Выделить полный квадрат онлайн калькулятор. Интегрирование некоторых дробей

Методическая разработка урока в 6 классе по теме:
«Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.»

Планируемые результаты:

Предметные: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории;
Метапредметные:
познавательные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям;
коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме, в диалоговом общении; умение работать индивидуально и в группе; формулировать аргументы и отстаивать свое мнение;
регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; принятие познавательной цели и ее выполнение на основе соблюдения требований познавательной задачи; Определять цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (использование нескольких видов деятельности).
Дидактические методы: проблемный метод.
Формы деятельности учащихся: самостоятельная работа, работа с историческими документами.
Способы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Образовательные ресурсы: исторические документы, мультимедийные материалы.

Ход урока:
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы познакомимся с государством, которое в раннее Средневековье считалось одним из самых могущественных. Тема урока: «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.»
Создание проблемной ситуации:
-Ребята вспомните из истории Древнего мира, что произошло в 395 году? (огромная Римская империя в 395 году была разделена на два государства - Восточную империю и Западную).
-Ребята, скажите, что произошло с Западной Римской империей? (ответ: в 476 году она пала под натиском (ударами) варваров).
1 факт – Западная империя – пала (слайд 2)
- Ребята, а сейчас давайте мы с вами обратимся к данным исторической энциклопедии и посмотрим, что говорится там про Восточную Римскую империю. (слайд 2)

Восточная Римская империя (3951453) государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи, после смерти императора [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прекратила своё существование, оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима. Восточную империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой, которой удалось выстоять под натиском варваров. Оно смогло просуществовать еще почти тысячу лет. Сами же византийцы назвали свое государство Ромейской (Римской) империей, а себя ромеями.

Итак, ребята, какие данные мы с вами узнали из энциклопедии, об истории Восточной Римской империи? (ответ)
Какова судьба Восточной Римской империи, в отличии от Западной?
2 Факт – Византия – выстояла (слайд 3)

Формулирование проблемы:

– Сравнив 2 данных факта Западной и Восточной империи, какой у вас возникает вопрос?
В чём состоит противоречие?
(Ответ: Почему же Византия не была завоевана варварами? Почему она оказалась более прочной, чем Западная римская империя? Поему Византия просуществовала намного дольше Западной, почти на тысячу лет.)

Значит проблемным вопросом нашего урока будет: (слайд 5)

Почему Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров?

Планирование деятельности:

– Какие у вас есть версии (предположения) по решению данного проблемного вопроса?
Версии:
Мощное государство
Сильное государство
Много богатств
Мудрыйправитель
Ребята вы предположили, то это было сильное, мощное государство, здесь был мудрый правитель, давайте и выясним (подтвердим) наши факт (предположения)
Для того, чтобы подтвердить наши версии, то нам нужно сделать?
То нам для этого нужно выяснить?
Исходя из ваших версий, план работ будет такой?
План урока:

Деятельность императора. (Власть императора. Юстиниан и его реформы.)
Войны Юстиниана. (Внешняя политика Юстиниана.)

Для того, чтобы подтвердить наши версии будем работать в соответствии с планом. (слайд 6)

Поиск проблемы. Открытие нового знания.

Особенности развития Византии.
Работа с картой и текстом учебника стр. 48 (слайд 7)

Определите по карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю? (Балканский п-в, М. Азия. Египет, Сирия, Палестина, часть Закавказья)

Ребята посмотрите, какие территории входили в Византийскую империю. Это очень богатые территории, здесь было развито земледелие, скотоводство.
Можно отметить, что Византийская империя была единым государством Европы и Бл. Востока, уцелевшим во время переселения народов в V-VI в.в

Какие крупные города сохранились на территории Византийской империи?
Какой город был столицей Византии
·(Константинополь)
Каково расположение главного города Константинополя (на берегу пролива Босфор)
В чём заключалось преимущество расположения Константинополя (работа с новым понятием –Босфор);

Таким образом какой вывод мы можем с вами сделать, а преимуществах географического положения Византийской империи?

Вывод: (Восточная Римская империя находилась в выгодном географическом положении, она находилась на пересечении морских и сухопутных торговых путей, связывающих Европу и страны Востока. В Византии к XV в. сохранились оживленные города Констанинополь, Александрия, Антиохия – с богатым природными ископаемыми, с развитыми ремеслами и торговлей, таких ремесел не знали на западе: производство стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей, ювелирных изделий, папируса. Эти города торговали с Араном, Индией, Китаем. Все ранее средневековье Византия оставалась Великой морской державой (обилие морских гаваней, господство над проливами.

