Владение навыками конструктивного взаимодействия способами. Фундаментальные исследования

Cтраница 1


Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия может быть основано на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.  

Сложение национальных усилий, конструктивное взаимодействие во имя выживания и развития этот курс в международных отношениях диктуется интересами человечества, мозависимостью и целостностью современного мира.  

Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.  

Условием общечеловеческого прогресса становится поиск совместного решения глобальных проблем, налаживании конструктивного взаимодействия гос-в и народов в масштабах планеты, недопустимости использования войны как средства достижения политических, экономических, идеологических и др. целей.  

В нем сочетаются историческое состязание двух систем и нарастающая тенденция к конструктивному взаимодействию всех государств, без чего невозможно решить те глобальные проблемы, которые встали перед человечеством. Сложились объективные условия, когда противоборство двух систем может и должно протекать исключительно в формах мирного соревнования и мирного соперничества, а мирное сосуществование призвано стать высшим универсальным принципом международных отношений.  

Насаждение демократии с помощью военных средств, безусловно, менее реально, чем с помощью сотрудничества и конструктивного взаимодействия. Не хочу сказать, что мое видение ответственного американского лидерства диаметрально противоположно политике, проводимой сторонниками идеи американского превосходства. И тот и другой подход предполагает возможность вмешательства США во внутренние дела других государств, однако я настаиваю на том, что это необходимо делать только на законных основаниях. Для всего остального мира доктрина Буша не является законным основанием. Именно поэтому я считаю политику администрации Буша такой пагубной. Она закрывает Америке путь к лидерству в сообществе демократий еще до того, как та вступит на него. Мой личный опыт говорит о том, что взрастить открытое общество нелегко, даже если действовать из лучших побуждений. Задача становится практически невыполнимой, когда Америка воспринимается как страна, преследующая собственные интересы.  

Наше замечание тесно связано с замечанием ван Хова о том, что рассеяние надлежит рассматривать как результат конструктивного взаимодействия волновой функции и функции, комплексно-сопряженной с ней. Эволюцию каждой из этих двух функций во времени нельзя рассматривать независимо, поскольку они порождают эволюцию оператора плотности во времени.  

При совмещенном способе части элементов и устройств изображают совместно (в непосредственной близости друг к другу) с учетом их конструктивного взаимодействия.  

Основные положения такой политики содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, которым утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития как основы для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.  

Конструктивное взаимодействие - это любой шаг в коммуникации, который приводит к ожидаемым действиям либо к успешной корректировке ранее совершенных действий. Конструктивное взаимодействие обязывает отправителя отнестись с особым вниманием ко всем решениям на протяжении коммуникационного процесса. Вам следует убедиться, что каждый из перечисленных двенадцати элементов достаточно разработан, чтобы ожидаемые действия были предприняты получателем. Если вы упустите хотя бы один элемент, коммуникационный процесс может оказаться неудачным.  

Для конструктивного взаимодействия очень важна способность к составлению правильного личного мнения и принятию адекватного решения. Для обеспечения эффективной связи с сотрудниками и достижения долгосрочных организационных целей любой информационный обмен на оперативном уровне должен быть очень гибким. Как мы знаем, упомянутый фактор значим уже в настоящее время, а для организации будущего он станет просто насущной необходимостью.  

Опытные участники переговоров стремятся создать атмосферу конструктивного взаимодействия, использовать убеждение, а не давление. Даже если контрагенты отказываются принять условия позитивной игры, ведут себя алогично или пытаются оказать на вас давление, будьте сдержанны, разумны и вежливы и поддерживайте общение до тех пор, пока это возможно.  

Решать общечеловеческие, глобальные проблемы силами одного государства или группы государств нельзя. Здесь необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран.  

Его спокойная и демократичная манера разрешения спорных вопросов, которыми полна наша академическая действительность, готовность пойти на компромисс, если речь шла о деталях, и его твердость при отстаивании положений, в которых он был убежден, в значительной степени способствовали принятию многих полезных для Академии решений. Его каждодневная и кропотливая работа помогла также наладить конструктивное взаимодействие Академии с властными структурами Республики Башкортостан.  

Одна из главных целей педагога дополнительного образования - это помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, научить жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичным и общительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся

в условиях совместной деятельности.

Но единое миру спасение

Доброта, доброта, доброта.

Е.Стюарт

В начале учебного года в процессе формирования учебных групп перед педагогами дополнительного образования встает проблема: как из детей разного возраста, пришедших из разных школ с разными способностями и характерами создать сплоченный коллектив.

Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.

