Советский Союз был не в состоянии производить достаточное количество зерна, и страна пережила массовый голод, который убил миллионы. Больше всего пострадали такие области, как Украина, Северный Кавказ, Казахстан, Южный Урал и Западная Сибирь. На Украине голод был особенно свирепым. В истории он сохранился под названием Голодомор. Голод убил от трёх до пяти миллионов человек, а в соответствии с данными Киевского апелляционного суда, было десять миллионов случаев смерти, включая 3,9 млн жертв и 6,1 млн врождённых дефектов.

Во время Голодомора на Украине было широко распространено людоедство. Люди сбивались в банды, убивали членов своих семей и ели мёртвых детей. Советские чиновники выпустили плакаты с надписями: «Питаться собственными детьми - варварство».

Был случай, когда человек по имени Мирон Емец и его жена были схвачены за приготовлением в пищу своих детей и приговорены к десяти годам тюрьмы. Было подсчитано, что во время Голодомора за каннибализм было арестовано около 2500 человек, при этом подавляющее большинство из них из-за массового голода сошли с ума.

Голод в Поволжье

12. В 1917-м году, в конце Первой Мировой войны, в России началась гражданская война между большевистской Красной армией и Белой армией. За это время политический хаос, крайнее насилие и экономическая изоляция России послужили причиной распространения заболеваний и нехватки продовольствия во многих областях.

К 1921 году в большевистской России ограниченные поставки продовольствия и засуха вызвали массовый голод, который угрожал жизни более 25-ти млн человек в Поволжье и Приуралье. К концу 1922-го года голод убил около от пяти до десяти миллионов человек.

Во время голода тысячи советских граждан покидали свои дома в поисках пищи. Людям пришлось есть траву, грязь, насекомых, кошек, собак, глину, конскую упряжь, падаль, шкуры животных и в итоге прибегнуть к людоедству. Очень многие люди ели членов своих семей и охотились за человеческим мясом.

О случаях людоедства сообщали в милицию, но та ничего не сделала, поскольку людоедство считалось методом выживания. По информации из одного доклада, женщина была поймана за варкой человеческого мяса. Позже она призналась, что убила свою дочь ради пищи.

Сообщалось, что милиционеры были вынуждены защищать кладбища, атакуемые голодными толпами. Люди начали продавать человеческие органы на чёрном рынке, и каннибализм стал проблемой в тюрьмах. В отличие от большинства исторических случаев людоедства, остались даже фотографии людоедов, на которых изображены голодающие люди, сидящие рядом с истерзанными человеческими телами. Существуют также доказательства того, что люди убивали брошенных детей, чтобы поесть.

Великий Китайский Голод

13. В период с 1958-го по 1961 год в Китае разразился массовый голод. Дефицит еды был вызван засухой, плохой погодой и Большим Скачком - экономической и политической кампанией китайского правительства. Согласно официальной статистике, погибло около 15-ти млн человек.

Историк Франк Дикоттер предположил, что погибло по меньшей мере 45 млн человек. Почти всем гражданам Китая не хватало еды, рождаемость сократилось до минимума. В Китае этот период называют Три горьких года.

14. Франк Дикоттер

Когда ситуация стала ещё хуже, китайский лидер Мао Цзэдун совершал преступления по отношению к народу: он и его подчинённые крали продукты питания и оставляли миллионы крестьян голодать. Врачам было запрещено указывать «голод» в качестве причины смерти.

Человек по имени Ю Дэхун рассказывал: «Я пришёл в одну деревню и увидел 100 трупов. В другой деревне было ещё 100 трупов. Никто не обращал на них внимания. Люди говорили, что трупы ели собаки. Не правда, сказал я. Собак народ уже давно съел». Огромное количество граждан сошли с ума от голода и насилия.

Во время великого голода поступали многочисленные сообщения о каннибализме. Люди потеряли все нравственные принципы и часто питались человеческим мясом. Некоторые ели своих детей, другие менялись детьми, чтобы не чувствовать себя ужасно из-за того, что едят своих. Большая часть пищи в Китае была именно человечиной, и некоторые районы страны были заселены людоедами. Каннибализм во время этого голода был назван «беспрецедентным случаем в истории XX-го века».

