А что понимают под возрастом вида. Понятие возраста и возрастных особенностей

Вспомните:

Что понимают под структурой вида?

Ответ. Структуру вида составляют популяция и подвид. Популяция - естественная элементарная структура вида, представляющая совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, занимающих определенную обособленную часть ареала. Подвид - более крупная внутривидовая группировка, состоящая из популяций, близких по ареалу, или по своим экологическим особенностям.

Вопросы после § 21

Что следует понимать под возрастной и половой структурой популяций?

Ответ. Любой популяции присуща определенная организация. Распределение особей по территории, соотношение групп особей по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим особенностям отражают соответствующую структуру популяции: пространственную, половую, возрастную и т.д. Структура формируется с одной стороны на основе общих биологических свойств видов, а с другой – под влиянием абиотических факторов среды и популяций других видов.

Структура популяции имеет, таким образом, приспособительный характер. Разные популяции одного вида имеют как сходные особенности, так и отличительные, характеризующие специфику экологических условий в местах их обитания.

Возрастной состав - имеет важное значение для существования популяции. Средняя продолжительность жизни организмов и соотношение численности особей различного возраста характеризуется возрастной структурой популяции. Формирование возрастной структуры происходит в результате совместного действия процессов размножения и смертности.

Имеются виды с простой возрастной структурой популяций, которые состоят из особей практически одного возраста.

Например, все однолетние растения одной популяции весной находятся в стадии проростков, затем почти одновременно зацветают, а осенью дают семена.

У видов со сложной возрастной структурой популяций одновременно живут несколько поколений.

Например, в стажах слонов имеются молодые, зрелые и стареющие животные.

Популяции, включающие много разных возрастных групп более устойчивы, менее подвержены влиянию факторов, воздействующих на размножение или смертность в конкретном году. Экстремальные условия могут привести к гибели наиболее уязвимых возрастных групп, но самые устойчивые выживают и дают новые генерации.

Устойчивость популяций вида в значительной степени зависит и от половой структуры, т.е. соотношения особей разных полов. Половые группировки внутри популяций формируются на базе различий в морфологии (форма и строение тела) и экологии различных полов.

Например, у некоторых насекомых самцы имеют крылья, а самки нет, у самцов некоторых млекопитающих имеются рога, но они отсутствуют у самок, у самцов птиц яркое оперение, а у самок маскирующее.

Приведите примеры видов с простой и сложной возрастной структурой.

Ответ. Простая структура популяции, когда в популяции особо одного возраста, все однолетние растения весной находятся в проростках, затем примерно одновременно зацветают, дают семена и к осени отмирают. Среди животных также есть виды с однородными по возрасту популяциями, например, многие виды саранчи весной представлены личинками, ранним летом - бескрылыми неполовозрелыми особями, затем - крылатыми формами, а глубокой осенью - только яйцами, запрятанными в почве в кубышки) . Сложная возрастная структура популяций возникает тогда, когда в ней представлены все возрастные группы, одновременно живут несколько поколений, взрослые особи размножаются многократно и имеют достаточно большую продолжительность жизни. В стадах слонов или обезьян-павианов, например, есть и новорожденные, и подростки, и молодые крепнущие животные, и размножающиеся самки, и самцы, и старые особи. Такие популяции не подвержены резким колебаниям численности. Критические внешние условия могут изменить их возрастной состав за счет гибели наиболее слабых, но самые устойчивые возрастные группы выживают и затем восстанавливают структуру популяции.

Какие преимущества имеют популяции со сложной возрастной структурой?

Ответ. По возрастной структуре оценивается способность популяции к самоподдержанию и ее устойчивость к внешним воздействиям: чем сложнее возрастная структура, тем устойчивее воспроизводство популяции.