Очень важно, чтобы в группах сложились добрые бесконфликтные отношения между обучающимися с первых дней обучения. Это позволит в будущем детям более успешно осваивать программные знания, добиваться более высоких результатов. В процессе обучения дети вступают в интерактивное общение: они не только обмениваются информацией, но и вступают в совместную деятельность, учатся, проводят совместно досуг, отдыхают.

Одна из главных целей педагога дополнительного образования - это помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, научить жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичным и общительным. При этом важно, чтобы педагог постоянно склонял детей к взаимопониманию, в сложных ситуациях вызывал у них потребность договариваться. Для укрепления сплоченности коллектива, взаимной симпатии его членов необходимо ставить учащихся в такие условия, чтобы они оказывали различные услуги преподавателю и друг другу, проявляли искреннее внимание, заботу, дарили добро.

Особую роль в интерактивном общении детей играют неформальные лидеры. Это личности, которые в силу своего общественного положения выступают организаторами различных видов деятельности. И хорошо если они обладают притягательностью, обаянием, умением понять другого человека, готовностью не только сочувствовать, но и сопереживать и, что значительно труднее, радоваться успехам других. Лидеры, обладающие такими чертами характера, оказывают значительную помощь педагогу в формировании коллектива. Если нет такого лидера, то педагог должен взять ведущую роль на себя и воспитывать у актива группы и каждого его члена эти черты.

В первую очередь педагог должен помочь ребенку познать самого себя: вглядеться в свой внешний облик, задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих. С этой целью на одном из первых занятий можно провести игру на знакомство: «Расскажи мне о себе», «Сундучок». (Методику игры см. В.И. Максакова «Организация воспитания младших школьников») В процессе игры дети активнее знакомятся друг с другом, ведь о себе рассказывает каждый; подчеркивая свою индивидуальность, ребенок понимает насколько уникален и интересен другой. На протяжении учебной деятельности личностно-ориентированный подход способствует тому, что ребенок осознает, что его ценность определяется не столько тем, какое изделие он смог изготовить, но и тем насколько он интересен для окружающих, что он хорошего способен сделать для людей.

Наиболее продуктивно взаимодействуют дети, если на занятиях создана атмосфера сотрудничества, в этом случае дети легко идут на компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя.

Для подлинно дружеских отношений важно, чтобы партнеры находились примерно на одном уровне развития, чтобы у них у них было примерное равенство достоинств и недостатков. Мы склонны подсознательно выбирать не столько самых умных и красивых, сколько тех, кто также умен и красив, как мы.

Тренинговое упражнение «Место за партой». После окончания занятия, происходит обсуждение, формулируются правила:

  1. Необходимо держать дистанцию.
  2. Просьба отличается от требования.
  3. Спокойный тон лучше крика.
  4. Красивый исход.
  5. Ищите сходство.

Без взаимопонимания не может быть ни настоящего товарищества, ни дружбы, ни успешной совместной работы.

Дружной может стать группа в том случае, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в группе доброжелательная атмосфера, если каждый стремится понять себя и другого. Для этого можно предложить выполнить какое-либо задание в парах, в группах (составить кроссворд, выполнить общую творческую работу, поиграть в игру «Общение»).

Развитие у детей умения сотрудничать и в то же время быть самостоятельными происходит благодаря созданию особого контекста всей жизни творческого объединения. Этот контекст создается демократизмом отношений между взрослыми и детьми, организацией разнообразной, интересной совместной деятельности, гуманистическими ценностями. Воспитание у детей жить вместе и быть самостоятельными осуществляется и продолжается и вне занятий: на праздниках, во время экскурсий и прогулок, поездок за город, на соревнования и т.д. Дети легко сближаются и идут на контакт в неформальной обстановке. Проведение праздников, конкурсов, день именинника, поездки на природу, совместные походы в кино, в музей способствуют раскрепощению ребенка.

Психолог, проводя тестирование обучающихся на предмет комфортности их пребывания на занятиях, констатирует повышенный уровень тревожности у некоторых воспитанников, а отсюда – агрессию, конфликты, проблемы в учебе у потенциально способных детей. Усугубляет ситуацию усиливающая тенденция падения интереса к знаниям, как непреходящей ценности, снижение познавательной активности, снижение заинтересованности родителей в процессе воспитания детей.

Выступление психолога

Конфликты бывают горизонтальными (между равными по иерархическому уровню людьми – между воспитанниками) и вертикальными (между педагогом и обучающимися). Конфликты возникают на деловой и личной основе. Деловой конфликт исчезает, как только решается проблема. Он носит конструктивный характер и стимулирует развитие коллектива. Личный конфликт обычно значительно продолжительнее. Он является следствием психологической несовместимости. Они могут быть явными открытыми и неявными.

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Отверженный»?

В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в группе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания воспитанников и педагога, занять лидерскую позицию, что, не умея при этом себя вести в соответствии со своими притязаниями, добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. Этих ребят часто называют аутсайдерами, изгоями, и вот эта самая отверженность -–явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.

Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия отверженного с коллективом является сюжет сказки Ганса Христиана Андерсона «Гадкий утенок». Я хотела бы вам немного напомнить эту сказку, а вернее, один ее эпизод. (Зачитать начало сказки до того момента как утенок решается уйти с птичьего двора).

Итак, у нас есть герои сказки: гадкий утенок, мама, братья и сестры, обитатели птичьего двора.

Сейчас мы попробуем погрузиться в этот сказочный мир, но для начала нам необходимо разделиться на четыре подгруппы: «гадкий утенок», «мама», «братья и сестры», «птичий двор». Каждая группа получает листы с заданием. На выполнение задания отводится 10 минут. Участники фиксируют свои мысли на бумаге, представители озвучивают свои варианты.

Теперь мы сравним то, что нам предложила каждая группа: «птичий двор» и «гадкий утенок»; «мама» и «братья и сестры». Мы с вами видим, что не все предложения и варианты готов принять утенок, возможно у него и мыслей таких не было. А теперь посмотрим, что предлагает нам птичий двор – социум и почему этого не принимает утенок. Причина здесь очевидна – различие ценностных приоритетов. Какие же выводы можно сделать? Чтобы адаптироваться «гадкому утенку», стать своим, ему необходимо, принять, правила, требования «птичьего двора», которые не всегда совпадают с ценностями, существующими в ближайшем окружении - семье.

И наша с вами задача, работая в дополнительном образовании, с первых дней пребывания детей в творческом объединении обучать их правилам общения и взаимодействия. Во многом зависит отношение ребенка к окружающим и от его внутреннего состояния, от самооценки. Низкая самооценка затрудняет контакты с людьми. Можно сказать, что это тоже явилось причиной непринятия гадкого утенка птичьим двором.

Нельзя забывать, что ученика нельзя принудить «быть хорошим». Хорошим он может сделаться только сам. Важно стремиться не к беспрекословной дисциплине – тишине и порядку, а к дисциплине творческой, направленной на овладение знаниями, умениями и навыками.

Очень важное качество педагога – умение видеть в проступке не хулиганство, а ребячьи далеко не всегда правильные, но вполне понятные мотивы: проявить себя перед товарищами, дать выход накопившейся энергии. Не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины. Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дисциплины. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и педагога и воспитанников.

Давайте попытаемся вместе разработать правила педагога для предупреждения конфликтных ситуаций.

  1. Правильно сформулировать цель воспитания.

Нередко педагог видит главную задачу воспитания на занятиях в пресечении нарушений дисциплины. А ведь первая задача воспитания – создать все необходимые условия для успешной работы, учебы, общения воспитанников.

  1. Учитывать при работе с детьми их индивидуальные особенности.

Один ребенок быстро овладевает новыми знаниями, другой медленно; один предпочитает незнакомую работу, связанную с преодолением трудностей, другой, наоборот, любит выполнять однообразные, хорошо знакомые обязанности. Одному перед началом работы, следует сказать об ответственности, а другого успокоить. Проступок одного можно разбирать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Дети отличаются один от другого и своей коммуникабельностью.

  1. Педагог должен расширять кругозор, ярко проводить занятие, давать задания, способные заинтересовать обучающихся, вовлечь их в коллективные творческие дела.

Все это поможет отвлечь детей от конфликта, будет способствовать разрешению спорных вопросов, работа в группах, в парах поможет лучше узнать друг друга.

  1. Проведение занятий в игровой форме.

Дидактические игры, игровое моделирование ситуаций поможет ребенку легче вступать в контакт с другими детьми и педагогом.

5. Правильная стимуляция школьников поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя его мотивы. Если ребенок не проявил трудолюбия, прилежания, его не следует благодарить за успехи в учебе. Напротив, выполнение трудного задания новичком даже на троечку должно сопровождаться похвалой.

  1. Первое замечание провинившемуся всегда следует делать с глазу на глаз.

Несоблюдение этого правила быстро создает дурную репутацию учителю, приводит еще к более серьезным нарушениям дисциплины.

  1. Опора педагога в работе на неформальное объединение воспитанников.

Никакие официальные отношения не в состоянии регламентировать множество ситуаций, ежедневно возникающих в работе с детьми. Педагог не способен регулировать огромное количество мелких и крупных ситуаций общения школьников. Это и приводит к спонтанному формированию неформальной структуры коллектива. Неформальная группа стремится добиться поддержки педагога. Педагог, в свою очередь, добивается согласования интересов группы с требованиями всего коллектива.