В большинстве стран мира и на протяжении большей части истории люди относились крайне неодобрительно к употреблению в пищу себе подобных. Тем не менее, подобных случаев было зафиксировано намного больше, чем могло бы показаться. В нашем обзоре 10 ужасающих примеров каннибализма в современном обществе, причём речь пойдёт вовсе не о ритуальных жертвах.


Вечеринка Доннера - так был назван случай с группой из 87 американских пионеров-первооткрывателей, которые во время своей поездки по Америке попали в ловушку из снежных заносов. К тем порам, пока подоспела помощь, в живых осталось всего 48 человек. Несмотря на то, что детали происшедшего так и остались загадкой, наиболее распространенной версией является то, что некоторые члены группы, доведенные до отчаяния голодом, в конце концов ели трупы других людей, которые погибли от холода.

2. Дадли и Стивенс



Дело Дадли и Стивенса стало знаковым в британском праве в 1884 году и с тех пор используется в качестве прецедента в случаях защиты людей, совершивших убийство в силу необходимости. Четыре матроса оказались в шлюпке посреди океана без еды и воды. Дадли и Стивенс предложили следующее: для того, чтобы некоторые из них выжили, нужно кого-то принести в жертву для общего блага. В итоге они убили юнгу (который, как все утверждали, уже находился в состоянии комы) и съели его. Когда матросов подобрали спасатели, они заявили, что пошли на убийство из-за голода. Суд приговорил их к казни через повешение, но в итоге приговор был пересмотрен на шестимесячное тюремное заключение (правда, стоит отметить, что к моменту окончательного закрытия дела, они отсидели уже 17 лет).

3. Крестовые походы

Крестовые походы - один из мрачных моментов в истории христианства. После крестоносцев на их пути оставались сожженные поселения и тысячи трупов. Но огромные армии не могли питаться только Духом божьим и поэтому, когда провиант начал заканчиваться, обе стороны начали есть трупы своих врагов, которых они только что убили. Хотя каннибализм был, скорее всего, вызван необходимостью, он также служил в качестве акта устрашения врага.

4. Династия Тан


Династия Тан известна как одна из самых экспансивных в китайской истории. А в данный перечень она попала из-за того, что в это время разрешили каннибализм ради мести. Также зачастую случались случаи, когда с помощью каннибализма китайцы боролись с коррупцией. Коррумпированных чиновников забивали до смерти и съедали их. Преступников часто казнили, вырывая у них сердце, после чего толпа зрителей могла отведать по кусочку от этого сердца.

5. Ленинград


Можно с уверенностью сказать, что с помощью блокады Ленинграда выяснились пределы человеческого голода. Еды было так мало, что горожане срывали со стен обои, чтобы соскоблить и съесть клей. Оставшись полностью без еды, некоторые люди начали прибегать к каннибализму. Это явление стало настолько распространенным, что властям пришлось создать целую рабочую группу для борьбы с людоедами. Родители не разрешали детям выходить из дома, опасаясь, что их убьют и съедят.

6. Японцы во время Второй мировой войны


В то время как советские жители были вынуждены есть подобных себе в Ленинграде, японские солдаты во время Второй мировой войны занимались тем же самым. Разница была лишь в том, что японцы делали подобное не только из-за голода. Жертв (которыми всегда были военнопленные) хладнокровно убивали, а затем съедали всю их плоть (как правило, оставляя только кисти и ступни). Некоторым жертвами и вовсе срезали мясо с рук и ног, пока те еще были живы, после чего их сбрасывали в ямы на смерть. Некоторые японские солдаты и офицеры делали подобные вещи не из-за голода и отчаяния, а сугубо с целью устрашения.


Это голод, как полагают, был почти вызван человеческим фактором. 1932 год ознаменовался тем, что практически все продукты питания, произведенные украинскими сельскими жителями, были экспроприированы на нужды государства. Тем самым миллионы людей были оставлены без средств к существованию, после чего большинство из них умерли от голода. До сих пор не установлено, сколько украинских граждан прибегали к каннибализму. Все знают историю о человеке, который убил свою жену и сварил из нее суп. Также рассказывают о том, как люди ели детей и младенцев.


