5 кл история микены и троя. Тема: Микены и Троя

Начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен.

Предыстория

На рубеже II и III тыс. до н.э. ахейские племена начали заселение Балканского полуострова, вытесняя оттуда местные племена. К XV в. до н.э. ахейская цивилизация достигла своего расцвета, распространив свое влияние на весь полуостров.

События

За всю свою историю греки-ахейцы так не смогли построить единое централизованное государство, как это было в державах Древнего Востока. Сравнительно небольшие царства постоянно находились в состоянии конфликта друг с другом, хотя бывали и случаи политических союзов между ними. Обычно такие союзы создавались для завоевательных походов против внешних врагов: так, например, около 1200 года до нашей эры ахейцами был завоеван Крит.

Из-за постоянных внутренних войн культурная, экономическая и политическая жизнь ахейских государственных образований концентрировалась вокруг дворца-цитадели, что делает данную цивилизацию схожей с крито-минойской культурой, хотя последняя носила куда менее воинственный характер. Одна из наиболее крупных цитаделей находилась в районе Микен, благодаря богатым археологическим находкам в этой области, связанных с ахейцами, их цивилизация получила название микенской.

Примерно в XIV в. до н.э. началось массовое переселение ахейцев на полуостров Малая Азия (территория современной Турции). Данный исторический период нашел свое отражение в произведении древнего поэта Гомера «Илиаде», которое повествует об объединенном походе ахейцев под предводительством царя Агамемнона против Трои, эпос повествует нам о десятилетней осаде этого поселения, закончившейся его разграблением. Можно утверждать, что «Илиада» рассказывает нам о военном противостоянии между ахейцами и жителями Малой Азии, которое завершилось победой первых, о чем свидетельствуем множество ахейских поселений в данном регионе, время создания которых соответствует примерно XIII в. до н.э.

На рубеже XIII и XII столетий Балканский полуостров захлестнула новая волна переселений: менее развитые в культурном и экономическом отношении, нежели ахейцы, но преуспевшие в военном отношении (это связано с освоением производства железного оружия) дорийцы быстро захватили микенские цитадели и подчинили себе их хозяев. Дорийское завоевании Греции принято считать концом микенской цивилизации.

Участники

Агамемнон – легендарный микенский царь, предводитель похода против троянцев.

Приам – легендарный последний царь Трои, противостоявший ахейскому вторжению.

Генрих Шлиман – немецкий археолог, обнаружил Микены и Трою.

Заключение

Микенская цивилизация оставила после себя богатое культурное наследие, она также внесла свой вклад в формирование цивилизации классической Греции, а знаменитые «Илиада» и «Одиссея», повествующие о микенской эпохе, стали для античного мира самыми значимыми произведениями.

Микены и Троя

После гибели критской цивилизации начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен. На сегодняшнем занятии мы вслед за Шлиманом посетим развалины древних Микен и Трои, узнаем о мифологических и исторических причинах начала войны греков и троянцев.

Микены были расположены в Южной Греции, на скалистом холме. Город был окружен крепостной стеной длиной 900 метров и шириной 6 метров. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От ворот сохранился входной проём. Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. В гробницах были найдены многочисленные драгоценные украшения. По золотым маскам, лежавшим на лицах погребённых, можно представить облик микенских владык. У них были суровые лица с бородкой и усами.

При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Эти надписи прочитаны. Они содержат списки женщин-рабынь, гребцов на кораблях, ремесленников, работавших на царя. Во многих надписях речь идёт о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далёкие походы за добычей.

Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои – богатого торгового города на побережье Малой Азии. Осада города длилась 10 лет и закончилась падением Трои.

Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные племена. Длинноволосые, в звериных шкурах, они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок хозяйства, была забыта письменность.

Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.

Из поколения в поколение греки передавали мифы о своих богах, древних героях и войне с троянцами. Однажды боги устроили роскошный пир. На него не позвали богиню ссор и раздоров. Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Заспорили из-за яблока три богини. Одна была Гера – старшая из богинь (греки изображали её красивой и величавой женщиной). Другая – воительница Афина. Несмотря на грозный вид, она была так же привлекательна. Третья – Афродита, вечно юная богиня красоты и любви. Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обратились к богу грома и молний Зевсу, прося рассудить их. Но Зевс, хотя и был главным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита – дочерьми. Он повелел им обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке.

Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом. «Присуди яблоко мне, – сказала Гера, – и я сделаю тебя властителем всей Азии». «Если ты присудишь яблоко мне, – вмешалась Афина, – я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться». Афродита сказала: «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире». Парис присудил яблоко Афродите. С тех пор она стала во всём помогать ему, а Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

Прекраснейшей из женщин считалась Елена. Она жила в греческом городе Спарте и была женой правившего там царя Менелая. К нему, будто бы в гости, и приехал Парис. Его приняли ласково и радушно. Но когда царь уехал на несколько дней по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Забыла она мужа, согласилась бежать в Трою. Вернувшись домой, царь Спарты Менелай пришёл в ярость и стал звать на войну против Трои всех царей Греции. Они дали согласие участвовать в походе.

На сотнях кораблей переправились греки через море и высадились недалеко от Трои. Вытащив корабли на берег, они разбили лагерь, защитив его стеной. На равнине между лагерем и Троей начались бои. Долгие годы греки безуспешно осаждали Трою. Троянская война стала последним предприятием Микен. Согласно мифам, Троя была побеждена и захвачена греками. В действительности, город был разрушен в результате землетрясения около 1300 г. до н. э. Длительная война истощила силы греческих городов, в том числе и Микен, после чего начался их упадок.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Цели: дать представление о микенской культуре Древней Греции; ознакомить с поводом, причинами и результатами Троянской войны; формировать исследовательские навыки на основе изучения документальных источников; развивать умение работать с исторической картой, историческое мышление; воспитывать интерес к культуре Древней Греции; способствовать формированию нравственных качеств личности.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; сравнивать простые однородные исторические факты истории Микен, выявляя черты их сходства и различия по предложенным вопросам; метапредметные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять черты их сходства и различия; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: карта «Древнейшая Греция»; яблоко; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Как вы думаете, почему на территории Древней Греции городов было больше, чем на территории других уже известных вам стран?

После падения Крита самым богатым и могущественным стал город Микены.

— Хотите ли вы продолжить наше путешествие? Что вы ожидаете от нашей экскурсии в этот удивительный город?

Тема урока: «Микены и Троя».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Микены.

2. Троянская война.

3. Миф о Троянской войне.

Проблемный вопрос. Почему жители древнейших греческих городов стали воздвигать мощные крепостные стены?

III. Работа по теме урока

1. Микены

— Работая с картой, определите местоположение Микен.

Первые города в Греции появились уже в III тысячелетии до н. э. Города-государства вели между собой борьбу за влияние в данном регионе. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции. На холме в 15 км от моря был возведен акрополь, его стены были сложены из огромных каменных глыб.

(Запись в словаре.)

Акрополь — крепость (кремль), обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и нападения со стороны других греческих городов-государств.

— Почему город не был построен прямо у моря, ведь это было бы гораздо удобнее для жителей?

Представим себя в привычной уже роли исследователей. Нам известно, что Микены — крепость и город в северной части Пелопоннеса, один из центров культуры, получившей название микенской.

Первые раскопки в 1876 г. произвел Г. Шлиман, который обнаружил в шахтовых гробницах золотые изделия и тем самым подтвердил славу «златообильных Микен».

Сохранились развалины дворца на холме и крепостные сооружения с Львиными воротами, воздвигнутые в XIV—XIII вв. до н. э., а также другие шахтовые гробницы, расположенные внутри акрополя и за его пределами. На подступах к холму найдено значительное количество купольных и камерных гробниц, а также дома ремесленников.

Слайд 1. Вход в крепость ведет через Львиные ворота. Сами ворота, видимо сделанные когда-то из прочного дерева, не сохранились. Входной проем сложен из двух поставленных вертикально камней и положенной сверху монолитной горизонтальной плиты. Чтобы уменьшить давление на эту и без того тяжелую плиту, строители вставили над ней треугольник из относительно легкого известняка. В нем высечены два льва, которые стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Они, как живые сторожа, смотрели на всех входящих в крепость.

Слайд 2. Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. На лицах погребенных лежали золотые маски.

— О чем говорит факт этой находки?

(Предположения и выводы учеников.)

— Представьте, что к нам в руки попали интересные исторические артефакты. Внимательно их изучите и выполните задания. Для эффективности работы разбейтесь на две группы. Первая группа исследует археологические находки, а вторая — исторический документ.

Материал для первой группы

Археологические находки

При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, в котором находились царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями — списками рабынь, ремесленников — плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Также многие из них повествуют о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далекие походы за добычей. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

Вопрос к тексту

— Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать на основе этих данных?

Материал для второй группы

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Мололыциц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин) 37, девочек 26, мальчиков 4.

Банщиц (женщин) 38, девочек...

Подсобных работниц (женщин) 4...

Служанок (женщин) 32, девочек 26...

Швей (женщин) 38, девочек 20...

б) Списки сыновей работниц.

В Левитре (название местности):

сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.

В Пилосе:

сыновей швей (мужчин) 2,

сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.

В Евдевере (название местности):

сыновей белошвеек (мужчин) 4.

Вопросы к тексту

— Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети? (Обычно в плен в то время брали женщин и их детей. Рабов-мужчин, взятых в плен, боялись, поэтому предпочитали «домашних» рабов, выросших в неволе.)

— О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц? (О том, в какой местности было больше сыновей рабынь.)

2. Троянская война

После ослабления Крита греки-ахейцы вступают в борьбу за власть над Эгейским морем. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах — на полуострове Малая Азия. Противником греков здесь было Троянское царство. Эта борьба приводит их к столкновению с могущественной Троей, или Илионом, — городом на побережье Малой Азии.

— Познакомьтесь с исторической справкой и определите причины Троянской войны.

Историческая справка

Область Троада с главным городом Троей расположена на северо-западе Малой Азии. Плодородные почвы и выгодное положение на море привлекали сюда поселенцев. Троя пользовалась славой богатого города и тем самым привлекала взоры «хищников тогдашнего мира». Ежегодно под стенами Трои собирались купцы Эгейского и соседнего морей и вели здесь оживленную торговлю.

— Прочитайте текст п. 2 § 25.

— Когда началась Троянская война?

— Чем закончилась Троянская война?

(Учитель на доске составляет схему.)

3. Миф о Троянской войне

Исследуя исторические источники, мы выяснили, почему началась Троянская война. Но сами греки в своих мифах по-иному объясняли ее причины.

— Ребята заранее подготовили сценку «Яблоко раздора». Давайте посмотрим ее.

Автор. Однажды богиня раздора Эрида решила отомстить богам за то, что не позвали ее на пиршество. Она взяла золотое яблоко. Одно лишь слово написано было на нем: «Прекраснейшей». Незаметно для всех она бросила на стол яблоко.

(Кладет яблоко на стол.)

Гера (взяла яблоко). Прекраснейшей... Я уверена, что яблоко принадлежит мне, ведь на Олимпе все знают, что я сама прекрасная. Я главная богиня, я жена Зевса.

Афина (забирает яблоко). Да, все знают, что ты красива, но я богиня мудрости и справедливой войны, в честь меня назван красивейший город Греции, поэтому яблоко должно принадлежать мне!

Афродита (берет яблоко). Почему тебе? Я тоже дочь Зевса, я родилась из морской пены, я богиня молодости и любви, нет никого прекраснее меня!

(Обращаются к Зевсу.)

Гера (держа яблоко в руке). Зевс, скажи, кто из нас прекраснейшая?

Зевс. Не дело мне решать женские распри. Пусть лучше этим занимается человек.

Гера. Кто же он?

Афина и Афродита (вместе). Да, кто?

Зевс. Парис, сын царя Трои Приама. Он самый справедливый из смертных.

(Уходит. Входит Парис.)

Парис. Прекрасные богини, вы звали меня?

Гера. Возьми яблоко, Парис (отдает ему яблоко). Прочитай надпись и реши, кто из нас троих прекраснейшая.

Парис. Да не знаю я. Каждая прекрасна.

Гера (отводит Париса в сторону). Скажи, что я, и будешь властвовать над Азией. Я всего лишь хочу сделать тебя царем царей. Великие страны покорятся тебе. Сила и власть в обмен на маленькое яблоко.

Афина (берет за руку Париса и отходит с ним в другую сторону). Красоты, отваги и силы тебе не занимать. Послушай, не хотел бы ты стать мудрым полководцем, не знающим поражений? Обещаю военную славу и победы, если назовешь меня.

Парис. Подожди, но я еще не выслушал Афродиту.

Афродита. Выбери меня. Я отдам тебе в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену Спартанскую, дочь Зевса и Леды.

Парис. Спасибо, великодушная Гера, но я итак богат. Благодарю и тебя, справедливая Афина, но слава и так со мной: я известен и в Греции, и в Азии. А вот жены у меня нет. Красива ли она, Елена из Спарты?

Афродита. Она не просто красива, она самая красивая из смертных. Прекраснейшая женщина в мире будет твоей! Или ты не веришь обещанию богини любви?

Парис. Я верю тебе, Афродита. Да, да, прекраснейшая из богинь — это Афродита! (Отдает ей яблоко.)

Гера. Дорого заплатишь ты, Парис, за такой выбор.

Афина. Погубишь ты Трою и весь народ!

— Какая причина начала Троянской войны указана в мифе?

IV. Закрепление изученного материала

Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора задать вопросы самым внимательным слушателям.

Задание 1. Выберите из предложенного списка имена героев мифа о Минотавре.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродита, Минотавр, Эгей, Эней, кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс.

Задание 2. Выберите из предложенного списка имена героев мифа о Троянской войне.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродита, Минотавр, Эгей, Эней, кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс, Гера.

Задание 3. Установите соответствие.

Дедал Тесей

Афродита Лабиринт

Ариадна Парис

Минотавр Нить

Задание 4. В каких мифах упоминаются следующие предметы?

Клубок ниток, яблоко, черные паруса, Лабиринт.

Задание 5. Как по-другому называли Грецию?

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 25. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — выполнить задание в рубрике «Опишите по рисунку».

2. Для средних учеников — сопоставить подлинную и мифологическую причины Троянской войны.

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



Материал содержит план урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"

Тип урока: комбинированный. Ход урока включает в себя организационный момент, актуализацию знаний учащихся, изучение новой темы, закрепление изученного материала и домашнее задание. Актуализация знаний учащихся проводится в игровой форме, что вызывает особый интерес и энтузиазм у учащихся 5-го класса. Изучение новой темы содержит и объяснение учителя, и выступление учащегося перед классом с заранее подготовленным сообщением, и работу учащихся с историческим документом с последующим его обсуждением. Закрепление изученного материала на уроке проводится в форме устного ответа учащихся, которые опираются на логическую цепь понятий по теме урока (цепь представлена на доске). Данный урок способствует развитию у учащихся умений работы с документами, умения высказывать свою точку зрения и аргументирвоать ее, навыка публичного выступления перед публикой.

Материал включает в себя: конспект урока, приложение 1 (исторический документ), приложение 2 (текст выступления учащегося), приложение 3 (записи на доске к уроку)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 5-м классе по теме

"Микены и Троя"

Цели урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны, продолжить формирование исследовательских умений на основе изучения документальных источников, давать характеристику событиям и их участникам.

На доске:

  • Тема урока: “Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя”.
  • План урока:
  1. Возвышение Микен, акрополь.
  2. Причины Троянской войны: миф и реальность.
  3. «Яблоко раздора»

Ход урока:

I.Организационный момент: приветствие, подготовка учащихся к работе

II.Актуализация знаний учащихся по теме «Греки и критяне»:

На прошлом уроке мы с Вами отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые нами прежде, давайте сыграем в игру «Крестики-нолики».

Условия игры: учителем зачитываются поочередно утверждения по пройденной теме. Задача: определить - верно это утверждение или нет. Если верно, в соответствующую клеточку ставится 0 (нуль), если неверно – X (крестик).

По окончании игры определяется победа крестиков или ноликов, проверяется правильность выполнения учащимися задания.

Вопросы для игры:

  1. Греция омывается Ионическим и Эгейским морями
  2. Сказания, объясняющие исторические события и явления природы действиями богов, называются мифы
  3. Балканскими горами Греция делится на Северную, Среднюю, Южную и Горную
  4. В греческих мифах чудовище с телом человека и головой льва звали Минотавр
  5. Героя, победившего чудовище с телом человека и головой быка, звали Персей
  6. Лабиринт для чудовища с телом человека и головой быка создал Дедал
  7. Греция расположена на юге Пиренейского полуострова
  8. Города-государства Греции платили дань критскому царю
  9. Критское царство погибло в XV в. До н.э. в результате нападения захватчиков
  1. Переход к изучению новой темы.

Кто же занял лидирующее место среди греческих городов-государств после гибели Критского царства в XV веке?

1. Рассказ учителя.

После падения Крита самым богатым и могущественным стал город Микены, расположенный в Южной Греции. Город был расположен на скалистом холме в 15 км от моря. Здесь был возведен акрополь.

- Запись в тетради: акрополь – крепость, обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и нападения со стороны других греческих городов-государств.

- Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 117-118

- Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От этих ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух вертикально поставленных камней и положенной сверху горизонтальной плиты. Над ней – треугольная плита, в которой высечены два льва. Львы стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные стражи, смотрели они на всех входящих в крепость.

На рисунке на стр. 118 мы видим золотую маску. Такую маску накладывали на лицо умерших царей. Мы не знаем имени царя, чей портрет воспроизведен, но мы видим суровое скуластое лицо с бородкой и усами. Так выглядели владыки Микен.

Кроме золотых масок в ходе раскопок были найдены многочисленные глиняные таблички. Какие данные о Древней Греции дают нам эти таблички? Обратите внимание на отрывок одной из такой таблицы

2. Работа с историческим документом

а) Списки рабынь и их детей.

Банщиц (женщин) 38, девочек…

3. Беседа с учащимися по источнику:

У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему? (женщины и дети; В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе)

Итак многие данные об истории Древней Греции материалы археологических раскопок. Большая заслуга в этом немецкого ученого Генриха Шлимана.

4. Выступление учащегося с биографией Г. Шлимана (заранее подготовленное)

в Малой Азии , на месте античной (гомеровской ) Трои , а также на Пелопоннесе - в Микенах , Тиринфе и Орхомене , первооткрыватель микенской культуры .

14 июня 1873 г. он нашел на месте Трои первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман опубликовал несколько книг – о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.

5. Рассказ учителя.

После ослабления Крита и его заселения греки расселяются и на другие острова и вступают в борьбу за власть над всем Эгейским побережьем. Эта борьба приводит к столкновению с могущественной Троей – городом на побережье Малой Азии.

- Запись в тетради: 1200 г. До н.э. – Троянская война

Микены (+) 1200 г. До н.э. (-) Троя

Греки троянцы

Осада Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Однако позже в саму Грецию вторглись воинственные племена, которые разрушили многие греческие города. Произошел упадок хозяйства, забыта письменность.

Современные ученые причиной Троянской войны называют стремление греков укрепить свою власть на всем Эгейском побережье. В Древней же Греции существовала другая точка зрения. Обратите внимание на доску. Перед Вами «яблоко раздора». Это крылатое выражение берет свое начало из истории древней Греции. Что же означает крылатое выражение «яблоко раздора»? Помочь нам разобраться в этом поможет миф о начале Троянской войны на стр. 118-119 учебника

гер А фин А фродита

ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ

Парис - Елена - Менелай

6. Беседа с учащимися:

Как Вы понимаете выражение «яблоко раздора»? Почему возникло этот выражение?

- Запись в тетради: яблоко раздора – источник ссоры, конфликта

Запись на доске: Крита --- Микены --- акрополь --- Львиные ворота --- Троя --- Троянская война --- яблоко раздора

Обратите внимание на доску. Перед вами логическая цепочка понятий по теме нашего урока. Составьте пожалуйста краткий пересказ с использованием этих понятий

V. Домашнее задание: пересказ & 25

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Раздаточный материал на партах:

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

Вопросы к документу:

Какие выводы мы можем сделать на основе данного отрывка о древнегреческом обществе?

- Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему?

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Биография Г. Шлимана (заранее раздается одному учащемуся)

Иога́нн Лю́двиг Ге́нрих Ю́лий Шли́ман - немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии. Прославился пионерными находками в Малой Азии , на месте античной (гомеровской ) Трои , а также на Пелопоннесе - в Микенах , Тиринфе и Орхомене , первооткрыватель микенской культуры .

Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая смириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. Затем он занимался международной торговлей и выучил 9 языков. Шлиман пришел к выводу, что «Илиада» Гомера не просто литературное произведение, но и исторический источник. В 1867 г. начал поиски Трои.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МИКЕНЫ И ТРОЯ Древнейшая Греция

План урока 1.Микены 2.Троянская война 3.Миф о начале троянской войны

1.Микены В середине 2 тыся-челетия до н.э. од-ним из самых могу-щественных стал г.Микены Крепость города была сложена из огром-ных каменных плит. Греки думали,что ее построили циклопы.

1.Микены Рассмотрите карту? Выгодное ли по-ложение занимали Микены? Почему? ? Что в этом поло-жении было хоро-шего, и что было плохого? Микены

2.Троянская война В 1200 году до н.э. началась война между грека-ми и Троянским царством за побережье Малой Азии. Греки разрушили Трою, но вскоре подверглись нашествию северных племен и Микены при-шли в упадок.

2.Троянская война По преданию после нескольких лет осады, греки пош-ли на хитрость. Они построили де-ревянного коня, спрятали туда во-инов, и оставили его у крепостных ворот.

3.Миф о начале троянской войны Троянская война породила несколько мифов- «Троянский конь», «Ахиллесова пята», но са-мым знаменитым стал миф о начале войны

3.Миф о начале троянской войны Предводителем Греков был царь Микен-Ага-мемнон. Сего именем археологи связывают огромное количество находок на месте разрушен-ной Трои и в Мике-нах. Золотая маска Агамемнона.

3.Миф о начале троянской войны Гробница Агамемнона. В этой сокровищнице было обнаружено огромное количество находок относящихся к периоду Троянской войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Микены и Троя" - урок истории в 5 классе по методике Ривина - Дьяченко.

план урока по истории Древней Греции в 5 классе "Микены и Троя" в интерактивной технлогии по методике Ривина Дьяченко для класса не очень большой наполняемости. При необходимости можно добавить...

Микены и Троя

Цели урока:познакомить учащихся с микенской культурой Древнейшей Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны.продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста докумен...

Предыстория

Из-за постоянных внутренних войн культурная, экономическая и политическая жизнь ахейских государственных образований концентрировалась вокруг дворца-цитадели , что делает данную цивилизацию схожей с крито-минойской культурой , хотя последняя носила куда менее воинственный характер. Одна из наиболее крупных цитаделей находилась в районе Микен, благодаря богатым археологическим находкам в этой области, связанных с ахейцами, их цивилизация получила название микенской.

Примерно в XIV в. до н.э. началось массовое переселение ахейцев на полуостров Малая Азия (территория современной Турции). Данный исторический период нашел свое отражение в произведении древнего поэта Гомера «Илиаде», которое повествует об объединенном походе ахейцев под предводительством царя Агамемнона против Трои , эпос повествует нам о десятилетней осаде этого поселения, закончившейся его разграблением. Можно утверждать, что «Илиада» рассказывает нам о военном противостоянии между ахейцами и жителями Малой Азии, которое завершилось победой первых, о чем свидетельствуем множество ахейских поселений в данном регионе, время создания которых соответствует примерно XIII в. до н.э.

На рубеже XIII и XII столетий Балканский полуостров захлестнула новая волна переселений: менее развитые в культурном и экономическом отношении, нежели ахейцы, но преуспевшие в военном отношении (это связано с освоением производства железного оружия) дорийцы быстро захватили микенские цитадели и подчинили себе их хозяев. Дорийское завоевании Греции принято считать концом микенской цивилизации.

Участники

Заключение

Микенская цивилизация оставила после себя богатое культурное наследие, она также внесла свой вклад в формирование цивилизации классической Греции, а знаменитые «Илиада» и «Одиссея», повествующие о микенской эпохе, стали для античного мира самыми значимыми произведениями.

После гибели критской цивилизации начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен. На сегодняшнем занятии мы вслед за Шлиманом посетим развалины древних Микен и Трои, узнаем о мифологических и исторических причинах начала войны греков и троянцев.

Микены были расположены в Южной Греции, на скалистом холме. Город был окружен крепостной стеной длиной 900 метров и шириной 6 метров. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота (рис. 1). От ворот сохранился входной проём. Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. В гробницах были найдены многочисленные драгоценные украшения. По золотым маскам, лежавшим на лицах погребённых, можно представить облик микенских владык. У них были суровые лица с бородкой и усами.

Рис. 1. Львиные ворота ()

При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Эти надписи прочитаны. Они содержат списки женщин-рабынь, гребцов на кораблях, ремесленников, работавших на царя. Во многих надписях речь идёт о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далёкие походы за добычей.

Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои - богатого торгового города на побережье Малой Азии. Осада города длилась 10 лет и закончилась падением Трои.

Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные племена. Длинноволосые, в звериных шкурах, они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок хозяйства, была забыта письменность.

Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.

Из поколения в поколение греки передавали мифы о своих богах, древних героях и войне с троянцами. Однажды боги устроили роскошный пир. На него не позвали богиню ссор и раздоров. Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Заспорили из-за яблока три богини. Одна была Гера - старшая из богинь (греки изображали её красивой и величавой женщиной). Другая - воительница Афина. Несмотря на грозный вид, она была так же привлекательна. Третья - Афродита, вечно юная богиня красоты и любви. Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обратились к богу грома и молний Зевсу, прося рассудить их. Но Зевс, хотя и был главным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита - дочерьми. Он повелел им обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке (рис. 2).

Рис. 2. Суд Париса ()

Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом. «Присуди яблоко мне, - сказала Гера, - и я сделаю тебя властителем всей Азии». «Если ты присудишь яблоко мне, - вмешалась Афина, - я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться». Афродита сказала: «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире». Парис присудил яблоко Афродите. С тех пор она стала во всём помогать ему, а Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

Прекраснейшей из женщин считалась Елена (рис. 3). Она жила в греческом городе Спарте и была женой правившего там царя Менелая. К нему, будто бы в гости, и приехал Парис. Его приняли ласково и радушно. Но когда царь уехал на несколько дней по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Забыла она мужа, согласилась бежать в Трою. Вернувшись домой, царь Спарты Менелай пришёл в ярость и стал звать на войну против Трои всех царей Греции. Они дали согласие участвовать в походе.

Рис. 3. Прекрасная Елена ()

На сотнях кораблей переправились греки через море и высадились недалеко от Трои. Вытащив корабли на берег, они разбили лагерь, защитив его стеной. На равнине между лагерем и Троей начались бои. Долгие годы греки безуспешно осаждали Трою. Троянская война стала последним предприятием Микен. Согласно мифам, Троя была побеждена и захвачена греками. В действительности, город был разрушен в результате землетрясения около 1300 г. до н. э. Длительная война истощила силы греческих городов, в том числе и Микен, после чего начался их упадок.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Antiquites.academic.ru ()
  2. Bibliotekar.ru ()
  3. Mify.org ()

Домашнее задание

  1. Какие археологические находки свидетельствуют о том, что Микены были одним из самых могущественных греческих городов?
  2. Назовите мифические и исторические причины начала Троянской войны.
  3. Почему Микенская культура после Троянской войны пришла в упадок?
  4. Как возникло крылатое выражение «яблоко раздора»?