  1. Организация досуговой деятельности.

Организация досуговой деятельности, игры, общение в неурочное время способствует формированию сплоченного коллектива, поможет ребятам наладить дружеские контакты.


Анализ процессов глобализации достаточно четко обозначил тенденцию изменения традиционного распределения ролей в управленческих взаимоотношениях государства и бизнеса. Большой бизнес с подконтрольного со стороны государства объекта постепенно превращается в субъект, который начинает влиять на межгосударственные отношения, социально-экономические процессы, международную и региональную политику и т.д., используя для этих целей все свои преимущества. Вполне вероятно, что в не очень далеком будущем крупный бизнес в лице транснациональных и трансрегиональных корпораций может стать доминирующим фактором в развитии как мирового, так и регионального хозяйства, осуществляя при этом латентное управления органами государственной и региональной власти, а также политическими партиями и общественными организациями. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вышеуказанными тенденции развиваются в условиях пассивного участия в них самого общества, которое фактически является сторонним наблюдателем. Причина кроется в том, что на сегодня гражданское общество, способное четко и недвусмысленно сформулировать приоритеты своих интересов с их постановкой как перед государством, так и перед бизнесом, в Украине отсутствует.

Учитывая возрастающую сложность взаимоотношений общества, государства и бизнеса, подходы к построению работоспособного механизма их взаимодействия необходимо искать на основе создания конгруэнтной системы интересов всех трех субъектов взаимодействия, реализуя при этом принципы их взаимной социальной ответственности. Решение этой проблемы возможно только на основе фундаментальных принципов системного подхода к управлению сложными социально-экономическими системами. При этом следует исходить из позиции, что в триаде «общество-государство-бизнес" главную роль играет общество, как сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с множеством их связей, отношений и взаимодействий.

Важной подсистемой общества является государство, как его образ организации, как управляющая подсистема общества. Как субъект управления государство реализует свои полномочия через законодательные, исполнительные и судебные органы. Бизнес же является центром, подсистемой общества, осуществляет производство различных товаров, продуктов и услуг, необходимых для нормального устойчивого развития общества и удовлетворения разнообразных потребностей всех его членов.

Многие исследователи в последние годы выражают и обосновывают точку зрения о нарастании кризисных явлений во взаимоотношениях государства и крупного бизнеса. Не допустить перерастания этих явлений в системный кризис возможно только на основе объективного учета свойств целенаправленной системы, а именно свойства самосохранения, стремление системы и ее подсистем обеспечить собственное выживание. Здесь уже необходимо рассматривать не государство и бизнес как таковые, а представителей органов власти и τοπ-менеджеров бизнес-структур. В этом случае именно эта цель, то есть самосохранения, становится первичной.

В случае же развития тенденций усиления противостояния крупного бизнеса и властных структур само понимание сторонами катастрофичности последствий должно способствовать формированию новых механизмов их взаимодействия, которые исключили бы саму возможность возникновения системного кризиса.

Учитывая, что государство и бизнес являются элементами сложной социально-экономической системы - общества в целом, то разумные формы компромиссных отношений между ними могут быть найдены только на основе признания приоритета общесистемных целей и интересов. В общесистемных целях должны быть на компромиссной основе отражены как интересы бизнеса, так и интересы государства и общества.

К сожалению, в Украине общесистемная стратегическая цель, которая однозначно воспринималась и признавалась бы всеми тремя рассматриваемыми субъектами отношений, до настоящего времени не сформулированы. В наиболее общем виде такую цель относительно современного украинского общества, на наш взгляд, правомерно сформулировать следующим образом: сохранение целостности общества как единого социального организма на основе формирования рыночной экономики, динамично развивается и направлена на повышение качества жизни населения и сближения условий его жизнедеятельности с ведущими развитыми странами мира.

Транслируя указанную главную цель развития общества на более низкие этажи управленческой иерархии, можно говорить о том, что:

1) государство как субъект управления, выражая интересы общества, должен консолидировать усилия всех хозяйствующих субъектов на государственном и региональном уровнях для достижения главной цели, стоящей перед обществом в целом;

2) региональные органы власти в качестве главной цели социально-экономического развития своего субъекта государства могут ставить задачи повышения конкурентоспособности экономики и рост на этой базе благосостояния его жителей;

3) любая социально-ответственная бизнес-структура в качестве стратегической цели должна ставить задачу достижения долгосрочных конкурентных преимуществ, позволяющих обеспечить устойчивое развитие и повышение уровня и качества жизни, как сотрудников своего предприятия, так и населения местного сообщества, на территории которого она функционирует.

Исходя из вышесказанного подхода, само общество как объективно системообразующий элемент должен решать задачу создания условий для эффективного совместного функционирования и развития государства и бизнеса в интересах общества, то есть для достижения главной цели его развития. А для этого необходимо, чтобы общество, с одной стороны, формировало целевые ориентиры развития государства и бизнеса, а с другой - осуществляло непрерывный достаточно жесткий контроль за деятельностью как государственных органов власти, так и за деятельностью бизнес-структур. Очевидно, что ни бизнес, ни государственные органы власти автономно вряд ли смогут рационально решить эту задачу с системных позиций. Скорее всего, оба эти субъекты общества в свободном, бесконтрольном режиме будут пытаться решать общесистемные задачи, исходя из собственных объективно существующих интересов, что подтверждается мировым опытом и отечественной практикой последних лет.

Таким образом, речь идет о необходимости формирования каких-то консолидированных структур, представляющих различные компоненты гражданского общества, которые могли бы оказать существенное влияние на функционирование как органов власти, так и бизнес-формирований, осуществляя при этом цементирующий влияние на их взаимоотношения, направленные на выработку единых позиций по решению проблемных ситуаций в развитии общества в целом. Речь идет о том, что гражданское общество может значительную часть своих интересов и полномочий делегировать негосударственным некоммерческим организациям, которые могут способствовать выстраиванию отношений государства с бизнесом, используя принципы социальной ответственности. На наш взгляд, обеспечить производительную участие общества в решении вышеуказанных проблем возможно только на основе реанимации системы социального партнерства

Социальное партнерство - это конструктивное взаимодействие организаций трех общественных секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), выгодно каждой из сторон и обществу в целом и направлено на решение социальных проблем . Чаще всего социальное партнерство сводится к решению экономических проблем общества, в социально-трудовой сферы. Имеются в виду отношения между работниками и работодателями или отношения между государством (так называемый первый сектор) экономики в лице органов его власти, предпринимателями (второй сектор) и профессиональными союзами. Более правильной представляется точка зрения о том, что методы социального партнерства могут применяться не только в трудовых отношениях, но и в тех областях, где интересы различных социальных групп пересекаются.

Идеология социального партнерства основывается на том, что бизнес, власть и общественные организации, представляющие интересы местной общины и наемных работников, должны взаимодействовать и строить свои отношения, исходя из необходимости обеспечения:

а) социальной стабильности и порядка в обществе;

б) устойчивого и динамичного развития экономики;

в) правовой защиты и реализации основных прав и свобод личности;

д) условий гармоничного развития человека.

Очевидно, что специфика субъектов этих трехсторонних отношений претерпевает существенных изменений при переходе от высших ступеней иерархии управления страной в целом на уровень государства и регионов, а дальше на уровень региональных общин.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в украинской практике взаимодействия бизнеса и органов власти третья сторона трипартизму - структуры или организации, представляющие общество, - как таковые отсутствуют. Ведутся научные дискуссии и живо обсуждаются назревшие прикладные проблемы о направлениях развития и оптимизации взаимоотношений бизнеса и власти на государственном и региональном уровнях с выделением различных типов, видов, способов и моделей такого взаимодействия. Так, Ю. Фридман, понимая под моделью взаимодействия власти и бизнеса совокупность сложившихся на определенной территории формальных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия, выделяет четыре типа отношений и взаимодействия :

1) модель патронажа (административного давления на бизнес)

2) модель "приватизации власти" большим капиталом;

3) модель подавления (использование властью в отношения с бизнесом репрессивного аппарата)

4) модель партнерства (компромисса).

В современных условиях в большинстве украинских регионов доминирующей должна стать партнерская система взаимодействий, отличительными особенностями которой являются:

Обмен ресурсами как основа взаимоотношений. Бизнес получает "особые условия" (освобождение от региональных налогов и другие льготы) и доступ к дополнительным экономических ресурсов (дешевые кредиты и надежные гарантии по ним, участие в федеральных программах), а представители власти могут рассчитывать на финансирование бизнесом программ социального и экономического развития региона, на участие регионального бизнеса в реализации приоритетных национальных проектов и т. д.;

Отказ бизнеса от борьбы за власть. Речь идет не только об отказе бизнес-сообщества от претензий в борьбе за контроль над всеми структурами региональной власти, но и о эффективную поддержку бизнесом согласованной модели власти в регионе;

Эффективность бизнеса как условие консенсуса бизнеса и власти. Неэффективен бизнес не "вписывается" ни в какую модельную конструкцию, используемую регионами, и тем более в модель партнерских отношений;

Совместная разработка комплексных программ социального и экономического развития региона. Бизнес с самого начала своего функционирования в регионе должен четко осознавать стратегические цели и задачи развития региона для выработки эффективных моделей ведения бизнеса.

Одной из самых серьезных проблем дальнейшего позитивного развития рассматриваемых отношений является недостаточная разработка инструментальных форм взаимодействия субъектов экономического пространства региона (государственных и региональных органов власти и бизнес-субъектов). Сейчас основным инструментом согласования интересов есть и или соглашение о принципах взаимодействия. Целью таких соглашений является установление партнерских отношений власти и бизнеса и повышение социальной ответственности бизнеса. Предметом соглашений являются мероприятия, направленные на достижение баланса интересов, взаимной заинтересованности сторон и информационной открытости (например, публичное сообщение рейтинге качества взаимодействия компаний и власти, позволит компаниям позиционировать себя как социально ответственных, а региональным властям - оценивать уровень взаимодействия с бизнесом).

При последнем тылу отношений органы власти и бизнес выступают как участники "общего дела". В рамках экономики "общего дела" орган власти выступает как "партнер-координатор", непосредственно участвует в решении проблем бизнеса. Целевые установки бизнеса носят социально ответственный характер. Он выступает как «партнер», ориентированный не только на прибыль, но и для решения общих местных проблем. Правила взаимодействия определяются в ходе статусных торгов о целевых учреждения муниципальной экономики как экономики "общего дела". Основным предметом этих торгов является определение соотношения бизнес-целей и социальных задач в рамках этой экономики "общего дела". Интерес органов власти в процессе торга заключается в том, что, используя обмен взаимными обязательствами, региональные и местные органы власти не просто имеют возможность расширить крайне скудные источники выполнения своих социально-экономических функций, но и преодолеть бюджетные ограничения своей деятельности. Согласие же бизнеса на неявный контракт с органами власти обусловлена его особым интересом к участию в подобных торгах по двум причинам:

1) получение доступа к реальным ресурсов (в аренду, собственности и т.п.);

2) достижение более устойчивого положения и снижения политических рисков.

Важное значение во взаимодействии органов власти и бизнеса на уровне региона имеет институт социальной ответственности бизнеса. В реальной действительности происходит активное формирование устойчивых социально приемлемых стандартов поведения бизнес-структур в духе социальной ответственности, поддерживаемых органами власти и самоуправления. При этом именно на местном уровне особое значение приобретает необходимость учета интересов власти, бизнеса и населения. К сожалению, в этих отношениях активными сторонами выступают только органы власти (региональные и местные) и бизнес (большой и малый), а население остается в качестве пассивного наблюдателя.

В этой связи все более актуальным становится задача выстраивания достаточно жестко упорядоченных отношений между взаимодействующими сторонами, и, прежде всего, разграничение сфер ответственности государства и бизнеса.

Однако и здесь представители крупного бизнеса язык ведут о разграничении своих полномочий и ответственности только с государством как субъектом управления. Третья же сторона - само общество - остается в стороне. В то же время если рассматривать государственную власть как форму организации эффективной системы управления обществом, то, следовательно, само общество в лице организаций, которые представляют его, а не государство должно оформлять заказ, давать поручения государственным органам власти на оптимизацию их взаимоотношений с бизнесом, направленных на улучшение условий жизнедеятельности всех членов общества.

Следует констатировать, что в силу несформированности и неразвитости институтов гражданского общества на современном этапе его развития выполнять эту важную роль общество в нашей стране еще не готово.

Максимальный эффект воздействия общества на позитивное взаимодействие властных структур и бизнеса может быть достигнут при системном подходе, который предусматривает формирование определенных консолидированных структур, представляющих различные слои и категории населения общества. Среди общественных структур, осуществляющих взаимодействие с бизнесом и властью, наиболее значительный потенциал влияния на них, включая экспертные возможности, имеет институт общественных палат. Однако этот потенциал пока не раскрыт. Дело в том, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Украины, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Украины, конституционного строя Украины и демократических принципов развития гражданского общества Украины. Пока еще действенные механизмы согласования общественно значимых интересов не разработаны. При этом, в законе об общественном плату бизнес, как субъект согласования этих интересов, совершенно не обозначен. Однако, на наш взгляд, это не значит, что институт общественных палат должен исключить бизнес из сферы своего влияния.

Общественные палаты работают на государственном и региональном уровнях, пока остается вне зоны целенаправленной и постоянной общественного внимания. Представляется, что по крайней мере повседневную жизнь граждан должно быть под контролем общества, поэтому целесообразно наделить этими полномочиями Совета по социальной политике, создаваемые на региональном уровне, имеют общественный статус и призваны выполнять функции влияния на формирование социальной политики и реализацию программ социального инвестирования региональных общин.

Учитывая возрастающую сложность взаимоотношений общества, государства и бизнеса методические подходы к разработке механизма их конструктивного взаимодействия должны основываться на наш взгляд, на следующих выходных принципах (установках):

Конгруэнтности системы интересов всех трех субъектов взаимодействия;

Социальной ответственности интересов всех трех субъектов взаимодействия;

Социального партнерства;

Признание в системной триаде "общество-государство-бизнес" главенствующей роли общества и, следовательно, приоритета общественных целей, то есть общества в целом.

Исходя из вышеизложенного, под механизмом взаимодействия бизнес-структур, органов власти и общества понимается совокупность субъекта (органа) управления, самих субъектов взаимодействия, средств, способов и методов, с помощью которых они влияют друг на друга и на объекты социальной сферы соответствующего административно-территориального образования конкретной социально-экономической системы (страна в целом, регион, региональная община) для наиболее эффективного достижения целей и целей. При таком подходе в механизме взаимодействия правомерно выделить несколько блоков (рис. 4.5):

Блок 1 является субъектом (органом) управления взаимодействием;

Блок 2 является совокупностью субъектов взаимодействия, то есть органов власти (самоуправления), бизнес-структур и организаций, представляющих интересы жителей, проживающих на данной территории;

Блок 3 является банком накопления информации о возможных способах, средствах и методах воздействия субъектов на объект управления, то есть проблемные ситуации;

Блок 4 включает в себя объекты воздействия, то есть весь перечень наиболее острых социальных проблемных ситуаций территориального образования;

Блок 5 е результирующим органом контроля, оценивает функционирование механизм) "в целом.

Рис. 4.5. Механизм взаимодействия бизнес-структур, органов власти и общества

На наш взгляд, блочная структура механизма конструктивного взаимодействия общества, государства и бизнеса будет единственной на уровне страны в целом, регионов и региональных общин. Однако, структура каждого из блоков механизма для любого из субъектов взаимодействия будет разной для каждого из трех уровней управленческой иерархии. Естественно, что и алгоритмы функционирования предлагаемого механизма взаимодействия на уровне страны в целом, региона, региональной общины будут существенно отличаться друг от друга.

В качестве субъекта (органа) управления мы предлагаем создавать трехсторонние комиссии по типу комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Вышеуказанные комиссии действуют на основе заключенных соглашений между представителями органов власти, профсоюзов и работодателей на уровне страны в целом (генеральное соглашение), области (отраслевые), территории (специальные) и отдельных организаций (так называемые коллективные договоры).

В блоке 3 предлагаемого механизма накапливается информация о возможных способах, методах и средствах взаимодействия трех указанных субъектов между собой, а также воздействия на объекты управления, то есть на различные социальные проблемные ситуации, требующие разрешения (блок 4). Естественно, что количество и сложность социальных проблемных ситуаций, требующих решения в ближайшей перспективе, несоизмеримы по мере перехода от региональных общин в регион, а затем и к стране в целом. Если у местных властей часто основными являются экологические проблемы и проблемы предоставления социальной помощи низкообеспеченных категориям населения, то на уровне страны в целом основными становятся сложные проблемы модернизации всех сфер жизнедеятельности общества.

Разнообразие проблемных ситуаций требует разнообразия способов, методов и средств по их решению. Необходимо создание со стороны органов власти такой ситуации, при которой у бизнеса появлялся бы собственный интерес к вложениям в крупные социально-экономические проекты, необходимые стране для успешной модернизации, прежде всего, экономики. И ресурсов нужно для решения огромного количества проблемных ситуаций немало, при этом речь идет не только о финансовых ресурсах, но и об интеллектуальном, человеческий капитал. Очевидно, что обеспечить конструктивное взаимодействие всех трех сторон только административными, командными методами невозможно, необходимо максимально широко использовать экономические и социально-психологические методы.

Блок 5 представляет орган контроля, в который входят представители всех трех субъектов взаимодействия, и который должен оценивать степень реализации запланированных мероприятий по каждой проблемной социальной ситуации. Важная роль в этой группе отводится представителям гражданского общества (хотя она достаточно значима, безусловно, и на стадии оценки остроты той или иной проблемы, а также выделенных на ее решение ресурсов). Особую социальную значимость приобретает проблема контроля на муниципальном уровне. Если на уровне страны у нас существуют и относительно эффективно действуют достаточно крупные представители общества (например, общественная палата, объединения профсоюзов и т.д.), то на региональном уровне таких мощных общественных структур нет. Именно на местном уровне могут и должны быть выработаны механизмы общественного контроля, эффективного участия общественности в управлении территориями.

Современная наука уделяет большое внимание вопросам, связанным с исследованием контактов между людьми. Жизнедеятельность современного общества невозможна без активного взаимодействия его членов друг с другом. Качественные и количественные характеристики взаимодействия влияют на эффективность работы во всех сферах общественной жизни.

В самом общем виде в философских и обществоведческих науках взаимодействие, по мнению Н.Е. Яценко понимается как всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 c.

В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга, считает А.А. Бодалев, - обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

Взаимодействие, с точки зрения Л.В. Байбородовой, является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Философия указывает на следующие признаки взаимодействия как реального явления: одновременность существования объектов; двусторонность связей, взаимопереходов субъекта и объекта в субъект; закономерность связи на уровне сущности; взаимообусловленность изменения сторон; внутреннюю самообусловленность объектов.Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c.

В психологических и педагогических науках взаимодействие часто связывается с двумя явлениями: общением и совместной деятельностью. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г.М. Андреева. Интерактивная сторона общения, считает ученый, - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Часть авторов просто отождествляет общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

Взаимодействие возможно также интерпретировать как организацию совместной деятельности. В ходе нее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: учет планов, «созревших в голове другого» и сопоставление их с собственными планами; анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия; осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

В основе социальной деятельности, считает Т. Парсонс, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. Единичное действие есть элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, в точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: деятель; «другой» (объект, на который направленно действие); нормы (по которым организуется взаимодействие); ценности (которые принимает каждый участник); ситуация (в которой совершается действие).Работнов, Л.Д. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / Л.Д. Работнов. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.

Структура взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения (М. Вебер, П. Сорокин). Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Для него центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальные связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: пространственного контакта; психического контакта (взаимная заинтересованность); социального контакта (совместная деятельность); взаимодействия (что определяется как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»); социального отношения (взаимно сопряженных действий).

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциации и диссоциации). В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

В нашем исследовании наибольшее внимание уделяется кооперативному взаимодействию, означающему координацию единичных сил участников. Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.

А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: разделение единого процесса деятельности между участниками; изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребностей, что означает несовпадение предмета и мотива деятельности. Средствами их соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации.

Важные для нашего исследования сущностные черты взаимодействия педагогического выделены Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспировым. Они понимают под данным феноменом случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В гуманистически ориентированном педагогическом процессе отношения между участниками партнерские, равноправные, паритетные, а само взаимодействие характеризуется такими терминами как взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияния. По их мнению, взаимодействие может выступать в двух основных формах: сотрудничества и соперничества. Сотрудничество характеризует достижением взаимного согласия и солидарности в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения. В соперничестве успех одних стимулирует или тормозит целенаправленную и продуктивную деятельность других участников совместного труда.Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин. - М.: Дашков и К, 2014. - 272 c.

Все основные характеристики взаимодействия отражаются в его видах. Наиболее значимым для нашего исследования является такой вид взаимодействия как социальное. В понимании его сущности мы солидаризируемся с концепцией Л.В. Байбородовой и под социальным взаимодействием понимаем совокупность процессов жизнедеятельности, в которые включается человек и сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний. В этом значении любая предметная деятельность человека, его общение есть социальное взаимодействие. В более узком смысле, социальным явлением считается не любое взаимодействие человека, а только то, которое обеспечивает позитивные, общественно-ценные изменения во взаимодействующих сторонах. В третьем значении социальное взаимодействие рассматривается как социальное отношение между людьми, социальными группами. Важными специфическими формами такого взаимодействия являются совместная деятельность и общение.

В социальном плане взаимодействие людей рассматривается также как способ осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение с одной стороны и подражание этому поведению с другой.

Непосредственным и специфическим показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников:

1. По взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять друг друга, обоюдный интерес друг к другу.

2. По взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, понимание и уважение трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях, адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

3. По взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность партнеров.

По взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга.

5. По взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и конкретных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.

В общем плане о развитии взаимодействия можно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие, что может говорить о множестве типов взаимодействия. В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Возможно взять за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.

Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего собачьего ума дело», — и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.

М. Жванецкий

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуациях - соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах - сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип - это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не
грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области - Аристотеля, Шопенгауэра, Повар- нина - продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый речевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эффект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обязательства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип коммуникации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуникацию, звучит следующим образом:

Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не совершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых актов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими речевыми актами» (там же, с. 50-53).

Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные правила аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой коммуникацией, цель которой - содействовать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия - это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации - «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т.

д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и сейчас» Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Обе увлечены, наносят и получают сильные «удары» Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь» Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора (цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)
+
1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому Не узнал ничего нового
2. Отреагирова- ние Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидоренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).

К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся при обсуждении проблем их разрешения.