Итак давайте сделаем предварительный вывод по проблемному вопросу нашего урока. (слайд 8)

Византийская империя имела преимущества по сравнению с Западной империей в географическом положении, здесь сохранилось много древних городов, была развита торговля, было много богатств.

Какая версия подтвердилась? (много богатств, выгодное положение географическое)

2.
А) Деятельность Юстиниана. (Власть императора. Юстиниан и его реформы.)

Ребята, вы говорите, то государство успешно развивалось, было богатым, сильным. Тогда какой властью должен обладать правитель в таком государстве?

Давайте проверим наши предположения, опираясь на текс учебника 48-49, назовем основные полномочия, которыми обладал византийский император, и занесем их в схему, кластер.

Выделите в тексте основные полномочия, которыми обладал византийский император.
Опираясь на текс учебника 48-49, составьте схему (кластер), в которой укажите основные полномочия. (слайд 9)

Зафиксируйте в себе в тетради данную схему.

Ребята давайте попробуем сделать вывод по проблемному вопросу:
Какой мы вывод можем сказать (слайд 10):
Вывод (запись) – Византия – единое гос-во с сильной императорской властью.

Б)
Ребята давайте посмотрим на иллюстрации нашего учебника.
Изображение какого императора мы с вами видим? (Юстиниана)
Он не случайно находится в учебнике, при этом императоре Византия достигла наибольшего могущества.
Обладал ли Юстиниан необходимыми качествами, которые позволяли ему решать важные проблемы в государстве.
Назовите эти качества.
Правилом его было Единое государство, единый закон, единая религия.

Посмотрите ребята мы с вами видим, то в стране нет единства, то в стране очень много недовольства, поэтому задачей у Юстиниана было восстановить единство страны.
Каким образом он этого добился?
Удалось ли это ему?
Давайте проанализируем текст учебника, работая в парах, и выпишем его основные реформы.
Работа с учебником стр. 49 (слайд 12)
Удалось ли ему сохранить единство?
Какой вывод мы можем сделать? (Юстиниан был мудрым правителем, который сохранил единство империи).
Какая версия подтвердилась? (Мудрый правитель)

3. Войны Юстиниана. (Внешняя политика Юстиниана.)
– Гербом великой Византийской империи был двуглавый орёл. Две головы орла напоминали, что столица страны Константинополь находится на проливе между Европой и Азией и орёл должен зорко смотреть на обе стороны света. (слайд 13)

– Как вы думаете, почему византийцам было так важно следить за тем, что происходит в двух частях света?

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах.
Работая с картой и текстом учебника п. 4 стр. 50 заполните таблицу «Направления внешней политики Юстиниана».

Работа с классом. (раб. Тетрадь с.22 зад № 3)

Составление таблицы «Направления внешней политики Юстиниана».

направление
средство
итог

1. Борьба с набегами славян
Стравливание племен м/у собой, подкуп, жалованье земель
Набеги отражены, но угроза полностью не отражена

2.борьба с вестготами
война
Отвоевание южной Испании

3. Борьба с вандалами
война
Отвоевание северной Африки

4. борьба с остготами
Война
Возвращение Италии

5. Северное Причерноморье

Возвращение южного берега Крыма

6. борьба с персами на Востоке
Война, подкуп
Персы отброшены, заключен мирный договор

Однако после смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество и блеск Юстиниановской эпохи.
В середине VI в. на Византию начали нападать славянские племена. Империя с трудом отбивала их нападки, а ослабление Византии открыло путь для поселения славян. Одновременно с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.
Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую империю была обречена на неудачу?
(Ответ: это требовало огромных средств, а народ не мог выносить постоянное бремя налогов на военные расходы; захваченные территории сопротивлялись грабительской политике Византии, там постоянно вспыхивали восстания.)

4. Вывод
- Ребята, вот мы и узнали новые интересные факты о Византийской империи. Теперь давайте вернемся к проблеме нашего урока и ответим на него.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Ответы детей)
Рефлексия:
Что нового узнали на уроке?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)
Для сильных учеников § 6, написать размышление на тему «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?».
Для средних учеников § 6, ответить на вопрос: почему замысел Юстиниана восстановить Римскую империю в прежних границах был обречен на неудачу?
Для слабых учеников § 6, провести исследование на тему «Сравнение географического и экономического положения Восточной Римской и Западной Римской империй».