Многовозрастные популяции гораздо менее чувствительны по отношению к факторам, оказывающим воздействие на отдельные популяционные подгруппы (например, на молодь). Ведь численность молоди составляет сравнительно небольшую долю от общей численности популяции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ВОЗРАСТ»

Согласно диалектическому пониманию развитие не является процессом только чисто количественных изменений, а также увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить" к тому, что с возрастом что-то увеличивается, например словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала, или уменьшается, например детская фантазия, импульсивность в поведении.

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека, в частности раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость. За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. Особо следует подчеркнуть, что при этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. Уже к определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей. Например, возраст наступления гражданской зрелости дает право избираться и быть избранным в выборные органы управления обществом, призыв на военную службу, право на пенсию и т.п. Определение возраста часто связывают с понятием «развитие», в частности с развитием психики. Развитие психики -- это последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Следует отметить, что онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (это раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Но вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в развитии психики. Процесс развития психики продолжается и в зрелом возрасте, на протяжении всей жизни человека. Основными факторами возрастного развития человека являются: самообразование, профессиональный труд, а также общественная работа, спортивная и другие виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей. Движущими силами развития человека как личности являются возникающие в процессе развития внутренние противоречия.

ТИПЫ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ

Д. Б. Эльконин исследовал проблемы присвоения ребенком способов человеческой деятельности как основу развития его человеческих способностей. Согласно теории Д. Б. Эльконина все детские возрасты могут быть разделены на два типа. В возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности. Складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов человеческих действий. В возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.

Следовательно, происходит чередование одних возрастов, в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы, с другими возрастами, когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности. Например, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества, а также освоения предметного мира. Они реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных типа возрастов как бы сцеплены друг с другом.

Другой исследователь, Л. С. Выготский, также различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, т.е. критические, периоды, наоборот, развитие совершается бурно, стремительно. Кризисы, по мнению Л. С. Выготского, имеют не только негативное, но и собственно положительное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляют основное содержание кризисного периода. Кризисы, которые сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции, -- это норма онтогенеза.

Периодизация, предложенная Л. С. Выготским, включает следующие периоды: кризис новорожденное™, младенчество (2 месяца -- 1 год), кризис одного года, раннее детство (1--3 года), кризис трех лет, дошкольный возраст (3--7 лет), кризис семи лет, школьный возраст(8--12лет), кризис тринадцати лет, пубертатный период (14--17 лет), кризис семнадцати лет.

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, –Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

4.3. Параметры возраста

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

социальную ситуацию развития;

круг отношений;

ведущий тип деятельности;

сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

новообразования личности;

формы общения;

эмоционально-волевую сферу;

способности общения;

новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

4 Критические и кризисные периоды

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса... развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.

В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Развитие связано не только с количественными изменениями, увеличением или уменьшением каких–то психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно, психическое развитие нельзя сводить к тому, что с возрастом что–то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность, эмоциональность и т. д.). По словам В. А. Крутецкого, развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется качественно новое, так называемые «новообразования». В психическом развитии человек проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенной спецификой. Каждый возрастной период связан с предыдущим периодом, возникает на его основе и служит основой для наступления следующего периода. Возраст – это не столько биологическая, сколько социальная категория.

В пределах каждого возраста есть значительные индивидуальные различия, которые являются следствием индивидуальных вариантов условий жизни и деятельности, а также природных индивидуальных различий, в частности различий в типологических свойствах нервной системы. Конкретные условия жизни и деятельности очень разнообразны так же, как разнообразны и индивидуальные особенности личности. Возраст не имеет точных и определенных характеристик, под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, характерные особенности детей того или иного возраста.

Существует неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, в том числе самых благоприятных, условиях обучения и воспитания у ребенка различные психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными, называют сензитивными периодами. «Сензитивный» – наиболее чувствительный к соответствующим внешним воздействиям, обучению и воспитанию. Например, для развития речи сензитивен период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст. Если упустить сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развить очень тяжело. Сенситивность зависит от закономерностей органического созревания мозга и от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться только на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств.