Жан поль сартр цитаты лучшие. Жан-Поль Сартр: цитаты и известные высказывания

Если б только я мог перестать думать, мне стало бы легче. Мысли - вот от чего особенно муторно... Они ещё хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус. А внутри мыслей - слова, оборванные слова, намётки фраз, которые возвращаются снова и снова: "Надо прекра... я суще... Смерть... Маркиз де Роль умер... Я не... Я суще..." Крутятся, крутятся, и конца им нет. Это хуже всего - потому что тут я виновник и соучастник. К примеру, эта мучительная жвачка-мысль: "Я существую", ведь пережёвываю её я. Я сам. Тело, однажды начав жить, живёт само по себе. Но мысль - нет; это я продолжаю, развиваю её. Я существую. Я мыслю о том, что я существую! О-о, этот длинный серпантин, ощущение того, что я существую, - это я сам потихоньку его раскручиваю... Если бы я мог... →→→

Это они-то профессионалы опыта? Да они всю жизнь прозябали в отупелом полусне, от нетерпения женились с бухты-барахты, наудачу мастерили детей. В кафе, на свадьбах, на похоронах встречались с другими людьми. Время от времени, попав в какой-нибудь водоворот, барахтались и отбивались, не понимая, что с ними происходит. Всё, что совершалось вокруг, начиналось и кончалось вне поля их зрения: смутные продолговатые формы, события, нагрянувшие издали, мимоходом задели их, а когда они хотели разглядеть, что же это такое, - всё уже было кончено. И вот к сорока годам они нарекают опытом свои мелкие пристрастия и небольшой набор пословиц и начинают действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щёлку - вот тебе два-три примера из жизни в упаковке из серебряной фольги, сунешь монетку в... →→→

На стене зияет белая дыра - зеркало. Это ловушка. И я знаю, что попадусь в неё. Так и есть. В зеркале появилось нечто серое. Подхожу, гляжу и отойти уже не могу.
Это отражение моего лица. В такие гиблые дни я часто его рассматриваю. Ничего я не понимаю в этом лице. Лица других людей наделены смыслом. Моё - нет. Я даже не знаю, красивое оно или уродливое. Думаю, что уродливое - поскольку мне это говорили. Но меня это не волнует. По сути, меня возмущает, что лицу вообще можно приписывать такого рода свойства - это всё равно что назвать красавцем или уродом горсть земли или кусок скалы.

Я в тоске огляделся вокруг: настоящее, ничего, кроме сиюминутного настоящего. Лёгкая или громоздкая мебель, погрязшая в своём настоящем, стол, кровать, зеркальный шкаф - и я сам. Мне приоткрывалась истинная природа настоящего: оно - это то, что существует, а то, чего в настоящем нет, не существует. Прошлое не существует. Его нет. Совсем. Ни в вещах, ни даже в моих мыслях. Конечно, то, что я утратил своё прошлое, я понял давно. Но до сих пор я полагал, что оно просто оказалось вне поля моего зрения. Прошлое казалось мне всего лишь выходом в отставку, это был иной способ существования, каникулы, праздность; каждое событие, сыграв свою роль до конца, по собственному почину послушно укладывалось в некий ящик и становилось почётным членом в кругу собратьев-событий - так мучительно было... →→→

Я свободен: в моей жизни нет больше никакого смысла - всё то, ради чего я пробовал жить, рухнуло, а ничего другого я придумать не могу. Я ещё молод, у меня достаточно сил, чтобы начать сначала. Но что начать? Только теперь я понял, как надеялся в разгар моих страхов, приступов тошноты, что меня спасёт Анни. Моё прошлое умерло, маркиз де Рольбон умер, Анни вернулась только для того, чтобы отнять у меня всякую надежду. Я один на этой белой, окаймлённой садами улице. Один - и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть.

Я чувствую, как что-то робко касается меня, и боюсь шевельнуться, чтобы это не спугнуть. Что-то, что мне незнакомо уже давно, - что-то похожее на радость.

Они будут спать вместе. Они это знают. Каждый из них знает, что другой это знает. Но поскольку они молоды, целомудренны и благопристойны, поскольку каждый из них хочет сохранить самоуважение и уважение партнёра, поскольку любовь - это нечто великое и поэтическое и её нельзя спугнуть, они несколько раз в неделю ходят на танцы и в рестораны выделывать на глазах у публики свои маленькие ритуальные, механические па...
К тому же надо как-то убивать время. Они молоды, хорошо сложены, им ещё лет на тридцать этого хватит. Вот они и не торопят события, они оттягивают их, и они правы. После того как они переспят друг с другом, им придётся найти что-нибудь другое, чтобы замаскировать чудовищную бессмыслицу своего существования. И однако... так ли уж необходимо себя морочить?

Пока что играет джаз; мелодии нет, просто ноты, мириады крохотных толчков. Они не знают отдыха, неумолимая закономерность вызывает их к жизни и истребляет, не давая им времени оглянуться, пожить для себя. Они бегут, толкутся, мимоходом наносят мне короткий удар и гибнут. Мне хотелось бы их удержать, но я знаю: если мне удастся остановить одну из этих нот, у меня в руках окажется всего лишь вульгарный, немощный звук. Я должен примириться с их смертью - более того, я должен её ЖЕЛАТЬ: я почти не знаю других таких пронзительных и сильных ощущений.

Может, собственное лицо понять невозможно. А может, это оттого, что я один? Люди, общающиеся с другими людьми, привыкают видеть себя в зеркале глазами своих друзей. У меня нет друзей - может быть, поэтому моя плоть так оголена? Ни дать ни взять - ну да, ни дать ни взять, природа без человека.

Дневник, по-моему, тем и опасен: ты всё время начеку, всё преувеличиваешь и непрерывно насилуешь правду.

Она думает о своём горе понемножку, именно понемножку, капельку сегодня, капельку завтра, она извлекает из него барыш. В особенности на людях, потому что её жалеют, да к тому же ей отчасти приятно рассуждать о своей беде благоразумным тоном, словно давая советы.

Она расходует своё горе, как скупец. Должно быть, она так же скупа и в радостях. Интересно, не хочется ли ей порой избавиться от этой однообразной муки, от этого брюзжанья, которое возобновляется, едва она перестаёт напевать, не хочется ли ей однажды испытать страдание полной мерой, с головой уйти в отчаяние. Впрочем, для неё это невозможно - она зажата.

По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень.

У меня самого никаких неприятностей - я богат как рантье, начальства у меня нет, жены и детей тоже; я существо - вот моя единственная неприятность. Но это неприятность столь расплывчатая, столь метафизически отвлечённая, что я её стыжусь.

Я говорю "я" - но понятие это утратило для меня смысл. Я настолько предан забвению, что мне трудно почувствовать самого себя. Реального во мне осталось только существование, и оно чувствует, что существует. Я долго, беззвучно зеваю. Никого. Антуан Рокантен не существует Ни-для-кого. Забавно. А что такое вообще Антуан Рокантен? Нечто абстрактное. Тусклое воспоминание обо мне мерцает в моём сознании. Антуан Рокантен... И вдруг "я" начинает тускнеть, всё больше и больше - кончено: оно угасло совсем.

Он считает, что не имеет никаких прав на других, а другие на него, и дары, которые ему подносит жизнь, не заслужены им, но зато безвозмездны. Он страстно увлекается всем и так же легко ко всему остывает.

Дождь перестал, тепло, по небу медленно плывут прекрасные чёрные картины - лучшей рамки для совершенного мгновения не придумать; чтобы этим картинам было где отразиться, Анни высекала из наших сердец крохотные тёмные родники. Но я не умею пользоваться подходящим случаем - пустой, безучастный, я бреду куда глаза глядят под пропадающим втуне небом.

Жан-Поль Сартр (1905-1980) – французский философ, писатель, эссеист, драматург. Редкий писатель, отказавшийся от присуждённой ему Нобелевской премии по литературе. Философские и другие произведения Жана-Поля Сартра разобраны на цитаты. 21 июня 2016 года исполняется 111 лет со дня его рождения.

Литературная деятельность Жана-Поля Сартра началась с романа «Тошнота », который считается лучшим произведением Сартра , в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Сартр отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость.

Одним из центральных понятий для всей философии Жана-Поля Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека.

Самые известные цитаты и высказывания Жана-Поля Сартра, из разных произведений:

1. История любой человеческой жизни есть история поражения.

2. Мир прекрасно обошелся бы без литературы, еще лучше он обошелся бы без человека.

3. Мне кажется, что у каждого из нас есть своё отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.

5. Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл.

6. Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу.

7. Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния (вероятно, Сартр такого не говорил, а это - вольный перевод реплики Ореста из его пьесы «Мухи»: «Юпитер. Что им делать с отчаянием? Орест. Что угодно: они свободны, настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния.»).

8. Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей.

9. Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.

10. Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством.

11. Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому результату.

12. Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.

13. У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим.

14. У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может.

15. Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста.

16. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

18. Экзистенциализм - это гуманизм.

19. Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю.

20. Я думаю, что добрая половина всех человеческих деяний имеет своей целью реализовать нереализуемое. Думаю, что большинство наших самых мелких разочарований объясняется тем, что нечто нереализуемое представляется нам в будущем, а затем, какое-то время спустя, уже в прошлом - реализуемым, тогда-то мы и чувствуем это, что мы его не реализовали.

21. Я есть мое прошлое, и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире.

22. Я сам своя свобода.


Жан-Поль Шарль Эмар Сартр - родился 21 июня 1905 года, Париж, Франция. Французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург, эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался. Автор произведений - «Тошнота», «Слова», «Грязными руками», «Возраст зрелости», «Отсрочка», «Смерть в душе», «Странная дружба» и др. Умер - 15 апреля 1980 года, Париж, Франция.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Жан-Поль Сартр

  • Запрещено запрещать!
  • Человек обречен на свободу.
  • Лучше молитва, чем слезы, — шуму меньше.
  • Было вычислено всё, кроме одного — как жить.
  • До чего же я прав, если все вы так громко вопите.
  • Человек всегда достоин того что с ним случается.
  • Женщина — только предлог для того, чтобы грезить.
  • Страх годился в прошлом, когда у нас была надежда.
  • Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать.
  • Как и все мечтатели, я путаю разочарование с истиной.
  • Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.
  • Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.
  • История любой человеческой жизни есть история поражения.
  • Когда человек ничего не делает, он думает, что отвечает за все.
  • Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.
  • Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его.
  • Умные люди не бывают злыми, злость предполагает ограниченность.
  • Проигранное сражение — это сражение, которое считаешь проигранным.
  • Человек состоит из всех людей. Он равен им всем, и все они равны ему.
  • Просто диву даешься, как можно лгать, прикрываясь здравым смыслом.
  • И вот ведь парадокс: воюют богачи друг с другом, а подыхают бедняки.
  • У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.
  • Читать - значит, ориентируясь по знакам, вступать в контакт с ирреальным миром.
  • Делать что бы то ни было в три часа дня либо слишком поздно, либо слишком рано.
  • Мир прекрасно обошёлся бы без литературы; ещё лучше он обошёлся бы без человека.
  • Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить.
  • Мы выдумываем ценности. Априори жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл.
  • Молчание есть аутентичная форма слова. Молчит лишь тот, кто способен что-то сказать.
  • Одну и ту же глупость не следует совершать дважды; в конце концов выбор достаточно велик.
  • Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Её высшее проявление — предоставлять свободу.
  • Мы не можем вырвать ни страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу.
  • Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством.
  • Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.
  • Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.
  • Любовные шашни куда лучше иметь в прошлом, чем в настоящем, — на расстоянии можно судить, сравнить, обдумать.
  • Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому результату.
  • Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями.
  • Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого, — и ненависть переходя от соседа к соседу, заражает всё человечество.
  • Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю.
  • У каждого настоящего есть своё будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим.
  • Одежда играет ту же роль для глаз, что и ложь для ушей; это громогласный, трубный грех, который окутывает и делает невидимым.
  • Мне кажется, что у каждого из нас есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.
  • Предметы не должны нас беспокоить: ведь они не живые существа. Ими пользуются, их кладут на место, среди них живут, они полезны - вот и все.
  • Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно....Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем.
  • Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.
  • Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога.
  • Сначала надо оказаться в каких-то исключительных обстоятельствах, а потом ощутить, что вносишь в них порядок. Если все эти условия соблюдены, мгновение становится совершенным.
  • Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.
  • Империалистический геноцид может привести к более тяжким последствиям, поскольку группа, которую американцы пытаются уничтожить, уничтожая вьетнамский народ, — это все человечество.
  • Понимаешь, начать кого- нибудь любить- это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность. Вначале бывает даже такая минута, когда нужна перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься и этого уже не делаешь. Я знаю, что больше никогда не прыгну.

Жан-Поль Сартр - известный французский философ, писатель и эссеист. Центральным понятием созданной им философской концепции была свобода, которую Сартр представлял как что-то, данное человеку раз и навсегда еще до окончательного формирования его сущности.

Лучшим литературным произведением Жана-Поля Сартра считается его дебютный роман «Тошнота», вышедший в 1938 году. В этом произведении поднимаются такие темы, как хаос, судьба и абсурд жизни человека. Помимо этого, в романе затрагивается значение свободы.

Цитаты Сартра из «Тошноты», а также философские высказывания из других романов и философских работ стали известными афоризмами. В 1964 году писатель был удостоен Нобелевской премии в области литературы, но отказался от нее по своим убеждениям.

Цитаты Сартра о свободе

Я сам своя свобода.

Французский философ воспринимает это понятие не как свободу, допускающую бездействие, а, скорее, как возможность выбора, которую никто не может отнять. Например, у узника всегда есть свобода в принятии одного из двух решений: смириться со своим заточением или же попытаться освободиться. К чему приведет тот или иной, зависит от дальнейших обстоятельств.

Человек обречен на свободу.

Идеи и цитаты Поля Сартра во многом неоднозначны и часто оспариваются критиками и другими писателями. Однако нельзя отрицать то, что этот философ - один из немногих деятелей, кто детально рассматривал сложную многогранную тему свободы в своем творчестве и старался дать ей четкое научное определение.

Жизнь до того, как мы ее проживем - ничто, но ее смысл зависит от вас.

Эта цитата Сартра показывает его отношение к окружающему миру. Писатель считает, что ценность неодушевленным предметам придает именно человек посредством своей деятельности. Придавая им определенный смысл и значение, люди формируют себя как личности и создают свою собственную индивидуальность.

Жан-Поль Сартр о боге

Сартр известен как представитель атеистического экзистенциализма. Атеизм - полное отрицание существования каких-либо богов, а экзистенциализм - философское направление, главной темой которого является человеческая сущность. Существует лишь один способ понять экзистенциальную истину - нужно жить как индивидуальность, отдельная личность.

Человек проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на бога.

Эта цитата Сартра объясняет всю суть данного течения: бог или какой-либо другой таинственный «создатель» не может определять человеческую сущность. Ведь люди проживают свою жизнь сами, лишь они ответственны за приобретенный ими опыт.

У человека в душе дыра размером с бога, и каждый заполняет ее, как может.

Жан-Поль Сартр отрицает всякое существование «творца» и его справедливость.

Право на любовь мы завоюем кровью.

Сартр был не только писателем и философом, но и драматургом. Его авторству принадлежат семь пьес. Это высказывание - из произведения «Дьявол и господь бог», созданной в 1951 году. Герои ищут ответ на такие вечные вопросы, как что есть добро и зло, что такое свобода и в чем она состоит.

Об одиночестве

Философ считал, что с темой свободы неразрывно связаны понятия одиночества и отчуждения. Именно эти вопросы рассматриваются в его самом известном романе «Тошнота». Название произведение было выбрано не просто так: тошнота - это то, что вызывают материальные предметы у отчужденного человека.

Таким человеком является главный герой романа Жан-Поля Сартра - Антуан Рокантен.

Люди. Людей надо любить. Люди достойны восхищения. Сейчас меня вырвет наизнанку.

Персонаж редко общается с окружающими и не может никому высказаться о своих тревогах. Однако Антуан не пытается найти подходящее себе общество, а, напротив, избегает его. В этой цитате Сартра из романа выражено все отношение главного героя к людям.

Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями.

Свобода становится для Антуана не благом, а тяжким наказанием. Но когда он выходит на городскую площадь и наблюдает за толпой людей, спешащих по своим делам, то глядит на нее, скорее, с жалостью.

Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.

Не только настоящее, но и прошлое не принимает Антуана. Несмотря на память, богатую воспоминаниями о различных путешествиях, прошлое для него умерло и разрушено.

Другие люди о Сартре

Энтузиазм его я всегда объяснял желанием пребывать в первой шеренге. Он ужасно боялся, что история может его выплюнуть, что он может потерять публику, потому что молодые пойдут в другом направлении.

Эта цитата - слова о Сартре, принадлежащие и философу из серии интервью Станислава Береся. Фраза звучит в главе «Страсть повествования».

В вышедшей позже дополненной версии книги, названной «Так говорил… Лем», также можно найти упоминание о Жан-Поле Сартре.

Посмотрите, сегодня от его наследия не осталось ничего, абсолютно.

Русский писатель-постмодернист Виктор Пелевин в своем сатирическом рассказе «Краткая история пэйнтбола в Москве», опубликованном в 1997 году, анализирует высказывание французского философа «Ад - это другие» (на французском цитата Сартра звучит как L"enfer, c"est les autres).