Кампания "Большой скачок" Мао Цзедуна привела к трагическим последствиях для китайского народа. Мао хотел построить индустриальное государство в то время, как Китай был на 90% аграрной страной. В итоге миллионы людей в стране остались без пищи. Умерло от 20 до 40 млн жителей страны, а для некоторых людей голод был настолько непереносим, что каннибализм стал их единственным выбором. Человеческое мясо стало основным продуктом на рынке, а также (по слухам) люди часто менялись детьми, чтобы не есть собственного ребенка.

9. Рейд Святого Фрэнсиса


В деревне Святого Фрэнсиса в Канаде во второй половине 1759 года во время войны произошло сражение французских колонизаторов и местных индейцев. Рейд на эту деревню стал известен тем, что Роберт Роджерс с отрядом головорезов провели один из самых жестоких набегов за истории. Мало того, что они разграбили деревню и убили всех пленников, голод и безумие заставили Роджерса и его рейдеров съесть убитых.

10. Осада Ма"ары и Антиохии


Хотя в этом перечне уже вспоминались Крестовые походы, среди них стоит отдельно выделить две из самых знаменитых осад. Голодающие христианские войска, обезумев от голода во время блокады, отрезали куски ягодиц своих убитых противников и жарили их. Иногда, в спешке, они ели полусырое мясо, после чего сильно заболевали. Другие байки рассказывают, что крестоносцы варили живых взрослых и даже жарили детей. Мол, когда Бог на вашей стороне, то можно делать все, что захочешь.

Впрочем, каннибализм встречается и сегодня. Им, например, не брезгуют - отшельники ахгори из Варанаси, увидеть которых можно в проникновенной серии фотографий у нас на сайте.

Голод, людоедство

Конечно, в любые времена случались подобные бедствия. Но в X и XI веках они, как гром среди ясного неба поразили людей, у которых не было никаких средств им противодействовать. Разливы рек практически означали наводнение, плохо или вовсе не осушаемые почвы удерживали после обильных дождей невероятное количество влаги, не было также никаких методов ирригации, помогающих противостоять засухе.

В таких условиях непогода, губившая посевы и домашний скот, не могла не породить голод. Еще в 910 году в землях Ангулема он достиг такого размаха, что, как пишет лимузенский монах Адемар из Шабанна, «появилось неслыханное доселе явление, когда люди стали охотиться друг на друга, чтобы съесть».

В 968 году Лиутпранд, епископ Кремоны, находясь с посольством в Констатинополе, отмечал, что «вся греческая земля в настоящее время по воле Бога охвачена такою нуждой, что даже за золотой су нельзя купить двух павийских сетье зерна, и это еще в местностях, где царит относительное изобилие». Засухи и наводнения около 1005 года, согласно Адемару, привели к «ужасному голоду».

Во времена, когда король Франции Роберт Благочестивый продолжал завоевание Бургундии, то есть в период между 1002 и 1016 гг., бургундец Рауль Глабер писал, что «жестокий голод, длившийся пять лет, распространился по всему римскому миру (то есть по всем странам, ранее подчинявшимся Риму. - Э. П.) до такой степени, что нельзя найти ни одной области, которая не была бы поражена нищетой и нехваткой хлеба; большая часть населения умерла от голода». Люди ели «нечистых животных и ящериц», но, естественно, их не хватало, и, подобно жившим в предыдущем веке ангулемцам, голодные люди превращались в людоедов. Понятно, что слабые служили пищей более сильным: «Взрослые сыновья пожирали своих матерей, в то время как и сами матери, забыв о своей любви, делали то же со своими малолетними детьми».

Похоже, пароксизм бедствия наступил в те же ужасные годы: с 1030 по 1032. Мы не можем избежать показаний Рауля Глабера, наиболее красноречивого свидетеля этих кошмаров. Вот что он написал спустя 12 или 15 лет, сидя в своей уединенной келье. Он ничего не забыл: «На самых урожайных нивах мюид семян давал лишь сетье зерна нового урожая, а сетье едва приносил горсть». Никто не мог найти себе пищу, все голодали - и богатые, и те, кто принадлежал к «среднему классу», и бедные. «Могущественным» было некого «грабить». Тот, у кого по воле случая оказывалась лишняя провизия на продажу, мог заломить какую угодно цену. Быстро истребив все виды дичи: зверей и птиц, люди стали есть «мертвечину» и всякого рода «вещи, о которых страшно упоминать». «Лесные коренья» и «речные травы» не спасали от голода, и опять дичью становились люди. Началась настоящая охота: путешественников, бежавших от голода, останавливали на дорогах, убивали, разрубали на части и жарили. Других убивали и съедали ночью те, кто предоставил им ночлег. Дети, увидев издалека приманку в виде яйца или яблока, подбегали в надежде получить пищу, и сами становились пищей. Хуже всего было то, что людям стал нравиться вкус человеческой плоти. Они даже откапывали недавно погребенные трупы. Редкие оставшиеся в живых животные, бродившие без пастухов, подвергались меньшей опасности, чем люди. В Турню - а должно быть, монах из Клюни точно знал то, о чем писал, - некто посчитал возможным дойти до конца в этой ужасной логике: этот человек стал продавать на рынке вареное человеческое мясо. Правда, такое оказалось уже слишком: его схватили и сожгли живьем. Страшный товар закопали в землю; какой-то голодный раскопал его и съел, однако, обнаруженный на месте преступления, был также схвачен и сожжен. Такому же наказанию был подвергнут «дикий человек», нечто вроде огра, который свирепствовал в лесу Шатне в провинции Макон. Он устроил себе жилище возле уединенной, но, видимо, часто посещавшейся церкви. Те, кто просился к нему на ночлег или просто проходил мимо его дома, были обречены. Он съел уже 48 жертв, чьи отрезанные головы гнили в его хижине, когда одному из прохожих, оказавшемуся сильнее его, удалось вырваться из его когтей и убежать. Граф Оттон, узнав о случившемся от этого спасшегося человека, собрал «всех людей, которым мог располагать». Людоеда схватили, привезли в Макон, «привязали к косяку в амбаре». Монахи из соседнего Клюни «своими глазами» видели, как он жарился на костре.

Таким образом, людоеды иногда погибали в наказание за свои преступления - многие же, несомненно, избежали наказания - но, во всяком случае, они умирали не от того, что ели. Чего не скажешь о тех несчастных, которые, по щепетильности или по бессилию, воздерживались от человеческой плоти и прибегали к опасным эрзац-продуктам. Чтобы увеличить объем муки или отрубей, к ним старались что-нибудь подмешать, например белую глину, разновидность каолина, и тогда голод сменялся отравлением желудочно-кишечного тракта. Бледные и исхудалые лица, вздутые животы, голос «тонкий, похожий на короткие крики умирающей птицы», груды трупов, которые уже не было сил хоронить по одному и которые накапливали «до пяти сотен и более» и затем сваливали, нагими или почти нагими, в огромные общие ямы…

Можно возразить, что Рауль Глабер мог описать лишь то, что происходило в Бургундии… Откроем же «Чудеса святого Бенедикта», написанные Андре из Флёри. Он предоставит нам свидетельство о событиях в Орлеане, где, как мы уже упоминали, в 1032 году происходили разрушительные бури. Мы прочтем, что и здесь голод длился три года. Здесь также имели место людоедство, тяжелые физические недуги, невероятно высокая смертность. Впрочем, монахи, жившие в монастыре святого Бенедикта, а также в Клюни, похоже, смогли довольно безболезненно выжить. Конечно, необходимость из-за нехватки рыбы и, видимо, овощей есть в Святую Пятницу ослиную требуху и конину произвела незабываемое впечатление на благочестивого Андре. Разумеется, ему было тяжело оттого, что пришлось даже в день Страстей Христовых нарушить закон воздержания. Однако если учесть, что огромному числу людей вообще было нечего есть…

Истощение было в те времена не единственной причиной преждевременной смерти. Даже если не упоминать о таком само собой разумеющемся факторе, как отдельные болезни, которые не умели лечить, то нельзя не вспомнить о том, что к ним присоединялись эпидемии. В 956 году в Германии и Франции свирепствовала чума. После смерти в 994 году аббата Клюни святого Майеля летописцы описали новую болезнь: «скрытый огонь», который охватывал сперва один член тела, затем постепенно овладевал всем телом и в одну ночь пожирал пораженного им человека. Адемар из Шабанна был свидетелем того, как мор свирепствовал в Лимузене в 997 году. Он называл его «огненной болезнью» и писал, что «невидимый огонь пожрал тела бесчисленного множества мужчин и женщин». Судя по всему, Бургундию поразила та же болезнь, а близость дат описаний позволяет предположить, что речь идет об одной и той же эпидемии, которая, следовательно, пронеслась по всей Франции с востока на запад. Этот «огонь», который вновь вспыхнул в 1043 году в областях между Сеной и Луарой и по меньшей мере еще на севере Аквитании, а затем неоднократно возвращался в течение всего Средневековья, назвали «огнем святого Антония». По всей видимости, его можно отождествить с заболеванием, которое сейчас называют «эрготизмом» и которое вызывается употреблением в пищу некачественной муки, в первую очередь муки из ржи, пораженной спорыньей. Таким образом, здесь мы опять имеем дело с последствиями нездорового питания.

В общих чертах, несмотря ни на что, создается впечатление, что 1033 год стал концом этой длинной вереницы мрачных лет. Рауль - опять он! - говорит об этом однозначно: чистое небо, зеленеющие плодородные земли «в году тысячном со дня Страстей Христовых». Не подтасовывет ли он немного ради совпадения дат? Наверное, велико было искушение заявить, что природа вновь стала благосклонна к людям с наступлением тысячной годовщины Искупления, даже если это не совсем соответствовало истине. Вместе с тем во всех хрониках начиная с 1033 года упоминания о стихийных бедствиях становятся значительно более редкими. А достигнув 1046 года, мы уже встречаем свидетельства о «великом изобилии вина и овощей».

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Голод Пока Ермак-хан возвращался из кровавого похода по покорению вогулов, а Карача заманил отряд Ивана Кольцо в ловушку, в Искер прибыл стрелецкий отряд из 500 стрельцов во главе с князем Семеном Волховским, головами Иваном Киреевым и Иваном Глуховым. Население ханской

Из книги Сталин. Наваждение России автора Млечин Леонид Михайлович

Голод и людоедство Сталин внимательно читал сводки партийного аппарата и министерства госбезопасности. Он видел, что с окончанием Великой Отечественной люди связывали огромные надежды: они жаждали спокойной и сытной жизни. Но надежды не сбылись. Осенью 1946 года начался

Из книги Великая окопная война [Позиционная бойня Первой мировой] автора Ардашев Алексей Николаевич

«Винтовочный голод» «Винтовки сейчас дороже золота». Военный министр генерал Поливанов Катастрофа в отношении вооружения, понесенная армиями в эту войну, первоначально зависела не от качества оружия, а от его количества. Уже через несколько месяцев в русских войсках

Из книги Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. автора Логинов Владлен Терентьевич

ГОЛОД В 1891 году в России начался голод. И хотя он охватил лишь 17 губерний Поволжья и Черноземного центра с населением около 30 миллионов человек, голод стал проявлением глубокого общенационального кризиса, сравнимого по значению разве что с поражением в Крымской

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Голод Все, что случилось в Ирландии в XIX веке и после, омрачила катастрофа, разразившаяся в стране с 1845 по 1849 год. Это несчастье на многие поколения отравило англо-ирландские отношения и оказало огромное влияние на саму Ирландию. Речь идет о картофельном голоде.Ирландия XIX

Из книги Гладиаторы автора Мэттьюз Руперт

VI ГОЛОД В РИМЕ II 400 году Рим был большим, богатым и красивым городом. На улицах возвышались мраморные храмы и величественные монументы. Сердцем империи была Форум Романум, где городские храмы и сокровищницы соседствовали с правительственными зданиями и вотчиной

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси. Том II автора Дикий Андрей

Голод Голод на Украине, приведший в в 1932-3 годах к гибели многих миллионов населения от голодной смерти, украинские сепаратисты изображают, как мероприятие оккупировавших Украину великороссов, направленное на уничтожение украинцев и всячески его выпячивают в своей

Из книги Диссиденты автора Подрабинек Александр Пинхосович

Голод Советский Союз был голодной страной. Тюрьма – голодным местом в голодной стране. Есть хотелось все время. Даже в те исключительно редкие дни, когда удавалось наесться досыта, мозг все равно сверлила мысль, что сытость скоро пройдет, а голод останется. Как известно,

Из книги Аналітична історія України автора Боргардт Олександр

3. Цар Голод Разом із Жовтневим переворотом почала прискорено розвалюватись та досить складна система соціальних відносин, яка об’єднувала Другу імперію. Натомість мало прийти щось нове, набагато досконаліше; революційне, демократичне та проґресивне. Бо, не забудемо, –

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Жизнь в родной земле автора Балинт Вилем Андреевич

13. Голод - Но все это семечки, - вдруг снова заговорил рассказчик - вот что было после такой «обработки» земли тракторами!.. Это, да!! Результаты обработки земли, как говорили товарищи, по последнему слову науки и при применении всех средств технических достижений,

Из книги Марк Таугер о голоде, геноциде и свободе мысли на Украине автора Тоджер Марк Б

ВОПРОС 1: Говоря о том, был ли голод проявлением геноцида, нам необходимо обсудить три момента: историческую методологию, определение понятия «голод» и определение понятия «геноцид» А. Методология.По результатам многолетнего труда историки разработали определенные

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Голод На втором году случилось страшное для страны бедствие. Нил, который обычно своим разливом обеспечивал поля животворящей влагой, не захотел дарить обычный уровень вод. Плодородный ил осел на столь малой территории, что народ впал в панику. Что ждет египтян? Голод?

Из книги Полное собрание сочинений. Том 5. Май-декабрь 1901 автора Ленин Владимир Ильич

I. Голод{102} Опять голод! Не одно только разорение, а прямое вымирание русского крестьянства идет в последнее десятилетие с поразительной быстротой, и, вероятно, ни одна война, как бы продолжительна и упорна она ни была, не уносила такой массы жертв. Против мужика

Из книги Полное собрание сочинений. Том 21. Декабрь 1911 - июль 1912 автора Ленин Владимир Ильич

Голод Снова голод – как по-прежнему, в старой России, до 1905 года. Неурожаи бывают везде, но только в России они ведут к отчаянным бедствиям, к голодовкам миллионов крестьян. А теперешнее бедствие, как вынуждены признать даже сторонники правительства и помещиков, превышает

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Голод В древние времена вредные явления, стихии природы персонифицировались, их часто видели персонами злыми, враждебными. Хоть и представляли в человеческом образе, но с признаками явления природы или стихии. Голод как персонаж представляли сухоребрым, высохшим до

В голодные зимы положение крестьянина и его семьи ужасно. Он ест всякую гадость. Желуди, древесная кора, болотная трава, солома, все идет в пищу. Притом ему не на что купить соли. Он почти отравляется; у него делается понос, он пухнет или сохнет; являются страшные болезни. Еще могло бы пособить молоко, но он продал последнюю корову, и умирающему часто, как говорится, нечем душу отвести. У женщин пропадает молоко в груди, и грудные младенцы гибнут как мухи. Никто и не знает этого потому, что никто не посмеет писать, или громко толковать об этом; да и многие ли заглядывают в лачуги крестьянина? А ведь то не секрет, что голодные годы не суть явления редкие; они, напротив, появляются периодически.


"Перед рождеством христовым прошла молва, что началось людоедство. Известно, что и в 1892 году в деревнях об этом пробовали говорить; но теперь писаря и старшины читают газеты и знают, что о таких событиях пишется, а потому ложь скоро опровергается; но тогда было другое дело. Пришел кто-то откуда-то и стал сказывать, будто бы с отчаяния и с голоду люди убивают других людей и варят их в золовых корчагах и съедают. По преимуществу такие проделки приписывали матерям, которые будто бы, делали это из сострадания. Глядит-глядит будто бы мать на своих детей, как они мучатся голодом, и заманит к себе чьего-нибудь чужого ребенка, и зарежет его, и сварит, и накормит своих детей "убоиной". Указывали даже очень недалекие селения, где будто наверное совершились все такие происшествия, и описывали подробности этих случаев. Так, в одном селе, которое было от нас в десяти верстах, одна баба будто бы долго терзалась, глядя на томление умиравших от голода четырех детей, да и говорит им с вечера в потемочках (огня в деревнях тогда многие по бедности "не светили"):
- Спите, детки мои, голубяточки, и если вы спать будете, то я вам завтра сварю убоинки.
Старшая из детей этой бабы уже понимала нужду своего бедного житья и говорит:
- Где же ты, мамка, возьмешь нам убоинки? А мать отвечает:
- Это не ваше дело: вы уже только засните, а я побегу либо у кого-нибудь выпрошу, либо впотьмах у волка вырву.
Девочка и раздумалась о том, как мать будет впотьмах у волка из зубов мясо вырывать, и говорит:
- Страшно, мамушка!
А баба отвечает:
- Ничего ие страшно: спите! Вот как вы не спите да голосите, так мне это гораздо страшнее!
А было это как раз в сочельник.
Дети же у бабы были погодочки - все мал мала меньше: старшей девочке исполнилось только пять лет, а остальные все меньше, и самый младший мальчишка был у нее у грудей. Этот уж едва жил - так он извелся" тянувши напрасно иссохшую материну грудь, в которой от голода совсем и молока не было. Очевидно, что грудной ребенок неминуемо должен был скоро умереть голодного смертью, и вот на него-то мать и возымела ужасное намерение, о котором я передам так, как о нем рассказывали в самом народе. Как только баба обманом угомонила детей и ее старшие ребятишки уснули с голодным брюхом, она взяла своего грудного мальчика, дрожавшего в ветошках, положила его к себе на колени и дала ему в ротик грудь, а возле себя положила на стол хлебный ножик. Изнуренный ребенок, несмотря на свою усталость, взялся за грудь, но как молока в груди не было, то он только защелкал губенками и сейчас же опять оторвался и запищал... Тогда мать пощекотала у него пальцем под шейкой, чтобы он поднял головку, а другою рукою взяла нож и перерезала ему горло.
Убив дитя, она будто сейчас же положила его в ночвы, а потом разняла на части, посовала в горшок и поставила в печку, чтобы мясо сварилось, а "утробку" на загнетке в золе сожгла, и ночвы и стол вымыла, и тогда побудила старшую девочку и сказала ей:
- Вот тут, в печи, стоит горшок - варится... В нем, гляди, для вас полно убоины... достаньте его и все мясушко съешьте, ничего не оставляйте. Слышишь ли?
Девочка говорит:
- Мамушка родная! ты зачем же одна в кусочки пойдешь, когда у нас убоинка варена! Съешь убоинки! Но мать только побледнела и руками замахала:
- Нет, - говорит, - я не хочу - вы одни ешьте! - и с этим толкнула дверь ногой и ушла.
А девочка сейчас же высунула емками горшок из печи, перебудила - своих младших, - сели за стол и начали есть.
И всего своего братца они съели бы без остаточка, но только кому-то из них к концу стола попалась нераскинувшаяся в кипятке ручка или ножка ребенка, и они по этой ножке или ручке узнали, что едят "человечину"...
Тут они бросились бежать вон из избы, но только что отворили дверь, как смотрят - мать их в сенцах висит удавившись, подцепив веревку за решетину в снятой крыше"


"Русская деревня до революции хронически голодала -- это непреложная истина, опровергающая сказочки о "кисельных берегах". Надежным свидетелем может послужить автор написанных в эмиграции воспоминаний А.Н. Наумов, бывший в 1915-1916 гг. министром земледелия. Он участвовал в борьбе с "самарским голодом" еще в конце прошлого века, когда "небывалые недороды 1897-1898 гг. повлекли за собой почти повсеместное недоедание, а в ряде районов настоящий голод с его последствиями -- цингой и тифом". "Что же мне пришлось увидеть? Россия фактически не вылезает из состояния голода то в одной, то в другой губернии, как до войны, так и во время войны". Видный сановник Ламздорф оставил схожие воспоминания: "От просящих хлеба нет прохода. Окружают повсюду толпой. Картина душераздирающая. На почве голода тиф и цинга". Мало того, министр иностранных дел Гире "в ужасе от того, как относятся к бедствию государь и интимный круг императорской семьи". Царь... не верит, что есть голод! За завтраком в тесном кругу "он говорит о голоде почти со смехом". Находит, что раздаваемые пособия только деморализуют народ, вышучивает тех, кто уезжает в губернии, чтобы наладить помощь. Такое отношение к бедствию "разделяется, по-видимому, всей семьей".

Когда общественность сама пыталась организовать хоть какую-то помощь, этому мешали те же сановники. Полковник А.А. фон Вендрих, инспектор министерства путей сообщения и фаворит царя, посланный особоуполномоченным в пострадавшие от голода районы, дезорганизовал грузовое движение на центральных магистралях, загнал в тупик одиннадцать тысяч вагонов с зерном, шесть с половиной миллионов пудов подмокли и стали гнить.

Доложили царю. Николай раздраженно отмахнулся: "Не говорите о нем вздора, это достойный офицер. Всяких побирающихся будет много, а таких верных людей, как Вендрих, раз-два и обчелся"

Вендрих просто гноил отправленный голодающим хлеб. Алабин, председатель Самарской губернской земской управы, получив крупные взятки от хлеботорговцев, отправил голодающим гнилую муку, а в другие районы - зерно с примесью ядовитых семян куколя и других сорняков.

Начались эпидемии, люди гибли от отравления. Алабина отдали под суд, но оправдали ввиду "неумелости".

Еще один фаворит царя, товарищ министра внутренних дел Гурко, которому было поручено создать резерв зерна, за взятку переуступил свои полномочия иностранцу Лидвалю - а тот вообще сорвал поставки. Наумов, говоря о голоде, особо подчеркивал "неподготовленность административных верхов, их неспособность обеспечить снабжение, учет и размещение по стране имеющихся запасов". Так стоит ли удивляться, что по всей стране горели помещичьи усадьбы и идиллические "дворянские гнезда"?

"В то время, по воле божией, во всей московской земле наступила такая дороговизна и голод, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку. Даже голодные времена, описанные Альбертом, аббатом Штаденским (Stadensis) и многими другими, нельзя сравнить с этим, так велик был голод и нужда во всей Московии. Так что даже матери ели своих детей; все крестьяне и поселяне (boeren en lantlieden), у которых были коровы, лошади, овцы и куры, съели их, невзирая на пост, собирали в лесах различные коренья, грибы (campernoellie, duvelsbroot) и многие другие и ели их с большой жадностью; ели также мякину, кошек и собак; и от такой пищи животы у них становились толстые, как у коров, и постигала их жалкая смерть; зимою случались с ними странные обмороки, и они в беспамятстве падали на землю. И на всех дорогах лежали люди, помершие от голода, и тела их пожирали волки и лисицы, также собаки и другие животные.

В самой Москве было не лучше; провозить хлеб на рынок надо было тайком, чтобы его не отняли силой; и были наряжены люди с телегами и санями, которые каждодневно собирали множество мертвых и свозили их в ямы, вырытые за городом в поле, и сваливали их туда, как мусор, подобно тому как здесь в деревнях опрокидывают в навозные ямы телеги с соломой и навозом, и когда эти ямы наполнялись, их покрывали землей и рыли новые; и те, что подбирали мертвых на улицах и дорогах, брали, что достоверно, много и таких, у коих душа еще не разлучилась с телом, хотя они и лежали бездыханными; их хватали за руки или за ноги, втаскивали на телегу, где они, брошенные друг на друга, лежали, как мотовила в корзине (haspelen in manden), так что поистине иные, взятые в беспамятстве и брошенные среди мертвых, скоро погибали; и никто не смел подать кому-нибудь на улице милостыню, ибо собиравшаяся толпа могла задавить того до смерти. И я сам охотно бы дал поесть молодому человеку, который сидел против нашего дома и с большой жадностью ел сено в течение четырех дней, от чего надорвался и умер, но я, опасаясь, что заметят и нападут на меня, не посмел. Утром за городом можно было видеть мертвых, одного возле кучи навоза, другого наполовину съеденного и так далее, отчего волосы становились дыбом у того, кто это видел".

(Александр Бушков. "Россия, которой не было")