Современные морские пираты. Сомалийские пираты

Феномен пиратства подарил человеческой истории множество имен легендарных искателей приключений. Пик морских разбоев пришелся на XVII век, когда Мировой Океан был ареной борьбы между Испанией, Англией и некоторыми другими набирающими обороты европейскими колониальными державами. Чаще всего пираты зарабатывали на жизнь самостоятельными преступными грабежами, однако некоторые из них оказывались на государственной службе и целенаправленно наносили вред иностранному флоту.

Фрэнсис Дрейк

Появившийся на свет в 1540 году был родом из обычной фермерской семьи, и ничто не предвещало, что он станет великим пиратом и мореплавателем. Крутой поворот в его судьбе случился в 12 лет, когда родители переехали в Кент. Там подросток стал юнгой на торговом барке. Владельцем корабля был его далекий родственник. Умирая, тот передал судно в наследство Дрейку. Так по удивительному стечению обстоятельств уже в 18 лет молодой человек оказался капитаном.

Как и все остальные моряки-современники, Фрэнсис мечтал о далеких западных морях, где со времен их открытия продолжали хозяйничать испанцы. Самые известные пираты тогдашнего времени, как один, охотились на груженные американским золотом королевские галеоны. Испанцы действительно контролировали Вест-Индию и не собирались отдавать ее ресурсы англичанам. Между кораблями этих двух стран постоянно происходили стычки. В одной из них в 1567 году Фрэнсис Дрейк чуть было не лишился жизни. Из всей английской флотилии выжили только два корабля. После этого эпизода испанцы стали заклятыми врагами Дрейка.

Фрэнсис получил от своих властей каперский патент и право на вольный грабеж вражеских баз. Пользуясь этой возможностью, пират захватывал испанские крепости и форпосты на Карибах. В 1572 году его отряд перехватил огромный груз серебра. В Англию разбойник приплыл с 30 тоннами благородного металла.

Дрейк прославился не только как гроза испанцев, но еще и как отважный мореплаватель. В 1577 году королева Елизавета I отправила его в кругосветную экспедицию. Именно этот пират стал первым англичанином, обогнувшим земной шар. В ходе своего путешествия он выяснил, что Огненная земля - это остров, а не южный материк, как прежде было принято считать в Европе. После своего триумфального возвращения Фрэнсис Дрейк получил рыцарский титул и стал сэром. Высокий чин не изменил привычек морского волка. Напротив, он раз за разом вновь рвался в очередное авантюрное плавание.

В 1588 году Фрэнсис Дрейк участвовал в разгроме испанской Непобедимой армады. Победа английского флота стала предвестием британского морского владычества на протяжении нескольких столетий. После этого успеха Дрейк еще несколько раз отправлялся в экспедиции в Вест-Индию. В он уничтожал вражеские базы пиратов, мешавшие прибыльной английской торговле. Сэр Дрейк скончался в 1596 году во время путешествия по Панаме. Его свинцовый гроб похоронили в океане. Без сомнения, и искатель приключений - самый известный пират 16 века.

Генри Морган

Генри Морган родился в 1635 году в валлийской глубинке в семье землевладельца. Мальчик мог стать наследником своего отца, однако с детства его страстью было не сельское хозяйство, а море. Как показало время, любовь к далеким горизонтам оказалась оправданной. Самые известные пираты завидовали успехам Генри Моргана, ставшего живой легендой своего времени.

Молодым человеком англичанин нанялся на судно, шедшее в гавань острова Барбадос. Оказавшись на Карибах, Морган начал строить удивительную пиратскую карьеру. Присоединившись к морским разбойникам, он перебрался на Ямайку. Юнга быстро стал участником рейдов, главной целью которых были грабежи попадавшихся под руку судов. За короткое время паренек познал все законы и обычаи морской жизни. Уже в молодости он стал обладателем немалого капитала, сколоченного из пиратской выручки и выигрышей в кости. На эти деньги Генри купил свой первый корабль.

Очень скоро даже самые известные пираты прослышали об удали и удаче Моргана. Вокруг пирата сложилась группа единомышленников. К его кораблю стали присоединяться новые суда. Рост влиятельности не мог не привести к росту амбиций. В 1665 году Морган решил отказаться от грабежей кораблей и приступил к планированию операции по захвату целого города. Первой его целью оказался Трухильо. Затем разбойник захватил несколько испанских баз на Кубе. И простые каперы, и самые известные пираты не могли похвастаться такими успехами.

Самым знаменитым военным предприятием Моргана стал его поход на Панаму, состоявшийся в 1670 году. К этому моменту в распоряжении разбойника был уже флот из 35 судов и команда в 2 тысячи человек. Эта ватага высадилась в Панаме и двинулась к одноименной испанской крепости. Хотя гарнизон насчитывал 2,5 тысячи солдат, он не смог защитить город. Взяв Панаму, пираты истребили всех сопротивлявшихся и разграбили все до чего смогли дотянуться. Город был подожжен и уничтожен. После этого рейда имена самых известных пиратов поблекли на фоне имени Генри Моргана.

Когда английский подданный вернулся на Ямайку, принадлежавшую короне, власти неожиданно арестовали его. Дело было в том, что накануне Лондон и Мадрид заключили мир. Пираты не действовали от имени государства, однако пользовались его благожелательным попустительством. Заключив мир с Испанией, английское правительство обещало приструнить своих пиратов. Генри Морган был выслан на родину. Дома его ждал суд, однако процесс оказался только бутафорской демонстрацией. Власти не собирались наказывать пирата, оказавшего им так много услуг в борьбе против испанского владычества на море.

Вскоре Генри Морган вернулся на Ямайку. Он стал вице-губернатором острова и главнокомандующим его флотом и армией. В дальнейшем пират продолжал верно служить короне. Он скончался в 1688 году и был с почестями похоронен в церкви Порт-Ройала. Через несколько лет Ямайку сотрясло катастрофическое землетрясение, а могилу Моргана смыло в океан.

Энн Бонни

Хотя морское разбойничество во все времена традиционно считалось исключительно мужским делом, не меньший интерес вызывают самые известные пираты-женщины. Одной из них была (родилась в 1700 году). Девушка происходила из обеспеченной ирландской семьи. Когда она была еще ребенком, ее отец приобрел поместье в далекой Америке. Так Энн переехала в Новый Свет.

В 18 лет дочь бежала из дома и вступила на путь авантюрных приключений. Она познакомилась с пиратом и решила присоединиться к его морским похождениям. Девушке пришлось привыкнуть к мужской одежде и освоить навыки боя и стрельбы. Команда Рэкхема была схвачена властями в 1720 году. Капитана казнили, а вот наказание для Энн все время откладывалось из-за ее беременности. Ее дальнейшая судьба осталась неизвестной.

По одной из версий Бонни освободилась и погибла во время очередного рейда, по другой ее вызволил влиятельный отец, после чего бывшая разбойница провела всю свою жизнь в Южной Каролине и скончалась в 1782 году в глубокой старости. Как бы там ни было, самые известные пираты-женщины (другой знаменитой разбойницей в то время была порождали еще больше слухов, чем их напарники мужчины.

Черная Борода

Легендарная фигура Черной Бороды остается одной из самых узнаваемых в пиратском пантеоне. Под этим прозвищем скрывался Эдвард Тич. О его детстве практически ничего неизвестно. Моряк заявил о себе в 1713 году, когда в 33-летнем возрасте присоединился к разбойникам Бенджамина Хорниголда. Как и все всемирно известные пираты, эта команда промышляла в привлекательном ценными грузами Карибском море. Тич был настоящим идеалом пирата. Он не знал ничего кроме регулярных рейдов и грабежей. Его корабль «Месть королевы Анны» наводил ужас как на моряков, так и на мирных жителей на земле.

В 1717 году благодаря усилиям губернатора Багамских островов официальные власти начали бескомпромиссную борьбу с пиратами. В новых непривычных условиях многие разбойники (в том числе и тот самый Хорниголд) решили сложить оружие и получить королевское помилование. Однако Тич отказался менять свой образ жизни. С того момента он стал врагом №1 для британских военных и морских сил.

Многие известные пираты, не желавшие встраиваться в новый порядок, присоединились к Черной Бороде. Самой знаменитой авантюрой этого капитана стала блокада Чарлстона в Южной Каролине. Налетчики захватили в плен множество высокопоставленных граждан и в обмен на их возвращение получили колоссальный выкуп.

Вероломство хозяина «Мести королевы Анны» не осталось безнаказанным. Власти обещали за голову пирата 100 фунтов, что тогда было целым состоянием. На Черную Бороду началась настоящая охота. Уже очень скоро 22 ноября 1718 года погиб в абордажном бою против команды лейтенанта Роберта Мэйнарда. Часто самые известные пираты и их корабли будоражили моря крайне короткий, но богатый на события срок. Таким же был и удел Черной Бороды.

Бартоломью Робертс

Слава, которой пользовались самые известные пираты в истории, порождала вокруг них множество слухов и мифов. Бартоломью Робертс не был исключением в этом правиле. Именно ему приписывают авторство Кодекса Пиратов - свода правил, согласно которым жили многие поколения морских разбойников.

Робертс родился в 1682 году в небольшом валлийском городе Хаверфордуэст. Его морские путешествия начались на корабле работорговцев, где Бартоломью был помощником капитана. К пиратам же он попал в 37 лет, когда нанялся на судно «Принцесса Лондона». Уже через полтора месяца начинающий разбойник был избран капитаном собственного корабля.

Дальнейшие самостоятельные предприятия Робертса прославили его во многих морях и странах. В ту пору считалось, что он - самый известный пират в мире. Команда Бартоломью действовала не только в Карибском море, но и в прибрежных водах Западной Африки, Бразилии и даже Канады. Головорезы грабили все, что можно было выгодно продать: суда с благородными металлами, галеоны с северной пушниной, барки с редкими американскими товарами. Свои флагманом Робертс сделал угнанный французский бриг, который он нарек «Королевским пиратом».

Бартоломью был убит в 1722 году во время очередного путешествия в Африку, где он намеревался заняться выгодной работорговлей. Легендарного пирата погубило пристрастие его компаньонов к выпивке. Когда британский корабль неожиданно напал на судно Робертса, вся его команда оказалась мертвецки пьяной. Самые известные пираты Карибского моря и адмиралы королевского флота были поражены произошедшим: всем казалось, что Бартоломью непобедим. Робертс заметно выделялся на фоне своих товарищей не только собственными успехами, но и привычкой хорошо одеваться, а также отвращением к азартным играм и сквернословию. Нет сомнений, что был один из самых экстравагантных пиратов своего времени.

Генри Эвери

За свою недолгую жизнь успел обзавестись множеством прозвищ. Одни современники звали его Долговязым Беном, другие - Архипиратом. Любовь Эвери к морю была предопределена его же корнями. Отец Генри служил капитаном на английском флоте. В 1659 году в семье офицера появился сын, которому суждено было стать одним из самых ярких и легендарных пиратов своей эпохи.

Сначала будущий преступник плавал на торговых кораблях и только потом сменил их на разбойничьи. В 1694 году 25-летний Эмери нанялся на каперское судно. Главное отличие такого корабля от классического пиратского заключалось в том, что оно грабило и нападало на иностранных торговцев с разрешения своего правительства. Иногда контракты нарушались: когда на судне перестали выплачивать жалованье, экипаж взбунтовался. Моряки решили стать пиратами и вместо старого капитана выбрали себе нового. Им оказался Генри Эмери.

Новый лидер разбойников покинул Карибское море и отправился в Индийский океан, где тоже было чем поживиться. Местом первой длительной остановки стал Мадагаскар. Затем команда Эмери атаковала суда, принадлежавшие индийской империи Великих Моголов. Разбойникам удалось захватить огромное количество редких восточных товаров и всевозможных драгоценностей. О столь выгодном предприятии мечтали все пираты Америки. После той экспедиции Эвери исчез из поля зрения. Ходили слухи, что он перебрался в Англию и попытался начать честный бизнес и в итоге полностью разорился.

Томас Тью

Путь, которым следовал во время своей знаменитой экспедиции Генри Эмери, получил название «Пиратского круга». Первым этот маршрут (Атлантика - юг Африки - Мадагаскар - Индия) прошел Томас Тью. Как и Эмери он начал капером, а закончил пиратом. В 1693 году он ограбил несколько кораблей в Красном море. До его нападения европейские головорезы никогда не промышляли в этой акватории. Возможно, именно с этим связан успех Тью - никто не ожидал появления карибских джентльменов удачи.

Во время своего второго плавания на Мадагаскар Томас случайно встретился с Генри Эмери. Из-за распространившихся слухов о легкой наживе в восточных странах самые известные морские разбойники теперь стремились повторить успех Тью. В памяти пиратов этот капитан остался именно как первооткрыватель «Круга». Большего сделать он не успел. В 1695 году Томас Тью погиб во время нападения на могольскую флотилию.

Томас Кэвендиш

Список, в который входят самые известные пираты в мировой истории, не может обойтись без упоминания Томаса Кэвендиша (1560-1592). Он был современником Фрэнсиса Дрейка. Биографии этих двух пиратов, действовавших в интересах английской короны, имеют много общих черт. Кэвендиш вслед за Дрейком решил совершить кругосветное путешествие. Экспедиция, совершенная в 1586-1588 гг., была совсем не миролюбивой. Огибая Америку, английские пираты ограбили множество набитых до отказа золотом испанских судов. В определенном смысле путешествие Томаса Кэвендиша было дерзостью. Испанцы считали Тихий океан своим «внутренним озером» и приходили в ярость, когда иностранные разбойники проникали в эти еще толком неизвестные воды.

Самое прибыльное нападение команда Кэвендиша совершила недалеко от побережья Мексики. Подданные Елизаветы I напали на галеон, который перевозил годовой запас перуанского золота (120 тысяч песо). Другим прибыльным предприятием пиратов стала стоянка на Яве. Этот остров славился своим перцем и гвоздикой. Пряности в то время ценились на вес драгоценных металлов. Кэвендишу удалось раздобыть большой груз этого дорогого товара. Пираты вернулись в родной Плимут в 1588 году. Совершив кругосветное путешествие за 2 года и 50 дней, они установили рекорд скорости, который держался целых два столетия.

Кэвендиш быстро потратил заработанное состояние. Через несколько лет после своего удивительного успеха он собрал вторую экспедицию, намереваясь в точности повторить свой прошлый триумф. Однако на этот раз пирата преследовали неудачи. В 1592 году он погиб в водах Атлантического океана. Предположительно корабль Кэвендиша затонул недалеко от острова Вознесения.

Франсуа Олоне

Хотя самые известные пираты и их корабли, как правило, были связаны с Англией, находились свои самородки и у других стран. К примеру, значительный след в истории оставил француз Франсуа Олоне (1630-1671). В молодости он прославился в главном карибском порту пиратов Тортуге. В 1662 году молодой разбойник получил каперский патент и начал охотиться на испанские корабли. Однажды судно Олоне потерпело крушение. Пирата выбросило на мексиканский берег, где он вместе со своей командой был атакован подоспевшими испанцами. Все французы погибли, и только вовремя прикинувшемуся мертвым Олоне удалось выжить.

Самым грандиозным предприятием Франсуа стал его захват испанского города Маракайбо в современной Венесуэле. Атаковавшие колонию сорвиголовы уместились всего на пяти кораблях. По дороге пираты разграбили испанское судно и заполучили ценный груз драгоценностей и какао. Прибыв на материк, Олоне возглавил штурм форта, гарнизон которого составлял 800 человек. Пираты захватили крепость и заполучили 80 тысяч серебряных пиастров. В честь падения Маракайбо капитан получил прозвище «бича испанцев».

Последним походом для знаменитого французского разбойника стала его экспедиция в Никарагуа. После трех месяцев поиска наживы пираты захватили корабль, нагруженной дешевой бумагой. Из-за неудачи часть команды вернулась на Тортугу. Олоне продолжил рейд, но к несчастью для капитана недалеко от Картахены его корабль сел на мель. Добравшийся до берега французский отряд из 40 человек был атакован толпой индейцев. Местные каннибалы растерзали и съели Олоне и его команду.

Амаро Парго

Амаро Парго - один из самых знаменитых испанских пиратов. Он родился в 1678 году на Канарских островах и уже в молодости стал промышлять перевозкой рабов из Африки в Америку. Бесплатные труженики на плантациях ценились крайне высоко, благодаря чему Парго быстро разбогател. Он был заклятым врагом Черной Бород и вообще всех английских пиратов.

Перед своей смертью в 1747 году Парго составил завещание, в котором указал, что зарыл сундук с баснословными сокровищами: серебром, золотом, жемчужинами, украшениями, драгоценными камнями и дорогими тканями. На протяжении нескольких десятилетий этот клад пытались найти многие искатели приключений, в том числе и самые известные пираты. В истории о наследстве Парго по-прежнему большое количество белых пятен. Несмотря на длительные поиски клад испанского пирата так никто и не нашел.

Само по себе слово «пират» в первую очередь ассоциируется с образами 17-века, полными удалых приключений, ходьбой по доскам, сражениями на мечах и сундуками с сокровищами. Но кто бы мог подумать, что в последние десятилетия морское пиратство вновь возродится? Только вот современные пираты совсем не похожи на тех, к которым мы так привыкли в кино. Настоящие пираты – жестокие преступники, а не романтические герои, сражающиеся за любовь и дружбу.

Современные морские бандиты чаще всего орудуют в Индийском океане, Красном море, в районе побережья Сомали и в Малаккском проливе. Они часто вооружены винтовками AK-47 и гранатометами. Плавают пираты теперь не на старинных парусниках, а на быстроходных лодках и захватывают торговые корабли, яхты и другие суда, часто забирая в плен заложников, и требуя за них выкуп. Современное пиратство представляет собой серьезную проблему для мирного населения – ежегодно происходят грабежи товаров на миллионы долларов, кровавые убийства и вероломные похищения. Перед вами 10 самых шокирующих случаев.

10. Яхта Квест (Quest)

Фото: Mass Communication Specialist Seaman Jesse L. Gonzalez

В 2011 году 4 американца отправились на каникулы своей мечты в путешествие вокруг света на яхте под названием Квест. К сожалению, плавание совсем скоро превратилось в настоящий кошмар, когда на них напали сомалийские пираты в 305 км от побережья Омана. В ответ ВМС США отправили в эту зону свой авианосец Энтерпрайз (USS Enterprise) и три других военных корабля, чтобы высвободить заложников.

В течение нескольких дней военные добрались до месторасположения Квеста, который пираты пытались отогнать к берегу Сомали. В процессе переговоров об освобождении американских граждан на борт Стеретт (USS Sterett), американского эсминца с управляемыми ракетами, поднялось 2 парламентера со стороны пиратов. Представители ВМС предложили пиратам обмен заложников на целую яхту, но бандиты отказались от такой сделки, считая, что за пленных можно получить куда как более значительный выкуп.

Пока пираты-переговорщики отплывали назад, кто-то из сомалийских бандитов выстрелил с борта Квест в американский эсминец реактивной гранатой. К счастью, они промахнулись. Следом за гранатой с палубы Квеста последовала стрельба, и американцам пришлось реагировать - команда морских котиков США получила приказ отбить яхту и спасти заложников от агрессоров. Произошло непродолжительное сражение, в ходе которого 2 пирата было убито (один был застрелен, другой - заколот ножом). Остальные бандиты сдались. К величайшему сожалению, все 4 заложника были убиты пиратами – в них стреляли, и они скончались от полученных ранений.

Американские военные также обнаружили тела еще 2 пиратов, которые были убиты ранее при неизвестных обстоятельствах. Возможно, во время изначального захвата яхты Квест американские туристы дали достойный отпор бандитам. До сих пор не ясно, что именно заставило пиратов расстрелять своих пленных. Эта история – напоминание всем путешественникам об опасностях, которые скрываются в водах удаленных морей.

9. Танкер Шомон (Chaumont)

По мнению экспертов одна из самых серьезных опасностей, связанных с современным пиратством, – это риск экологической катастрофы. Когда пираты захватывают торговые суда, они чаще всего связывают экипаж, и оставляют корабли без управления. Иногда такие суда продолжают свое движение на полном ходу по неконтролируемой траектории.

Самая ужасная ситуация – это когда захваченный корабль с промышленным грузом лишают управления в узком проливе. Это грозит почти 100% вероятностью того, что корабль разобьется, и все его содержимое (часто это нефть и резервуары с химическими жидкостями) выплеснется в . Именно это едва не произошло в 1999 году в Малаккском проливе между Малайзией и Индонезией, когда был захвачен французский танкер Шомон.

Пираты были вооружены мачете и атаковали танкер рано утром, быстро получив над судном полный контроль. После обездвиживания всех членов экипажа, бандиты опустошили сейф и покинули борт. Связанным морякам не удавалось высвободиться еще 35 минут, в течение которых танкер плыл на полном ходу вдоль узкого канала. Многие до сих пор считают, что это настоящее чудо, что Шомон не столкнулся с другим кораблем или с подводными скалами. Он даже не сел на рифы, выстилающие все побережье региона.

8. Сэр Питер Блэйк (Sir Peter Blake)

В 2001 году мировая общественность была шокирована убийством сэра Питера Блэйка, знаменитого мореплавателя из Новой Зеландии. Он считался одним из самых выдающихся моряков всех времен. Блэйк дважды выигрывал Кубок Америки, самый престижный трофей в яхтенном виде спорта, и поставил целый ряд мировых рекордов на своем судне. В 2001 году он начал свое путешествие по реке Амазонка в рамках исследовательской экспедиции для проверки экологического состояния реки.

В ночь на 5 декабря Блэйк и еще 14 членов экипажа на борту яхты Симастер (Seamaster) спустил якоря в пригороде Макапы (Macapa), когда на судно пробралось 8 пиратов, вооруженных огнестрельным оружием и ножами. Пока бандиты выкрикивали свои требования, Питер схватил винтовку и застрелил одного из злоумышленников. Началась перестрелка, в которой легендарный мореплаватель был убит. Бандиты обогатились на небольшой двигатель и несколько пар часов. Это и стало ценой жизни Блэйка.

Пиратство в водах Амазонки – очень распространенное явление. Многие считают, что проблема усугубилась особенно в последние годы, и что в этом районе у местных властей нет никакого влияния. На Амазонке полный беспредел. Трагическое убийство сэра Питера Блэйка наглядно демонстрирует все уродство современного пиратства. Оно происходит по всему миру, и опасаться разбойников стоит не только в бескрайних водах океанов, но и в других более мелких водоемах.

7. Похищение Теббутт (Tebbutt)

В сентябре 2011 года британские верноподданные Джудит Теббутт и ее муж Дэйвид (Judith Tebbutt, David) отдыхали на элитном курорте побережья Кении. Они были единственными гостями изолированного курорта, что Джудит сразу не понравилось. На вторую ночь их пребывания в отеле пару разбудили вооруженные пираты. Жену насильно посадили на борт лодки и увезли в Сомали, где ее держали в заложницах в тесном убежище.

Во время пленения женщина узнала, что ее мужа убили в ночь нападения, когда Дэйвид попытался оказать сопротивление одному из разбойников. Предположительно эти пираты были связаны с исламистской военной группировкой Аль-Шабааб (Al-Shabaab). В марте 2012 года пираты освободили Джудит после 6 месяцев заключения. Судя по всему, это произошло только потому, что родственники Теббут заплатили немалый выкуп.

6. Корабль Маерск Алабама (Maersk Alabama)


Фото: Petty Officer 2nd Class Jon Rasmussen, US Navy

Речь пойдет о торговом судне Маерск Алабама, ставшим особенно известным благодаря фильму «Капитан Филлипс» (Captain Philips), снятому по мотивам случившегося. В 2009 году к этому американскому кораблю было привлечено внимание всей мировой общественности из-за нападения на него пиратов. Судно пересекало Индийский океан, направляясь в кенийский порт Момбаса (Mombasa), когда на него напали сомалийские бандиты, приплывшие на маленькой моторной лодке. Несмотря на сопротивление экипажа, пиратам удалось подняться на борт торгового корабля.

В течение нескольких минут бандиты захватили капитана корабля, Ричарда Филлипса (Richard Phillips), но им не удалось схватить всех членов команды в числе 21 человека. Многие из моряков смогли запереться в укрепленной каюте. Экипажу удалось выключить двигатели судна, не позволив пиратам взять полный контроль над кораблем. Более того, моряки активно сопротивлялись, они даже устроили засаду и схватили в плен одного из пиратов.

Разбойники быстро поняли, что они не контролируют ситуацию и покинули корабль. Три пирата решили попробовать скрыться на спасательной шлюпке Маерск Алабамы, взяв с собой капитана Филлипса для прикрытия своих тылов во время отплытия назад в Сомали.

Шлюпку преследовало сразу несколько военных кораблей США, ведших с пиратами переговоры об освобождении капитана. Через несколько дней бесплодных переговоров и после одной неудачной попытки бегства капитана Филлипса, снайперы из числа морских котиков расстреляли всех троих пиратов. Капитан был спасен, он и его экипаж были признаны героями за их храбрость и находчивость.

5. Угон лайнера Ахилле Лауро (Achille Lauro)


Фото: D.R. Walke

Происшествие случилось в 1985 году. Ахилле Лауро был итальянским лайнером, курсирующим по Средиземному морю с 700 пассажирами на борту. 7 октября корабль пристал к берегу в Александрии. Здесь многие гости лайнера сошли на берег, чтобы посетить знаменитые пирамиды. В это самое время на корабль пробралось 4 палестинских боевика, связанных с Палестинским освободительным фронтом. Размахивая винтовками, они захватили лайнер, отдав приказ покинуть порт вместе с 400 человеками на борту, в числе которых были и отдыхающие, и экипаж. И хотя многие считают этих захватчиков террористами, технически они скорее пираты.

Вооруженные боевики требовали освободить 50 палестинских заключенных, находящихся в израильских тюрьмах. Власти Израиля отказывались отвечать на эти требования. Пираты направили Ахилле Лауро в сирийский порт Тартус (Tartus), но правительство Сирии запретило им заплывать на свою территорию. Рассерженные отказом пираты в ответ застрелили 69-летнего американского еврея на инвалидной коляске, и выбросил его тело за борт. Предположительно выбор пал именно на него по религиозным соображениям.

Затем лайнер отправился в Египет, где угонщики обратились к местным властям, освободили заложников в обмен на беспрепятственный доступ к аэропорту и получили в свое расположение самолет, на котором они собирались скрыться в неизвестном направлении. Тем не менее, после того как воздушное судно поднялось в воздух, по приказу президента США Рональда Рейгана (Ronald Reagan) его перехватили американские истребители. Рейс был вынужден приземлиться на базе НАТО в Италии, где местные власти и арестовали пиратов-угонщиков.

4. Корабль Нахам 3 (The Naham 3)


Фото: Columbia Pictures / Unproduced Screenplays

Нахам 3 был рыболовецким судном, промышлявшим в Индийском океане в 2012 году, когда на него напали сомалийские пираты. Экипаж состоял из 29 человек родом из разных азиатских стран, включая Китай, Вьетнам и Филиппины. Моряков увезли в Сомали, где их держали в пустыне. Захватчики требовали огромные за возвращение пленников целыми и невредимыми.

По словам рыбаков, во время плена их часто избивали, и им приходилось есть крыс и жуков, чтобы выжить. Два члена экипажа умерло от болезней, еще один был застрелен. Спустя 4 с половиной года пираты получили за пленников значительно меньшую сумму и все-таки отпустили 26 оставшихся заложников домой. Всего они пробыли в плену 1672 дня…

3. Судно Хай Миеко (Hye Mieko)

Хай Миеко был торговым кораблем, принадлежавшим сингапурской компании, совершавшим рейс из Сингапура в Камбоджу в 1995 году, когда на него было совершено нападение. Корабль, груженный сигаретами и другими товарами на 2 миллиона долларов, так никогда и не добрался до Камбоджи. Согласно предположениям властей, Хай Миеко был захвачен китайской береговой охраной. Вероятно, экипаж вынудили проплыть еще тысячи километров через международные воды до Южного Китая.

Когда судно прибыло на место, вместе с грузом его распродали. До сих пор не известно, кто и кому продал все добро, и куда ушли все деньги. Официальный Китай отказался признать свою причастность к случившемуся, несмотря на то, что его не раз обвиняли в связях с пиратами. Что интересно, так это то, что корабль успел подать сигнал бедствия, во время которого экипаж сообщил о нападении пиратов, но никто не пришел им на помощь.

Участие местных властей в пиратских рейдах – не самое распространенное явление, но в этом случае оно было почти очевидным.

2. Нападение на лайнер Сибурн Спирит (Seabourn Spirit)


Фото: Ivan T.

В 2005 году круизный лайнер Сибурн Спирит плавал в 160 км от берега Сомали, когда на него напали пираты. Две лодки с серьезно вооруженными бандитами покружили вокруг корабля с 300 пассажирами на борту, а затем открыли огонь. Судно обстреляли из пулеметов и гранатометов несколько раз. Два сотрудника службы безопасности лайнера Майкл Гроув и Сом Багадур Гурунд (Michael Groves, Som Bahadur Gurung) предприняли попытки отразить нападение разбойников с помощью шланга высокого давления и высокотехнологичной звуковой пушки типа LRAD.

Во время схватки Гурунд был ранен осколком от взрыва гранатомета, но Гроуву удалось оттащить его в безопасное место, а после этого он продолжил бой с морскими бандитами под тяжелым обстрелом. Через полчаса пираты наконец-то сдались и отступили, а лайнер Сибурн Спирит смог отплыть дальше в море на безопасную дистанцию. За проявленную смелость Гроув и Гурунд были награждены почетными медалями из рук самой королевы Англии.

1. Грузовое судно Эрриа Инге (Erria Inge)

Австралийское грузовое судно Эрриа Инге было взято в аренду китайской компанией в 1990 году. Через несколько месяцев и владелец корабля, и компания-арендатор потеряли связь с судном и его экипажем. Считалось, что на Эрриа Инге напали пираты. Затем по ряду косвенных доказательств стало ясно, что судну дали новое название, и по поддельным документам краденый корабль использовался для доставки незаконных грузов. Пираты поступают так довольно часто, зная, что никто из простых судоходных компаний не кинется рисковать жизнью и возвращать назад свои корабли.

Загадочная история Эррии Инге получила свое продолжение в 1992 году, когда сотрудники нового владельца корабля, купившего его на металлолом, совершили необычное открытие. В давно неиспользуемой морозильной камере они обнаружили останки 10 сожженных тел. Было абсолютно неясно, кем были эти жертвы или что с ними случилось, но в участии пиратов не оставалось почти никаких сомнений. Шокирующее открытие, сделанное на борту угнанного судна Эрриа Инге, - это жуткое напоминание об опасности, которая до сих пор присутствует в современных морях.

Морские пираты наглеют, а военно-морские силы многих стран мира, в том числе и России, бездействуют. Или отрабатывают учебно-показательные маневры, стрельбы, атаки на «условного» противника по всему Мировому океану. Я помню, как в советские времена наши эсминцы любили по ночам играть с нашим круизным теплоходом «Феликс Дзержинский» на линии Фримантл — Сингапур. Нас чуть ли не на абордаж брали, слепили мощными прожекторами, наводили на нас ракеты, РБУ, «Барсы»…Они пугали иностранных туристов пока капитан не посылал моряков по-русски открытым текстом через громкую связь, обещая прямо сейчас связаться с Москвой, и доложить, куда следует об их «забавах». А в это время, почти рядом, в Малаккском проливе реальные пираты потрошили очередное захваченное в плен гражданское судно. Примеров подобного рода я мог бы вспомнить много. И куда более опасных!

Давно это было. Свои своих уже не пугают. Но и не выручают из беды! И морской разбой в последнее время не ослабевает, а, напротив, усиливается. В недавнем ежегодном докладе Международного морского бюро подчеркивалось, что в 2005 году на планете было совершено рекордное количество пиратских нападений: 445 против 370 в предшествовавшем году. Причем число моряков, павших от рук «морских разбойников», более чем удвоилось — 21 погибший против 10. Особенно опасны для мореплавателей воды Индонезии, на которые пришлось 27% случаев пиратства во всем мире. В частности, на одном из самых оживленных мировых морских путей — в Малаккском проливе — в прошлом году совершено 28 пиратских нападений (против 16 в 2004 году).

Не надо делать обзора за год. Месячной хроники происшествий хватит! 2 апреля 2005 года также около побережья Сомали подвергся атаке вооруженных людей на двух пиратских лодках российский танкер «Моннерон» Приморского морского пароходства, следовавший из порта Ямбу (Саудовская Аравия) в порт Момбаса (Кения) с грузом бензина на борту. Преступники обстреляли танкер из автоматов и гранатометов. Один из снарядов взорвался на трапе в районе кают-компании. Танкеру удалось уйти от преследования пиратов, набрав скорость.

10 апреля 2005 года в 60 милях от побережья Сомали жертвой флибустьеров стал теплоход «Тим Бак», ходивший под кипрским флагом, (оперативное управление — ОАО «Мурманское морское пароходство»). Пираты обстреляли судно из гранатометов. Загорелась спасательная шлюпка. Но проникнуть на судно нападавшие не смогли. Никто из членов экипажа не пострадал.

21 апреля 2005 года более двух десятков пиратов напали на российский сухогруз «Форест-1» Приморского морского пароходства, стоявший на рейде бангладешского порта Читтагонг. Нападавшие были вооружены дубинками, металлическими прутьями и ножами. Российской команде удалось отбиться от пиратов своими силами.

Этот год не лучше прошлогоднего. На днях в Констанцу из рейса по Юго-Восточной Азии вернулся румынский сухогруз «Посейдон». Моряков встречали как героев. И повод для этого был. В Малаккском проливе по пути домой сухогруз подвергся атаки морских пиратов. С трудом, но румынские моряки отбились от разбойников и, вырвавшись на просторы океана, ушли от них, потеряв только одного человека. Так бывает, но редко. Гораздо чаще моряки торгового, пассажирского и круизного флота из разных стран мира, сдаются на милость пиратов. Их убивают, груз растаскивают, исчезают не только люди, но и целые современные большие теплоходы.

Однако редкие победы не внушает морякам оптимизма. Их работа, и без того не легкая, становится все более опасной в условиях обнаглевшего терроризма.

Стало известно, что у западного берега Африки на российский танкер напали пираты. Информация о ЧП пришла в 11 часов по московскому времени в морской Спасательно-координационный центр Владивостока. В ней сообщалось, что около берегов Гвинеи, в 55 милях от порта Конакри, на танкер напали пираты. Шесть человек, вооруженных стрелковым оружием, на быстроходном катере догнали судно и захватили его. Капитан корабля был вынужден отдать бандитам судовую кассу, после чего налетчики покинули танкер. Никто из 20 членов экипажа не пострадал. В целях безопасности танкер вышел из береговой зоны в открытое море, после чего подал сигнал бедствия. Российский танкер «Шкотовое», принадлежащий Приморскому морскому пароходству, работает в Атлантическом океане, обеспечивая топливом экспедиции африканских рыбаков.

Другой пример. На днях двое филиппинских рыбаков погибли и четверо пропали без вести в результате нового нападения пиратов в море Сулавеси, пишет во вторник газета «Филиппин Дейле Инкуайрер». Это море, про которое все моряки когда-то говорили: самое спокойное в мире!

А в соседнем море Сулу, где смыкаются территориальные воды Малайзии и Филиппин, около десятка одетых в форму и вооруженных автоматами М-16 и гранатометами «морских разбойников» захватили морской буксир и уничтожили на нем радиопередатчик. После этого пираты скрылись, захватив в качестве заложников капитана, инженера и оператора крана.

Морское пиратство, а это террористы с очень большим стажем, на просторах Мирового Океана увеличилось за первое полугодие этого года на 3.6%. Морское международное агентство по мореплаванию давно уже бьет тревогу. Оно обращается к военно-морским силам различных стран мира с просьбой проводить учения в опасных районах, патрулировать «горячие точки» и при необходимости сопровождать гражданские теплоходы. За это моряки готовы даже платить военным. Но их просьбы пока никто не услышал. И мореплаватели надеются, как и сто лет назад, только на Бога да на себя. А зря!

Хоть бы наши военные моряки пришли на помощь своим гражданским коллегам.

«Всё чаще и чаще пираты нападают на наши корабли, — сообщил вице-президент Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. — Особенно часто это происходит в трех местах — на западном побережье Африки, около Бразилии и в районе Юго-Восточной Азии. Обычно хорошо вооруженные пираты подплывают к судам на скоростных катерах. Собирают экипаж и закрывают его где-нибудь, например в столовой. После чего идут по каютам в поисках денег и ценных вещей».

Если кто-нибудь из команды начинает сопротивляться, то пираты практически всегда открывают стрельбу на поражение. «Поэтому экипажам советуют сдаваться без сопротивления, а после того как бандиты уедут, сообщать о нападении местным властям», — говорит Игорь Ковальчук.

Стоит добавить, что морских пиратов обычно не находят. По мнению Игоря Ковальчука, все дело в регионах, в которых влияние властей ослаблено, и полиция не реагирует «по горячим следам». Понесенный ущерб приходится возмещать судовладельцу или фрахтователю. Экипаж во главе с капитаном не несет ответственности за преступные действия пиратов.

Все правильно говорит высокопоставленный профсоюзный чиновник. Но мыслит он все-таки узко. Давно пора не жаловаться на судьбу, а вырабатывать эффективные меры в борьбе с морским бандитизмом, а точнее — терроризмом. Ведь ничего в Мировом океане не меняет в течение десятилетий. Хуже только становится! Значит, привлечь к этой проблеме пора внимание всего мирового сообщества.

Военные корабли всех морских держав барражируют просторы Мирового океана по всем направлениям от Северного полюса до Южного. Лихо производят маневры, метко стреляют по надувным мишеням. Но почему-то всегда чуть в стороне от пиратской вотчины. Может быть, они флибустьеров боятся? Торговые моряки всегда насмешливо наблюдают за своими военными коллегами. И спрашивают друг друга: а почему бы им не повертеть башнями своих орудий в районах активного пиратства? Глядишь, и от учений пользы больше было бы. Ведь противник в морях будет не условный, а настоящий!

А ведь складывается впечатление, что военные моряки, в самом деле, побаиваются пиратов. Уязвимость военно-морского флота от терроризма на море достаточно убедительно была продемонстрирована 12 октября 2000 года атакой, организованной членами террористической организации «Аль-Каида», на американский эскадренный миноносец УРО «Коул», находившийся в то время на стоянке в йеменском порту Аден. Преданный широкой огласке, этот инцидент, повлекший за собой серьезные материальные и моральные потери для США (17 убитых и 42 раненных членов экипажа, значительные повреждения боевого корабля), внушил многим опасения и тревогу. Зато он немедленно вызвал радостную реакцию со стороны других террористических групп в Азии и на Среднем Востоке, подтолкнул их к организации других подобных диверсий на море. В том же году катера со смертниками из организации «Тигры освобождения Тамил Илами» (LTTE) уничтожили один и повредили другой быстроходный паром в Шри-Ланке, а 7 ноября того же года боевики из палестинской организации ХАМАС предприняли атаку на израильский военный катер, лишь незначительно повредив его ввиду преждевременной детонации подрывного заряда. Как было установлено западными спецслужбами, успех атаки на ЭМ УРО «Колу» стимулировал интерес многих террористических групп к техническим средствам проведения терактов на море (а некоторые группы инвестировали в них значительные средства).

Реальные возможности морских террористов как на тактическом, так и стратегическом уровне создают многостороннюю, комплексную угрозу безопасности в международном масштабе. Кажется, это поняли даже в ОНН. «Морское пиратство и терроризм угрожают международному судоходству и подрывают безопасность международных торговых маршрутов». Об этом говорилось в проекте резолюции комитета по политическим вопросам и безопасности Парламентской ассамблеи ОБСЕ, внесенном на заседании комитета в рамках проходящей в Вашингтоне 14-й ежегодной сессии ассамблеи.

«В отдельных районах судоходству грозит смертельная опасность пиратства и терроризма. Пиратство усиливается в Малаккском проливе, а также в других районах Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки и Средиземного моря», — говорится в документе.

В проекте сообщается, что через Малаккский пролив, который, «остается потенциальным объектом нападений» пиратов, ежегодно проходят порядка 50 тысяч морских торговых судов, которые перевозят около 30% общего объема мировой товарной торговли, а также значительную часть нефти для стран Азии, включая Японию и Китай.

Уточню ещё раз, что особо рискованными зонами для мореплавания остаются воды вдоль побережья Индонезии, Индии, Бангладеш, Малакки и южные районы Красного моря. Именно в этих местах за последние полгода произошло более 50 % всех случаев морского разбоя. Самыми опасными территориальными водами ЮВА остаются, как и год назад, моря и проливы вокруг Индонезии — 44 нападения за 6 месяцев.

В Азии моряки особенно осторожны в районе Сомали. Здесь опасно снижать ход, становиться на якорь, лежать в дрейфе. Если кто-то нарушит эти не писанные морские правила, считайте, что ограбление морскими пиратами обязательно состоится. Сухогрузы, пассажирские теплоходы берутся на абордаж за считанные минуты. С теми, кто не удачно сопротивляется, пираты расправляются жестоко. Нередки случаи взятия моряков или богатых пассажиров в плен для выкупа. Часто бандиты забирают с собой красивых женщин. И судьба их потом, как правило, уже никому не известна.

Сейчас много говориться о мировом терроризме, о необходимости бороться с ним объединенными силами. А чем морские пираты лучше обычных террористов? Убытки от них миллионные. Люди из-за них гибнут. Так что пора за последователей Генри Моргана взяться мировому сообществу всерьез и надолго.

Я слышал, что ВМФ СССР однажды провел акцию устрашения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Замаскировали наши моряки несколько кораблей под сухогрузы, несколько дней болтались в море как приманки, но пираты не появились. Говорят, у них хорошо разведка работает. Это быль или байки — пока не знаю.

Правда лёд кажется, тронулся! Согласованные действия патрульных сил ВМС стран самого опасного морского региона, а также предполагаемое участие в антипиратской кампании японского агентства по обеспечению безопасности на море (MSA) выразились на практике пока лишь в ограниченном обмене разведывательной информацией и обсуждении проблемы на региональных конференциях различного уровня. Тем не менее, некоторые антипиратские меры со стороны правительств стран региона все же были предприняты. Морская полиция Малайзии усилила контроль над обстановкой в Малаккском проливе и взаимодействие с соответствующими службами Индонезии. ВМС Филиппин приступили к регулярному патрулированию в акватории архипелага Сулу. Япония уже направила два патрульных самолета для борьбы с пиратами, нападающими на японские суда в водах Юго-Восточной Азии. А число таких инцидентов за последние четыре года возросло впятеро. Вместе с тем, большинство стран региона проигнорировали предложения о допуске иностранных военных кораблей в свои территориальные воды. Ну, и что? Всё начинается с малого. Пора за дело браться и дипломатам. Особенно нашим. Россия по-прежнему великая морская держава, и кому как не нам первыми бить тревогу.

А какие меры были приняты со стороны международных органов по регулированию судоходства? Да, никакие. Чиновники ограничились только заявлением о том, что пик пиратских нападений на танкерные суда, прямо связан с ростом мировых цен на топливо. И прогрессирующей бедностью в регионе.

Проведение под эгидой Международной организации по мореплаванию (IMO) серии конференций с участием региональных и интернациональных правоохранительных органов с целью достижения взаимопонимания между странами Юго-Восточной Азии, России и США по борьбе с пиратскими действиями, тоже малоэффективны. В виду многочисленных внутри региональных противоречий (между Малайзией и Индонезией, Малазийским Борнео, Филиппинами и Индонезией и т. д.).

В настоящее время моряки возлагают надежды на применение современных технологий в борьбе с пиратством. Задействованы каналы циркулярных передач оповещения судов об опасности. В Тихоокеанском регионе скоро может быть заработает информационный канал через спутниковую систему INMARSAT-C и ретрансляционную наземную станцию в Сингапуре. На судах богатых компаний уже устанавливается компактная спутниковая навигационная система, которая позволяет подвергшимся нападению быстро определить свое местонахождение и сообщить точные координаты, а 1MB принять срочные меры по привлечению соответствующих силовых структур в регионе к оказанию им помощи.

С момента окончания холодной войны морской терроризм и пиратские действия охватывают все новые регионы мира. Атаки террористов становятся более интенсивными и чувствительными, вызывают значительные материальные и людские потери и наносят серьезный ущерб морскому торговому и транспортному судоходству, а также контролирующим его кораблям ВМС и береговой охраны целого ряда стран. Согласно западным статистическим данным, около 90 проц. терактов на море имели место в акваториях, прилегающих к развивающимся странам, правительственные структуры которых (в том числе правоохранительные, разведывательные и дипломатические) оказываются неэффективными, слабо финансируемыми (а зачастую и коррумпированными) и некомпетентными в борьбе с терроризмом, все более смыкающимся с международной организованной преступностью. Таким образом, организация противодействия морскому терроризму, как и любым иным его проявлениям, выходит за рамки национальных и региональных проблем и должна стать объектом внимания всего цивилизованного мира.

В. П. Максаковский ,
доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой экономической и социальной географии Московского педагогического государственного университета

Пиратство (от греч. peirate"s - грабитель, разбойник) в международном праве - незаконный захват, ограбление или потопление торговых или гражданских судов, совершенное в открытом море частновладельческими или государственными судами. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолетов на торговые суда нейтральных стран. Нормы международного права по борьбе с пиратством кодифицированы в виде Женевской конвенции об открытом море 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.и Конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. Может быть применена и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.

Из истории пиратства

Пиратство появилось в глубокой древности с началом морской торговли. В античную эпоху главным его районом было Средиземное море. Борьбу с пиратством вел еще полулегендарный царь Крита Минос. В VI в. до н.э. в Эгейском море действовал флот тирана острова Самос Поликрата, состоявший из более сотни судов. Поликрат организовал первый отраженный в мировой истории морской рэкет: греки и финикийцы должны были платить ему дань, чтобы обезопасить свои суда и грузы. В I в. до н.э., особенно после того, как к пиратам-киликийцам (Киликия - область на юге Малой Азии) попал тогда еще молодой патриций Юлий Цезарь, могущественный Рим по-настоящему взялся за искоренение пират­ства. По поручению сената этим делом занялся известный полководец и политический деятель Гней Помпей, получивший в свое распоряжение 500 судов и 15-тысячное войско. И ему-таки удалось выполнить эту миссию.

Хайр-ад-Дин Барбаросса - известный турецкий пират первой половины XVI в., правитель Алжира. Нападения флота Барбароссы на европейские суда и прибрежные города позволили ему скопить несметные богатства. Картина неизвестного художника XVI в. Лувр, Париж.

В начале XVIII в. «Веселый Роджер» впервые попал на страницы печатного издания. Гравюра с изображением известного пирата Стэда Боннета на фоне судна с пиратским флагом появилась в книге «История и деятельность всех наиболее известных пиратов и их команд», вышедшей в свет в 1734 г. Изображение с сайта http://blindkat.hegewisch.net

После распада Римской империи, в Средние века, Средиземное море на протяжении еще почти тысячи лет оставалось главным районом морского пиратства. После арабских завоеваний и ослабления Византийской империи морское пиратство здесь снова стало возрастать. Пират­ские гнезда арабов возникли в Тунисе, на Мальте, Сардинии, Сицилии, Корсике. А в IX в. арабы-мавры перешли к новой тактике, начав нападать уже не на суда, а на прибрежные города. Так были разграблены Рим, Генуя, Марсель, Тулон, Ницца, уцелела лишь Венеция. Пиратство продолжалось и в эпоху крестовых походов, и в эпоху господства Османской империи, когда его центр переместился в Алжир и Марокко, где в рабстве удерживались тысячи захваченных пиратами христиан. В 1575 г. в плен к алжир­ским пиратам попал будущий великий испанский писатель Сервантес, которого удалось выкупить только через пять лет. Франция и Англия выплачивали Алжиру ежегодную дань за право свободного плавания своих торговых судов по Средиземному морю.
С началом Нового времени география морского пиратства сильно изменилась. В ходе Великих географических открытий оно вышло на просторы Мирового океана. В это же время сформировалась и его «производственная структура». Среди пиратского братства стали различать флибустьеров и буканьеров - вольных охотников (слово «флибустьер» буквально означает «свободный добытчик»), которые действовали на свой страх и риск. От них несколько отличались корсары и каперы, которые не только не стояли вне закона, но имели своего рода лицензию от государя или правительства «добывать» торговые суда противника. Но и те и другие несли на своих мачтах «Веселого Роджера» - черный флаг с изображением черепа и перекрещенных костей. Дизайн флага существенно различался у разных пиратов, иногда его составной частью были песочные часы (символ быстротечности времени и близости смерти), изображения скелета, сабель, пронзенного сердца. Иногда цвет фона пиратского флага был не черным, а кроваво-красным.

Разновидности изображений на пиратских флагах

Наибольший размах в XVI - первой половине XVII в. приобрело английское пиратство, специа­лизировавшееся на контрабандной торговле с испанскими колониями в Латинской Америке и их грабеже. «Значение пиратства для Англии, -пишет классик отечественной экономической географии И.А. Витвер, - можно сравнить со значением конкистадоров для Испании, только завоевывали они не сушу, а море». Среди английских пиратов того времени самым знаменитым был «пират Ее Величества королевы Елизаветы I» Фрэнсис Дрейк. Собственно, и свое знаменитое плавание на «Золотой лани» в 1577-1580 гг., ставшее вторым после плавания Магеллана кругосветным путешествием, он задумал и осуществил как чисто пиратское предприятие по разграблению испанских колоний. Через несколько лет Дрейк совершил еще одну военно-пиратскую экспедицию, в Вест-Индию, где разграбил и уничтожил многие испанские города и сжег десятки судов.
Весьма активными были и французские пираты, особенно каперы и корсары. Выходя из Дьепа, Ла-Рошели и других портов, они нападали на испанские суда у берегов Пиренейского полуострова, а затем и у Азорских островов на португальские суда с азиатскими пряностями. Фактически морским пиратом был и первооткрыватель Канады Жак Картье. А Голландская Вест-Индская компания вообще имела преимущественно пиратский характер, всего она захватила более 500 испанских судов.
В эпоху Великих географических открытий было два главных района морского пиратства. Уже с середины XVI в. важнейшим из них становится Карибское море, не случайно получившее прозвище Флибустьерского. «В Флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса» - это строка из песни Павла Когана «Бригантина», которая была своего рода гимном географов МГУ в мои далекие студенческие годы. Именно в этом море Роберт Льюис Стивенсон разместил свой знаменитый «Остров сокровищ». Именно о нем французский писатель Густав Эмар написал свой роман «Пираты», а другой француз, Жорж Блон, подробно рассказал в своей книге «Великий час океанов» . Многие, наверное, помнят и недавний фильм «Пираты Карибского моря», хорошо передающий атмосферу времен флибустьеров.

Памятник сэру Фрэнсису Дрейку в английском Плимуте - городе, где он в сентябре 1580 г. впервые ступил на родную землю после кругосветного путешествия.

Такое внимание пиратов к Карибскому морю легко объяснимо. Испанию связывали с ее колониями в Америке только морские пути. Ежегодно из Севильи в эти колонии выходили два флота - так тогда называли большие трансатлантические караваны судов, - груженые европейскими товарами. А обратно они возвращались из Гаваны с грузом золота («золотой флот») и серебра («серебряный флот»), которые и привлекали пиратов всех мастей. В Карибском море было два главных пиратских центра. Один из них - маленький остров Тортуга («Черепаха»), расположенный у северного побережья Эспаньолы (Гаити), откуда пираты совершали свои набеги на испанские караваны. А второй - остров Ямайка, где концентрировались английские пираты. Самый прославленный из них, Генри Морган, выступал в роли не только морского пирата, но фактиче­ски и полководца, которому приходилось брать штурмом испанские торговые города.
Второй район международного пиратства сложился в Индийском океане и южных морях. Португальцы, которые появились здесь первыми из европейцев, начали свою деятельность как типичные пираты - с нападений на торговые суда арабов и индийцев. Затем появились голландцы, англичане, французы, которые стали грабить и топить не только местные суда, но и корабли европейских стран-конкурентов. В первую очередь это относилось к Голландской Ост-Индской компании, перевозившей в Европу пряности с Молуккских островов. В дальнейшем сюда перекочевала и часть флибустьеров Карибского моря. Опорные базы пиратов возникли фактически на всем пути следования торговых судов - от Мадагаскара до Индостана, Малакки и Японии.
В новейшее время пиратство, естественно, уже не имело такого размаха. Однако к категории пиратства можно отнести нападения в 1936-1939 гг.германских и итальянских подводных лодок в Средиземном море на советские торговые суда, которые направлялись в республиканскую Испанию. Да и в годы Второй мировой войны субмарины стран оси нападали на британские морские конвои, следовавшие с военной и гуманитарной помощью в Мурманск и Архангельск. Хотя, конечно, это уже была война, а у нее свои законы.

Возрождение морского пиратства в наши дни

Пиратство на просторах Мирового океана, которое в XX в. утратило свое значение, в начале XXI в. снова значительно активизировалось, став, по существу, глобальным явлением. В Атлантическом океане грабежи и захваты судов случаются в Карибском море, у берегов Гайаны и Суринама и в особенности у берегов Нигерии. Еще больший размах пиратство приняло в Индийском и Тихом океанах. В начале нынешнего века оно распространялось в территориальных водах и экономических зонах Индонезии, Малайзии и Филиппин, а затем переместилось к берегам Сомали, Кении и Танзании.
Представление о масштабах современного пиратства мы имеем благодаря статистике, которую ведет Международная морская организация и в особенности ее специализированный центр по пиратству, находящийся в Куала-Лумпуре (Малайзия). Согласно его данным, в 2008 г. пираты совершили 293 нападения, захватив 49 судов и взяв в заложники 889 человек; при этом 32 моряка были ранены, 11 убиты и более 20 пропали без вести. Общая сумма выкупа, полученная за все захваченные в тот год суда, составила 150 млн долл. В 2009 г. было зафиксировано уже 406 нападений. Пираты атаковали 153 судна, захватили 49 судов; при этом погибли 8 моряков, 68 были ранены и 1052 попали в плен.
На первый взгляд, тактика современных пиратов не очень изменилась. Они появляются на быстроходных катерах совершенно неожиданно, ночью или под покровом тумана. Бросают стальные крючья, поднимают бамбуковые лестницы и берут судно на абордаж. Однако в руках у них уже не кривые сабли, как в стародавние времена, а скорострельные пистолеты, «калашниковы», а то и гранатометы. И интересуют их уже не столько грузы и судовая касса, сколько выкуп, который они требуют за освобождение захваченного судна. Отличие и в том, что нынешняя пиратская мафия имеет своих осведомителей в большин­стве портов - от Рио-де-Жанейро до Джакарты и Сингапура, от которых получает электронную информацию о движении судов и их грузах.

Ямайка. Старинная карта, составленная после 1692 г. Это видно по тому, что административным центром острова - британской колонии служит Кингстон, расположенный в глубине обширной бухты на юго-восточном побережье. До него главным городом был Порт-Роял, находившийся у входа в бухту и разрушенный в 1692 г. катастрофическим землетрясением. Жертвами землетрясения оказались жителей города (около 5000 человек). В гавани Порт-Ройяла затонуло около 50 судов.
В Порт-Ройяле происходит действие кинотрилогии «Пираты Карибского моря». Изображение с www.gracegalleries.com

Общий ущерб от современного пиратства специалисты оценивают в 13-16 млрд долл. в год. Сюда входят и расходы на усиление защиты и охраны кораблей, и огромные затраты на страхование судов, а также на вынужденное направление грузов более длинными и дорогими маршрутами - например, вокруг Африки вместо Красного моря и Суэцкого канала. При этом нельзя забывать о том, что 80% международных грузоперевозок осуществляется именно мор­скими путями.

Главный район морского пиратства

О том, что главным районом морского пират­ства в наши дни является акватория Индийского океана, прилегающая к государству Сомали, расположенному на Африканском Роге, знает, наверное, каждый школьник. Всплеск морского разбоя в этом районе мира стал одной из наиболее тревожных и обсуждаемых тем. По данным Международного морского бюро, за последние несколько лет в прибрежных водах Сомали зафиксировано около 500 нападений пиратов на торговые суда. Только в 2008 г. здесь было отмечено свыше 130 актов пиратства, приведших к захвату 42 судов. В первой половине 2009 г. таких актов было отмечено 102, причем 31 судно, с суммарным экипажем в 500 человек, было захвачено. Информация о некоторых из таких захватов обошла всю мировую печать. Ограничимся лишь тремя примерами, которые показывают, что сомалийские пираты стали нападать уже не только на сравнительно небольшие, но и на очень крупные суда.
В конце сентября 2008 г. пираты захватили большой украинский сухогруз «Фаина», направлявшийся в Кению с 33 танками Т-72, стрелковым вооружением и боеприпасами на борту. Пираты запросили за него выкуп в 35 млн долл., затем снизили эту сумму до 20 млн и в конце концов в феврале 2009 г. отпустили судно с экипажем за 3,2 млн долл. Через месяц сомалийским пиратам удалось совершить самый большой акт пиратства за всю историю мирового мореплавания. Речь идет о захвате саудовского танкера «Сириус Стар» водоизмещением 318 тыс. т с грузом в 274 тыс. т сырой нефти. Сначала пираты потребовали за него выкуп в 25 млн долл., но в январе 2009 г. освободили судно за 3 млн долл. А вот и третий пример. В ноябре 2009 г. сомалийские пираты захватили супертанкер «Маран Центаурус», следовавший из Персидского залива в США под флагом Греции с 250 тыс. т нефти. Стоимость этого груза была оценена в 140-150 млн долл., да и самого танкера с двойным дном - не менее чем в 50-60 млн долл. В итоге не приходится удивляться тому, что только в 2008 г. сомалий­ским пиратам удалось получить за освобождение 22 судов, по разным оценкам, от 40 до более 150 млн долл. Это позволило им обзавестись более современными средствами для захвата крупных морских судов.

Места нападений сомалийских пиратов на суда в 2008-2009 гг.

Карта (свеху) позволяет сделать еще один важный вывод. Долгое время сомалийские пираты осуществляли свой «бизнес» в прибрежных водах Индийского океана - в основном в Аденском заливе между северной частью Сомали и Йеменом. Но с конца 2008 г. они значительно расширили область своих атак, распространив ее на южную часть Красного моря, Аравийское море и, главное, более отдаленные части Индийского океана. Они стали захватывать суда на расстоянии до 500 морских миль (900 км) от берега. Например, уже упоминавшийся танкер «Сириус Стар» они захватили в 450 милях от берегов Кении и Танзании, в акватории Сейшельских Островов, куда и позднее наведывались не раз. А в октябре 2009 г. китайский сухогруз ими был впервые захвачен восточнее 60-го меридиана, то есть в зоне, которая считалась недосягаемой для пиратов. Такое расширение зоны их действия объясняется тем, что пиратские быстроходные катера стали нападать уже не с сомалийского берега, а со специально созданных плавучих баз. С этих катеров они теперь нападают на танкеры, сухогрузы, контейнеровозы и даже крупные пассажирские лайнеры.
Можно сказать, что сомалийским пиратам очень «повезло»: ведь их страна выходит к одной из самых оживленных морских трасс. В самом деле, ежегодно более 200 тыс. судов проходит по кратчайшему маршруту между Европой, Азией и Африкой - через Суэцкий канал, Красное море и Аденский залив. В обоих направлениях ежегодно транспортируется порядка 700 млн т грузов, в том числе 30% потребляемых Европой нефти и газа, 50% мировых сухих грузов и 30% контейнеров. В этих водах ежедневно проходит примерно 20 супертанкеров.

Супертанкер «Сириус Стар», ходящий под флагом Саудовской Аравии. Подвергся нападению сомалийских пиратов в ноябре 2008 г. Источник изображения www.navy.mil .

Из-за опасности пиратских атак датские, норвежские, греческие и иные судовладельцы теперь направляют десятки своих танкеров и сухогрузов в обход Сомали, гораздо более длинным путем вокруг мыса Доброй Надежды. Но в каждом таком случае время судов в пути увеличивается на 12-15 дней, а каждый лишний день обходится в 20-30 тыс. долл., следовательно, увеличиваются и эксплуатационные расходы, и страхование судов и их грузов, стоимость которого в 2007-2008 гг. уже подскочила в 10 раз. В результате себестоимость морских перевозок увеличилась на 25-40%. Надо учитывать и убыток судовладельцев от долгого простоя захваченных пиратами судов; он оценивается десятками миллионов долларов. Всё это отрицательно сказывается на мировой экономике, в особенности в период ее кризиса.

Окончание следует

Блон Жорж . Великий час океанов. В 2-х кн. - М.: Славянка, 1993.

Пираты в наше время не миф и не вымысел — это реальность. Буквально несколько лет назад у берегов Сомали пираты захватывали около 300 судов в год и за каждым захватом стояли большие трагедии и человеческие жизни. Многие заранее пасовали перед пиратами, даже не веря в то, что им можно противостоять, а уж от сумм выкупов, которые приходилось выплачивать пиратам за освобождение, голова шла кругом!



Кто?

Сомалийские пираты - это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда у берегов Сомали. Сомалийские пираты - это в основном молодые люди 18-35 лет. Пунтленд - самопровозглашенная сомалийская автономия, на данный момент является центром пиратства, управляется она местными кланами и никаких законов в ней практически не существует.

Есть несколько видов пиратских банд, в которые входит около 1 000 вооружённых боевиков. Пираты делятся на несколько категорий:

  • Местные рыбаки, включившиеся в пиратство, отлично знающие морские условия.
  • Бывшие военные, принимавшие участие во внутренних войнах Сомали в составе местных кланов с отличным боевым опытом.
  • Эксперты, умеющие работать с техникой, особенно с GPS-оборудованием.

Где?

Регион вблизи побережья Сомали и Кении, а также Аденский залив, известный как «Аллея пиратов» - является самым опасным местом в мире, здесь произошло боле 111 инцидентов нападения пиратов... Путь через Суэцкий канал, через Аденский залив, является главным путем следования судов, направляющихся из Азии в Европу и Восточное побережье США. Эти судоходные маршруты отвечают за 1/10 часть мировой торговли. Район является одним из самых главных морских судоходных путей мира, именно здесь проходят нефтяные танкеры и другие торговые суда с грузом на миллиарды долларов. В год через Аденский залив проходит до 20 000 судов, в сутки - до 250. Добычи для пиратов много, гораздо больше, чем самих пиратов! Практически все нападения, которые случились, произошли на суда, связанные с нефтяной отраслью.

Почему в Сомали процветает пиратство?

Причина пиратства до боли проста - молодые люди не знают, как заработать и ищут легкой добычи. Беззаконный хаос в Сомали наступил, когда силы США помогли изгнать исламистских правителей из боязни, что страна станет пристанищем террористов. В результате хаоса в стране более 1 миллиона человек потеряли кров, более трети населения нуждается в гуманитарной помощи. Такая тревожная обстановка распространилась и на морские судоходные пути, проходящие рядом со страной. Сами жители Сомали считают, что пиратство началось в ответ на незаконный вылов рыбы, сброс токсичных и ядерных отходов западными судами вблизи побережья Сомали. Сами сомалийцы считают, что именно эти действия иностранных судов повлекли за собой проблемы. Жители ощутили загрязнения вод, бедность по всей стране, рыбаки стали пиратами, охотящимися на суда тех стран, которые сбрасывали отходы и вылавливали рыбу у их берегов.

Как действуют пираты?

Пираты передвигаются на малотоннажных кораблях - катера, моторные лодки, рыболовецкие суда. Из вооружения используют автоматическое оружие и гранатомёты. Сомалийские пираты имеют очень качественную подготовку и хорошее снаряжение, для отслеживания судов они используют спутниковые телефоны и GPS навигаторы. Полевые командиры регионов иногда закрывают глаза на пиратский промысел, а некоторые с большим удовольствием участвуют в нём и сами. Технически процесс захвата судов не сильно изменился со времен капитанов Блада. Быстроходное плавсредство с вооруженными до зубов пиратами на борту подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низкой посадкой (например, танкер), на его борт можно просто перепрыгнуть, так же в ход идут веревки с крючками или специальными якорями. При нападении пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов, а экипаж судна пытается сбить пиратов водой из пожарных шлангов.

В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно уже в их руках - как правило, никто не идет с голой грудью на автоматы. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами - это не оказывать пиратам сопротивление и не геройствовать.

Самые крупные нападения пиратов

Самым крупным захватом пиратов был танкер из Саудовской Аравии с названием SiriusStar. Судно было освобождено почти после 2-х месяцев с момента его захвата вблизи побережья Сомали с грузом в 2 миллиона баррелей нефти. Пираты, которые захватили нефтяной танкер, получили выкуп, сброшенный с парашютом на судно.

Так же одним из нашумевших случаев захвата была атака на судно США Maersk Alabama. Пятеро суток сомалийские пираты удерживали в заложниках капитана судна Ричарда Филипса и требовали за него выкуп в 2 миллиона долларов. Обстановка достигла высшей степени напряженности после того, как капитан, попытался накануне бежать, но ему это не удалось. Переговоры зашли в тупик, а на море начал подниматься сильный шторм. Американцы не стали ждать, было принято решение уничтожить сомалийцев.

Однажды пиратами был атакован роскошный океанский круизный лайнер Seaborn Spirit. Нападение произошло всего в 130 километрах от побережья Сомали. На борту лайнеру была лишь акустическая пушка (данные устройства обычно используют для разгона демонстрантов). Испускаемый пушкой звук достигает 150 децибелов, что при длительном воздействии может не только повлиять на слуховой аппарат, но и серьезно повлиять на внутренние органы. Ее применение оглушило пиратов и на какое-то время внесло в их ряды смятение. Этого промедления было достаточно для того, чтобы капитан корабля приказал изменить направление и направил лайнер в открытое море. Преследовать дальше лайнер пираты не стали.

Иранский балкер Iran Deyanat с 29 членами интернационального экипажа и грузом химического и стрелкового оружия так же стал очередной жертвой сомалийских пиратов и освободился только после уплаты затребованной суммы выкупа.

Так же сомалийские разбойники захватили российский танкер «Московский университет». Не известно как развивались события, ясно только, что в финале освобождения танкера пираты были уничтожены.

В последнее время активность сомалийских пиратов значительно упала. На протяжении целого года морским разбойникам не удается захватить ни одного корабля. После многочисленных захватов международное сообщество сосредоточило своё внимание на мерах по борьбе с пиратством в море, таких, как расширение военно-морского патрулирования и защитное оснащение судов, что сократить количество захватов.

  • Сомали - экономически отсталая и бедная страна на северо-востоке Африки. Экономика страны базируется на животноводстве, сельском хозяйстве и промысле акул.
  • В качестве выкупа за один корабль пираты требуют не менее 5 миллионов долларов, но зачастую разбойники соглашаются на выкуп всего в несколько сотен долларов.
  • Иностранные корабли проходят через территориальные воды Сомали и не платят никаких пошлин. Пираты считают, что захват таких короблей с целью выкупа восстанавливает справедливость.
  • Предприимчивые капитаны кораблей устанавливают колючую проволоку под высоким напряжением по всему периметру судна. Были случаи, когда именно такое «колючее напряжение» спасало команду от захвата судна.
  • Каждый гражданин Сомали носит при себе боевое оружие, как минимум пистолет. Пираты предпочитают автоматы Калашникова и гранатометы, женщины используют холодное оружие - ножи и кинжалы. Детей приучают к оружию с самого рождения.
  • Бытует мнение, что следующей целью нападения пиратов могут стать роскошные яхты миллионеров. Будьте внимательны и аккуратны в территориальных водах Сомали.